на каком острове жила моана
Синемафия
11 фактов о фильме «Моана»
1 декабря, в противовес снегу и холоду, на российских киноэкранах воцарится яркая, сказочная, жаркая Полинезия: начинается прокат анимационного фильма Disney «Моана».
Моана — героиня нового анимационного приключения Disney, 56-го анимационного полнометражного фильма студии.
Ничего не остается — как только пуститься в путь. Моана готова!
Мы собрали 11 забавных фактов об анимационном фильме « Моана » и спешим поделиться ими с вами.
И вот уже Моана — главная героиня, а полубог Мауи — её помощник.
Имя « Моана » используется в Новой Зеландии и на Гавайских островах; оно носит на гавайской языке и языке маори одно и то же значение — «Океан» — и может быть как женским, так и мужским.
Для работы над фильмом о Полинезии была собрана целая команда лингвистов, антропологов, историков, навигаторов и прочих, — для того, чтобы отдельные аспекты фильма были не придуманными, а основанными на полинезийской культуре.
К примеру, костюм Моаны — реальный, а красные элементы на нем показывают, что она — дочь вождя.
Уроженке Гавайских островов Аулии накануне премьеры фильма исполнилось 16, а приглашение на прослушивание она получила благодаря размещенному на YouTube видео.
То, что Аулии похожа на Моану — совпадение, внешность Моаны была создана до того, как Аулии отобрали на роль.
Никаких прослушиваний на роль Мауи не было. Создатели сразу точно знали, что им нужен только Дуэйн Джонсон и никто больше.
Именно поэтому некоторые повадки Мауи — к примеру, то, как он двигает бровью, — а также его движения были списаны прямо с Джонсона.
А вот как звучит этот номер на русском ( Мауи озвучивает Григорий Сиятвинда ):
Петуха ХейХея озвучивает актер Алан Тьюдик (с вкраплениями настоящего кукареканья), а вот поросенка Пуа — настоящий поросенок.
Сцена с пиратами какамора — сознательный оммаж фильму Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости».
Для анимации воды была придумана специальная система Splash. Аниматоры долго думали, как сделать так, чтобы поднимающиеся волны не выглядели как змеи — и у них это, кажется, получилось отлично!
Лин-Мануэль Миранда, соавтор песен из « Моаны » и их исполнитель, попал в проект до того, как его мюзикл «Гамильтон» стал мегапопулярен ; авторам фильма понравился его предыдущий мюзикл «In The Heights».
А вот как этот номер звучит в русском дубляже:
В июле один из режиссеров фильма, Джон Маскер, рассказал, что в фильме « Моана » зрители смогут увидеть (если будут очень пристально смотреть!) еще двух диснеевских героев: Флаундера из «Русалочки» и снеговика Олафа из «Холодного сердца».
А в «Аладдине» — Чудовище?
Так что и для рыбки со снеговиком место найдется!
Кто стал прототипом диснеевской Моаны: Принцесса маори, которая спасла свой народ от голода и исчезновения
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Девочка из королевской семьи
Маори — народ, который называют иногда «викингами Тихого Океана». Из-за климатических проблем некогда они оказались относительно ограничены в ресурсах, и это привело к развитию у них культуры грабежа, а там — и войны. Маори настолько воинственны и бесстрашны, что во время Второй Мировой показывали настоящие чудеса в битвах, сражаясь в составе британских войск. В наше время они предпочитают направлять агрессию в спорт.
Как и многие другие народы Тихого Океана, маори растут на рассказах о чудесах и проделках, сотворённых шаловливым, любопытным и бесстрашным полубогом Мауи. Одним из самых знаменитых лидеров народа считается принцесса Те Пуэа Херанги, которая, впрочем, никогда не уплывала на лодке в одиночку на неизведанные острова. Её роль была немного другой.
Те Пуэа родилась в самом конце девятнадцатого века. Её дядей по матери был король Махута, создатель системы судов. Увы, но то был его единственный вклад в развитие племени маори под названием вайкато. Народ слаб на глазах. Словно в мультфильме про Моану, земли становилось всё меньше — потому что на том клочке земли, что британские власти оставили маори, людей становилось всё больше. Нищета и голод стали обычным делом.
Матерью принцессы Те Пуэа была Тиахуя, дочь короля Тавхиао, а отцом — Те Тахуна Херанги, сын женщины-маори и британского исследователя Вильяма Сиренка. С самого детства, ввиду немногочисленности королевской семьи, Те Пуэа рассматривали как возможную наследницу трона своего деда, так что её воспитывали как будущую королеву — по особым старым традициям, на легендах и песнях, заставляя учить законы и понимать обычаи.
В двенадцать лет к этому обучению добавилось европейское — Те Пуэа отдали в школу-пансион. Если маори хотели выбраться из сложившейся ситуации, понимала королевская семья, старых знаний мало. Надо получить и новые. В школе принцессе пришлось нелегко: английская кровь никак не помогает учить английский язык. Насколько свободно Те Пуэа общалась на языке маори, настолько трудно ей давался язык белого деда.
Принцесса-изгой
Если говорить она научилась довольно быстро, то борьба с правилами чтения и письма отнимала у неё и так небольшие силы: Те Пуэа была очень болезненна и постоянно оказывалась на больничной койки. Возможно, именно на нервной почве: в родных местах она демонстрировала успех и получала постоянную похвалу, в английской школе ей постоянно пеняли на ужасные ошибки в тетрадях. Возможно также, её травили: большая часть учениц были белыми.
Всё это очень испортило характер принцессы. В пятнадцать лет девочку призвали из школы домой — её мать умерла, и Те Пуэа должна была занять место Тиахуи. Но девочка отказалась что-либо делать. Она постоянно ссорилась с родными. Они упрекали её в заносчивости и развязности — она отвечала, что всё равно умирает от чахотки (ей так казалось). Кроме того, Те Пуэа начала прикладываться к бутылке и менять любовников. Она успокоилась только в неполные сорок лет, взяв себе мужа, мужчину по имени Равири Тумокай Катипа.
Иногда предполагают, что вдали от дома, девочкой, она подверглась не только травле, но и сексуальному насилию, и это повлияло на её поведение. В любом случае, оно не так уж сильно сказывалось на жизни королевской семьи. Главной проблемой по-прежнему был глобальный кризис, который мог привести к вымиранию маори; к тому же, Те Пуэа не могла зачать, так что перепроизводство принцев и принцесс семье не грозило.
Через несколько лет, обнаружив, что никак не умрёт, да и чахотка как будто сошла на нет, Те Пуэа стала интересоваться не только мужчинами и выпивкой. Всё же её самое раннее воспитание было очень крепким, принцесса искренне любила свой народ и страдала, видя его страдания. Она начала собирать и записывать песни, генеалогические истории и другие важные устные тексты, опасаясь, что ассимиляция наступит на её глазах и народ утратит свою память и осознание себя. В двадцать восемь лет она, наконец, согласилась исполнять предназначенную ей роль и начала участвовать в жизни королевской семьи.
За Мауи, против Мауи
Первым эпизодом участия Те Пуэа в политике стала кампания в поддержку Мауи. Не полубога, а одного из своих родственников — Мауи Помаре. Он собирался стать членом новозеландского парламента. Однако он поддерживал идею отсылки солдат маори на передовые Британской Империи. Вероятно, он считал, что так решатся разом две проблемы — имиджа народа и перенаселения. Те Пуэа же рассматривала такую позицию как предательство народных интересов: войны англичан — не войны маори.
Узнав, что Те Пуэа пропагандирует — и очень удачно — против его планов, Мауи с ней, конечно же, рассорился. Шла Первая Мировая, а принцесса помогла скрываться призывникам. И Мауи, и пакеха, и правительство моментально припомнили, что её дед был скорее немцем, чем англичанином, и обвинили принцессу в предательстве. Во многих племенах маори также начали называть родное племя Те Пуэа предателями, и британский наследный принц по время визита в земли маори демонстративно проигнорировал гостеприимство семьи Те Пуэа.
Всеобщая ненависть — совсем как в недобрые времена в школе — не сломила принцессу. Она продолжала вести переговоры с другими племенами. После войны по Новой Зеландии прошёл страшный грипп — в СССР он также бушевал под именем «испанка». Множество людей погибли. Принцесса собрала под своё крыло сто осиротевших детей, и они стали её личным маленьким воинством. Пошатнулись авторитеты многих поредевших знатных семей маори, и влияние Те Пуэа стало шириться — в том числе потому, что грипп, как верили многие, вернувшиеся солдаты принесли из дальних стран. Получается, принцесса была права, когда требовала не отсылать юношей на передовую.
Политика фермы за фермой
С принцессой также начал дружить новозеландский премьер-министр, а восхищённый её деятельностью по сохранению культуры и воспитанию сирот журналист Эрик Рамсден очень благожелательно освещал каждый шаг принцессы. Премьер-министру Те Пуэа устроила обширнейшую экскурсию по деревням маори, выкошенным болезнью, нищетой и голодом. Чиновник был потрясён зрелищем до глубины души и начал содействовать тому, чтобы маори выдавали землю для обработки.
Интересно, что в прессе Те Пуэа постоянно упоминалась именно как принцесса, и сама она повторяла, что это ошибка. В традиции маори нет такого понятия! Принятие королевского титула её семьёй некогда была большой ошибкой, калькой с Европы, разрушением традиций. «Я не принцесса!» — тот же лозунг, что у Моаны, постоянно слышали от Те Пуэа.
Тем не менее, отсутствие королевского титула не мешало Те Пуэа собирать налог со своих сторонников на поддержку проектов, которые она затевала. Кроме того, она устроила первый в истории фестивали песни и танцев маори, который ей помог собрать ещё денег.
Слава принцессы ширилась, и это привело к неожиданному эффекту. Новозеландские племена, до того отрицательно относившиеся к её родному племени, пошли на контакт с Те Пуэа. Её выслушивали, с ней сотрудничали, её встречали всюду с уважением. Влияние, которое она получила среди маори, отразилось и на общении с европейским населением Новой Зеландии. Она стала постоянной участницей общественных и официальных мероприятий в Веллингтоне. Ей выделили обширный участок земли под ферму — и она смогла дать работу многим маори; питались они тем, что вырастили на этой ферме. По её настоянию премьер-министр просубсидировал постройку общежития для рабочих-маори.
Однако, когда ещё земли под ферму дал принцессе депутат-маори, его тут же объявили в том, что он «потакает своим» и нечестно распределяет деньги — хотя на этих угодьях точно так же, как и на ферме от премьер-министра, нашли работу и еду многие обнищавшие маори. После того, как расследование показало, что депутат «зря» потратил 500 000 фунтов стерлингов, ему пришлось подать в отставку.
Тем временем за помощь маори работой (на тех самых фермах!), а также спасение сирот принцессу наградили серебряной медалью короля Георга. Ей присвоили ещё и звание командора Ордена Британской Империи. Это поставило принцессу в неудобное положение. Ей не хотелось принимать это «английское» звание — по политическим мотивам, но отказаться от него в те годы означало сильно ухудшить отношение правительства к её народу. В конце концов «командором» принцесса стала. В конце концов, награждали её за объединение маори в общей борьбе с бедностью, за то, что фермы её процветали — и голод, ползущий по землям маори, ей удалось остановить. Не за заслуги перед британской короной, а за работу на свой народ.
Принцесса прожила шестьдесят девять лет. Она основала ещё несколько больших ферм и вывела свой народ из нищеты, поставила диалог между племенами маори на постоянную основу, упрочила имидж племён маори в глазах британцев и сделала много для сохранения родной культуры и изучения её детьми маори наряду с европейскими науками. Но в последние годы жизни разум стал изменять ей. Прежде, чем окружающие поняли, что происходит, она становилась всё капризнее, нетерпимее и страннее в поведении и от неё отвернулись многие былые друзья. После долгой болезни Те Пуэа умерла.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Моана — всё о мультфильме
В этой статье я соберу как можно больше информации и фактов о «Моане».
Если вы знаете что-то ещё — обязательно пишите в комментариях! Или если заметили какую-то ошибку, поправьте меня.
Мультфильм «Моана» придуман теми же создателями, которые придумали такие мультфильмы как «Холодное сердце» и «Зверополис».
Герои мультфильма
Краткое описание персонажей. Подчёркиванием выделены главные персонажи, курсивом — тоже очень важные герои, без которых ничего бы не вышло, но не главные.
Правда, тут каждый персонаж очень важен, и без любого из них ничего бы не вышло.
Сердце Те Фити — это не персонаж, а камень, а точнее сердце, которое некогда Мауи достал.
Моана — ей всего 16 лет, и в таком юном возрасте она отправилась в большое приключение, а точнее — спасать мир от злых сил!
Мауи — самый забавный персонаж мультфильма, он воодушевляет Моану на некоторые поступки, делает мультфильм забавным и не таким однообразным. Он полубог, совершил много подвигов, такие как — остановил солнце своим крюком, достал остров из воды, украл магический камень (этого до него никто не рисковал делать), за которым и охотятся злые силы и другие нехорошие персонажи.
Пуа — поросёнок, сопровождающий Моану во всех её приключениях, они — лучшие друзья! И дружат они уже давно.
Хей-хей — петух, очень глупый петух. Выглядит он в отличие от Пуа совсем не мило.
Мини Мауи — это живая татуировка на теле самого Мауи, это его совесть. Мауи не хотел отправляться в опасное приключение с Моаной, но его татуировка, то есть мини Мауи, сказало ему, что он станет великим и прославленным после этого похода, и он отправился.
Бабушка Тала — бабушка Моаны по папиной линии. Поддерживает Моану в её любви к воде и океану. В одной из сценок мультфильма Моана сказала бабушке Тале, что пойдёт в плавание, она ожидала, что она ей не разрешит. Но бабушка Тала спокойно ответила, если хочешь — иди. Она хочет стать скатом, когда умрёт, не зря же она себе татуировку ската на спине сделала. В деревне носит репутацию сумасшедшей, но на самом деле она очень мудрая.
Вождь Туи — отец Моаны. Существует древний запрет выплывать в море, который все должны соблюдать. Поэтому он не разрешает дочке отправляться в разные плавания.
Сина— мать Моаны. Во всём поддерживает дочку.
Таматоа — 50-футовый пальмовый вор (это такой вид крабов). Хочет заполучить крюк Мауи, поскольку он неплохо бы смотрелся в его коллекции.
Какамора — существа, похожие на живых кокосов, также охотятся за Моаной с её волшебным камнем (она носит его в амулете), который когда-то достал Мауи.
Те Ка — богиня огня, древняя соперница Мауи.
Некоторые факты
Питомцы Моаны — Пуа и Хейхей.
Ещё до выхода мультфильма полинезийцы высказали много негативных отзывов насчёт облика Мауи.
Имя Пуа происходит от слова «пуака»: в некоторых полинезийских языках так называют свинью и свинину. Также сначала решили что Пуа будет сопровождать в приключении Моану как и Мауи с Хейхеем, но в результате было решено что он останется на острове.
Сначала петух Хей-хей был большим забиякой, но создатели переделали его в, наверно, самого глупого в истории Дисней персонажа. А вообще в самом начале создатели решили что петух Хейхей будет строго присматривать за Моаной, а сам он будет послан присматривать за ней самим вождём Туи (папой Моаны).
Так же как и Мерида, Моана не будет иметь романтики в мультфильме.
Моана живёт на выдуманном острове Мотунуи — создатели не захотели изучать культуру лишь одного острова, они решили отдать дань всем.
Имя Моана в переводе означает «океан», а Пуа — «свинья, свинина».
Мауи может превращаться в сокола. В мифах маори он также обладал этой способностью.
В Хорватии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, Германии, Польше, Испании, Португалии, Нидерландах и Швеции, а также в Украине мультфильм будет называться «Ваяна» из-за проблем с авторским правами. Во Франции Моана имеет название «Ваяна: Легенда о конце света». В Латинской Америке имеет заголовок: «Морские приключения», а в Китае её переназвали в «Океанский романс». В Италии название фильма изменят на «Океанию», а главную героиню будут звать Ваяной.
Сюжет
Всё происходит 2000 лет назад в островах Тихого Океана.
Немного о Моане
Моана — большой друг океана. Однажды в детстве она собирала ракушки, как вдруг перед ней расступилось море, она прошла немного вперёд по песку, где должна была быть вода. Вдруг волна поднялась перед ней, малышка Моана немного отступила, как вдруг волна окунула её волосы и сделала из них новую причёску. С тех пор Моана дружит с океаном. Если она захочет, океан поможет ей, не даст кому то уплыть и ли наоборот ускорит корабль или что-то или кого-то ещё. И однажды в детстве океан принёс ей сердце Те Фити.
Кинотеатр
Мировая премьера состоится «Моаны» 23 ноября 2016 года, а в России в кинотеатрах — 1 декабря. Не пропустите! Перед ней в кинотеатрах будет показан короткометражный мультфильм «Inner Workings».
Смотрите в каталоге кадры из трейлеров и отрывков из мультфильма!
Как создавался мультфильм «Моана»
Подготовка к съёмкам мультфильма «Моана» началась с исследовательской экспедиции на Фиджи, Самоа, Таити и в Новую Зеландию. Кинематографисты не только вдохновились колоритом и невероятной красотой Океании, но и пообщались с местными жителями, чтобы создать максимально реалистичные образы героев фильма и передать самобытность культуры островных обитателей.
Убедиться, что им это удалось как нельзя лучше, вы сможете 27 июля в 19:30 на Канале Disney. А пока предлагаем узнать чуть больше о том, как создавался этот мультфильм.
Копаем глубже!
Режиссёрское кресло на съёмках «Моаны» разделила целая команда во главе с режиссёрами Роном Клементсом и Джоном Маскером, которые создали «Русалочку», «Аладдина» и «Принцессу и Лягушку». Они решили отправиться на тихоокеанские острова и лично встретиться с местными жителями. Среди множества людей, с которыми встречались создатели фильма, Клементс выделяет одного человека: «Старик на острове Мо′ореа задал нам простой и очень важный вопрос: „Многие годы нас захватывала ваша культура, — сказал он. — Может, на этот раз наша культура, наконец, захватит вас?“»
На Фиджи кинематографисты некоторое время провели в местных общинах. Они встречались с туземцами, слушали истории и поверья, трапезничали со старейшинами и вождями, а также стремились узнать побольше о местных профессиях: учителях, мастеровых, фермерах, рыбаках и мореходах. Авторы фильма консультировались с экспертами в области археологии и антропологии по вопросам, касающимся истории, культуры, музыки, танцев, техники резьбы по дереву и камню и так далее.
Кинематографисты привезли с собой в Америку некоторых мастеров своего дела. Эта консультационная группа получила название «Траст Океанской Истории». В него входили антропологи, учителя, лингвисты, татуировщики, хореографы, специалисты по возведению церемониальных построек, мореплаватели и культурологи. Все они помогали специалистам Disney в процессе съёмок.
В фильме можно увидеть 60 видов растений, в том числе, например, некоторые виды кокосовых пальм, хлебное дерево и таро. Член Траста Океанской Истории Фрэнк Мерфи помог кинематографистам определиться, какие деревья могли произрастать на островах в описываемый в фильме период, а какие — нет.
На студию пригласили хореографа, специализирующегося на полинезийских танцах, чтобы тот показал основные движения аниматорам. Художники наблюдали за танцем, делали наброски и просили мастера объяснять смысл каждого движения.
Действие фильма происходит 2000 лет назад, и костюмы персонажей выполнены из материалов, которые можно было найти в те времена. Кроме того, аниматоры консультировались с профессиональными астрономами относительно того, как выглядело небо над Тихим океаном 2000 лет назад.
Дочь вождя, спортсменка и просто красавица
В работе над образом Моаны определяющим фактором стал авантюрный характер героини. Художники черпали вдохновение в образах островитян, которых съёмочная группа встречала во время поездки, а также в фотографиях коренных жителей Полинезии. Аниматоры потратили много времени на прорисовку глаз Моаны. У неё очень миловидное лицо с ярко выраженными скулами и немного выступающей верхней губой.
Команда аниматоров пыталась передать в движениях Моаны её стойкий характер и уверенность в своих силах. «Мы хотели, чтобы она выглядела спортивной и эффектной, — говорит аниматор Эми Смид. — Она очень энергична, сильна и обладает отличной координацией».
Столь же важно было в точности передать все эмоции, которые переживала Моана.
Аниматоры создали более 180 контрольных точек на лице героини, при помощи которых можно было воспроизвести практически любую эмоцию
Моана меняет в фильме семь нарядов, включая красную набедренную повязку, в которой выходит к океану ещё совсем малюткой. «В основном мы наряжали Моану в одежду красных и оранжевых оттенков, — говорит художница Нейсе Бове, которой поручили разработать дизайн костюмов для персонажей фильма. — Красный цвет в её случае отображал принадлежность к семье вождя».
Дизайнеров во многом вдохновлял океан — в костюмах часто использовались морские элементы, ракушки, жемчужины и кораллы. Это неудивительно, ведь имя «Моана» переводится с большинства полинезийских языков как море или океан, или дословно «глубокая вода».
Финальный дизайн полностью отрисовывался на компьютере. Художникам приходилось создавать каждую материю отдельно, чтобы добиться аутентичности. После этого необходимо было учесть физические свойства материи и просчитать, как именно то или иное движение персонажа скажется на виде материала. «Мы работали настоящими портными, — рассказывает супервайзер по симуляции Марк Тинг. — Мы изучали настоящую ткань, чтобы решить, как лучше перенести ее на монитор, а после „пошива“ примеряли одежду на персонаже».
Немаловажной деталью образа Моаны стали ее длинные кудрявые волосы. Более шести месяцев ушло на разработку программы Tonic, при помощи которой художники создали реалистичные прически. Она позволила художникам сделать волосы Моаны такими, какими они были бы в реальном мире: каждый волосок двигался независимо от остальных, они разлетались в стороны и вновь собирались в локоны. Причем после каждого движения головой укладка немного отличалась от предыдущей, как в жизни.
Харизматичный полубог
Полубог Мауи — харизматичный персонаж, который упоминается во многих мифах и легендах Океании. Жители большинства островов считают Мауи весельчаком, шутником и оборотнем. Своим волшебным крюком он мог вытащить из океанской глубины целый остров, у него хватало сил, чтобы замедлить ход солнца.
Разрабатывая образ Мауи, аниматоры наблюдали за выступлениями бодибилдеров и тяжелоатлетов. «В первую очередь мы обращали внимание на рестлеров и футболистов — очень сильных спортсменов с большой мышечной массой, — говорит аниматор Карлос Кабрал. — Затем мы подарили развитую мускулатуру нашему герою, и, надо сказать, он активно пользовался своими мышцами, особенно в динамичных сценах».
Тело Мауи украшает множество татуировок. Среди них есть тату «Мини-Мауи» — двухмерное изображение, которое выполняет функции совести героя. Мини-Мауи заставляет хозяина делать добрые дела, хочет он того или нет. Тату было анимировано традиционным ручным способом по технологии, в которой добились внушительных успехов аниматор Walt Disney Animation Эрик Голдберг и его команда. Авторы частенько сравнивали Мини-Мауи со сверчком Джимини, который «исполняет роль» совести Пиноккио в одноименном полнометражном мультфильме 1940 года.
Работая над формой волшебного крюка Мауи, аниматоры черпали вдохновение в настоящем созвездии. В Океании его так и называют — Крюк Мауи, во всём остальном мире оно известно как Скорпион.
В каждом из зверей, птиц или рыб, в которых превращается полубог, угадываются отличительные особенности Мауи: в частности, на их теле появляются татуировки. По словам аниматоров, труднее всего им было работать над Мауи в образе орла. «Очень непросто было добиться реалистичности, когда герой расправлял и складывал свои крылья, — говорит один из аниматоров. — Нам пришлось попотеть над пёрышками».
«А в глазах каждый день океан бескрайний…»
Действие фильма происходит на островах Тихого океана, поэтому аниматорам пришлось создать много, очень много воды. В среднестатистическом фильме Disney 40–50% кадров содержат спецэффекты. В фильме «Моана» это количество возросло до 80%.
Океан в мультфильме «Моана» — не просто одна из локаций, а живое существо и полноценный персонаж
Чтобы аниматоры могли изучать поведение океана и придумывать, как такой необычный герой мог бы демонстрировать свои эмоции и характер, был создан испытательный стенд.
Механизм испытательного стенда позволял практически полностью изменять структуру волны, вплоть до мельчайших «жестов», которые копировались аниматорами. Команда по созданию эффектов добавила некоторые нюансы — рябь, брызги и всплески, чтобы волна получилась еще более реалистичной.
Кинематографисты изучали буквально всё — от цвета и чистоты воды до того, как свет отражается от белоснежного песка, даже под водой. Чтобы определить степень прозрачности воды, команда конструкторов собрала весьма громоздкое устройство. «Мы соорудили приспособление из серых, черных и красных шариков, висящих на веревках на расстоянии полутора метров друг от друга, — рассказывает директор по освещению Адольф Лузински. — Конструкцию погружали в воду и фотографировали с разных ракурсов из-под воды. В длину приспособление достигало 15 метров».