на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Юбилей Благовещенского моста

175-летний юбилей в 2025 году отмечает Благовещенский мост — первый постоянный разводной мост через Неву, построенный в Петербурге. Он соединил Васильевский и 2-й Адмиралтейский острова.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

История

Проекты постоянных мостов через Неву разрабатывались, начиная со второй половины XVIII века. Их авторами выступали как инженеры-мостостроители из России и других стран, так и выдающиеся народные изобретатели, такие как Иван Петрович Кулибин. До середины 1840-х годов в российские государственные учреждения поступило свыше 60 различных проектов.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Наиболее интересными были проекты висячих мостов. Самый ранний эскиз такого моста принадлежал известному архитектору-изобретателю Александру Лаврентьевичу Витбергу, который в 1809 году составил проект висячего моста через Неву. Строить его предполагалось на месте Исаакиевского наплавного моста, где Нева имела ширину около 244 метров. А.Л. Витберг предложил выдвинуть береговые устои моста в реку, посередине реки устроить портальную арку с отверстием около 21 метр, достаточную для пропуска судов. К ней примыкали два цепных моста пролетом по 85 метров.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Однако в то время сооружение постоянных разводных мостов через Неву было слишком сложной технической задачей и обошлось бы казне непомерно дорого. Поэтому долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами. С 1727 года Адмиралтейский остров с Васильевским соединял Исаакиевский мост, расположенный выше по течению, в створе Сенатской площади.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Только в 1842 году было принято решение о строительстве первого постоянного моста по проекту инженера Станислава Валериановича Кербедза, внесшего заметный вклад в теорию и практику российского мостостроения.

Станислав Валерианович Кербедз — инженер путей сообщения, почетный член Петербургской Академии наук, выдающийся отечественный мостостроитель. Родился 26 февраля (10 марта) 1810 года в Паневежеском уезде. Закончил Виленский университет и институт Корпуса инженеров путей сообщения в Петербурге. Автор проекта и строитель Благовещенского моста, первого постоянного моста через Неву, Морского канала в Санкт-Петербурге и Александровского моста через Вислу в Варшаве, а также первых в России металлических железнодорожных мостов. Последние годы жизни провёл в Варшаве, где и скончался в 1899 году.

Кербедз Станислав Валерианович (1810-1899)

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

С.В. Кербедз предложил два варианта — висячий мост, близкий к идеям А.Л. Витберга, и арочный. Выбран был проект чугунного арочного восьмипролетного моста на каменных опорах с разводным пролетом поворотной системы.

15 октября 1842 года проект был утверждён Императором Николаем I. Архитектором выступил Александр Брюллов, старший брат знаменитого художника Карла Брюллова.

1 января 1843 года мост был заложен. Согласно контракту, работы должны были быть завершены к 1846 году, однако они затянулись на 8 лет, так как строители столкнулись с большими трудностями. Грунтовые условия оказались крайне неблагоприятными для сооружения фундаментов опор, проблема усугублялась большой глубиной и быстрым течением реки.

Сооружение моста обошлось казне в 4 381 400 рублей. Численность рабочих, занятых в строительстве, составила около 1500 человек.

Особое внимание С.В. Кербедз уделил сооружению фундаментов и укреплению дна реки у опор. Для производства работ было построено множество сложных машин и механизмов: подъёмные краны, рамы с механизмами, водолазные колокола, вороты, копры со сваебойными бабами, машины для испытания частей ферм и т.д.

Место каждой будущей опоры оградили перемычкой из деревянного шпунта. Под её защитой были забиты многочисленные деревянные сваи, а затем вся нижняя часть опоры укреплена мощной обсыпкой из камня. Верхние части свай были соединены системой деревянных брусьев, на которых возведены каменные массивы опор, облицованных гранитом.

Для облицовки береговых устоев и быков был использован гранит, полученный после разборки стенок набережных Адмиралтейского и Крюкова каналов. Береговые устои моста были углублены в русло реки на 10 метров.

Благовещенский мост имел семь русловых пролетов, перекрытых чугунными арками, восьмой пролет – разводной.

Разводной пролёт размером 21,3 метра размещался у правого берега Невы, ближе к Васильевскому острову. Он состоял из двух раздельных частей, расположенных под небольшим углом. Два крыла поворачивались в горизонтальной плоскости в направлениях, противоположных друг другу — такая конструкция была применена в России впервые. Каждое крыло представляло собой сквозную ферму с чугунными раскосами. Это был первый в мире пример использования металлической раскосной фермы в качестве крыла разводного пролёта. Все чугунные конструкции изготовлены на заводе Берда в Санкт-Петербурге.

Николаевский мост стал последним крупным чугунным мостом в России и на момент открытия — самым длинным чугунным мостом в мире. Его длина составила 298,2 метра, ширина — 20,3 метра при ширине тротуаров 3,2 метра.

Декор моста отличался изысканностью, благодаря чугунной решетке перил художественного литья, выполненной по рисунку архитектора А.П. Брюллова. Узор решетки отображает аллегории морской стихии: трезубец, к которому с двух сторон обращены фантастические морские коньки-гиппокампы, чьи завитые рыбьи хвосты вплетены в растительный орнамент.

У опор моста и на набережной были установлены 22 газовых фонаря на стойках в виде колонн коринфского ордера.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Открытие моста состоялось 21 ноября 1850 года при участии Императора Николая I и членов царствующей фамилии.

К знаменательной дате была выпущена серебряная памятная медаль по эскизу графа Ф. Толстого. На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано «БЫСТЪ», на реверсе — вид моста со стороны Васильевского острова и годы его закладки и открытия.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенского собора (снесён в 1929 году). После кончины Императора в 1855 году мост был переименован в Николаевский. 17 ноября 1918 года переправа получила новое имя в честь лейтенанта Шмидта — руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 году. Наконец, 14 августа 2007 года мосту было возвращено историческое название — Благовещенский.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Реконструкции и ремонты

В 1854 году у въезда на мост со стороны Васильевского острова была сооружена часовня Святого Николая Чудотворца по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. В 1930 году часовню снесли: на ее месте планировалось установить памятник лейтенанту Шмидту, но проект не был осуществлен.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

В 1863 году через Николаевский мост начали ходить экипажи конно-железной дороги (конки), а 29 сентября 1907 года по мосту пустили трамвай. Для прокладки трамвайной линии была усилена проезжая часть разводного пролёта. Тогда же демонтировали газовые фонари, их заменили на новые электрические, а старые светильники перенесли к зданию Главного штаба и к Невской ограде Летнего сада. Сегодня 16 таких фонарей можно увидеть на Марсовом поле.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

В 1936–1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был перестроен по проекту инженера Григория Передерия. Количество пролетов сохранилось прежним, но разводным стал средний пролет. Поворотную систему разводного пролета заменили раскрывающейся.

В 1975–1976 годах произведен капитальный ремонт переправы. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим, утяжелив конструкцию.

В 2005–2007 годах состоялась масштабная реконструкция моста, в результате которой ему был возвращен исторический облик, а затем и историческое название.

Подробнее о реконструкциях Благовещенского моста читайте на странице, посвященной открытию моста после реконструкции 2005–2007 годов, в разделе «Юбилеи мостов».

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Характеристики моста

Благовещенский мост перекинут через Большую Неву в створе площади Труда и Английской набережной на левом берегу и в створе площади Трезини, Университетской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта — на правом.

Длина переправы составляет 349,8 метров, ширина — 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы. Масса крыльев — 497 тонн каждое.

Разводка осуществляется с помощью гидравлического привода, крылья поднимаются полностью за 3–5 минут. Павильоны управления расположены прямо на поверхности моста.

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Перильные ограждения, столбы освещения и павильоны Благовещенского моста входят в список памятников истории и культуры регионального значения и находятся под охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Информация для туристов

Благовещенский мост, будучи выдающимися инженерным сооружением, окружен легендами. Самая известная из них такая: будто бы царь Николай I обещал Кербедзу повышать его в звании за каждый построенный пролёт моста, и потому инженер быстро пересмотрел проект и увеличил число пролётов. В действительности количество пролетов со дня утверждения проекта оставалось неизменным и равнялось восьми.

При этом карьера С.В. Кербедза в самом деле оказалась стремительной: начав проект в чине майора Корпуса путей сообщения, он вскоре был произведен в чин подполковника, окончил строительство уже полковником, а 21 ноября 1850 года, в день открытия Благовещенского моста, получил звание генерал-майора.

Согласно еще одной городской легенде, Благовещенский мост долго был единственным местом в Петербурге, где позволялось курить. На остальных мостах, которые в большинстве своем были деревянными, равно как и на улицах города, курить было строжайше запрещено из-за опасности пожаров.

Источник

Василеостровский район. Часовня Николая Чудотворца на Николаевском мосту.

Карта и ближайшие объекты

на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Смотреть картинку на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Картинка про на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году. Фото на каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Статьи

С 1842 по 1851 гг. в Петербурге строился первый постоянный мост через Неву, названный перед окончанием строительства Благовещенским. Мост возводился по проекту военного инженера В. С. Кербедза, под руководством специально учреждённого особого Комитета при Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий (ГУПС и ПЗ) и под личным контролем императора Николая I, который уделял этому сооружению самое пристальное внимание. Он утверждал проекты и сметы, вникая в каждое конструктивное, художественное, организационное решение.

Вначале мост собирались украсить скульптурными группами, которые Николай I лично заказал скульптору Пименову. Находясь в командировке в Италии по отбору мраморов для Исаакиевского собора, Н.С. Пименов выполнил рисунки 7-ми аллегорических композиций (одобрено было пять), в том числе «Торжество христианства или ниспровержение идолов». Возвратившись в Петербург в 1854г., он вылепил эту группу в небольшом размере и отлил из бронзы. Она экспонировалась в 1862г. на всемирной выставке в Лондоне, где привлекла к себе внимание не только высоким художественным исполнением бронзового литья, но и своим сюжетом. Однако из-за недостатка средств, воплощение их было отложено на неопределённое время и осталось неосуществлённым. Недавно эта композиция была представлена на выставке «Религиозный Петербург» в Русском музее. Сохранились и два гранитных постамента со стороны Васильевского острова, заложенные ещё в начале строительства моста.

Когда в 1852 году воспитанники Императорской Академии Художеств привезли из Италии, где они осваивали искусство мозаики, мозаичный образ св. Николая Чудотворца, было решено прямо на мосту построить для этой иконы часовню с одноименным освящением.

12 июня 1852 года Николай I утвердил проект часовни, выполненный архитектором А. И. Штакеншнейдером. По смете на её сооружение предполагалось 45 384 руб. серебром и министр финансов согласился отпустить эту сумму из остатка особого таможенного сбора, на счёт которого строился мост. Отставной инженер-капитан Николай Карлович Дершау предложил (дал подписку ГУПС и ПЗ) построить эту часовню за 38 тыс. руб., т.е. на 8 тысяч менее сметной стоимости. При этом он выразил готовность, немедленно приступить к заготовке необходимого количества сердобольского гранита, и сразу начать его обработку в специально им для этого устроенных мастерских. Для обработки красного гранита он просил выделить ему площадку у моста на Васильевском острове, оградив её забором, и отдать в его распоряжение 2 гранитных камня, оставшихся от постройки моста. До конца строительного сезона он обещал уложить на мосту гранитное основание, а в будущем 1853 году приступить к постройке самой часовни, окончив её к концу лета.

15 июля 1852г. управляющий Путей Сообщения и Публичных зданий граф П.А. Клейнмихель, пригласив в Общее Присутствие директора Департамента Искусственных Дел, инженера генерал-лейт. Рерберга, начальника 1-го округа инженер-полк. Гергарта, инж-полк. Серебрякова, архит. Штакеншнейдера, заведующего Благовещенским мостом инж-полк. Бентковского, а также инж-капитана Н.К. Дершау, предложил сразу заключить с ним контракт и начинать постройку. С этим все согласились, и Департамент Хозяйственных Дел через 3 дня подписал с Дершау договор «на постройку на Благовещенском мосту часовни для образа св. Николая Чудотворца по высочайше утверждённому проекту своими мастеровыми людьми, совершенно знающими своё дело, из его собственных материалов и собственными инструментами». Производителем работ был назначен автор проекта архитектор А. И. Штакеншнейдер.

В обеспечение гарантий выполнения работ подрядчик по закону обязан был предоставить залог в 1/10-ю суммы подряда. В качестве залога товарищ Николая Дершау – капитан Мусин-Пушкин представил свидетельство Новгородской гражданской палаты на 75 ревизских душ, ему принадлежавших и оценённых в 4 875 руб. сер.

Уже после подписания контракта, император, который хотел видеть часовню ещё в «большем благолепии», продолжал вносить в проект свои дополнения. На заднем фасаде он повелел установить образ св. Благоверного великого князя Александра Невского, написанный на медной доске лучшим художником по выбору архитектора Штакеншнейдера. Перед входом в часовню укрепить железную решётку, высотой 1,4м, которую можно было бы запирать на ночь; при устройстве газового освещения, сделать в куполе отверстие для удаления копоти. Дополненный проект император утвердил 24 июля 1852г.

В сентябре 1852г. начали строить. При нанесении на мосту разбивочного чертежа, оказалось необходимым устроить под часовню гранитное основание, которое не было предусмотрено проектом; подрядчик взялся уложить его за 2,5 тыс. руб. На все дополнительные работы 23 сентября был заключён с Дершау второй контракт. Срок окончания часовни был назначен на 15 сентября следующего, 1853 года.

9 мая 1853 произвели закладку часовни, для чего изготовили медную золочёную доску с надписью. После отъезда Клейнмихеля по случаю закладки, в кружку посыпались монеты и продолжали поступать в последующие дни. Император разрешил поставить в часовне 2 кружки для доброхотных приношений: на лампаду перед образом свт. Николая и на богадельню (последние отправлялись в Попечительский Совет Заведений Общественного Призрения, а из кружечного сбора на лампаду впоследствии делались ремонты часовни).

Все работы по часовне: гранитные, мраморные, мозаичные, металлические, художественные и прочие выполнялись почти одновременно – на площадке у моста на Васильевском острове, на самом мосту и в мастерских. В процессе работы было решено установить золочёные решётки ещё и на парапетах перед боковыми проёмами, а также вызолотить за 2 раза «через огонь» базы и капители колонн и вообще весь металлодекор. Естественно, включение дополнительных украшений отодвигало срок окончания постройки, поэтому производитель работ Штакеншнейдер 12 июля 1853г. обратился в Правление 1-го Округа с просьбой об отсрочке даты завершения строительства до 6 декабря 1853 года: «Работы по возведению часовни производятся успешно, почти все составные части закончены инструментом, а некоторые уже под наждаком, подлив основания вскоре будет начат. Сроков же окончания отдельных частей часовни назначить невозможно, так как отделка этих гранитных частей по своему изяществу выходит за рамки обыкновенных работ. К контрактному сроку 15 сентября часовня окончена быть не может, т.к. при заключении контракта не было предусмотрено бронзовых золочёных решёток, золочёных капителей, и боковых рам с зеркальными стёклами. Чтобы открыть часовню 6-го декабря, необходимо подлив основания и окончательную отделку производить в тепле, для чего подрядчик Н. Дершау согласился устроить над ней тёплый балаган, в котором работы будут окончены без поспешности и аккуратнее».

Клейнмихель разрешил открытие часовни отложить до 1-го декабря, чтобы 6-го её освятить. Но всё равно не успели. Образ св. Александра Невского был написан к середине сентября 1853г., а 17 марта 1854г. Дершау окончил укладку фундамента и начал сборку часовни на мосту. В начале мая все строительные работы были закончены и 9 мая 1854г в 12 часов в торжественной обстановке часовню освятили. При этом на Благовещенском мосту находились все генералы, штаб и обер офицеры Путей Сообщения.

С 1-го августа 1854г. часовня стала освещаться газовой 5-ти рожковой люстрой, которую изготовил Н. Дершау, а для лучшего освещения, над одним из рожков установил (по приказу П.А. Клейнмихеля) посеребренный рефрактор. Во вновь окрашенном куполе, устроили 5 коптильников; для зажигания газа использовали медный выдвижной шест и деревянную складную лестницу. Тогда же в часовне было поставлено ещё 2 кружки для доброхотных пожертвований: в пользу увечных и раненных в Крымскую войну и в пользу пострадавших от пожара 13 августа 1854г. в Измайловском полку.

После смерти Николая I в феврале 1855 года, по указу Александра II любимое детище покойного императора – Благовещенский мост был переименован в Николаевский.

Часовня была установлена на Толстом быке перед разводной частью, по средней линии моста. Главным фасадом и входом она была обращена к Английской набережной. Квадратное в плане (3,63×3,63) строение стояло на невысоком, в одну ступень основании и высоком (1,32м) цоколе из красного полированного гранита. Стены, в виде 4-х арочных проёмов, с угловыми каннелированными колоннами, украшенными золочеными базами и капителями, были установлены на отделанные бриллиантовым рустом постаменты. Зеркальные стёкла боковых арочных проёмов в ажурном золочёном обрамлении ограждались со стороны парапета такими же решётками, по типу балкончиков. Восьмиконечные звёзды украшали фриз гранитного антаблемента, а над входом красовалась набранная золочёными буквами надпись: «БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ». Карниз возвышался над кровлей резными гранитными теремками. Шатровый купол с медным чешуйчатым позолоченным покрытием завершался гранитным фонариком с вмонтированными по 4-м его сторонам бронзовыми крестами и небольшой позолоченной главкой. Увенчивалась часовня крестом с сиянием и цатой на яблоке. На фасаде, обращённом к Васильевскому острову, под золочёным козырьком, в раме со стеклом, был вмонтирован образ св. Александра Невского, написанный на медной доске академиком Завьяловым. Перед образом на цепях висела лампада с коптильником. Весь металлический декор на часовне был позолочен.

Все работы на часовне были выполнены с высоким качеством, однако неблагоприятные условия, в которых она находилась: атмосферные осадки, интенсивное движение на мосту и под мостом вскоре отразились на её внешнем виде и, прежде всего, на позолоте, которая быстро темнела. В таком виде часовня простояла до 1930г., когда её снесли под предлогом освобождения моста для памятника лейтенанту Шмидту.

Перестройкой 1938-го года мост был окончательно изуродован. По проекту профессора Г.П. Перидерия и архит.Л.А. Носкова арочные чугунные конструкции моста были заменены прямыми, стальными балками. Приземистые овальные павильоны, в которых разместили механизмы разведения моста, внесли свою долю в общую безликую картину (не спасли их и мемориальные доски). Сейчас намечается новая реконструкция моста, однако восстановление часовни не планируется, да вряд ли она бы украсила это загубленное сооружение. Лучшим вариантом, по мнению специалистов, было бы восстановить часовню на площади перед мостом со стороны Васильевского острова, а мосту вернуть его исторический облик и историческое название – «Николаевский».

Сохранились все необходимые чертежи и фотографии, позволяющие воссоздать эту часовню.

Архивные источники: РГИА, Ф.217, оп. 1, ч. 2, д. 932. (1852г.). «О постройке часовни на Николаевском мосту». РГИА, Ф. 174, оп. 1, ч. 2, д. 3987. (1870 – 1873 гг.). «Об исправлении часовни на Николаевском мосту». РГИА,Ф. 174, оп. 1, ч.3, д. 4462 (1875 – 1876 гг.). «Дело по отношению Правления I –го Округа МПС о возобновлении Образа Св. Александра Невского на лицевом фасаде часовни Свт. Николая Чудотворца» на Николаевском мосту. РГИА, Ф. 174, оп. 1/3, д. 4846. (1879 – 1881 гг.). «О позолоте металлических частей часовни на Николаевском мосту». Современник. 1854г. № 6. Стр.143. Петербургские новости. 1854. май. Петербургская жизнь, 1895, №130, с. 1140. Рогачева О.Г., Кузеванов О.А. «Часовня на Николаевском мосту». Журнал «Реликвия», № 4 (11), 2005г., сс. 38-41. https://dostoevschina.livejournal.com/59678.html

Источник

На каком петербургском мосту прямо посередине съезда была часовня снесенная в 1930 году

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Рогачева О.Г., Кузеванов О.А. «Часовня на Николаевском мосту»
Журнал «Реликвия», № 4 (11), 2005г., сс. 38-41

С 1842 по 1851 гг. в Петербурге строился первый постоянный мост через Неву, названный перед окончанием строительства Благовещенским. Мост возводился по проекту военного инженера В. С. Кербедза, под руководством специально учреждённого особого Комитета при Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий (ГУПС и ПЗ) и под личным контролем императора Николая I, который уделял этому сооружению самое пристальное внимание. Он утверждал проекты и сметы, вникая в каждое конструктивное, художественное, организационное решение.

Вначале мост собирались украсить скульптурными группами, которые Николай I лично заказал скульптору Пименову. Находясь в командировке в Италии по отбору мраморов для Исаакиевского собора, Н.С. Пименов выполнил рисунки 7-ми аллегорических композиций (одобрено было пять), в том числе «Торжество христианства или ниспровержение идолов». Возвратившись в Петербург в 1854г., он вылепил эту группу в небольшом размере и отлил из бронзы. Она экспонировалась в 1862г. на всемирной выставке в Лондоне, где привлекла к себе внимание не только высоким художественным исполнением бронзового литья, но и своим сюжетом. Однако из-за недостатка средств, воплощение их было отложено на неопределённое время и осталось неосуществлённым. Недавно эта композиция была представлена на выставке «Религиозный Петербург» в Русском музее. Сохранились и два гранитных постамента со стороны Васильевского острова, заложенные ещё в начале строительства моста.
Когда в 1852 году воспитанники Императорской Академии Художеств привезли из Италии, где они осваивали искусство мозаики, мозаичный образ св. Николая Чудотворца, было решено прямо на мосту построить для этой иконы часовню с одноименным освящением.

12 июня 1852 года Николай I утвердил проект часовни, выполненный архитектором А. И. Штакеншнейдером. По смете на её сооружение предполагалось 45 384 руб. серебром и министр финансов согласился отпустить эту сумму из остатка особого таможенного сбора, на счёт которого строился мост. Отставной инженер-капитан Николай Карлович Дершау предложил (дал подписку ГУПС и ПЗ) построить эту часовню за 38 тыс. руб., т.е. на 8 тысяч менее сметной стоимости. При этом он выразил готовность, немедленно приступить к заготовке необходимого количества сердобольского гранита, и сразу начать его обработку в специально им для этого устроенных мастерских. Для обработки красного гранита он просил выделить ему площадку у моста на Васильевском острове, оградив её забором, и отдать в его распоряжение 2 гранитных камня, оставшихся от постройки моста. До конца строительного сезона он обещал уложить на мосту гранитное основание, а в будущем 1853 году приступить к постройке самой часовни, окончив её к концу лета.

15 июля 1852г. управляющий Путей Сообщения и Публичных зданий граф П.А. Клейнмихель, пригласив в Общее Присутствие директора Департамента Искусственных Дел, инженера генерал-лейт. Рерберга, начальника 1-го округа инженер-полк. Гергарта, инж-полк. Серебрякова, архит. Штакеншнейдера, заведующего Благовещенским мостом инж-полк. Бентковского, а также инж-капитана Н.К. Дершау, предложил сразу заключить с ним контракт и начинать постройку. С этим все согласились, и Департамент Хозяйственных Дел через 3 дня подписал с Дершау договор «на постройку на Благовещенском мосту часовни для образа св. Николая Чудотворца по высочайше утверждённому проекту своими мастеровыми людьми, совершенно знающими своё дело, из его собственных материалов и собственными инструментами». Производителем работ был назначен автор проекта архитектор А. И. Штакеншнейдер.

В обеспечение гарантий выполнения работ подрядчик по закону обязан был предоставить залог в 1/10-ю суммы подряда. В качестве залога товарищ Николая Дершау – капитан Мусин-Пушкин представил свидетельство Новгородской гражданской палаты на 75 ревизских душ, ему принадлежавших и оценённых в 4 875 руб. сер.
Уже после подписания контракта, император, который хотел видеть часовню ещё в «большем благолепии», продолжал вносить в проект свои дополнения. На заднем фасаде он повелел установить образ св. Благоверного великого князя Александра Невского, написанный на медной доске лучшим художником по выбору архитектора Штакеншнейдера. Перед входом в часовню укрепить железную решётку, высотой 1,4м, которую можно было бы запирать на ночь; при устройстве газового освещения, сделать в куполе отверстие для удаления копоти. Дополненный проект император утвердил 24 июля 1852г.

В сентябре 1852г. начали строить. При нанесении на мосту разбивочного чертежа, оказалось необходимым устроить под часовню гранитное основание, которое не было предусмотрено проектом; подрядчик взялся уложить его за 2,5 тыс. руб. На все дополнительные работы 23 сентября был заключён с Дершау второй контракт. Срок окончания часовни был назначен на 15 сентября следующего, 1853 года.

9 мая 1853 произвели закладку часовни, для чего изготовили медную золочёную доску с надписью. После отъезда Клейнмихеля по случаю закладки, в кружку посыпались монеты и продолжали поступать в последующие дни. Император разрешил поставить в часовне 2 кружки для доброхотных приношений: на лампаду перед образом свт. Николая и на богадельню (последние отправлялись в Попечительский Совет Заведений Общественного Призрения, а из кружечного сбора на лампаду впоследствии делались ремонты часовни).

Все работы по часовне: гранитные, мраморные, мозаичные, металлические, художественные и прочие выполнялись почти одновременно – на площадке у моста на Васильевском острове, на самом мосту и в мастерских. В процессе работы было решено установить золочёные решётки ещё и на парапетах перед боковыми проёмами, а также вызолотить за 2 раза «через огонь» базы и капители колонн и вообще весь металлодекор. Естественно, включение дополнительных украшений отодвигало срок окончания постройки, поэтому производитель работ Штакеншнейдер 12 июля 1853г. обратился в Правление 1-го Округа с просьбой об отсрочке даты завершения строительства до 6 декабря 1853 года: «Работы по возведению часовни производятся успешно, почти все составные части закончены инструментом, а некоторые уже под наждаком, подлив основания вскоре будет начат. Сроков же окончания отдельных частей часовни назначить невозможно, так как отделка этих гранитных частей по своему изяществу выходит за рамки обыкновенных работ. К контрактному сроку 15 сентября часовня окончена быть не может, т.к. при заключении контракта не было предусмотрено бронзовых золочёных решёток, золочёных капителей, и боковых рам с зеркальными стёклами. Чтобы открыть часовню 6-го декабря, необходимо подлив основания и окончательную отделку производить в тепле, для чего подрядчик Н. Дершау согласился устроить над ней тёплый балаган, в котором работы будут окончены без поспешности и аккуратнее».

Клейнмихель разрешил открытие часовни отложить до 1-го декабря, чтобы 6-го её освятить. Но всё равно не успели. Образ св. Александра Невского был написан к середине сентября 1853г., а 17 марта 1854г. Дершау окончил укладку фундамента и начал сборку часовни на мосту. В начале мая все строительные работы были закончены и 9 мая 1854г в 12 часов в торжественной обстановке часовню освятили. При этом на Благовещенском мосту находились все генералы, штаб и обер офицеры Путей Сообщения.

С 1-го августа 1854г. часовня стала освещаться газовой 5-ти рожковой люстрой, которую изготовил Н. Дершау, а для лучшего освещения, над одним из рожков установил (по приказу П.А. Клейнмихеля) посеребренный рефрактор. Во вновь окрашенном куполе, устроили 5 коптильников; для зажигания газа использовали медный выдвижной шест и деревянную складную лестницу. Тогда же в часовне было поставлено ещё 2 кружки для доброхотных пожертвований: в пользу увечных и раненных в Крымскую войну и в пользу пострадавших от пожара 13 августа 1854г. в Измайловском полку.

После смерти Николая I в феврале 1855 года, по указу Александра II любимое детище покойного императора – Благовещенский мост был переименован в Николаевский.

Часовня была установлена на Толстом быке перед разводной частью, по средней линии моста. Главным фасадом и входом она была обращена к Английской набережной. Квадратное в плане (3,63×3,63) строение стояло на невысоком, в одну ступень основании и высоком (1,32м) цоколе из красного полированного гранита. Стены, в виде 4-х арочных проёмов, с угловыми каннелированными колоннами, украшенными золочеными базами и капителями, были установлены на отделанные бриллиантовым рустом постаменты. Зеркальные стёкла боковых арочных проёмов в ажурном золочёном обрамлении ограждались со стороны парапета такими же решётками, по типу балкончиков. Восьмиконечные звёзды украшали фриз гранитного антаблемента, а над входом красовалась набранная золочёными буквами надпись: «БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ». Карниз возвышался над кровлей резными гранитными теремками. Шатровый купол с медным чешуйчатым позолоченным покрытием завершался гранитным фонариком с вмонтированными по 4-м его сторонам бронзовыми крестами и небольшой позолоченной главкой. Увенчивалась часовня крестом с сиянием и цатой на яблоке. На фасаде, обращённом к Васильевскому острову, под золочёным козырьком, в раме со стеклом, был вмонтирован образ св. Александра Невского, написанный на медной доске академиком Завьяловым. Перед образом на цепях висела лампада с коптильником. Весь металлический декор на часовне был позолочен.

Все работы на часовне были выполнены с высоким качеством, однако неблагоприятные условия, в которых она находилась: атмосферные осадки, интенсивное движение на мосту и под мостом вскоре отразились на её внешнем виде и, прежде всего, на позолоте, которая быстро темнела. В таком виде часовня простояла до 1930г., когда её снесли под предлогом освобождения моста для памятника лейтенанту Шмидту.

Перестройкой 1938-го года мост был окончательно изуродован. По проекту профессора Г.П. Перидерия и архит.Л.А. Носкова арочные чугунные конструкции моста были заменены прямыми, стальными балками. Приземистые овальные павильоны, в которых разместили механизмы разведения моста, внесли свою долю в общую безликую картину (не спасли их и мемориальные доски). Сейчас намечается новая реконструкция моста, однако восстановление часовни не планируется, да вряд ли она бы украсила это загубленное сооружение. Лучшим вариантом, по мнению специалистов, было бы восстановить часовню на площади перед мостом со стороны Васильевского острова, а мосту вернуть его исторический облик и историческое название – «Николаевский».
Сохранились все необходимые чертежи и фотографии, позволяющие воссоздать эту часовню.

Архивные источники:
РГИА, Ф.217, оп. 1, ч. 2, д. 932. (1852г.). «О постройке часовни на Николаевском мосту».
РГИА, Ф. 174, оп. 1, ч. 2, д. 3987. (1870 – 1873 гг.). «Об исправлении часовни на Николаевском мосту».
РГИА,Ф. 174, оп. 1, ч.3, д. 4462 (1875 – 1876 гг.). «Дело по отношению Правления I –го Округа МПС о возобновлении Образа Св. Александра Невского на лицевом фасаде часовни Свт. Николая Чудотворца» на Николаевском мосту.
РГИА, Ф. 174, оп. 1/3, д. 4846. (1879 – 1881 гг.). «О позолоте металлических частей часовни на Николаевском мосту».
Современник. 1854г. № 6. Стр.143.
Петербургские новости. 1854. май.
Петербургская жизнь, 1895, №130, с. 1140

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *