на каком поезде лучше ехать в питер
ТОП-5 поездов между Москвой и Петербургом
ТОП-5 поездов между Москвой и Петербургом
Ежедневно между Москвой и Петербургом ходят десятки разных поездов. Я составил свой рейтинг, «пятерку» лучших. В нем поезда на любой вкус и бюджет.
Это нефирменный поезд с удобным расписанием и хорошими вагонами.
Каждый день между Москвой и Петербургом ходит до 15 пар «Сапсанов».
В составе поезда немецко-российские купейные вагоны риц и новые плацкартные вагоны. Из-за того, что поезд нефирменный, цены здесь очень даже доступные.
Это самый быстрый способ добраться по железной дороге из одного города в другой. Минимальное время в пути: 3 часа 30 минут. Если покупать билет заранее, то можно сильно сэкономить.
Частный поезд с высоким уровнем обслуживания и доступными ценами.
Поезд №19/20 Мегаполис
В «Мегаполисе» – купейные вагоны, несколько СВ и вагон-ресторан с очень приличной кухней. За счет того, что это частный поезд, тут сохранилась гибкая тарифная система, и очень уютный интерьер.
Флагманский поезд РЖД с идеальным расписанием и горячими завтраками.
Поезд №1/2 Красная стрела
«Красная стрела» была и остается поездом номер 1 между Москвой и Петербургом. Обслуживание здесь по-прежнему безукоризненное, а в купейных вагонах 32 вместо 36 мест, Однако сами вагоны уже несколько устарели.
«Экспресс» идет на час дольше «стрелы» и идеален для любителей поспать.
Купейные вагоны здесь – новые вагоны риц производства РФ и Германии с регулятором температуры воздуха в купе. Горячие завтраки также включены во все билеты, в каждом вагоне есть душ.
От лучших до ужасного. Рейтинг поездов Петербург – Москва 2021 года
Самый большой выбор поездов в России – между Москвой и Петербургом. Большинство из них – хорошие, они отличаются нюансами – где-то лучше завтрак, где-то расписание, в каком-то есть душ. Поскольку я часто езжу на поездах и хорошо их знаю, то я составил свой субъективный рейтинг. Поезда в нем отсортированы от лучшего поезда к самому плохому. Такой тоже есть.
Первое место – «Экспресс»
Поезд №3/4 «Экспресс» Федеральной пассажирской компании (ФПК) занял первое место благодаря отличному «зеркальному расписанию» (отправление в 23:30, прибытие в 8:30 в обе стороны) и хорошим вагонам. Купейные вагоны – габарита риц от Siemens и Тверского завода. В них не бывает душно за счет постоянного притока воздуха в купе. В каждом вагоне – душ. Кроме купейных вагонов здесь есть люксы и СВ, в том числе одноместные. Всем пассажирам предлагают горячий завтрак, включенный в стоимость проезда. Поезд сохранил фирменную ливрею. Единственный недостаток – ходит шесть дней в неделю, кроме суббот.
Второе место – «Мегаполис»
Частный поезд №19/20 «Мегаполис» попал в рейтинг благодаря соотношению цена-качество. Бывают дни, когда билет в купе на «Мегаполис» можно купить в пределах 1000 рублей, в СВ – пределах 3000, это существенно дешевле, чем в поездах ФПК. Здесь есть невозвратные билеты, можно выкупить СВ на одного человека с большой скидкой, есть своя бонусная программа. В «Мегаполисе» всегда отлично работает вентиляция, поэтому недушно. В вагоне-ресторане – доступное меню и вкусные блюда. Расписание – неплохое в обе стороны, без экстремально раннего отправления и прибытия. Вагоны не новые, но с розетками и уютом.
Третье место – «Стриж»
«Стрижи» пришли на маршрут Москва – Петербург недавно и сразу задали высокий стандарт обслуживания, составив конкуренцию «Сапсанам». Здесь много двухместных купе (СВ), проезд в которых стоит дешевле, чем в эконом-классе в «Сапсане». В части из них есть индивидуальные душевые комнаты и санузлы, а в стоимость проезда включено приличное питание. В поезде еще есть купейные вагоны и сидячка. Сами поезда испанского производства – вагоны удобные, в них нет проблем с вентиляцией. При всем при этом поезд идет быстро – время в пути составляет около 4,5 часов. Самая большая проблема «Стрижа» – его расписание. Оно не всегда удобное и будет еще активно меняться в ближайшее время.
Четвертое место – поезд №27/28
Наконец-то простой поезд с плацкартом! Среди оставшихся регулярных нефирменных поездов между Петербургом и Москвой – наиболее удачный поезд №27/28. Он имеет неплохое расписание в обе стороны и хорошие вагоны (относительно новые плацкарты и уже упомянутые купе-риц от Siemens и Тверского завода).
Пятое место – «Сапсан»
Конечно, в иерархии РЖД «Сапсан» занимает не пятое, а самое первое место на этом направлении. Он перевозит больше всего пассажиров и совершает более десятка пар рейсов ежедневно. «Сапсан» – это всегда одинаковый уровень комфорта и сервиса – не важно, едешь ты в 5:30 или в 21:00. Пассажир всегда знает, чего ждать от выбранного класса – кресло, еда, стандартизированное обслуживание. А главное – скорость.
Шестое место – двухэтажные поезда
Между Москвой и Петербургом ходит от двух до четырех двухэтажных поездов в зависимости от дня недели и пассажиропотока, включая дополнительные. Все они примерно одинаковые. Двухэтажки хороши тем, что при нормальном уровне комфорта могут по доступной цене перевезти за раз много пассажиров. Главная претензия – искусственное завышение цены билета за счет никому не нужной «фирменности» (дают пряник и застилают постель). Но даже с таким ценником двухэтажные поезда остаются более доступными, чем классические одноэтажные «фирмачи». Главное не брать верхнюю полку на втором этаже.
Седьмое место – «Гранд экспресс»
Еще один частный поезд №53/54 – «Гранд экспресс» – состоит преимущественно из вагонов премиального класса (СВ и люксы), но есть и несколько более доступных купейных вагонов. У «Гранд экспресса» шикарное расписание. Поезд отправляется с конечных станций незадолго до полуночи и прибывает в пункты назначения около 8-9 утра. Однако из-за достаточно высокой цены (выше рынка), вопросов к вагонам по технической части и странной бонусной программы, ставлю этот поезд на седьмое место.
Восьмое место – «Красная стрела»
Поезд №1/2 «Красная стрела» – легенда Октябрьской железной дороги. Идеальное расписание (23:55 – 7:55) в обе стороны и высокий класс обслуживания. Поезд мог бы занять первое место в нашем рейтинге, если бы не устаревшие вагоны. Им в этом году уже 15 лет. Пассажиры жалуются на излишнюю вибрацию и дребезжание. В то время, надо признать, что вагоны обновляли и все необходимое в них есть – и розетки, и регулировка температуры воздуха в купе. Горячие завтраки тоже приносят.
Девятое место – «Невский экспресс»
Поезд №747/748 «Невский экспресс» – ветеран скоростного движения между Москвой и Петербургом. Патриотические чувства к нему – высоки. Шутка ли: вагонам 20 лет, их сделали в России, при этом поезд выдает общее время в пути не хуже «Сапсана» или «Стрижа»! Билеты на «Невский экспресс» часто бывают дешевле, чем на «Сапсан». В стоимость проезда входит питание (обычно очень низкого качества). Вагоны бывают двух типов – постоянно в ходу вагоны с купе, где сидя размещаются по шесть человек. Иногда добавляют вагоны «открытого типа», напоминающие классическую «сидячку»
Десятое место – «Таврия»
Поезд №7/8 Петербург – Севастополь идет через Казанский вокзал Москвы. Из Петербурга он отправляется днем, в обратную сторону это классический ночник с поздним отправлением и прибытием. Это единственный поезд на маршруте, в составе которого можно найти новые двухвагонные купейные сцепы от Тверского завода (с душем в каждом вагоне), а также много хороших новых плацкартных вагонов.
У меня нет цели перечислить все поезда в этом списке. Между Москвой и Петербургом их – с три десятка пар. Прямые, проходящие, дополнительные, скоростные и не очень.
Например, есть поезд №159/160 Москва – Петрозаводск через Петербург. Там ходят вагоны «Рускеальского экспресса» с необычными купе («Аммендорфы» после реновации) и плацкартом со шторками. Плацкарт со шторками также можно найти в составе фирменного поезда №15/16 «Арктика» сообщением Москва – Мурманск. Есть еще дневная «Ласточка», которая делает между городами с десяток остановок. Есть фирменный поезд №59/60 «Волга» Петербург – Нижний Новгород, в составе которого ходят бывшие вагоны закрывшегося ТКС.
Однако есть поезд, который находится на последнем месте в моем рейтинге.
Последнее место – поезд №135/136 Петербург – Махачкала
Этот поезд, будучи скорым, расстояние от Москвы до Петербурга проходит более, чем за 11 часов, прибывая в столицу в 3 ночи. Но это не главное – для проходящего поезда время прибытия в Москву не должно иметь большого значения. К поезду много претензий по сервису (суровый сервис Северо-Кавказского филиала ФПК заслуживает отдельного рассказа). Когда я ехал на поезде 136 год назад, там были сплошные нарушения, в том числе по климату в вагонах. Этот поезд – худший на направлении не только по моему мнению, но и по мнению пассажиров, купивших билет на сайте туту.ру. Поезд имеет рейтинг 7,1 – это самый низкий показатель для поездов линии Петербург – Москва.
Из Москвы в Петербург
Сэкономить время, силы и деньги
Я живу в Москве, а родители и друзья — в Петербурге. Примерно раз в два месяца я мотаюсь туда и обратно.
За три года я испробовала все варианты путешествий между городами. В этой статье я помогу выбрать оптимальный маршрут, расскажу о стоимости и качестве поездок и покажу, где лучше искать билеты.
Предупреждение перед началом: предвижу, что я, например, похвалю «Сапсан», а у вас будет с ним связан какой-нибудь неприятный опыт. Или я поругаю автобусы, а вы их любите всей душой. Это здорово: расскажите о своем опыте в комментариях на Фейсбуке. Чем больше историй и мнений, тем лучше.
Предпринимателям
Если вы едете по делам и экономите силы, выбирайте фирменные поезда:
🚅 «Сапсан» подойдет для деловых поездок. Доедете быстро и не опоздаете на встречу. Выигрышный вариант по сравнению с самолетом, который иногда задерживается. Если выезжаете утром, к обеду будете на месте. Получите скидку 20% при покупке билета туда и обратно.
🚄 «Мегаполис» — уютное купе, приветливый персонал, вайфай и работающий без проблем кондиционер. В вагоне приятно спать, за ночь отдохнете и будете бодро себя чувствовать во время деловой встречи.
Купе в поезде «Мегаполис»
Фрилансерам
Если у вас свободный график, вам подойдут эти варианты:
🚄 «Невский экспресс» — быстрый и недорогой вариант. Идет четыре часа, как «Сапсан». Рейс непопулярный, потому что ходит по будням в середине рабочего дня. Перед отправлением остаются свободные места — можно купить билет по сниженной цене. Это сидячий поезд, в котором кресла расположены в купе друг напротив друга. Если купе заполнено, то дорога утомляет, некуда вытянуть ноги. Есть один вагон, в котором кресла расположены как в автобусе, в два ряда.
Нет вайфая и розеток. В дороге мобильный интернет иногда пропадает, поэтому полноценно поработать не получится.
Выдают бутерброды, шоколад, сок и воду.
|
Дневной поезд «Невский экспресс»
В «Невском экспрессе» есть один общий вагон
Дневной поезд «Невский экспресс»
В «Невском экспрессе» есть один общий вагон
✈️ «Северный ветер» вылетает из «Шереметьево» в 7:05 и в 18:20. Билеты на рейс относительно дешевые, потому что время вылета непопулярно. Чтобы на него попасть, нужно выйти либо ранним утром, либо в середине дня. Желающих выезжать среди ночи или разрывать рабочий день ради комфортной поездки мало. Вылет часто задерживают.
И купить самый дешевый авиабилет
Офисным сотрудникам
Если вам неудобно разрывать рабочий день, садитесь на этот рейс:
🚄 «Мегаполис» — фирменный поезд с удобным временем прибытия и отправления, с 0:30 до 9:00. Успеете к началу работы, выспитесь в купе с хорошим кондиционером и продуктивно проведете следующий день.
Студентам
Если вы хотите потратить на дорогу как можно меньше денег:
🚄 Сидячий вагон в ночном поезде — самые дешевые билеты и раннее время прибытия. Дорога проходит тяжело: от долгого сидения тело затекает, поэтому утром чувствуется усталость, даже если удалось заснуть. Многочисленные остановки утомляют. Летом во время остановок могут отключать кондиционер.
🚄 Плацкартный вагон — чуть дороже, чем сидячий вагон. Если поезд новый, то дорога пройдет относительно комфортно, но в старых вагонах либо дует, либо душно, либо всё сразу. Есть риск не выспаться из-за соседей, шумно бывает во время школьных каникул. Обычно в поезде становится тихо после 23 часов.
🚌 В автобусе ехать тяжело, но он не стоит так долго на остановках, поэтому переносится легче. Поездка длится 8—10 часов, в зависимости от пробок и состояния дороги.
Автобусная компания «Две столицы» обещает вайфай, но по факту он при мне ни разу не работал. За ночь автобус 2—3 раза останавливается на заправке, так как туалета внутри автобуса нет. В салон запрещено проносить любую еду и напитки, кроме воды. Если купите на остановке кофе или шоколадку, водитель не пустит в салон, пока не закончите перекус.
Кто не планирует поездку заранее
На эти рейсы можно рассчитывать, если покупаете билеты в последний момент:
🚄 Рейс № 006А — большой двухэтажный поезд, в котором всегда остаются места. Купе мне показались тесными и душными, с низкими потолками и маленьким пространством для багажа. Зато поезд новый и аккуратный, а еще здесь есть вайфай.
|
В двухэтажном поезде низкий потолок
Купе первого этажа расположены близко к земле
В двухэтажном поезде низкий потолок
Купе первого этажа расположены близко к земле
🚌 В автобусах всегда есть места. Если не смущает долгая поездка в сидячем положении, можно рассчитывать на этот вариант. Сядете с 20 до 22 часов в Москве на метро «Войковская» и приедете до 8 утра в Петербург.
Кто едет с детьми
С младенцем лучше ехать в двухместном купе ( СВ ). Ребенок не утомит других пассажиров плачем и не будет просыпаться от лишних звуков. Даже если купите один билет, велика вероятность, что соседей не будет или проводник переведет вас в отдельное купе.
И не пожалеть об этом
Пассажирам с грудными детьми подойдет авиаперелет. Долетите за полтора часа, ребенок не успеет сильно устать и потревожить других пассажиров. На посадку пропустят с коляской, сотрудники уберут ее в багажное отделение только после того, как вы пройдете на борт, а по прилете встретят у трапа.
«Невский экспресс» подойдет для шумной компании с детьми. Сядете в отдельное купе, поедете днем и не потревожите других пассажиров.
Как купить билет на поезд
Я ищу варианты на «Туту-ру». Сервис отмечает дешевые и быстрые рейсы, показывает рейтинг и присылает смс-уведомления, когда появляются билеты на нужные поезда. Это сокращает время: не надо проверять бронь и самостоятельно анализировать качество и стоимость. Но на «Туту-ру» есть наценка на билеты 15—20%.
«Туту-ру» помогает найти комфортные или дешевые варианты
Когда я нашла нужный вариант, сами билеты я покупаю на сайте РЖД : здесь самые низкие цены и мест больше, чем в других сервисах.
Я не люблю сайт РЖД за неудобный интерфейс. Если забыл логин и пароль, то восстанавливать муторно. В приложении РЖД покупать проще, но цены выше. Поэтому даже с телефона советую оформлять билеты через веб-страницу. Рекомендую после регистрации сразу сделать заметку с данными, это сократит время в будущем. В приложении РЖД билеты дороже, чем на сайте:
Слева — сайт, справа — мобильное приложение. Цена на один и тот же билет различается почти на 500 рублей
Распечатать билет можно на вокзале в электронном киоске, хотя в последнее время это необязательно. Если не купили в интернете, приобретите билет здесь. Это удобнее обычных касс, в которых всегда есть очереди. Обязательное условие — оплата банковской картой, наличку киоск не принимает.
На вокзале удобно покупать билеты в электронном киоске
Как купить билет на самолет
Билеты на самолет я ищу на сайте «Уантутрип». В правой колонке выбираю промежуток времени и фильтрую рейсы по аэропорту. Сервис показывает дешевые варианты наверху.
Сервис «Уантутрип» помогает найти дешевые авиабилеты
Как купить билет на автобус
На автобусе я ездила два раза с компанией «Две столицы». Билет оплачивается наличными при посадке. На сайте нужно заранее забронировать место и позвонить по телефону в день отправления, чтобы подтвердить бронь. На посадку надо приехать за 30 минут до выезда, иначе место могут занять.
Из Москвы автобус отправляется от метро «Войковская» в 20:00 и прибывает в Петербург к Московскому вокзалу.
Адрес отправления и прибытия автобусов
Когда покупать
Чем раньше купите билеты, тем дешевле они обойдутся. За месяц билеты могут подорожать почти в четыре раза. Билеты на «Сапсан», 16 ноября:
За день — 5500 рублей
За месяц — 1500 рублей
Бывает и наоборот: если перед самым отправлением в поезде остаются свободные места, цены на них могут резко упасть. Обычно такие места остаются в неудобных поездах: они долго едут, отправляются среди ночи или приезжают ранним утром.
Иногда случается чудо: за день или час может подешеветь «Сапсан», но рассчитывать на это не стоит. Купить билет в день отправления в пределах 3000 рублей можно всегда. В крайнем случае — уехать на автобусе за 1000 рублей.
Иногда я делала так: приезжала на вокзал и ждала, когда открывают бронь перед отправлением. С восьми вечера до часу ночи поезда идут через каждые полчаса, если не сяду на один, дождусь другого.
На авиабилеты цены только растут. Ни разу не видела дешевые билеты перед вылетом.
Я выбираю авиаперелеты, потому что не люблю долго сидеть на одном месте. Проще провести полтора часа в полете и еще два в аэропорту, чем четыре часа сидеть на одном месте в Сапсане. Если подходящих самолетов нет, то еду ночью в «Мегаполисе». В этом поезде я хорошо сплю: не замечаю пути и чувствую себя отдохнувшей. Если экономлю, сажусь на «Невский экспресс». Дорога утомляет, зато выгодно и быстро.
Обзор на все поезда
Часть нашей редакции уверена, что между Москвой и Петербургом проще перемещаться на поезде, чем на самолёте.
Посудите сами: до любого вокзала ходит метро — на поезд сложнее опоздать. В нём реальнее выспаться после променада по Рубинштейна. Если променад удался и сил ехать нет, легко сдать и поменять билеты. А если захочется переехать из Питера в Москву, с собой можно бесплатно взять несколько чемоданов.
Ну а чтобы вы не потерялись в разнообразии поездов, научились различать 3Э и 3У и случайно не взяли билет в общий вагон, мы написали этот обзор.
В этом гайде мы рассказали обо всех поездах, которые были в расписании РЖД на ближайшие 90 дней с момента написания текста. Если вашего любимого поезда здесь нет, значит, по каким-то причинам его отменили, но если он вернётся в расписание, мы дополним материал.
Почти нигде мы не упоминали допустимый объём и вес багажа: норма провоза есть, но обычно её никто не проверяет. Увезти 300 сумок вряд ли получится, но чемодан + рюкзак + гитара + пакет с шавермой — вполне.
Если нет дополнительной информации о вокзале, значит, поезд курсирует между Ленинградским вокзалом в Москве и Московским вокзалом в Питере.
Обзор мы начнём с фирменных поездов и закончим обычными. Всю информацию в кратком виде мы оформили в таблицу — её вы найдёте в конце статьи.
ФПК, ДОСС, ТКС и другие буквы
РЖД — не единственный перевозчик России. Между Москвой и Петербургом пассажиров возят ещё три частника:
1. «ГрандСервисЭкспресс» (ГСЭ) на поездах «Гранд Экспресс» и «Таврия»;
2. Компания «Тверской экспресс» на поезде «Мегаполис»;
3. «ТрансКлассСервис» — на поезде, а точнее, вагонах «Волга».
В свою очередь у РЖД есть несколько подразделений. Между Москвой и Петербургом пассажирскими перевозками занимаются Федеральная пассажирская компания (ФПК), а также Дирекция скоростного сообщения (ДОСС). У ФПК есть фирменные поезда — современные, с хорошим уровнем сервиса, а есть обычные — сборная солянка из новых вагонов и вагонов времён СССР.
На официальном сайте РЖД и в мобильном приложении можно не только купить билет, но и указать в фильтрах перевозчика, тип поезда и вагона. Таким образом легко выбрать подходящий поезд среди множества вариантов.
Итак, переходим к поездам: сначала расскажем о самых быстрых.
«Сапсан»
Быстрая классика от Дирекции скорого сообщения (ДОСС) с разгоном до 240 км/ч.
Существуют два типа поезда: обычный и модернизированный. Второй отличается только тем, что розетки и USB-порты будут даже у «нищебродов» на базовом тарифе. И там и там есть множество классов обслуживания: базовый, эконом, эконом плюс, бизнес, вагон-бистро, первый, купе и т. д. Подробнее о том, что предоставляют в каждом из них, можно узнать здесь.
Здесь неоднозначно. Вроде бы поезд современный, каждый вагон оборудован кондиционерами и биотуалетами, и в то же время розетки есть только в классах обслуживания выше «Эконома». Откидные кресла в «Базовом» и «Экономе» по удобству схожи с сидениями в лоукостерах — довольно твёрдые и тесные. Зато везде есть полки для ручной клади и места для багажа. Кормят только пассажиров купе и вагона-бистро.
Говорят, что в честь своего десятилетия «Сапсан» обновит интерьер поездов и (барабанная дробь!) добавит розетки во все вагоны даже в обычном поезде.
Испортилась и становится только хуже. Ещё лет пять назад можно было купить билет у окна всего за 999 рублей, но так уже не будет:(
Сейчас минимальная цена в 1 898 рублей держится совсем недолго. Акции бывают крайне редко и обычно только по праздникам. Стандартная цена 2 500 — 3 000 рублей, но ближе к отправлению может стать и 5, а то и 7 т. рублей.
Как и у большинства поездов, здесь действует динамическое ценообразование: чем раньше покупаешь билет, тем дешевле. Если не случится ЧП, ближе к отправлению не подешевеет. И логично, что цена на рейс в 5:40 утра вторника будет ниже, чем на 19 часов вечера воскресенья.
«Невский экспресс»
Дневной поезд ФПК и лучшая альтернатива «Сапсану». Основные плюсы — холодное питание на всех классах обслуживания, более удобные кресла в некоторых вагонах и розетки у всех пассажиров. Недостатки — ходит намного реже «Сапсана» и в не самое удобное время.
Классов обслуживания всего два: эконом и бизнес. В последнем есть видео- и аудиоустановка, вместо обычных кресел будут стоять ортопедические, а места разделяет тонированная перегородка.
В вагонах № 1, 12 сидения расположены как и в «Сапсане» — парные кресла, стоящие друг за другом. Остальные вагоны похожи на европейские или на наши «общие» — нижние купейные полки, где сидят по три человека друг напротив друга. Разница в том, что сидения намного удобнее, чем в общих вагонах, да и девять часов ехать не нужно.
Во всех вагонах есть биотуалеты, кондиционеры и розетки. Ну и главный плюс — холодное питание предоставляют на всех классах обслуживания.
Каких-то акций или распродаж сейчас практически нет, а когда-то билет также можно было урвать за 999 рублей. Сейчас за 1 700 — 1 900 рублей билет можно брать смело.
Спрос на «Невский экспресс» меньше, чем на «Сапсан», поэтому минимальная цена может держаться достаточно долго.
«Ласточка»
Динамическое ценообразование, есть скидки, регулярно проходят акции: до 1 200 рублей за билет — это очень хорошо, а дороже ехать уже не хочется. Бизнес-класс иногда можно урвать за 2 тысячи, но даже этих денег он не стоит, а обычно цена раза в два выше.
Можно выгодно потратить баллы в программе РЖД-бонус: 4 000 вместо классических 7 000 на этом направлении.
«Стриж»
Скоростной поезд ФПК, который раньше курсировал только между Москвой и Нижним Новгородом, а позже — между Москвой и Берлином. В августе 2020 его пустили по новому маршруту Самара — Санкт-Петербург, затем поезд пропал и снова вернулся в расписание с 3 ноября 2020. Поезд делает остановку в Москве на Курском вокзале, в Петербурге прибывает на Ладожский.
На сайте «Стрижа» есть расписание движения и схема вагонов, там же можно купить билеты, но официальный сайт РЖД почему-то показывает больше вариантов типов обслуживания.
В «Стриже» кроме обычных сидячек есть вагоны со спальными местами — люкс, СВ и купе, плюс вагон-буфет и вагон-ресторан. Классы обслуживания тоже разные: например, сидячки могут быть первого и второго класса. В первом кресла похожи на сидения в самолётном бизнесе, а ещё в стоимость входит горячее питание, плед и гигиенический набор. Во втором классе обычные сидения с откидывающимися спинками, индивидуальным освещением и розетками — для 4,5 часов вполне ок.
Судя по фотографиям, ехать в «Стриже» удобнее, чем в «Сапсане»
Динамическое ценообразование, как и везде. Так как из Питера в Москву поезд идёт ночью, билеты в этом направлении стоят значительно дешевле, чем в обратную сторону: самый дешёвый вариант из найденных нами — 1 101 р. за сидячку, 1 401 р. за СВ (!) и 2 106 р. за купе. Обычные цены в этом направлении рублей на 600 выше.
Из Москвы в Питер уже хуже: 2 тысячи за сидячку, 2 106 за купе и 2,5 тысячи за СВ. Впрочем, цены вполне конкурентоспособные.
Двухэтажные поезда
Поезд «Санкт-Петербург — Москва» отправляется в 22:50 и приходит в 6:30 (в пути 7 часов 40 минут).
«Смена — А. Бетанкур» отправляется в 21:50 и приходит в 6:06 (в пути 8 часов 16 минут). Время отправления/прибытия примерно одинаковое как из Москвы, так и из Питера.
Ходят регулярно, билеты есть в продаже часто, так как благодаря двум этажам мест в этих поездах очень много.
У двухэтажных поездов только два типа вагонов: купе и СВ. В каждом купе есть две розетки мощностью не более 100 Вт, а в СВ — ЖК-дисплеи. И там и там есть кондиционеры, постельное бельё входит в стоимость.
Поезда новые, внутри чисто, в каждом вагоне есть кулер с питьевой водой и три удобных биотуалета. Но, как мы уже сказали, места в купе маловато: чтобы уместить в поезде два этажа, классическое купе сжали раза в полтора.
«Мегаполис»
«Красная стрела»
«Арктика»
Москва — Санкт-Петербург: отправление в 00:41, прибытие в 9:13, в пути 8 часов 32 минуты.
Санкт-Петербург — Москва: отправление в 22:41, прибытие в 7:19, в пути 8 часов 38 минут.
Курсирует ежедневно, кроме 31 декабря с отправлением из Мурманска и 1 января с отправлением из Москвы.
«Экспресс»
«Гранд-Экспресс»
«Таврия»
На момент написания этой статьи самый дешёвый билет в купе из Москвы до Петербурга стоит 909 р, при этом плацкарт на 300 р дороже. Мы бы купили, но только в Питер.
«Волга»
Поезд частного перевозчика «ТрансКлассСервис» идёт из Нижнего Новгорода в Петербург и обратно с остановкой в Москве. Точнее, своих составов у ТКС нет, они прицепляют вагоны к фирменным поездам РЖД, и все довольны.
«Волга» — удовольствие не из дешёвых, но, говорят, сервис и удобства того стоят. Мы на этом поезде не ездили, но если найдём билет по акции, обязательно проверим. Кроме высокой цены есть ещё один минус: неудобное расписание из Питера в Москву.
Расстояние из Москвы в Петербург поезд преодолевает за 8 часов 32 минуты. Выходит с Курского вокзала Москвы в 00:33, прибывает в Питер в 9:05.
Обратно поезд идёт быстрее — 7 часов 2 минуты, но почему-то едет вечером. С Московского вокзала отправляется в 18:08 и на Курский вокзал приезжает в 01:10. Говорим же, неудобно.
Читай, не фирменные. Да, наконец-то мы дошли до нашего любимого раздела: самые дешёвые поезда, но при этом не самые плохие.
Если в фильтрах выбрать ФПК в качестве перевозчика и убрать из поиска все фирменные поезда, то обычных остаётся не так уж много. Их легко распознать: у таких поездов нет названия, только номера. Часто эти поезда уходят с Курского или Казанского вокзала, а приходят на Ладожский, и наоборот.
Так какой же поезд выбрать?
Сразу отметаем поезд № 160 — он выходит днём, а приходит ночью, что совсем неудобно. Владикавказский поезд № 122 тоже на любителя. Остаётся пять поездов.
Допустим, в Питере мы остановились в центре и хотим приехать на Московский вокзал. Смотрим, куда прибывают поезда: из оставшихся на Московский вокзал приезжают только три — № 30, № 82, № 56. Если нам принципиально уезжать с Ленинградского в Москве, то поиск сокращается до поездов № 30 и № 56. Это и есть два самых популярных поезда по направлению Москва — Санкт-Петербург. Осталось выбрать правильный вагон.
ФПК обожает включать в состав современные вагоны и вагоны прошлого века. Чёткой системы, чтобы определить, какой вагон новый, а какой может развалиться по пути, пока нет. Советуем внимательно смотреть на иконки и класс обслуживания при выборе вагона. Вот, к примеру, какие бывают плацкарты (3 — это третий класс, а не буква «з»):
Как видите, вагон класса 3Э самый комфортный — в нём есть биотуалет, кондиционер и нельзя провозить животных, а вот 3У выбирать не советуем.
Подробнее о типах и классах обслуживания можно узнать здесь.
Что нужно знать о плацкарте?
Часто в одном вагоне цены на полки различаются. Самые дешёвые места — верхние боковые с 38 по 52 место. В ночном поезде верхняя боковая полка не так уж плоха, если находится не возле туалета. Так что если бюджет ограничен и рост позволяет разместиться на 172 см длины — смело берите такую полку в середине вагона. Если едете вдвоём, это вообще идеальный вариант: не придётся ни с кем делить столик.
Обычные нижние полки самые дорогие. Если едете ночью и вам нетрудно забраться на верхнюю полку, переплачивать за нижнюю смысла нет — ночью можно обойтись без стола, к тому же наверху к вам точно не подсядут пассажиры, ожидающие раздачи белья. Кстати, при оформлении билета от белья можно отказаться: спать придётся на матрасе и с курткой под головой, зато сэкономите 128 рублей.
Нормальная цена на плацкарт в не фирменном поезде: 900 — 1 200 рублей. Правда, за такую цену время отправления бывает крайне неудобное, лучше доплатить пару соток и ехать ночью, чтобы не потерять целый день. Также обращайте внимание на стоимость купе в том же поезде: иногда разница с плацкартом совсем незначительная, а во время распродаж купе может оказаться и дешевле.
О купе
Здесь тоже действует система с разными ценами на полки. При этом разница на нижние и верхние полки в купе намного выше, чем в плацкарте, и может достигать тысячи рублей. Опять же, провести одну ночь на верхней полке, чтобы сэкономить — изи.
Часто ФПК включает в состав обычные совковые купе без кондиционера, со старыми матрасами и пыльными подушками. Но иногда везёт и попадается новый вагон — в таких ехать приятно, особенно если цена раза в два ниже, чем на фирменный поезд.
Нормальная цена на верхнюю полку в ночном поезде с удобным расписанием: 1 300 — 1 800 р. В низкий сезон, с сентября по май, цены рублей на 200−400 ниже, чем на праздники и летом. Как и всегда с поездами, чем раньше покупаешь билет, тем дешевле.
Ехать в купе днём или приезжать на вокзал в 4 утра — такое себе удовольствие. За это мы бы не заплатили и тысячи рублей.
О сидячках
Дешёво и хардкорно. Не путать с общим вагоном: в сидячках кресла расположены как в самолёте или как в скоростных поездах, о которых мы писали выше. Даже в старых вагонах кресла откидываются и есть подлокотники, а значит, тем, кто умеет спать сидя, ехать будет более-менее комфортно. Правда сидеть придётся 8−9 часов.
Чаще всего сидячие вагоны включают в старые поезда, идущие через Москву проездом — например, Санкт-Петербург — Белгород (поезд № 119) или Челябинск — Санкт-Петербург (поезд № 146).
Нормальная цена: 700−750 р. Брать билет дороже нет смысла.
Важно: внимательно изучайте схему мест, чтобы не ехать напротив другого пассажира или случайно не купить билет в общий вагон.
Острожно: общий вагон!
А вот этот вариант стоит избегать даже с самым ограниченным бюджетом. Это обычное купе без верхних полок, где на нижней сидят по три человека с каждой стороны. Ни прилечь, ни откинуть спинку. Теснота и сплошные неудобства за 700 — 900 рублей. Уж лучше добраться автостопом.
К счастью, такие вагоны попадаются редко: обычно их включают как дополнительные во время праздников. И все же внимательно изучайте схему вагонов при поиске билета, чтобы не провести девять часов с прямой спиной.
Вишенка на торте: вагоны RIC
Пожалуй, это самый комфортный способ добраться на поезде из Москвы в Петербург и наоборот. И при этом не самый дорогой — билет в такой вагон стоит столько же, сколько купе в нефирменный поезд. Спасибо нашему путешествующему подписчику за наводку!
Вагоны РИЦ обычно включают в поезда международного сообщения, но, оказывается, некоторые из них курсируют в составе обычных поездов Октябрьской железной дороги. Это суперсовременные вагоны, в которых точно стоит прокатиться, чтобы ощутить всю мощь концерна Siemens совместно с «Тверским вагоностроительным заводом». В каждом купе кроме привычных благ в виде кондиционера и розеток также есть мусорка, индивидуальные подставки для чая и. умывальник под откидным столиком!
Вот поезда Октябрьской ЖД, в которые иногда включают вагоны RIC:
4/3 Москва — Санкт-Петербург
16/15 Москва— Мурманск
28/27 Москва — Санкт-Петербург
81/82 Санкт-Петербург — Белгород
Узнать такой вагон можно по схеме: вместо привычных 9 купе и 36 мест, в нём будет только 8 купе и 32 места, а также три туалета в конце коридора. Так что вот вам ещё один веский довод очень внимательно изучать схему вагона при выборе билета. Посмотрите подробный обзор на вагон РИЦ от нашего подписчика — поймёте, почему вам точно стоит хоть раз в таком прокатиться.
- на каком поезде доехать до ярового
- на каком поезде лучше ехать до адлера