на каком пруду снимали буратино
Буратино 4 часа клеили нос, а Рина Зелёная вступалась за лягушек. Где и как снимали легендарный фильм
«Беларусьфильм» обрёл славу всесоюзной фабрики детского кино, рассказали в одной из серий документального цикла «Тайны Беларуси». В 1975 году здесь начинаются съёмки бессмертной картины, на которой выросли целые поколения, – «Приключения Буратино». Молодой московский режиссёр и не предполагал, когда брался за дело, что эта работа будет иметь такой успех. Ведь речь шла о сказке.
Наталья Бржозовская, бывшая жена Леонида Нечаева:
Лёня занял эту нишу, потому что лучше, чем он, никто не делал. Всё было на таком подъёме. И у Лёни получалось всё.
Наталья и Леонид познакомились за пару лет до начала съёмок. Девушка попала к Нечаеву на переозвучку фильма. Так завязалась дружба, которая закончилась свадьбой.
Наталья Бржозовская:
У него не было телевизора, он к нам приходил. Как друг. Потому что не было у нас никаких – ни у меня на него планов не было, потому что я была ещё замужем, и у него на меня не было ничего, потому что он был женат. И он уехал. Вот тогда мы поняли, что мы друг без друга уже не можем жить.
Молодожёны решили остаться в Минске. Именно супруга всегда была рядом с Нечаевым на протяжении всей работы над фильмом. Проблем хватало. Первые возникли ещё на этапе сдачи сценария.
Изольда Кавелашвили, редактор, сценарист:
Сценарий был не готов. И Лёня взял – кукольный фильм был «Приключения Буратино» – первую страничку убрал и представил этот сценарий, и так запустил. Очень похоже, очень много. Даже костюм Буратино из того фильма.
Изначально актёрский состав предполагался совсем иным.
Так, роль Карабаса должен был сыграть купаловец Роман Филиппов. Однако из-за его чрезвычайно добрых глаз в роли злодея актёру отказали.
Так в картине появился Владимир Этуш. Он был настолько убедителен, что дети по-настоящему ополчились против него, и не упускали момента запустить в него шишкой, даже за кадром.
Галина Бугара, начальник цеха подготовки съёмок РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»:
Карабас-Барабас, в этом костюме снимался известнейший актёр, наш любимый Владимир Этуш.
Антонина Карпилова, музыковед, киновед, преподаватель:
Как он работал с актёрами, как он выстраивал мизансцены. Это настоящий телевизионный мюзикл. Да, можно придираться к каким-то шероховатостям. Но что главное для телемюзиклов? Чтобы была яркая музыка, чтобы действие вписывалось, соединялось с этой музыкой, чтобы просто интересно было смотреть.
Дмитрий Иосифов – Буратино – оказался в фильме совершенно случайно. Ассистент режиссёра киностудии заметил его в одном из столичных переходов и предложил прийти на пробы.
В итоге 9-летнему Диме досталась главная роль. Кстати, он единственный из маленьких артистов в дальнейшем связал свою жизнь с кино.
Наталья Бржозовская:
Сначала на Арлекино его, потом попробовали грим – всё хорошо. Очень сложный грим.
Чтобы ребёнок сидел 4 часа на одном гриме… Этот нос приделывали. Молодой гримёр, и когда он сократил период грима с 4 часов до 2,5, это уже был большой прогресс.
Особо разогнаться не получалось. Бюджет телевизионного объединения был вдвое меньше, чем у художественного. Павильонные съёмки отработали в Минске, а затем уехали в Ялту.
И пропали. От группы ни слуху, ни духу. Не на шутку встревожившись и разозлившись, директор телевизионного объединения выехала вслед за ними. И устроила разнос.
Изольда Кавелашвили:
Я говорю: «Раз вы не снимали здесь, будете всё снимать в парке Челюскинцев». Но они молчат, не объясняют, по какой причине. Я с 13 по 17 была, за эти 4 дня они сняли полкартины. Я улетела. Они не признались, по какой причине, все молчали.
Правда всплыла только в 2005 году, когда коллеги на 30-летие выхода картины встретились у Леонида Нечаева. Выяснилось, что работа застопорилась из-за того, что Ролан Быков и Елена Санаева отправились в круиз по черноморскому побережью.
Однако, в целом, работа шла по графику. Маленькие актёры чрезвычайно полюбили режиссёра и даже называли его «папа Лёня».
Наталья Бржозовская:
У него была необычайная харизма, мужская харизма, которую чувствовали и женщины, и дети, и животные. Требовательный, хулиганистый. Все должны были делать то, что он хочет.
Особенно сложно дался эпизод в пруду, который соорудили специально для съёмок. Ноябрь, температура воздуха – около восьми градусов. Мёрзли все: и артисты, и съёмочная группа. Но сложнее всего приходилось девочкам-«лягушкам»: им с каждым дублем приходилось нырять в ледяную воду.
Тогда Рина Зелёная вступилась за маленьких артисток, заявив, что если Нечаев потребует ещё один дубль, то она развернётся и уедет домой.
Наталья Велевич, сотрудник натурной площадки РУП «Национальная киностудия «Беларусьфильм»:
В конце у нас вот озеро, очень прекрасное место, этот мостик, где Тортилла плавала. Мостик был специально сооружён для съёмок этого фильма.
На худсовете творилось невообразимое. Минкульт буквально трясло! Слишком уж сказочными получились персонажи! Но премьера всё же состоялась. Советские мальчики и девочки увидели сказку, которую впоследствии кинокритики назовут культовой, в первые дни нового 1976 года.
Наталья Бржозовская:
Работал в Минске, в Беларуси, а звание он получил в Москве. Он очень не мог этого принять, как это так – здесь он ничего не получил. Когда спрашиваешь: «Какие фильмы «Беларусьфильма» вы знаете?», – сразу говорят: «Детские, сказки».
Сегодня реквизит и костюмы актёров легендарного фильма – в хранилище киностудии. Многие из них не выдержали испытание временем, их предстоит восстановить. Но аккуратная курточка Буратино и эксклюзивное платье Мальвины до сих пор греют душу сотрудникам студии.
Галина Бугара:
Кресло Карабаса-Барабаса. В таком виде сохранилось, в каком оно было изначально. Эта жилетка принадлежит папе Карло. Настоящая, оригинальная жилетка, в которой снимался известный актёр Николай Гринько. И вот эту жилетку мы нашли совсем недавно.
И всё же личного счастья в Минске не получилось. Режиссёр уедет в Москву. Но отношения с бывшей женой он будет поддерживать до последних дней. Несмотря на то, что после этого разрыва у него будет ещё не один брак.
Наталья Бржозовская:
Я любила его. Я разошлась с ним, любя. Это была мои инициатива, я его отпустила, потому что я не могла разрываться на несколько частей. Мне сейчас очень больно вспоминать. И он уехал в Москву. Здесь не было больше сценариев. Всё, закончилось время детского кино.
После этого вы точно не уснёте. Очень страшные фильмы на Хэллоуин
Приближается Хэллоуин, а это значит, что самое время запастись различными вкусняшками, заварить какао, укутаться в плед и начать смотреть страшные истории. В этой статье мы расскажем о пяти фильмах, которые помогут с головой окунуться в атмосферу праздника.
«Я иду искать»
Эту первую брачную ночь девушка запомнит надолго. В фильме идёт рассказ о Грейс, которая уверена, что встретила любовь всей её жизни, красивого и обеспеченного Алекса. У богатых свои причуды, и семья жениха для девушки не стала исключением.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Я иду искать»
Дело в том, что в ночь после свадьбы все родственники собираются в комнате и до утра проводят время за играми. Однако это не просто семейные посиделки. Такая традиция – церемония посвящения, которую проходят не все. Узнать, какая игра на выживание попалась Грейс, и справится ли он с сумасшедшей семейкой, вы сможете после просмотра.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Я иду искать»
«Оно»
Коулрофобия – боязнь клоунов. Некоторые психологи считают, что причиной возникновения такой фобии является непонятная гримаса актёра, который развлекает детей. Страх возникает из-за того, что нельзя узнать реальные эмоции аниматора.
Однако Пеннивайз – не этот случай. Он является воплощением всех страхов человека, а чудовищную улыбку клоуна могут увидеть только дети. Пеннивайз вовсе не собирается развлекать ребятишек – повстречавшись с ним, они бесследно пропадают.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Оно»
После очередного такого несчастного случая семеро ребят решают прервать цепочку исчезновений. За время их сражений они находят любовь, счастье и настоящую дружбу. Но смогут ли дети осуществить свой план? Победят ли они воплощение самых сильных страхов?
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Оно»
«Счастливого дня смерти»
Если хоть раз возникала мысль, что свой день рождения вы провели просто ужасно, то смеем вас огорчить: бывает и хуже. В фильме «Счастливого дня смерти» рассказывается о популярной студентке Три, которая всегда стремится быть идеальной. Но её старания перешли границы: ради хороших оценок она начала встречаться с преподавателем, для поддержания своей популярности девушке не раз приходилось унижать других людей и быть лицемерной.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Счастливого дня смерти»
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Счастливого дня смерти»
«Зеркала»
Порой и собственная тень бывает опасной. Бен, бывший полицейский, а в настоящее время охранник закрывшегося супермаркета, в очередной раз прогуливался по коридорам здания, как друг обнаружил странную комнату. В ней стояли до блеска вычищенные зеркала. Но что-то в них смущало мужчину.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Зеркала»
После такой находки у Бена по неизвестным причинам погибает сестра и мать. Позже бывший полицейский понимает, что всему виной зеркала, а точнее, отражения в них. Но как же избавиться от собственных теней и предотвратить цепочку несчастных случаев? В чём был секрет этих зеркал? Ответить на эти вопросы вы сможете после просмотра ужастика.
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Зеркала»
«Проклятие монахини»
Фото: imdb.com/кадр из фильма «Зеркала»
Кстати, недавно мы делились списком кинокартин, которые помогут скрасить пасмурные осенние дни. Секрет уютного вечера можно узнать здесь.
Приключения Буратино
Советский культовый двухсерийный музыкальный фильм, созданный на киностудии «Беларусьфильм» в 1975 году.
Войкова в Ялте»> Приключения Буратино. Этот эпизод снимался на ул. Войкова в Ялте
«Приключения Буратино» должны были стать пятисерийным мультфильмом. По крайней мере, именно для мультфильма написала сценарий Инна Веткина. Он попал к режиссёру Леониду Нечаеву. И тот много лет спустя вспоминал, как в изумлении сказал коллегам: «Дорогие мои, я же режиссёр игрового кино, а не мультипликатор». Ему ответили: «А сегодня никто — не мультипликатор. Ты запросто это сделаешь!»
Тогда Нечаев забрал сценарий Веткиной домой, сел за письменный стол и вывел на чистом листе бумаги: «Сценарий двухсерийного музыкального телевизионного фильма». Вскоре все было адаптировано под игровое кино. Жест был смелый, но на «Беларусьфильме», где собирался снимать Нечаев, с его решением согласились.
Буратино и Пьеро
Дима Иосифов совершенно не намеревался сниматься в кино. Он всерьёз занимался фигурным катанием, причём был единственным мальчиком в группе. Однажды заметил на занятиях странного незнакомого человека, который за ним наблюдал. Решил, что тот пришёл посмотреть на молодых фигуристов — может, собирается взять кого-то в сборную? И был счастлив, когда после занятий человек подошёл к нему и спросил, с кем из взрослых родственников можно поговорить.
Но радость быстро испарилась: оказалось, это ассистент режиссёра. Он пригласил Диму на фотопробы, потом были кинопробы (мальчик сперва испугался камеры и толпы людей в павильоне, сказал, что у него болит живот и ретировался, но потом приезжал на новые и новые пробы — и постепенно свыкся с атмосферой на съёмках, даже полюбил её). Сперва Диму утвердили на роль Арлекина, но потом никак не могли найти исполнителя роли Буратино — и решили все переиграть. Опять начались кинопробы — теперь уже на Диму примеряли костюм деревянного мальчика…
Эпизод с подвешиванием Буратино. Южный берег Крыма, пгт Парковое. Позади виднеются характерные очертания Байдаро-Кастропольской стены
Он потом окончил ВГИК, стал профессиональным актёром (и сыграл в двух десятках фильмов), а затем и режиссёром (на его счету несколько успешных сериалов — «Убойная сила», «Уходящая натура», «Екатерина. Взлёт»). Но журналисты обычно первым делом спрашивают его о Буратино. И он начинает говорить о съёмках, которые закончились несколько десятилетий назад. Рассказывает, как тяжело ему приходилось в гриме (который поначалу наносили по два часа каждый день. Особенно много проблем потом доставлял длинный накладной нос: ведь настоящий нос нельзя было почесать, не разрушив всю конструкцию! «Это было невыносимо!» К тому же нос создавал кучу проблем для мимики — с ним трудно было смеяться или морщиться). Вспоминает, как страдал Роман Столкарц, игравший Пьеро: во-первых, ему каждое утро красили зубы белым лаком (и он из-за этого не мог ничего есть до конца смены), во-вторых, из-за длинных рукавов костюма он практически не мог ходить в туалет, стеснялся рассказать об этом, и в результате наотрез отказывался пить, чтобы потом не случилось конфуза…
При этом снимали на жуткой жаре, что только усугубляло страдания артистов. Съёмки велись в Крыму, группа объездила весь полуостров. Например, «поле чудес» снималось на территории заповедника «Херсонес Таврический», а сцена, где лиса и кот рассказывают Буратино о Стране дураков — у Байдарских ворот. Ещё съёмки велись в Ялте, в Кореизе, около горы Ай-Петри.
Как вспоминал Нечаев, проблем с юными актёрами не было — зато они иногда возникали с их родителями. Когда снимали сцену, в которой Буратино вешают на дерево, мама Димы Иосифова категорически запретила вешать её мальчика вниз головой. Режиссёр сказал ей, что на дерево повесят куклу, а сам шепнул Диме: «Убери маму куда-нибудь!» Дима начал жаловаться, что страшно проголодался, мама метнулась в магазин за колбасой, и, пока её не было, сцену сняли. Причём потребовался не один дубль — но Дима всё вынес стоически.
Эпизод с подвешиванием Буратино на дерево был снят на склоне возле пгт Парковое.
А на съёмках другой сцены нужно было разбить кувшин, в котором прятался Буратино, причём так, чтобы горлышко оказалось у него на шее. Кувшин был один, изготовленный по спецзаказу, и снять нужно было с одного дубля. Чтобы разбить сосуд, в него надо было швырнуть чем-то тяжёлым. Нечаев боялся покалечить мальчика, но, если бы он бросил в кувшин чем-то лёгким, тот бы даже не треснул. Дима мужественно сказал: «Кидайте, чтоб наверняка!» Нечаев в интервью вспоминал, что обливался холодным потом, когда бросал пивную кружку со спрятанным в ней килограммовым булыжником. Но все прошло благополучно, Буратино не пострадал. И даже успел показать Карабасу-Барабасу нос (режиссёр крикнул Диме об этом в последнюю секунду, испугавшись, что он забудет это сделать).
Трактир «Три Пескаря», где проводились съёмки — это кафе «Буратино» возле Большого каньона Крыма.
Черепаха Тортилла
В роли черепахи Тортиллы Нечаев видел Фаину Раневскую. Но ей было уже под 80, она уже десять лет как ушла из кино. И сказала, что готова играть Тортиллу, только если съёмки пройдут в её подъезде. Так роль досталась Рине Зеленой. Она сначала побоялась, что на неё наденут панцирь и когти, но режиссёр успокоил — сказал, что она будет выглядеть как пожилая леди в чепце.
Зеленая вспоминала: «Меня, конечно, прельстило, что это „певчая черепаха”. Я пела от души и понравилась даже взрослым, а дети были прямо в восторге. Когда я приехала в Минск на примерку костюма Черепахи, режиссёр сказал художнице: „Нет, это не годится. Разве черепахи такие шляпы носят?” Я не знала, что он имеет в виду, но вспомнила изречение Козьмы Пруткова: „Почему судьбу называют индейкой, а не какой-либо другой, более похожей на судьбу птицей?”» Так и тут — нужна была шляпа, очевидно, более похожая на шляпу черепахи.
Экскурсоводы в Никитском ботаническом саду любят рассказывать о том, что именно здесь, на местном озерце снимался эпизод на болоте с Черепахой Тортилой. На самом деле пруд находился под Минском и был специально обустроен для съёмок.
Лиса Алиса и кот Базилио
Лису Алису и кота Базилио сыграли Елена Санаева и Ролан Быков. Они были мужем и женой и часто играли вместе — на их совместном счету больше десяти картин. Однако широкий зритель помнит в основном «Приключения Буратино». Нечаев сначала не хотел брать Быкова на роль кота, предлагал её другим актёрам — но у тех были жены-актрисы, и претенденты настаивали, что именно они должны выступить в роли Алисы (при том, что, по мнению Нечаева, не подходили совершенно). А вот Санаева подходила. Поэтому к Быкову режиссёр обратился со словами: «Ролан, я возьму тебя, но только если Алису сыграет Лена! Причём в вашем дуэте основную партию будет вести она, а ты будешь на подпевке!» Быков удивился, даже почти возмутился, но в итоге дал согласие. И они с Санаевой внесли в картину много своего — например, активно придумывали вместе с режиссером нищебродские наряды героев — накидку из рыболовной сети и облезлую шубу.
Для эпизода, где кот Базилио скатывается по лестнице, Быков с помощью ассистента режиссёра открутил переднее сиденье автобуса, на котором ездила съёмочная группа. И скатывался на этом сиденье, а в конце «проезда» выталкивал его из-под себя, чтобы не было видно в кадре. После пятого дубля сиденье превратилось в труху. Водитель автобуса, только тут заметивший пропажу, пришёл сначала в ужас, а потом в ярость, и полез на Быкова чуть ли не с кулаками. Но скандал удалось замять.
Поэты
Писать стихи для песен на музыку Алексея Рыбникова Нечаев пригласил Булата Окуджаву. Тот написал прекрасные тексты, но многие из них показались слишком сложными для детского фильма. Нечаев осознал, что Окуджава просто физически не может сочинить кричалку вроде «Бу! Ра! Ти! Но!», которую потом пели бы дети всей страны. Поэтому был вынужден позвать ещё одного поэта — Юрия Энтина. Вот так и вышло, что «Скажите, как его зовут» и «Затянулась бурой тиной гладь старинного пруда» — это Энтин, а «На дурака не нужен нож» и «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам» — Окуджава. (Булат Шалвович, узнав, что не все его стихи подошли и потребовался ещё один поэт, обиделся, но со временем режиссёра простил).
И ещё один интересный факт, Татьяна Проценко — единственная среди детей-актёров, говорящая в кадре своим голосом, остальных детей переозвучивали актрисы.
«А почему кот без хвоста?»
На «Беларусьфильме» «Приключения Буратино» сначала не хотели принимать: выдвигали дурацкие претензии («А почему у вас кот без хвоста?» «А почему черепаху в пруду катают лягушки?») Но потом фильм показали в Москве, и он привёл всех в восторг. Две серии «Приключений» вышли в эфир Центрального телевидения СССР 1 и 2 января 1976 года. Успех был мгновенным и огромным. Нечаев вспоминал: «Евгений Евстигнеев, посмотрев „Буратино”, даже позвонил мне и воскликнул: „Леня! Я готов сыграть у тебя любую мышь!”» (Он сыграл Звездочёта в его следующем фильме, «Про Красную шапочку»).
И ещё режиссёр говорил: «Я взял беспроигрышный материал, и картина была просто обречена на успех. Сколько я не снимал — а фильм „Приключения Буратино” так и остаётся лучшим».
Где снимался фильм Приключения Буратино 1975 года
В Крыму снимали множество самых разных фильмов. Некоторые из них целиком отсняты на солнечном полуострове, в других эффектные крымские красоты фигурируют лишь в отдельных эпизодах. Пересматривая «Приключения Буратино», замечательную сказку, созданную в 1975 году, любопытные зрители смогут увидеть и узнать Минск, Вильнюс и, конечно же, прекрасный солнечный Крым. Крымских съемок в этой картине очень много. Поэтому неудивительно, что приехавшие на полуостров любители кинематографа стремятся посетить все места, где снимали Буратино. Это несложно, ведь большинство из них и так являются прославленными достопримечательностями, красующимися на множестве фото. В разных эпизодах этой веселой киносказки можно узнать уютные уголки Южнобережья, величественные Байдарские ворота, эффектные виды античного Херсонеса Таврического и др.
Интересно! Изначально сценарий, который превратился во всеми любимый фильм, писался для пятисерийного мультфильма. Режиссер Леонид Нечаев, к которому попал «мультипликационный» сценарий Инны Веткиной, превратил его в прекрасный двухсерийный музыкальный фильм-сказку.
Почему для съемок был выбран Крым
За съемки веселой музыкальной истории взялась Белорусская киностудия. Поэтому часть работы проходила в Минске. Как доказала последующая неувядающая популярность кинофильма, актеры были подобраны идеально. Оставалось лишь найти подходящий фон для их вдохновенной игры. На просторах огромного Советского Союза любая из киностудий могла воспользоваться красотами любого уголка большой страны. И при создании этой киноленты для красивых натурных съемок подбирались самые подходящие места.
Алексей Толстой взял за основу своей версии приключений деревянного человечка итальянский первоисточник «Приключения Пиноккио», написанный Карло Коллоди в 1881 году. В пересказе А. Толстого сказка получилась непохожей на оригинал. По общему мнению, она оказалась более душевной и веселой, но итальянский антураж все же сохранился в ней. Для того чтобы воссоздать хоть и «сказочную», но все же Италию, пригодился Крым с его ярким солнечным светом и красивыми, похожими на итальянские пейзажами. 93 дня длились съемки на Крымском полуострове. Некоторые из городских улиц и красивых домов для кинофильма предоставил Вильнюс. Но есть в кадре и очаровательные улочки Ялты и Кореиза. Минск тоже не был лишь местом обдумывания идей и окончательного монтажа картины.
Интересно! Среди создателей и ценителей этой киноленты бытует версия, решительно противоречащая популярным рассказам экскурсоводов Никитского ботанического сада. Она повествует, что пруд мудрой Тортиллы снят вовсе не в Крыму. И вместо симпатичного декоративного прудика этого сада в кадре фигурирует водоем, который был специально вырыт для этого под Минском. Именно в его воды прыгают веселые лягушата, по его глади проплывает черепаха Тортилла. Примиряют всех знатоки, подтверждающие, что пруд Никитского сада действительно выступал в роли жилища Тортиллы, но не в экранизации 1975 года выпуска, а в более ранней кинокартине, премьера которой состоялась в 1939 году. Она называлась «Золотой ключик».
В Крым по следам деревянного человечка
Сказать, что крымские кадры фильма снимались в каком-либо одном городе, невозможно. Леонид Нечаев объехал весь полуостров, чтобы отыскать те самые наилучшим образом подходящие для наиболее удачных съемок места. Задействованы были не только разнообразные постройки, созданные в разные годы и эпохи, но и замечательная крымская природа.
Интересно! Рассказывают, что одна из многочисленных ялтинских лестниц вдохновила Ролана Быкова, игравшего кота Базилио, на забавную проделку. Его кот съезжает на попе по ступенькам лестницы и стремительно убегает, крича: «Подайте слепому коту». Чтобы сделать трюк безопаснее, актер взял одно из сидений из автобуса съемочной группы и съезжал на нем. Конечно, после нескольких дублей от такого жесткого обращения оно развалилось в прах. Водитель, когда увидел то, что осталось от сиденья, был очень зол и даже готов был полезть в драку, но его удалось успокоить, доказав, что автобусное кресло погибло во славу искусства.
Интересно! Все дети-актеры снимались в картине без дублеров. Даже в сцене с подвешиванием, несмотря на протесты мамы, просившей заменить сына в этом эпизоде дублером или деревянной куклой, Дима Иосифов снимался сам. Для этого пришлось пойти на хитрость. По просьбе режиссера актер, игравший Буратино, на время избавился от пристального маминого внимания. Сказал ей, что очень проголодался. И пока мама ездила в магазин, сцена была отснята.
В советском фильме о задорном деревянном мальчишке есть эпизоды, которые снимали на плато и поросшем величественными соснами южном склоне эффектной горы Ай-Петри. Где-то там происходила погоня и сражения Артемона с собаками-полицейскими. Кроме улиц Вильнюса, городские съемки велись во входящем в Большую Ялту поселке Кореиз и на улочках самого города Ялта. Была задействована еще и знаменитая ялтинская Поляна сказок. В Крыму нашлась и та самая итальянская сосна (пиния), к смолистому стволу которой приматывалась и приклеивалась борода Карабаса-Барабаса. Крупными красивыми шишками, сорванными с этого дерева, и кидался в него проказник Буратино.
Интересно! Владимира Этуша, который играл Карабаса-Барабаса, Дима действительно побаивался. Уж очень внушительно и грозно он выглядел загримированным, в образе длиннобородого сказочного злодея. Владимир Абрамович рассказывал уже после того, как фильм вышел на экраны, что шишки в него летели тогда на полном серьезе. Леониду Нечаеву, с которым у мальчика были доверительные отношения, даже пришлось уговаривать юную кинозвезду, доказывать, что Владимир Абрамович на самом деле очень добрый человек и хороший актер. Папа Карло, которого играл Николай Гринько, и Джузеппе в исполнении Юрия Катина-Ярцева вызывали у исполнителя главной роли гораздо больше доверия и симпатии.
Конечно, съемки «Приключений Буратино» не сделали ни одну из своих локаций прославленной экскурсионной достопримечательностью. Ни одну из них не посещают только лишь из-за кадров, в которых Крым «сыграл» Италию для веселого деревянного человечка и его друзей. В большинстве случаев это происходит оттого, что места, где снимался этот замечательный фильм, и так уже знамениты, исхожены многочисленными толпами туристов. Но это не мешает любителям советского кинематографа и фанатам этой прекрасной сказки, приехавшим на полуостров, оторваться ненадолго от теплых пляжей ради посещения этих красивейших мест.