на каком расстоянии ставят столбы освещения на дороге
Какое расстояние между столбами освещения?
Безопасность движения транспортных средств и комфортность передвижения пешеходов в условиях недостаточной видимости обеспечивается надлежащим уровнем освещенности дорожного полотна и пешеходных тротуаров. В настоящее время нормы освещения для городских и дорог с регулярным транспортным потоком регламентируются СП 52.13330.2011. В данном документе улично-дорожная сеть городских поселений классифицируется по нескольким категориям. К каждой из которых предъявляются соответствующие нормы по размещению осветительных устройств. Соблюдение норм освещенности зависит от типа и мощности светильника, высоты его расположения, отражающей способности дорожного покрытия, расстояния между столбами освещения, а также интенсивности транспортного потока.
Расстояние между опорами освещения на центральных улицах
Для дорог общегородского значения, к котором относятся центральные улицы поселения с интенсивностью движения до 7 тысяч единиц транспорта в час, норма освещения составляет 20 люкс. Т.е. на 1 кв. метр площади дорожного покрытия должен поступать световой поток мощностью не менее 20 лм.
Для соблюдения данного норматива необходимо учитывать:
— мощность осветительной установки;
— высоту расположения светильников;
— расстояние между опорами освещения;
— способ прокладки кабеля электропитания.
Так как первые два параметра могут регулироваться непосредственно в процессе эксплуатации, то последние практически всегда остаются неизменными величинами. Если в редких случаях подземную линию энергоснабжения можно заменить на воздушный вариант и наоборот, то изменить расстояние между столбами освещение намного сложнее и экономически нецелесообразно.
На практике, не вдаваясь в сложные расчеты, принято устанавливать осветительные опоры, в зависимости от высоты крепления светильника. Так при осевом, двустороннем и одностороннем расположении опор соотношение высоты подвеса и шага их установки, как правило, не превышает 5:1. Таким образом, если фонарь находиться на уровне 6 метров от поверхности дороги, то максимальное расстояние между столбами освещения будет составлять 30 метров. При шахматном расположении опор соотношение может достигать 7.
В крупных городах, где интенсивность на центральных улицах, значительно превышает 10 тысяч единиц транспорта в час соблюдение нормы освещенности достигается увеличением мощности светильников, комбинированными схемами расположения опор и применением дополнительных источниками света. Так, например, если поинтересоваться сколько метров между столбами освещения в Москве на Кутузовском проспекте, то можно найти значения 30, 45, 60 и более метров.
Расстояние между столбами освещения на магистралях районного значения
Под определение магистралей районного значения попадают улицы с интенсивностью движения до 5000 автомобилей в час, если они находятся в центральной части города. К этой же категории относятся транспортные и пешеходные связи, расположенные в других районах при условии, что количество автомобилей на них не превышает 3000 единиц в час (СП 52.13330.2011, табл. 14). Этим же документом, в таблице 15 определяется и норма освещенности для данного типа улиц, она составляет 10-15 люкс.
На данных территориях применение высоко мачтовых опор для размещения фонарей нецелесообразно из-за большой плотности застройки и наличия на близком расстоянии от трасс многоэтажных домов. Как правило, применяются железобетонные столбы квадратного или многогранного сечения длиной до 11 м. Правильное их наименование – «стойка вибрированная» (СВ). Буквенный индекс дополняется цифрами, которые обозначают длину в дециметрах.
Соответственно расстояние между бетонными опорами освещения при ее высоте 11 метров не может превышать 55 метров (соблюдение условия соотношения 5:1). И это при условии, что фонарь будет размещен на самой вершине столба.
Освещение парковых территорий
При организации освещения территорий, предназначенных для пешеходных прогулок и отдыха, определяющей характеристикой размещения осветительных устройств является функциональность. Строгих норм освещенности для парков и скверов практически не придерживаются, но однозначно она не должна быть ниже 5 люкс, особенно при наличии велосипедных дорожек.
Освещение таких территорий принято разделять на 2 яруса. Нижний, когда светильника располагаются на уровне поверхности земли и верхний для которого применяются опоры из металла или других материалов. В первом случае освещение носит декоративные функции и используется для выделения определенных зон территории. Во втором варианте светильники на опорах обеспечивают общее освещение площадей.
В зависимости от планировки и ландшафтного дизайна расстояние между опорами освещения в парке может изменяться в широком диапазоне.
Подведя итог, можно отметить, что для приблизительного определения расстояния между фонарными столбами в городе достаточно знать высоту опоры.
Какое должно быть расстояние между фонарными столбами?
Реализация уличного освещения намного сложнее бытового. Это связано с существованием множества правил и требований. В первую очередь, освещение должно быть как можно более функциональным, а приборы, в нем задействованные, иметь длительный срок службы. При несоблюдении всех норм уличное освещение не будет эффективным. Для его успешной реализации самым важным моментом считается расчет интервала между будущими столбами для светильников. Расстановка осветительных опор в центре города намного проще, нежели на его окраинах или в частном секторе, не говоря уже о деревнях.
Основные принципы уличного освещения
Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:
Хотя расстояние между столбами освещения и является важнейшим моментом при выполнении монтажа, все равно необходимо знать и понимать суть и предназначение самих конструкций для светильников. Она имеет две составные части:
Очень часто столбы с фонарями выполняют не только осветительную функцию, но и являются одновременно опорами для удержания различных проводов и линий электропередачи. В таком случае расстояние между ними может быть увеличено.
Расстояние между фонарными столбами
Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.
Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:
Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.
Второстепенные параметры при монтаже опор
При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:
Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3 000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1 000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.
При соблюдении таких требований не всегда получается выполнить необходимое расстояние между столбами, на которых размещены уличные светильники. Ведь смещение опоры может сменить пропорциональность радиусов потока света, а следовательно, придется пересчитать дистанцию пролетов, чтобы те были одинаковыми.
Нормы освещенности улицы
В условиях городской местности высота осветительных столбов должна достигать 20 метров. Перед началом монтажа необходимо удостовериться в наличии специализированной техники и персонала для обслуживания данной линии освещения, а также обосновать с технической и экономической точек зрения необходимость такой высоты опор.
Расчет параметров размещения осветительных опор
Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:
В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:
При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.
При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта. Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил. Но во всяком случае монтаж опор для светильников в городской местности сводится к наиболее благоприятным 35 метрам между близстоящими столбами.
Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:
При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.
Польза от правильно проведенных расчетов
При правильном определении интервалов между столбами можно получить:
Знание существующих требований по расстояниям между осветительными опорами может помочь проконтролировать монтажные работы на своем дачном участке либо при самостоятельных работах по установке фонарных столбов.
Расстояние между опорами освещения
Осветительные опоры, помимо поддержки светильника, функционируют в качестве стойки для рекламных щитов или указателей.
Технический расчет расстояний между опорами – обязательное условие обустройства осветительной системы в городе, сельской местности, на промышленных объектах. От соблюдения точного расстояния зависит эффективность светопередачи и безопасность людей.
Как оборудуется уличная подсветка?
Освещение городских улиц обеспечивают светильники на опорах из железобетона, металла или бетона. Осветительные конструкции устанавливают на автодорогах и тротуарах, заправочных станция, пешеходных дорожках, площадях, перед входными группами учреждений. Конструкция устройства уличного освещения включает опору и световой источник, расположенный на вершине опоры. В парках и скверах используются декоративные маломощные светильники, на автодорогах – высокомощные осветительные приборы.
Продукция
Опоры граненые конические
Опоры граненые силовые
Опора силовая фланцевая трубчатая
Если у вас есть вопросы, которые требуют немедленного решения, позвоните или напишите нам!
Осветительные опоры различаются высотой и структурой, а также способом подключения электрокабеля. Для получения эффективной подсветки конструкция устроена таким образом, чтобы светильники формировали перекрещивающиеся световые конусы.
Фонарные опоры, помимо поддержки светильника, функционируют в качестве стойки для рекламных щитов или указателей.
Как строятся расчеты расстояний между опорами?
Расстояние между соседними объектами в строительстве именуется пролетами. Значения этих параметров регламентируется государственными стандартами и специальной строительной документацией (ГОСТ, СНиП). При расчете пролетов учитываются следующие факторы:
Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.
Категория объекта по освещению | Улицы, дороги и площади | Наибольшая интенсивность движения транспорта в обоих направлениях, ед/ч | Средняя яркость покрытия, кд/м 2 | Средняя горизонтальная освещенность покрытия, лк |
---|---|---|---|---|
А | Магистральные дороги, магистральные улицы общегородского значения | Св. 3000 Св. 1000 до 3000 От 500 до 1000 | 1,6 1,2 0,8 | 20 20 15 |
Б | Магистральные улицы районного значения | Св. 2000 Св. 1000 до 2000 От 500 до 1000 Менее 500 | 1,0 0,8 0,6 0,4 | 15 15 10 10 |
В | Улицы и дороги местного значения | 500 и более Менее 500 Одиночные автомобили | 0,4 0,3 0,2 | 6 4 4 |
Особые требования установлены строительными регламентами в отношении монтажа осветительных конструкций. Нормативы касаются места расположения осветительных опор относительно сторонних объектов: зданий, сооружений, площадок, автодорог.
Предписанные стандарты определяют:
От чего зависит определение расстояния между столбами?
Вычисления размера пролетов осветительных столбов вдоль автотрасс базируется на следующих показателях:
Количество светильников на опоре вдоль дороги с односторонним движением равняется одной пятой части от высоты столба (прямоугольное или осевое расположение), или одной седьмой части (шахматное расположение).
Какое должно быть расстояние между фонарными столбами
Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.
Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе
Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:
Улучшить освещение можно за счет замены ламп на более мощные или использования плафонов с более эффективными вариантами.
Нормы по ГОСТу и СНиПу
Строительные нормы позволяют точно определить все параметры, чтобы подобрать правильное расположение освещения. Кроме того, есть ряд других аспектов, которые надо учесть. Они показаны на схеме для наглядности:
При определении расстояния между фонарями в первую очередь учитывают пересечение конусов света соседних фонарей. Именно на этих участках измеряют уровень освещенности и проверяют его на соответствие нормам. Так как это самые слабо освещенные части дорожного полотна, их и берут в расчет контролирующие органы. Ниже представлена таблица показателей для светильников с натриевыми лампами, одними из самых популярных на сегодня.
Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:
Расстояние между фонарными столбами, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.
Материал изготовления опор
Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.
Металлические столбы
Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.
Железобетонные опоры
Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:
Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.
Столбы из композитных материалов
Современное решение, которое с каждым годом используется все чаще. Оно отличается от традиционных столбов, но при этом имеет много плюсов:
Расстояние между фонарями уличного освещения – не единственный критерий их установки. Также надо учесть несколько требований по расположению столбов. От этого зависит, где лучше прокладывать кабель и какой вынос фонаря от опоры нужно использовать. Помнить следующие ограничения:
Если столбы устанавливают в жилых зонах, то от столба до балконов или окон должно быть не меньше 1 метра. А лучше сделать расстояние еще больше, чтобы исключить любую опасность.
При установке столбов надо учесть ряд критериев, чтобы обеспечить хорошую видимость и создать безопасную систему. Главный показатель – поверхностная освещенность, поэтому расстояние между столбами, их расположение, высота фонаря и его мощность подбираются так, чтобы система соответствовала нормам.
На каком расстоянии ставят столбы освещения на дороге
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N 993-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32947-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Металлические и композитные опоры предназначены для эксплуатации в климатических зонах со среднемесячной минимальной температурой воздуха до минус 40°С в I-III районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1].
Железобетонные опоры предназначены для эксплуатации при расчетной температуре наружного воздуха (средней температуре воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства) до минус 55°С включительно, в районах сейсмичностью до 7 баллов включительно, в I-IV районах по ветровым и гололедным нагрузкам согласно [1], а также в среде с агрессивной степенью воздействия на железобетонные конструкции.
Настоящий стандарт не распространяется на опоры для контактных сетей городского электрифицированного транспорта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 9.032 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.307 (ИСО 1461-89, ст СЭВ 4663-84) Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 9.402 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию
ГОСТ 12.3.009 Система стандартов безопасности труда. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности
ГОСТ 380 Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки
ГОСТ 1050 Металлопродукция из нелигированных конструкционных качественных и специальных сталей. Общие технические условия
ГОСТ 1759.0 Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия
ГОСТ 2246 Проволока стальная сварочная. Технические условия
ГОСТ 5264 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 8050 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия
ГОСТ 8732 Трубы стальные бесшовные горячедеформированные. Сортамент
ГОСТ 9467 Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей. Типы
ГОСТ 10354 Пленка полиэтиленовая. Технические условия
ГОСТ 10434 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования
ГОСТ 10704 Трубы стальные электросварные прямошовные. Сортамент
ГОСТ 10922* Арматурные и закладные изделия сварные, соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Общие технические условия
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 57997-2017.
ГОСТ 11534 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 13015 Изделия железобетонные и бетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения
ГОСТ 14254 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP)
ГОСТ 14771 Дуговая сварка в защитном газе. Соединения сварные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 14776 Дуговая сварка. Соединения сварные точечные. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 18105 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности
ГОСТ 18321 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 20477 Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия
ГОСТ 21130 Изделия электротехнические. Зажимы заземляющие и знаки заземления. Конструкция и размеры
ГОСТ 23009 Конструкции и изделия бетонные и железобетонные сборные. Условные обозначения (марки)
ГОСТ 23118 Конструкции стальные строительные. Общие технические условия
ГОСТ 23518 Дуговая сварка в защитных газах. Соединения сварные под острыми и тупыми углами. Основные типы, конструктивные элементы и размеры
ГОСТ 24297 Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля
ГОСТ 24379.1 Болты фундаментные. Конструкции и размеры
ГОСТ 27772 Прокат для строительных стальных конструкций. Общие технические условия
ГОСТ 32949 Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Методы контроля
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 допустимая боковая статическая нагрузка: Максимальная поперечная нагрузка, прикладываемая к верхней части ствола опоры.
3.2 звено: Элемент опоры, соединяемый сваркой или посредством болтового соединения с другими звеньями, либо самостоятельный элемент опоры.
3.3 индекс тяжести травм при ускорении; ASI: Значение, рассматриваемое в качестве оценки тяжести травм для пассажиров автомобиля при столкновении с опорой и рассчитанное для трех компонентов ускорения транспортных средств.
3.4 композит: Твердый продукт, состоящий из двух (или более) материалов, отличных друг от друга по форме, и (или) фазовому состоянию, и (или) химическому составу, и (или) свойствам, скрепленных физической связью и имеющих границу раздела между обязательным материалом (матрицей) и ее наполнителями, включая армирующие наполнители.
3.5 композитная опора: Опора конической формы, выполненная из композитных материалов.
3.6 номинальная высота композитной опоры: Расстояние по вертикали от основания опоры до вершины опоры.
3.7 опора стационарного электрического освещения: Конструкция для закрепления светильников наружного освещения, а также подвески кабелей электрической сети наружного освещения.
3.8 пассивная безопасность: Совокупность конструктивных средств, позволяющих избежать или снизить тяжесть травмирования участников движения при дорожно-транспортных происшествиях.
3.9 прямостоечная опора: Опора, устанавливаемая непосредственно в котлован в грунте с последующей заливкой бетоном.
3.10 ревизионный люк: Специальная дверца в опоре, предназначенная для монтажа и обслуживания инженерных коммуникаций (электрокоммутирующего оборудования).
3.11 теоретическая скорость головы в момент удара; THIV: Скорость головы пассажира в момент удара о поверхность внутри транспортного средства в результате столкновения с опорой.
3.12 ствол: Основной элемент опоры в виде стержня или трубы.
3.13 фланцевая опора: Опора, устанавливаемая на фундаментный блок c помощью имеющегося у основания опоры фланца.
3.14 электрический щиток: Устройство, устанавливаемое в опоре и предназначенное для подведения электроэнергии питающей сети, а также защитного заземления.