на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

Знали ли вы: впервые трёхцветный флаг России был поднят на корабле «Орёл» в Дединове в 1669 году

12 июня 2016 г., 11:31

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

В 2019 году Россия отметит 350-летие государственного флага, впервые поднятого на корабле «Орёл», построенном в подмосковном селе Дединове.

Главными символами любого государства являются герб, гимн и флаг. Какой путь проделал флаг государства российского, кто был его предшественником, и как флаг приобрёл современный вид?

До второй половины XVII века в России не было флагов, в современном понимании знаков государственной принадлежности. Были известны воинские стяги древнерусских полков, на которых изображались Лики Спасителя, Богородицы, святых. Перед ними, освящёнными как иконы, совершали молебны русские воины. В литературе описаны стяги Дмитрия Донского на Куликовом поле. Древнейшие дошедшие до наших времен русские знамена относятся к XVI веку. Среди них – знамя Ивана Грозного времён Казанского похода, знамя Ермака.

Орёл двоеголовый

Впервые трёхцветный флаг Российского государства был поднят на первенце русского военно-морского флота корабле «Орёл» в селе Дединово в 1669 году.

Дединову выпала честь стать «первым отечественным адмиралтейством» – родиной первенца российского военно-морского флота, фрегата «Орёл». История первой русской государственной судоверфи началась с указа царя Алексея Михайловича – отца будущего императора Петра Великого.

О том значении, какое придавал постройке морских судов на Дединовской верфи царь Алексей Михайлович говорит тот факт, что все работы проводились под контролем приказа Новгородской четверти, ведавшей городами, располагавшимися на побережье Белого моря – единственного «окна в Европу» в середине XV II века. 17 ноября 1667 года государева верфь перешла в управление Посольского приказа – министерства иностранных дел Московского государства. Оба этих ведомства возглавлял выдающийся государственный деятель – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин – «русский Ришелье», о котором великий русский историк Василий Осипович Ключевский писал: «Никто из Московских государственных дельцов XVII века не высказывал столько как он, преобразовательных идей и планов, которые после осуществил Пётр».

В декабре 1667 года царь издал указ «О титуле царском и о государственной печати», подготовленный летом того же года АЛ. Ордин-Нащокиным. Этот документ стал первым постановлением российского законодательства о форме и значении государственного герба – «орла двоеглавого». А затем последовал ещё один царский указ о присвоении фрегату названия «Орёл» в честь русского государственного герба. В документе было указано, что кораблю «велено прозвание дать Орлом», а капитану отдали приказ – поставить на носу и корме по фигурке орла, а на знаменах и еловчиках (вымпелах – Прим. ред.) – нашивать изображения орлов.

Голландец Давид Бутлер, руководивший постройкой корабля, обратился к государю с тем, что необходимо поднять корабельный флаг, так как это принято по обычаю государств, имеющих флот.

Свой – чужой

С постройкой новых морских судов возникала проблема обозначения государственной принадлежности корабля. Для этих целей служили флаги. Любой моряк того времени, увидев на мачте британский флаг, мог определить, что судно принадлежит королю Соединенного Королевства Англии, Шотландии и Ирландии. Цвета русского флага, впервые поднятого на корабле «Орёл» в селе Дединово говорили любому иностранцу, знающему в морском деле, что грозное судно принадлежит Великому Государю, Царю и Великому Князю Всея Великие, Белые и Малые России Самодержцу. Цвета русского флага соответствовали землям, составлявшим единое государство: красный – Великороссия, синий – Малороссия, белый – Белоруссия.

«Необходимость вывешивать знамена на русских кораблях ранее не возникала именно потому, что на внутренних водных коммуникациях таких опознавательных знаков не требовалось», – поясняет историк-краевед Сергей Кочетков.

Для изготовления флагов 9 апреля 1667 года Сибирским приказом было велено «прислать из меновых товаров триста десять аршин киндяков да сто пятьдесят аршин тафт червчатых, белых, лазоревых к корабельному делу на знамена и еловчики», – сообщается в издании Археографической комиссии. В марте 1669 года Давид Бутлер и астраханец Иван Савельев принимали построенный корабль, признали его годным для хождения по Хвалынскому морю. И тогда оперативно было решено и о флаге.

Наконец, 7 мая 1669 года «Орёл», а также суда сопровождении – яхта, бот, шнеки и струги вышли из Дединова. «Орлом» командовал Давид Бутлер, яхтой – Ламберт Гельт. Об отбытии флотилии можно прочитать в книге Яна Стрейса «Три примечательных и крайне бедственных путешествий по Италии, Греции, Лифляндии, Московии, Мидии, Персии, Ост-Индии…».

Историки спорят

Этот период стал знаковым для государства в плане становления российской символики – герба и флага. Впервые государственный герб стал использоваться не просто как печать на документах, подтверждающих волю царя, а как символ государственной власти. И, наконец, впервые, на российском корабле был поднят государственный флаг.

Большинство авторитетных учёных сегодня не сомневаются в том, что государственный флаг впервые был поднят именно на первом русском военном корабле «Орёл» в Дединово. Однако честь и право называться Родиной российского флага оспаривают нижегородцы. Краеведы Нижнего Новгорода считают, что флаг на «Орле» был пошит и водружён в их городе.

Однако, основываясь исключительно на материалах старинных документов, историк Сергей Кочетков считает это мнение ошибочным. Он уверен, что фрегат «Орёл» пришёл в Нижний Новгород уже под флагом, там была произведена передача государева имущества и принят отчёт о потраченных деньгах.

Работая с архивными документами, краевед Виктор Майборода обнаружил, что капитан Давид Бутлер привёз в 1669 году в Посольский приказ «Корабельного строя письмо», которое было затем переведено на русский. В документе было 34 артикульных статьи об организации службы на корабле в мирное и военное время.

«Голландия была признанной морской державой, с грамотным ведением дел, соблюдением морских законов. Бутлер, знаток морского устава, просто не мог выйти на корабле без опознавательного флага государства, положенного по закону. За основу важнейшего для военно-морского флота России документа было «Корабельного строя письмо». Так что, кроме всего прочего, Дединово – это и родина корабельного устава отечественного военно-морского флота», – уверен Майборода.

Каким был первый флаг

Учёные долго не могли прийти к единому мнению о том, каков был первый флаг, поднятый на «Орле».

По одной из версий, на полотнище изображался синий крест и бело-красные поля, расположенные в шахматном порядке. Именно с таким флагом изображали по своей фантазии художники на некоторых гравюрах и картинах дединовского «прадедушку» российского флота, например, художник В. Овчинников.

По другой, более распространенной гипотезе, на основе образца одного из петровских флагов, сохранившихся до наших дней в Центральном военно-морском музее России в Санкт-Петербурге, флаг был другой – посередине бело-сине-красного полотнища был вышит желтый орел, на груди которого – красный щит с изображением святого Георгия на белом коне.

Историк Сергей Кочетков находит подтверждение этой гипотезы в архивных материалах. О том, что на «Орле» было поднято именно такое знамя, можно прочитать в приложении к протоколу заседания Особого совещания от 12 марта 1911 года.

Предположение о флаге с двуглавым орлом, помещённым на бело-сине-красное полотнище, поддерживают многие авторитетные учёные, например, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Надежда Соболева.

«На флаге, поднятом на «Орле», не было синего креста, и красивую гипотезу обоснования этого, на мой взгляд, предложил доктор исторических наук Владимир Артамонов (Институт Российской истории РАН). В Азовском походе крест на флаге нёс вполне определённый смысл – олицетворял поход православного государя против басурман. «Крестоносного» военного похода на Каспий не предусматривалось, «Орёл» ушёл в Хвалынское море по коммерческому проекту», – поясняет Кочетков.

Также на гравюре с рисунка очевидца тех событий, парусного мастера Яна Стрейса никакого креста на флаге не было, а явно просматриваются три полосы.

Рождение российского флага неразрывно связано с флотом, с первым военным кораблем «Орёл». Известно, что царь Алексей Михайлович велел отправить на корабль «Орёл» материю белого, синего и красного цветов. Пётр I хорошо знал о начинаниях своего отца и сначала во многом копировал царя Алексея Михайловича. Трёхполосный бело-сине-красный флаг использовался и на торговых, и на военных судах.

Затем по указанию Петра на военных кораблях с 1712 года было учреждено белое «морское знамя» с косым Андреевским синим крестом, которое с тех пор является военно-морским флагом. Историки считают, что появление этого флага связано и с учреждением в 1699 году первого российского ордена – святого Андрея Первозванного.

Позже короткое время государственным флагом России было полотно из трёх полос – чёрной, желтой и белой, в соответствии с гербовыми цветами – чёрный орёл на золотом щите (с 1858 по 1883 годы). Такое решение было принято на основании мнения тогдашнего герольдмейстера, но эта расцветка вызвала неоднозначное мнение, флаг не был признан в обществе и по указу императора Александра III бело-сине-красный стал официальным государственным национальным флагом России. После 1917 года он был упразднён и заменён на красный флаг с серпом и молотом, который просуществовал до 21 августа 1991 года. С этого времени Россия вновь обрела свой исторический национальный символ.

Жизнь под флагом

«Очень важно, чтобы люди были патриотами, гордились своей страной, нашим российским флагом. Важно, чтобы людям не была безразлична родная земля, Родина, её государственные символы. Воспитание патриотизма должно начинаться с детства. Я предлагаю всем руководителям предприятий и организаций, просто жителям принять участие в общегосударственном празднике Дне Государственного флага, вывесить на зданиях, или личных балконах, частных домах символ государственности – наш флаг», – говорит краевед Виктор Майборода.

Достойными преемниками славных традиций сегодня являются воспитанники дединовского кадетского корпуса «Орёл». Под знамёнами военно-морского и российского триколора они учатся, постигают азы военных знаний, добиваются спортивных побед, готовятся к служению Родине. Здесь на родине первого российского военного корабля «Орёл», российского флага и герба мальчишки и девчонки становятся настоящими патриотами, сыновьями и дочерями своего Отечества.

Источник

Его спускали только дважды. История Андреевского флага

Апостол Андрей Первозванный, один из двенадцати учеников Иисуса Христа, был по преданию распят именно на косом кресте. Апостол Андрей отправился с проповедью по целому ряду стран, которые выпали ему по жребию. Андрей Первозванный проповедовал в Вифинии, Понте, Фракии, Македонии, Фессалии, Элладе, Ахайе и Скифии. Он стал первым проповедником христианства на побережье Черного моря, а слушали его моряки и рыбаки.

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 г. скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

Когда в 1606 г. была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, ибо Англия к тому времени уже была серьезной морской державой, одной из сильнейших в мире. С другой стороны, Андрей Первозванный считался и покровителем Руси. Существовало предание, что он якобы путешествовал по землям, где впоследствии появилось русское государство, и проповедовал здесь учение Христа. Конечно, это только легенда. Ведь Древнейший свод 1039 года и Начальный свод 1095 года, «Чтение о Борисе и Глебе» заявляют, что на Русь апостолы Иисуса Христа не ходили. Тем не менее, с XI века апостол Андрей Первозванный считался покровителем земли Русской. Поэтому выбор Петра был вполне обоснованным и, более того, очень точным.

Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией. Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость.

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

По мере развития русского флота, участия его во все новых и новых войнах, в 1819 году был принят Георгиевский адмиральский флаг, представлявший собой все тот же Андреевский флаг, в центре которого находился красный геральдический щит, а на нем – изображение святого Георгия Победоносца, также считавшегося одним из покровителей воинов Земли Русской. Получить такой флаг корабельному экипажу считалось огромным почетом. Его вручали за особые боевые заслуги, например – за мужество, проявленное при защите Андреевского флага во время морского сражения.

Император Николай I относился к воинской славе очень ревностно. Поэтому когда стало известно о позорном для флота поступке, фрегат «Рафаил» было предписано, если он вдруг будет захвачен русскими моряками, сжечь. Капитан 2-го ранга Семен Стройников был разжалован в простые матросы, лишен наград и званий. Император запретил Семену Стройникову жениться, чтобы он не дал России «потомство труса». Правда, к тому времени Семен Стройников уже был отцом двоих сыновей. И они, что интересно, не просто поступили на военно-морскую службу, но и оба дослужились до чина контр-адмирала.

Что касается фрегата «Рафаил», то его действительно постигла судьба, предписанная императором Николаем I. Спустя 24 года после его сдачи туркам, во время Синопского сражения, фрегат был сожжен. Приказ императора исполнил знаменитый адмирал Павел Нахимов. Имя «Рафаил» запретили давать кораблям российского флота на веки вечные.

Вторая печальная история произошла во время Цусимского сражения. Тогда Вторая тихоокеанская эскадра, столкнувшаяся с превосходящими силами японского флота, была вынуждена капитулировать. Контр-адмирал Николай Иванович Небогатов, служивший младшим флагманом эскадры и заменивший раненого командира вице-адмирала Рожественского, принял решение о капитуляции. Он также рассчитывал спасти жизнь оставшимся офицерам и матросам. Андреевские флаги были спущены на кораблях, сдавшихся японцам.

Контр-адмиралу Небогатову, принявшему решение о капитуляции эскадры, удалось спасти жизни 2280 русских моряков – офицеров, кондукторов и матросов. Все это были живые люди – чьи-то отцы, братья, сыновья. Но такой своеобразный поступок адмирала не оценили штабные командиры в Санкт-Петербурге и власти Российской империи, которые сочли заботу о сохранении жизней своих подчиненных банальной трусостью. Когда после Портсмутского мира контр-адмирал Небогатов был освобожден из плена и вернулся в Россию, его лишили чинов, предали суду и в декабре 1906 года приговорили к смертной казни. Но вышестоящим указом приговор контр-адмиралу был заменен на десятилетнее заключение в крепости, а еще через 25 месяцев он вышел на свободу, получив помилование.

Но был в истории российского флота и третий случай, когда Андреевские флаги были спущены на русских кораблях. В 1917 году Андреевский флаг перестал быть флагом российского флота, а в 1924 году его добровольно спустили на кораблях русской эскадры в порту Бизерта на африканском побережье Средиземного моря. Это было связано с тем, что Франция, которой тогда принадлежал порт Бизерта, официально признала Советский Союз и, следовательно, русские корабли просто были вынуждены подчиниться распоряжениям французских колониальных властей.

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флагС революционными событиями и Андреевским флагом связана и одна очень интересная история. В 1920 году тральщик «Китобой», которым командовал эстонский лейтенант Оскар Ферсман, ушел из Эстонии, опасаясь захвата большевиками. Командир тральщика распорядился поднять Андреевский флаг, после чего направился через Европу в сторону Крыма, намереваясь присоединиться к войскам барона Врангеля.

Однако, когда 27 февраля корабль прибыл в Копенгаген, где находилась британская эскадра, ее командование приказало Ферсману спустить Андреевский флаг. Командир британской эскадры подчеркнул, что Лондон более не признает Андреевский флаг. Но лейтенант Ферсман отказался подчиняться распоряжениям англичан, подчеркивая, что готов вступить в неравный бой, хотя его корабль обладал всего двумя пушками.

Вполне вероятно, что эта противоречивая ситуация разрешилась бы вооруженным конфликтом и гибелью русских моряков в неравном столкновении с английской эскадрой, но вмешалась императрица Мария Федоровна, которая по счастливой случайности находилась в этот момент в Копенгагене. Она обратилась к британскому руководству и добилась не только дальнейшего пропуска для корабля, но и его снабжения углем и продовольствием. В итоге «Китобой» все же добрался до Севастополя, а затем, с остальной врангелевской эскадрой, отошел в Бизерту. Вот таким была одна из последних битв моряков старого русского флота за святой для них Андреевский флаг.

В Советском Союзе для ВМФ был принят совершенно другой флаг, построенный на основе традиционной советской символики – серп, молот, красная звезда. В истории же использования Андреевского флага наступило более чем семидесятилетнее промедление, омраченное очень неблаговидными событиями. В годы Великой Отечественной войны Андреевский флаг стала использовать в качестве символики «Русская освободительная армия» генерала Андрея Власова, сражавшаяся против Советского Союза на стороне гитлеровской Германии. Андреевский флаг был изображен на шевронах военной формы РОА и носившие его на руке предатели совершали преступления против собственного народа, служа фюреру – кровавому палачу Русской земли. Тем не менее, знающие люди и после войны прекрасно понимали, что власовщина не могла омрачить многовековую историю Андреевского флага как символа героического русского флота.

на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Смотреть картинку на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Картинка про на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг. Фото на каком русском военном корабле впервые был поднят бело сине красный флаг

В январе 1992 года правительство суверенной России приняло решение о возрождении Андреевского флага как символа Военно-морского флота Российской Федерации. Тем самым, была отдана дань многовековым традициям русского флота. 26 июля 1992 года флаги ВМФ СССР были последний раз подняты на кораблях российского флота, после чего прозвучал гимн Советского Союза, под звуки которого они были спущены и вместо них под гимн Российской Федерации подняты Андреевские флаги. С этого времени Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота Российской Федерации и поднимается на всех кораблях и судах, входящих в его состав. Символика с Андреевским флагом используется в униформе личного состава ВМФ Российской Федерации.

При всем уважении к флагу ВМФ СССР и героическим подвигам, которые под ним совершали советские моряки в годы Великой Отечественной войны, в боевых походах и операциях послевоенного времени, нельзя не согласиться с тем, что возвращение Андреевского флага как символа российского флота стало настоящим возрождением традиций, и сегодня российские моряки вновь ценят и любят Андреевский флаг, хранят ему верность. Как говорили русские капитаны при вступлении своих кораблей в бой – «С нами Бог и Андреевский флаг!»

Источник

Преемственность поколений: как триколор стал государственным символом России

Знамёна-стяги и хоругви использовались на Руси издревле. Однако достоверной информации о том, как русские флаги выглядели в эпоху Средневековья, сохранилось немного. Историки, например, до сих пор активно спорят о том, какого цвета было военное знамя Великого княжества Московского — чёрного или красного.

«Скорее всего, московское знамя было червлёным или чермным — то есть тёмно-красным или багряным. А чёрный цвет в исторических источниках мог появиться из-за банальной ошибки переписчика»,— предположил в интервью RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

При Иване III «государево знамя» было красного цвета. При его внуке, Иване Грозном, использовался тёмно-красный стяг с изображением Всемилостивейшего Спаса и стяг с каймой брусничного цвета, на котором были изображены архангел Михаил на коне на лазурном поле и Иисус Христос на откосе сахарного цвета.

Во второй половине XVII века русские цари использовали красно-белые гербовые знамёна с золотым орлом.

Загадка триколора

О том, кто и когда впервые поднял привычный сейчас бело-сине-красный триколор, доподлинно неизвестно. По одной из версий, он мог появиться в 1668 или 1669 году на первом русском военном корабле «Орёл», построенном по распоряжению царя Алексея Михайловича. Вопрос о том, какой на корабле будет флаг, поднял перед российскими властями то ли участвовавший в организации строительства голландский купец Иоганн ван Сведен, то ли капитан «Орла» Давид Бутлер. Алексей Михайлович, узнав о том, что флаг Нидерландов красно-бело-синий, приказал выделить для пошивки флагов материю аналогичных цветов, а также изобразить на них золотых орлов.

Однако как выглядел уже готовый флаг «Орла», в различных источниках описывается по-разному. Можно найти упоминания о флаге с синим крестом и крыжами белого и красного цвета, о бело-сине-красном знамени с золотым орлом, а также о стяге, аналогичном по виду современному государственному флагу России.

Достоверные примеры использования триколора можно обнаружить лишь начиная с петровских времён. В 1693 году бело-сине-красный «флаг царя Московского», украшенный золотым орлом, был поднят на 12-пушечной яхте «Святой Пётр».

Год спустя под таким флагом стоял на амстердамском рейде построенный в Роттердаме 44-пушечный фрегат, купленный Петром I и названный позже «Святым Пророчеством». В дальнейшем аналогичные флаги стали всё чаще появляться на картинах петровских времён. В 1700 году царь приказал Оружейной палате заняться изготовлением бело-красно-лиловых знамён.

В 1709 году в таблице «Изъявление морских флагов всея государств вселенныя» бело-сине-красное полотнище фигурировало в качестве «обычайного торговых и всяких российских судов флага». Окончательно триколор был закреплён в качестве флага российского торгового флота в Морском уставе 1720 года.

От Петра до революции

Параллельно с триколором Пётр I в начале XVIII века утвердил и царский штандарт — жёлтое полотнище с двуглавым чёрным орлом, держащим морские карты. В 1742 году в связи с коронацией Елизаветы Петровны было создано новое государственное знамя Российской империи, перекликавшееся с царским штандартом Петра — жёлтое полотнище с чёрным двуглавым орлом. В схожем стиле было выдержано государственное знамя, которое использовалось при коронации Александра II в 1856 году. В связи с этим гербовыми цветами в империи считались чёрный, жёлтый и белый.

В то же самое время в большинстве стран государственный флаг и флаг торгового флота совпадали. Поэтому в мире Россия ассоциировалась у многих именно с бело-сине-красным триколором.

Перед коронацией Александра III в 1883 году было издано Высочайшее повеление, объявленное министром внутренних дел. Согласно его требованиям, в торжественных случаях украшать здания в России можно было исключительно бело-сине-красными флагами.

Начавшаяся при Александре III дискуссия о цветах национального флага продолжилась и при Николае II. В 1896 году специальное Совещание объявило российским флагом бело-сине-красное полотнище. К аналогичному решению пришёл и сам император. В 1899 году триколор был обозначен в Морском уставе уже не как коммерческий, а как национальный флаг. Однако это решение вызвало острую дискуссию в обществе. Примирить стороны попытались «объединением» флагов — созданием полотнища с бело-сине-красными полосами и жёлтым квадратом с чёрным орлом. Но данный государственный символ не прижился.

«В Первую мировую войну именно три привычных нам цвета использовались в качестве основного символа», — отметил в разговоре с RT специалист по геральдике Александр Цветков.

После Февральской революции Временное правительство сочло бело-сине-красный триколор достаточно нейтральным и подтвердило его использование в качестве государственного флага. В годы Гражданской войны под ним также часто выступали белогвардейцы.

«Панславянские цвета»

«Цвета триколора — это панславянские цвета. Это связано с событиями XIX века, когда состоялся первый Славянский конгресс 1848 года в Праге. Участники — представители разных стран приняли решение о том, что возьмут русский флаг за основу», — рассказал в беседе с RT учёный секретарь отдела истории славянских народов периода мировых войн Института славяноведения РАН Никита Гусев.

Проживавшие в Центральной и Юго-Восточной Европе славянские народы столетиями были порабощены Османской и Австрийской империями. Россия оказывала этим народам поддержку и покровительство. Поэтому участники Славянского конгресса и взяли триколор за основу символики своих национально-освободительных движений, объяснил эксперт.

В ходе конгресса моравы выступали под бело-красно-синим флагом. В 1848 году сине-красно-белый триколор объявили своим знаменем лужицкие сербы. Словенские патриоты продублировали российский флаг, а словацкие приняли сочетание его цветов в обратном порядке. В 1918 году сине-бело-красный флаг стал символом Югославянского государства.

Государственный символ

Советская Россия в 1918 году решила перейти к использованию красного флага с надписью «РСФСР». Но в 1990 году в республике началась дискуссия относительно смены флага. 22 августа 1991 года Верховный совет постановил считать государственным флагом Российской Федерации «полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос». В 1994 году указом президента был установлен День государственного флага Российской Федерации — 22 августа.

В наши дни флаг России — её официальный государственный символ в соответствии с действующей Конституцией, наряду с гимном и гербом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Отношение ширины флага к его длине составляет два к трём.

«Никакой официальной версии относительного того, что обозначают цвета флага, нет и в принципе никогда не существовало. Были различного рода мифологизированные домыслы. Например, один из самых распространённых мифов о белом цвете — Великая белая Русь, синий цвет — покрова Богородицы», — рассказал Александр Цветков.

По словам Андрея Кошкина, именно бело-сине-красное знамя сопровождало Россию в самые «непростые моменты её истории: в ходе становления империи при Петре I, на полях сражений Первой мировой».

«Российский флаг символизирует историческую преемственность поколений», — подытожил Кошкин.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *