на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции

Понятие себестоимости в бухгалтерском учете (нюансы)

на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Смотреть фото на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Смотреть картинку на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Картинка про на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Фото на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции

Учет себестоимости: экономическая трактовка

Под себестоимостью в экономической науке принято понимать совокупность затрат компании на выпуск товаров, предоставление услуг или же выполнение работ. Затраты, о которых идет речь, чаще всего классифицируются:

Каждая из отмеченных категорий расходов может быть представлена большим количеством статей.

Себестоимость как экономическая категория классифицируется на 3 типа:

Первый тип себестоимости включает затраты, которые связаны с выпуском товаров в конкретном цехе (как самостоятельном структурном подразделении фирмы).

Производственная разновидность себестоимости включает в себя, во-первых, цеховую, а во-вторых, расходы:

Полная себестоимость включает в себя производственную составляющую, а также расходы, которые:

Различные трактовки себестоимости в бухгалтерском учете отражены также в нормативных актах, регулирующих сферу бухучета. Изучим их.

Понятие себестоимости в законодательстве о бухучете

С чем у бухгалтера в ходе его работы возникает необходимость брать в расчет такой показатель, как себестоимость? В числе главных документов бухгалтерской отчетности (как одного из конечных результатов ведения бухучета) — отчет о прибылях и убытках фирмы. В соответствии с требованиями, отраженными в п. 23 ПБУ 4/99 (приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н), в нем должна отражаться себестоимость товаров, услуг и работ.

Подробнее узнать о том, как себестоимость отражается в отчете о прибылях и убытках, и увидеть образец заполнения соответствующей строки, вы можете в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе пробный доступ можно получить бесплатно.

Упоминание себестоимости есть и в других бухгалтерских НПА. Так, в п. 9 ФСБУ 5/2019 зафиксировано, что фактическая себестоимость — показатель, по которому в бухучете признаются запасы. А в п. 59 приказа Минфина № 34н от 29.07.1998 сказано о том, что постановка на учет готовой продукции должна осуществляться по ее себестоимости. Но что должна представлять собой себестоимость с точки зрения бухгалтерского законодательства?

ФСБУ 5/2019 регулирует учет запасов с 2021 года. Что изменилось в учете по сравнению с прежним порядком (с отмененным ПБУ 5/01), можно прочесть в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Прежде всего, отметим, что видов бухгалтерской себестоимости может быть несколько. В п. 59 приказа Минфина № 34н, в частности, упоминается о себестоимости:

Продукция, услуги и работы, фактически поставленные контрагенту (но по которым не признана выручка), фиксируются, в соответствии с п. 61 приказа № 34н, в бухгалтерском учете также по себестоимости – фактической, нормативной или же плановой. При этом данная себестоимость включает затраты, возмещаемые по контракту и связанные:

В п. 9 ПБУ 10/99 говорится о необходимости при подсчете финансовых результатов определять показатели себестоимости реализованных товаров, услуг и работ на основе расходов по обычным видам деятельности, которые:

Соответствующие расходы по основной деятельности в соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 могут быть представлены:

В свою очередь коммерческие и управленческие расходы в соответствии с п. 9 ПБУ 10/99 также могут отражаться в учете за текущий отчетный год.

Отметим, что в отчете о прибылях и убытках, который составляется в соответствии с ПБУ 4/99, не предполагается отражения данных по коммерческим и управленческим расходам в составе себестоимости.

Кроме того, в бухучете применяется (и отражается в некоторых отраслевых НПА) следующая классификация расходов, формирующих себестоимость:

Однако на практике подразделение расходов на прямые и косвенные чаще применяется не в бухгалтерском, а в налоговом учете и активно используется для оптимизации налогообложения (ст. 318 НК РФ).

Учет себестоимости: основные задачи бухгалтера

Таким образом, понятие себестоимости в законодательстве, регулирующем бухучет, приведено в нескольких интерпретациях. Решая любые задачи, связанные с учетом себестоимости, бухгалтер осуществляет:

Изучим особенности данных направлений работы бухгалтера подробнее.

Регистрация операций с объектами учета расходов в рамках себестоимости

В целях отражения хозяйственных операций по расходам, формирующим себестоимость, используются различные регистры бухучета. Их перечень и структура формируются бухгалтерией таким образом, чтобы:

Исходя из особенностей организации производственных процессов в конкретной фирме выбирается тот или иной объект бухучета. Им может быть:

Практическая значимость корректной классификации объектов бухучета заключается в ее последующем применении в рамках калькулирования себестоимости — процедуры определения величины расходов, составляющих себестоимость.

Изучим ее сущность подробнее.

Калькулирование себестоимости: классификация методов

Порядок калькулирования себестоимости в бухгалтерском учете не определен на уровне правовых актов общеотраслевого характера, но в ряде отраслевых НПА (среди них есть, в частности, еще советские нормативы) рекомендованы к использованию такие методы учета затрат:

Данные методы предложены в таких источниках:

Изучим специфику методов, закрепленных в отмеченных источниках права, подробнее.

Попередельный и попроцессный методы учета себестоимости

Попередельный метод чаще всего задействуется в массовых и крупносерийных производствах, для которых характерно использование сырья, подлежащего нескольким стадиям переработки — переделам. При этом после каждого передела — не считая того, который приводит к формированию готового товара, получается полуфабрикат, который принципиально обладает товарной ценностью (и потому может быть реализован на сторону).

Рассматриваемый метод чаще всего предполагает учет затрат в рамках каждого структурного подразделения фирмы в соотнесении с конкретными переделами. Производственные расходы подразделений, в которых осуществляются переделы поступивших на дальнейшую обработку полуфабрикатов, формируются за счет внутренних затрат в данных подразделениях, а также стоимости полуфабрикатов (если ведется их учет).

Дело в том, что фирма может осуществлять учет соответствующих полуфабрикатов или же не вести его. В первом случае движения переделов не отражаются в бухгалтерских регистрах (но могут фиксироваться у управленческом — чаще всего в натуральных показателях). Во втором случае движение полуфабрикатов фиксируется в регистрах по учетным ценам, иногда — по плановым или фактическим затратам.

Попроцессный метод — подвид попередельного. Он применяется на предприятиях, для которых характерны непродолжительные производственные циклы, минимальное количество объектов незавершенного производства, небольшая номенклатура выпускаемых товаров. Основной объект учета при попроцессном методе — стадия выпуска товара, соответствующая объему работ, выполненных конкретным подразделением фирмы, или же полный цикл выпуска товара, если он производится одним подразделением (или фирмой в целом — если в ней функционирует только один цех).

Позаказный и поиздельный методы учета себестоимости

Позаказный метод чаще всего применяется небольшими фирмами, выпускающими малые серии товаров, оказывающие услуги по ремонту, штучной сборке тех или иных изделий. Объект учета себестоимости в данном случае — конкретный заказ, по которому фирма выпускает товар или оказывает услугу. Стоимость объекта учета определяется в соответствии с договором между фирмой и заказчиком.

В случае если товар выпускается в рамках длительного технологического цикла, учет затрат может осуществляться, подобно попередельной схеме, исходя из завершенности определенного этапа выпуска (сборки, упаковки), по факту которой образуется готовая к использованию деталь или полуфабрикат (которые становятся в данном случае объектами учета).

Поиздельный метод применяется, если фирма (или ее подразделение) выпускает один и тот же товар в большом количестве, серийно. Он предполагает определение себестоимости единицы товара исходя из средней величины расходов на ее выпуск в рамках отчетного периода.

Котловой метод учета себестоимости

Данный метод предполагает исчисление себестоимости товаров и услуг исходя из расходов, совершенных предприятием в целом за отчетный период. Предполагается, что фирма, применяющая котловой метод, выпускает один вид продукции.

Нормативный метод учета себестоимости

Сущность нормативного метода — в использовании в целях учета затрат установленных норм и нормативов. Чаще всего он применяется на предприятиях, выпускающих разнотипные товары, которые представлены в большой номенклатуре.

Данный метод предполагает учет производственных расходов на выпуск различных типов и групп товаров в соотнесении с конкретными подразделениями фирмы. Затраты при этом обычно классифицируются:

Рассматриваемый метод учета себестоимости предполагает решение бухгалтерией и другими ответственными подразделениями организации таких задач:

Нормы и нормативы, применяемые в целях учета себестоимости, могут быть установлены:

Следующая задача бухгалтера, в компетенции которого — учет себестоимости, заключается в отражении хозяйственных операций по расходам, формирующим себестоимость, на счетах бухучета.

Рассмотрим особенности данных счетов подробнее.

Применение при учете себестоимости счетов бухгалтерского учета

Затраты, формирующие производственную себестоимость товаров, услуг и работ, чаще всего, отражаются в бухгалтерских регистрах с использованием счетов:

Иногда для бухучета себестоимости также используются счета:

Указанные счета чаще всего корреспондируют:

Например, посредством проводки Дт 20 Кт 10 отражается факт списания материалов в производство, а проводка Дт 20 Кт 70 отражает начисление зарплаты сотрудникам.

Если фирма выпускает полуфабрикаты, то корреспондирующим может быть также счет 21. Так, факт передачи полуфабрикатов в дальнейшее производство может отражаться проводкой Дт 20 Кт 21.

Учет готовой продукции на основе показателей ее себестоимости осуществляется, как правило, с применением счета 43, корреспондирующего с такими счетами, как 20, 90. Например, поступление товара на склад отражается проводкой Дт 43 Кт 20, а если продукция была продана, применяется проводка Дт 90 Кт 43.

Итоги

Понятие себестоимости в бухгалтерском учете имеет несколько трактовок. Бухгалтеру, занимающемуся учетом себестоимости, предстоит работать с различными объектами учета (выделяя их из перечня производственных затрат, осуществляя их калькуляцию), а также отражать операции с данными объектами на специальных счетах.

Источник

Затраты списываются со счета 20: что выбрать?

на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Смотреть фото на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Смотреть картинку на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Картинка про на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции. Фото на каком счете определяется фактическая себестоимость продукции

Затраты списываются со счета 20: что выбрать, дебет счетов 40, 43, 90 или иных? Как поступать бухгалтеру для правильной организации учета себестоимости производимой продукции или реализованных работ, услуг, расскажем в статье.

Разберем обстоятельства, в которых кредитуется 20-й счет, и то, какие записи следует сделать в учете, чтобы правильно списать расходы с 20-го счета.

Для чего предназначен счет 20 «Основное производство»

Для обобщения сумм расходов компании, которые связаны с основным видом деятельности, в учете предназначен 20-й счет («Основное производство»). Здесь имеются в виду расходы, понесенные организацией в процессе производства, при реализации услуг или проведении работ.

В дальнейшем для обозначения товаров, работ и услуг будем использовать аббревиатуру ТРУ.

В соответствии с правилами учета по дебету 20-го счета собираются прямые затраты, понесенные предприятием при производстве продукции, потери, образовавшиеся от брака, расходы вспомогательных и обслуживающих производств. По кредиту этого счета производится списание себестоимости ТРУ.

Рассмотрим процесс списания с 20-го счета при различных обстоятельствах.

Списание затрат со счета 20 при производстве продукции

Чтобы списать расходы в производстве, налогоплательщик должен сначала выбрать способ, с помощью которого надо будет учитывать готовую продукцию (ГП). Выбранный способ затем следует утвердить в тексте учетной политики (УП). Опишем возможные способы, из которых может выбирать предприятие.

В соответствии с ФСБУ 5/2019 (до 2021 года ПБУ 5/01), готовая продукция отнесена к той части МПЗ, которая предназначается для реализации. Согласно стандарту следует использовать один из следующих способов оценки ГП:

При этом первый способ рекомендуется использовать, если речь идет о производстве товаров мелкими сериями, второй и третий — в массовом и серийном производстве.

Списание затрат по фактической стоимости

Организовав учет ГП по фактической себестоимости, бухгалтер, ведущий производство, должен сделать проводку: Дт 43 Кт 20.

Суть записи в том, что себестоимость прямо и в реально сформировавшейся сумме списана со счета, учитывающего расходы, на счет, на котором ведется учет ГП.

При всей простоте и привлекательности, в использовании этого способа есть ограничения. Речь идет о том, что фактическую себестоимость удается рассчитать только в конце отчетного периода. В обстоятельствах, когда продукция отгружается постоянно, лучше взять за основу плановую себестоимость.

Здесь есть два варианта организации учета:

Списание затрат по плановой себестоимости через счет 40

Если используется 40-й счет, то здесь проявляется вся разница между суммами фактической и плановой себестоимости.

По дебету 40-го счета отражается фактически сформированная себестоимость ГП: Дт 40 Кт 20.

По кредиту данного счета списывается себестоимость, рассчитанная по нормативам: Дт 43 Кт 40.

По окончании месяца на 40-м счете может образоваться остаток, являющийся ничем иным, как разницей между фактической и плановой себестоимостью. С помощью образовавшейся суммы производится коррекция себестоимости продаж на 90-м счете:

Списание затрат по плановой себестоимости без применения счета 40

Такой способ учета подразумевает, что плановую себестоимость следует отражать на 43-м счете сразу после внесения ГП в приходные документы: Дт 43 Кт 20.

Когда произведена отгрузка ГП, эта же сумма отражается на 90-м счете: Дт 90.2 Кт 43.

Как только отчетный период закончится, на 20-м счете появятся фактическая стоимость ГП и разница в показателях фактической и плановой себестоимости. На полученную сумму надо будет произвести коррективы на счете 43:

Прочие операции, затрагивающие кредит 20-го счета

Приведем еще несколько ситуаций, когда используется запись по кредиту 20-го счета.

1. Компания, занимающаяся реализацией услуг или производством работ, списывает расходы, собранные на 20-м счете, на счет учета продаж сразу, как только заказчик принял результаты. Чтобы отразить выручку и списать затраты, делаются следующие записи:

2. Если компания использует произведенную ею же продукцию в собственных целях, запись будет выглядеть так:

3. Крупные производства, имеющие большие объемы выпуска продукции, предпочитают учитывать полуфабрикаты, изготовленные ими самими, на отдельном счете. Оприходование таких материалов должно сопровождаться следующей записью:

4. При фиксации бракованной продукции соответствующие суммы отражаются так:

5. При недостаче, выявленной в процессе инвентаризации основного производства, делается запись следующего содержания:

6. При расторжении договора, по которому уже была произведена продукция, образуются расходы, отражаемые так:

Сальдо счета 20 «Основное производство»

По окончании отчетного периода организация выявляет и списывает себестоимость ГП на счете 20 «Основное производство». В результате этих мероприятий может сформироваться дебетовое сальдо. Этот показатель отражает, насколько велика стоимость незавершенки. Образовавшуюся сумму на 20-м счете следует перенести на следующий месяц.

Итоги

Кредит 20-го счета показывает величину себестоимости готовой продукции, неважно, предназначена ли она для реализации или для своих надобностей, стоимости реализованных услуг, проведенных работ. Эта сумма переносится на 40-й, 43-й, 90-й или иной счет, как того требуют учетная политика предприятия и характер произведенной операции.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Списание затрат со счета 20. Какой способ выбрать бухгалтеру?

Счет 20 в учете один из основных. На нем удобно отражать производственные затраты. В дальнейшем затраты списываются по кредиту счета, он закрывается. Есть несколько вариантов, как это сделать.

Важный счет 20

Счет, о котором мы говорим, в бухгалтерском учете используется разнообразно. На нем фиксируют затраты по выпущенной продукции, строительным работам, услугам. Это активный счет, по дебету собирающий затраты, а по кредиту отражающий списание себестоимости полученной продукции. Счет 20 может иметь сальдо дебетовое при наличии незавершенного производства.

По кредиту может отражаться не только списание себестоимости продукции, но и некоторые другие операции. Пример: полученные изделия фирма использует для собственных нужд — Дт 10 Кт 20. По завершении отчетного периода обычно «незавершёнку» инвентаризируют, сверяя фактическое наличие в подразделениях с бухгалтерскими данными.

Отражаются на данном счете затраты: все материальные, зарплатные суммы, амортизационные отчисления по оборудованию в производстве и др.

К счету могут открываться субсчета по подразделениям, например, в сельском хозяйстве это «Растениеводство», «Животноводство», «Промышленные производства», «Прочие основные производства и виды деятельности». Аналитику ведут по видам затрат и продукции (работ, услуг). Может вестись учет по бригадам, цехам, участкам, группам номенклатуры либо использоваться иные группировки, необходимые для получения объективных данных.

Напоминаем! Согласно новому ФСБУ 5/2019 запрещено включать управленческие расходы и расходы на хранение в фактическую себестоимость запасов (за исключением случаев, когда те непосредственно связаны с производством). Затраты со счета 26 на счет 20 переносить нельзя. Они списываются на счет 90.

При закрытии счета 20 используется один из трех методов: по фактической себестоимости, по плановым (нормативным) затратам или прямой реализации продукции. Проводки формируются с участием счетов 40, 43 и 90 бухгалтерского учета. Способ списания издержек по счету 20 устанавливается учетной политикой фирмы.

По фактической себестоимости

Списание по фактически накопленным затратам делается проводкой Дт 43 Кт 20. Учет по фактической себестоимости означает, что реально исчисленная сумма себестоимости списывается со счета затрат на счет учета готовых изделий, продукции. Простота способа очевидна, однако практикующий бухгалтер сразу видит и его недостатки: фактическая себестоимость может быть выявлена не ранее конца отчетного периода, поэтому используется он ограниченно. Мелкотоварное производство, небольшие партии продукции – область применения данного метода.

При постоянной отгрузке метод фактической себестоимости не применяется.

По плановой себестоимости

Списание с использованием плановых значений себестоимости, иначе говоря, нормативных затрат, может проводиться через счет 43, как и в предыдущем случае, или с использованием дополнительно счета 40. Величина производства здесь играет меньшую роль, чем его особенности: многие относящиеся к средним и крупным фирмы счет 40 в проводках игнорируют. Рассмотрим, в чем разница.

Без использования счета 40, прямым методом, делают такие записи: Дт 43 Кт 20 – оприходование поступившей из производства готовой продукции по плановой себестоимости по складским документам на приход. Далее при отгрузке: Дт 90/2 Кт 43 – списана проданная готовая продукция по плановой себестоимости (отражают ту же сумму в той же оценке). По окончании отчетного периода фактическая стоимость готовых изделий уже известна и возникает разница сумм. Делаются уточняющие проводки.

С использованием счета 40 промежуточным методом также выявляются отклонения между фактической и плановой себестоимостью готовой продукции. Счет 40 показывает разницу: по кредиту плановую себестоимость, а по дебету – фактическую («экранный счет»).

Схема проводок здесь будет такой:

Реализованная продукция отражается, как показано выше. Образовавшийся остаток по счету 40 затем корректируют проводками:

Счет 90 и списание услуг

Фирма, реализующая работы или услуги, может использовать способ прямой реализации. Услуга признается в день ее фактического оказания. Фактически продукция (работы, услуги) реализуется покупателям сразу, минуя склад, как только заказчик подписал акт.

Затраты по оказанным услугам также суммируются на счете 20 и сразу списываются на себестоимость продаж. Никаких проводок по другим названным счетам бухгалтер не делает. Дт 90/2 Кт 20 – оказанные услуги по фактической себестоимости списаны на себестоимость продаж.

Одновременно фиксируется выручка:

Источник

Формирование себестоимости готовой продукции (работ, услуг)

Себестоимость – это денежная оценка используемых в производстве готовой продукции (выполнении работ, оказании услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат. Обычно казенные учреждения рассчитывают себестоимость готовой продукции (работ, услуг) в рамках приносящей доход деятельности. Об основных принципах формирование себестоимости и отражения ее в учете расскажем в статье.

Группы затрат, включаемые в себестоимость.

При формирование себестоимости выделяют следующие группы затрат:

1) прямые – основные затраты, которые непосредственно связаны с процессом изготовления готовой продукции (оказанием услуг, выполнением работ). К таким затратам, в частности, относятся расходы на оплату труда персонала, затраты на приобретение материальных запасов (сырья);

2) накладные – дополнительные затраты, которые связаны с основным процессом изготовления готовой продукции (оказания услуг, выполнения работ), но их нельзя отнести к одному виду готовой продукции (работ, услуг). В накладные расходы включаются коммунальные расходы, расходы на услуги связи, иные прочие расходы;

3) общехозяйственные – затраты, обеспечивающие функционирование учреждения как целостного хозяйствующего субъекта, не связанные непосредственно с услугами, оказываемыми в рамках основных или иных видов деятельности учреждения. К ним могут относиться расходы на содержание имущества управленческого и общехозяйственного назначения, а также затраты на административно-управленческий персонал.

Перечень прямых, накладных и общехозяйственных расходов определяется учреждением самостоятельно или по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств и закрепляется в рамках учетной политики.

Порядок включения затрат в себестоимость.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н[1] при изготовлении (выполнении, оказании) одного (единственного) вида готовой продукции (работ, услуг) все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции (выполнением работ, оказанием услуг), относятся к прямым затратам. Они же включаются на себестоимость изготовления единицы готовой продукции (выполнения работы, оказания услуги).

Накладные расходы входят в себестоимость путем распределения между видами готовой продукции (работ, услуг) пропорционально:

прямым затратам по оплате труда;

иным прямым затратам;

объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Учреждение самостоятельно выбирает базу для распределения накладных расходов и закрепляет ее в учетной политике.

Общехозяйственные расходы, осуществленные за отчетный период (месяц), согласно утвержденной учреждением учетной политике относятся на себестоимость реализованной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а нераспределяемые расходы – на увеличение расходов текущего финансового года (п. 135 Инструкции № 157н).

Рассмотрим на примере порядок распределения накладных и общехозяйственных расходов между видами услуг, оказываемых казенным учреждением в рамках приносящей доход деятельности.

Казенное учреждение оказывает два вида платных услуг. Общая сумма расходов, осуществленных в целях их оказания, составила (цифры условные):

Вид расходов (код КОСГУ)

Прямые
расходы (руб.)

Накладные расходы (руб.)

Общехозяйственные расходы (руб.)

Итого (руб.)

услуга 1

услуга 2

Оплата труда основного персонала, участвующего в оказании услуг (211)

Начисления на оплату труда основного персонала (30,2 %) (213)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *