на каком счете отражается электроэнергия
Отражение в 1С Бухгалтерия оплаты электроэнергии
Подписаться на информационную рассылку от СофтСервисГолд
Отражение в 1С Бухгалтерия оплаты электроэнергии
Обычный порядок оплаты счетов энергетических компаний – это предоплата, которая, как правило, предусмотрена в договоре. Поставщик выставляет платежное требование, покупатель электроэнергии его акцептует, о чем уведомляет банк, в котором обслуживается. После этого банк списывает необходимую сумму с расчетного счета покупателя и перечисляет ее по реквизитам поставщика, указанным в платежном требовании.
Порядок отражения в 1С Бухгалтерия оплаты по платежному требованию
Факт получения платежного требования в 1С Бухгалтерия 8.3 не отражается, в учетных регистрах следует только провести изменения в результате осуществления оплаты по данному документу. Операция фиксируется в программе при получении выписки из банка. Для этого применяется документ по списанию средств с расчетного счета. Он создает в 1С Бухгалтерия проводки в соответствии с требованиями нормативных актов.
Документ формируется в разделе меню, где содержатся все документы, касающиеся банковских и кассовых операций. Для ввода списания на основании банковской выписки следует нажать одноименную кнопку и выбрать такой вид операции, как оплата поставщику. Далее необходимо заполнить документ с учетом следующих замечаний:
Проверить, насколько корректно осуществляется в 1С Бухгалтерия учет списаний с расчетного счета, можно с помощью функции демонстрации проводок документа.
Порядок отражения электроэнергии в составе затрат
Чтобы отнести оплаченные услуги к определенным расходам, отразить входящий НДС и зачесть аванс, рекомендуется использовать документ, которым оформляется поступление услуг (акт оказанных услуг). После его проведения в 1С Бухгалтерия будут сформированы необходимые проводки.
Оформление документа по поступлению услуг рекомендуется производить по следующим правилам:
Проводки документа можно увидеть, нажав кнопку Дт/Кт.
В результате проведения документа по поступлению услуги, должны быть сформированы проводки, осуществляющие зачет аванса:
Также должна быть сформирована проводка в 1С Бухгалтерия, которая относит услуги электроэнергии к определенному счету и статьи затрат.
Для отражения входящего НДС в учетных регистрах необходимо ввести счет-фактуру, полученный от поставщика с помощью одноименного документа. Перед тем, как его регистрировать следует обязательно убедиться в том, что документ, отражающий поступление услуг, проведен. В противном случае счет-фактуру в 1С Бухгалтерия 8.3 не удастся провести.
Создание документа производится в следующем порядке. Заполняются номер и дата счета-фактуры при оформлении поступления, и производится его регистрация. В результате создается документ, который можно редактировать. Все поля его будут заполнены на основании сведений из акта оказания услуги. Далее рекомендуется разрешить отражение вычета НДС в учетных регистрах. В заключении следует определить способ получения счета-фактуры – в бумажном электронном виде, установив соответствующее значение в настройках. По окончании редактирования необходимо провести документ в 1С Бухгалтерия.
Проверить проводки можно, используя стандартную функцию Дт/Кт.
Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих
Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.
Немного теории
Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?
Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».
Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.
Оказание услуг
Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.
А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.
На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.
Торговля
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7
План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8
Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.
Как работает 44 счет
Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.
Транспортные расходы
Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.
В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:
Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.
И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.
Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.
В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.
Коммерческие расходы
К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.
Производство
91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.
Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26
Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.
20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.
25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.
Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.
Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?
Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Установили электросчетчик. Как принять к учету
Как производственной организации отразить в учете расходы на покупку и установку электросчетчика?
Ситуация
В административном здании организации расположен цех основного производства. Цех занят изготовлением нескольких видов продукции. В ходе текущего ремонта в этом цехе был установлен электросчетчик для обеспечения раздельного учета потребляемой электроэнергии. Стоимость приобретенного организацией оборудования составила 150 руб. (в том числе НДС 25 руб.). На его установку заключен договор стройподряда.
Общая стоимость работ согласно акту сдачи-приемки строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2, представленного подрядчиком, — 384 руб. (в том числе НДС 64 руб.). Расчет осуществлен после завершения всех работ в соответствии с условиями договора.
Электросчетчик введен в эксплуатацию в месяце подписания акта приемки-сдачи выполненных работ.
На основании учетной политики:
— амортизация по всем основным средствам начисляется линейным способом;
— срок полезного использования (СПИ) основных средств равняется нормативному сроку службы.
Общие положения
Установка приборов учета расхода электроэнергии относится к электромонтажным, строительным работам, поэтому взаимоотношения сторон в рассматриваемой ситуации регулируются договором строительного подряда. Суть его в том, что подрядчик обязуется в установленные договором сроки построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику. А заказчик, в свою очередь, обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 ГК; ОКРБ 005-2011 (код 43210); п. 2 Правил N 1450; Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности N 17).
В зависимости от причин выполнения и видов строительные работы могут квалифицироваться как текущий ремонт, капитальный ремонт и реконструкция.
Чтобы определиться с квалификацией, надо обратиться:
— к проектной документации (разрабатывается при проведении капитального ремонта и реконструкции);
— ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (приказ N 267 (приложения А, Б, В к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250))).
В рассматриваемой ситуации установка электросчетчика относится к основным видам работ, выполняемым при текущем ремонте зданий (п. 8 раздела А.15 приложения А (рекомендуемое) к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250)).
Результат всех произведенных работ и приемка в эксплуатацию оформляются актами сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ. Их формы установлены Минстройархитектуры (п. 64 Правил N 1450; приложения 3 — 6 к постановлению N 13; ч. 3, 4 п. 1, п. 2 Инструкции N 29).
Расчеты за выполненные работы осуществляются на основании справки о стоимости выполненных работ и затратах, которая составляется на основании подписанного акта сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (ч. 1 п. 55 Правил N 1450).
Бухгалтерский учет
Электросчетчик принимают к учету в качестве объекта основных средств, так как он соответствует установленным критериям отнесения к таким активам. Отражают его как отдельный инвентарный объект, поскольку он (п. 6 Инструкции N 26, приложение к постановлению N 161, п. 17, 21 Инструкции N 37/18/6):
— выполняет самостоятельную функцию. А именно подключается к внутренней системе электроснабжения, входящей в состав здания, чьи функции отличаются от функций электросчетчика. Если функция системы — обеспечивать все здание электроэнергией, то функция электросчетчика — обеспечивать учет электроэнергии в цехе основного производства;
— поименован как отдельный вид амортизируемых объектов основных средств в приложении к постановлению N 161. А именно входит в группу «Машины и оборудование» и относится к виду «Приборы учета расхода воды, тепла, электроэнергии» с шифром 47063 и нормативным сроком службы девять лет.
Все затраты, связанные с приобретением электросчетчика, собирают на субсчете 08-1 «Приобретение и создание основных средств». В их числе не только стоимость приобретения, но и иные затраты, непосредственно связанные с установкой. В каком порядке отразить эти затраты — рассмотрим ниже (ч. 1, абз. 2 ч. 2, ч. 3 п. 13 Инструкции N 50; абз. 1, 2, 7 ч. 1 п. 10 Инструкции N 26).
В изложенной ситуации организация сначала покупает электросчетчик. Его подключают к существующей системе энергоснабжения, т.е. он не предназначен для монтажа во вновь возводимом или реконструированном объекте. Все работы выполняются на имеющихся элементах конструкции и коммуникаций здания в рамках текущего ремонта цеха (идет подготовка для крепления электросчетчика на существующем электрощите). С учетом этого, полагаем, стоимость приобретенного электросчетчика стоит отразить без использования счета 07 «Оборудование к установке и строительные материалы», т.е. по дебету субсчета 08-1 и кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (ч. 1 п. 12, ч. 1, 3, 8 п. 13 Инструкции N 50; п. 9, 16 Инструкции N 10; ч. 4 п. 11 Инструкции N 26).
Касательно стоимости работ по установке электросчетчика отметим следующее. Выше мы уже выяснили, что такие работы относятся к работам, выполняемым при текущем ремонте здания. Как правило, фактические затраты на проведение всех видов ремонта признаются расходами в том отчетном периоде, в котором они произведены (ч. 2 п. 20 Инструкции N 26).
Вместе с тем по нормам бухгалтерского законодательства организация вправе в первоначальную стоимость приобретенного основного средства, в нашем случае электросчетчика, включить наряду со стоимостью его приобретения в том числе иные затраты, непосредственно связанные с установкой. В связи с этим после того, как эти работы будут окончены и приняты организацией, их стоимость отражают по дебету субсчета 08-1 и кредиту счета 60 (ч. 1, 3, 8 п. 13 Инструкции N 50; п. 9, 16 Инструкции N 10; абз. 7 ч. 1 п. 10, ч. 4 п. 11 Инструкции N 26).
Сформированную первоначальную стоимость электросчетчика показывают по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08-1 (ч. 9 п. 13 Инструкции N 50).
Предъявленный продавцом электросчетчика и подрядчиком НДС учитывают по дебету счета 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту счета 60. На подлежащую вычету сумму «входного» налога составляют запись по дебету субсчета 68-2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг» и кредиту счета 18.
Перечисление предоплаты за электросчетчик, а также оплаты за установку электросчетчика отражают по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета» обособленно.
Амортизацию по вновь введенному в эксплуатацию электросчетчику в данном случае следует начислять линейным способом исходя из установленного СПИ. Делать это надо начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором приступили к его фактической эксплуатации. Сумму амортизации необходимо показывать по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 25 «Общепроизводственные затраты», так как электросчетчик установлен в цехе основного производства (ч. 2 п. 27 Инструкции N 50; п. 11, абз. 1, 2 ч. 1, ч. 2 п. 34, абз. 2 ч. 1 п. 45 Инструкции N 37/18/6).
Суммы НДС, предъявленные поставщиком электросчетчика и подрядчиком, который произвел работы по его установке, принимаются к вычету при выполнении всех предусмотренных условий: а именно после отражения налога в бухучете и книге покупок (если она ведется) и при наличии подписанного ЭСЧФ, выставленного организации (подп. 1.1 п. 1, абз. 2 ч. 1 п. 3, ч. 1 п. 4, подп. 5.1 п. 5, п. 6 ст. 132 НК).
Налог на прибыль
Цех, в котором электросчетчик установлен, используется в предпринимательской деятельности организации и находится в эксплуатации. Поэтому после ввода электросчетчика в эксплуатацию начисленную по нему амортизацию включают в состав учитываемых затрат.
В отношении установленного и эксплуатируемого электросчетчика организация вправе применить инвестиционный вычет (п. 1 ст. 169, п. 1, подп. 2.1, абз. 3 ч. 2, абз. 5 ч. 5 подп. 2.2 п. 2 ст. 170 НК; абз. 3 ч. 1 подп. 4.4 п. 4 Указа N 506).
Таблица бухгалтерских записей
Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Первичный документ |
При отражении поступления электросчетчика | ||||
Перечислен аванс за электросчетчик | 60 | 51 | 150 | Банковская выписка по расчетному счету, платежное поручение |
Отражено приобретение электросчетчика | 08-1 | 60 | 125 | ТТН, ТН |
Предъявлен НДС | 18 | 60 | 25 | ТТН, ТН бухгалтерская справка-расчет |
Принят к вычету предъявленный НДС | 68-2 | 18 | 25 | ТТН, ТН книга покупок (если она ведется), бухгалтерская справка-расчет |
При отражении стоимости принятых работ по установке электросчетчика | ||||
Отражена стоимость работ по установке электросчетчика | 08-1 | 60 | 320 | кт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2 |
Предъявлен НДС | 18 | 60 | 64 | Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2, бухгалтерская справка-расчет |
Принят к вычету предъявленный НДС | 68-2 | 18 | 64 | Акт сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ формы С-2, книга покупок (если она ведется), бухгалтерская справка-расчет |
Электросчетчик введен в эксплуатацию (125 + 320) | 01 | 08-1 | 445 | Акт о приеме-передаче основных средств |
Перечислены денежные средства за установку | 60 | 51 | 384 | Банковская выписка по расчетному счету, платежное поручение |
Отражено ежемесячное начисление амортизации по электросчетчику (начиная с месяца, следующего за введением его в эксплуатацию) (445 руб. / 9 лет / 12 мес.) | 25 | 02 | 4,12 | Ведомость начисления амортизации основных средств, бухгалтерская справка-расчет |
* по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex
Правила ведения бухучета в ЖКХ (нюансы)
Бухгалтерский учет в управляющих компаниях
Управляющая компания (далее — УК) — коммерческая структура, которая создается с целью управления и содержания многоквартирных домов (далее — МКД) в надлежащем техническом и санитарном состоянии. Чаще всего УК не только предоставляет свои услуги по содержанию МКД, но и является посредником между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями.
Собственники квартир МКД самостоятельно выбирают форму управления: УК или товарищество собственников жилья (далее — ТСЖ). Рассмотрим порядок бухгалтерского учета в каждом из них.
Бухгалтерский учет в фирмах ЖКХ не имеет отдельной законодательной базы. На основании норм ПБУ, методик, рекомендаций и разъясняющих писем Минфина компании ЖКХ самостоятельно разрабатывают способы ведения бухгалтерского и налогового учета и закрепляют их в локальном нормативном документе — учетной политике компании.
Алгоритм составления учетной политики см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».
Учет МПЗ с 01.01.2021 ведется в соответствии с нормами нового ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ПБУ 5/01 утратило силу) и осуществляется с использованием счета 10 «Материалы». Поступление МПЗ фиксируется проводкой Дт 10 Кт 60 (71), списание — Дт 20 (25, 26) Кт 10 и оформляется требованием-накладной.
С принятием ФСБУ 5/2019 учет МПЗ сильно поменялся. Проверьте, все ли вы делаете правильно, с помощью экспертов КонсультантПлюс, получив пробный демо-доступ к справочно-правовой системе К+. Это бесплатно.
Учет затрат ведется на основании ПБУ 10/99 (утв. приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н). Расходы, направленные на ремонт и обслуживание общедомового имущества, фиксируются в Дт 20 счета в корреспонденции со счетами расчетов с поставщиками, подотчетными лицами и т. д., проводками Дт 20 Кт 10 (60, 68, 69, 70, 71, 76 и пр.). При этом если УК содержит несколько подразделений, к каждому из которых относится большее или меньшее количество домов, то учет затрат нужно организовать в разрезе каждого подразделения и каждого дома. Пример структуры счета 20:
Субконто 1
Субконто 2
Субконто 3 (Затраты)
7. Газоснабжение и т. д.
Затраты, относящиеся непосредственно к управлению каждым структурным подразделением, собираются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по статьям расходов: амортизация, оплата труда, страховые взносы, аренда и пр.
Все управленческие издержки на обслуживание аппарата управления относятся в дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы».
По итогам месяца сальдо 25 и 26 счета закрывается в Дт 20, а 20 распределяется в себестоимость продаж Дт 90.2.
Поскольку работа УК предусматривает несколько вариантов осуществления взаиморасчетов как с жителями МКД, так и с ресурсоснабжаюшими компаниями, то и нюансы их учета различны. Рассмотрим основной и самый распространенный из них, закрепленный в п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ, когда УК является стороной договора о возмездном оказании услуг. В данном случае все поступления от собственников МКД относятся к выручке компании, а произведенные расчеты за ресурсы, услуги сторонних организаций и т. п. — к расходам.
Проводки в данном случае будут следующими:
Содержание
Поступили коммунальные услуги от ресурсоснабжающей компании
Выделен входной НДС
НДС принят к вычету
Начислены платежи в УК потребителям
Поступили платежи от собственников
Оплата услуг ресурсоснабжающей компании
Если же УК получает из бюджета целевые денежные средства, например, на капитальный ремонт или иные дотации, то данные расчеты фиксируются на 86-м счете «Целевое финансирование».
Ситуацию с проведением капитального ремонта МКД в любом случае следует рассматривать особо в связи с нюансами налогообложения.
С одной стороны, в соответствии с законом «О внесении изменений в ЖК РФ» от 25.12.2012 № 271-ФЗ обязанность проводить капитальный ремонт оказалась возложена на собственников помещений в МКД; кроме того, собственники должны сами позаботиться о наличии средств на ремонт путем формирования фонда из ежемесячных отчислений. То есть коммерческая УК, собирающая обязательные взносы с жильцов для последующего проведения капремонта, оказывается стороной, получающей денежные средства по договору возмездного оказания услуг. Получается, что УК должна бы учитывать поступающие взносы на капремонт в составе выручки.
С другой стороны, только формируя фонд капремонта из взносов собственников МКД, УК по сути ничего не продает, работы не выполняет и даже агентского дохода от данной операции не имеет. То есть получаемые взносы на капремонт не удовлетворяют критериям дохода, изложенным в ст. 39 НК РФ. Следовательно, можно считать, что по спецвзносам в фонд капремонта УК не имеет реализации, т. е. в доход УК включать эти суммы не надо. А надо учитывать по аналогии с бюджетным целевым финансированием на счете 86. Несколько размытая формулировка содержится и в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК о том, что от налогообложения освобождаются целевые взносы на капремонт, произведенные в «управляющие организации». Размытость формулировки в том, что слова «управляющие организации» идут в перечислении всех возможных некоммерческих объединений собственников МКД.
Исходя из содержания ст. 170, 175 и 178 ЖК РФ (в редакции изменений, введенных законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ) жильцы, для формирования фонда капремонта, должны использовать отдельный счет либо в банке, либо у регионального оператора (о нем подробнее ниже). То есть если собственники МКД доверили своей УК открытие и ведение специального счета для накопления взносов на капитальный ремонт, то только тогда на УК распространяются нормы ст. 251 НК, и данные взносы не должны включаться в налогооблагаемую базу по прибыли в УК. Подобную позицию можно проследить в письме Минфина от 14.05.2015 № 03‑03‑10/27648 (доведено до сведения налоговых органов и налогоплательщиков письмом ФНС от 04.06.2015 № ГД-4-3/9639@). При этом, разумеется, данные взносы на капремонт подлежат обособленному учету в бухгалтерии УК на отдельных субсчетах на 51 и 86, и собираемые средства не могут расходоваться не по назначению. Если же подобный расход все-таки имел место (например, потратили часть взносов на капремонт на текущие нужды УК), то такая часть уже будет отвечать всем критериям выручки для целей налогообложения.
УК также может заключить агентский договор по сбору платы за коммунальные платежи, в том числе и на капитальный ремонт, с региональным оператором — единым расчетным кассовым центром (далее ЕРКЦ). Чаще всего ЕРКЦ распределяет собранные суммы между ресурсоснабжающими организациями и УК, направляя на расчетный счет УК собранные ДС на капремонт и осуществление услуг по содержанию МКД. Учет с ЕРКЦ целесообразнее организовать на 76-м счете, открыв субсчет 5 «Расчеты с ЕРКЦ».
Блок проводок будет следующий:
При этом если ресурсоснабжающие организации выставляют счета управляющей компании для сбора платежей, а ЕРКЦ оплачивает их напрямую организации ЖКУ, то между данными компаниями нужно произвести взаимозачет.
В налоговом учете поступающие в УК средства (кроме средств для проведения капитального ремонта) подлежат включению в расчет налога на прибыль. Данные средства могут отнести к целевым и не учитывать при налогообложении прибыли и НДС (или УСН) только товарищества собственников жилья (подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Как учесть расходы в управляющей компании на УСНО по запоздавшим документам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Особенности бухучета в ТСЖ
ТСЖ – некоммерческая организация, членами которой являются собственники квартир МКД. Создается данная структура также с целью эффективного управления, санитарного и технического содержания МКД.
Учет затрат и материалов осуществляется аналогично учету в УК. А вот поступают ДС:
Подробнее о порядке ведения бухучета в ТСЖ читайте в материале «Основные правила ведения бухучета в ТСЖ (нюансы)».
В связи с тем, что деятельность ТСЖ осуществляется по смете и не имеет своей целью извлечение прибыли, налогооблагаемый финансовый результат будет равен нулю при условии отсутствия дополнительной предпринимательской деятельности. А платежи собственников за услуги ТСЖ являются членскими взносами и относятся к целевому финансированию, учитываемому на счете 86 «Целевое финансирование». При этом входной НДС включается в состав затрат.
Чаще всего ТСЖ также осуществляет сборно-распределительную функцию между ресурсоснабжающей организацией и потребителями ресурсов (см. схему 1). Но поскольку ТСЖ не взимает комиссии за посреднические услуги, то эти средства также являются целевыми и учитываются на счете 86 «Целевое финансирование» (письмо Минфина от 29.10.1993 № 118), а коммунальные платежи отражаются транзитом через 76-й счет.
Содержание
Начислены обязательные платежи за коммунальные услуги собственникам квартир МКД по смете