на каком счете отражается патент
На каком счете отражается патент
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как ИП вести книгу учета доходов на патенте
Весь налоговый учёт на патенте укладывается в книгу учёта доходов. Она обязательна по НК РФ, а за её отсутствие грозят штрафы от 10 000 рублей. Разберёмся, какие доходы учитывать, какой датой их заносить и какими документами подтверждать.
Зачем вести учёт доходов на патенте
Книга учёта доходов на ПСН — требование ст. 346.53 НК РФ. Она нужна, чтобы показать налоговой, что вы соблюдаете ограничение по сумме доходов — 60 млн рублей в 2021 году. Предприниматели, которые превысят лимит, потеряют право на патент с самого начала его действия. Их автоматически переведут на УСН, если они ранее подавали уведомление о переходе на упрощёнку, или сразу на ОСНО.
Сдавать книгу как обязательную отчётность не надо, но налоговая может запросить её, когда будет проверять предпринимателя. Отсутствие книги — грубое нарушение правил учёта доходов и расходов. За это грозят штрафы по ст. 120 НК РФ:
Сколько книг и как оформить
Форма и порядок заполнения книги утверждены приложениями 3 и 4 к приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н.
Заводите новую книгу на каждый год или с начала действия нового патента. Например, если первый патент куплен на 3 месяца, а затем приобретён ещё один — понадобится новая книга для учёта доходов.
Если ИП купил несколько патентов, можно вести одну книгу на все (п. 1 ст. 346.53 НК РФ). Но открыть для каждого патента свою книгу тоже можно — это не запрещено НК РФ и более удобно с точки зрения управленческого учёта.
Книгу ведут в бумажном или электронном виде. Но даже электронная книга в конце налогового периода должна быть распечатана, прошнурована и пронумерована. На последней странице укажите количество страниц в книге, поставьте подпись ИП и печать (при наличии). Регистрировать и заверять книгу в налоговой не нужно.
Чтобы избежать ошибок и не заморачиваться с ведением бумажной книги и составлением таблиц в Excel, пользуйтесь возможностями автоматизации. Контур.Эльба составляет книгу сама, а если у вас есть интеграция с банком и кассой, про книгу думать вообще не придётся.
Как заполнять книгу учёта доходов на патенте
Книга учёта доходов для ПСН совсем небольшая. Она состоит из титульного листа и одной таблицы со сведениями о доходах.
На титульном листе укажите следующие данные:
Раздел I — это таблица с доходами. Записывайте в неё все доходы от реализации, полученные по патентной деятельности. Так, не надо вносить полученный заём или возвращённый покупателем аванс, доход от другого бизнеса, который ведёте на УСН или ОСНО.
Все доходы записывайте в строго хронологическом порядке — от самого раннего к самому позднему.
Раздел включает 4 графы:
Когда закончите книгу, последней строкой подсчитайте общий доход.
Пример оформления Раздела I книги учёта доходов на патенте
Какие доходы и как учитывать — отвечаем на сложные вопросы
Сама книга выглядит простой, но нюансов в заполнении всё же хватает. Надо правильно определить, когда учитывать доходы, какими документами их оформлять, как записывать авансы и пр.
Когда учитывать доходы в книге
На патенте датой получения дохода признаётся (п. 2 ст. 346.53 НК РФ):
Если покупатель рассчитывается векселем, датой дохода будет дата оплаты векселя или день передачи налогоплательщиком векселя по индоссаменту третьему лицу.
Как часто вносить записи в книгу
Предприниматель должен вести полный, непрерывный и достоверный учёт доходов (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н). Несвоевременное отражение будет считаться грубым нарушением правил учёта доходов по ст. 120 НК РФ. Поэтому доходы в книге рекомендуется фиксировать в дату фактического получения, но можно делать это и реже, например раз в неделю. Мы не советуем заполнять книгу раз в месяц или квартал.
Как учитывать доходы в валюте и натуральной форме
Доходы в валюте учитываются вместе с рублёвыми. При этом доход в валюте пересчитывается в рубли по официальному курсу Центробанка, установленному на дату получения дохода (п. 5 ст. 346.53 НК РФ).
Если доход получен в натуральной форме, учитывайте его по рыночным ценам. Их определяют по правилам ст. 105.3 НК РФ.
Как учесть предоплату от покупателей
Предоплату записывайте в книгу учёта датой, в которую получили деньги. Она тоже учитывается для проверки соблюдения лимита доходов для применения ПСН (Письмо Минфина России от 03.02.2017 г. N 03-11-12/5800).
Если вернёте покупателю ранее полученный аванс, то на сумму возврата уменьшите доходы налогового периода (п. 4 ст. 346.53 НК РФ). Для этого в книге учёта доходов сделайте запись на дату возврата предоплаты и поставьте в графе 4 сумму со знаком минус.
Как отражать операции в книге доходов, если нет кассовой книги
Для ИП на патенте действует упрощённый порядок кассовых операций (п. 1 Указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У). Патентщики могут не устанавливать лимит остатка наличных, не составлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу. Но если хотите это делать, то тоже можно — никто не запрещает.
Отразить в книге учёта доход, полученный через онлайн-кассу, можно следующими способами:
Бухгалтерская справка — это тоже первичный документ, если она содержит все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона о бухучёте.
Эксперт Норматива Светлана Пятовол считает, что можно не регистрировать каждый чек в книге учёта: «Вся кассовая выручка учитывается онлайн через ОФД. По факту, с введением онлайн-касс регистрация чеков в книге учёта всего лишь добавляет работы предпринимателю. А смысл? Все данные ОФД всё равно поступают в налоговые органы. Но так как НК РФ предписывает предпринимателю вести учёт доходов на патенте с целью соблюдения лимита выручки, то, по моему мнению, отражение доходов в книге учёта на основании бухгалтерской справки не будет являться нарушением законодательства».
Как отражать в книге доходы от безналичных расчётов
Если покупатель оплатил товар безналом, ему нужно выдать кассовый чек. Доходом будет вся сумма реализованного товара без уменьшения на комиссию за эквайринг. Например, если вы получили оплату с карты на сумму 10 000 рублей, а на счёт получили только 9 800 (за вычетом комиссии банка), то в книгу надо записать всё равно 10 000 рублей.
О том, какой датой отражать доходы в книге, мнения экспертов разделяются. Часть считает, что это необходимо делать на дату поступления денег от покупателя на счёт, ссылаясь на письмо Минфина от 03.04.2009 № 03-11-06/2/58. Другая часть полагает, что эта позиция устарела и не относится к патенту в принципе, поэтому в книге следует указывать дату выдачи кассового чека независимо от того, в какой день банк зачислит выручку на счёт. Но это действует только в случае, если расчёт за товар произведён, покупателю выдан чек, и деньги списались с его счёта.
По факту многие банки-эквайеры зачисляют выручку на расчётный счёт в тот же день, в который произошла оплата, поэтому разрыва быть не должно.
Как исправлять ошибки в книге
В электронной книге, которая ещё не напечатана, достаточно просто скорректировать неправильную запись. В бумажной или распечатанной электронной — аккуратно зачеркните неправильные данные и рядом впишите верные, заверьте правку подписью ИП и печатью (при наличии) и поставьте текущую дату.
Дополнительно подготовьте бухгалтерскую справку, в которой объясните, что было неправильно в книге и по какой причине вы внесли корректировку.
Пример бухгалтерской справки об исправлении в КУДиР
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ведение учёта в 1С при патентной системе налогообложения
Почему? Ниже будут указаны преимущества режима.
Во-первых, налог на ПСН рассчитывается из основной доходности.
Во-вторых, использование патентной системы помогает освободиться от уплаты подоходного взноса, а в части осуществления предпринимательства, налога на добавленную стоимость и налога на имущественную собственность физ. лиц.
В-третьих, уменьшение количества деклараций – сдавать необходимо лишь декларацию 3-НДФЛ и отчётность по работникам в ПФР, ФСС и ФНС, если у вас они есть.
Однако применять ПСН могут только ИП, соблюдающие критерии, указанные в ст. 346 Налогового Кодекса России. То есть, число наемников не должно превысить 15 человек, выручка от распространения продукции, выполнения деятельности, оказания услуг не должна быть более 60 млн. рублей в год, и бизнесмен должен осуществлять только разрешённый тип деятельности, выделенный в вышеупомянутой статье.
Также человек занимающийся бизнесом, имеет правомочие на получение нескольких патентов по разным типам деятельности, однако придется вести раздельный учёт выручки. И законом не запрещено использовать ПСН вместе другими режимами налогового обложения.
При применении ПСН можно вести учет в программах 1С, при этом важно выполнить правильную настройку ПО и корректно заполнить справочники.
Рассмотрим, как начать вести учет бизнесмену, использующему ПСН в 1С: Бухгалтерия ред. 3.0.При первом включении программы, вам потребуется выбрать тип организации. В связи с тем, что в этой статье мы рассматриваем патентную систему, а её могут использовать лишь индивидуальные предприниматели, то выбор стоит сделать в пользу ИП.
После нажатия на клавишу «Продолжить» вы перейдёте ко 2 этапу настройки – выбору системы налогового обложения. Здесь необходимо помощью флага отметить пункт «Только патент» и указать, если ли у вас работники по найму. Если ПСН не считается вашей единственной системой налогового обложения, и вы совмещаете её с другим режимом, то в настройке стоит выбрать иную систему, а в будущем, при настройке учётной политики пометить флажком патент.
Затем нажмите на клавишу «Продолжить» и вы попадете в стандартный интерфейс программного продукта. Далее вам придется заполнить реквизиты ИП в справочнике «Организации», который находится во вкладке «Главное».
Так же, если в программе 1С ранее уже велась деятельность других организаций и у вас есть необходимость включить нового предпринимателя на патенте с помощью справочника.
При формировании нового ИП из справочника «Организации» вам так же будет предложен перечень систем налогообложения, из которых надо выбрать «Патент».
После указания реквизитов, стоит их сохранить, кликнув на «Записать и закрыть». Для удобства, на панели окошка присутствует кнопка Реквизиты, нажав на которую вы получите печатного типа форму реквизитов для рассылки своим партнёрам.
Прежде чем переходить к полноценной деятельности и вводу документации по предпринимательской деятельности, стоит заполнить учётную политику. Открыть её можно во вкладке «Главное», нажав на вкладку «Учётного типа политика».
Настройка УП для целей бух. учёта для ИП отличается от той же настройки для предприятий только числом заполняемых пунктов.
На вкладке «Патенты» потребуется перейти по ссылке «Перечень патентов» и посредством клавиши «Создать» ввести все используемые вами патенты. Строчка «Наименование» не должна совпадать с точным наименованием деятельности по патенту, достаточно вписать понятное вам название. Номер, день выдачи, период действия и остальные важные параметры вводятся из данных патента. Если у вас несколько патентов, то на каждый из них потребуется заполнить отдельное окошко.
В окне с перечень патентов при помощи клавиши «Заявление» есть возможность введения и последующей распечатки заявок на получение патента, об утрате правомочий на него или о прекращении работы по патенту.
Можно считать этот функционал удобным, так как срок патента может составлять от одного до двенадцати месяцев. Естественно, по завершению срока надо или подавать новую заявку, или менять режим.
Снова перейдем к настройке налогов и отчетности, закрыв окошко со списком патентов.
На вкладке «Страхового типа взносы» часть флагов стоит по умолчанию, так как того требует закон.
При использовании ПСН индивидуальные предприниматели должны выплачивать страховые сборы в ПФР и ФФОМС. Но бизнесмен вправе добровольным образом вступить в правовые отношения по обязательному соц. страхованию, для дальнейшего получения гос. пособий.
Согласно ст. 346.53 НК РФ, налогоплательщики обязаны производить учёт доходов от реализации в книжки учёта доходов ИП.
В разделе «Отчёты» установлено автоматического типа создание книги доходов по патенту, а еще присутствует помощник заполнения 3-НДФЛ.
Бухгалтерский учет патентов
«Налоговый вестник», 2018, N 7
Гражданское законодательство
В ст. 1354 ГК РФ предусмотрено, что патент на изобретение, полезную модель или промышленный образец удостоверяет их приоритет, авторство и исключительное право на них. Охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения или полезной модели.
Охрана интеллектуальных прав на промышленный образец предоставляется на основании патента в объеме, определяемом совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях внешнего вида изделия, содержащихся в патенте.
Как указано в ст. 1374 ГК РФ, заявка на выдачу патента подается в Роспатент лицом, обладающим правом на получение патента.
Требования к документам заявки на выдачу патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец можно найти в Приказах Минэкономразвития России от 25.05.2016 N 316, от 30.09.2015 N 701, от 30.09.2015 N 695.
Кстати, учтите: полученный патент нужно использовать, иначе в силу может вступить ст. 1362 ГК РФ.
Бухгалтерское законодательство
Существование актива
Чтобы принять к бухгалтерскому учету патент на основании ПБУ 14/2007 в качестве нематериального актива, должны единовременно выполняться следующие условия:
Напомним, что единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.
А инвентарным объектом нематериальных активов признается совокупность прав, возникающих из одного патента, предназначенного для выполнения определенных самостоятельных функций. (См., например, Письмо Минфина России от 21.10.2014 N 07-01-06/53102.)
Первоначальная стоимость
В ПБУ 14/2007 сказано, что фактической (первоначальной) стоимостью нематериального актива признается сумма, уплаченная или начисленная компанией при приобретении или создании актива и приведении его в состояние, пригодное для использования в запланированных целях.
Расходами на приобретение нематериального актива разрешено признавать:
Так как расшифровки данного понятия в ПБУ 14/2007 нет, то следует обратиться к п. 7 ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 60н. Там говорится, что под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение или изготовление. К инвестиционным активам, в частности, относятся объекты незавершенного производства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов.
Таким образом, по нашему мнению, суммы процентов по кредитам и займам, взятым на НИОКР, должны быть включены в первоначальную стоимость полученного впоследствии патента.
Если нематериальный актив в виде патента принадлежит нескольким компаниям совместно, то первоначальная стоимость нематериального актива для каждой из них определяется соразмерно ее доле в этой стоимости. Размер доли необходимо установить в соглашении между совладельцами.
Срок использования
Компания на основании п. 23 ПБУ 14/2007 должна разделить свои нематериальные активы на две части: с определенным и неопределенным сроком полезного использования.
Стоимость первых погашается посредством начисления амортизации, вторые не амортизируются.
В соответствии с п. 26 ПБУ 14/2007 определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя:
Логично, что срок полезного использования патента прямо зависит от срока действия исключительных прав.
Согласно п. 1 ст. 1363 ГК РФ исключительное право на изобретение, полезную модель, промышленный образец и удостоверяющий это право патент действуют в общем случае:
Но первоначальное установление срока амортизации не является устойчивым. Компании следует ежегодно проверять способ определения амортизации патента на необходимость его уточнения.
Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования патента существенно изменился, способ определения его амортизации должен быть соответственно пересмотрен. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения в оценочных значениях.
Пример 1. В декабре 2016 года ПАО «Система» приняло к учету патент на полезную модель первоначальной стоимостью 1 000 000 руб. Срок полезного использования актива был установлен в расчете на 120 месяцев. Амортизация начисляется линейным методом. Однако в июне 2018 года компания выяснила, что срок полезного использования необходимо пересмотреть и установить его из расчета 90 месяцев.
К июню 2018 года сумма начисленной линейным методом амортизации составила 141 667 руб. (1 000 000 руб. : 120 мес. x 17 мес.).
Величина амортизации, исчисленная исходя из уточненного срока полезного использования за этот же период времени, составляет 188 889 руб. (1 000 000 руб. : 90 мес. x 17 мес.):
В бухгалтерском учете компанией в 2018 году должны быть сделаны следующие проводки:
Дебет 84 Кредит 05
Дебет 20 Кредит 05
Начиная с июня 2018 года сумма ежемесячной амортизации актива будет равна не 8 333 руб. (1 000 000 руб. : 120 мес.), а 11 111 руб. (880 000 руб. : 90 мес.).
Так как в налоговом учете изменение срока полезного использования нематериального актива не предусмотрено, то в бухгалтерском учете в силу ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, появятся разницы, которые будут приводить к возникновению отложенного налогового актива:
Дебет 09 Кредит 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»,
Амортизация
В предыдущем примере мы использовали линейный метод начисления амортизации.
Однако в принципе для расчета амортизации нематериальных активов в п. 28 ПБУ 14/2007 предусмотрены три метода амортизации:
Выбор метода амортизации зависит от расчета ожидаемого поступления будущих экономических выгод (дохода) от использования актива, включая финансовый результат от возможной продажи данного актива.
В том случае, когда расчет ожидаемого потребления будущих экономических выгод (дохода) от использования патента не является надежным, лучше всего пользоваться линейным способом.
Но в случае с патентом нетрудно предположить, что максимальный эффект от использования нематериального актива приходится на первую половину срока его использования, ведь конкуренты не дремлют. В этом случае лучше использовать способ уменьшаемого остатка.
Если же выпуск какой-то продукции прямо зависит от наличия патента, то можно использовать метод списания стоимости пропорционально объему продукции или работ.
По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации все-таки способ уменьшаемого остатка является предпочтительным. Давайте его рассмотрим.
Напомним, что амортизационные отчисления по нематериальным активам начинаются с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого актива к бухгалтерскому учету, и начисляются до полного погашения стоимости или списания этого актива с учета.
В течение срока полезного использования нематериальных активов начисление амортизации не приостанавливается.
Амортизационные отчисления прекращаются с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости или списания этого актива с учета.
Эти правила относятся и к патенту.
Пример 2. ПАО «Максимум» провело НИОКР и создало промышленный образец, на который получило патент. Первоначальная стоимость патента составила 1 600 000 руб.
Расчет ежемесячной амортизации актива в этом случае будет производиться следующим образом.
Срок полезного использования объекта равен 60 мес.
Следовательно, в 1-й месяц эксплуатации патента сумма амортизации составит 80 000 руб. (1 600 000 руб. x 3 : 60 мес.).
Не только срок, но и метод амортизации патента должны ежегодно проверяться компанией на необходимость их уточнения.
Если расчет ожидаемого потребления будущих экономических выгод от использования патента существенно изменится, то и метод амортизации такого актива должен быть изменен. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете как изменения в оценочных значениях.
Переоценка и обесценение
Переоценка нематериального актива производится путем пересчета его остаточной стоимости.
Однако для того чтобы произвести переоценку патента, компании необходимо его с чем-то сравнить. А вот тут возникает вполне очевидная проблема.
В п. 17 ПБУ 14/2007 установлено, что первоначальная стоимость однородных нематериальных активов в бухгалтерском учете может переоцениваться до рыночной стоимости, определяемой исключительно по данным активного рынка указанных нематериальных активов.
Что касается проверки нематериальных активов на обесценение, то п. 22 ПБУ 14/2007 прямо отправляет бухгалтеров к правилам МСФО, а именно к IAS 36 «Обесценение активов». В п. 8 МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» сказано, что актив обесценивается, если его балансовая стоимость превосходит возмещаемую стоимость.
В п. 9 МСФО (IAS) 36 говорится, что предприятие должно на конец каждого отчетного периода оценить, нет ли каких-либо признаков обесценения активов.
Возмещаемая сумма актива в силу п. 18 МСФО (IAS) 36 определяется как наибольшая из следующих величин:
Обратите внимание! В п. 22 ПБУ 14/2007 компании дается право, а не обязанность проверки нематериального актива на обесценение. Если нет очевидных признаков обесценения, то его можно и не проводить.
Выбытие патента
В п. 34 ПБУ 14/2007 дан перечень случаев, когда возможно выбытие нематериального актива, из которых к патенту более всего подходят следующие:
Доходы и расходы от списания патента отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся. Они относятся на финансовые результаты компании в качестве прочих доходов и расходов.
Пример 3. ПАО «Интеграл» в августе 2018 года решило продать патент на полезную модель.
Первоначальная стоимость его создания составила 1 200 000 руб. К моменту продажи сумма накопленной амортизации была равна 600 000 руб.
Исключительное право на полезную модель было продано за 700 000 руб.
Напомним, что в силу подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ продажа исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы НДС не облагается.
В бухгалтерском учете эти операции были отражены следующим образом:
Дебет 62 Кредит 91
Дебет 05 Кредит 04
Дебет 91 Кредит 04
Дебет 91 Кредит 99