на каком счете отражаются накладные расходы

На каком счете отражаются накладные расходы

Учет накладных расходов

Накладные расходы вспомогательных производств учитываются на данном счете отдельно от накладных расходов основного производства и относятся на себестоимость продукции, работ и услуг этих производств.

4.29. Расходы на содержание аппарата управления строительной организации относятся на накладные расходы основного производства структурных подразделений.

Генподрядчики ежемесячно уменьшают величину накладных расходов на сумму затрат по обслуживанию субподрядчиков в соответствии с договорами подряда между ними, списывая их со счета «Общехозяйственные расходы» на счет «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Соответственно субподрядчики увеличивают величину накладных расходов по дебету счета «Общехозяйственные расходы» с отражением по кредиту счета «Расчеты с покупателями и заказчиками».

4.30. В строительных организациях суммы накладных расходов основного производства ежемесячно относятся на затраты по производству строительных работ, отражаемые на счете «Основное производство», и на затраты, учитываемые на счете «Некапитальные работы» (кроме затрат по возведению временных (нетитульных) сооружений) пропорционально прямым затратам.

Накладные расходы основного производства в трестах (структурных подразделениях) механизации ежемесячно распределяются между строительными работами, выполненными по договору субподряда, и оказанными услугами сторонним организациям пропорционально суммам их прямых затрат.

4.31. Накладные расходы основного производства могут распределяться по объектам учета пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих или с использованием других методов, установленных при формировании учетной политики.

Накладные расходы вспомогательных производств распределяются по их видам пропорционально прямым затратам, а по видам продукции и услуг, выпускаемых (оказываемых) каждым производством, накладные расходы могут распределяться пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих, их численности или с применением других методов, обеспечивающих наиболее точное определение себестоимости по видам выпускаемой продукции и оказываемых услуг.

Строительные организации, осуществляющие учет затрат на производство строительных работ методом накопления за определенный период времени, могут списывать постоянные накладные расходы непосредственно на счет учета реализации работ.

Источник

Учет затрат и расходов: бухучет для начинающих

на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть фото на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть картинку на каком счете отражаются накладные расходы. Картинка про на каком счете отражаются накладные расходы. Фото на каком счете отражаются накладные расходы

Одна из самых обширных и местами очень сложных тем для тех, кто только погружается в бухгалтерский учет.

Немного теории

Давайте мы сейчас еще раз повторим смысл этих терминов, чтобы потом однозначно воспринимать, что мы имеем ввиду, когда говорим их. Хорошо?

Затраты — это обмен денежных ресурсов на что-то другое, что предприятие может хранить и использовать. Например, предприятие купило товары, материалы. Потратило деньги, но не потеряла их, поскольку «деньги превратились в другие ресурсы».

Но когда идет процесс закрытия месяца, и эти затраты начинают участвовать в подсчете финансового результата — вот тогда они превращаются в понятия расходы.

Оказание услуг

Причем 26 счет в течении месяца накапливает затраты, которые затем уйдут на 90 счет, но уже как расходы. Когда 26 счет закрывается(переносится) на 90 счет — называется методом директ-костинг.

А 91.2. счет — это сразу уже расходы, поскольку он сам уже является формулой финансового результата. Из предыдущих статей мы уже знаем, что на 91.2 счет попадают такие основные расходы предприятия, как услуги банка за обслуживание расчетного счета, проценты по кредиту.

На 26 счет при услугах попадают все остальные затраты: зарплата сотрудников, аренда помещений, канцелярия, услуги Интернет, связь, налоги с заработной платы, амортизация основных средств. Т.е. в основном все, что относится к текущей деятельности. Давайте посмотрим на 26 счет, посмотрим на его характеристики.

на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть фото на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть картинку на каком счете отражаются накладные расходы. Картинка про на каком счете отражаются накладные расходы. Фото на каком счете отражаются накладные расходы

Торговля

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 7.7

на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть фото на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть картинку на каком счете отражаются накладные расходы. Картинка про на каком счете отражаются накладные расходы. Фото на каком счете отражаются накладные расходы

План счетов из программы 1С Бухгалтерия 8

на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть фото на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть картинку на каком счете отражаются накладные расходы. Картинка про на каком счете отражаются накладные расходы. Фото на каком счете отражаются накладные расходы

Мы видим, что счет аналитический: имеются субсчета и субконто. Счет полностью активный, поэтому накопление затрат пойдет по дебету, а списание по кредиту счета.

Как работает 44 счет

Для начала запомним, что на 44 относятся те затраты, что приходятся на процесс торговли. Если же фирма занимается только торговлей, то в учете у нее будет 44 и 91.2 счета затрат. Самые распространенные статьи расходов торговых фирм — это заработная плата продавцов и налоги с нее, аренда, коммунальные платежи и все другое, что связано с местом торговли. Починили электропроводку в магазине (оказали нам услугу) — тоже пойдет на 44 счет. Если есть выделенный бухгалтер, ответственный за работу торговой точки, то вся его заработная плата и налоги с нее пойдут на 44 счет.

Транспортные расходы

Покупая товар, каждая фирма была бы рада, если бы поставщик по той же самой цене, что продал нам товар, еще и доставил бы нам в склад. Но этого не происходит. Всегда есть дополнительные затраты у нашей фирмы на доставку товара до своего склада. И чем дальше поставщик, тем накладные расходы (транспортные) все больше.

В итоге, мы имеем привезенный товар по цене покупки и некоторую стоимость за доставку (стоимость транспортных расходов). Теперь у нас стоит дилемма: как оформить эти транспортные расходы? Нам разрешается два способа:

Первый способ. Взять сумму транспортных, высчитать пропорцию и раскидать сумму доставки на каждый купленный товар. Все это оформить проводкой на 41 счет. В этом случае, цена купленного товара на складе фирмы и в отчетах будет максимально точная.

И когда этот товар будет продаваться, то в формулу финансового результата уйдет максимально точная покупная стоимость. Та часть товара, что останется не проданной, будет хранить в себе и часть транспортных, согласны? Иными словами, лишние транспортные затраты не попадут в формулу финансового результата.

Второй способ. Купленный товар на 41 счет, а транспортные расходы на 44 счет. Тогда в момент «закрытия месяца» 44 закроется весь на 90 счет. Получится, что транспортные попали в формулу, а товар не продался весь или вообще не продавался. Иными словами мы необоснованно увеличили расходы, а это нельзя.

В таком случае, транспортные расходы на 44 счете будут на 90 уходить только в той части, в которой были проданы товары, т.е. пропорционально проданным товарам. В итоге, имеющиеся у нашего предприятия транспортные расходы, при закрытии 44 счета уйдут не все на 90,согласны? Останутся суммы транспортных расходов, т.е. 44 счет закроется не весь — будет с остатком.

Коммерческие расходы

К ним относятся затраты, способствующие продвижению и продаже товаров. Самые распространенные — это упаковка, реклама, маркетинговые действия.

Производство

91.2 и 44 счета работают одинаково, как и у предыдущих видов деятельности. А вот 20-ые счета работают особым образом. Давайте сейчас расскажу очень кратко.

Основные бухгалтерские счета в производстве: 20, 25, 26

Про 26 счет мы можем сказать, что он собирает расходы всего предприятия типа управление, администрация. Т.е. все расходы, которые нельзя отнести ни к торговле (44 счет), ни к производству (20, 23, 25, 28). Иными словами, 26 счет — это учет административных расходов на весь бизнес.

20 счет — это счет учета самого производства продукции, но. 23 и 25 это ведь тоже счета, участвующие в производстве продукции. В чем разница? А в том, что 20 счет сначала собирает на себя только те затраты, что можно напрямую отнести к конкретному виду продукции.

25 счет собирает те затраты, которые нельзя точно отнести к конкретной производимой продукции, можно только к цеху. Без примера здесь не обойтись.

Усложним производство, приближая его к реальному. Цех все еще один, станок один, продукции два вида, сотрудников 4. Два человека производят продукцию, один сторож, один — поддерживает чистоту в помещении.

Ну и как теперь можно точно определить Затраты электроэнергии, амортизации станка, амортизации (аренды) здания, зарплаты сторожа и технического персонала, налоги с заработной платы НА конкретный вид производимой продукции? А если этот сторож сторожит два цеха? А технический персонал убирает только этот цех и производственную территорию?

Получается, что часть затрат уже не так-то просто сразу отнести на 20 счет на конкретный вид продукции, согласны? Вот для этого служит 25 счет.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Управленческий учет себестоимости платных услуг

Автор: Кравченко Е., эксперт журнала

Управленческий учет (отражение в бухгалтерском учете процесса формирования себестоимости) в государственном секторе исторически развит намного слабее, чем в коммерческом. Это вполне объяснимо: задача формирования себестоимости стала актуальной только после принятия Федерального закона № 83-ФЗ [1], закрепившего цели и задачи создания государственных и муниципальных учреждений, главной из которых является выполнение государственного (муниципального) задания.

Несмотря на столь небольшой срок развития управленческого учета, уже можно говорить об определенных результатах, которые, несомненно, потребуются при дальнейшей реализации федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [2]. В предлагаемом материале предпринята попытка обобщить опыт лучших практик и методологических решений управленческого учета учреждений.

Платные услуги и работы.

В федеральном законодательстве закреплено право бюджетных и автономных учреждений оказывать услуги и выполнять работы за плату[3]. В комплексных рекомендациях, доведенных в Письме Минфина РФ № 12 08 06/44036[4], различаются:

основные платные услуги образовательного учреждения – это услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;

неосновные платные услуги образовательного учреждения – это услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых оно создано.

Для целей бухгалтерского учета затрат и формирования себестоимости оказываемой услуги не имеет значения, является она основной или неосновной – различаться может состав затрат, принципы же учета остаются неизменными.

Более того, и формирование себестоимости услуги, оказание которой финансируется субсидией на выполнение государственного (муниципального) задания, производится по тем же правилам управленческого учета. В то же время необходимо отметить, что состав затрат для услуг, оказываемых в рамках госзадания, закреплен на законодательном уровне – это Порядок № 640[5], который стал базой для разработки аналогичных порядков органов власти субъектов РФ и муниципальных образований, исполняющих полномочия учредителей.

Поэтому, по нашему мнению, будет совершенно оправданно выстраивать свою систему учета затрат исходя из норм, доведенных в Порядке № 640.

Классификация затрат и порядок их учета.

По способу включения затрат в себестоимость теория бухгалтерского учета выделяет прямые и накладные расходы, в интерпретации Порядка № 640 – непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (а для наших целей – любой услуги) и общехозяйственные затраты на оказание услуги.

По счетам бухгалтерского учета группировка затрат осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат (п. 138 Инструкции № 157н[6]):

прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 60 000);

накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг (счет 0 109 70 000);

общехозяйственные расходы (счет 0 109 80 000).

Таким образом, затраты, классифицируемые в Порядке № 640 как непосредственно связанные с оказанием услуг, в бухгалтерском учете могут быть как прямыми, так и накладными.

Затраты, не формирующие себестоимость, относятся на расходы текущего финансового года – счет 0 401 20 000 – также по видам расходов.

Аналитика счетов учета затрат.

Одновременно с определением состава затрат и их классификацией учреждению необходимо установить объекты калькулирования. Как правило, это номенклатура оказываемых услуг (выполняемых работ), особенно для услуг, оказываемых в рамках госзадания. Для иных платных услуг номенклатуру следует определять исходя из возможности обособления денежных потоков от них – если доходы от оказания услуги можно выделить в общем денежном потоке, равно как и выделить расходы, которые несет учреждение при оказании этой конкретной услуги, значит, эта услуга может являться номенклатурной единицей, то есть объектом аналитики на счете учета затрат 109.
Если денежные потоки не обособляются, то учет затрат придется вести котловым методом и тогда себестоимость конкретной услуги рассчитывается с помощью той или иной пропорции – например, по количеству получателей услуги к общему объему получателей услуг.

В качестве второго уровня аналитики на счете 109 в соответствии с Инструкцией № 157н применяется классификация операций сектора государственного управления, позволяющая вести учет затрат по видам расходов.

Еще одним (третьим) уровнем аналитики могут стать центры затрат, или подразделения, в которых затраты возникают, при условии возможности и целесообразности их выделения. Например, в образовательных учреждениях такими центрами затрат внутри образовательной услуги могли бы стать года обучения – 1 й, 2 й, 3 й и т. д. Но на сегодняшний день необходимость в такой детализации аналитики отсутствует, так как государственное (муниципальное) задание доводится на год и не предполагает формирования себестоимости в целом по образовательной услуге, длящейся несколько лет обучения. Но с учетом ФСБУ «Долгосрочные договоры», который начнет действовать с 1 января 2020 года, вопрос о целесообразности введения аналитики по годам обучения необходимо изучить уже сегодня.

Центрами затрат, по которым учреждение ведет учет, могут стать, как мы уже отмечали, непосредственно подразделения, в которых услуга оказывается, например, если одну и ту же услугу оказывают два подразделения и более. Необходимость введения такой детализации вряд ли возникнет по основной образовательной услуге, но вполне вероятна по дополнительным платным услугам образовательного учреждения.

Снова к составу затрат.

В этих двух процессах – выбор объектов аналитики и определение состава затрат – невозможно установить очередность, они идут параллельно, поскольку неразрывно связаны между собой. То есть необходимо решить, как раскладываются статьи калькуляции (затраты) на выбранные объекты аналитики. Этот этап является наиболее важным в организации управленческого учета, поскольку закрепляет и правила ведения бухгалтерского учета затрат.

Например, в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги учредителем, названа заработная плата основных работников и начисления на нее. При этом состав основных работников прямо поименован в штатном расписании учреждения. Вместе с тем среди основных работников есть должности сотрудников, чья заработная плата напрямую входит в нормативные затраты на оказание конкретной образовательной услуги (учителя, педагоги, профессорско-преподавательский состав), а есть должности, чья работа одновременно связана с разными видами услуг (социальный педагог, психолог и т. п.). Следовательно, учреждению необходимо выявить и закрепить в своем учетном стандарте аналитические признаки затрат, согласно которым их учет будет осуществляться на том или ином счете бухгалтерского учета.

Отражение в бухучете прямых затрат производится на основании первичных документов, в которых по правилам управленческого учета должны быть указаны условные обозначения, позволяющие отнести затраты на конкретную услугу. Поскольку расходы возникают в разных точках учета (например, табель учета рабочего времени и акт о списании материальных запасов), в системе управленческого учета необходимо закрепить лиц, ответственных за указание наименования услуги в первичном документе.

Выбранные способы учета надо отразить в учетной политике, а именно:

1) объекты аналитического учета, по которым собираются затраты;

2) виды собираемых затрат по каждому счету аналитического учета себестоимости – 109 60 и 109 70.

В самом общем случае у учреждения накладных расходов может и не быть – если есть возможность применения нормирования трудовых и материальных ресурсов.

Иными словами, если в стандарте, регламенте, паспорте оказания услуги установлена норма расходования тех или иных ресурсов, то распределение накладных затрат по услугам можно произвести по нормам. Например, работник занят в оказании двух услуг одновременно, при этом известно, что пять часов своего рабочего дня он должен тратить на оказание услуги 1, три часа – на услугу 2. Тогда его заработная плата может быть сразу отнесена в состав прямых затрат по услугам 1 и 2 в пропорции 5 к 3.

Если нормы не установлены и иных методов, позволяющих однозначно отнести затраты на ту или иную услугу, не существует, затраты собираются на счете 0 109 70 000 для последующего распределения.

Кроме затрат, непосредственно связанных с оказанием услуги, учреждение несет и общехозяйственные расходы, для которых, как мы уже отмечали, определен одноименный счет 0 109 80 000. Поскольку общехозяйственные затраты по своему экономическому содержанию относятся к учреждению в целом, необходимость выделения на этом счете такого объекта аналитики, как центр затрат, отсутствует. Еще раз напомним, что перечень общехозяйственных затрат, включаемых в себестоимость госуслуги, устанавливается непосредственно учредителем исходя из перечня общехозяйственных расходов, определенных в Порядке № 640. Назовем их:

затраты на коммунальные услуги;

затраты на содержание объектов недвижимого имущества (в том числе затраты на арендные платежи);

затраты на содержание объектов особо ценного движимого имущества;

затраты на формирование в установленном порядке резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд, с учетом срока полезного использования;

затраты на приобретение услуг связи;

затраты на приобретение транспортных услуг;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги, включая административно-управленческий персонал, в случаях, установленных стандартами услуги;

затраты на прочие общехозяйственные нужды.

По иным платным услугам образовательное учреждение определяет состав общехозяйственных затрат самостоятельно.

Общехозяйственные расходы могут быть длящимися во времени (коммунальные услуги) и одномоментными (госпошлина за получение лицензии). Учреждение имеет возможность применять метод неполной производственной себестоимости – директ-кост. Для этого общехозяйственные затраты необходимо разделить на две группы: распределяемые на себестоимость и относимые сразу на финансовый результат.

Отметим, что никаких прямых указаний, какие затраты следует распределять, а какие – относить на финансовый результат, инструкции по учету не содержат. Этот вопрос учреждения решают самостоятельно и закрепляют выбранное решение в своей учетной политике. Полагаем, что предложенный принцип – одномоментность расходов – вполне удобен в использовании.

Применять или не применять систему «директ-кост» – это право учреждения, а не обязанность, поэтому учреждение может формировать полную производственную себестоимость, распределяя все общехозяйственные затраты.

Распределение накладных и общехозяйственных расходов между услугами.

Собранные накладные и общехозяйственные расходы распределяются по объектам калькулирования. В отношении готовой продукции Инструкцией № 157н установлено требование об учете незавершенного производства только в объеме прямых затрат (п. 137 Инструкции № 157н), то есть общехозяйственные затраты не включаются в фактическую стоимость незавершенного производства. В отношении услуг подобного требования не предусмотрено, поскольку длительность производственного цикла определяется государственным (муниципальным) заданием, и по уже сложившейся практике учреждения образования не оставляют в учете незавершенного производства, а ежемесячно закрывают полный производственный цикл.

Подобный подход не является нарушением методологии бухгалтерского учета, установленной Инструкцией № 157н, скорее наоборот – такое решение означает воплощение принципа равномерности признания доходов и расходов[7] и ежемесячное распределение удовлетворяет названному принципу.

В качестве базы для распределения расходов в Инструкции № 157н объявлены:

прямые затраты по оплате труда;

иные прямые затраты;

объем выручки от реализации продукции (работ, услуг);

иной показатель, характеризующий результаты деятельности учреждения.

Собственно выбор базы учреждение делает самостоятельно, но база может быть также установлена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Бухгалтерские записи распределения фиксируются в бухгалтерской справке (ф. 0504833), основанием составления которой должна стать справка-расчет (ее форма и периодичность составления закрепляются в учетной политике).

Приведем образец такой справки-расчета накладных расходов и отметим, что для распределения общехозяйственных расходов она тоже подойдет, разумеется, с изменением состава затрат в справке.

Таблица-расчет распределения накладных расходов
за _________________ 20__ г.

Основная услуга

База распределения расходов, руб.

Удельный вес источника, %

Распределяемые расходы (по видам затрат), руб.

Заработная плата и начисления

Материальные затраты

Всего распределяемых расходов

Источник

Как разносить расходы в программе, чтобы на затратных счетах не болтались хвосты

на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть фото на каком счете отражаются накладные расходы. Смотреть картинку на каком счете отражаются накладные расходы. Картинка про на каком счете отражаются накладные расходы. Фото на каком счете отражаются накладные расходы

Закрытие финансового результата в бухучете по итогам месяца вызывает трудности не только у начинающих, но и у опытных бухгалтеров. Ошибок в учете, связанных с особенностями конкретной компании, бывает множество, но объединяет их, как правило, одно — закрытие затратных счетов.

Независимо от вида деятельности на затратных счетах аккумулируются расходы. При производстве или выполнении работ на них также собирается информация для формирования себестоимости. В конечном итоге всё это влияет на финансовый результат.

Поэтому вести учет расходов по затратным счетам важно правильно, чтобы впоследствии в бухгалтерской отчетности не было искажения.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах утверждены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (в ред. Приказа Минфина России от 06.04.2015 N 57н)

Для отражения расходов в программе используются затратные счета утвержденные в Раздел 3 «Затраты на производство» Плана счетов (утв. Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н в редакции от 08.11.2010г.).

Способ учета расходов и рабочий план счетов закрепите в учетной политике предприятия (ПБУ 1/2008).

Первоначальные настройки / Учетная политика

Настройте учетную программу в соответствии со спецификой деятельности компании и утвержденной учетной политикой. От этого зависит корректность отражения расходов по затратным счетам бухгалтерского учета.

В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Главное» > «Настройки» > «Учетная политика» и произведите следующие настройки:

Производство

Выполнение работ / оказание услуг

Торговля

Виды деятельности, затраты по которым учитываются на счете 20 «Основное производство»

установите флаг «Выпуск продукции»
Дт 40(43) — Кт 20

установите флаг «Выполнение работ, оказание услуг заказчикам»
Дт 90.02 — Кт 20

Комплект настроек остается незаполненным, т.к. счет 20 «Основное производство» не используется

Порядок списания затрат со счета 20 «Основное производство»

выберите порядок списания затрат :
— без выручки (затраты закрываются при отсутствии оборотов по счету 90.01)
— с учетом всей выручки (затраты списываются в разрезе группировок номенклатуры, по которым она была)
— с учетом выручки только по производственным услугам (можно списать после оформления акта об оказании производственных услуг)

Общехозяйственные расходы включаются

в соответствии с учетной политикой предприятия:

— установите флаг «В себестоимость продаж

— установите флаг «В себестоимость продукции, работ, услуг» — расходы распределяются согласно настройкам «Методы распределения косвенных расходов»

В настройке учетной политики откройте ссылку «Методы распределения косвенных расходов». В открывшемся списке правил для разнесения общехозяйственных и общепроизводственных расходов создайте новую запись и заполните ее в соответствии с учетной политикой вашего предприятия. Обратите внимание на поле «База распределения», косвенные расходы будут распределяться в зависимости от того, какое значение вы укажите — пропорционально объему выпуска, плановой себестоимости выпуска и т.д

Обязательно настройте методы распределения косвенных расходов, в случае если ваша компания использует счет 25 «Общепроизводственные расходы». Расходы со счета 25 будут списаны в счет 20 или 23 согласно указанным правилам. В случае распределения на счет 23, в конце месяца затраты автоматически спишутся в счет 20, а после закроются на счет 40 или 43.

Для торговых организации будет использован счет 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность». Производить настройку «Методов распределения косвенных расходов» для торговых организаций не нужно.

Учет расходов в бухгалтерском и налоговом учете

В зависимости от осуществляемой деятельности компании и утвержденной учетной политики информация о расходах будет отражена на затратных счетах: 20, 23, 25, 26, 29, 44. Данный порядок следует из Инструкции к плану счетов и ПБУ 10/99.

По способу включения в себестоимость продукции (работ, услуг) расходы подразделяют на прямые и косвенные, и в зависимости от вида деятельности их состав отличается.

Необходимо вести раздельный учет расходов для производства продукции, при выполнении работ/оказании услуг и торговой деятельности. Если ваша компания совмещает несколько видов деятельности и невозможно определить, к какому виду деятельности относятся те или иные расходы, установите порядок распределения необходимых расходов между производственной деятельностью, торговлей и выполнением работ/оказанием услуг. Выбранный метод распределения закрепите в учетной политике.

Обратите внимание: учет прямых и косвенных расходов в бухгалтерском и налоговом учете может различаться. В бухгалтерском учете расходы признаются согласно указанным условиям в п. 16 ПБУ 10/99. В налоговом учете признаются осуществленные налогоплательщиком расходы согласно п. 1 ст. 252 НК РФ. В общем случае на стадии признания расходов данные налогового учета и бухгалтерского учета совпадут. Но возможны ситуации, которые приведут к расхождению между бухгалтерским и налоговым учетом.

Например, возникнет разница, если затраты в бухгалтерском учете признаются, но с точки зрения налогового законодательства расходами не являются. К таковым можно отнести представительские затраты и расходы на рекламу сверх установленного лимита. В бухгалтерском учете расходы признаются в полной сумме, а для целей налога на прибыль учесть расходы сверх норматива не получится. В таком случае возникнет постоянная разница, которая увеличивает сумму налоговой прибыли.

Бухгалтерский учет расходов

При производстве или выполнении работ/оказании услуг перечень прямых и косвенных расходов предприятию необходимо определить самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Исходя из п.1 ст 318 НК РФ к прямым расходам можете отнести материальные затраты на покупку сырья и материалов которые будут использованы в производстве, расходы на оплату труда сотрудников занятых в производственной деятельности, амортизацию основных средств, используемых в производстве товаров, работ или услуг. Иные расходы, не связанные с производством или согласно техническим регламентам в него не включенные, относите на косвенные расходы (кроме внереализационных).

В бухгалтерском учете прямые расходы будут аккумулироваться по счетам 20 и 23 (29), косвенные расходы — по счетам 25 и 26. (Инструкция по применению Плана счетов, утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

При осуществлении торговой деятельности к прямым расходам, учтенным по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность», относятся приобретение товаров, реализованных в текущем отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку покупных товаров (транспортные расходы) до склада, в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. В состав расходов текущего отчетного (налогового) периода учитываем только ту часть транспортных расходов, которая непосредственно относится к реализованным в этом периоде товарам.

Остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, являются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца

Важную роль для правильности отражения расходов по счетам бухгалтерского учета играют статьи затрат — субконто. Бухгалтерский учет по статьям затрат позволит группировать расходы предприятия в зависимости от способа их включения в себестоимость каждого вида продукции/услуг. При отражении расходов, для дальнейшего корректного закрытия затратных счетов необходимо верно заполнить все объекты аналитического учета.

В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» уже предопределены некоторые элементы справочника «Статьи затрат», и удалить их программа не позволит. Чтобы к ним перейти, выберите в программе вкладку «Справочники» > «Доходы и расходы» > «Статьи затрат».

Справочник «Статьи затрат» является иерархическим, для более информативного представления можно создать группы по экономическим элементам для удобства пользования. Подобная группировка позволит наглядно определить структуру себестоимости.

По затратным счетам важно верно указать все объекты аналитического учета:

Контроль правильности ведения счетов осуществляйте с помощью оборотно-сальдовой ведомости. Присутствие хвостов и минусов по затратным счетам может свидетельствовать о наличии ошибок в объектах аналитического учета.

Налоговый учет расходов

В налоговом учете расходы также делят на прямые и косвенные (п 1. ст. 318 и ст. 320 НК РФ). В зависимости от вида деятельности их состав может отличаться.

Прямые расходы включаются в стоимость готовой продукции, а косвенные списываются в текущем периоде. При этом необходимо самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг и закрепить его в учетной политике (п. 1 ст. 318 НК РФ).

Для торговых организаций перечень прямых расходов фиксированный и приведен в ст. 320 НК РФ. Остальные расходы, кроме внереализационных, относите к косвенным расходам и уменьшайте на них сумму доходов от реализации текущего месяца.

Важно правильно настроить состав прямых расходов в налоговом учете, от этого зависит корректное отражения расходов при закрытии месяца и дальнейшее отражение их в отчетности.

В программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Главное» > «Настройки» > «Налоги и отчеты» > вкладка «Налог на прибыль» откройте ссылку «Перечень прямых расходов». Статьи расходов, не указанные в данном регистре, по умолчанию будут считаться косвенными и списываться в полном объеме на счет 90.08.1 «Управленческие расходы по деятельности с основной системой налогообложения» при закрытии месяца.

Обратите внимание: даже если перечень прямых расходов организации не меняется, запись регистра сведений «Методы определения прямых расходов производства в НУ» необходимо создавать на каждый год.

Схема закрытия затратных счетов

Операции закрытие месяца в бухгалтерском учете позволяют рассчитать точную себестоимость продукции/услуг с учетом всех затрат. Для подведения финансового результата в бухгалтерском учете по итогам месяца в программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» необходимо выполнить операцию «Закрытие месяца», для этого выберите вкладку «Операции» > «Закрытие месяца».

При производстве или выполнении работ/оказании услуг

при закрытии месяца сначала будут списаны косвенные расходы по затратным счетам 25 и 26.

Обратите внимание: у данных счетов нет субконто «Номенклатурная группа», по этому расходы будут списаны по подразделениям счетов 20 и 23.

Расходы со счета 25 будут списаны в счет 20 или 23 согласно выбранного варианта базы распределения для косвенных расходов (настройка в учетной политике «Методы распределения косвенных расходов»).

Расходы со счета 26 в зависимости от выбранного в учетной политике правила списания общехозяйственных расходов закроются следующим образом:

Таким образом, счет 25 на конец месяца должен иметь нулевое сальдо — расходы закрываются на счет 20 или 23.

Счет 23 будет полностью или частично списан в счет 20. Остаток по счету 23 на конец месяца покажет стоимость незавершенного производства.

Счет 20 будет закрыт:

Остаток по счету 20 на конец месяца покажет стоимость незавершенного производства.

Таким образом, за исключением затрат по незавершенному производству, все расходы по счетам 20 и 23 должны быть списаны и не иметь остатков на конец месяца.

При осуществлении торговой деятельности расходы, учтенные по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность», подлежат закрытию полностью или частично на счет 90.07.01 «Расходы на продажу по деятельности с основной системой налогообложения» (согласно утв. Плана счетов). В случае отсутствия выручки расходы далее будут отнесены как убыток на счет 90.09 «Прибыль/убыток от продаж» и далее списаны в счет 99.01.1 «Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения».

Возможно дебетовое сальдо по счету 44.01 «Издержки обращения в организациях, осуществляющих торговую деятельность» в виде транспортных расходов, который относятся к нереализованным в данном отчетном (налоговом) периоде товарам.

А если счета не закрываются?

Если затратные счета не закрываются автоматически — проверьте объекты аналитического учета.

В случае если меняли статью затрат — перепроведите все документы, содержащие измененную статью. Иначе данные по затратным счетам будут отражены некорректно, и списаны/закрыты не будут.

Обратите внимание: неправильная формулировка статьи затрат повлечет ошибочное отнесение к формированию себестоимости продукции.

Изменение сумм первичных документов в прошлых периодах, когда был подсчитан финансовый результат по итогам месяца, повлечет за собой неподтвержденное сальдо, а именно — расходы, которые должны быть списаны, будут болтаться хвостами на затратных счетах. В случае внесение исправления в ранее проведенные документы не забудьте заново выполнить операцию закрытие месяца.

Контролируйте разнесенные расходы по затратным счетам с помощью оборотно-сальдовой ведомости, для этого в программе «1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0» выберите вкладку «Отчеты» > «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» перейдите по ссылке «Показать настройки».

На закладке «Группировка», в зависимости от того по какому затратному счету формируете ведомость, установите флажки:

Для более полного контроля на закладке «Показатели» установите флажок в поле НУ (данные налогового учета). В случае если у вас нет расходов, по которым различается бухгалтерский и налоговый учет, показатели должны совпадать.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *