на каком счете учитывается усн доходы минус расходы
Налоговый и бухгалтерский учёт на УСН «Доходы минус расходы»
Налоговый учёт
На УСН налоговый учёт ведут в Книге учёта доходов и расходов (КУДиР) по форме из приложения № 1 к Приказу Минфина № 135н от 22.10.2012. Её заводят на каждый календарный год и отражают в ней все поступления и затраты, которые участвуют в расчёте налога УСН. Для доходно-расходной упрощёнки предназначены разделы с первого по третий.
Затраты, на которые можно уменьшить налоговую базу, соответствуют сразу нескольким критериям:
Доходы учитывают кассовым методом, то есть вносят их в КУДиР по факту зачисления денег на расчётный счет или внесения в кассу налички.
На УСН «Доходы минус расходы» затраты на приобретение основных средств учитывают по-особому. В КУДиР для них есть отдельный раздел — второй. После ввода основного средства в эксплуатацию расходы списывают равными частями на последнее число каждого квартала. Амортизацию в налоговом учёте не начисляют. Все расходы на приобретение нужно списать до конца календарного года. То есть на 31 декабря в затраты УСН попадёт вся стоимость основного средства, приобретённого в текущем году.
На основе информации из КУДиР заполняют налоговую декларацию по УСН. Юрлица и предприниматели сдают её раз в год в разные сроки: организации — до 31 марта, а ИП — до 30 апреля (включительно).
Бухгалтерский учёт
Организации на УСН ведут бухучёт в полном объёме — руководствуются ПБУ, ФСБУ и другой нормативкой, составляют бухгалтерские проводки по каждому факту деятельности предприятия, применяют специальные учётные регистры и т.д. До 31 марта сдают в налоговую инспекцию ежегодную бухотчётность — баланс, отчёт о финансовых результатах, приложения и пояснительную записку.
У предпринимателей нет обязанности вести бухучёт при условии, что у них налажен учёт доходов, расходов и других объектов, необходимых для расчёта налогов. Но ИП могут не отказываться от бухгалтерии, если им нужна полная информация о состоянии бизнеса.
Если ООО относится к малым предприятиям и числится в реестре МСП, бухучёт можно упростить, а бухотчётность сдавать по сокращённым формам из приложения № 5 к Приказу Минфина № 66н от 02.07.2010. Таким же правом может воспользоваться ИП, если решит вести бухучёт. Единственное, сдавать бухотчётность в налоговую ему в любом случае не придётся.
В частности, чтобы упростить бухучёт:
Выбор упрощённого бухучёта и методы его ведения прописывают в учётной политике.
Как организовать ведение учёта
На малых предприятиях за организацию учёта отвечает руководитель. Он может
воспользоваться одним из вариантов:
Сотрудник, ответственный за ведение учёта разрабатывает учётную политику — внутренний документ, в котором зафиксированы принятые на предприятии способы учёта доходов, расходов, активов, обязательств и особенности отражения отдельных хозопераций. В ней обычно две части — для целей бухучёта и для налогообложения. Но можно оформить и отдельными документами.
В качестве приложений к учётной политике прикладывают рабочий план счетов, самостоятельно разработанные формы учётных документов, график документооборота предприятия.
Статья актуальна на 19.08.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Основные проводки при расчете налога по УСН
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Все операции, совершаемые организацией, нужно отражать на бухгалтерских счетах. Сделать это можно с помощью проводок. Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 № 402-ФЗ, индивидуальные предприниматели имеют законное право не вести бухучет и не вдаваться в нюансы составления проводок. Но на практике многие предприниматели предпочитают следовать канонам бухгалтерского учета.
Организации на упрощенке должны вести бухгалтерский учет. Несмотря на то, что проводки не зависят от системы налогообложения, расчет налога по упрощенке и формирование соответствующих бухгалтерских записей имеют ряд особенностей.
Налог по УСН нужно считать и уплачивать единожды по окончании года. Кроме налога, упрощенец должен вычислять авансовые платежи по итогам трех периодов: 1 квартала, шести и девяти месяцев (ст. 346.19 НК РФ). Налог рассчитывается нарастающим итогом и перечисляется в государственную казну в полных рублях.
Налог при УСН с объектом «доходы минус расходы»
Чтобы вычислить сумму авансового платежа, нужно найти разницу между доходной и расходной частями за отчетный период и умножить ее на налоговую ставку. В госбюджет нужно отправить сумму за вычетом предшествующих авансов. Ставка налога чаще всего составляет 15 %, но по усмотрению субъекта РФ она может быть снижена (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). А если упрощенец превысит лимит по выручке в 150 млн рублей и по численности сотрудников 100 человек, то он будет платить налоги по повышенной ставке 20 %.
Налог рассчитывается аналогичным способом. Чтобы узнать годовой налог к уплате, следует из рассчитанной суммы вычесть авансовые платежи. Налог (авансовый платеж) начисляется проводкой:
При списании налога со счета в банке бухгалтеру нужно сделать запись:
Рассмотрим расчет налога на примере.
Согласно отчетным документам ООО «Тополь» в 2021 году удалось заработать 1 200 000 рублей, тем временем расходы составили 750 000 рублей. В отчетные периоды получены следующие показатели:
Доходы — 100 000 рублей;
Принимаемые расходы — 10 000 рублей.
Сделав расчет, бухгалтер получил значение 13 500 рублей ((100 000 — 10 000) х 15 %). Именно на эту сумму нужно составить платежное поручение, указав в назначении «авансовый платеж по налогу УСН за 1 квартал 2021 года».
Дебет 99 Кредит 68 13 500 рублей — начислен авансовый платеж за 1 квартал 2021 года;
Дебет 68 Кредит 51 13 500 рублей — авансовый платеж перечислен в ФНС.
Доходы (январь — июнь) — 600 000 рублей;
Принимаемые расходы (январь — июнь) — 180 000 рублей.
При расчете бухгалтер учел платеж за 1 квартал. Получилось, что долг перед ФНС составляет 49 500 рублей ((600 000 — 180 000) х 15 % – 13 500).
Дебет 99 Кредит 68 49 500 рублей — отражен авансовый платеж за 6 месяцев;
Дебет 68 Кредит 51 49 500 рублей — авансовый платеж перечислен в ФНС.
Доходы (январь — сентябрь) — 1 000 000 рублей;
Принимаемые расходы (январь — сентябрь) — 530 000 рублей.
Бухгалтер сделал платежку на сумму 7 500 рублей и отправил деньги в ФНС ((1 000 000 — 530 000) х 15 % – 13 500 — 49 500).
Дебет 99 Кредит 68 7 500 рублей — начислен авансовый платеж за 9 месяцев 2021 года;
Дебет 68 Кредит 51 7 500 рублей — авансовый платеж отправлен на счет ФНС.
Доходы (январь — декабрь) — 1 200 000 рублей;
Принимаемые расходы (январь — декабрь) — 750 000 рублей.
Налог за год без вычета авансовых платежей составляет 67 500 рублей ((1 200 000 — 750 000) х 15 %).
За весь 2021 год были отправлены на счет налоговой инспекции авансовые платежи в сумме 70 500 рублей (13 500 + 49 500 + 7 500). Как видим, эта сумма больше итогового налога за год. Следовательно, доплачивать по итогам года в госбюджет ничего не нужно. Получается переплата по налогу в размере 3 000 рублей.
Чтобы учетные данные сошлись с фактическими расчетами, нужно сделать проводку на уменьшение налога:
Дебет 68 Кредит 99 3 000 рублей — уменьшен налог по УСН.
Если в конце года получается налог к доплате, формируется стандартная проводка:
Дебет 99 Кредит 68
Обратите внимание! Если у компании объект налогообложения «доходы минус расходы», она должна также определить минимальный налог. Для этого суммарный доход нужно умножить на 1 % (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).
Вычислим минимальный налог, руководствуясь исходными данными.
1 200 000 х 1 % = 12 000 рублей — это значит, что ООО «Тополь» по итогам налогового периода должно заплатить в государственный бюджет не меньше 12 000 рублей. В 2021 году налог составил 67 500 рублей, а это больше минималки. Следовательно, фирме доплачивать государству ничего не придется.
Налог при УСН с объектом «доходы»
Авансовые платежи и сам налог исчисляются исходя из ставки 6% (ст. 346.20 НК РФ). Отдельные регионы могут применять ставки ниже нормы. А если упрощенец превысит лимит по выручке в 150 млн рублей и по численности сотрудников 100 человек, то он будет платить налоги по повышенной ставке 8 %. Начисление налога (авансового платежа) отражается проводкой:
При списании с расчетного счета налога бухгалтеру нужно сделать следующую запись:
Рассмотрим, как рассчитать «упрощенный» налог на примере.
ИП Васнецов Георгий Васильевич в 2021 году заработал 1 000 000 рублей. В феврале бизнесмен со своего банковского счета отправил фиксированные взносы в размере 40 874 рубля. На эту сумму ИП на законных основаниях может сократить налог и авансы по нему.
Доходы ИП — 200 000 рублей.
Бухгалтер, ведущий учет ИП, исчислил авансовый платеж по формуле: 200 000 х 6 % = 12 000 рублей. Чтобы не платить налог, бухгалтер уменьшил его на перечисленные страховые взносы. Так как они значительно превышают сумму аванса, в первом квартале перечислять в налоговую инспекцию ничего не нужно. Соответственно начислять налог не следует, проводок не будет.
Доходы ИП (январь — июнь) — 450 000 рублей.
Бухгалтер определил возможную сумму платежа: 450 000 х 6 % = 27 000 рублей. Вновь бухгалтер пользуется возможностью сократить налог на сумму взносов — 27 000
Ведите учет на УСН в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и пособий и отправки отчетности в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Сервис подходит для совместной работы бухгалтера и директора.
Варианты бухучета при упрощенной системе налогообложения
Ведение бухучета при УСН для фирм стало обязательным после принятия нового закона о бухгалтерском учете под №402-ФЗ от 06.12.2011. Этот же закон установил возможность применения упрощенных способов ведения бухучета для субъектов малого предпринимательства (СМП), к которым, в большинстве своем, относятся фирмы, работающие на УСН.
Фирмы, работающие на упрощенке, но не являющиеся малыми предприятиями, а также «упрощенцы», имеющие риск перехода на ОСНО, осуществляют ведение учета при УСН в полном объеме по правилам законодательства о бухгалтерском учете. Такой вариант учета предпочтителен также для фирм, устойчиво работающих на УСН, но использующих данные бухучета для получения детальной информации о состоянии дел в организации и экономического анализа деятельности.
Варианты ведения упрощенного бухучета для СМП содержатся в 2 документах:
Предложенные ИПБ РФ способы учета характеризуются определенными особенностями методологии ведения и предпочтительны каждый для своего круга предприятий малого бизнеса:
Для фирм, имеющих право на упрощенный бухучет, действующее законодательство допускает возможность ведения его кассовым методом (п. 12 ПБУ 9/99 и п. 18 ПБУ 10/99).
Какие коммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую отчетность? Ответ на этот вопрос есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Путеводитель по бухгалтерской отчетности за 2020 год.
Об отличиях метода начисления от кассового читайте здесь.
Однако никаких рекомендаций по его организации не существует. Скорее всего, это связано с тем, что ведение бухучета кассовым методом не отвечает главной задаче бухгалтерского учета: давать полную и достоверную информацию обо всех фактах хозяйственной деятельности фирмы. При применении кассового метода в бухучете искажается не только реальная картина хозяйственной жизни организации, но и ее бухгалтерская отчетность. Поэтому бухучет все же лучше вести методом начисления, а кассовый метод можно рекомендовать только как способ ведения налогового учета. В частности, именно этим методом при УСН оплаченные доходы и расходы, учитываемые при расчете налога, отражаются в книге доходов и расходов, которая при упрощенке является обязательным налоговым регистром (ст. 346.24 НК РФ).
С учетом того, что бухучет ведется в порядке, устанавливаемом действующими законом о бухгалтерском учете и ПБУ, а налоговый – по правилам НК РФ, данные бухгалтерского и налогового учета практически всегда будут различаться. Можно попытаться максимально сблизить их, выбрав сходные методы учета. Но при этом бухгалтерская отчетность всегда будет составляться по данным бухгалтерского учета, а расчет налога будет делаться по данным налогового учета.
Совсем не вести бухучет по установленным правилам рискованно. Действующее законодательство предусматривает ответственность за это (п. 3 ст. 120 НК РФ и ст. 15.11 КоАП РФ). К таким нарушениям, в частности, отнесены отсутствие регистров бухгалтерского учета, отсутствие первички и систематические ошибки в заполнении бухгалтерских регистров.
Учетная политика и план счетов для УСН
Учетная политика при УСН – это такой же серьезный и подробный документ, какой составляется любой организацией, работающей на ОСНО.
Выбранный способ бухгалтерского учета и особенности его ведения обязательно закрепляются в приказе по учетной политике.
Наряду с организационно-техническими моментами бухучета в тексте приказа должен быть отражен выбор:
Формы упрощенных регистров бухучета необходимо привести в качестве приложений к приказу. Для варианта полного упрощенного бухучета они в целом будут сходны с оборотно-сальдовыми ведомостями, применяемыми при ОСНО, но могут объединять информацию по близким счетам учета и требуют формирования в дополнение к ним сводной шахматной ведомости. Рекомендованные Минфином России формы упрощенных регистров бухучета можно увидеть в приложениях к протоколу ИПБ РФ от 25.04.2013 № 4/13 и приказу Минфина России от 21.12.1998 № 64н.
Объединение данных по бухгалтерским счетам базируется на сокращенном плане счетов бухучета, в котором допускается уменьшение количества используемых счетов за счет их укрупнения. Можно, например, объединить счета учета ТМЦ (07, 10, 14, 15, 16) на счете 10, счета учета затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29) на счете 20, счета учета безналичных денежных средств (51, 52, 55, 57) на счете 51, счета расчетов с контрагентами ( 73, 75, 76, 79) на счете 76. Решение о том, как будут объединены счета, должно быть отражено в учетной политике. Рабочий план счетов – обязательное приложение к тексту приказа.
В связи с предоставленным СМП правом формирования бухгалтерской отчетности в сокращенном варианте (только в составе двух форм) и по укрупненным показателям (с меньшим количеством строк в формах), необходимо закрепить это право в учетной политике.
Особое внимание следует уделить вопросам хранения первичных учетных документов, которые могут понадобиться даже тем фирмам на упрощенке, которые ведут бухучет при УСН 6% (доходы), в случае изменения системы налогообложения.
Бухучет при УСН должен быть организован так, чтобы при необходимости возврата на ОСНО или перехода с УСН «доходы» на УСН «доходы минус расходы» можно было с минимальным количеством трудозатрат восстановить аналитику по учетным данным в соответствии с требованиями соответствующей системы налогообложения.
О том, что еще должен содержать приказ по учетной политике, читайте в материале «Форма приказа об утверждении учетной политики».
Учетная политика при упрощенке по объекту «доходы минус расходы»
При составлении учетной политики по УСН «доходы минус расходы» в приказе должны найти отражение все особенности учета ее финансово-хозяйственной деятельности. Особое внимание нужно уделить вопросам бухучета расходов, которые обычно тщательно проверяются налоговыми органами:
Образец учетной политики для упрощенцев, применяющих «доходы минус расходы» вы можете скачать в системе КонсультантПлюс. Оформите бесплатный пробный доступ к К+ и получите документ от экспертов К+.
Подробнее о составлении учетной политики можно прочитать в статьях:
Особенности учетной политики при УСН «доходы» по ставке 6%
Бухучет для фирм на УСН «доходы» тоже обязателен, несмотря на то, что для расчета величины уплачиваемого налога нужны только доходы и суммы платежей, которые могут уменьшить начисленный налог.
Образец учетной политики для упрощенцев с объектом «доходы» есть в системе КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и скачивайте образец, а также рекомендации по ее составлению от экспертов.
Как ведут учет ИП на УСН
У ИП нет обязанности вести бухгалтерский учет (подп. 1 п. 2 закона № 402-ФЗ). Это дополнительно подтверждено письмами Минфина России от 20.05.2015 № 03-11-11/28947 и от 17.10.2014 № 03-11-11/52522. Для них обязателен только налоговый учет, на основании которого заполняется декларация по УСН. При желании вести бухгалтерский учет ИП может либо организовать его с помощью одного из вышеописанных способов, либо использовать какой-то свой метод.
Итоги
Ведение бухгалтерского учета при УСН обязательно только для юридических лиц. Если юрлицо, применяющее УСН, является субъектом малого предпринимательства, оно имеет возможность применять упрощенный способ ведения учета и формировать отчетность по упрощенной форме. Выбранные способы учета, применяемый план счетов, формы документов, отчетности, порядок хранения документов и многие другие аспекты организации и ведения учета организация разрабатывает самостоятельно и утверждает в учетной политике.
Проводки по УСН
Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) — это специальный налоговый режим, применяемый организациями и индивидуальными предпринимателями, подавшими в ФНС заявление о его применении и отвечающие критериям его применения.
Условия применения спецрежима установлены главой 26.2 части 2 НК РФ. При их нарушении применение УСН будет признано неправомерным с последующим доначислением налогов исходя из общей системы налогообложения.
Условия применения упрощенной системы налогообложения:
Помимо этих ограничений, существует запрет применения спецрежима для определенных видов деятельности и при наличии у организации филиалов (п. 3 ст. 346.12 ч. 2 НК РФ ).
Объект налогообложения при УСН и ставки налога
Налоговый кодекс в этом случае предлагает два объекта налогообложения — «доходы» и «доходы минус расходы». Выбор осуществляется при подаче в ФНС заявления о применении упрощенной системы налогообложения. Сменить объект налогообложения на другой можно будет только с начала следующего налогового периода (календарный год), подав новое заявление.
От выбранной налоговой базы зависит ставка налога. Для УСН с объектом налогообложения «доходы» ставка составляет 6 % с правом субъектов РФ устанавливать на своей территории ставку от 1 до 6 %.
Для «доходы минус расходы» ставка налога составляет 15 % с возможностью понижения региональным законодательством до 5 %.
Субъекты РФ в своем законодательстве могут установить нулевую ставку для вновь зарегистрированных хозяйственных субъектов, осуществляющих деятельность в производственной, научной, социальной сферах или в области оказания бытовых услуг населению.
Организация учета
Организации обязаны вести учет бухгалтерских операций в полном объеме в соответствии с Планом счетов и бухгалтерскими стандартами.
Индивидуальные предприниматели вести бухгалтерский учет не обязаны и могут ограничиться ведением налогового учета, в этом случае никаких бухгалтерских проводок не возникает.
Особенностью упрощенной системы налогообложения является то, что и доходы, и расходы учитываются кассовым методом, то есть по мере оплаты. Для налогового регистра — книги учета доходов и расходов при упрощенке — отбираются оплаченные доходы и расходы.
Проводки при УСН — «доходы»:
Дт 51 Кт 62.02 | Поступление аванса от покупателя |
Дт 51 Кт 62.01 | Погашение задолженности покупателя |
Дт 51 Кт 76 | Оплачены штрафы по хозяйственным договорам |
Дт 57 Кт 62 | Оплата через сайт |
Дт 50 Кт 90 | Оплата в рознице |
Проводки по УСН — «доходы минус расходы», примеры:
Дт 50 Кт 70 | Выплата ранее начисленной зарплаты |
Дт 26 Кт 60 | Поступил акт по ранее оплаченной аренде |
Дт 51 Кт 60 | Оплата оказанных услуг |
Дт 90 Кт 41 | Себестоимость отгруженного и оплаченного товара |
Для целей налогообложения при упрощенке учитываются только произведенные и оплаченные расходы, то есть при наличии документов от поставщика и об оплате. Для торговли существует дополнительное условие включения себестоимости оплаченного товара в расход — товар должен быть отгружен. При расчете УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» учитываются только те расходы, что перечислены в ст. 346.16 гл. 26.2 НК РФ.
Порядок расчета
Расчет вычетов в связи с применением УСН производится налогоплательщиками самостоятельно по итогам налогового периода, которым является календарный год. Внутри него налогоплательщики рассчитывают ежеквартальные авансовые платежи и уплачивают их до 25 апреля — за 1-й квартал, до 25 июля — за 2-й квартал и до 25 октября — за 3-й квартал.
По итогам налогового периода организации уплачивают налог до 31 марта, а индивидуальные предприниматели — до 30 апреля. Как и при любом другом налоговом режиме, налогоплательщик обязан организовать учет расчетов с бюджетом и порядок исчисления упрощенки.
Учет расчетов ведется на бухгалтерском счете 68.12, по дебету которого показываются погашения налоговых обязательств, а по кредиту — начисление налога в связи с УСН. Сальдо по счету 68.12 показывает итог расчетов за выбранный период.
Базовые правила учета расходов на УСН
Компании и предприниматели, применяющие УСН «доходы минус расходы», платят налог с чистой прибыли. Чем больше они учитывают расходов, тем меньше у них получается налог. Поэтому налоговые следят за тем, чтобы в расходы не записывали лишнее.
Границы между предпринимательскими нуждами и личными зачастую очень размытые. Но эти границы все же полезно правильно определять. Для начала следует разобраться с формальными правилами учета расходов, потому что они, в отличие от доходов, учитываются намного сложнее.
Тот факт, что с вашего счета списались деньги, еще не основание для того, чтобы учесть ту или иную сумму в налогах. Более того, чаще всего расходы учитываются вообще на другой день — не на тот, когда деньги физически списались с вашего расчетного счета.
Правила № 1: Расходы должны соответствовать списку из ст. 346.16 НК РФ
Прежде чем учесть расход, нужно проверить, есть ли он в списке Налогового кодекса. Проблема в том, что некоторые расходы там описаны очень размыто, особенно материальные.
Под материальные расходы попадают материалы для производства, материалы для выполнения услуг, стоимость доставки до покупателя, стоимость спецодежды, бахилы, одноразовые стаканчики, ремонт и многое другое. И это усложняет задачу: ты не всегда уверен, что это именно те расходы, которые можно учесть.
В то же время Налоговый кодекс содержит и однозначные формулировки при определении расходов: например, расходы на оплату труда, канцелярские товары, рекламу, оплату товарного знака, аренду. И вроде бы все четко определено, но формального попадания в список недостаточно. Например, вы можете учесть расходы на аренду офиса, в котором работаете, но не можете учесть расходы на аренду квартиры, в которой живете. То же самое с расходами на ремонт этих помещений.
Правило № 2: Расход должен быть экономически обоснован и направлен на получение дохода
Любой расход предпринимателя должен как-то поспособствовать развитию бизнеса, то есть зарабатыванию денег или увеличению активов.
Например, если у вас кофейня, то нецелесообразно учитывать расходы на постройку забора где-то за городом. Это никак не поможет вашему бизнесу. Расходы на турпутевку можно учесть, только если она для вашего сотрудника и то с некоторыми ограничениями. Свою путевку до Турции учесть тоже не получится.
Одним словом, связь между расходом и прибылью от этого расхода иногда тяжело понять. Причем непросто это сделать даже при честных и, казалось бы, логичных расходах.
Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате.
Получается, что необязательно увеличивать выручку за счет расходов, достаточно планировать, что это произойдет. Хотя нельзя до конца быть уверенными в том, что в спорных ситуациях налоговая эти аргументы примет.
Правило № 3: Должны быть документы, подтверждающие расходы
Без документов налоговая не поймет, что именно вы купили, и не сможет установить связь между расходом и намерением заработать. В списании с расчетного счета информации совсем недостаточно.
Прежде всего расходы подтверждают:
Обязательно делайте сканы чеков, потому что со временем чеки выцветают.
Если вы что-то купили и по какой-то причине у вас нет подтверждающих документов, то учитывать расход по УСН опасно. Налоговая может запросить подтверждение расхода, и если вы не сможете его обосновать, то придется подавать корректировку декларации, доплачивать налог и, скорее всего, уже с пеней, потому что срок оплаты к тому времени будет пропущен.
Если налоговая решит, что вы намеренно учли необоснованные расходы, то вам выставят штраф в размере 40 % от недоплаченного налога.
Запросы на пояснения приходят довольно часто. Причем налоговая проверяет даже маленьких предпринимателей и просит их подтвердить свои расходы документами.
Правило № 4: Учесть расходы можно только после того, как вы расплатились или получили товар
Если вы не получили товар или услугу, так как работаете по предоплате, то расход учесть пока нельзя. Вы это сможете сделать лишь тогда, когда все получите и когда на руках будет иметься акт или накладная.
Без труда сформируйте и отправьте декларацию УСН, книгу учета доходов и расходов
Иногда расход нужно учесть не на дату списания с расчетного счета, а на дату получения товара или услуги. Например, товар оплачен 4 мая, а пришел только 10 мая. В этом случае учесть расход можно только 10 мая, а в КУДиР надо сделать запись, где документом-основанием будет накладная и ее номер. Если бы товар был получен 10 мая, а оплата за него прошла попозже, 11 или 12 мая, то расход можно было бы учесть по факту списания денег с расчетного счета.
Таким образом, нужно смотреть, какая дата позже, и учитывать расход именно по поздней дате.
Оформить как врезку с иконкой icon-11-other-megaphone:
Учитывайте расход по последней из дат:
Отдельно стоит рассмотреть такую ситуацию, как перепродажа. В данном случае в расчет нужно брать три даты:
То есть при перепродаже расходы на товар можно учесть только тогда, когда вы его перепродали. Это может случиться через пару месяцев или даже через пару лет, но только тогда вы действительно сможете учесть расход.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.