на каком счете учитывать инструменты для строительства
Учет специальной оснастки
Автор: Давыдова О. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Строительная компания приобрела специальную оснастку стоимостью свыше 40 000 руб., но менее 100 000 руб. Производителем срок полезного использования спецоснастки не определен. Может ли компания в бухгалтерском учете расходы на приобретение такого имущества списать на затраты единовременно? Какими документами следует оформить движение специальной оснастки? Строительная компания не приняла решение о досрочном использовании ФСБУ 5/2019 «Запасы».
Выбор учета
Организация вправе организовать учет специальной оснастки (это специальные инструменты, специальные приспособления и специальное оборудование) в порядке, предусмотренном для учета основных средств или МПЗ. Поэтому в учетной политике для целей бухгалтерского учета должен быть отражен выбор метода учета специальной оснастки, а также определено, к какой категории имущества спецоснастка относится (материально-производственным запасам или объектам основных средств) (Письмо Минфина РФ от 13.07.2011 № 03-03-06/1/421).
Спецоснастка – ОС
Если специальная оснастка принимается к учету в качестве ОС, то учет организуется в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Стоимость ОС, как известно, погашается путем начисления амортизации одним из способов, указанных в п. 18 ПБУ 6/01, с учетом срока полезного использования.
СПИ определяется организацией при принятии объекта ОС к бухгалтерскому учету исходя из следующих факторов:
ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования объекта (например, срока аренды).
Спецоснастка – МПЗ
Если специальная оснастка учитывается в составе МПЗ, то учет организуется в порядке, установленном Методическими указаниями по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды (далее – Методические указания).
Приобретение
Специальная оснастка принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, то есть в сумме фактических затрат на приобретение или изготовление, исчисленных в порядке, предусмотренном для учета МПЗ, и отражается в составе оборотных активов по счету 10 «Материалы» на отдельном субсчете 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе». Факт приемки поступающей специальной оснастки можно оформлять путем составления приходных ордеров по форме, разработанной самостоятельно, либо по форме М-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 № 71а.
Отпуск в производство
Передача специальной оснастки в производство (эксплуатацию) отражается в бухгалтерском учете записями по специальным субсчетам, открытым к счету 10:
Дебет 10, субсчет 10-11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации» Кредит 10, субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – отражена передача специальной оснастки в производство (эксплуатацию) по фактической себестоимости.
Отпуск специальной оснастки в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) может производиться на основании требования-накладной и (или) накладной, а также лимитно-заборных карт (типовые межотраслевые формы М-11, М-15 и М-8 соответственно, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 71а).
К сведению: лимитно-заборные карты предназначены для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и оказания услуг), а также для контроля за соблюдением лимитов.
Указанные виды первичных документов, а также (при необходимости) иные документы по движению специальной оснастки организация может разработать самостоятельно.
Кроме того, если специальная оснастка учтена на субсчете 10-11, то организация должна организовать аналитический учет специальной оснастки, находящейся в производстве (эксплуатации), по наименованиям (номенклатурным номерам), количеству и фактической себестоимости с указанием даты поступления в производство (эксплуатацию) (месяц, год), местам эксплуатации (подразделениям) и материально ответственным лицам. Аналитический учет ведется, как правило, в книгах по форме оборотных ведомостей или в электронном виде, обеспечивающих получение необходимой информации по учету движения специальной оснастки (п. 22 Методических указаний).
Погашение стоимости с учетом СПИ
Стоимость специальной оснастки погашается организацией одним из способов, поименованных в п. 24 Методических указаний:
1) способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг). В этом случае сумма погашения стоимости специальной оснастки определяется исходя из натурального показателя объема продукции (работ, услуг) в отчетном периоде и соотношения фактической себестоимости объекта специальной оснастки к предполагаемому объему выпуска продукции (работ, услуг) за весь ожидаемый срок полезного использования указанного объекта. Данный способ подходит для тех видов специальной оснастки, СПИ которой непосредственно связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), – например, штампы, пресс-формы, прокатные валки;
2) линейный способ. Сумма погашения стоимости специальной оснастки рассчитывается исходя из фактической себестоимости объекта специальной оснастки и норм, исчисленных исходя из сроков полезного использования этого объекта. Этот способ рекомендуется применять для тех видов специальной оснастки, физический износ которой непосредственно не связан с количеством выпущенной продукции (работ, услуг), – например, стапельная оснастка, шаблоны, контрольно-испытательная аппаратура.
Каким образом следует устанавливать СПИ специальной оснастки, в Методических указаниях не разъясняется. Поэтому данный срок организация может определить самостоятельно исходя из предполагаемого объема продукции (работ, услуг), которая будет выпущена с использованием специальной оснастки, или предполагаемого срока, в течение которого оснастка будет использоваться по назначению. К определению СПИ можно привлечь технологическую службу организации.
Погашение стоимости единовременно
Согласно п. 25 Методических указаний стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей оснастки. Других ситуаций, когда стоимость специальной оснастки можно полностью списать на расходы в момент передачи в производство, Методические указания не содержат.
Таким образом, расходы на приобретение специальной оснастки можно списать на затраты единовременно только в том случае, если оснастка предназначена для индивидуальных заказов либо используется в массовом производстве. В этом случае с целью обеспечения контроля за сохранностью специальной оснастки следует организовать ее учет по фактической себестоимости приобретения (изготовления) на дополнительно введенном для этих целей забалансовом счете «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию» (например, 012).
Соответственно, в этом случае в бухгалтерском учете делаются такие записи:
Дебет 20 Кредит 10, субсчет 10-10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе» – фактическая себестоимость специальной оснастки списана на затраты по производству в момент ее передачи в производство (эксплуатацию);
Дебет 012 «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию» – специальная оснастка, стоимость которой полностью списана на затраты в момент передачи в производство (эксплуатацию), отражена на забалансовом счете по фактической себестоимости. Аналитический учет на этом счете следует организовать в разрезе наименований (номенклатурных номеров) специальной оснастки или ее групп (укрупненных комплектов).
Выбытие
Если специальная оснастка выбывает, например, по причине морального или физического износа, ее стоимость списывается с бухгалтерского учета. Определение непригодности и решение вопроса о списании специальной оснастки осуществляет постоянно действующая или рабочая инвентаризационная комиссия, которая среди прочего выполняет такие функции:
непосредственный осмотр объектов специальной оснастки, предъявленных к списанию, и установление их непригодности к дальнейшему использованию или возможности (невозможности) и целесообразности их восстановления;
определение причин выхода из строя (нормальный износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, авария, пожар, стихийное бедствие и т. д.);
составление акта на списание объектов специальной оснастки и представление акта на утверждение руководителю организации или уполномоченному им лицу.
Акт на списание является основанием для отражения в учете факта выбытия специальной оснастки. Если объект спецоснастки учитывался на забалансовом счете «Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию», то на основании акта на списание делается запись по кредиту этого счета.
В акте на списание, в частности, указываются:
наименование списываемых объектов и их отличительные признаки, количество;
сумма перенесенной стоимости объекта к моменту списания;
установленный срок эксплуатации (объем работ);
дата (месяц и год) поступления в эксплуатацию;
причина выхода из строя;
предложения о списании объекта и о взыскании материального ущерба с виновных лиц.
Если строительная компания учитывает специальную оснастку в составе МПЗ, ее стоимость можно единовременно списать на расходы в момент передачи в производство (эксплуатацию) в том случае, если оснастка предназначена для индивидуальных заказов или используется в массовом производстве. Выбор такого способа учета должен быть закреплен в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Если специальная оснастка не предназначена для индивидуальных заказов и не используется в массовом производстве, ее стоимость переносится на расходы постепенно выбранным способом (единовременно нельзя).
Срок полезного использования специальной оснастки организация определяет самостоятельно.
Отпуск специальной оснастки в производство (эксплуатацию) со складов организаций (иных мест хранения) может производиться на основании требования-накладной и (или) накладной, а также по лимитно-заборным картам.
На каком счете учитывать инструменты для строительства
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как применять на практике ФСБУ 5/2019 «Запасы» в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодеды и канцтоваров?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По новым правилам к запасам организации относятся расходные материалы и запасные части, порядок их учета остался прежним. Изменения коснулись в основном формирования стоимости запасов.
Канцтовары, приобретаемые для управленческих нужд, единовременно могут списываться на расходы текущего периода.
Порядок учета малоценных предметов с длительным сроком использования (спецодежда, инструмент) на текущий момент не отрегулирован. Организация должна сама установить и отразить в учетной политике выбранный подход исходя из принципов существенности информации и рациональности учета.
Обоснование позиции:
Новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы» не предусматривает ограничение в стоимости запасов. Согласно п. 5 ФСБУ 5/2019 предусмотрено всего два условия признания запасов:
— затраты, понесенные в связи с приобретением или созданием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод организацией;
— сумма затрат, понесенных в связи с приобретением или созданием запасов (или приравненная к ней величина), может быть определена.
Новым в учете является то, что в состав запасов включаются только активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019).
Поэтому, если активы потребляются в рамках обычного операционного цикла либо используются в течение не более чем 12 месяцев, то независимо от их стоимости они учитываются в составе запасов. То есть вопрос о стоимостном критерии как факторе, определяющем порядок учета, возникает только после того, как в соответствии с условиями признания актив признан либо запасами, либо основным средством. Напомним, что согласно п. 4 действующего ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, в частности, если объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.
Поэтому если критерии признания актива запасом (п. 3 ФСБУ 5/2019) выполняются, в том числе и по сроку использования, то активы стоимостью до 40 000, от 40 000 до 100 000, свыше 100 000 рублей учитываются как запасы. Для признания актива в бухгалтерском учете в качестве запасов его стоимость не имеет значения.
Помимо этого, начиная с 2021 года организация имеет право списывать канцтовары и иные запасы на расходы в момент приобретения, если они предназначены для управленческих нужд и подобный подход утвержден в учетной политике (п. 2 ФСБУ 5/2019).
Далее рассмотрим более подробно учет активов организации разных категорий.
Учет активов, классифицируемых в качестве запасов
На основании перечня активов, имеющихся в организации, в составе запасов в 2021 году учитываются расходные материалы (гайки, трубы и т.д.), а также запасные части для основных средств (подп. а) п. 3 ФСБУ 5/2019).
Формирование стоимости запасов при покупке
При покупке запасы в общем случае первоначально отражаются в учете по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
В себестоимость запасов включаются фактические затраты на их приобретение, приведение в состояние и местоположение, необходимые для потребления, продажи или использования (пп. 10, 11 ФСБУ 5/2019):
— суммы, уплаченные или подлежащие уплате организацией поставщику. Суммы скидок вне зависимости от формы их предоставления, а также налоги и сборы не включаются в фактическую себестоимость (п. 12 ФСБУ 5/2019);
— затраты на заготовку и доставку материалов до места их потребления (продажи или использования);
— затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (затраты по доработке, сортировке, фасовке и улучшению технических характеристик);
— иные затраты, связанные с приобретением материалов.
В себестоимость запасов в соответствии с п. 18 ФСБУ 5/2019 не включаются:
— затраты, возникшие в связи со стихийными бедствиями, пожарами, авариями и другими чрезвычайными ситуациями;
— управленческие расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением таких материалов;
— расходы на хранение материалов, за исключением случаев, когда хранение является частью технологии подготовки материалов к потреблению или обусловлено условиями их приобретения;
— иные затраты, осуществление которых не является необходимым для приобретения материалов.
Если у организации в связи с приобретением запасов возникает обязательство по их демонтажу, утилизации и восстановлению окружающей среды, оценочная величина такого обязательства, определенная в соответствии с ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», включается в стоимость запасов (подп. г) п. 11 ФСБУ 5/2019, Вопрос: Включение согласно ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов оценочного обязательства (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2020 г.)).
В случае приобретения запасов с отсрочкой платежа более 12 месяцев или установленный организацией меньший срок в стоимость запасов включается сумма денежных средств, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки. Разница между указанной суммой и номинальной величиной денежных средств, подлежащих уплате в будущем, учитывается в соответствии с ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам» (п. 13 ФСБУ 5/2019). Смотрите также Вопрос: Включение в фактическую себестоимость приобретаемых за плату материально-производственных запасов ряда расходов, связанных с приобретением МПЗ, в соответствии с ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.).
Бухгалтерский учет запасов в соответствии с ФСБУ 5/2019
Организация может не менять установленную классификацию видов запасов и единиц учета запасов в связи с переходом на ФСБУ 5/2019. Зато теперь по новым правилам в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц учета (п. 6 ФСБУ 5/2019).
Организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения находящиеся у организации материальных ценностей других лиц, а также инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию) объектов (п. 8 ФСБУ 5/2019).
Введение ФСБУ 5/2019 не повлияло на применение Плана счетов бухгалтерского учета. В учете проводки по приобретению запасов оформляются так же, как и ранее по дебету счетов 10 «Материалы», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция» и др. в корреспонденции со счетами учета расчетов (смотрите Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет поступления материалов с 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
Согласно п. 36 ФСБУ 5/2019 организация при отпуске в производство и ином выбытии запасов может вести учет в том числе по средней себестоимости. Данные суммы относятся на расходы того периода, в котором произошло выбытие согласно п. 41, п. 43 ФСБУ 5/2019 (смотрите Энциклопедию решений. Пример списания материалов по средней себестоимости c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019, Энциклопедию решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019).
При передаче запасных частей в ремонт следует обращать внимание на характер ремонта. Если это текущий ремонт, то стоимость запасов списывается на расходы текущего периода. Если это реконструкция или модернизация, стоимость запасов увеличивает амортизируемую стоимость основного средства (смотрите Энциклопедию решений. Учет расходов на ремонт основных средств).
Последующая оценка запасов на каждую отчетную дату
В соответствии с п. 28 ФСБУ 5/2019 запасы оцениваются на каждую отчетную дату по наименьшей из следующих величин:
— фактическая себестоимость;
— чистая стоимость продажи.
Согласно п. 30 ФСБУ 5/2019 для целей бухгалтерского учета превышение фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи считается обесценением запасов, в частности, при моральном устаревании, потере первоначальных качеств, снижении их рыночной стоимости. В таком случае начисляется резерв под обесценение в размере превышения фактической себестоимости запасов над их чистой стоимостью продажи с одновременным уменьшением балансовой стоимости запасов.
ФСБУ 5/2019 изменен порядок восстановления резерва под обесценение запасов: величина восстановления относится на уменьшение суммы расходов, признанных в этом же периоде в связи с выбытием запасов (п. 31 ФСБУ 5/2019).
Подробнее об определении чистой стоимости продажи и порядке учета резерва смотрите в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет выбытия (списания) морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019.
Как мы видим, новый стандарт затронул в основном вопросы формирования стоимости расходных материалов и запасных частей и не повлиял на порядок их ведения в бухгалтерском учете.
Учет запасов, приобретаемых в управленческих целях (в частности, канцелярских товаров)
На основании абзаца второго п. 2 ФСБУ 5/2019 организация может принять решение не применять положения Стандарта в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд. То есть запасы, предназначенные для управленческих нужд, списывать в расходы периода, в котором были понесены (не когда такие запасы переданы для использования, а сразу при приобретении).
Полагаем, данный способ необходимо закрепить в учетной политике, кроме того, целесообразно утвердить номенклатуру запасов, которые организация будет учитывать в качестве запасов, предназначенных для управленческих нужд.
Так как это право, но не обязанность, то организация может им и не воспользоваться и продолжать учитывать такие запасы в общем порядке, списывая их стоимость на расходы не на дату приобретения, а, как и ранее, при отпуске их в эксплуатацию.
В случае, когда управленческие расходы непосредственно связаны с приобретением (созданием) запасов, они включаются в себестоимость последних (подп. «б» п. 18 Стандарта).
Расходы на их приобретение будут признаваться в составе расходов от обычных видов деятельности. Как уже было упомянуто ранее, запасы, предназначенные для управленческих нужд, можно единовременно списывать на расходы в момент приобретения (п. 2 ФСБУ 5/2019). В учете могут быть оформлены следующие записи:
Дебет 26 Кредит 60, 76
— в составе общехозяйственных расходов отражена стоимость запасов, приобретенных для управленческих нужд.
Учет активов, не признаваемых запасами по новым правилам (например, спецодежда, инструменты)
В связи с применением ФСБУ 5/2019 малоценные предметы (спецодежда, инструменты и т.д.) со сроком эксплуатации более 12 месяцев или свыше обычного операционного цикла не могут учитываться в запасах. У организации есть возможность выбрать из нескольких вариантов учета:
— сохранить старый порядок учета до момента применения ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (обязательно к применению с 2022 года), не признавать данные предметы в качестве основных средств в соответствии с абзацем 4 п. 5 ПБУ 6/01 «Основные средства» и по прежнему учитывать их в составе материалов;
— перейти уже в текущем году на ФСБУ 6/2020. Согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении основных средств, имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены;
— если организация не применяет положения п. 5 ПБУ 6/01 для малоценных активов стоимостью до 40 тыс. рублей, учитывать такие активы в составе основных средств.
Выбранный подход должен быть закреплен в учетной политике на текущий год.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Бухгалтерский учет СИЗ со сроком эксплуатации более 12 месяцев в 2021 и 2022 годах (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);
— Вопрос: Бухгалтерский учет спецоснастки стоимостью более 100 тысяч рублей согласно ФСБУ 5/2019 (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.);
— Вопрос: Как списывать по новому стандарту в бухучете спецодежду стоимостью менее 40 тыс. руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев, если организация применяет в 2021 году ПБУ 6/01? (ответ Горячей линии ГАРАНТ, февраль 2021 г.)
— Энциклопедия решений. Учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря (неамортизируемого имущества);
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления материалов по договору мены c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет безвозмездного поступления материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материалов, созданных силами организации c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет безвозмездной передачи материалов c 1 января 2021 года в соответствии с ФСБУ 5/2019;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет «малоценных» основных средств;
— Практические аспекты применения нового порядка учета запасов (И.А. Лисовская, Н.Г. Трапезникова, журнал «Международный бухгалтерский учет», N 1, январь 2021 г.);
— Вопрос: Как отражать в бухгалтерском учете изменение и списание резерва под обесценение запасов, которые не относятся к готовой продукции или товарам? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2021 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.