на каком счете учитывать расходы не принимаемые к налоговому учету
Учет расходов при отсутствии деятельности
Автор: Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как отразить затраты на аренду помещения и другие расходы в бухгалтерском и налоговом учете, если вновь созданная туристическая фирма еще не ведет деятельность?
Наличие затрат, в том числе по аренде помещения, означает, что вновь созданная туристическая фирма деятельность начала, но у нее, как представляется, еще нет доходов, и она, возможно, не ведет деятельность, напрямую связанную с производственным процессом (оказанием услуг).
Бухгалтерский учет
Разделение затрат
Согласно п. 4 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации делятся на две группы:
1) расходы по обычным видам деятельности. Это затраты, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также затраты, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходы по обычным видам деятельности формируют среди прочего коммерческие и управленческие (общехозяйственные) расходы. Затраты для нужд управления, не связанные непосредственно с производственным процессом, отражаются в бухгалтерском учете на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В частности, на этом счете согласно Инструкции по применению Плана счетов (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н) могут быть отражены:
затраты на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
арендная плата за помещения общехозяйственного назначения;
расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т. п. услуг;
другие управленческие расходы, аналогичные по назначению;
2) прочие расходы. Это затраты, отличающиеся от расходов по обычным видам деятельности. В частности, к прочим расходам могут быть отнесены (п. 11 ПБУ 10/99):
проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Прочие расходы отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Если вновь созданная организация не начала вести деятельность, непосредственно связанную с производственным процессом (оказанием услуг), то возникшие расходы с учетом разделения являются общехозяйственными (например, на аренду помещения под офис) или прочими (к примеру, оплата услуг банка). В бухучете они отражаются по дебету счетов 26 и 91 (субсчет 91-2) соответственно.
Признание расходов
На основании п. 9 ПБУ 10/99 для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, которая формируется на базе:
расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды;
переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.
Коммерческие и управленческие расходы можно признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности. Это означает, что общехозяйственные (управленческие) расходы:
1) либо распределяются по видам продукции (товаров, работ, услуг) – и в этом случае расходы, учтенные на счете 26, списываются, в частности, в дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону);
2) либо в полном объеме в качестве условно-постоянных включаются в себестоимость проданной продукции (товаров, работ, услуг). Тогда затраты, накопленные на счете 26, в момент их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности списываются в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 90-2 «Себестоимость продаж».
(Выбранный способ учета общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике для бухгалтерского учета.)
Соответственно, остатка (сальдо) на счете 26 на конец отчетного периода быть не должно.
Расходы при отсутствии доходов
Общехозяйственные расходы, возникшие при отсутствии выручки от реализации, списать в дебет счета 90 не представляется возможным, поэтому они признаются имеющими отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды и отражаются в учете на счете 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 их можно будет списать в зависимости от выбранного способа формирования себестоимости в дебет счета 90 в том отчетном периоде, когда появится выручка от реализации, или в дебет счета учета затрат (20, 23 или 29) в момент начала производственного процесса.
Что касается прочих расходов, в силу п. 15 ПБУ 10/99 они подлежат зачислению на счет прибылей и убытков организации, кроме случаев, когда законодательством или правилами бухгалтерского учета установлен иной порядок.
Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрено: записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 и кредитового оборота по субсчету 91-1 определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 91 «Прочие доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет.
Списание прочих расходов на счет учета прибылей и убытков не зависит от наличия прочих доходов, они не могут быть квалифицированы как расходы, имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды (за исключением ситуаций, когда правилами установлено иное). Поэтому прочие расходы, возникшие у вновь созданной организации, зачисляются на отчетную дату на счет прибылей и убытков (Дебет 99 Кредит 91-9).
Налоговый учет
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ плательщик налога на прибыль уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются любые экономически обоснованные затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
На основании п. 1 ст. 272 НК РФ при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения:
признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, то есть в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, налогоплательщик распределяет расходы самостоятельно;
определяются с учетом норм ст. 318 – 320 НК РФ.
Поэтому, к примеру, основанием для учета расходов по договору аренды для целей налогообложения прибыли является действующий договор аренды, условиями которого предусмотрена плата за временное владение и пользование или временное пользование (Письмо Минфина РФ от 27.08.2019 № 03-03-07/65526).
Глава 25 НК РФ не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были организацией получены доходы или нет. В связи с этим организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, в котором она доходы не получает. Главное, чтобы осуществляемая деятельность в целом была направлена на получение доходов (см. также письма Минфина РФ от 20.09.2011 № 03-03-06/1/578, от 04.12.2015 № 03-03-06/1/70838).
Налоговые расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на связанные с производством и реализацией и внереализационные (п. 2 ст. 252 НК РФ).
Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию при применении метода начисления установлен ст. 318 НК РФ. Согласно этой статье расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются:
на прямые – относящиеся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 318 НК РФ;
и косвенные. Сумма косвенных затрат на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Плательщики налога на прибыль, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства.
Перечень прямых расходов налогоплательщик определяет в учетной политике для целей налогообложения самостоятельно. В пункте 1 ст. 318 НК РФ приведен открытый список прямых расходов, носящий рекомендательный характер. В него включены:
оплата труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на взносы на обязательное страхование, начисленные на суммы оплаты труда;
начисленная амортизация по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Таким образом, все расходы, отнесенные в учетной политике налогоплательщиком к косвенным, формируют убыток отчетного года. А вот прямые расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция (оказаны услуги – если не выбран иной порядок учета).
В ситуации, когда вновь созданная организация еще не начала вести деятельность, напрямую связанную с производственным процессом (оказанием услуг), возникающие затраты, даже при отсутствии доходов, могут относиться к косвенным расходам, а также к внереализационным расходам, которые признаются в целях налогообложения прибыли в текущем отчетном периоде. При этом важно соответствие критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ.
Если в связи с признанием расходов в отсутствие доходов по итогам налогового периода (календарного года) сформируется убыток, его можно перенести на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 26.08.2013 № 03-03-06/1/34810).
В бухгалтерском учете вновь созданной туристической фирмы, которая еще не ведет деятельность (не получает доходов), возникшие расходы подразделяются на общехозяйственные (отражаются по дебету счета 26) и прочие (отражаются по дебету счета 91, субсчет 91-2). Общехозяйственные расходы, пока нет выручки, квалифицируются как имеющие отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, поэтому списываются со счета 26 в дебет счета 97. Прочие расходы, несмотря на отсутствие доходов, на отчетную дату зачисляются на счет учета прибылей и убытков, что отражается в учете записью Дебет 99 Кредит 91-9.
В целях налогообложения прибыли возникшие расходы можно признать в периоде их осуществления, если они относятся:
к расходам, связанным с производством и реализацией, и квалифицируются как косвенные;
к внереализационным расходам.
В связи с этим по итогам налогового периода (календарного года) может сформироваться убыток, который разрешается перенести на будущее.
Какие расходы относятся к прочим в бухучете
Все затраты любой организации можно упрощенно разделить на те, которые связаны с ее основной деятельностью, и прочие расходы. Формировать необходимые данные о прочих расходах в бухгалтерском учете нужно на основании гл. 3 ПБУ 10/99.
Согласно п. 11 данного нормативного акта, к прочим относят расходы, возникающие:
Для прочих расходов в бухгалтерском учете этот перечень является открытым.
Для коммерческой фирмы прочие расходы, как и затраты, связанные с ее основным видом деятельности, — это важная часть учетной системы, так как данная информация влияет на принятие правильных управленческих решений.
К расходам в бухучете предъявляются следующие требования:
Чтобы узнать больше об отражении результатов, не связанных с основной деятельностью, читайте статью «Бухгалтерский учет прочих доходов и расходов (нюансы)».
Проводки для учета прочих расходов
Отражаются операции по прочим расходам на счете 91 «Прочие доходы и расходы», по дебету которого фиксируют расходы, а по кредиту — доходы. Учет ведется с использованием следующих субсчетов:
Счет 91 в конце каждого месяца не имеет остатка — просчитываются обороты по дебету и кредиту, выводится их общее сальдо и записывается на субсчете 91-9 в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки».
Проводки будут выглядеть так:
Аналитический учет прочих расходов на счете 91 рекомендуется вести отдельно по каждой из операций, чтобы иметь перед глазами полную картину их влияния на результат работы компании.
Примеры бухгалтерских записей в связи с признанием прочих расходов вы можете посмотреть в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Общий остаток на счете 91 в последний день месяца получается нулевой, но на его субсчетах с начала года аккумулируются суммы по дебету и кредиту. В конце декабря на субсчет 91-9 переносятся суммы с субсчетов 91-1 и 91-2, собранные за год внутренними проводками:
В бухгалтерской отчетности прочие расходы указываются в отчете о финансовых результатах по строке 2350.
Пример заполнения строки 2350 можно посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности, получив бесплатный пробный доступ к КонсультантПлюс.
Прочие расходы в налоговом учете – это…
В практике каждого бухгалтера имеются такие случаи, когда производятся затраты, не связанные с основной коммерческой деятельностью. Тогда возникает вопрос: можно ли отражать эти расходы при ведении налогового учета? Чтобы ответить на него, нужно обратиться к ст. 265 «Внереализационные расходы» НК РФ, в которой указан список обоснованных для уменьшения налогооблагаемой базы трат, не относящихся к основной деятельности.
В реальности часто существуют такие траты организации, которые принимаются в бухгалтерском учете, но не могут быть учтены в налоговом учете. Бухгалтер должен их хорошо знать.
К ним, в частности, относятся:
Не все отраженные в бухучете затраты организации можно учесть при ведении налогового учета. Это создает временные разницы, которые необходимо учитывать в соответствии с ПБУ 18/02.
Налоговый кодекс: прочие расходы при налогообложении
Чтобы правильно сформировать полученную прибыль для расчета налога, необходимо руководствоваться специальным списком внереализационных расходов, который содержит ст. 265 НК РФ. Этот перечень включает:
К внереализационным расходам относят также убытки от стихийных бедствий, безнадежные долги, порчу материальных ценностей при отсутствии виновного лица и др.
Перечень таких расходов открыт. К нему могут быть отнесены другие траты предприятия, не относящиеся к производству и реализации. Главным при этом является то, что необходимо соблюдать условие, указанное в п. 1 ст. 252 НК, — затраты нужны для полноценной деятельности организации и должны быть оформлены документально надлежащим образом и со всеми необходимыми реквизитами.
Момент признания расхода для расчета налогов также оговорен в НК РФ. Если согласно учетной политике организации применяется метод начисления, то нужно пользоваться указаниями п. 7 ст. 272 НК РФ. При кассовом методе для списания внереализационных расходов необходимо руководствоваться п. 3 ст. 273 НК РФ.
Что говорит Налоговый кодекс о внереализационных расходах, вы узнаете из статьи «Ст. 265 НК РФ: вопросы и ответы».
Итоги
Достоверное отражение прочих расходов в бухгалтерском и налоговом учете помогает не только избавить компанию от претензий контролеров, но и получить информацию для принятия стратегических решений. Поэтому бухгалтеру важно правильно идентифицировать расходную хозяйственную операцию, оперируя нормами бухгалтерского и налогового законодательства.
На каком счете учитывать расходы не принимаемые к налоговому учету
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Общество приобрело имущество непроизводственного назначения. Стоимость некоторого имущества превышает 100 000 руб. (без НДС). Имущество не будет использоваться в производственной деятельности. Стоимость имущества планируется учитывать в расходах, не принимаемых в целях налогообложения прибыли.
Необходимо ли начислять НДС на расходы по приобретению имущества непроизводственного назначения?
Подлежит ли вычету и включению в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль «входной» НДС, предъявленный организации при приобретении имущества? Каков бухгалтерский учет данной операции?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Приобретение и использование имущества непроизводственного назначения для собственных нужд организации, расходы на которое не учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли, при отсутствии передачи имущества конкретному структурному подразделению не образует объект налогообложения НДС.
«Входной» НДС, предъявленный организации при приобретении имущества, к вычету не принимается и не включается в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль. Списание суммы НДС в бухгалтерском учете осуществляется отдельной проводкой в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Затраты на приобретение имущества непроизводственного назначения признаются в бухгалтерском учете в качестве прочих расходов и отражаются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Обоснование позиции:
Принятие имущества к учету
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации «Содружество» Иванкова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Так, например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.06.2012 N 75/12 разъясняется, что обязанность по исчислению НДС на основании пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ напрямую связана с невозможностью учета расходов по этим операциям при исчислении налога на прибыль организаций.
В постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 25.06.2012 N Ф04-2247/12 по делу N А67-3382/2011, ФАС Московского округа от 05.04.2011 N КА-А40/1652-11 судьи указали, что по смыслу данной нормы объект налогообложения возникает в случае, когда организация-налогоплательщик самостоятельно приобретает либо производит товары (работы, услуги) и передает их своему структурному подразделению, то есть совершается оборот товаров (работ, услуг) внутри организации от одного структурного подразделения, деятельность которого приносит доход, к подразделению, которое содержится за счет собственных средств предприятия.
В постановлении ФАС Московского округа от 22.05.2013 N Ф05-4734/13 по делу N А40-84838/2012 судьи указали, что обязанность по уплате НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд может возникнуть только в том случае, если одновременно выполняются два условия: имеется сам факт передачи товаров для собственных нужд (передача товаров внутри организации от одного структурного подразделения другому подразделению) и затраты организации на приобретение переданных товаров нельзя учесть в составе расходов, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. При этом, как следует из постановления ФАС Московского округа от 21.07.2014 N Ф05-9599/11 по делу N А40-61104/2010, передача товаров (работ, услуг) должна подтверждаться соответствующими документами. Дополнительно смотрите постановления: ФАС Московского округа от 26.01.2005 N КА-А41/13331-04, ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.06.2011 N Ф02-2259/11 по делу N А33-18079/2008.
*(2) К бухгалтерскому учету основные средства принимаются по их первоначальной стоимости (п. 7 ПБУ 6/01), размер которой зависит от способа поступления основных средств в организацию. Согласно п. 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).
Стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете погашается посредством начисления амортизации начиная с месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и до полного погашения его стоимости либо списания с учета (п.п. 17, 21 ПБУ 6/01).
В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.
Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя из:
— ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
— ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
Расходы, не учитываемые при налогообложении
В статье на примерах рассказано о неучитываемых при налогообложении расходах
К таким расходам, в частности, относят:
Рассмотрим порядок учета постоянных положительных разниц в связи с отражением в бухучете отдельных видов расходов.
Штрафные санкции
За неуплату или опоздание в перечислении налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды фирмы платят штрафы и пени. Они уменьшают бухгалтерскую прибыль, но не влияют на сумму налогооблагаемой прибыли.
Таким образом, после корректировки по ПБУ 18/02 сальдо по счету 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» составило 60 000 руб. (57 830 руб. + + 2170 руб.) и сравнялось с суммой налога в декларации.
Резервы
В бухучете фирма может создавать следующие резервы:
Отчисления в эти резервы уменьшают бухгалтерскую прибыль.
В налоговом учете разрешено формировать такие резервы:
Из сопоставления этих перечней следует вывод, что постоянные положительные разницы появляются, если в бухгалтерском учете фирма создает резервы:
В этих случаях также надо доначислить налог на прибыль в сумме постоянного налогового обязательства.
Нормируемые расходы
Нормируемые расходы в бухучете списывают полностью, а налоговую базу они уменьшают лишь в пределах норм. Наиболее распространенные из таких расходов приведены в Справочнике бухгалтера
Суммы превышения нормативов образуют постоянные положительные разницы. По ним надо начислить постоянные налоговые обязательства (ПНО). Тогда налог в бухучете возрастет до суммы, указанной в декларации.
Для удобства к счетам по учету затрат (20–26 или 44) можно открыть два субсчета: «Расходы в пределах норм» и «Сверхнормативные расходы».
Таким образом, налог на прибыль в бухучете составил 93 000 руб. (86 000 руб. + 7000 руб.), что соответствует данным налогового учета.
Убытки, не признаваемые в налоговом учете
Бухгалтерскую прибыль уменьшают любые убытки, а налоговую – лишь некоторые из них. Так, налогооблагаемую прибыль нельзя уменьшить на убытки:
Дооценка основных средств
Каждая фирма имеет право не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать свои основные средства. Индексы для этого она может разработать сама или воспользоваться коэффициентами Росстата. При этом переоценивают однородные группы основных средств. Например, если вам принадлежит несколько зданий, то нужно переоценить их все.
Если вы решили провести переоценку основных средств, то в последующем придется это делать каждый год.
В бухучете переоценку основных средств отражают следующим образом: дооценку – на счете 83 «Добавочный капитал», уценку – на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
Для налогообложения прибыли результаты переоценки не учитывают. Об этом сказано в пункте 1 статьи 257 Налогового кодекса. Поэтому сумма дооценки основных средств – это и есть постоянная положительная разница. Она появляется в процессе начисления амортизации на основное средство. По дооцененному имуществу амортизация в бухучете всегда будет больше, нежели в учете налоговом. С разницы между суммами амортизации следует ежемесячно начислять постоянное налоговое обязательство в течение оставшегося срока использования основного средства или до очередной переоценки.
Если в предшествующие годы вы уценили основное средство, то постоянная положительная разница после дооценки образуется в пределах предыдущей уценки.
Как учесть налог на прибыль и заполнить отчет о финансовых результатах
Читайте также по теме:
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование