на каком счете учитывать рутокен
На каком счете учитывать рутокен
Дата публикации 24.02.2021
На каком счете в автономном учреждении учитывать электронные ключи стоимостью 6000 руб. для подписания документов на сайте закупок? Согласно предмету договора исполнитель обязуется оказать заказчику услуги удостоверяющего центра по выпуску сертификата ключа, а также иные услуги и передать простые (неисключительные) лицензии на программные продукты в соответствии с выбранным тарифным планом, указанным в спецификации. Общая сумма по договору за сертификат ключа 6000 руб. В эту стоимость согласно спецификации входят:
Получен акт сдачи-приемки.
Изготовление сертификатов ключей, создание электронного идентификатора (USB-ключа) являются услугами, оказываемыми удостоверяющим центром (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ). Следовательно, сама электронная подпись, как и сертификаты ключей подписей, не может быть отнесена к материальным активам организации, приобретенным по договору с удостоверяющим центром. Затраты на приобретение сертификата ключа целесообразно отнести на расходы учреждения.
В соответствии с приказом Минфина России от 14.09.2020 № 198н с 1 января 2021 г. неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансе на счете 111 60 «Права пользования нематериальными активами».
Неисключительные права пользования результатами интеллектуальной деятельности, предназначенные для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения свыше 12 месяцев, учитываются на балансе (п. 6 СГС «Нематериальные активы»).
В рассматриваемом случае из вопроса неясно, какой срок использования имеет неисключительное право на СКЗИ «КриптоПро CSP». Поэтому рассмотрим два варианта.
1. Если срок использования неисключительного права на СКЗИ «КриптоПро CSP» более 12 месяцев или бессрочный, такое право пользования соответствует критериям признания в качестве нематериального актива и может быть принято к учету на счет 111 60.
Согласно п. 151.2 Инструкции № 157н счет 111 60 детализируется соответствующими аналитическими кодами вида синтетического счета объекта учета:
Подстатьи 352, 353 КОСГУ применяются только для целей бухгалтерского учета на счетах 104 60, 111 60, 114 60 (п. 151.2 Инструкции № 157н), для отражения кассовых поступлений и выбытий они не используются. Неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности, как и прежде, необходимо оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Согласно п. 93 Инструкции № 157н по нематериальным активам амортизация начисляется в соответствии со СГС «Нематериальные активы». На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГС «Нематериальные активы»).
Таким образом, рассматриваемая ситуация в учете автономного учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
2. Если срок использования неисключительного права на СКЗИ «КриптоПро CSP» менее или равен 12 месяцам, в этом случае речь идет об оказании услуг. Следовательно, СКЗИ «КриптоПро CSP» не принимается к учету. Расходы на ее приобретение списываются на затраты текущего года в дебет счета Х 109 ХХ 226, Х 401 20 226 (п. 298 Инструкции № 157н, часть 11 методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 30.11.2020 № 02-07-07/104384).
Таким образом, в этом случае в учете автономного учреждения оформляется запись:
На каком счете учитывать рутокен
Дата публикации 14.07.2021
Бюджетное учреждение 14 мая 2021 г. приобрело бессрочную лицензию на право использования СКЗИ КриптоПРО СSP в сумме 2700 руб. и Рутокен Lite 64КБ в сумме 1200 руб. Как отразить операции в учете?
Нематериальным активом признается объект нефинансовых активов, предназначенный для неоднократного или постоянного использования в деятельности учреждения более 12 мес. (п. 6 СГФ «Нематериальные активы»). Объект не имеет материально-вещественной формы, позволяет отделить его от другого имущества, в отношении которого у учреждения возникли исключительные права, права по лицензионным договорам либо иным документам, подтверждающим существование права на такой актив.
В рассматриваемом случае учреждение может пользоваться неисключительным правом на программное обеспечение бессрочно. Соответственно, право пользования соответствует критериям признания в качестве нематериального актива и может быть принято к учету на счет 111 6I «Права пользования программным обеспечением и базами данных». На бессрочные лицензии амортизация не начисляется (п. 26 СГФ «Нематериальные активы»).
Кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования нематериальными активами отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (п. 10.2.6 Порядка № 209н).
Если стоимость Рутокена выделена в документах поставки и установлена возможность его использования в деятельности учреждения в качестве самостоятельного объекта, Рутокен признается в учете в составе основных средств или материальных запасов.
Критерии отнесения объектов нефинансовых активов к основным средствам перечислены в пп. 38, 39, 45 Инструкции № 157н, пп. 7, 8 федерального стандарта «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н:
Объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с п. 99 Инструкции № 157н и СГС «Запасы», утв. приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.
Объекты, подобные Рутокену, в п. 99 Инструкции № 157н не поименованы. Такие объекты способны выполнять определенные самостоятельные функции (хранение информации). Однако в зависимости от нужд учреждения срок полезного использования таких материальных носителей может быть как более 12 мес., так и менее.
Если учреждением установлена возможность использования Рутокена в деятельности учреждения в качестве самостоятельного объекта, материальный носитель может быть принят к учету как в составе основных средств, так и в составе материальных запасов.
Таким образом, рассматриваемая ситуация в учете бюджетного учреждения может быть отражена следующими бухгалтерскими записями:
если Рутокен не может использоваться в качестве самостоятельного объекта:
если Рутокен может использоваться в качестве самостоятельного объекта:
Смотрите также
На каком счете учитывать рутокен
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На какую статью (подстатью) КОСГУ бюджетное учреждение должно отнести расходы на поставку технических средств USB-Token JaCarta, сертификат ФСТЭК для электронной цифровой подписи (срок действия сертификата 365 дней)?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
ЭЦП стоит денег. Как учесть расход?
Прочие расходы
Изготовление сертификатов ключей ЭЦП и создание самих ключей являются услугами удостоверяющего центра.
Для целей налогообложения прибыли расходы по оплате услуг сторонних организаций могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Как это можно обосновать? Несложно:
Перечень прочих расходов приведен в статье 264 НК РФ и не является исчерпывающим. Услуги удостоверяющего центра в нем не значатся, но есть выбор учитывать их, как:
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Как списывать
В налоговом учете расходы при методе начисления признают (п. 1 ст. 272 НК РФ):
Из всего сказанного однозначного ответа нет. Ясно только, что расходы на оплату услуг удостоверяющего центра по созданию ключей ЭЦП и изготовлению сертификатов можно списывать двумя способами: единоразово и постепенно.
Списать сразу
Большинство склоняется к мнению, что стоимость сертификата нужно отражать в налоговом учете в составе прочих расходов текущего периода в полном размере на дату подписания акта (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). По аналогии с бухучетом, где расход отражается сразу по дебету счетов 26 или 44. К тому же по пункту 1 статьи 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными.
А сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Списывать постепенно
Вместе с тем в статье 272 НК РФ есть еще одна норма. Это абзац 2 пункта 1.
Там говорится, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Какое отношение это имеет к услугам удостоверяющего центра по выдаче сертификата ключа ЭЦП? Самое прямое. И именно это вызывает трудности у бухгалтера с учетом данных расходов. В договоре с удостоверяющим центром может быть отражено условие о сроке действия сертификата ЭЦП.
Напрашивается вывод, что при таких условиях договора стоимость услуги будет лучше распределить на весь период его действия.
Получается, что выбор за бухгалтером. Он может выбрать нужный способ учета этого вида расходов и закрепить его в учетной политике.
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Учет расходов на ПО и лицензии. Как все сделать в 1С
Любую покупку нужно отражать в учете, поскольку все траты должны быть документально зафиксированы и обоснованы. С неисключительными правами на программное обеспечение возникают следующие вопросы: когда происходят выплаты, на основании чего они проводятся и как это сделать в 1С?
Бухгалтерский учет расходов
Бухгалтерский учет расходов на покупку лицензии или программного обеспечения может отличаться в зависимости от способа оплаты:
1. Лицензия куплена единовременно на определенный срок, который установлен договором.
2. Оплата происходит в установленные даты.
После того, как мы определились со способом оплаты, проводим покупку:
При единовременной сделке нужно распределить сумму на весь период пользования. Списания происходят постепенно, пока не истечет ваш договор. Выплаты будут соответствовать определенному налоговому периоду.
Во втором варианте – вы платите каждый месяц, квартал или год и проводите все операции.
Налоговый учет
Несмотря на то, что в бухгалтерском учете все просто, вопрос возникает при проведении расходов. Делать это постепенно или сразу?
Здесь все зависит от сделки. Существуют общие правила, по которым расходы проводятся в том периоде, когда они были совершены. Если это не обговорено и не зафиксировано договором, растяните траты на весь период пользования. Если он не указан, то устанавливается по умолчанию – 5 лет (письма Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52). Минфин также рекомендует распределять выплаты, если вы модифицируете программное обеспечение.
В случае, если продукт предоставляется единовременно, и оплата была проведена полностью, то можно списать расходы в текущем налоговом периоде.
К чему отнести покупку лицензии
Покупка лицензии относится к прочим расходам (ст. 264 НК РФ). Ее приобретение вместе с компьютером или банкоматом автоматически превращает прочие в расходы по доведению основного средства до состояния, пригодного для использования. Техника без программного обеспечения работать не сможет, поэтому расходы переходят в другую категорию.
Проводим покупку в 1С
Теперь, ознакомившись с основными тонкостями, попробуем на примере провести покупку. Мы будем приобретать лицензию на 1С: Бухгалтерию. Оплата списывается у нас постепенно в соответствии с договором.
Сначала нужно оформить сделку. Заходим в раздел «Покупки», выбираем «Поступление (акты, накладные)».
В открывшимся окне нажмите «Поступление», затем «Услуги (акт)».
Обратите внимание на столбик «Счета учета». Укажите счет затраты 97.21 (Прочие расходы будущих периодов).
Остаемся в меню «Счета учета». Теперь нам нужно создать новый документ в графе «Расходы будущих периодов». Заполнить его можно на примере скриншота:
Укажите наименование программы и сумму оплаты. В периоде списания поставьте даты из вашего договора. Счет затрат будет 26. После ввода данных переходим обратно в раздел «Поступление товаров и услуг», нажимаем «Показать проводки и другие движения документа».
У нас все получилось. Осталось провести списание по периодам. Заходим в меню «Закрытие месяца» и нажимаем «Списание расходов будущих периодов».
После проведения частичная сумма со счета 97.21 перейдет на счет 26. Подробности по операции вы можете посмотреть в разделе «Расчет списания расходов будущих периодов». Проведение покупки программного обеспечения – это несложный процесс, в котором возможно разобраться. Главное учитывать при каких обстоятельствах приобретается лицензия для верного учета налога.