на каком счете учитывать самозанятых в бу на 60 или 76
Что нужно знать организациям при работе с самозанятыми
Самозанятыми называют плательщиков налога на профессиональный доход (НПД). НПД – специальный налоговый режим, введен отдельным законом от 27.11.2018 г. № 422-ФЗ.
С 1 июля 2020 года большинство субъектов РФ уже применяют на своей территории этот налоговый режим.
Что нужно учитывать организациям при работе с самозанятыми?
1. Сделки с налогоплательщиками НПД оформляются так же, как с другими предпринимателями и физлицами (виды договоров – в ГК РФ).
2. При заключении договора стоит проверить статус физлица – по ссылке.
3. Помните об ограничениях – физлицо ранее не должно было работать в вашей организации, либо с момента увольнения прошло более двух лет.
4. Договор не должен содержать признаки трудового – нельзя присвоить самозанятому должность с указанием квалификации или закрепить за ним конкретную трудовую функцию, не стоит требовать от него соблюдения правил внутреннего распорядка или гарантировать социальное страхование.
5. Зафиксируйте в договоре статус самозанятого (его можно подтвердить справкой о постановке на учет в ФНС).
6. Предусмотрите в договоре обязанность самозанятого ежемесячно обновлять справку о своем статусе. Человек может потерять статус плательщика НПД – по своей инициативе либо по обстоятельствам, например, если доходы превысят 2,4 млн руб.
7. Укажите в договоре обязанность самозанятого выдавать вам кассовые чеки из приложения «Мой налог» (абз. 2 п. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
8. В договоре зафиксируйте условие об ответственности самозанятого за неблагоприятные последствия (например, если он не оповестит организацию об утрате статуса или не представит чек).
9. В платежных поручениях на перевод средств по договору с самозанятым указывайте номер договора, отмечайте, что платеж не облагается НДС и НДФЛ.
Ваша организация не будет являться налоговым агентом по НДФЛ, не должна начислять страховые взносы с суммы вознаграждений плательщика НПД. Когда заполняете 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, РСВ, СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, учитывать доходы самозанятого не нужно.
Для того, чтобы учесть в расходах оплату услуг самозанятого или приобретенные у него товары, обязательно нужен чек из приложения «Мой налог» (п. 8 ст. 15 Закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, письмо ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@). Акты об оказанных услугах тоже могут быть, но чек они заменить не могут. Если плательщик НПД возвращает вам оплату или аванс, расходы, признанные ранее, придется уменьшить на сумму возвратов (письмо ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899).
Если самозанятый утратил право применять НПД, тогда возникнет обязанность платить за него НДФЛ и взносы, и в отчетности отражать доходы бывшего самозанятого придется.
При этом договор можно и не переоформлять (п. 10 письма ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899).
При отражении расчетов по договорам с самозанятыми лучше не использовать счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – он предназначен для расчетов с сотрудниками (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Можно применить счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Выплату вознаграждения отразите проводкой:
Дебет 76 Кредит 50 (51) – оплата вознаграждения самозанятому по гражданско-правовому договору.
Ответы на большинство вопросов по применению НПД можно найти на специальной странице сайта ФНС.
Как отразить услуги самозанятого лица в 1С: Бухгалтерии ред. 3.0
Начиная с 2019 года, в нашей стране появилась новая система налогообложения – налог на профессиональный доход, которая предназначена для самозанятого населения. Если вы ещё не знакомы с данной системой, то советуем прочитать нашу статью Налог на профессиональный доход (НПД). Согласно Федеральному закону от 27.11.2018 года №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», самозанятые могут взаимодействовать как с физическими лицами, так и с юридическими лицами. И если с физическими лицами всё понятно, то у бизнесменов возникает много вопросов. Например, многих предпринимателей волнует, можно ли принять к расходам услуги, оказанные им самозанятым населением, и если да, то как это корректно оформить в программе? Нужно ли начислять и уплачивать страховые взносы за самозанятого? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить в статье.
Выгода бизнеса от сотрудничества с самозанятым
До введения режима НПД у предприятий было только два возможных взаимодействия с физическими лицами. Это либо заключение трудового договора, либо договора гражданско-правового характера. И при одном, и при другом варианте предприятие обязано выполнять обязанности налогового агента по удержанию и перечислению подоходного налога из дохода физлица, а также функцию страхователя по начислению и уплате страховых взносов.
Теперь же организации могут пользоваться услугами физических лиц, не уплачивая при этом дополнительных средств в Пенсионный фонд РФ.
Дело в том, что если физическое лицо зарегистрировано как самозанятое, то взаимодействие с ним будет таким, как если бы вы работали с юридическим лицом. Ведь вы не платите никаких взносов за своих поставщиков при получении от них товаров или услуг. Вот и здесь также.
Самозанятое лицо уплачивает налог на доход самостоятельно, исходя из полученного им дохода. Таким образом, предприятию выгоднее получить услуги от самозанятого, чем от иного физлица.
Документальное оформление сотрудничества
При оформлении обязательств сторон самым популярным и необходимым документом всегда является договор. Но по какой форме его составлять в случае с самозанятым? Брать за основу трудовой договор или договор ГПХ?
На этот вопрос дала разъяснение ФНС в своём письме №СД-4-3/2899@ от 20.02.2019 года. Ссылаясь на нормы Гражданского Кодекса РФ, ФНС разъяснила, что договор не является обязательным условием совершения сделки и может быть заключён как письменно, так и устно.
При этом мы всё же рекомендуем заключение договора хотя бы для того, чтобы закрепить нюанс взаимодействия организации не просто с физическим лицом, а с гражданином, зарегистрированным в качестве самозанятого. По нашему мнению, это необходимо как гарант того, что в дальнейшем вам не придётся доплачивать налоги и взносы за работу с физическим лицом.
Также не лишним будет и проверить его регистрацию на сайте ФНС: https://npd.nalog.ru/check-status/ или попросить его предоставить вам выписку, свидетельствующую о регистрации из личного кабинета приложения «Мой налог».
Принятие к расходам
Получая вознаграждение за оказание услуги, самозанятый гражданин обязан зарегистрировать его в личном кабинете и сформировать тем самым онлайн-чек для заказчика. А организации в целях принятия расходов обычно получают акты выполненных работ. Как быть в этом случае?
ФНС дала разъяснения и по этому вопросу. В своём письме они указали на то, что для организаций и индивидуальных предпринимателей наличие чека, сформированного налогоплательщиком НПД, является обязательным для учёта расходов при определении налоговой базы. А акт выполненных работ может выступать дополнительным документом, отражающим период или дату оказания услуги для целей налогового учёта расходов покупателя, например, при наличии предоплаты.
При этом, так как чек является электронным, его распечатывание не является обязательным. Хранение его может осуществляться предприятием и в электронном формате.
А когда этот чек должен быть сформирован? Вообще по Закону №422-ФЗ чек должен быть сформирован в момент получения от заказчика наличных денежных средств. Но при этом организация-заказчик может рассчитаться за услуги и при помощи иных форм расчётов. Тогда формирование чека допускается не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчёты.
Исполнитель был ИП, а стал самозанятым
Ещё один нюанс касается ранее заключённых договоров с предпринимателями, которые в последствие стали самозанятыми. Надо ли заключать новый договор при его перерегистрации?
ФНС считает, что нет такой необходимости, если это не влечёт изменений существенных условий договора. Какие условия договора являются существенными решать только вам.
Мы бы рекомендовали перезаключение договора в обязательном порядке, или хотя бы заключение дополнительного соглашения. Ведь у вашего партнёра меняется система налогообложения, а это может повлечь за собой определённые последствия. Например, ранее вы получали от него услуги с НДС, а теперь его не будет. Ранее вам выставляли акт оказанных услуг, а теперь будет онлайн-чек.
Если самозанятый утратил право на применение НПД
Самой большой неприятностью при работе с самозанятым может стать потеря его статуса самозанятого гражданина и несвоевременное сообщение вам об этом факте.
Частью 2 статьи 4 Закона №422-ФЗ установлено ограничение доходов самозанятых граждан в 2,4 миллиона рублей в течение календарного года. При превышении указанного лимита налогоплательщики не вправе применять специальный налоговый режим НПД. При этом утрачивает он своё право на применение НПД с даты такого превышения.
Таким образом, если самозанятый исполнитель не проследит за своей доходностью и нарушит границы, то его налогообложение перейдёт на вас. Уплатить придётся и подоходный налог, и страховые взносы.
Во избежание подобных ситуаций, мы бы рекомендовали указать одним из пунктов договора обязанность самозанятого в случае прекращения деятельности и снятия с учёта уведомить вас об этом. При этом в договор даже можно включить условия о санкциях, применённых при нарушении данного условия. Например, что самозанятый обязуется компенсировать уплаченный за него предприятием подоходный налог, страховые взносы, пени и штрафы.
Отражение операций с самозанятым в 1С: Бухгалтерия 8 ред. 3.0
Внимание! Алгоритм отражения операций с самозанятыми лицами обновлён! Читайте об этом в нашей новой публикации!
Для того, чтобы произвести оплату гражданину, зарегистрированному как самозанятый, необходимо сформировать «Платёжное поручение». Это можно сделать в интернет-банкинге или подготовить его в 1С для дальнейшей загрузки в банковскую программу.
В графе «Вид операции» следует выбрать «Прочие расчёты с контрагентами» для того, чтобы программа дала возможность внести сведения о коде вида дохода, который нужно указывать при перечислениях физическим лицам с 01 июня 2020 года. Подробнее об этой новости мы писали в статье Обязательное указание кодов видов дохода в программных продуктах 1С.
В графе «Получатель» укажем самозанятое физическое лицо, заполним сумму, уточним ставку НДС – «Без НДС». В графе «Удержание по исполнительному листу» следует выбрать код 1 – разрешено с ограничением по сумме. Сохраним платёжное поручение при помощи кнопки «Провести и закрыть».
Для выгрузки подготовленного платежа из программы, находясь в журнале «Платёжные поручения» следует нажать кнопку «Отправить в банк», после чего в открывшемся окне галочками отметить необходимые документы и нажать на кнопку «Выгрузить».
В списании с расчётного счёта следует проверить счёт расчётов с контрагентом. Можно использовать как счет 60.01, так и счет 76.09.
Теперь отразим расходы предприятия. Для этого перейдём в раздел «Покупки» и выберем пункт «Поступление (акты, накладные)».
Нажмём на кнопку «Поступление» и из выпадающего меню выберем операцию «Услуги (акт)».
В графе «Акт №» можно указать номер акта, если он был составлен, либо номер чека, полученного от самозанятого. В табличной части следует указать какие услуги были оказаны и на какой счёт затрат их следует отнести.
При проведении документа программа создаст проводки по дебету затратного счёта и в нашем примере кредит 60.01 (либо кредит 76.09).
Автор статьи: Алина Календжан
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Расчеты с самозанятыми физлицами в 1С
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц — самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С 1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса — https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
При этом с самозанятыми можно заключить:
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов.
Законом № 422-ФЗ установлено, что для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.
Расчеты с самозанятыми физлицами в «1С»
Автор: Валентина Петрова, специалист-консультант отдела сопровождения и поддержки компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2020
В 2019 г. появилась новая категория физических лиц – самозанятые. Данная категория лиц применяет спецрежим «Налог на профессиональный доход» (плательщики НПД). НПД все больше распространяется по России, а организации все чаще сталкиваются с контрагентами-самозанятыми. Но как оформить и принять в расходы услуги самозанятых?
Кто может быть самозанятым
Любое физлицо, являющееся гражданином РФ или гражданином государства, входящего в состав ЕАЭС (ч. 2, 3 ст. 5 Закона № 422-ФЗ). Важно отметить, что наличие/отсутствие статуса ИП значения не имеет согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 422-ФЗ. Но при этом право применять специальный режим НПД есть только у тех физлиц, у которых нет работников, нанятых по трудовому договору (пп. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ).
Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ регулируется порядок осуществления сделок с самозанятыми и особенности налогообложения, в т.ч. страховыми взносами. С1 июля 2020 г. субъектам РФ разрешено самостоятельно вводить специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД) (Федеральный закон от 01.04.2020 № 101-ФЗ).
Как убедиться в статусе самозанятого
Запросить у физического лица электронную справку о постановке на учет в качестве плательщика НПД из мобильного приложения «Мой налог». Она приравнивается к справке, выданной на бумажном носителе в налоговом органе. Или самостоятельно проверить статус самозанятого на сайте ФНС с помощью специального сервиса – https://npd.nalog.ru/check-status/. После того как мы убедились в том, что перед нами самозанятый, необходимо понять есть ли у нас право заключить с ним договор.
Кто может заключать договор с самозанятым
Любое физлицо (в т.ч. ИП) или организация. В Законе № 422-ФЗ предусмотрены налоговые ограничения для таких договоров:
Если работодатель в течение двух лет после увольнения сотрудника заключил с ним договор ГПХ в качестве самозанятого (без статуса ИП), то с вознаграждения по договору платится НДФЛ и страховые взносы в общем порядке (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ).
Если самозанятый зарегистрирован в качестве ИП, то он самостоятельно уплачивает НДФЛ и страховые взносы со своего вознаграждения.
При этом с самозанятыми можно заключить:
гражданско-правовой договор (ГПХ);
договор на выполнение работ (оказание услуг).
Получая вознаграждение за оказание услуги по любому из вышеперечисленных договоров, самозанятый обязан зарегистрировать его в личном кабинете (с помощью приложения «Мой налог») и сформировать онлайн-чек для заказчика (ч. 1 ст. 14 Закона № 422-ФЗ, ч. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ). Именно данный чек организации и ИП принимают в целях признания расходов. Законом № 422-ФЗ установлено, что
для ООО и ИП наличие чека, сформированного плательщиком НПД, является обязательным для учета расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, единому налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ (ч. 8-10 ст. 15 Закона № 422-ФЗ, п. 4 письма ФНС России от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).
Кто платит налоги
Самозанятые перечисляют налог с полученного вознаграждения самостоятельно на основании уведомления от налогового органа (ч. 2 ст. 11 Закона № 422-ФЗ). Контрагенту удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ и страховые взносы самозанятого не нужно. Данная норма действует только при условиях:
самозанятый выдал покупателю (заказчику) чек (ч. 8 ст. 2, ч. 1 ст. 15 Закона № 422-ФЗ).
самозанятый не утратил статус плательщика НПД. В частности, когда его доход в текущем году превысил 2,4 млн руб. (ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ), и он не зарегистрировался как ИП.
Следовательно, если самозанятый не проследит за своей доходностью и нарушит данные границы, то его обязанность по уплате НДФЛ и страховых взносов перейдет на покупателя (заказчика).
Кстати, подробно про изменения в НДФЛ, страховых взносах и прямых выплатах ФСС будет рассказано на Едином семинаре «1С» (зарегистрироваться бесплатно можно через ростовского партнера – «ГЭНДАЛЬФ»).
Оформление бухгалтерских проводок при работе с самозанятыми
Формируются проводки по расчетам с самозанятыми с использованием счетов учета с поставщиками 60 или 76.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.