на каком счете учитываются лицензии в бухучете
Как правильно списываются расходы на лицензии при УСН?
Бухгалтерский учет расходов на лицензии при УСН
Достаточно часто в компании возникает ситуация, когда приобретается некое программное обеспечение или лицензия для компьютера. И тогда перед бухгалтером встает вопрос: как правильно учитывать эту лицензию, если компания находится на упрощенной системе налогообложения?
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо понять, что именно вы приобрели — права на программное обеспечение или неисключительное право пользования?
Надо помнить, что для компаний, выбравших упрощенный режим налогообложения, финансовый учет облегчен, и они вправе не соблюдать многие требования, предъявляемые к компаниям на ОСНО. Но учет основных средств и НМА обязателен для всех компаний, независимо от видов уплачиваемых налогов.
Подробнее о ведении бухгалтерского учета при УСН можно прочитать в этой статье.
Соответственно, если вы приобретаете исключительное право, которое можно квалифицировать как НМА, то в соответствии с ПБУ 14/2007 вы должны поставить его на учет на счет 04 по фактической стоимости приобретения и погашать его стоимость путем амортизационных отчислений. Срок полезного использования (СПИ) НМА должен быть определен исходя из срока, в течение которого организация предполагает получать от него экономические выгоды. Установленные сроки рекомендуется ежегодно пересматривать и актуализировать при необходимости.
На нашем сайте вы можете подробнее прочитать о порядке присвоения СПИ для НМА: «Как определить срок полезного использования НМА».
Если вы приобрели право пользования НМА, то оплата по договору за такие права будет учитываться в отчетном периоде, а сама лицензия должна быть обязательно отражена на забалансовом счете у лицензиара (то есть компании, которая пользуется этой лицензией).
Если же ваша компания купила какой-либо программный продукт как неисключительное право, то надо помнить, что в соответствии с действующими положениями по БУ лицензии являются тем редким исключением, которое необходимо использовать как расходы будущих периодов (РБП). То есть в бухучете вашей компании должны быть такие проводки:
Налоговый учет расходов на лицензии при УСН
Давайте сначала рассмотрим учет приобретения исключительных прав (то есть НМА).
При УСН в состав НМА (п. 4 ст. 346.16 НК РФ) можно включить амортизируемое имущество стоимостью более 40 000 руб., имеющее срок полезного использования более 12 мес., употребляемое налогоплательщиком для своих нужд. При этом если в договоре купли-продажи указаны периодические платежи в течение срока действия договора, то такие объекты нельзя отнести к НМА (подп. 8 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Расходы на НМА, приобретенные или созданные в период применения УСН, списываются поквартально одинаковыми суммами до конца налогового периода, после оплаты и принятия объекта на бухгалтерский учет.
Если у нас есть акт на приобретение неисключительных прав, мы будем ориентироваться на подп. 2.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, в которой указаны расходы на покупку исключительных прав на изобретения, компьютерные программы, а также прав на использование перечисленных разработок согласно лицензионному договору.
Такие расходы можно принять к налоговому учету единовременно, сразу после оплаты контрагенту и принятия к учету неисключительных прав.
Отразить лицензию в бухучете вам помогут разъяснения экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Путеводитель по сделкам.
Пример отражения в КУДиР затрат на лицензии
ООО «Книга» в январе 2020 года приобрело для своих нужд право на компьютерную лицензию на основании договора и акта приема-передачи. Стоимость лицензии составила 100 000 руб. без НДС. Программа была оплачена в день приобретения, сразу была установлена на компьютерные рабочие места. Срок полезного использования НМА установлен на 3 года.
Доходы, принимаемые при расчете налоговой базы
Расходы, учитываемые при расчете налоговой базы
Учитываем затраты на лицензию
Продолжим разговор о затратах организации, относящихся к будущим периодам (см. статью «Споры о порядке применения счета 97», № 6, 2013). В этот раз обсудим порядок учета расходов на приобретение лицензий, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, например, фармацевтической (в том числе розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского и ветеринарного применения ), розничной продажи алкогольной продукции (иных видов деятельности, связанных с производством и оборотом алкоголя.
До вступления в силу поправок к п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (ПВБУ) данный вид затрат учитывался российскими бухгалтерами традиционно на счете 97 «Расходы будущих периодов» и списывался в расходы в течение срока действия лицензии. После внесения изменений в ПВБУ мнения экспертов по бухгалтерскому учету разделились. Одни полагают, что затраты на уплату госпошлины за выдачу лицензии (а также иные затраты, если они имели место) должны быть учтены единовременно в составе расходов. Другие эксперты продолжают настаивать на применении прежнего порядка (учета указанных расходов на счете 97 с поэтапным списанием в расходы). Существует и совсем новый подход: расходы, понесенные организацией на приобретение лицензии, образуют нематериальный актив (НМА), соответственно, его стоимость (если срок действия лицензии ограничен) погашается путем начисления амортизации.
Остановимся на каждой из этих позиций подробнее.
Как возникла коллизия?
по г. Москве от 10.02.2012 №16-15/011630@ ).
А что же сейчас? Отвечает ли указанный порядок требованиям ныне действующих актов по бухгалтерскому учету? Еще раз процитируем п. 65 ПВБУ: затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Заметьте, в данной норме речь идет именно об активах организации. Из ее буквального прочтения родилось мнение, что если понесенные организацией затраты не образуют какой-либо актив (нематериальный актив, основное средство, дебиторскую задолженность, материально-производственные запасы), они представляют собой расходы и, следовательно, отражаются в учете единовременно.
Но существует и другая позиция: актив не обязательно должен быть классифицирован в качестве одной из указанных выше ипостасей. Для признания его таковым достаточно общих оснований (критериев признания актива). Напомним, что активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды в будущем (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России ). В этом случае в учете снова возникает счет 97 «Расходы будущих периодов».
Итак, первый вопрос, которым должен задаться бухгалтер, столкнувшийся с затратами, произведенными организацией единовременно, но относящимися к будущим периодам: соответствует ли приобретенный ресурс (в данном случае лицензия на право осуществления предпринимательской деятельности в определенной области) понятию актива.
Напомним, что лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ). Лицензии, выданные на основании названного закона, действуют бессрочно (п. 4 ст. 9). Лицензии, дающие право производить, хранить и реализовывать алкогольную продукцию, имеют ограниченный срок действия.
Списание в расходы единовременно
Расходами считается уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (п. 7.6 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России).
Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
– расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
– сумма расхода может быть определена;
– имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Использование счета 97
Процитируем Письмо Минфина РФот 12.01.2012 № 07-02-06/5 на заданную тему: в соответствии с ПВБУ затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.
Следовательно, чиновники подтверждают мнение, что в бухгалтерской отчетности с учетом уровня существенности может присутствовать строка «Расходы будущих периодов», значит, никто не запрещает бухгалтерам для отражения названных расходов применять одноименный счет и списывать их в течение периода, к которому они относятся.
Добавим, что применение того или иного счета в бухгалтерском учете – это элемент учетной политики. Организация вправе пользоваться рекомендованными счетами, а также вводить дополнительные синтетические (для отражения специфических операций), используя свободные номера счетов.
Минусы данного метода:
– указанные затраты отражаются в бухгалтерской отчетности в составе оборотных активов, в то время как они обычно имеют долгосрочный период использования;
– лицензии, полученные в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ, выдаются на неограниченный срок, следовательно, нет возможности достоверно определить, в течение какого периода списывать эти затраты;
– показатели строки «Расходы будущих периодов» (если суммы таких затрат в организации существенны) либо «Прочие оборотные активы» для пользователей бухгалтерской отчетности неинформативны.
Возникновение нематериального актива
Существует третий вариант учета затрат на получение лицензии. Он основывается на нормах, содержащихся в ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов» и в международных стандартах финансовой отчетности. Его сторонники (как и те, кто придерживается второй позиции) считают, что лицензия на право осуществления определенного вида предпринимательской деятельности образует актив, причем они пошли дальше, квалифицировав его как нематериальный.
Так, в соответствии с п. 3 ПБУ 14/07 для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение следующих условий:
– объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем, в частности, он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации;
– организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (в том числе у нее есть надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и права этой организации на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации – патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора, и т. п.), а также существуют ограничения доступа иных лиц к таким экономическим выгодам;
– можно выделить объект или отделить (идентифицировать) его от других активов;
– объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока его полезного использования свыше
12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
– организация не предполагает продать объект в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает
– фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;
– у объекта отсутствует материально-вещественная форма.
Несмотря на то что в примерах, содержащихся в данной норме, не перечислены затраты на приобретение лицензии, по мнению экспертов, при соблюдении приведенных выше условий стоимость лицензии (расходы на ее получение) правомерно учитывать в составе НМА: условие пп. «б» п. 3 ПБУ 14/07 считается выполненным также в случаях подтверждения права организации на получение экономических выгод в будущем документами, не названными в этом пункте, даже если такие документы не подтверждают наличие исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. При соблюдении условий п. 3 ПБУ 14/04, в том числе условия пп. «б», нематериальными активами могут признаваться неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также права на объекты, не являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, такие как лицензии на осуществление определенных видов деятельности, лицензии на добычу полезных ископаемых, квоты на вылов рыбы, лесорубочные билеты, сертификаты качества продукции, права на вещательные частоты и т. п.
Подтверждение данной позиции можно найти в МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы»: при соблюдении критериев признания НМА (идентифицируемость, контроль над ресурсом, наличие будущих экономических выгод) актив признается таковым. В качестве одного из примеров НМА в п. 9 названного документа приведена лицензия на рыболовство. А в пункте 4МСФО (IAS) 38 уточняется, что нематериальный актив в виде лицензии содержится на физическом носителе (в юридической документации). Согласно п. 17МСФО (IAS) 38 к будущим экономическим выгодам, проистекающим из нематериального актива, может относиться выручка от продажи продуктов или услуг.
На основании норм ПБУ 14/07 стоимость НМА погашается путем начисления амортизации, но только в случае, если установлен срок полезного использования актива. По нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется (п. 23). Что это означает в нашем случае? Лицензия, например на розничную продажу алкоголя, имеет ограниченный срок действия, следовательно, ее стоимость можно учесть в расходах в течение срока действия посредством начисления амортизации. До того момента остаточная стоимость лицензии будет отражаться по строке «Нематериальные активы» бухгалтерского баланса. При получении лицензии в соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ стоимость актива погашаться не будет, так как лицензия выдается на неограниченный срок.
Что ж, на сегодняшний день существует три радикально противоположных мнения относительно учета затрат организаций на получение лицензий. Какой из них выбрать? Однозначный ответ на поставленный вопрос, пожалуй, дать нельзя. По нашему мнению, наиболее приемлемым является третий вариант: приобретенная лицензия на право осуществления деятельности отвечает признакам актива. Поскольку она выдается на длительный период времени, информация о ее стоимости, как того и требует законодательство, будет отражаться в составе внеоборотных активов.
Пункт 47 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Статья 18 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н.
Утверждены Приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н.
Одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н.
Утверждено Приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н.
Пункт 10, 11 Толкования Р 113 «Исключительные права как критерий признания нематериальных активов», принято Комитетом БМЦ по толкованиям 09.09.2011, размещено по адресу http://www.bmcenter.ru/. Настоящее толкование не применяется в отношении лицензий на осуществление деятельности, которая является условием существования данной организации как юридического лица.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Отражаем затраты на покупку неисключительных прав (лицензий). Какой счет выбрать? Бухгалтерский и налоговый учет
Российская компания по лицензионному договору приобретает неисключительные права у иностранной компании для их дальнейшей передачи в пользование своим российским заказчикам. С иностранной компанией заключается лицензионный договор, в соответствии с которым российская компания получает доступ к информационной базе.
Итак, рассматриваем вопрос, на каком же счете лучше учесть покупку неисключительных прав.
Сразу подчеркнем, что приобретение неисключительных прав по лицензионному договору не дает нам право отразить их в качестве нематериальных активов организации. Значит, мы можем рассматривать счета 41 «Товары», 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные расходы».
Рассматриваем возможность отражения приобретения и передачи неисключительных прав по лицензионному договору на счете 41 «Товары»
Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» товары, являются частью материально-производственных запасов. На счете 41 в соответствии с инструкцией по применению плана счетов отражаются товарно-материальные ценности, приобретенные в качестве товаров для перепродажи. Этот счет использовать для учета имущественных прав нельзя, т.к. материально-вещественная форма у прав отсутствует.
Кроме этого, рассматривая положения НК РФ, а именно статью 148 НК РФ, можно сделать вывод о том, что передача лицензий относится именно к услугам. Ведь статья 148 НК РФ касается места реализации услуг в целях исчисления НДС. Также с 01.01.2008 г. в перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС, был включен подпункт 26 пункта 1 статьи 149 НК РФ, касающийся реализации права на программы базы данных на основании лицензионного договора. Обратите внимание! Обычная купля-продажа товаров будет облагаться НДС.
В свое время по этой теме было выпущено несколько писем Минфина, которые подтверждают нашу точку зрения. Письмо Минфина РФ от 21 февраля 2008 г. № 03-07-08/36, Письмо Минфина РФ от 05.03.2008 N 03-07-08/55, Письмо Минфина РФ от 01.04.2008 № 03-07-15/44.
Таким образом, с нашей точки зрения отражать покупку права по лицензионному договору на 41 счете нельзя.
Рассматриваем возможность отражения приобретения и передачи неисключительных прав по лицензионному договору на счете 97 «Расходы будущих периодов» и 26 «Общехозяйственные расходы»
Согласно пункту 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» платежи за предоставленное право использования результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, производимые в виде фиксированного разового платежа, отражаются в бухгалтерском учете пользователя (лицензиата) как расходы будущих периодов и подлежат списанию в течение срока действия договора. Таким образом, именно приобретение неисключительных прав по лицензионному договору должно отражаться на счете 97, это прямо предусмотрено ПБУ 14/2007.
Далее эти расходы, согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности в соответствии с конкретным договором.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета, «организации, деятельность которых не связана с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 «Общехозяйственные расходы» для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», в дебет счета 90 «Продажи».
Согласно подпункту 26 и подпункту 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование баз данных по договорам с правообладателем (лицензионным и сублицензионным соглашениям), а также периодические платежи за пользование правами интеллектуальной деятельности, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Учет расходов на ПО и лицензии. Как все сделать в 1С
Любую покупку нужно отражать в учете, поскольку все траты должны быть документально зафиксированы и обоснованы. С неисключительными правами на программное обеспечение возникают следующие вопросы: когда происходят выплаты, на основании чего они проводятся и как это сделать в 1С?
Бухгалтерский учет расходов
Бухгалтерский учет расходов на покупку лицензии или программного обеспечения может отличаться в зависимости от способа оплаты:
1. Лицензия куплена единовременно на определенный срок, который установлен договором.
2. Оплата происходит в установленные даты.
После того, как мы определились со способом оплаты, проводим покупку:
При единовременной сделке нужно распределить сумму на весь период пользования. Списания происходят постепенно, пока не истечет ваш договор. Выплаты будут соответствовать определенному налоговому периоду.
Во втором варианте – вы платите каждый месяц, квартал или год и проводите все операции.
Налоговый учет
Несмотря на то, что в бухгалтерском учете все просто, вопрос возникает при проведении расходов. Делать это постепенно или сразу?
Здесь все зависит от сделки. Существуют общие правила, по которым расходы проводятся в том периоде, когда они были совершены. Если это не обговорено и не зафиксировано договором, растяните траты на весь период пользования. Если он не указан, то устанавливается по умолчанию – 5 лет (письма Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 № 03-03-06/1/52). Минфин также рекомендует распределять выплаты, если вы модифицируете программное обеспечение.
В случае, если продукт предоставляется единовременно, и оплата была проведена полностью, то можно списать расходы в текущем налоговом периоде.
К чему отнести покупку лицензии
Покупка лицензии относится к прочим расходам (ст. 264 НК РФ). Ее приобретение вместе с компьютером или банкоматом автоматически превращает прочие в расходы по доведению основного средства до состояния, пригодного для использования. Техника без программного обеспечения работать не сможет, поэтому расходы переходят в другую категорию.
Проводим покупку в 1С
Теперь, ознакомившись с основными тонкостями, попробуем на примере провести покупку. Мы будем приобретать лицензию на 1С: Бухгалтерию. Оплата списывается у нас постепенно в соответствии с договором.
Сначала нужно оформить сделку. Заходим в раздел «Покупки», выбираем «Поступление (акты, накладные)».
В открывшимся окне нажмите «Поступление», затем «Услуги (акт)».
Обратите внимание на столбик «Счета учета». Укажите счет затраты 97.21 (Прочие расходы будущих периодов).
Остаемся в меню «Счета учета». Теперь нам нужно создать новый документ в графе «Расходы будущих периодов». Заполнить его можно на примере скриншота:
Укажите наименование программы и сумму оплаты. В периоде списания поставьте даты из вашего договора. Счет затрат будет 26. После ввода данных переходим обратно в раздел «Поступление товаров и услуг», нажимаем «Показать проводки и другие движения документа».
У нас все получилось. Осталось провести списание по периодам. Заходим в меню «Закрытие месяца» и нажимаем «Списание расходов будущих периодов».
После проведения частичная сумма со счета 97.21 перейдет на счет 26. Подробности по операции вы можете посмотреть в разделе «Расчет списания расходов будущих периодов». Проведение покупки программного обеспечения – это несложный процесс, в котором возможно разобраться. Главное учитывать при каких обстоятельствах приобретается лицензия для верного учета налога.