на каком счете учитываются тмц
Методика учета товарно-материальных ценностей (нюансы)
Товарно-материальные ценности: что это в бухгалтерском учете
Для начала разберемся в таких понятиях, как товарно-материальные ценности (ТМЦ) и материально-производственные запасы (МПЗ). В основном эти термины используются как взаимозаменяемые. Так ли это и что входит в их состав?
В настоящее время понятие МПЗ получило большее распространение, хотя бы потому, что оно использовалось в терминологии действовавшего до 2021 года ПБУ 5/01, которое собственно и называлось «Учет материально-производственных запасов». С 2021 года ПБУ 5/01 отменено, а ему на смену пришел ФСБУ 5/2019, в названии которого также фигурирует слово «запасы». Если быть точнее, стандарт именно так и называется.
О том, что новый бухстандарт изменил в учете МПЗ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите к рекомендациям.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019, в состав запасов входят:
Подробно порядок учета МПЗ с 2021 года по правилам нового ФСБУ 5/2019 описан в Путеводителе от КонсультантПлюс. Посмотреть материалы можно бесплатно, получив пробный доступ к системе.
Понятие ТМЦ встречается в законодательных актах по бухучету нечасто. Во-первых, его можно найти в названии забалансового счета 002 «ТМЦ, принятые на ответственное хранение». Из смысла названия счета вытекает то, что ТМЦ — это непосредственно товары и материалы, ведь только они могут поступать от поставщиков, если речь идет об оборотных активах. Во-вторых, в п. 3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49, расшифровано, что в ТМЦ входят производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы.
Таким образом, понятия МПЗ и ТМЦ обозначают одни и те же классы активов и являются тождественными.
Основные вопросы при выборе методов бухгалтерского учета ТМЦ
Есть несколько ключевых вопросов по выбору способов бухучета ТМЦ, которые нужно закрепить в учетной политике.
Во-первых, по какой стоимости ТМЦ будут приходоваться: сразу по фактической или с использованием учетных цен.
От выбора варианта учета будут зависеть бухсчета, на которых должен вестись учет поступления и наличия МПЗ в организации: 10, 15, 16. Подробнее об использовании этих счетов читайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Во-вторых, нужно определить способ включения транспортно-заготовительных расходов в стоимость материальных ценностей.
Все способы подробно разобраны в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)?».
Кроме того, существует 3 варианта списания МПЗ на затраты.
Подробно о методах списания материалов, которые применимы и к остальным МПЗ, читайте в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Также необходимо установить метод списания расходов на покупку, хранение и продажу МПЗ в неторговых организациях: ежемесячно в полном объеме или пропорционально проданным товарам.
Как правильно учитывать материальные расходы в налоговом учете при расчете налога на прибыль, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите бесплатно пробный досуп к системе.
Бухгалтерский учет ТМЦ на примере
Продали партию из 6 шт. на сумму 42 000 руб. (в т.ч. НДС 7 000 руб.)
Также фирма закупила партию штор, готовых к продаже, в количестве 30 шт. на сумму 90 000 руб. (в т.ч. НДС 15 000 руб.).
Продали 4 шт. на сумму 16 500 руб. (в т.ч. НДС 2 750 руб.)
О специфике бухучета ТМЦ в торговле читайте здесь.
Регламент учета материальных ценностей на предприятии
Разработка внутренних актов является важным моментом для эффективного налаживания процессов на предприятии, внедрения и соблюдения внутренних контролей, а также недопущения недостач и ошибок в учетных данных. Отметим, что регламент учета товарно-материальных ценностей описывает порядок действий сотрудников и документооборот для совершения определенной операции. А то, какие способы бухучета были выбраны, описывается в учетной политике, кроме того, возможны отдельные уточняющие внутренние акты. Опишем основные пункты, которые могут быть раскрыты в регламенте учета МПЗ:
Мы привели примерный перечень тем, которые могут быть затронуты в регламенте, поскольку он создается с учетом специфики внутренних процессов отдельного предприятия.
Итоги
Учет товарно-материальных ценностей на предприятии нуждается в разработке специально подобранной для конкретного случая методики. Эта методика отражается как в учетной политике, так и во внутренних регламентах по работе с ТМЦ. В нашей статье мы рассмотрели основные вопросы, которые должны быть раскрыты в этих документах.
Как проводится учет товарно-материальных ценностей
Учет товарно-материальных ценностей (ТМЦ) производится на основании первичных документов (статья 9 ФЗ №129 от 21.11.1996 года). Он должен соответствовать всем нормативным актам. Существуют правила учета, утвержденные различными Методическим указаниями и Постановлениями.
Что представляют собой ТМЦ в бухучете?
ТМЦ – это статистический показатель. В его состав могут входить:
Бухгалтер обязан отражать все хозяйственные операции с ТМЦ: поступление, передвижение внутри предприятия, списание.
Методы учета ТМЦ
Методы учета прописаны в Методических указаниях №119.
Сортовой метод
Учет выполняется при помощи карточек сортового типа. В них фиксируется наличие объектов, а также их движение. В пунктах под номерами 136-140 Методических указаний описаны особенности метода. Учет может вестись следующими способами:
Сортовой метод используется тогда, когда хранение ТМЦ осуществляется по названию и сорту. При этом не проводится учет времени поставки ценностей, их стоимости. На каждую из номенклатур заводится отдельная карта складского учета. Отличается одна номенклатура от другой по следующим показателям:
Карточки будут актуальными в течение всего года. В них должна быть изложена вся информация о принятом объекте. Их требуется зарегистрировать в соответствующем реестре. После этого в карточках проставляются индивидуальные номера. Регистрацией обязаны заниматься сотрудники бухгалтерского отдела. Если весь лист карточки заполнен, открываются новые листы. Их обязательно требуется пронумеровать.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все записи, вносимые в карточки, должны подтверждаться первичной документацией.
Плюсы и минусы сортового метода
Сортовой метод отличается следующими преимуществами:
Однако есть и существенные недостатки – сложности в классификации товаров одного сорта по разной стоимости.
Вопрос: Как отражается в учете хранителя оказание услуг по договору складского хранения, в том числе получение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) на ответственное хранение и их возврат по окончании срока договора?
Посмотреть ответ
Партионный метод
Партионный метод предполагает порядок учета, аналогичный сортовому методу. Отличие заключается в том, что раздельно регистрируется каждая партия ТМЦ. О партионнном методе написано в пункте 242 Указаний. Он используется и на складе, и в бухгалтерском отделе. Предполагает отдельное хранение каждой партии. На каждую из партий должен быть соответствующий транспортный документ.
ВАЖНО! Продукция, которая перевозилась одним транспортом, товары с одним названием и одновременным поступлением от единственного поставщика – все это можно считать единой партией.
Партию нужно зарегистрировать в журнале поступления ТМЦ. Ей присваивается индивидуальный регистрационный номер. Он используется для проставления отметок в расходной документации. Регистрационный номер ставится рядом с названиями ТМЦ. Необходимо открыть две партионные карты. Одна будет использоваться в складском отделении, другая – в бухгалтерском. Форма карточки определяется типом продукции.
Плюсы и минусы партионного метода
Методика отличается следующими преимуществами:
Выбор конкретного метода будет зависеть от приоритетов предприятия, размеров складского помещения.
Учет ТМЦ
Учет производится на основании первичной документации, составленной по унифицированной форме.
Поступление
Оформление будет зависеть от следующих факторов:
При приемке составляется акт. Оформить его нужно по форме №ТОРГ-1. Сотрудники при поступлении ТМЦ должны действовать в соответствии со следующим алгоритмом:
Регламент должен быть зафиксирован во внутренних актах предприятия.
Проводки при поступлении
При поступлении ТМЦ от поставщика будут использоваться следующие проводки:
ТМЦ могут поступать не только от поставщиков, но и от учредителей и прочих лиц. В этом случае открывается соответствующий субсчет счета 10. Проводки будут следующими:
Если ТМЦ поступили для перепродажи, следует использовать счет 41.
Внутренние передвижения ТМЦ
Под внутренними передвижениями товарно-материальных ценностей нужно понимать их перемещение в границах предприятия. К примеру, отпуск сырья со склада в производственный цех. Как правило, при внутренних перемещениях оформляется накладная. Она актуальна в следующих случаях:
Накладная составляется, согласно Постановлению №71а, по форме №М-11.
Списание
Списание ТМЦ – необходимая процедура, обеспечивающая соответствие фактического количества ценностей с зафиксированным в бухгалтерских документах. Для оформления составляется акт о списании. Ценности, указанные в нем, не подлежат дальнейшему применению. Документ утверждается руководителем. В акте нужно указать всю информацию об объекте списания: вес, номер, причину выбытия.
Задача бухгалтера – отражение стоимости списываемых ценностей. Определяться она может следующими методами:
ВАЖНО! Если списание производится в связи с тем, что ценность морально устарела, то акт не составляется.
Проводки при списании
При списании могут использоваться следующие проводки:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При выбытии с балансового счета списывается и стоимость ценности, и амортизационные начисления по ней.
Пример списания
При списании оргтехники в бухучете появляется следующая запись:
Учет по выбытию ведется в специальном журнале.
Бухгалтерский учет поступления материалов
Для учета материалов существует бухгалтерский счет 10 «Материалы». Счет 10 – активный, на нем ведется учет активов предприятия (материальных ценностей), по дебету данного счета отражается поступление материалов на склад предприятия, по кредиту выбытие и их отпуск в производство.
При поступлении на предприятие материальные ценности могут учитываться двумя способами:
К 10 счету может быть открыт ряд субсчетов: сырье и материалы, полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части и т.д.
Кроме этого, на каждом субсчете может вестись еще аналитический учет поступления по каждому конкретному виду (сорт, наименование) материалов или по местам их хранения.
Учет по фактической себестоимости
К затратам можно отнести:
Поступление материалов от поставщика осуществляется на основе доверенности на получение ТМЦ форма М-2 или М-2а. Форму М-2а, как правило, применяют при частом, постоянном получении ценностей. Форма М-2 обычно применяется для разового получения. Главное отличие этих двух форм – это наличие корешка в форме М-2, который при выдаче доверенности остается в бухгалтерии и подшивается в соответствующие папки. Данный корешок содержит необходимую информацию о выданной доверенности и позволяет бухгалтеру не делать дополнительных записей вручную. Применение этих форм актуально в том случае, если лицо, получаемое ТМЦ у поставщика или перевозчика, доставившего ТМЦ, не является руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Проводки
НДС по приобретаемым ТМЦ выделяется на отдельный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» проводкой Д19 К60, после чего НДС направляется к вычету в дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» — проводка Д68.НДС К19.
Оплата поставщику с расчетного счета оформляется проводкой Д60 К51.
Выполнить указанные выше бухгалтерские проводки можно только в том случае, если имеются подтверждающие документы:
Проводки по учету материалов при поступлении по фактической себестоимости:
Пример
Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб. Расходы на доставку составили 11 800 руб., в том числе НДС 1 800 руб. ТМЦ приходуются по фактическим ценам. Расходы на доставку отражаются на отдельном субсчете счета 10 – 10.ТЗР. В производство отправлено 500 шт. ТМЦ.
Проводки:
Учет по учетным ценам
Для учета товарно-материальных ценностей в данном случае используются вспомогательные сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».
Проводки
НДС выделяется отдельно на 19 счет: Д19 К60, после чего направляется к вычету Д68.НДС К19.
После чего ТМЦ приходуются в дебет сч. 10 по учетным ценам: Д10 К15.
Разница между фактической ценой, указанной на сч. 15, и учетной, отраженной на сч. 10, отражается на сч. 16.
Если фактическая цена больше учетной, то выполняется проводка Д16 К15 на величину, равную разнице между закупочной и учетной стоимостью. При этом на сч. 16 появляется дебетовое сальдо, которое в конце месяца списывается на те счета, на которые списываются материалы. Сумма, которую нужно списать со сч. 16 в конце месяца определяется по следующей формуле:
(Сальдо по дебету сч. 16 на начало месяца + оборот по дебету сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).
(Сальдо по кредиту сч. 16 на начало месяца + оборот по кредиту сч. 16 за месяц) * оборот по кредиту сч. 10 за месяц / (сальдо по дебету сч. 10 на начало месяца + оборот по дебету сч. 10 за месяц).
Пример
Организация покупает ТМЦ в количестве 1000 шт за 118 000 руб., в том числе НДС 18 000 руб.
ТМЦ приходуются по учетной цене 120 руб. за штуку. В производство направлено 500 шт. ТМЦ.
Проводки:
Помимо того, что материалы могут поступить на предприятие от поставщика, их можно также изготовить собственными силами из других материалов, также они могут быть внесены в уставной капитал организации или получены безвозмездно.
Другие способы поступления материалов
При изготовлении материальных ценностей стоимость, по которой они будут оприходованы на склад, складывается из всех фактических затрат, возникших в процессе производства. Сюда могут включаться: стоимость исходных материалов, амортизация основных средства, используемых при производстве, зарплата персонала, накладные расходы и прочие прямые расходы.
Все затраты по производству собираются на сч. 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательное производство», после чего списываются на сч. 10 Материалы.
Проводки:
Взнос в уставный капитал
Если материальные ценности поступают от одного из учредителей в виде взноса в уставный капитал, то необходимо провести их оценку, согласовать стоимость со всеми учредителями, при необходимости воспользоваться независимой экспертизой.
Также в фактическую себестоимость могут быть включены транспортно-заготовительные расходы.
Проводка по учету поступления материалов в данном случае будет иметь вид: Д10 К75.
Безвозмездное поступление
Если материалы поступают в организацию по договору дарения (безвозмездно), то их фактическая себестоимость принимается равной среднерыночной стоимости. Сюда также включаются транспортно-заготовительные расходы.
Безвозмездное поступление отражается проводкой: Д10 К98.
По мере списания материальных ценностей в производство с дебета счета 98 «Доходы будущих периодов» списываются суммы по материалам, полученным при дарении, в кредит счета 91/1 (отражаются в составе прочих доходов).
Проводки при безвозмездном поступлении материалов:
Безвозмездная передача материальных ценностей отличается тем, НДС в этом случае не выделяется, даже если поставщик предоставил счет-фактуру.
Видео: учет материалов в 1С
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Учет материалов в бухгалтерском учете по ФСБУ 5/2019 «Запасы»
С 2021 года компании должны вести учет запасов по новым правилам. Утвержден федеральный стандарт бухучета ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменит ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ. Его нужно применять с бухгалтерской отчетности за 2021 год. Организации имеют право использовать его раньше.
Новые правила отличаются от текущих. Расскажем, как теперь принимать материалы к учету, как списывать их в производство и что особенного в учете подарков.
Что относится к материалам
Материалы — это один из видов запасов, которые нужны для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг (пп. «а» п. 3 ФСБУ 5/2019). К ним относятся: сырье, полуфабрикаты, комплектующие, основные и вспомогательные материалы, тары, топливо, запчасти и пр. (п. 42 указаний).
По какой стоимости принимать материалы к учету
Чтобы принять материалы к учету, оцените их по фактической себестоимости (п. 9 ФСБУ 5/2019).
Ее расчет зависит от способа получения материалов. Возможны следующие варианты:
Покупка за плату. Фактическую себестоимость формируйте в стандартном порядке — учитывайте все затраты на приобретение, доставку и подготовку к эксплуатации. Не забудьте исключить из стоимости НДС, который потом примете к вычету.
Безвозмездное получение, полная или частичная оплата неденежными средствами. Оцените материалы по справедливой стоимости. Правила её расчёта утверждены в МСФО от 28.12.2015 № 13. Не забудьте увеличить ее на сумму дополнительных затрат по приобретению, доставке и подготовке к использованию.
Вклад в уставный капитал. Принимайте к учету по фактической стоимости с учетом дополнительных затрат.
Выбытие, ремонт, модернизация или реконструкция внеоборотных активов. Оцените стоимость материалов по меньшей из двух величин:
Важно! Не включайте в себестоимость запасов:
Как отражать операции с материалами в бухучете
В бухгалтерском учете материалов участвует три основных счета: 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материалов», 16 «Отклонение в стоимости».
Основной счет для учета материалов — 10. По его дебету отражается поступление, по кредиту — списание в производство и выбытие по другим причинам.
К счету 10 можно открыть субсчета, чтобы сделать учет более простым и понятным. Например, отдельно выделить сырье и материалы, топливо, запчасти, тару, спецодежду и пр.
Оприходуем материалы на склад
Каждое поступление материалов надо подтверждать первичными документами. Часть из них вы получите от поставщика, а часть надо будет оформить самостоятельно. Полный список документов зависит от того, каким способом вы получили материалы, например, по договору поставки или изготовив самостоятельно.
Поступление материалов на склад оформляет кладовщик или другой сотрудник с материальной ответственностью. Для этого в день приемки составляют приходный ордер по форме, которая утверждена руководителем. Это может быть:
Важно! Чтобы сократить документооборот, приходный ордер можно заменить штампом со всеми необходимыми реквизитами. Его проставляют на документе поставщика, например на накладной. Это решение нужно отразить в учетной политике.
Бухгалтерские записи для отражения получения материалов зависят от того, как их получили и того, какие счета использует организация.
1. Покупка материалов
У вас на руках должны быть счета, счета-фактуры, накладные и сопроводительные документы. Оприходуйте материалы по фактической себестоимости. Если вы формируете стоимость именно на счете 10 (это должно быть прописано в учетной политике), проводки следующие:
Дебет
Кредит
Операция
Продавец предъявил НДС
Дополнительные затраты на приобретение материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены материалы и услуги иных контрагентов
2. Безвозмездное получение
Тот, кто подарил вам материалы, должен предоставить те же документы, что продавец. Фактическую себестоимость определяйте по справедливой стоимости. В бухучете сформируйте следующие проводки:
Дебет
Кредит
Операция
Получены в дар материалы
Дополнительные затраты на приобретение материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС с дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
3. Вклад в уставный капитал
Вклад материалов в уставный или складочный капитал оформляется актом приема-передачи, его можно составить в произвольной форме, но с обязательными реквизитами (п. 2 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Дебет
Кредит
Операция
Материалы внесли в счет оплаты уставного капитала
Признан эмиссионный доход в случае, если стоимость полученных материалов больше номинальной стоимости акций (номинального размера доли)
Отражен НДС со стоимости материалов, восстановленный передающей стороной
Дополнительные затраты по получению материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС со стоимости материалов и дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
4. Поступление при ликвидации основных средств
Оформите поступление требованием-накладной. Если ликвидируете недвижимость, составьте акт об оприходовании МЦ. Для этого подходят формы № М-11 или № М-35 соответственно. Сформируйте следующие проводки:
Дебет
Кредит
Операция
Оприходованы материалы от ликвидации основного средства
Дополнительные затраты по получению и подготовке материалов
НДС с суммы дополнительных затрат
НДС с дополнительных затрат принят к вычету
Оплачены дополнительные затраты
Если вы применяете счет 15, поступление материалов и дополнительные затраты сначала учитывайте на счете 15, а затем оприходуйте по учетной цене проводкой Дт 10 Кт 15.
Для тех, кто применяет и 15, и 16 счет, отклонения между учетной ценой и фактической себестоимостью отражаются проводками:
Как списать материалы при использовании
Материалы, которые вы списываете с 10 счета, можно оценить тремя способами (п. 36 ФСБУ 5/2019):
ФСБУ 5/2019 устанавливает, что по материалам, у которых схожи свойства и характер использования, нужно каждый раз применять один и тот же способ расчета себестоимости. Выбранный метод закрепите в учетной политике.
Для бухгалтерского учета расходования материалов выберите один из двух способов:
1. Списание материалов
Списание материалов всегда должно подтверждаться первичными документами. Когда вы передаете материалы внутри организации для дальнейшего использования, формируйте требования-накладные или лимитно-заборные карты. При продаже или передаче материалов другой организации, нужна накладная, при недостаче — понадобится инвентаризационная опись.
Проводки для списания материалов могут быть следующие:
Дебет
Кредит
Операция
Списана стоимость материалов, переданных или использованных для хозяйственных, управленческих или коммерческих нужд
Списана стоимость материалов, переданных или использованных в производстве
Списана стоимость материалов, переданных для создания внеоборотных активов
Списана стоимость материалов в прочие расходы (при продаже)
Если вы продаете материалы, списывайте их одновременно с признанием выручки от продажи, во всех иных случаях — в момент выбытия.
2. Списание отклонений от фактической себестоимости
Тем, кто применяет учетные цены и счет 16, при списании материалов нужно также списать отклонения.
Накопленную на счете 16 разницу, спишите на счета учета затрат:
3. Возврат неиспользованных материалов
Если вы списали материалы, но их так и не использовали для производства и иных нужд, отразите возврат тем же способом, которым отражаете передачу материалов подразделениям.
Если при передаче вы отразили отпуск в производство и списали материалы со счета 10, отразите возврат материалов проводкой: Дт 10 Кт 20 (23, 25, 26, 29, 44, 97 и др.).
Если вы отражали передачу материалов, как внутреннее перемещение (только в аналитическом учете по счету 10), отразите возврат тоже только в аналитическом учете.
Контур.Бухгалтерия поможет наладить учет материалов в компании. Создайте номенклатуру материалов, заводите документы по поступлению и продаже, оформляйте списание ТМЦ на затраты, недостачи и потери. Отслеживайте остатки ТМЦ на предприятии и анализируйте 10 счет. Все задачи автоматизированы. Попробуйте учет материалов в Бухгалтерии. Новые пользователи получают 14 дней работы в подарок.