на каком судне плавал кусто
«Калипсо»: судьба легендарного корабля Кусто
Насыщенной жизни этого корабля можно только позавидовать. 46 лет он бороздил моря и океаны вместе с командой Жака-Ива Кусто, внеся немалую лепту в изучение самых неизведанных уголков нашей планеты.
Никто и не мог предположить, какой значительный путь предстоит пройти деревянному минному тральщику Британских Королевских ВМС, когда его спускали на воду весной 1942-го года. Прослужив короне пять лет, корабль ушел «на гражданку» и стал паромом между Мальтой и островом Гоцо. Именно тогда он получил имя нимфы Калипсо. Однако и эта служба продлилась не долго. Уже через три года судно выкупил Томас Лоэл Гиннесс. Ирландский миллионер и бывший член парламента выдал «Калипсо» Жаку Иву Кусто в лизинг всего за один франк в год, поставив только два условия: не раскрывать его имя общественности и не просить больше денег.
Кусто полностью переоборудовал корабль, добавив все необходимое для дайвинга, подводных съёмок и океанографических исследований. На судне появилась посадочная площадка для вертолёта, а также научное оборудование, отсек для подводного наблюдения (3 метра под ватерлинией), одно- и двухместные мини-подводные лодки разработки Кусто («ныряющие блюдца») и подводные мотоциклы.
Корабль мог в режиме полной автономности преодолевать до 5 тысяч миль (порядка 9200 км). Команда «Калипсо» состояла из 12 человек, при этом 10 членов экипажа — сами исследователи. За время работы команды Кусто на «Калипсо» корабль побывал практически во всех океанах и морях мира, включая Антарктику, и даже прошёлся по руслу Амазонки.
К сожалению, 11 января 1996 года «Калипсо» столкнулся в Сингапурской гавани с баржей и затонул. Через 17-ть дней его подняли со дна и отбуксировали во Францию. Уже после смерти Кусто корабль хотели восстановить и сделать музеем или плавучей образовательной выставкой для обучения ныряльщиков, но различные финансовые и бюрократические трудности долго не позволяли осуществить задуманное. Среди моряков даже ходило мнение, что лучшей и символичной участью для легендарного корабля будет затопление в открытом море. Однако в 2016-м году то, что осталось от корабля, все-таки было отправлено в турецкий порт Измит, где, по плану владельцев корабля, ему предстояла долгая и тщательная реставрация. В каком состоянии находится «Калипсо» сейчас и будут ли осуществлены планы по возвращению судна в строй, неизвестно.
Насыщенной жизни этого корабля можно только позавидовать. 46 лет он бороздил моря и океаны вместе с командой Жака-Ива Кусто, внеся немалую лепту в изучение самых неизведанных уголков нашей планеты.
Новая жизнь Калипсо. О корабле Жака-Ива Кусто
Напомним, что в 1996 году в сингапурской гавани сухогруз протаранил корабль известного океанографа.
17 ноября 2005 года «Калипсо» в порту французского города Ля Рошель / AFP / DERRICK CEYRAC
В результате аварии «Калипсо» затонул и лег на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять корабль на поверхность, и еще некоторое время, чтобы отбуксировать его во Францию. Некоммерческая экологическая организация Cousteau Society, созданная еще самим командором Жаком-Ивом Кусто, задалась целью восстановить судно. Реставрационные работы начались в 2009 году. Все шло хорошо…
Calypso на верфи в PIRIOU, France 03 июня 2015 года (Dmitry Kostyukov/The New York Times)
Но в Cousteau Society решили, что траты на ремонт корабля слишком неадекватны, в результате чего финансирование прекратилось. Начался период забвения. В 2014 году Ассоциация речных и морских акваторий признала «Калипсо» как часть морского культурного наследия. Однако, чтобы получить финансовую помощь со стороны правительства Франции, судну также необходимо было получить статус национального памятника.
Выход «Калипсо» из доков Concarneau, France. Март 2016 года. Фото : Cousteau Society
Однако история «Калипсо» получила счастливое продолжение.
Погрузка «Калипсо» перед отправкой в Измит. Фото: Cousteau Society
Легендарный корабль, на котором Жак-Ив Кусто со своей командой исследовал подводный мир в самых разных уголках планеты, недавно покинул ангар, в котором долгие годы хранился в разобранном виде. Путь лежал в турецкий порт Измит, где ему предстоит долгая и тщательная реставрация.
Корабль, спущенный на воду в качестве британского минного тральщика в 1942 году, имеет деревянный корпус и металлическую обшивку. Изначально планировалось отправить судно в Италию, но в итоге выбор пал на специалистов в Стамбуле, выразивших готовность взяться за непростую задачу реставрации старого деревянного корабля.
«Калипсо» прибыл в международный порт Измит (Турция) фото: Cousteau Society
Восстановление должно продлиться два года. По возможности будут сохранены оригинальное оборудование и обстановка, бывшие на «Калипсо» при жизни командора, за исключением некоторых навигационных приборов и двигателей. Их заменят на более современные, мощные и соответствующие современным экологическим требованиям — VOLVO PENTA.
Ремонт «Калипсо» — это не просто восстановление всемирно известного образа исследователей морских глубин, это также уникальная возможность сохранить частичку истории. Кроме того, «Калипсо» будет служить новым поколениям и продолжит информировать общественность о важности защиты океанов и природных ресурсов. «Калипсо» останется международным символом охраны окружающей среды. Он превратится в площадку для важных событий во всем мире, таких как подписание международных природоохранных протоколов и т. д…
«Calipso» автор Andre Laban. Холст. Масло. Из галереи телеканала OCEAN TV /// фото: А. Подколзин
Г-жа Франсин Кусто (вдова Жака Кусто и президент его фонда Cousteau Society) немало приложила усилий, чтобы «Калипсо» вновь встал в строй и мог идти к новым открытиям, следуя завещанию Жака Кусто. Именно поэтому после нахождения подходящего решения, миссис Франсин Кусто заявила:
“Я очень рада сообщить эту прекрасную новость: после 20-летней борьбы с невзгодами и различными казусами Cousteau Society выкупил корабль от имени Loel Guinness для того, чтобы быть живым представителем экологии в Мировом океане. А также, чтобы Cousteau Society удалось собрать группу щедрых и высоко мотивированных международных спонсоров, чьи цели совместимы с интересами Cousteau Society. Я благодарна тем, кто помогал нам, и я приглашаю всех тех, кто разделяет желание присоединиться к нам. Калипсо — это уникальная история и современность в сознании и памяти новых поколений, а также надежда на участие в таких долгосрочных проектах, как образование, исследования и рациональное использования морских и прибрежных районов.»
Модель судна «Калипсо»
Начало положено! Надежда, что однажды Калипсо снова выйдет в море, становится все более реальной.
Материал предоставлен партнером VodaBereg — OceanTV
«Добродушный дедушка в красной шапке»: все, что нужно знать о легендарном исследователе океанов Жаке-Иве Кусто
Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения французского океанографа, писателя, изобретателя и режиссера Жака-Ива Кусто. В XX веке людям казалось, что Земля изучена вдоль и поперек, все континенты обследованы, а все природные процессы описаны. Но это заблуждение развеял Жак-Ив Кусто, начав изучать ту часть биосферы, которая раньше была недоступна человеку – мировой океан. За всю свою жизнь французский ученый совершил несколько тысяч погружений и снял по ним более 150 фильмов, благодаря чему люди узнали, как выглядит подводный мир и какие он несет в себе опасности и возможности. Многие знают, кто Жак-Ив Кусто – легендарный океанограф, тот самый добродушный дедушка в красной шапке. Кажется, о каждой минуте своей жизни Кусто рассказал в своих документальных фильмах, но на самом деле многие интересные факты из его биографии остались за кадром. Ко дню рождения легендарного исследователя океанов «МИР 24» собрал для вас любопытные факты о жизни, работе и наследии Жака-Ива Кусто.
1. Жак-Ив Кусто никогда не мечтал быть океанографом
На самом деле юный Жак-Ив с детства мечтал был летчиком, небо всегда казалось ему более привлекательным, чем море. Изменила его мнение страшная трагедия – в 1936 году Кусто попал в автомобильную аварию, в которой сломал обе руки. Правая сторона тела была парализована, а врачи даже прогнозировали ампутацию конечностей. Юноша решил во что бы то ни стало восстановиться, причем самостоятельно. Для этого Кусто выбрал самый долгий и болезненный способ, который предполагал ежедневное плаванье в Средиземном море. Так молодой человек стал проводить каждый день по многу часов в море. Вскоре ему надоело просто так плавать по поверхности воды, и он начал погружаться и изучать богатства подводного мира. Тогда же ему подарили первые очки для подводного плаванья – считается, что в тот момент, в 1936 году, Жак-Ив впервые понял, что океан является его истинной страстью.
И уж тем более Кусто никогда не мечтал стать режиссером. Юноша снимал подводный мир исключительно в исследовательских целях, но вскоре понял, что на уникальном материале можно зарабатывать. Он снимал и монтировал фильмы в первую очередь для того, чтобы зарабатывать деньги на дальнейшие свои экспедиции. Когда он почувствовал интерес общественности к своему делу, ученый стал в своих фильмах больше внимания уделять проблемам экологии и призывам беречь планету. Благодаря фильмам ученому удалось привлечь внимание к загрязнению океанических вод, браконьерству, изменению климата. Тем не менее фильмы Кусто высоко ценили кинематографисты, он получил множество наград, среди которых четыре «Оскара».
2. Кусто изобрел не только акваланг
Через несколько лет после того, как Кусто увлекся морем, вместе с инженером Эмилем Ганьяном он придумал автономный скафандр с аквалангом – тогда, в 1943 году, о Кусто впервые заговорили ученые мира. Это было первое важное изобретение для длительного погружения в воду (Кусто хотел иметь как можно больше времени проводить под водой, не задерживая дыхание), поэтому многие запомнили его только как изобретателя акваланга. На самом же деле Жак-Ив подарил миру много важных изобретений для изучения океана.
Изначально юноша хотел просто-напросто как-то фиксировать увиденное на морском дне. Тогда он изобрел камеру для подводного плавания, причем собрал ее из подручных материалов. Эта первая, любительская модель, позже легла в основу для разработки более четких и надежных камер – водонепроницаемые, с возможностью делать четкие снимки в условиях низкой освещенности и высокого давления воды. На свою первую самодельную камеру Кусто умудрился снять несколько фильмов о жизни обитателей Средиземного моря, например, «Par dix-huit mètres de fond» («18 метров в глубину») и «Épaves» («Затонувшие корабли»).
Жак-Ив не изобретал ничего «по заказу» – все приспособления для подводной съемки, которые получили широкое распространение, ученый конструировал в первую очередь для себя, когда то было необходимо. Например, к середине 40-х годов Кусто собрал первую подводную телевизионную систему.
То есть помимо того, что можно было фиксировать на камеру подводные красоты, полученное изображение можно было сразу же ретранслировать на сушу. В 1953 году Кусто открыл эхолокацию китообразных. Ученый мечтал, что когда-то все люди смогут жить под водой, поэтому для своих экспериментов он в 1957 вместе с напарником Жаном Молларом изобрел подводный батискаф, а в середине 60-х соорудил уникальные подводные дома. В них Кусто проводил свои эксперименты по выживаю людей на глубине 100 метров в течение месяца.
3. Всю жизнь Кусто работал на одном судне – «Калипсо»
Как говорил сам Кусто, его бы не было без «Калипсо». Ученый приобрел списанный минный тральщик британских ВМС, переименовал его на свой вкус и превратил в передвижную станцию для подводных исследований. Вот тогда-то к нему пришла настоящая слава. Рассказывают, что однажды Жак-Ив встретил под Мальтой паром, который явно был переделан из списанного британского минного тральщика. Это обычное с виду судно показалось ученому самым подходящим для океанских исследований. Тогда он начал искать что-то похожее и для своих морских экспедиций, однако у океанографа не было денег на покупку дорогого судна. Тогда на помощь ему пришел бизнес-магнат Лоэль Гиннес, будучи большим любителем моря и приключений, он предложил Кусто арендовать у него судно за 1 франк в год. В обмен на услугу Гиннес попросил лишь не разглашать имя спонсора и больше не просить у него денег. Первой на борт обновленного судна взошла жена Кусто Симона, она же стала хозяйкой корабля. Несмотря на старания мужа, именно Симону члены экипажа считали истинным капитаном судна и даже были тайно влюблены в нее.
4. Кусто мечтал переселить человечество под воду
Жак-Ив Кусто действительно был настолько одержим океаном, что ему это казалось идеальным местом не только для работы и отдыха, но и для постоянного проживания. Подводный мир казался исследователю более дружелюбным и интересным, чем все воздушное пространство. Более того, Кусто был очень обеспокоен проблемой перенаселения Земли и предполагал, что со временем люди будут заселять ранее не занятые уголки планеты и непременно устремятся в океаны. Поэтому ему хотелось создать такие условия, в которых люди смогут жить под водой с комфортом, не нанося ущерб окружающей среде. Он также мечтал стать прародителем новой подводной цивилизации. В общем, планы у ученого были грандиозные, часть из них он успел воплотить при жизни.
В 1950 Кусто покупает списанное судно «Калипсо» и перестраивает его под морскую лабораторию. На палубе непрестанно трудились такие же увлеченные океанографы, как и сам Кусто – вместе они мечтали воплотить в жизнь безумную идею подводных домов. И вот в 1962 году команде впервые удалось обустроиться на дне моря. Команду ждал неожиданный успех.
Недалеко от берегов французского Марселя в Средиземное море погрузился первый в истории подводный дом. Это была весьма компактная бочка длиной 5 метров и диаметром 2,5 метра, которую неофициально прозвали «Диоген». Первыми «гостями» этого дома стали сам Кусто и два его ближайших друга-исследователя – Альбер Фалько и Клод Уэсли. Команда прожила неделю на глубине 10 метров.
Фото: imago stock&people\TASS
5. Кусто был одним из первых экологов, обеспокоенных изменением климата
Одной из самых выдающихся и захватывающих экспедиций Кусто называют его путешествие на самый холодный континент Земного шара, Антарктиду. В 1972-1973 годах океанограф впервые побывал на полюсе и поразился великолепием Антарктиды. В ходе своего исследования Кусто доказал огромную роль снежного материка в поддержании климатического, водного и температурного баланса на Земле. О своем опыте и открытиях он рассказал в пятичасовой телевизионной программе и постановочном фильме. В 1959 году в мире был подписан Договор об Антарктике, который гарантировал неприкосновенность континента, однако в конце 80-х в мире вновь заговорили о возможности использовать Антарктиду как источник полезных ископаемых. Кусто решил вмешаться. Он развернул масштабную кампанию о запрете разработки ресурсов на ледяном континенте и вновь отправился к заснеженным берегам. В этот раз он взял себе в помощники детей, чтобы подчеркнуть значение территории для будущих поколений. Результат не заставил себя долго ждать – уже в следующем году государства подписали протокол, запрещающий разработку полезных ископаемых на континенте как минимум на 50 лет.
6. Кусто исследовал не только океаны, но и внутренние пресные воды
Жак-Ив Кусто известен всему миру как исследователь океанов, коралловых рифов и морского дна, но вот мало кто знает, что ученый также интересовался и пресными водами. Воображение Кусто всегда будоражила крупнейшая на планете река Амазонка, ее изучению океанограф посвятил целых два года. В Южную Америку Кусто и его команда прибыли в 1982 году, по долгой и подробной экспедиции вышел шестичасовой документальный фильм и множество научных статей. Эта экспедиция стала одной из самых масштабных в истории изучении Амазонки – вместе с Кусто тайны реки разгадывали исследователи из 16 вузов 5 стран мира. Тогда была собрана огромная база данных о природе и экосистеме акватории. Полученные сведения стали отправной точкой для огромного числа дополнительных исследований и научных открытий. По примеру Кусто ученые разных стран начали изучать и другие реки мира.
Кроме того, эта поездка примечательна еще и тем, что Кусто впервые вел исследования не на борту «Калипсо». Верное морское судно было просто не приспособлено к пресной воде и передвижению по непредсказуемых притокам Амазонки. Поэтому на протяжении большей части экспедиции группе ученых пришлось передвигаться на моторных и речных лодках, байдарках, плотах, гидроплане, вертолете и даже грузовике-амфибии. Дело в том, что целью Кусто было не только изучение Амазонки как водного объекта, он также рассматривал влияние реки на окружающую природу, быт живших на ее берегах племен, животный мир региона. Весь этот огромный природный комплекс, основным объектом которого является великая река, ученые назвали Амазонией. Так Кусто узнал, как жизнь поселений с более чем 10-тысячилетней историей связана с засухами и дождями и экологическим состоянием Амазонки. Весь этот выдающийся труд не остался незамеченным – Кусто и его команде удалось привлечь внимание общественности к глобальным экологическим проблемам региона, например, загрязнению ртутью в результате деятельности золотых шахт Бразилии. Исследователи также обратили внимание на браконьерство в Амазонии – злоупотребление природными ресурсами и незаконное их использование привели к ослаблению экосистемы и пагубно повлияло на рыбный промысел.
7. Кусто не был примерным семьянином
Кусто женился на Симоне Мельхиор в 1937 году, она сопровождала мужа во многих его экспедициях. В браке родились двое сыновей – Филипп и Жан-Мишель. Вся семья была увлечена океаном, Кусто часто брал детей в свои экспедиции и со временем они тоже стали учеными и членами общества Кусто. Филипп совершил несколько самостоятельных открытый, был любимчиком отца и предполагаемым наследником семейного дела. Но жизнь молодого человека оборвалась трагическим образом, младший сын пары Кусто разбился на вертолете. Симона так и не смогла пережить утрату и вскоре в 1990 умерла от рака.
Тогда оказалось, что последние несколько лет Жак-Ив жил двойной жизнью, у него был роман на стороне со стюардессой Франсин Триплет, которая была на 36 лет моложе его. У пары уже было два внебрачных сына. Еще при жизни Симоны Кусто появлялся в обществе с Франсин, но тогда называл ее своей племянницей. Рассказывают, что Симона знала о похождениях мужа, но закрывала на них глаза ради детей – за это Кусто как раз и доверил ей командование своей «Калипсо». Франсин и Жак поженились через год после смерти Симоны. А старший сын от первого брака Жан-Мишель попал в немилость к мачехе – он не умел обращаться с деньгами и часто занимал у отца. Тогда новая жена океанографа предложила лишить Жана-Мишеля права пользоваться фамилией Кусто в коммерческих целях. Жак-Ив Кусто умер в 1997 году во Франции.
С тех пор и по сей день всем его наследием управляет Франсин, она же отправила поломанную «Калипсо» в вечный ремонт – по словам женщины, корабль сейчас находится на реконструкции, но французские СМИ уверены, что вдова присвоила выделенные на ремонт деньги себе, а корабль отправила гнить в некую французскую бухту. Дети Филиппа Кусто, Филипп-младший и Александра, продолжили дело отца и деда, сейчас они занимаются морскими исследованиями и экологией, однако вдова не дает им возможность действовать от имени общества Кусто.
Забвение истории. Последние дни Калипсо – судна командора Жака Ив Кусто.
Трудно признать то, что мы сейчас видим его с тем, что мы видели в превосходных фильмах и телевизионных программах начала и середины 1990 годов. В те годы “Калипсо” был иконой экологического движения за сохранение и информировании чудес и уязвимости Мирового океана. Путешествия на Калипсо сделали мировую славу команде Кусто, синонимом морской романтики, будь то исследования окена, поиск акул или затонувших кораблей.
То что осталось от Калипсо. Concarneau, France, June 3, 2015. (Dmitry Kostyukov/The New York Times)
Жак Ив Кусто как во Франции, так и во всем мире является первым океанографов и защитником окружающей среды. Однако он был на столько же ученым, как и шоуменом, понимая что для того, чтобы получить финансирование на дальнейшие исследования нужно открыть океан для широкой аудитории.
В своем завещании в 1997 году Жак Ив Кусто оставил небольшие, но четкие указания как нужно содержать корабль, который сопровождал его практически 40 лет.
В 1996 “Калипсо” был в сингапурской гавани, когда сухогруз случайно протаранил ее, “Калипсо” затонуло и легло на дно. Потребовалось несколько дней, чтобы поднять Калипсо на поверхность и еще время, чтобы отбуксировать его во Францию.
Некоммерческая экологическая организация, созданная еще самим командором, Cousteau Society задалось целью восстановить лодку после смерти Кусто. Там были судебные иски и споры, которые оставили эту возможность, а лодку предоставили ветру и времени.
Минный тральщик британских ВМС. 1947 год. Будущей Калипсо.
“Очень грустно видеть, что никто не стал ее покровителем, – сказал Pascal Bladier-Chassaigne, управляющий директор Ассоциации морских и речных акваторий, называя судно, как “легендарное” и “знаковое” для Франции.
В 2014 году ассоциация признала Калипсо как часть морского культурного наследия, но еще не национальным памятником государства, которое дала бы ему шанс на финансирование со стороны правительства Франции.
Калипсо на холсте работы сподвижника Ж.И. Кусто Андрэ Лабана.
Пренебрежение – это неудивительно, – сказал Жерар Д”Aboville, капитан PlanetSolar, научно-исследовательского судна на солнечных панелях по телефону из Венеции, где сейчас находится PlanetSolar. – Мы являемся страной, где у морского наследия существуют серьезные трудности. У Калипсо шансы на спонсорство со стороны правительства уменьшилась так же как слава его отступает в прошлое – отметил он – Если вы спросите у подрастающего поколения во Франции, они не знают об этом.
Нерешенная судьба Калипсо поднимает вопросы о том, что будет, когда это новаторский для своего времени корабль достигает конца своей трудовой жизни. Практика утилизации – измельчения лодки на куски – поражает многих как болезненное оскорбление корабля с такой историей.
Никто не говорил о такой страшном варианте, когда корабль прибыл в Конкарно на реставрацию в 2007 году. Толпы людей наводнили набережную, чтобы увидеть как его отбуксировали в порт. Cousteau Society раздавало красные колпаки типа тех которые носил командор Кусто, и люди аплодировали.
Прибытие Calypso в Concarneau, на буксире l’Hercule 12 oct 2007
“Когда мы узнали, что нам удалось получить заказ на ремонт Калипсо, это было встречено с великой радостью и гордостью”, – вспоминает Бруно Quillivic, заместитель начальника порта в Конкарно, имея в виду верфь военно-морской службы Piriou, одной из крупнейших судостроительных верфей Франции.
Все шло хорошо, изначально. Но к началу 2009 года, Cousteau Society решило, что стоимость ремонтных работ были неадекватными и прекратило оплаты. Piriou перестал работать на лодке и началась долгая серия судебных исков.
Дата прошла, продажа не состоялась. Нет такого города или страны, которая выкупила б Калипсо. В Cousteau Society сообщили, что они ведут переговоры с Океанографическим музеем в Монако, с которым тесно сотрудничал Жак Ив Кусто долгие годы. По информации от Cousteau Society вдова Жака Ив Кусто – Франсин, не желает компенсировать затраты и комментировать ситуацию по лодке.
На причале в Конкарно, на верфях, и среди рыбаков, практически нет спора о том как проявить уважение к Калипсо: он должен быть отправлен на дно океана.