на каком сура ест аят сажда
Сура 32 «ас-Саджда» (Земной поклон)
(перевод смыслов 31 суры 1 Священного Корана и комментарии)
Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и безгранична.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] «Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) [обычно] не ложился спать, пока не прочитывал суру «ас-Саджда» [32-я сура Корана] и суру «аль-Мульк» [67-я сура Корана]».
Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 462, хадис № 2892, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 428, хадис № 6921, «сахих».
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Смысл этого и подобных аятов, стоящих в самом начале некоторых сур Корана, никому не известен, кроме Всевышнего. Были высказаны некоторые предположения об их значении, но эти суждения не имеют прочной научно-богословской основы.
Низведение Книги [Священного Корана]. Нет сомнений в этом. От Господа миров.
Они говорят, что он [Мухаммад] его [Коран] просто выдумал [и клевещет на Бога]?! Нет же! Это — Истина от Господа твоего, дабы предупредил ты народ [читал Священное Писание, обучал]. До тебя к ним увещеватель не приходил[1]. [А прислушавшись к твоим наставлениям] есть вероятность, что они последуют верному пути.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Некоторые комментаторы сказали: «Имеется в виду большая, в шесть веков, продолжительность периода между миссиями Иисуса и Мухаммада». За такой срок люди успели многое забыть, почти все забыть. См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: аль-Хадис, [б. г.]. Т. 2. С. 481.
Аллах (Бог, Господь) [является Тем], Кто сотворил небеса и землю, а также все то, что между ними, за шесть дней. Затем — вознесся над Троном[1]. Помимо Него у вас нет покровителя и заступника [кто мог бы защитить вас от вечного наказания]. Поймите это для себя [и уверуйте]!
Шесть дней, упомянутых в аяте, не стоит уподоблять земным. Это временной промежуток, продолжительность которого известна только Всевышнему[2]. В одном комментарии говорится, что «имеются в виду обычные мирские дни»[3], в другом из тафсиров, что «эти шесть дней исчисляются по меркам вечности, где день равен тысяче мирских лет»[4].
Важную мысль высказывал имам аль-Куртуби: «Если бы Всевышний Творец пожелал сотворить Вселенную за мгновение, то это не составило бы для Него ни малейшего труда! Но упоминание шести дней — обучение людей мягкости (последовательности, без спешки) и уверенности в делах»[5].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* См.: Св. Коран, 7:54 и мои комментарии к нему.
* См.: аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 157.
* См.: ас-Сабуни М. Сафва ат-тафасир [Все лучшее из тафсиров]. В 3 т. Каир: ас-Салям, 1996. Т. 1. С. 422.
* См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 7. С. 140.
* См.: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 7. С. 140.
Он [Господь миров] управляет процессом с неба на землю (к земле) [пока существует жизнь земная][1], затем к Нему возносятся [дела, итог управляемого процесса], и это в день, равный тысяче годам[2], которыми вы исчисляете [земное время][3].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
* Можно перевести «управляет всеми небесами и землею» или «начиная небесами и кончая землею».
* Есть в Коране упоминание и о пятидесяти тысячах лет (см. Св. Коран, 70:4).
Эта цифра, по мнению толкователей, касается Судного Дня и указывает на нелегкость его, особенно для тех, кто покинет бренный мир безбожником. Просто так они в Ад не попадут, а придется пройти через ужасы загробного мира (барзах), ужасы Воскрешения из мертвых и невообразимое по своим масштабам действо под названием Судный День, которое может растянуться для некоторых на тысячелетия. Для верующего же этот непростой процесс будет подобен совершению очередной обязательной молитвы.
[3] Вторым аятом, где упоминается об этом в Коране, является 47-й аят 22-й суры.
Сура 32: «Ас-Саджда» («Поклон»)
О СУРЕ «Ас-Саджда»
32-я сура Священного Корана переводится на русский язык как «(Земной) поклон». Всего в ней содержится 30 аятов, которые были ниспосланы Пророку Мухаммаду (с.г.в.) в Мекке – после суры «Аль-Муминун».
В аятах говорится о том, что Коран – это истина. И это знамение от Аллаха. А на Пророка Мухаммада (с.г.в.) возложена миссия донести религию Творца до каждого.
Напоминается о том, как Создатель сотворил небеса и землю, затем людей. Указывается, что лишь Аллах управляет всем.
Далее идёт повествование о Судном дне. Неверные отрицают его наступление. В аятах описано состояние многобожников в день Воскресения. Верующие же падают ниц при напоминаниях о Знамениях Великого Творца.
За все деяния воздастся каждому: верующим – за благое, неверным – за отрицание истины.
Приведены также аяты о том, что Тора была ниспослана Мусе (мир ему). Упоминается об отношении Всевышнего к сынам Исраила.
В суре «Саджда» («Сажда») мы встречаем обращение к неверным. Аллах просит их уразуметь и обратить внимание на участь народов, которые жили до них. Каждый, кто отрицал единобожие, был наказан.
Таким образом, этой сурой Аллах хочет ещё раз обратить внимание на Свои Знамения. День Воскресения непременно настанет. Он неизбежен. Коран же – руководство для мыслящих людей.
ВИДЕО С ЧТЕНИЕМ СУРЫ «Ас-Саджда»
Саджда тилява (земной поклон при чтении Корана) – когда и как его совершают
Вопрос:
Не могли бы вы подробно рассказать о саджда тилява (саджда при чтении определенных аятов Корана) – когда и как его нужно совершать?
Ответ:
Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!
В Коране есть 14 аятов, после чтения которых необходимо совершить саджда-тилява. Они обозначены словом «ас-саджда» на полях Корана и специальным значком в самом аяте
(Примечание: Вторая саджда в суре Хадж совершается в шафиитском мазхабе, а саджда в суре Саад не является саджда-тилява для шафиитов. Для шафиитов это саджда-шукр, которая совершается только вне намаза).
1) Сура «Аль-А’раф» (7), аят 206.
2) Сура «Ар-Ра’д» (13), аят 15.
3) Сура «Ан-Нахль» (16), аят 50.
4) Сура «Аль-Исра» (17), аят 109.
5) Сура «Марьям», аят 58.
6) Сура «Аль-Хадж» (22), аят 18.
7) Сура «Аль-Фуркан» (25), аят 60.
8) Сура «Ан-Намль» (27), аят 26.
9) Сура «Ас-Саджда» (32), аят 15.
10) Сура «Саад» (38), аят 24.
11) Сура «Ха Мим» (41), аят 38.
12) Сура «Ан-Наджм» (53), аят 62.
13) Сура «Иншикак» (84), аят 21.
14) Сура «Аль-Аляк» (96), аят 19.
Согласно шафиитскому и ханафитскому мазхабам существует 14 аятов, которые требуют совершения саджда-тилява. Ханбалиты считают, что таких аятов в Коране 15, а согласно мнению маликитов, существует 11 таких аятов в Священном Коране.
Когда человек читает Коран и доходит до этого аята или слышит, как кто-то в его присутствии читает это аят, для него является ваджибом совершить один земной поклон, согласно мнению ученых-ханафитов. Согласно мнению имама Шафии (рахимахуллах) это является Сунной.
Ученые-ханафиты считают, что совершение саджда при слышании или произнесении 14 аятов Корана обязательно. Остальные факихи – маликиты, шафииты и ханбалиты, считают, что это лишь желательно, а не обязательно. Если человек не в состоянии совершить саджда сразу же, он может отложить это на потом (но это остается за ним как долг). Саджда-тилява не обязательна для женщин в состоянии хайда и нифаса.
Если человек произносит один из этих аятов во время намаза, он должен совершить саджда непосредственно во время намаза.
Способ совершения саджда во время намаза:
Нужно завершить чтение аята и сразу опуститься в саджда, произнеся «Аллаху Акбар». После саджда вернуться в положение стоя, сказав «Аллаху Акбар», и продолжить чтение без произнесения «Бисмилля».
Если человек слышит или произносит несколько таких аятов, в то время как он сидит на одном и том же месте, для него является обязательным совершить саджда только один раз. Когда один такой аят читается в нескольких разных местах или несколько аятов читаются в нескольких местах, то нужно совершить соответствующее количество саджда. Небольшой дом или комната мечети рассматриваются как одно место. Является нежелательным читать Коран, сознательно пропуская аяты саджда, чтобы избежать выполнения саджда. Желательно читать аяты саджда не очень громко, чтобы на тех людей, которые находятся в пределах слышимости, не возлагалась бы обязанность совершения саджда.
Как совершается саджда тилява
Все правила относительно ритуальной чистоты (совершения полного и малого омовения и т.д.), которые применяются к намазу, необходимы и для совершения саджда тилява. Его запрещено совершать на восходе солнца, ровно в полдень и с того момента, как солнце изменяет свой цвет, до того момента, пока солнце полностью не сядет.
Желательно встать и произнести «Аллаху Акбар», не поднимая рук, затем надо сразу опуститься в земной поклон (саджда), произнести: «Субхана Раббияль-А’ля» три раза, подняться из саджда и, поднимаясь, произнести «Аллаху Акбар». После вставания давать салям не надо. Хотя лучше начинать и заканчивать саджда стоя, также будет правильным начать и завершить его сидя
Что такое тилават саджда и как он совершается?
Тилават саджда (саджда тилява) – это земной поклон, который совершается после чтения определенных аятов Священного Корана. Саджда тилява является желательным действием и совершается во время намаза и вне намаза. Всего в Священном Коране имеется четырнадцать аятов, после чтения которых совершается саджда тилява.
От Ибн Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся:
«Бывало так, что Пророк (ﷺ) читал нам Коран, и когда он читал аят, в котором совершают земной поклон, то произносил такбир и делал земной поклон, и мы делали земной поклон вместе с ним». (Абу Дауд)
Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (ﷺ) сказал:
إذا قرأ ابن آدم السجدة فسجد اعتزل الشيطان يبكي يقول: يا ويلتا أمر ابن آدم بالسجود فسجد فله الجنة، وأمرت بالسجود فعصيت فلي النار
«Когда сын Адама (человек) читает аят сажда и совершает сажда тилява, шайтан уходит с плачем и говорит: «Горе мне! Сыну Адама было велено совершить сажда (земной поклон), и он совершил его. Следовательно, ему за это будет дарован Рай. И мне было велено совершать сажда, но я отказался, и за это мне уготован ад». (Муслим)
والنمل، والم تنزيل، وحم والإسراء، ومريم، والفرقان الأعراف، والرعد، والنحل،) واثنتا عشرة: في سجدتا الحج(منها والنجم، والانشقاق والعلق. السجدة
Как мы указали выше, в Священном Коране имеется четырнадцать аятов сажда, и эти аяты находятся в следующих сурах: сура «Аль-Хадж», в аятах 18 и 77 ; сура «Аль-Араф», 206; сура «Ар-Ра’д», 15; сура «Ан-Нахль», 50; сура «Аль-Исраъ», 109; сура «Марям», 58; сура «Аль-Фуркан», 60; сура «Ан-Намль», 25-26; сура «Ас-Сажда», 15; сура «Фуссилят», 37-38; сура «Ан-Наджм», 62; сура «Аль-Иншикак», 21 и сура «Аль-Аляк», 19.
Для каждого человека, прочитавшего или услышавшего один из этих аятов, является желательным совершение земного поклона. Для услышавшего чтение саджда тилява становится более предпочтительным, то есть настоятельной сунной (муаккада), когда тот, кто прочитал аят саджда, делает земной поклон. Однако он не делает этот земной поклон (коллективно), следуя за читавшим, кроме случаев, когда читавший является для него имамом в намазе. В таком случае он, как и во всех действиях намаза, делая саджда тилява, должен следовать за своим имамом.
Описывая основные условия, правила и порядок совершения саджда тилява, Имам Ан-Навави в своей книге «Минхадж ат-талибин» пишет следующее:
«Тому, кто совершает саджда тилява вне намаза, первым делом следует намереваться совершить саджда тилява, потом, подняв руки, сказать «Аллаху акбар». Далее ему следует произнести ещё раз «Аллаху Акбар» во время наклона, но на этот раз он руки не поднимает. Далее следует совершить земной поклон точно так же, как он делает его в намазе. Потом он поднимается, произнося при этом «Аллаху Акбар», и дает салям.
Произнесение «такбират аль-ихрам» (вступительного «Аллаху Акбар»), которым начинают суджуд, является одним из его условий, согласно сильному (сахих) мнению в Шафиитском мазхабе, также и салям (является одним из его условий), согласно сильному (азхар) мнению. Для совершающего саджда тилава является обязательным соблюдение всех условий, которые необходимы для совершения намаза.
А тому, кто делает саджда тилява в намазе, следует произносить такбир («Аллаху Акбар») для наклона и поднятия. Однако при этом он не поднимает руки и не садится для джальса аль-истираха (промежуточное сидение для номинальной передышки перед тем, как встать с земного поклона).
Саджда тилява следует делать столько раз, сколько прочитают аяты саджда, но если с момента окончания чтения прошло достаточно долгое время, считается, что отрезок времени, отведенный на совершение саджда тилява, пропущен. Следовательно, когда был пропущен отрезок времени отведенный на совершение саджда тилява, его не делают, а также и не возмещают». («Минхадж ат-талибин»).
На каком сура ест аят сажда
2. Танзилул-Китаби ла райба фихи мир-Раббил-’аламин
3. Ам йакулу-нафтарах? Бал хууал-Хакку мир-Раббика литунзира каумам-ма ата-хум-мин-назирим-мин каблика ла-’аллахум йахтадун
4. А-ЛЛахуллази халакас-самауати уал-арда уа ма байнахума фи ситтати Аййа-мин суммас-тауа ’алал-’арш; ма лакум-мин дунихи миу-уалиййиу-уа ла шафи’; афа-ла татазаккарун
5. Йудаббирул-амра минас-сама-и илал-арды сумма йа’-ружу илайхи фи йаумин-кана микдаруху алфа санатим-мим-ма та-’уддун
6. Залика ’алимул-гайби уаш-шахадатил-’азизур-Рахим
7. Аллази ахсана кулла шай-ин халакаху уа бада-а халкал-инсани мин-тын
8. Сумма жа-’ала наслаху мин-сулала-тим-мим-ма-им-махин
9. Сумма саууаху уа нафаха фихи мир-Рухихи уа жа’ала лакумус-сам-’а уал аб-сара уал-аф-идах; калилам-ма ташкурун
10. Уа калу а-иза далал-на фил-арды а-инна лафи халкин-жадид? Бал хум-би-Лика-и Раббихим кафирун
11. Кул йата-уаффакум-Мала-кул-Маутиллази ууккила бикум сумма ила Раббикум туржа’ун
12. Уа лау тара изил-мужри-муна накису ру-усихим ’инда Раббихим; Раббана абсарна уа сами’-на фаржи’-на на’-мал салихан инна мукинун
13. Уа лау ши-на ла-атай-на кулла нафсин худаха уа лакин хаккал-Каулу минни ла-амла-анна Жаханнама минал-жиннати уаннаси ажма-’ин
14. Фазуку бима наситум Лика-а Йаумикум хаза. Инна насина-кум уа зуку ’азабал-хулди бима кунтум та’-малун
15. Иннама йу-мину би-Айатиналлазина иза зуккиру биха харру сужжадау-уа саббаху би-Хамди Раббихим уа хум ла йастакбирун
16. Татажафа жунубухум ’анил-мадажи-’и йад-’уна Раббахум хауфау-уа тама-’а; уа мимма разакнахум йунфикун
17. Фала та’-ламу нафсум-ма ухфийа лахум-мин-кур-рати а’-йун; жаза-ам-бима кану йа’-малун
18. Афаман кана му-минан-каман-кана фасика? Ла йастауун
19. Аммаллазина аману уа ’амилус-салихати фала-хум Жаннатул-ма-уа, нузулам-бима кану йа’-малун
20. Уа аммаллазина фасаку фама-уахумун-Нар; куллама араду ай-йахружу минха у-’иду фиха уа кила лахум зуку ’азабан-Нарил-лази кунтум-бихи туказзибун
21. Уа ланузиканнахум-минал ’азабил-адна дунал-’азабил-акбари ла-’аллахум йаржи-’ун
22. Уа ман азламу мимман-зуккира би-Айати Раббихи сумма а’-рада ’анха? Инна минал-мужримина мунтакимун
23. Уа лакад атайна Мусал-Китаба фала такун фи мир-йатим-мил-лика-ихи уа жа-’ал-наху худал-ли-Бани-Исра-ил
24. Уа жа-’ална минхум А-имматай-йахдуна би-Амри-на ламма сабару; уа кану би-Айатина йукинун
25. Инна Раббака Хууа йафсылу байнахум Йаумал-Кийамати фима кану фихи йахталифун
26. Ауалам йахди лахум кам ахлакна мин каблихим-минал-куруни йамшуна фи маса-кинихим? Инна фи залика ла-Айат; афала йасма-’ун
27. Ауалам йарау анна насукул-ма-а илал-ардыл-журузи фанухрижу бихи зар-’ан та-кулу минху ан-’амухум уа анфусухум? Афала йубсырун
28. Уа йаку-луна мата хазал-Фат-ху ин кунтум садикин
29. Кул Йаумал-Фат-хи ла йанфа-’уллазина кафару и-манухум уа ла хум йунзарун
30. Фа-а’-рид ’анхум уантазыр иннахум-мунтазырун.