на каком уровне для самообразования характерны функции развития социальных институтов регуляции

Виды самообразования

Л Е К Ц И Я № 8

САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХIв.

1. Понятие самообразования.

2. Субъект самообразования.

3. Функции самообразования.

4. Виды самообразования.

5. Самообразование в информационном обществе.

6. Проблемное поле исследований самообразования.

Понятие самообразования

Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:

• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятельность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования личности.

С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.

Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.

Субъект самообразования

Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:

3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;

социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.

Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).

В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.

Рис. 1. Социальные функции самообразования

На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней

Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.

Для самообразования на социетальном уровнехарактерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.

Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.

Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.

Виды самообразования

При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.

Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.

С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).

С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.

К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.

Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.

Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.

Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.

С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев.

Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:

* прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;

* адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;

конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием.

Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности

Проблема самообразования — одна из «сквозных» в обществе. На каждом этапе его развития, по мере совер­шенствования системы образования, процессов обуче­ния и воспитания, появлялись новые аспекты этой про­блемы, связанные с изменением содержания, постанов­кой иных задач и расширением круга субъектов самооб­разования.

Социальные трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризу­ющейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования:

• Информационное общество базируется на производ­стве нового знания, его широком распространении и потреблении.

• В новом информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генери­рования знаний, обработки информации и символи­ческой коммуникации.

• Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация произ­водства и распространения знаний, изменение спосо­бов коммуникации позволяет преобразовать горы ин­формации в эффективные знания.

• Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ве­дущим видом деятельности в информационную эпоху.

• В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.

• Социальная структура информационного общества ха­рактеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.

• Ведущим видом деятельности в информационном об­ществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразо­вания.

Переход общества в новое состояние ведет к существен­ному изменению социальных ролей образования и само­образования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это ут­верждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем разви­тее, чем интенсивнее и шире самообразование.

В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономи­ческий рост, стратификация общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, и его тех­нологиипретерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — са­мообразование» к доминантному превалированию последне­го. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда само­образовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организо­ванные формы, а самообразование в качестве неотъемле­мой составляющей разнообразных видов деятельности че­ловека будет обретать доминирующие позиции.

Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования са­мообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают дос­тупность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производ­ственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.

В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управ­ление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает иг­рать прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образователь­ной деятельности переносится на самообразовательную.

Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе инегатив­ные черты. Самообразование может сопровождаться уси­лением информационной зависимости, углублением про­цессов отчуждения личности, т.к. в рамках инфор­мационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабле­ние самоидентификации и сведение личности к набору ро­лей в сфере производства, обмена и потребления знаний.

Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпиро­вать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частно­сти). Культуротворческая составляющая информационно­го общества обретает не индивидуально-личностные, а груп­повые и глобальные черты, обладая способностью подав­лять и стандартизировать сознание и деятельность челове­ка. Основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации.

Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:

1. этот вид деятельности свободен и демократичен, по­скольку он является следствием свободного выбора субъек­том видов самообразовательной деятельности.

2. самообразовательная деятельность может оказы­ваться в информационной зависимости, учитывая фено­мены власти и контроля над информацией.

Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообус­ловленность общества и самообразования как разноуров­невых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ра­нее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетли­вее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изме­нения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой зна­чимые условия и факторы будущих социетальных транс­формаций.

Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, перенося­щих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства самораз­вития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного про­цесса, где самообразованию оставляют узкую роль допол­нительного средства обучения.

Сущност­ные характеристики самообразования:

• самообразование — это вид свободной, творческой де­ятельности;

• самообразование — внеинституциональная деятель­ность;

• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонен­том образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;

• самообразование — вид непрерывного образования;

• самообразование — способ самоконструирования лич­ности.

С точки зрения социологического подхода, самообразо­вание есть вид свободной деятельности личности (социаль­ной группы), характеризующийся свободным выбором заня­тий, связанных с повышением культурного, образователь­ного, профессионального, научного уровней и направлен­ных на удовлетворение ее духовных потребностей и реали­зацию потребностей в социализации и самореализации.

Субъек­томсамообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макроподходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности — инди­видуально-личностный, групповой и социетальный (уро­вень крупных социальных систем, включающий общество в целом):

• на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, ин­тересами личности как субъекта самообразования;

• социальная группа является носителем типичных стра­тегий самообразовательной деятельности, которые зае­даются через систему групповых норм и социальных

ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;

• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии са­мообразования, поэтому социум — и носитель самооб­разования и его социальная среда.

Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной де­ятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость са­мообразовательных процессов от социальных условий.

Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как соци­альной системы. В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достига­ется посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, са­моразвития и саморегуляции.

На уровне социальной общности (группы) функции са­мообразования проявляются двояко:

1. через воз­действие социальной общности на личность (функции со­циализации, социальной идентификации);

2. через влияние самообразовательной деятельности личнос­ти на жизнедеятельность самой социальной общности (фун­кции регуляции ее нормативных, структурных характерис­тик, системы деятельности).

Личность в процессе самообразования усваивает образ­цы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностя­ми. Социализируясь, личность меняется сама, идентифици­рует себя с определенными социальными ролями и статус­ными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видо­изменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в от­ношении социальной общности (группы) совмещается с фун­кцией социального развития ведущего вида деятельности дан­ной общности и системы социальных отношений в ней

Для самообразования на социетальном уровне харак­терны функции развития социальных институтов (образо­вания, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социаль­ной структуры общества и социальной мобильности.

Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что са­мообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономичес­ких, социальных, культурных подсистем, влиять на про­цессы социокультурной динамики в целом.

Виды самообразования:

Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).

Они связаны с достиже­нием целей: производствен­но-профессиональных либо общегуманитарных, культур­ных, гедонистических и т.д.

3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являют­ся:

4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой дея­тельности (библиотеки и т.д.).

5. по типу организации:

В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организа­ций, то есть в контексте повседневности.

6. по сферам самообразования: профессиональ­ным, социокультурным, религиозным, нравственным, эконо­мическим, правовым, семейно-бытовым и пр.

Временная и пространственная локализация самооб­разования лишь задает условия и формыего осуществле­ния, главными же критериями служат содержательные и субъектные.

Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществля­ется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообра­зования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятель­ность личности.

Среди субъектных критериев выделяют:

· социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.

· социальные группы, для ко­торых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно во­обще не присутствует в способе деятельности людей, за­нятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.

· социальные группы и сло­и, для которых самообразование является средством соци­альной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.

Возрастной критерий, в соот­ветствии с которым выделяются особенности самообразо­вания детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социаль­ного субъекта:

• прогностическая — когда самообразование субъекта ори­ентировано на прогнозируемые результаты, вести к бу­дущему развитию системы отношений и характера зна­ния в любой сфере жизнедеятельности личности;

• адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся соци­альным условиям;

• «самореализационный» — ведущая цель которого са­моразвитие субъекта;

• конструктивистский — как форма самоконструирова­ния субъекта самообразованиия.

Приведенные выше функциональные и видовые ха­рактеристики самообразования служат важными ориен­тирами в социологическом изучении проблематики об­разования в целом, в социально-практической деятель­ности по развитию сферы образования в современном обществе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *