на каком уровне функции самообразования проявляются двояко через воздействие социальной общности
Функции и виды самообразования
Существуют социальные группы, для которых самообразование как элемент образа жизни не характерно. Это не значит, что оно отсутствует у людей, занятых монотонным трудом, но не предполагается повседневно их основными ролями. Для других групп и слоев самообразование является средством социальной или профессиональной мобильности, перехода в иной социальный (профессиональный) статус (часто свойственно… Читать ещё >
Функции самообразования, в целом соотносясь с институциональными функциями образования, имеют специфику на разных уровнях социальной системы (см. рис. 2).
В индивидуально-личностной сфере самообразование влияет на структуру знания и деятельности личности. На уровне социальной общности (группы) оно проявляется двояко: через воздействие на личность (социализацию, социальную идентификацию) и на жизнь общности (регуляцию ее норм и структуры, ресурсов, системы деятельности).
Так, профессиональное самообразование сочетает в себе индивидуальное и групповое. Преподаватель вуза совершенствуется, чтобы соответствовать требованиям студентов и коллег и способствовать развитию новых научных школ и исследовательских направлений, но его достижения влияют на уровень профессиональной культуры в учебном заведении. На социетальном уровне самообразование влияет на развитие социальных институтов (формального образования, культуры, науки, рынка и прочих), а также участвует в регуляции социальной структуры и мобильности. Так, глобальное распространение on-line самообразования, делающее доступными разные образовательные ресурсы, меняет систему образования в целом, позволяет легче овладевать новыми навыками и двигаться по профессиональной лестнице, быть более мобильным территориально и социально. Самообразование меняет рынок труда, выводя на него все больше конкурентоспособных работников, преобразует и культурную среду в соответствии с запросами информационного общества.
Рис. 2. Социальные детерминанты и функции самообразования Рассмотрение функций самообразования предполагает выделение его видов. В плане временной локализации оно осуществляется в рабочее или в свободное время, в плане направленности указывает на профессиональное и общеразвивающее самообразование. С точки зрения пространственной локализации оно может протекать на работе, дома, в предназначенных для этого учреждениях (библиотеки и прочее). Классификация по сферам выделяет профессиональное, социокультурное, религиозное, нравственное, экономическое, правовое самообразование.
Существуют социальные группы, для которых самообразование как элемент образа жизни не характерно. Это не значит, что оно отсутствует у людей, занятых монотонным трудом, но не предполагается повседневно их основными ролями. Для других групп и слоев самообразование является средством социальной или профессиональной мобильности, перехода в иной социальный (профессиональный) статус (часто свойственно офисным служащим, работникам коммерции).
Еще один значимый критерий — возраст, указывающий на особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослых.
При деятельностном подходе самообразование предстает как система видов деятельности субъекта, в которой выделяются:
Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат ориентирами в его изучении и в практическом создании условий для развития самообразования.
Вопрос 62. Самообразование: современные информационные возможности
Проблема самообразования — одна из «сквозных» в обществе. На каждом этапе его развития, по мере совершенствования системы образования, процессов обучения и воспитания, появлялись новые аспекты этой проблемы, связанные с изменением содержания, постановкой иных задач и расширением круга субъектов самообразования.
Социальные трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования:
• Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении.
• В новом информационном способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации.
• Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяет преобразовать горы информации в эффективные знания.
• Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху.
• В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.
• Социальная структура информационного общества характеризуется высоким удельным весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.
• Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования.
Переход общества в новое состояние ведет к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это утверждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем развитее, чем интенсивнее и шире самообразование.
В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологиипретерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции.
Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.
В информационном обществе, которому будет присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную.
Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе инегативные черты. Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, т.к. в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний.
Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частности). Культуротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые и глобальные черты, обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. Основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации.
Самообразование имеет противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу:
1. этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности.
2. самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией.
Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества. Взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его социорегулятивные функции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас. Социальные последствия функционирования и изменения самообразования сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций.
Общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Потенциал самообразования не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а прагматически приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения.
Сущностные характеристики самообразования:
• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;
• самообразование — внеинституциональная деятельность;
• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;
• самообразование — вид непрерывного образования;
• самообразование — способ самоконструирования личности.
С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.
Субъектомсамообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макроподходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности — индивидуально-личностный, групповой и социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):
• на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;
• социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые заедаются через систему групповых норм и социальных
ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;
• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.
Применение микро- и макроподходов демонстрирует роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы. В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается посредством процессов индивидуализации, индивидуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко:
1. через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации);
2. через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).
Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. Самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней
Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.
Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.
Виды самообразования:
Самообразование в рабочее время связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).
Они связаны с достижением целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.
3. временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Близкими к приведенным видам являются:
4.с точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).
5. по типу организации:
В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих Процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.
6. по сферам самообразования: профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовым и пр.
Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формыего осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.
Среди содержательных критериев выделим целевые, показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.
Среди субъектных критериев выделяют:
· социальные группы и слои, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
· социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.
· социальные группы и слои, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.
Возрастной критерий, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. Самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:
• прогностическая — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;
• адаптивный — в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;
• «самореализационный» — ведущая цель которого саморазвитие субъекта;
• конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованиия.
Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.
Связи воздействия окружающей среды на субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления.
Л Е К Ц И Я № 8
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХ I в.
1. Понятие самообразования.
2. Субъект самообразования.
3. Функции самообразования.
4. Виды самообразования.
5. Самообразование в информационном обществе.
6. Проблемное поле исследований самообразования.
1. Понятие самообразования
Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:
• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;
• самообразование — внеинституциональная деятельность;
• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;
• самообразование — вид непрерывного образования;
• самообразование — способ самоконструирования личности.
С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.
Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.
2. Субъект самообразования
Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:
3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):
• на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;
• социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;
• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.
Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
3. Функции самообразования
Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).
В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.
Рис. 1. Социальные функции самообразования
Общество в целом как социальная среда формирования
Социальная группа (общность) как носитель социально-типических стратегий самообразовательной деятельности
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).
Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней
Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.
Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.
Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.
Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.
Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.
4. Виды самообразования
При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).
С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.
Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.
С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).
С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.
К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.
Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.
Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.
Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.
Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.
С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности людей, занятых на работах с монотонным или тяжелым физическим трудом. Их основные профессиональные роли не требуют самообразования, но в образе жизни представителей таких групп оно может иметь место.
В-третьих, можно говорить о социальных группах и слоях, для которых самообразование является средством социальной (профессиональной) мобильности, перехода в новый социальный (профессиональный) статус.
Выделение субъектов самообразования не ограничивается приведенными тремя типами социальных групп и слоев.
Еще один, значимый для социолога критерий классификации видов самообразования, — возрастной, в соответствии с которым выделяются особенности самообразования детей, подростков, молодежи, взрослого населения. В контексте деятельностного подхода самообразование характеризуется как система видов деятельности социального субъекта:
* прогностический — когда самообразование субъекта ориентировано на прогнозируемые результаты, вести к будущему развитию системы отношений и характера знания в любой сфере жизнедеятельности личности;
* адаптивный – в его основе лежат инструментальные потребности в приспособлении к сложившимся социальным условиям;
• конструктивистский — как форма самоконструирования субъекта самообразованием.
Приведенные выше функциональные и видовые характеристики самообразования служат важными ориентирами в социологическом изучении проблематики образования в целом, в социально-практической деятельности по развитию сферы образования в современном обществе.
5. Самообразование в информационном обществе
Проблема самообразования — одна из «сквозных» проблем в обществе. На каждом этапе его развития, по мере совершенствования системы образования, процессов обучения и воспитания, появлялись новые аспекты этой проблемы, связанные с изменением содержания, постановкой иных задач и расширением круга субъектов самообразования. Изменения парадигмы образования, происходившие как ответ на определенные общественные потребности, затрагивали самообразование, всегда остававшееся составной частью, элементом общего процесса освоения знаний и опыта, накопленных людьми.
Социальные изменения, обусловленные переходом к информационному обществу, актуализируют проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. В обобщенном виде можно выделить следующие причины повышения роли самообразования.
• Информационное общество базируется на производстве нового знания, его широком распространении и потреблении.
• Знания являются неисчерпаемым ресурсом, в отличие от природных и человеческих. Реорганизация производства и распространения знаний, изменение способов коммуникации позволяет преобразовать горы информации в эффективные знания
• Индивидуально-личностный процесс преобразования информации в знания (самообразование) становится ведущим видом деятельности в информационную эпоху.
• В информационном обществе резко возрастает роль образования, которое обеспечивает получение нового знания и обучает человека навыкам самообразования.
• Социальная структура информационного общества характеризуется высоким весом групп, прямо связанных с процессами производства, распределения и потребления информации.
• Ведущим видом деятельности в информационном обществе становится работа с информацией, которая по своей природе является разновидностью самообразования.
Переход общества в новое состояние ведет к существенному изменению социальных ролей образования и самообразования, их целей, содержания, функций, технологий. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется мир. В еще большей мере это утверждение касается самообразования. Образование как система и процесс и его субъекты оказываются тем развитее, чем интенсивнее и шире самообразование.
В постиндустриальном обществе сфера знания — ось, вокруг которой организуются новая технология, экономический рост, стратификация общества (Д. Белл). Важность образования в этом типе общества несомненна, и его технологии претерпевают кардинальные изменения. Суть их — в постепенном смещении соотношения «образование — самообразование» к доминантному превалированию последнего. Поэтому отчетливее проявится тенденция, когда самообразовательные процессы, протекающие стихийно, будут обретать все более осознанные и рационально организованные формы, а самообразование в качестве неотъемлемой составляющей разнообразных видов деятельности человека будет обретать доминирующие позиции.
Новые информационные и коммуникативные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. С их помощью оно в качестве активной составляющей внедряется во многие виды деятельности. Компьютерные технологии не только обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие производственной, научной, управленческой, организационной, образовательной, досуговой деятельности.
В информационном обществе, которому присущ иной уровень организации духовного производства, управление самообразованием станет нормой и видом профессиональной деятельности. Образовательной сфере предстоит определенная реинституционализация. Это связано с тем, что базовая система образования постепенно перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, а акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную.
Однако проблема управления и социального контроля самообразовательной деятельности несет в себе и негативные черты. Самообразование может сопровождаться усилением информационной зависимости, углублением процессов отчуждения личности, поскольку в рамках информационного общества, «давления» на человека новой техники и технологии предполагается значительное ослабление самоидентификации и сведение личности к набору ролей в сфере производства, обмена и потребления знаний.
Общественные структуры, контролирующие системы социальной коммуникации, узурпируют (могут узурпировать) власть над информацией и контролировать процессы духовного производства (самообразовательные, в частности). Культуротворческая составляющая информационного общества обретает не индивидуально-личностные, а групповые и глобальные черты, обладая способностью подавлять и стандартизировать сознание и деятельность человека. В силу этого основным пафосом самообразовательной деятельности становится борьба за самоопределение перед угрозой такой узурпации.
С учетом высказанных суждений о самообразовании важно отметить его противоречивую природу, особенно при переходе к информационному обществу. С одной стороны, этот вид деятельности свободен и демократичен, поскольку он является следствием свободного выбора субъектом видов самообразовательной деятельности. С другой стороны, самообразовательная деятельность может оказываться в информационной зависимости, учитывая феномены власти и контроля над информацией.
Все сказанное говорит в том, что о самообразовании следует говорить в первую очередь как о явлении глубоко социальном, общественном. Самообразование оказывает все более глубокое и серьезное влияние на развитие общества, не говоря уже о его отдельных структурах, в том числе и об образовании. Вместе с тем, взаимосвязь и взаимообусловленность общества и самообразования как разноуровневых явлений весьма неоднозначна. Развивавшееся ранее в русле образования, самообразование постепенно обретает автономию, а его функции социальной регуляции в дальнейшем будут проявляться значительно отчетливее, чем сейчас.
Социальные последствия функционирования и изменения самообразования все более серьезно сказываются на развитии общества в целом и представляют собой значимые условия и факторы будущих социетальных трансформаций.
6. Проблемное поле исследований самообразования
По мнению специалистов, общество «обречено» на постепенную смену образовательных парадигм, переносящих акценты с образовательной деятельности на самообразовательную. Вместе с тем, понимание роли и места феномена самообразования пока продолжает оставаться в русле традиционных интерпретаций. Его потенциал, как правило, не рассматривается в качестве средства саморазвития личности, а приспосабливается той же системой образования для активизации учебного процесса, где самообразованию оставляют узкую роль дополнительного средства обучения.
В этой ситуации трудно переоценить возможности социологии, специфика которой позволяет собрать воедино многообразие социальных, социокультурных, экономических, духовных, индивидуально-личностных факторов самообразования и тем самым определить его подлинное место, смысл и значение.
Потребность анализа социальных и теоретических предпосылок становления новой парадигмы образования побуждает к разработке теоретико-методологических положений и подходов к исследованию самообразования; выявлению особенностей методики его изучения, обоснованию роли социологии как теоретико-эмпирической базы политики в отношении самообразования.
Проблемное поле изучения самообразования достаточно широко:
• изучение специфики социологического подхода к анализу самообразования;
• исследование развития самообразования в контексте социокультурной динамики общества (доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное);
• выявление его субъектов и анализ их специфических особенностей;
• изучение механизмов его реализации;
• анализ видов и уровней самообразования, самообразовательных стратегий и технологий;
• изучение социальных функций самообразования;
• исследование взаимодействия самообразования с социальными институтами, в первую очередь — институтами образования, науки, религии, профессии, влияния на него социально-экономических, политических, социокультурных факторов;
• анализ места и роли самообразования в образе жизни и системе жизнедеятельности личности, социальных общностей и общества;
• изучение динамики самообразовательной деятельности у различных групп населения;
· исследование потребностей и мотивов самообразовательной деятельности, характера и уровня их развития;
• изучение специфики индивидуальных самообразовательных стратегий личности в конкретном социокультурном контексте.
Исследования этих проблем могут стать основой будущей политики в сфере образования и самообразования.
Модель процесса самообразования
Общая схема управления состоит из следующих компонентов:
субъект управления (кто/что управляет);
объект управления (кем/чем управляют);
результат управления;
прямые связи управления;
обратные связи управления;
окружающая среда, в которой находятся субъект, объект, результат управления, прямые и обратные связи управления;
Количественно всё то, что учащийся «понимает», надо уменьшить на порядок – и в результате количественно получается то, что учащийся правильно «умеет делать» из того, что он адекватно «понимает» из того, о чём он информационно «знает».
Пользуясь графической моделью-треугольником можно наглядно показать этапы правильного процесса самообразования (обучения), который выглядит следующим образом:
Прямая связь (первая часть пути обучения):
вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом информирования;
из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Понимать» через различение и преодоление факторов срыва управления процессом понимания и освоения изучаемой информации;
В результате такого движения по модели получается замкнутая петля обучения, что характеризует педагогику методологическую, когда учащийся различает и понимает причинно-следственные связи тех или иных событий и явлений в жизни, интерпретирует наблюдения, экспериментальные данные, тексты и артефакты, осваивая информацию для её практического использования в жизни.
Пользуясь такой моделью-треугольником можно наглядно показать процесс натаскивания-дрессировки (зомбирования) в обучении, который выглядит следующим образом:
Прямая связь (первая часть петли обучения):
вхождение в вершину треугольника «Знать о…» через преодоление факторов срыва управления процессом информирования с использованием подавляющих средств и методов привлечения и удержания внимания;
из вершины треугольника «Знать о…» переход в вершину треугольника «Уметь делать» через преодоление факторов срыва управления процессом применения информации на практике посредством «точного воспроизведения идеальных действий»;
Такое кодирующее обучение приводит, как правило, к ошибочной интерпретации наблюдений, экспериментальных данных, текстов и артефактов, а также к неадекватному применению учащимся «выученных» шаблонов и схем поведения в быстроменяющихся жизненных обстоятельствах.
Л Е К Ц И Я № 8
САМООБРАЗОВАНИЕ КАК ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ ХХ I в.
1. Понятие самообразования.
2. Субъект самообразования.
3. Функции самообразования.
4. Виды самообразования.
5. Самообразование в информационном обществе.
6. Проблемное поле исследований самообразования.
1. Понятие самообразования
Если обобщить встречающиеся в литературе дефиниции «самообразования», то в рамках социологического подхода можно выделить такие его сущностные характеристики:
• самообразование — это вид свободной, творческой деятельности;
• самообразование — внеинституциональная деятельность;
• самообразование имеет тесную связь с образованием как системой и социальным институтом, являясь компонентом образования, видом специально организованной, систематической, институциональной деятельности;
• самообразование — вид непрерывного образования;
• самообразование — способ самоконструирования личности.
С точки зрения социологического подхода, самообразование есть вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся свободным выбором занятий, связанных с повышением культурного, образовательного, профессионального, научного уровней и направленных на удовлетворение ее духовных потребностей и реализацию потребностей в социализации и самореализации.
Самообразование интересует социолога как реальный феномен жизни людей (социальных групп) в системе общественных отношений. Социологический подход к самообразованию касается определения социальной роли и социальных функций самообразования, его места среди других форм деятельности, субъектно-объектных характеристик и др.
2. Субъект самообразования
Приведенное выше определение показывает, что субъектом самообразовательной деятельности выступает личность. Однако использование микро- и макро-подходов выявляет несколько уровней регуляции этой деятельности:
3. социетальный (уровень крупных социальных систем, включающий общество в целом):
• на индивидуальном уровне самообразование как вид деятельности определяется потребностями, целями, интересами личности как субъекта самообразования;
• социальная группа является носителем типичных стратегий самообразовательной деятельности, которые задаются через систему групповых норм и социальных ролей, и это позволяет говорить о социальной группе как о субъекте самообразования;
• крупные социальные системы (семья, общественное производство и др.) порождают исторически востребуемые и социокультурно обусловленные технологии самообразования, поэтому социум — и носитель самообразования и его социальная среда.
Применение микро- и макро- подходов показывает роль и значение индивидуальной самообразовательной деятельности для социальной группы и общества в целом, с одной стороны, а с другой — показывает зависимость самообразовательных процессов от социальных условий.
3. Функции самообразования
Функции самообразования различных уровней имеют свою специфику на разных уровнях общества как социальной системы (см. рис.1).
В индивидуально-личностной сфере самообразование воздействует на формирование структуры знания и деятельности личности. Это достигается с помощью процессов индивидуализации, индивдуально-личностной идентификации, самореализации, саморазвития и саморегуляции.
Рис. 1. Социальные функции самообразования
Общество в целом как социальная среда формирования
Социальная группа (общность) как носитель социально-типических стратегий самообразовательной деятельности
На уровне социальной общности (группы) функции самообразования проявляются двояко. Во-первых, через воздействие социальной общности на личность (функции социализации, социальной идентификации) и, во-вторых, через влияние самообразовательной деятельности личности на жизнедеятельность самой социальной общности (функции регуляции ее нормативных, структурных характеристик, системы деятельности).
Личность в процессе самообразования усваивает образцы поведения социальных групп (общностей), в которые она входит, соотнося свое поведение с их нормами и ценностями. Социализируясь, личность меняется сама, идентифицирует себя с определенными социальными ролями и статусными характеристиками. В тоже время, самообразовательная деятельность членов социальной общности (группы) видоизменяет систему групповых ценностей и норм, воздействуя на социальную саморегуляцию данного вида социального объединения. Регулятивная функция самообразования в отношении социальной общности (группы) совмещается с функцией социального развития ведущего вида деятельности данной общности и системы социальных отношений в ней
Формирование специфической для общности сферы знания является основной функциональной характеристикой самообразования ее членов. В свою очередь социальная общность задает социально-типические стратегии самообразовательной деятельности личности, отличающиеся субкультурными характеристиками.
Для самообразования на социетальном уровне характерны функции развития социальных институтов (образования, культуры, науки, рынка и пр.), регуляции социальной структуры общества и социальной мобильности.
Характеристика функций самообразования должна соотноситься с функциями образования.
Тенденция развития цивилизации ведет к тому, что самообразование будет оказывать все большее воздействие на развитие общества через изменение его экономических, социальных, культурных подсистем, влиять на процессы социокультурной динамики в целом.
Рассмотрение функций самообразования предполагает дальнейшую разработку методологии его исследования, осуществлять которую следует через анализ его видов.
4. Виды самообразования
При выделении видов самообразования используются различные критерии. С точки зрения временной локализации, самообразование может осуществляться либо в рабочее, либо в свободное время. При этом самообразование в рабочее время, как правило, связано с достижением каких-либо профессиональных, производственных целей и задач, тогда как самообразование в свободное время может быть связано либо с ними, либо с решением проблем совсем иного характера (общегуманитарного, культурного, получения наслаждения от чтения, работы над собой и т. д.).
С этой классификацией тесно связана другая — по критерию направленности самообразования. Здесь можно говорить о таких его видах, как профессиональноеи общеразвивающее самообразование, которые связаны с достижением тех же, что и в первом случае, целей: производственно-профессиональных либо общегуманитарных, культурных, гедонистических и т.д.
Временная характеристика самообразования может различаться в зависимости от посвящаемого ему объема времени. Весьма близкими к приведенным видам являются регламентируемоеи нерегламентируемое самообразование.
С точки зрения пространственной локализации самообразование может осуществляться на работе, дома, в общественных учреждениях, предназначенных для этой деятельности (библиотеки и т.д.).
С пространственной локализацией самообразования связана классификация по типу его организации. Можно говорить об институционализированноми неинституционализированном самообразовании. В первом случае имеется в виду наличие учреждений и организаций, обеспечивающих процесс самообразования именно в них. Во втором — этот процесс протекает вне рамок таких учреждений и организаций, то есть в контексте повседневности.
К указанной классификации примыкает еще одна, критерием которой служат сферы самообразования. По отношению к ним самообразование может быть профессиональным, социокультурным, религиозным, нравственным, экономическим, правовым, семейно-бытовыми пр.
Временная и пространственная локализация самообразования лишь задает условия и формы его осуществления, главными же критериями служат содержательные и субъектные.
Среди содержательных критериев выделим целевые,показывающие, ради достижения каких целей осуществляется самообразование. Эти цели могут относиться к профессиональному росту, повышению культурного уровня, выход на новые рубежи осведомленности в какой-либо сфере знания. Выделение видов самообразования в соответствии с его целями может быть довольно широким по спектру.
Содержательным критерием классификации самообразования может стать любой элемент структуры личности: потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, обусловливающие самообразовательную деятельность личности.
Говоря о субъектных критерияхвыделения видов самообразования, необходимо отметить глубокие различия в его содержании, обусловленные тем, какие социальные группы и слои являются его «носителями». Для анализа самообразования проблема его субъекта приобретает очень важное значение. Обезличенный, «бессубъектный» подход к самообразованию является бесперспективным, более того, тупиковым, хотя бы в силу того обстоятельства, что в образе жизни далеко не всех групп и слоев общества присутствует самообразование.
С точки зрения названного критерия можно говорить, во-первых, о социальных группах и слоях, для которых этот вид деятельности является необходимым, поскольку без него они не в состоянии выполнить свои главные социальные роли — педагога, предпринимателя, ученого, журналиста, учащегося, художника (артиста) и др.
Во-вторых, существуют социальные группы, для которых самообразование как вид деятельности, как элемент их образа жизни не характерен. Это не значит, что оно вообще не присутствует в способе деятельности лю