на каком уровне сейчас находится фитнес индустрия в россии
Фитнес-индустрия в первом квартале 2021 года восстановится на 80%
По мнению экспертов Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), весна 2021 г. станет решающим этапом для рынка фитнес-услуг. При оптимистическом сценарии развития, по итогам квартала рынок восстановится до допандемийного уровня на 80-85%. В то же время закрытие компаний продолжится, в первую очередь из-за финансовых сложностей, связанных с необходимостью расчетов по отложенным и текущим платежам.
Динамика рынка: март 2020-март 2021
По оценкам Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ), российская фитнес-отрасль по итогам 2020 г. потеряла 25% игроков и около 40% валовой выручки. До марта 2020 г. индустрия обслуживала около 7 млн граждан. Объем выручки составлял 167 млрд руб. На территории страны функционировало более 13 тыс. фитнес-объектов со 768 тыс. сотрудников.
Пандемия обрушила рынок в марте, когда многие фитнес-клубы, преимущественно небольшие игроки рынка, вынуждены были закрыться. Локдаун продлился от трех до пяти месяцев в зависимости от региона. За этот период российский рынок потерял около 50 млрд руб. Кризис в офлайн-сегменте усугубил отток клиентов на онлайн-платформы (3-4% рынка) и далее, в летний период, на открытые площадки.
В июле-августе фитнес-клубы получили в три-четыре раза больше возвратов и заморозок клубного членства, чем обычно. Ожидания, связанные с ростом продаж в осенний период, также не оправдались — поток клиентов снизился на 60% по сравнению с аналогичным докризисным периодом. Выручка игроков рынка в III квартале 2020 г. составила 50% от выручки за III квартал 2019 г. Динамика с октября стала положительной, начался постепенный прирост объемов продаж, но темпы прироста пока не позволили приблизиться к показателям 2019 г.
Январь 2021 г. стал переломным: участники фитнес-рынка начали восстанавливаться разными темпами. К завершению месяца крупные сети пришли с выручкой по клубным картам в среднем минус 10-15% по сравнению с выручкой за январь прошлого года.
Однако январь — еще не показатель. На начало зимы и весну в отрасли традиционно приходится пик спроса. С учетом отложенных финансовых расходов, в I квартале 2021 г. рынок восстанавливает форму очень медленно. Сейчас фитнес недополучает до 15-20% стандартного оборота аналогичного периода прошлого года, при этом расходы среднего предприятия увеличились на 20-25%. Главная задача этого периода — уменьшить разрыв между расходной и доходной частями.
В целом весна 2021 г. станет для индустрии пиком всего кризисного 2020 г. и очередным этапом проверки участников рынка на прочность. На этот период придется основная финансовая нагрузка. Основные статьи расходов составят аренда помещений (в том числе отложенная аренда за прошлый год) — до 30% расходов, фонд оплаты труда — до 40%, взятые во время локдауна кредиты — до 15-20% и налоги.
Чего хотят клиенты
Американский колледж спортивной медицины (ACSM) на основе анкетирования профессионалов в сфере фитнеса и здравоохранения составил список ключевых фитнес-трендов 2021 г. В этом году в опросе приняли участие более 75 тыс. специалистов из Австралии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Японии, Индии, Италии, России, Сингапура, Сербии, Великобритании, США и многих других стран.
В числе трендов доминируют ЗОЖ-практики и онлайн-сервисы. К первой группе тенденций можно отнести направление Exercise is Medicine («упражнение как лекарство»), йогу, велнес-коучинг, тренировки на улице, фитнес-программы для пожилых людей, ко второй — индивидуальные и групповые онлайн-тренировки, программы занятий в мобильных приложениях, носимые технологии (фитнес-трекеры, смарт-часы и т.д). Кроме того, в тренде остаются упражнения для снижения веса, тренировки со свободными весами и собственным весом, функциональные и высокоинтенсивные интервальные тренировки.
Пандемия внесла коррективы в ход развития индустрии. На начало 2019 г. исследователи прогнозировали рост небольших студий и появление новых форматов тренажерных залов. В 2020 г. мелкие игроки не смогли выжить, а все идеи по новым формам ушли в онлайн. Однако во всем остальном прошедший год продолжил тенденции предыдущего периода. К примеру, носимые гаджеты и программы для пожилых людей впервые вошли в список трендов ACSM еще в 2016 году. Исходя из чего можно сделать вывод, что общий вектор развития индустрии по отдельным видам услуг существенно не изменился.
Меняется скорее не потребительский спрос на те или иные услуги, а сама концепция потребления и подходы к занятию спортом. Сейчас нужны услуги шаговой доступности и комплексные программы по оздоровлению. Люди выбирают клубы ближе к дому или офису, ценят их атмосферу. Популярным становится подход к тренировкам в рамках концепции «тело-дух-душа».
По данным исследовательской компании ClubIntel, онлайн-форматы после пандемии в странах с развитыми фитнес-рынками прижились — 72% клубов в США теперь предлагают групповые тренировки по запросу и в прямом эфире, что на 25% больше сравнению с 2019 годом. Концепция виртуального фитнеса зарекомендовала себя как одна из основных новых тенденций в постковидном пространстве, следующим шагом в этом направлении станет распространение геймифицированных фитнес-приложений на основе AR.
В 2021 г. сети крупных тренажерных залов будут быстрее внедрять новые технологии, чтобы привлечь к занятиям новых клиентов и выделиться среди конкурентов. Цифровые решения позволят усовершенствовать тренировочный процесс благодаря возможности отслеживать результаты в реальном времени. Кроме того, большое значение в организации комфорта и обеспечения безопасности посетителей фитнес-клубов будут иметь бесконтактные решения — бесконтактная регистрация или регистрация с низким уровнем касания, отслеживание визитов клиентов с помощью функции распознавания лиц, бесконтактная оплата. Востребованными станут площадки с качественным климат-контролем и продвинутыми системами очистки и обеззараживания воздуха.
Онлайн не спасет: почему после пандемии фитнес-индустрию придется строить заново
Российский рынок фитнес-клубов оценивается в 160 млрд рублей, по сравнению с развитыми странами он совсем небольшой, зато еще недавно выглядел весьма перспективным. Исследование РБК показало, что фитнес-индустрия — одна из немногих бизнес-сфер, где в 2019-м увеличились темпы роста, в отличие от общепита, частной медицины и салонов красоты. Позитивную оценку давала и Международная фитнес-ассоциация (IHRSA), включив Россию (а также Польшу и Турцию среди европейских стран) в топ-10 рынков с высоким потенциалом для дальнейшего развития. Пандемия скорректировала прогнозы.
Спасение утопающих
В разгар пандемии и маленькие студии, и крупные фитнес-сети заняты спасением своего бизнеса: пытаются сохранить персонал и продержаться до конца карантина. Причем некоторые закрылись еще до официального решения властей — например, московский The Base прекратил работу 14 марта, как и остальные клубы Adidas по всему миру. А в США крупной сети студий OrangeTheory досталась порция публичного порицания за то, что компания закрылась одной из последних.
Практически у всех фитнес-клубов проблемы с арендодателями. Одна из самых известных американских премиальных фитнес-сетей Equinox объявила, что из-за сложившейся ситуации в апреле не осилит арендные платежи по 300 своим клубам. В России это тоже самый острый вопрос. Отсрочка — редкий сценарий, арендные каникулы — исключительный, а во многих случаях арендодатели оперативно выселяют прежних арендаторов и пытаются сдать в аренду адаптированные под фитнес помещения другим сетям. И уже есть пострадавшие: московский йога-центр «Эра Водолея» был вынужден закрыться, когда арендодатель отказался идти на уступки по оплате и даже не вернул часть залога.
В этой связи российская Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ) предложила представителям фитнес-индустрии объединиться и подписать декларацию с обязательством в течение года не занимать помещения конкурентов, которые освободились из-за вынужденного закрытия клубов. 30 фитнес-сетей одобрили эту стратегию, которая должна помочь крупным игрокам в диалоге с арендодателями.
Пока немного забытыми чувствуют себя небольшие студии, которые вынуждены решать проблемы самостоятельно. В основном это индивидуальные предприниматели с оборотом до 100 млн рублей в год, но таких организаций очень много, и их суммарная доля на рынке довольно существенна. Этому сегменту без поддержки государства выжить будет особенно непросто.
Кроме того, важной особенностью российской фитнес-индустрии являются сезонность и, как следствие, отсутствие «финансовой подушки» у большинства игроков. Для многих фитнес-организаций март — стратегически важный месяц, чтобы набрать клиентов и заработать впрок перед летним спадом продаж. В 2020-м этим планам не суждено было сбыться.
При этом найти альтернативу прямым тренировкам не так просто. Пока на рынке нет компаний, у которых получилось бы за счет онлайн-фитнеса покрыть хотя бы 20% своих расходов. Относительно успешной можно назвать идею сдавать в аренду оборудование (сайклы, беговые дорожки и пр.) на срок от недели. Такую опцию предлагали, например, DDX Fitness и «Секция».
Вопреки всему
Практически весь рынок фитнеса и любительского спорта перешел в онлайн и стриминг, реализуя две основные модели развития. Маленькие игроки (вроде стречинг-студии SMstretching, клуба интервальных тренировок Trib3, сайкл-студии Zaryad и др.) пытаются на этом зарабатывать, продавая тренировки, марафоны или онлайн-курсы. Вторая модель больше ориентирована на маркетинг. Большинство сетевых клубов предлагают аудитории бесплатный контент, работая на бренд и сбор трафика, а на платный формат перевели персональные тренировки своих специалистов — так, например, сделал World Сlass, запустив отдельное приложение.
При этом несмотря на доступные современные технологии вроде Zoom, организовать фитнес-бизнес в онлайне не так просто. Нужен не только качественный продукт, но и спрос на него. Это на Западе у многих игроков есть и контент, и опыт работы с онлайн-аудиторией, а для российских фитнес-клубов выход в digital начинается фактически с нуля. Да, статистика запросов «Яндекса» отмечает рост по запросам вроде «тренировки/йога онлайн» в 1,5-2 раза за последний месяц, но в абсолютном значении эти цифры еще маленькие. Потребителя нужно приучить к новому продукту, а это требует времени.
Важно понимать, что нынешний рост спроса на онлайн-услуги не органический, а вынужденный и сопровождается экономическими трудностями. Поэтому клиент просто так не побежит отдавать деньги за фитнес в интернете, его нужно всячески мотивировать. Осложняет ситуацию для фитнес-клубов еще и то, что на рынке онлайн-тренировок, который существовал и до коронавируса, уже есть сильные игроки вроде проектов «Бешеная сушка», SEKTA, и т.п., не говоря уже о сотнях тысяч видео разных форматов и бесплатных приложений для смартфонов. Компании, которые годами продвигают себя в онлайне, имеют преимущество перед новичками рынка: они знают своего потребителя, имеют рабочий продукт и настроенные каналы коммуникации. А офлайн-бизнес только начинает понимать правила игры.
Цифровой фитнес
Рынок онлайн-фитнеса растет не только за счет расширения базы пользователей сервисов, существовавших до пандемии, и взрывной активности фитнес-клубов, но и благодаря появлению в онлайне совершенно новых игроков, которых раньше эта тема особо не интересовала. Так, компании «Билайн» и СКМ запустили фитнес-помощника mWellness: приложение способно составить план тренировок и скорректировать рацион питания. Банк Tinkoff совместно с Fitmost начал продавать тренировки и занятия медитацией. В репертуаре онлайн-кинотеатра Okko появились фитнес-программы от World Class. Видеотренировки начал продавать и Wildberries, а в приложении «Юла» завели тематический YouTube-канал.
Сами по себе
Еще один важный тренд российского фитнес-рынка в период пандемии — самореализация тренеров. Из-за закрытия клубов инструкторы лишились солидной доли (а в отдельных случаях и 100%) дохода от персональных занятий. В итоге многие начали вести клиентов самостоятельно: перенесли тренировки в онлайн и развивают личный бренд. Очевидно, после окончания пандемии не все вернутся к наемной работе, а останутся в онлайне и/или офлайне как самозанятые. Если, конечно, за время карантина получится проявить себя и сохранить клиентуру. В этом случае клубы рискуют потерять и аудиторию, и тренеров.
Осознавая эту опасность, некоторые клубы направляют онлайн-активность на поддержку своих тренеров. Например, в студии Rock The Cycle устроили марафон: у каждого инструктора есть своя команда, а тренировки проходят ежедневно на протяжении месяца. Под такую активность удалось собрать 120 клиентов. Средний чек невелик, владельцы на этом не заработают, зато такие инициативы частично компенсируют финансовые потери тренеров.
Назад в будущее
Фитнес-индустрия сейчас несет колоссальные потери. По оценке президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольги Киселевой, более 600 000 человек на 13 000 фитнес-объектах по всей России попали под угрозу сокращения. Продажи упали в среднем на 70%, отрасли уже сейчас прогнозируют потери в 103 млрд рублей, а ведь карантин может затянуться.
Без активной государственной поддержки фитнес-индустрию придется строить заново. Чем дольше длится пандемия, тем больше времени займет восстановление. Сейчас сложно сказать, кто пострадает больше, крупные операторы или скромные студии. По данным РБК, средний сетевой клуб с бассейном за день простоя теряет 300 000 рублей, но большие обороты с абонементных продаж обеспечивают некоторый запас прочности. У маленьких фитнес-студий, зарабатывающих на продаже тренировок, а не членства, расходы меньше, но, как правило, нет финансовых резервов. При нулевых доходах им сложно поддерживать существование.
И все же в ближайшем будущем именно форматы краткосрочной подписки и платы за тренировки (pay-as-you-train) выглядят перспективнее. Покупательная способность после пандемии снизится, и аудитория тех, кто сможет позволить себе годовой абонемент, сильно сократится.
Однако в долгосрочной перспективе фитнес-индустрия может рассчитывать на положительный эффект от пандемии. Во-первых, больше людей задумаются о здоровом и активном образе жизни, ведь это укрепляет иммунитет и повышает способность организма противостоять вирусам.
Во-вторых, фитнес может развиваться и в условиях экономических трудностей. В США именно кризис 2008 года стал драйвером нового фитнес-бума, когда весь Уолл-стрит отправился в студии пилатеса, начал готовиться к Ironman или просто бегать. Люди стали активно инвестировать в то, что не потеряло своей важности на фоне финансовых проблем — в здоровье. Хотя еще в 2006-м этот рынок мало кого интересовал.
В-третьих, digital-фитнес станет обыденным явлением. Для многих, кто на карантине протестирует этот формат как вынужденную альтернативу офлайн-занятиям или как новый вид досуга, онлайн-тренировки останутся частью будничной жизни. Для фитнес-клубов и студий это направление станет хорошей возможностью для расширения клиентской базы и монетизации. Если раньше успех фитнес-бизнеса на 100% зависел от заполняемости арендуемых площадей, то теперь онлайн-форматы помогут получить еще один стабильный источник дохода.
Кроме того, для многих поход на йогу или в тренажерный зал — это важная часть социализации, своего рода «выход в свет», как ужин с друзьями в ресторане или посещение театра. Люди приходят в фитнес-клуб не только за спортом, но и за общением, комфортной атмосферой и позитивными эмоциями. Онлайн все это не заменит.
«Разрушительное цунами»: 2020 год стал худшим за всю историю российской индустрии фитнеса
Российский фитнес-рынок начал активно развиваться около 30 лет назад. Но за всю его историю не было кризиса равного тому, который разразился в 2020 году. «За все время существования фитнес-индустрии нам удавалось успешно проходить все экономические кризисы. Ни в 1998 году, ни 2008-м, ни в 2014-м рынок не падал ни разу, а лишь несколько замедлял рост», — рассказывает Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества (НФС).
На начало 2020 года в России, по данным НФС, работали 13 000 фитнес-объектов, в том числе 3500 крупных мультифункциональных клубов, индустрия обеспечивала работой 768 000 сотрудников. Отрасль была на подъеме: на конец 2019 года суммарный объем отечественного рынка спортивно-оздоровительных услуг оценивался в 167 млрд рублей, включая рынок спортивного оборудования и питания. На Москву и Санкт-Петербурга приходилось более 60% рынка. Налоговые отчисления выросли за 2019 год — до 43,64 млрд рублей.
Пандемия коронавируса, по словам Силиной, стала для фитнес-индустрии не кризисом, а настоящим разрушительным цунами, в котором не выжили около трети игроков. «Последствия пандемии нам предстоит наблюдать еще долгое время. Это настоящая проверка на выживание», — прогнозирует она.
«Продажи упали на 70%»
Начало года было успешным, вспоминает Алексей Ковалев, владелец сети Alex Fitness. Январь его компания отработала с рекордными показателями по выручке. «Зима вообще традиционно высокий сезон для фитнеса, некоторые покупают карты в надежде быстро привести себя в форму перед новым годом. Те, кому это не удалось, дают обещание посещать фитнес в новом году и тоже приобретают карты», — делится он. могла
Снижение продаж и посещаемости началось в феврале, а в марте случилось падение — продажи новых членств встали, а посещаемость клубов резко упала. «Ситуацию постоянно подогревали слухи о готовящемся закрытии клубов. Люди читали что-то в интернете и говорили, зачем мне покупать членство, если вас все равно скоро закроют. В марте выручка компании снизилась на 50%», — вспоминает Ковалев. Посещаемость клубов снизилась примерно на 25%, продажи упали почти на 70%, приводил данные Николай Прянишников, гендиректор сети World Class.
Рекомендацию приостановить, перенести или отменить все спортивные соревнования в России 21 марта распространил Минспорт. В тот же день главный государственный санитарный врач Москвы Елена Андреева обязала столичные фитнес-центры, бассейны, аквапарки и другие спортивные объекты перестать пускать посетителей. Мера объяснялась осложнением эпидемиологической ситуации и ростом заболеваемости населения коронавирусом. 23 марта аналогичные меры ввели в Московской области, а еще через несколько дней в — Санкт-Петербурге. Позже фитнес-клубы закрылись во всех регионах России.
Меры поддержки
Закрытие заведений, отмена спортивных мероприятий з аставили отрасль консолидироваться. Опасаясь банкротств, финансовых потерь и сокращения персонала, бизнес обратился за правительственной поддержкой. В письме от 24 марта на имя премьер-министра Михаила Мишустина представители общественного совета при Минспорте, руководители фитнес-ассоциаций, организаторы крупнейших спортивных соревнований просили отсрочки по арендной плате, моратория на налоги и кредитных каникул. Ежемесячно убытки фитнес-клубов в России составляют 7-8 млрд рублей, оценивала тогда Ассоциация операторов фитнес-индустрии (АОФИ).
К апрелю ситуация стала критической. В межотраслевом письме от более 60 представителей практически всех ассоциаций компаний сфер услуг, общественных организаций и так далее, направленном в правительство, представители фитнеса отмечали, что львиная доля сотрудников клубов попали под угрозу сокращения, а банкротства ждут до 70% компаний. Наиболее важными для индустрии мерами поддержки в письме назывались: распространение мер поддержки и на малый, и на крупный бизнес, мораторий на арендные платежи, возвраты средств по авансам, депозитам, нереализованным услугам на время приостановки работы и на 120 дней после окончания этого времени. «Обязательства в случае банкротств компаний составят 40 млрд рублей. Крайне важно получить субсидии на заработную плату — 9,8 млрд рублей за II квартал 2020 года», — перечислял представитель АОФИ.
Усилия не прошли даром, в итоге семь крупных фитнес-сетей — World Class, Alex Fitness, X-FIT, «С.С.С.Р.» и другие были включены в список системообразующих предприятий России, а фитнес-отрасль включена правительством в список пострадавших отраслей.
Правда, по факту статус системообразующих предприятий самим компаниям помог мало. «Статус системообразующего предприятия должен был обеспечить нам ряд льгот: субсидии на возмещение затрат, отсрочку по налогам и госгарантии для реструктуризации кредитов либо на получение новых займов, специальные условия по кредитованию. К сожалению, пока удалось воспользоваться лишь льготами по кредитованию», — говорит представитель World Class. На какие цели компания потратила кредит, ее представитель сообщить отказался. «Субсидий мы не получили, наверное, этому помешало то, что мы крупный бизнес, а все помощь полагалось лишь малым и средним предприятиям. Воспользовались отсрочкой по налогам и невозвратным кредитом», — отмечает Ковалев.
Чиновники от Минспорта уверяют, что госпомощь была оказана в размере всего 1,5 млрд рублей. Такие цифры озвучил директор Департамента стратегического развития и реализации федеральных проектов Минспорта Сергей Смирницкий на XXVI Всероссийском съезде фитнес-индустрии в декабре. По его словам, в рамках этой помощи 25 000 организаций получили отсрочки по налоговым платежам, 35 500 получили безвозвратные кредиты (помощь государство оказывало не только фитнес-клубам, но и всем организациям, которые в кодах своей деятельности в качестве основной указывали осуществление спортивно-оздоровительной работы).
Еще одной крупной проблемой стали отношения с арендодателями. Дело в том, что из 6 млн кв. м, которые занимала фитнес-индустрия до пандемии, почти 90% находилось в аренде, поясняет Силина. В экономике фитнес-клуба около 30% уходит на аренду, на фонд оплаты труда приходится 35-40%, включая НДФЛ, плюс налоги в зависимости от выбранного вида системы налогообложения, это без учета расходов на оплату коммунальных услуг, связи, обучение сотрудников, затрат на рекламу, ремонт и при условии, что долговая нагрузка перед банком полностью погашена, перечисляет она.
Фитнес-отрасль — низкомаржинальный бизнес и к кризису подошла без финансовой подушки безопасности, продолжает Силина, выплачивать аренду в полном объеме было не из чего. Ключевые игроки с трудом сумели договориться с арендодателями до конца года. «До пандемии у меня было пять студий, две из них в жилых домах, три в торговых центрах. Одну студию я потеряла. Арендодатель сначала согласился на скидку на время пандемии, а через некоторое время просто забрал свои слова назад, объяснив это одной фразой «не было такого, попробуйте докажите, что я это говорил». Пришлось съехать, и залог мне так и не вернули», — рассказывает Диана Буркова, основатель и глава сети студии растяжки «Эластика» в Санкт-Петербурге. Проблемы были и во второй студии в торговом центре, где Бурковой удалось получить скидку 70% за июнь, но с июля предпринимательнице уже выставили полный счет. Арендодатель объяснил свои действия тем, что в городе уже разрешили открыть фитнес-клубы, делится она, тот аргумент, что клубам в торговых центрах было запрещено работать, не подействовал.
Четыре клуба за пандемию закрыл Alex Fitness, еще по двум объектам до сих пор продолжаются споры с арендодателем: оказалось, что договор был составлен таким образом, что его невозможно расторгнуть, рассказывает Ковалев. Сейчас у Alex Fitness открыто 70 клубов, но бизнесмен планирует в следующем году закрыть около 10 точек из-за низкой рентабельности. В единичных закрытиях клубов признается и представитель World Class, компания закрыла по одному заведению в Москве и Санкт-Петербурге. По его словам, речь не шла о конфликте с арендодателем, например, в Санкт-Петербурге собственник здания, в котором располагался клуб «Прибалтийская», решил его снести и построить на его месте апарт-отель. Сегодня сеть состоит из 103 клубов (52 из которых собственные).
Видеокамеры в зонах СПА
Открытие тренажерных залов после пандемии было не быстрым. Только в начале июня Роспотребнадзор совместно с бизнесом разработал рекомендации для открытия спортзалов и бассейнов: тренажеры должны быть установлены с соблюдением социальной дистанции в 1,5 м, количество людей в залах определяется исходя из соотношения 4 кв. м на одного посетителя, в бассейнах этот показатель составляет 5 кв. м глади воды на человека. Сначала клубы открылись в Москве, это произошло 23 июня. Но дальше снова начались проблемы. Оказалось, что остальные регионы, взяв за основу документ Роспотребнадзора, стали вносить в него собственные правки. В итоге требования в некоторых регионах были ужесточены настолько, что клубы просто не могли открыться.
На втором после Москвы рынке, в Санкт-Петербурге, до конца июля была запрещена работа торговых центров, в которых расположено около 25% клубов. Те клубы, которые смогли открыться, должны были сначала получать в городской администрации QR-коды, а клиентов принимать исключительно по предварительной записи.
Многие региональные власти разрешали открыть клубы, но с ограничениями разной степени очевидности. «При открытии от нас потребовали оснастить спа-зоны видеокамерами, поставить по одной на каждые 10 кв. м, а видео централизованно сливать в сеть. Был большой скандал. К счастью, власти отменили это решение», — рассказывает глава представительства НФС в Нижегородской области и основатель сети фитнес-клубов Gold’s Fitness Александр Кузнецов. В Сочи в клубы можно было пускать посетителей в душевые, а открыть для них сауны было нельзя. Парадоксальная ситуация складывалась в Краснодарском красе: открывать тренажерные залы было можно, а помещения для групповых тренировок и бассейны — нельзя, хотя в гостиницах к тому времени проводились массовые конференции и работали бассейны. Во многих «закрытых» регионах стали возрождаться «подпольные качалки», рассказывают участники рынка.
Даже в середине июля полностью для фитнеса были закрыты Архангельская, Ставропольская, Самарская, Оренбургская, Вологодская, Воронежская, Брянская, Нижегородская, Смоленская области, Еврейская автономная область, Красноярский край, Алтай, Калмыкия, Якутия, Тува, Ханты-Мансийский округ, весь Северный Кавказ и многие другие регионы.
Локдаун для отрасли продлился от 3 до 5 месяцев в зависимости от региона. После перезапуска отрасль смогла восстановиться лишь на 60-70%, добавляет Силина, за этот период индустрия потеряла около 51,4 млрд рублей. Чтобы сохранить лояльность клиентов, фитнес-клубы приостановили действия клубных карт на время остановки деятельности, продлили абонементы на все месяцы простоя, перевели все тренировки в онлайн. Большинство клубов предлагало бесплатные онлайн-занятия. Это дало старт гибридным фитнес-продуктам, которые сочетают в себе онлайн и офлайн, говорит Силина.
Реабилитация после COVID-19
Осень не принесла передышки. Падение доходов в фитнес-отрасли лишь продолжилось. Из-за роста заболеваемости коронавирусом потребительский спрос снижается. Продажи новых контрактов в фитнес-клубах и продление старых уменьшились на 50-70%, говорит Силина. В октябре сразу две российские ассоциации фитнес-индустрии (НФС и АОФИ) снова обратились в правительство с просьбой о помощи. В письмах НФС на имя президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина говорится, что фитнес-предприятия в первой половине 2020 года потеряли около 40 млрд рублей. А в результате ограничений, страхов клиентов и снижения платежеспособности населения фитнес недополучил в III квартале 2020 года до 50% выручки аналогичного периода прошлого года, 20% предпринимателей отрасли разорены, говорится в письме. НФС просила поддержки и для своих арендодателей: отказаться на четыре года от пересмотра кадастровой стоимости недвижимости в сторону ее увеличения; снизить ставку налога на имущество владельцам недвижимости до 0,3% в этом году и до 0,5% в 2021-м; возместить недополученные арендные платежи за счет налоговых ставок на имущество, на землю и прочее; ввести мораторий на рост тарифов на коммунальные услуги до 2023 года.
Сами игроки отрасли отреагировали на снижение спроса, разнообразив линейку клубных карт по продолжительности сроков действия, расширили пул персонализированных услуг текущим клиентам в качестве подарка, сделали ставку на повышение уровня доверия между фитнес-клубом и клиентами. Например, в сети XFit запустили бесплатные тренировки с виртуальным онлайн-наставником, а оплачивать предлагается только непосредственные визиты в клуб. Членам сети Sport Life в Санкт-Петербурге предлагается возможность арендовать зал под проведение занятий только в кругу близких. А ярославская «С-Спорт» дает своим клиентам возможность заниматься мини-группами из числа знакомых и родных. «Такой подход снимает опасения заразиться от посторонних людей и формирует сообщество единомышленников», — говорит представитель сети.
Около 40% фитнес-клубов по всей стране к осени уже создали оздоровительные программы для профилактики коронавирусной инфекции и восстановления после перенесенного заболевания, говорит Силина. По ее словам, ставка на профилактику и реабилитацию себя оправдала: показатели ноября по сравнению с первыми осенними месяцами дали небольшой прирост: в среднем по стране продажи клубных карт выросли в ноябре на 5,9% по сравнению с продажами октября, а посещаемость выросла на 9,3% по сравнению с показателями предыдущего осеннего месяца.
В декабре НФС обратилось к министру здравоохранения Михаилу Мурашко с предложением разработать на базе фитнес-клубов восстановительные программы для россиян, переболевших COVID-19. «Мы понимаем, что в России направление реабилитации находится на начальном этапе развития. Но все больше частных организаций начинают осваивать российский рынок реабилитации, чей объем превышает €125 млн в год», — говорит Наталья Филиппова, председатель рабочей группы по развитию оздоровительных СПА и предприятий восстановительной медицины в «Деловой России», член правления Национального фитнес-сообщества. Для сравнения, в Германии на развитие системы здравоохранения в направлении реабилитации выделяется более 11% от ВВП, около €300 млрд.
По итогам года фитнес-отрасль потеряла около 30% игроков, пятую часть сотрудников (140 000) и 65 млрд рублей выручки. Совместная работа с министерством в развитии направления реабилитации уже идет, говорит Силина, фитнес-отрасль постепенно адаптируется к текущей ситуации.
Как тренируются Брэнсон, Цукерберг и другие миллиардеры
Как тренируются Брэнсон, Цукерберг и другие миллиардеры