на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 639
«О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем;

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется:

3. Организация и ведение единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем осуществляются с учетом выполненных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» работ по созданию Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

4. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1992 г. N 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 8, ст. 546).

Председатель Правительства
Российской Федерации

10 июля 2014 г. N639

Правила
организации и ведения единой государственной автоматизированной системы мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональных подсистем
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 639)

С изменениями и дополнениями от:

Информация об изменениях:

Система мониторинга и ее функциональные подсистемы обеспечивают в автоматизированном режиме осуществление государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации.

Основными целями системы мониторинга и ее функциональных подсистем являются:

а) регулярные наблюдения за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

б) своевременное выявление изменений радиационной обстановки, оценка, прогнозирование и предупреждение возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды;

Информация об изменениях:

а) регулярные наблюдения за радиационным фоном, содержанием и активностью радионуклидов в атмосферном воздухе, почве, поверхностных и подземных водах;

б) сбор, обработка (обобщение, систематизация), анализ и хранение полученной информации;

в) оценка воздействия природных и антропогенных факторов на радиационную обстановку;

г) анализ и прогнозирование радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

д) предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке, происходящих и прогнозируемых ее изменениях.

Информация об изменениях:

а) единство методологических и метрологических подходов к сбору, интерпретации, обработке, хранению, анализу и распространению информации о радиационной обстановке и прогнозам на основе такой информации;

б) непрерывность наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

в) полнота, достоверность и своевременность получения и представления информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

г) совершенствование инструментов и методов выявления изменений радиационной обстановки, оценки и прогноза экологических рисков, обусловленных радиоактивным загрязнением окружающей среды;

д) эффективность использования данных о фактической и прогнозируемой радиационной обстановке на территории Российской Федерации.

Информация об изменениях:

2. В рамках системы мониторинга и ее функциональных подсистем Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органы управления осуществляют государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, и в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды».

Информация об изменениях:

4. Организация и ведение системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляются на основе информации о радиационной обстановке:

Информация об изменениях:

5. Координация деятельности по ведению системы мониторинга и ее функциональных подсистем осуществляется Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

В целях обеспечения согласованной деятельности по ведению и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем, решения задач и рассмотрения вопросов межотраслевого значения, связанных с указанной деятельностью, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды совместно с органами управления и федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии создается межведомственный координационный совет по ведению и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем.

Положение о межведомственном координационном совете по ведению и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем и его состав утверждаются Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с органами, указанными в абзаце втором настоящего пункта.

В состав межведомственного координационного совета по ведению и развитию системы мониторинга и ее функциональных подсистем входят представители Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органов, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

6. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и органы управления при организации и ведении системы мониторинга и ее функциональных подсистем:

а) обеспечивают формирование и функционирование систем наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

б) обеспечивают проведение регулярных наблюдений за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации;

в) осуществляют сбор, хранение, обработку и предоставление в систему мониторинга и ее функциональные подсистемы информации о радиационной обстановке;

г) проводят анализ информации о радиационной обстановке в целях выявления ее изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

д) дают оценку и прогноз изменений радиационной обстановки на территории Российской Федерации;

е) обеспечивают предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам информации о радиационной обстановке и происходящих и прогнозируемых ее изменениях;

ж) обеспечивают незамедлительное представление в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативной фактической и прогностической информации о радиационной обстановке, свидетельствующей об угрозе возникновения (при возникновении) чрезвычайной ситуации, а также о радиационной обстановке в границах зон чрезвычайных ситуаций в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 г. N 334 «О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

з) обеспечивают незамедлительное представление органу, уполномоченному осуществлять федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, информации о радиационной обстановке, свидетельствующей о ее изменении в связи с эксплуатацией объектов использования атомной энергии;

и) обеспечивают предоставление органам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, информации о радиационной обстановке на территории Российской Федерации;

к) осуществляют выполнение обязательств по международным договорам Российской Федерации, предусматривающим предоставление информации о радиационной обстановке и (или) обмен информацией о радиационной обстановке.

Информация об изменениях:

а) подсистема государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации на базе государственной наблюдательной сети, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

б) подсистемы государственного мониторинга радиационной обстановки, в рамках которых проводятся наблюдения в районах размещения ядерных установок, радиационных источников или пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пунктов хранения, хранилищ радиоактивных отходов на особых территориях (санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения), эксплуатируемых организациями, в отношении которых органы управления осуществляют государственное управление использованием атомной энергии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии.

7. Требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, а также к обмену информацией о радиационной обстановке устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, органами управления и иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

8. Доступ федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, осуществляется на безвозмездной основе посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

9. Доступ юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан к информации о радиационной обстановке, содержащейся в системе мониторинга и ее функциональных подсистемах, обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды или органами управления, осуществляющими организацию и ведение системы мониторинга и ее функциональных подсистем в соответствии с настоящими Правилами путем ее размещения на официальном сайте системы мониторинга и ее функциональных подсистем в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменения,
которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 639)

1. В пункте 7 Порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 93 «О Порядке разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст. 688), слова «Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» заменить словами «единая государственная автоматизированная система мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации и ее функциональные подсистемы».

2. В Положении о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 477 «Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 3000):

а) в пункте 3 и абзаце первом пункта 5 слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

абзац первый дополнить словами «и организациями»;

после абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:

3. В Положении о государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 «О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4383):

а) в пункте 2 слова «и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление использованием атомной энергии, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

б) в подпункте «а» пункта 3 слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

В 2011 г. в Закон об использовании атомной энергии был внесен ряд изменений. Так, госконтроль за радиационной обстановкой на территории России заменен мониторингом радиационной обстановки в рамках соответствующей единой государственной АИС.

Разработаны правила организации и ведения такой системы и ее функциональных подсистем. Скорректированы некоторые акты Правительства РФ по данным вопросам.

Мониторингом занимаются Росгидромет, а также федеральные органы исполнительной власти и Госкорпорация «Росатом» в соответствии с их компетенцией. Перечислены источники информации, служащей основой для мероприятия.

В рамках мониторинга проводятся регулярные наблюдения за радиационной обстановкой; оцениваются и прогнозируются изменения в ней; собираются, обрабатываются и хранятся необходимые данные; предоставляется информация физическим и юридическим лицам, ИП, органам госвласти и местного самоуправления и др.

Требования к сбору, обработке, хранению, предоставлению, распространению информации о радиационной обстановке, а также к обмену сведениями устанавливает Минприроды России.

Доступ к информации осуществляется через официальный сайт АИС.

Организация и ведение системы производятся с учетом выполненных работ по созданию системы контроля. Постановление Правительства РФ по вопросам ведения последней признано утратившим силу.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2014 г. N 639 «О государственном мониторинге радиационной обстановки на территории Российской Федерации»

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 14 июля 2014 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 23 марта 2021 г. N 444

Изменения вступают в силу с 2 апреля 2021 г.

Источник

На каком уровне ведется мониторинг радионуклидов

Единая государственная автоматизированная система контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации

Руководство по радиационному мониторингу загрязненных территорий на поздней фазе радиационной аварии

Дата введения 2008-07-01

1 РАЗРАБОТАН: Государственным учреждением «Научно-производственное объединение «Тайфун» (ГУ «НПО «Тайфун») Росгидромета; Всероссийским научно-исследовательским институтом сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии, Государственным учреждением «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены».

2 РАЗРАБОТЧИКИ: В.М.Шершаков, д-р техн. наук; В.Г.Булгаков, канд. физ.-мат. наук, К.П.Махонько, канд. физ.-мат. наук; К.И.Васильева, канд. физ.-мат. наук; В.М.Ким, канд. физ.-мат. наук; Н.И.Санжарова, д-р биол. наук; С.В.Фесенко д-р биол. наук; Н.Н.Исамов, канд. биол. наук; М.И.Баллонов, д-р биол. наук; Кайдановский Г.Н., канд. техн. наук; В.Ю.Голиков; Л.Н.Жарова, нормоконтролер.

3 СОГЛАСОВАН: Министерством здравоохранения Российской Федерации 22.06.2001;

Министерством Российской Федерации по атомной энергии 10.10.2001;

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 30.11.2000;

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 06.06.2001.

4 УТВЕРЖДЕН: Заместителем Руководителя Росгидромета от 21.06.2007.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН: ЦКБ ГМП ГУ «НПО «Тайфун» за номером РД 52.18.*

1 Область применения

1.1 Настоящее руководство устанавливает:

— перечень объектов радиационного мониторинга на поздней фазе радиационной аварии;

— программу наблюдений радиационного мониторинга на поздней фазе радиационной аварии;

— порядок отбора, упаковки, хранения и транспортирования проб объектов радиационного мониторинга;

— порядок оценки дозы облучения населения.

1.2 Руководство предназначено для применения организациями Росгидромета, осуществляющими работы в рамках Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО), и может быть применено специальными подразделениями других ведомств, уполномоченных для проведения радиационного контроля или мониторинга.

2 Нормативные ссылки

В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 17.1.5.01-80 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб донных отложений водных объектов для анализа на загрязненность

ГОСТ 17.1.5.04-81 Охрана природы. Гидросфера. Приборы и устройства для отбора, первичной обработки и хранения проб природных вод. Общие технические условия

ГОСТ 17.1.5.05-85 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к отбору проб поверхностных и морских вод, льда и атмосферных осадков

ГОСТ 17.4.3.01-83 Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 27593-88 Почвы. Термины и определения

1 Ссылки на остальные нормативные документы приведены в разделах 6-9 и «Библиографии».

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем руководстве применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 антропогенная среда: Природная среда, прямо или косвенно, намеренно или непреднамеренно заметно измененная людьми.

3.2 выборка: Совокупность единиц продукции, отобранной из партии для пробоотбора.

3.3 выпадения атмосферные радиоактивные, Бк/м ·сут, Бк/м ·нед, Бк/м ·мес, Бк/м ·квартал, Бк/м ·год: Поток радионуклида или суммы радионуклидов из атмосферы на землю.

3.5 доза поглощенная, Гр: Величина энергии ионизирующего излучения, переданная веществу:

на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов. Смотреть фото на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов. Смотреть картинку на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов. Картинка про на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов. Фото на каком уровне ведется мониторинг радионуклидов,

— масса вещества в этом объеме, кг. Энергия может быть усреднена по любому определенному объему, и в этом случае средняя доза будет равна полной энергии, переданной объему, деленной на массу этого объема [1, 2].

3.6 доза эффективная (эквивалентная) годовая, Зв: Сумма эффективной (эквивалентной) дозы внешнего облучения, полученной за календарный год, и ожидаемой эффективной (эквивалентной) дозы внутреннего облучения, обусловленной поступлением в организм радионуклидов за этот же год [1, 2].

3.7 контрольный животноводческий пункт: Животноводческое хозяйство (ферма, отделение) с его кормовой базой, а также пруд для разведения в нем рыбы. Контрольные пункты устанавливаются в соответствии с приказом Главного государственного ветеринарного инспектора субъекта Российской Федерации и не могут быть изменены без согласования с Центральной научно-производственной ветеринарной радиологической лабораторией Департамента ветеринарии Минсельхоза Российской Федерации.

3.8 загрязнение радиоактивное: Присутствие радиоактивных веществ на поверхности, внутри материала, в воздухе, в теле человека или в другом месте, в количестве, превышающем уровни, установленные документами [1, 3].

3.9 квартование: Способ отбора проб сыпучих тел для химического анализа, который состоит в том, что проба, отобранная из различных мест или разных упаковок и т.п., смешивается, рассыпается ровным слоем, делится на четыре треугольника (квартуется); из них два противоположные удаляются, а два оставшихся вновь перемешиваются и снова делятся на четыре части; так поступают, пока количество не уменьшится до необходимого для испытания (не менее 300 г).

3.10 контрольный участок: Отдельное поле севооборота или отдельный агрохимический контур, который выбирается с учетом неоднородной плотности радиоактивного загрязнения, структуры землепользования, характеристик почвенного покрова. Контрольный участок выбирается так, чтобы он был типичным для обследуемой территории по основным агроэкологическим признакам: тип почвы, элементы рельефа, сельскохозяйственное использование.

3.11 мощность дозы, Зв/ч, мЗв/ч, мкЗв/ч: Доза излучения за единицу времени.

3.12 контрольный населенный пункт: Населенный пункт, находящийся на территории, загрязненной вследствие радиационной аварии, на которую распространяются требования и применяются принципы зонирования, изложенные в нормах радиационной безопасности [1].

3.13 полевая эквивалентная доза, Зв, мЗв, мкЗв: Эквивалентная доза в центре шара радиусом 1 г/см из тканеэквивалентного вещества, совмещенном с точкой поля ионизирующего излучения, в которой определяется эта величина [4].

3.14 период усреднения: Период усреднения при проведении дозовых оценок в отдаленный период после аварии на ЧАЭС установлен равным 3 годам в связи с медленным изменением во времени параметров, используемых для проведения дозовых оценок. Эти параметры определяются (пересматриваются) один раз в три года по результатам выборочных радиационно-гигиенических обследований населенных пунктов за предшествующий 3-летний период времени, включающий календарный год оценки дозы.

3.15 поздняя фаза радиационной аварии: Поздняя фаза радиационной аварии продолжается от принятия основных мер по защите населения до момента прекращения выполнения защитных мер и заканчивается одновременно с отменой всех ограничений на жизнедеятельность населения на загрязненной территории и переходом к обычному санитарно-дозиметрическому контролю радиационной обстановки [5].

3.16 единичная проба почвы: Проба почвы определенного объема, взятая однократно из почвенного горизонта, слоя [ГОСТ 27593-88, пункт 70].

3.17 объединенная проба: Совокупность точечных или единичных проб, предназначенная для составления средней пробы.

3.18 проба средняя: Часть объединенной пробы, предназначенная для проведения радиометрического анализа.

3.19 проба точечная: Проба определенного объема, отобранная за один прием из одного места, слоя, горизонта, партии объекта радиационного мониторинга.

3.20 радиационный мониторинг: Система наблюдений, проводимых регулярно, по определенной программе с целью получения информации о радиационной обстановке на загрязненной территории и об уровнях облучения населения, проживающего на загрязненной территории.

3.21 смешанный растительный образец: Проба, состоящая из заданного количества единичных проб растительности.

3.22 средняя годовая эффективная доза, мкЗв/год: Эффективная годовая доза, средняя у критической группы населения.

3.23 территория природного комплекса: Участок земной коры с присущим ему рельефом, а также относящиеся к нему поверхностные и подземные воды, приземный слой атмосферы, почвы, сообщества организмов.

3.24 улучшенные сенокосы и пастбища: Сенокосы и пастбища, которые перепахивались после радиационной аварии.

4 Объекты и программа радиационного мониторинга на поздней фазе радиационной аварии

4.1 Объекты радиационного мониторинга

4.1.1 Объектами радиационного мониторинга окружающей природной среды, согласно нормативным документам 8 являются:

— атмосферный радиоактивный аэрозоль;

— атмосферные радиоактивные выпадения;

— донные отложения рек, озер, водохранилищ;

4.1.2 Объектами радиационного мониторинга в сельском хозяйстве, согласно методическим рекомендациям, указаниям и отраслевым стандартам 20*, являются:

— сельскохозяйственные культуры и продукция растениеводства;

— корма, кормовые добавки и комбикормовое сырье;

— удобрения, агромелиоранты и другие средства химизации;

— животноводческие помещения, кормохранилища и др.;

— предприятия, осуществляющие переработку, хранение, реализацию, транспортирование сельскохозяйственной продукции;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *