на каком узле лифта устанавливается устройство предотвращающее спадания каната
На каком узле лифта устанавливается устройство предотвращающее спадания каната
Устройство, компоновка и взаимодействие узлов лифта
Основу конструкции лифта составляет механизм подъема на основе применения лебедки или гидроцилиндра с канатной системой передачи движения кабине.
Пассажиры и грузы перемещаются в специально-оборудованной кабине с закрываемыми дверями, которые имеют блокировочные устройства, исключающими возможность движения при открытых створках.
Для центрирования кабины (противовеса) в горизонтальной плоскости и исключения поперечного раскачивания во время движения, применяются направляющие, устанавливаемые на всю высоту шахты лифта.
Направляющие обеспечивают возможность торможения кабины (противовеса) ловителями при аварийном превышении скорости и удерживают ее до момента снятия с ловителей.
Пространство, в котором перемещается кабина и противовес ограждается на полную высоту и называется шахтой.
На погрузочных площадках обслуживаемых этажей шахта имеет автоматически запираемые двери с блокировками безопасности.
Помещение, в котором устанавливается подъемная лебедка и другое необходимое оборудование, называется машинным помещением.
При нижнем расположении машинного помещения и, в некоторых других случаях, над шахтой устанавливаются отводные блоки в специальном блочном помещении.
Часть шахты, расположенная ниже уровня нижней посадочной площадки, образует приямок, в котором размещаются упоры или буферы, ограничивающие ход кабины (противовеса) вниз и останавливающие с допустимым ускорением замедления.
Для предотвращения аварийного падения кабины (противовеса) лифт оборудуется автоматической системой включения ловителей от ограничителя скорости, срабатывающей при аварийном превышении скорости.
Ловители устанавливаются по боковым сторонам каркаса кабины (противовеса) и приводятся в действие канатом, охватывающим шкив ограничителя скорости.
В приямке устанавливается натяжное устройство ограничителя скорости.
Ограничитель скорости может устанавливаться в машинном, блочном помещении; на кабине и противовесе.
Срабатывание ограничителя скорости приводит к торможению каната ограничителя скорости и включению ловителей.
Станция управления работой лифта, приборы и аппараты находятся в машинном помещении.
Соединение электрического оборудования кабины со станцией управления обеспечивается посредством подвесного кабеля и жгута проводов, смонтированного в шахте.
Датчики замедления, шунты датчика точной остановки и устройства контроля шахтных дверей также устанавливаются в шахте.
При наличии копираппарата основные элементы контроля положения кабины входят в состав его конструкции, а в шахте располагается бесконечная перфорированная лента его приводного шкива.
Схема типовой конструкции пассажирского лифта приведена на рис. 1.3.
Приведенная выше типовая конструкция пассажирского лифта не является единственно возможным решением.
В зависимости от назначения, скорости передвижения кабины и типа привода конструктивные решения могут отличаться большим разнообразием.
Так для скоростных лифтов характерно наличие безредукторного привода КВШ от тихоходного двигателя постоянного тока и применение гидробуферов вместо пружинных.
При больших скоростях в кабине применяется принудительная система вентиляции, создающая в салоне небольшое избыточное давление.
Отличительные особенности имеет конструкция ограничителя скорости и ловителей скоростного лифта.
На конструкции лифта оказывает влияние и расположение машинного помещения.
При нижнем машинном помещении в верхней части шахты оборудуется дополнительное блочное помещение (рис. 11.2).
Больничные лифты оборудуются глубокими кабинами и приводом, обеспечивающим повышенную точность остановки и плавность хода кабины.
Жесткая конкуренция ведущих лифтостроительных фирм стимулирует поиск новых прогрессивных решений не только в части совершенствования основных функциональных узлов, но и в решении задач компоновки и размещения лифтового оборудования.
Характерным примером отмеченной тенденции может служить, разработанный финской фирмой КОНЕ выжимной пассажирский лифт MonoSpace без машинного помещения (рис. 1.4).
Такое необычное решении компоновки лифта стало возможным благодаря разработанной фирмой КОНЕ компактной безредукторной лебедки с дисковым частотно регулируемым приводом переменного тока EcoDisc (конструкция этой лебедки рассмотрена ниже).
Лебедка закрепляется на направляющей кабины в шахте в зоне верхней этажной площадки. Ее техническое обслуживание может производиться с крыши кабины.
Станция управления смонтирована в передней стенке ограждения шахты рядом с шахтной дверью.
Предложенная фирмой КОНЕ конструкция лифта позволяет получить существенную экономию капитальных затрат за счет отсутствия машинного помещения, снижения трудоемкости производства, монтажа и технического обслуживания.
В малоэтажных жилых зданиях массовой и индивидуальной застройки в США, Японии и в других странах широко применяются гидравлические лифты плунжерного типа (рис. 1.5).
Характерной особенностью гидравлического лифта плунжерного типа является отсутствие специального машинного помещения. Для установки насосного гидроагрегата и станции управления достаточно небольшого закрываемого помещения.
Наличие канатного мультипликатора позволяет обеспечить достаточную высоту подъема кабины при относительно небольшом рабочем перемещении плунжера гидроцилиндра. Головка плунжера с блоками мультипликатора перемещается по специальным направляющим для исключения перекосов и заклинивания в плунжерной паре.
Полное меню
Основные ссылки
Вернуться в «Каталог СНиП»
ГОСТ Р 52626-2006 Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
национальный
стандарт
российской
федерации
Методология оценки и повышения безопасности
лифтов , находящихся в эксплуатации
EN 81-80:2003
Safety rules for the construction and installation of lifts —
Part 80: Rules for improvement of safety of existing passenger and goods
passenger lifts
(MOD)
Москва
Стандартинформ
2007
4. В настоящем стандарте реализованы требования проекта специального технического регламента «О безопасности лифтов»
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного европейского стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 ( подраздел 3.5).
Если безопасность существующих лифтов не будет повышена до современного уровня, то число лиц, пострадавших из-за недостаточного уровня безопасности лифтов, будет увеличиваться (особенно в общедоступных зданиях и прежде всего в жилых зданиях).
— классифицирует различные опасности и опасные ситуации, каждое из которых было подвергнуто анализу риска;
— направлен на определение корректирующих действий для постоянного и выборочного повышения безопасности всех существующих лифтов, предназначенных для перевозки людей, а также людей и грузов, до современного уровня;
— создает возможность проведения экспертизы каждого лифта с индентификацией и постепенным внедрением мер безопасности с учетом частоты и тяжести каждого риска;
— устанавливает перечень рисков высокого, среднего и низкого уровней и корректирующих действий, которые могут быть реализованы на каждой стадии повышения безопасности для исключения рисков.
Настоящий стандарт может быть использован как руководство:
а) при разработке программ постепенного повышения безопасности существующих лифтов на основе предложенного метода фильтрации (см. приложение А ), базирующегося на установленном уровне риска (чрезвычайном, высоком, среднем, низком), с учетом социальных и экономических условий;
б) владельцами зданий при выполнении их обязанностей в соответствии с действующим законодательством и нормами;
в) организациями, осуществляющими техническое обслуживание, экспертизу промышленной безопасности и/или органами, осуществляющими контроль (надзор) за лифтами, находящимися в эксплуатации, для информирования владельцев об уровне безопасности лифтов на их объектах;
г) владельцами при повышении безопасности эксплуатирующихся на их объектах лифтов.
При проведении экспертизы (оценки соответствия) существующих лифтов идентификация опасностей и корректирующих действий может быть выполнена с использованием метода, приведенного в приложении Б настоящего стандарта.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методология оценки и повышения безопасности лифтов , находящихся в эксплуатации
Lifts. Methodology of Improvement assessment and of safety of existing lifts
1. Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методологию оценки соответствия и повышения безопасности, находящихся в эксплуатации (существующих) лифтов, в том числе лифтов, отработавших установленный срок службы, с целью достижения уровня безопасности, эквивалентного уровню безопасности новых лифтов, соответствующих современным требованиям безопасности.
Настоящий стандарт распространяется:
— на электрические лифты с приводом трения (с канатоведущим шкивом или барабаном трения) или с приводом со звездочкой;
— на гидравлические лифты.
Эти лифты стационарно установлены в зданиях, обслуживают заданные этажи, имеют кабину, предназначенную для транспортирования людей и/или людей и грузов, и перемещаются по направляющим к вертикали, угол наклона которых не превышает 15°.
Настоящий стандарт направлен на повышение безопасности:
— лиц, осуществляющих инспекционный контроль;
— людей, находящихся вне шахты лифта, машинного и блочного помещения (при их наличии), но в непосредственной близости от них;
— любых уполномоченных лиц.
Настоящий стандарт не распространяется:
— на лифты с приводами, не предусмотренными [ 1 ];
— лифты, установленные в шахтах горной и угольной промышленности, на судах и иных плавучих средствах, на платформах для разведки и бурения на море, на самолетах и других летательных аппаратах;
— установки, в которых угол наклона направляющих к вертикали превышает 15°;
— на безопасность при транспортировании, монтаже, ремонте и демонтаже лифтов.
Однако настоящий стандарт может быть использован в вышеуказанных случаях в качестве базы.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51631-2000 Лифты пассажирские. Технические требования доступности для инвалидов
ГОСТ Р 52383-2005(ЕН 81-73:2004) Лифты. Пожарная безопасность
ГОСТ Р 52505-2005(ЕН 12016:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Устойчивость к электромагнитным помехам
ГОСТ Р 52506-2005(ЕН 12015:2004) Совместимость технических средств электромагнитная. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Помехоэмиссия
ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003 Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа риска
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1. уполномоченное лицо: Лицо, имеющее профессиональную подготовку по техническому обслуживанию, проверкам и управлению лифтом.
3.2. эксплуатирующийся лифт: Лифт, находящийся в эксплуатации в распоряжении своего владельца.
3.3. точность выравнивания: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки при загрузке или разгрузке кабины лифта.
3.4. точность остановки: Максимальное расстояние по вертикали между порогами кабины и этажной площадки в момент остановки кабины системой управления лифта на этаже назначения при полностью открытых дверях шахты.
3.5. владелец установки (лифта): Физическое или юридическое лицо, имеющее в собственности, владении, распоряжении или управлении здание или сооружение, оборудованное лифтом и обеспечивающее безопасную эксплуатацию лифта.
3.6. новый лифт: Лифт, уровень безопасности которого соответствует требованиям действующих в настоящее время технических регламентов, стандартов, правил и норм.
4. Перечень важнейших опасностей
В настоящем разделе приведены все важнейшие опасности, которые определены в результате анализа риска для эксплуатируемых лифтов и которые требуют корректирующих действий для устранения или снижения риска.
Опасность / опасная ситуация
1. Наличие опасных материалов
2. Отсутствие или ограниченная доступность для инвалидов
3. Привод с недостаточной точностью остановки / выравнивания кабины
4. Отсутствие или недостаточная защищенность от актов вандализма
5. Отсутствие или неудовлетворительные меры безопасности в случае пожара
6. Несплошные стены шахты
7. Частичное ограждение шахты с недостаточной высотой ограждения
8. Небезопасные замки на дверях для доступа в шахту и приямок
9. Несоответствие требованиям к внутренней поверхности ограждений шахты под порогом шахтной двери
10. Противовес или уравновешивающий груз не оборудованы ловителями при наличии доступных для людей помещений под шахтой
11. Отсутствие или ненадлежащая защита персонала в зоне движения противовеса/уравновешивающего груза в приямке шахты
12. Отсутствие или ненадлежащее ограждение друг от друга лифтов в приямке общей шахты
13. Отсутствие или ненадлежащее исполнение перегородки между движущимися частями различных лифтов в общей шахте
14. Недостаточное для обеспечения безопасности пространство в верхней части шахты и приямке
15. Небезопасный доступ в приямок
16. Отсутствие или ненадлежащие электрические устройства безопасности в приямке или в блочном помещении
17. Отсутствие или ненадлежащее освещение в шахте
18. Отсутствие ремонтной двусторонней связи в шахте
19. Отсутствие или небезопасные средства доступа в машинное и блочное помещения
20. Скользкий пол в машинном и блочном помещениях
21. Небезопасные зоны обслуживания оборудования в машинном и блочном помещениях
22. Отсутствие или ненадлежащее обеспечение безопасности переходов между различными уровнями в машинном и блочном помещениях
23. Ненадлежащая освещенность в машинном и блочном помещениях
24. Ненадлежащие устройства для подвески
25. Двери кабины и шахты (сплошные или несплошные)
26. Ненадлежащее крепление шахтных дверей
27. Применение ненадлежащего типа стекла в дверях
28. Отсутствие или ненадлежащая защита от затягивания пальцев движущимися стеклянными дверями кабины и шахты
29. Отсутствие или ненадлежащее освещение в зоне шахтных дверей
30. Отсутствие или ненадлежащее предохранительное устройство на дверях с механическим приводом
31. Небезопасный замок шахтных дверей
32. Возможность отпирания замков шахтных дверей без специальных приспособлений
33. Доступность замков дверей шахты для посторонних лиц
34. Отсутствие устройств автоматического закрывания раздвижных дверей
35. Ненадлежащее соединение между створками многостворчатой шахтной двери
36. Ненадлежащая огнестойкость шахтных дверей
37. Движение автоматической раздвижной двери кабины при открытой распашной двери шахты
38. Максимальная полезная площади пола кабины не соответствует номинальной грузоподъемности лифта
39. Ненадлежащий размер щита под порогом кабины
40. Кабина без дверей
41. Небезопасное запирание люка в крыше кабины лифта
42. Недостаточная прочность крыши кабины
43. Отсутствие или ненадлежащие перила на крыше кабины
44. Недостаточная вентиляция кабины
45. Ненадлежащее освещение кабины
46. Отсутствие или ненадлежащее аварийное освещение кабины
47. Отсутствие или ненадлежащее ограждение канатоведущих шкивов, блоков и звездочек
48. Отсутствие или ненадлежащее устройство, предотвращающее спадание канатов/цепей с канатоведущих шкивов, блоков или звездочек
49. Отсутствие или ненадлежащее ограждение канатоведущих шкивов, блоков или звездочек, предотвращающего попадание посторонних предметов
50. Отсутствие или ненадлежащие ловители и/или ограничитель скорости на электрических лифтах
51. Отсутствие или ненадлежащий выключатель слабины каната ограничителя скорости
52. Отсутствие устройства, предотвращающего превышение скорости движения вверх кабины электрического лифта с противовесом
53. Ненадлежащая конструкция привода электрических лифтов
54. Отсутствие или ненадлежащая защита от свободного падения, превышения скорости и сползания на гидравлических лифтах
55. Противовес или уравновешивающий груз имеет канатные направляющие
56. Отсутствие или ненадлежащие буфера
57. Отсутствие или ненадлежащие концевые выключатели
58. Большой зазор между передней стенкой кабины и стеной шахты
59. Большой зазор между дверями кабины и шахты
60. Отсутствие средств для перемещения кабины при отключении энергоснабжения
61. Отсутствие обратного клапана
62. Ненадлежащее устройство отключения цепи питания электродвигателя лебедки
63. Отсутствие или ненадлежащее устройство контроля ослабления тяговых канатов/цепей
64. Отсутствие ограничителя времени работы двигателя привода с канатоведущим шкивом
65. Отсутствие или ненадлежащее устройство для опускания кабины гидравлического лифта при отсутствии энергоснабжения
66. Недостаточная защита от электрического тока и/или ненадлежащая маркировка электрооборудования, отсутствие предупреждающих знаков
67. Отсутствие или ненадлежащая защита электродвигателя привода лифта от перегрузки
68. Отсутствие устройства запирания (блокировки) главного выключателя
69. Отсутствие защиты при изменении чередования фаз
70. Отсутствие или ненадлежащее устройство на крыше кабины поста управления лифтом, а также устройства для остановки лифта
71. Отсутствие или ненадлежащее исполнение устройства для вызова пассажиром помощи из кабины лифта
72. Отсутствие или ненадлежащее исполнение системы двусторонней связи между кабиной и машинным помещением (местом размещения панели управления для лифтов без машинного помещения)
73. Отсутствие или ненадлежащий контроль загрузки кабины
74. Отсутствие предупреждающих знаков, маркировки и руководства по эксплуатации
75. Окончание установленного срока службы лифта
76. Отсутствие устройства, размыкающего цепь безопасности при несанкционированном открывании дверей шахты в режиме «Нормальная работа»
77. Оборудование лифта не обладает помехоустойчивостью по отношению к электромагнитному излучению
78. Оборудование лифта обладает электромагнитной эмиссией, превышающей допустимые нормы
4.2. В настоящем стандарте не рассматриваются следующие важнейшие опасности :
5. Требования безопасности и/или защитные меры
5.1. Общие требования
5.1.1. Приведенные ниже требования и/или защитные меры не следует рассматривать как единственно возможные решения. Допускаются альтернативные защитные меры, если они обеспечивают эквивалентный уровень безопасности.
В таких случаях должны быть представлены доказательства обеспечения безопасности, включающие в себя анализ риска и в необходимых случаях расчеты, чертежи, результаты испытаний.
5.1.2. Для случаев, не рассматриваемых в настоящем стандарте, должен быть выполнен индивидуальный анализ риска.
5.1.3. Если имеется остаточный риск, который не может быть устранен, то должны быть предусмотрены соответствующие процедуры, такие как установка знаков, разработка инструкций и проведение обучения.
5.1.5. Для таких специфических требований, как доступность лифтов для инвалидов, защищенность от актов вандализма и пожарная безопасность лифтов должны быть учтены особенности условий эксплуатации соответствующих зданий и использования лифтов.
Лифт с истекшим сроком службы, установленным в нормативной, конструкторской и эксплуатационной документации, а также эксплуатационных документах, стандартах, правилах безопасности, должен быть обследован с целью определения возможности продления срока его безопасной эксплуатации в соответствии с [ 1 ] и [ 3 ].
Оборудование лифта должно обладать устойчивостью к электромагнитным помехам в соответствии с ГОСТ Р 52505.
Оборудование лифта не должно превышать нормы эмиссии электромагнитных помех, установленные ГОСТ Р 52506.
5.2. Требования доступности
5.2.1. Общие требования
5.2.2. Точность остановки и выравнивание положения кабины на уровне этажа
Точность остановки и выравнивания кабины на уровне этажа должна соответствовать следующим требованиям ГОСТ Р 51631 ( подраздел 4.7):
— точность остановки лифта должна быть ± 15 мм ;
5.3. Требования защиты от актов вандализма
5.4. Пожарная безопасность лифта
В соответствии с требованиями обеспечения пожарной безопасности в зданиях могут быть установлены лифты, не предназначенные для работы во время пожара, и/или лифты, предназначенные для работы во время пожара.
Лифты, предназначенные для работы во время пожара (лифты для пожарных), должны соответствовать требованиям, предусмотренным ГОСТ Р 52383.
Конкретные меры по обеспечению пожарной безопасности лифтов с учетом особенностей функционирования зданий следует определять на основе анализа риска.
5.5. Шахта
5.5.1. Ограждение шахты
5.5.2. Двери для технического обслуживания, аварийные двери и смотровые люки шахты
Двери, смотровые люки и устанавливаемые на них замки должны соответствовать требованиям [ 1 ] (пункты 5.1.16 и 6.4.17).
Дверь для доступа в приямок шахты должна соответствовать требованиям [ 1 ] (пункты 5.1.3, 5.1.16).
5.5.3. Внутренняя поверхность ограждения шахты ниже порога шахтной двери
Внутренняя поверхность ограждения шахты лифта ниже порога любой шахтной двери должна соответствовать требованиям [ 1 ] (пункт 3.8).
5.5.4. Защита доступных для людей пространств (помещений) под приямком шахты лифта
5.5.5. Ограждение зоны движения противовеса или уравновешивающего устройства кабины.
Зона движения противовеса или уравновешивающего устройства кабины в приямке должна быть ограждена в соответствии с [ 1 ] ( пункт 3 .9 ).
5.5.6. Перегородки между движущимися частями лифтов, установленных в общей шахте.
5.5.7. Высота шахты лифта и глубина приямка.
5.5.8. Безопасный доступ в приямок
5.5.9. Электрическое устройство безопасности в приямке и блочном помещении
5.5.10. Освещение шахты
Шахта лифта должна быть освещена в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.6.6).
5.5.11. Высвобождение людей, работающих в шахте
При наличии риска, при котором работающие в шахте люди не смогут выйти из шахты ни через кабину, ни через имеющиеся в шахте проемы должна быть предусмотрена связь в соответствии с [ 1 ] (пункты 6.3.16 и 6.3.17).
5.6. Машинное и блочное помещения
5.6.1. Доступ в машинное и блочное помещения
Доступ для обслуживающего персонала в машинное и блочное помещения лифта должен быть безопасным и обеспечиваться в соответствии с [ 1 ] (пункты 4.2.1,4.2.2,4.3.4-4.3.8).
5.6.2. Пол в машинном и блочном помещениях
Пол машинного и блочного помещений должен иметь нескользкое и не образующее пыль покрытие в соответствии с [ 1 ] (пункт 4.3.2).
5.6.3. Обеспечение безопасных зон для обслуживания оборудования в машинном и блочном помещениях
5.6.4. Пол машинного/блочного помещения, имеющий несколько уровней
Машинное или блочное помещения, пол которых имеет несколько уровней для обеспечения безопасного перехода, должны соответствовать требованиям [ 1 ] (пункт 4.3.10).
5.6.5. Освещение машинного и блочного помещений
Освещение машинного и блочного помещений должно быть достаточным для безопасного выполнения работ.
Машинное помещение должно быть оборудовано электрическим освещением в соответствии с [ 1 ] (пункты 4.3.12, 6.6.9, 6.6.11, 6.6.12).
Блочное помещение должно быть оборудовано электрическим освещением в соответствии с [ 1 ] (пункты 4.3.13, 6.6.10).
5.6.6. Устройства для подвески грузоподъемных средств
Существующие металлические конструкции или крюки для подвески грузоподъемных средств в машинном помещении или шахте должны быть проверены на безопасность их использования, правильное размещение и наличие маркировки с указанием допустимой нагрузки или грузоподъемности подъемных средств по [ 1 ] (пункт 4.2.4).
5.7. Двери шахты и кабины лифта
5.7.1. Сплошные и несплошные двери шахты и кабины
Двери шахты и кабины должны быть сплошными в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.1.1 и 5.4.8.1). Грузовые лифты, управляемые из кабины проводником (лифтером) могут оборудоваться раздвижной решетчатой дверью кабины. Просвет между полосами раздвинутой (закрытой) двери кабины должен быть не более 120 мм [ 2 ].
5.7.2. Крепления дверей шахты
Крепления дверей шахты (фиксирующие болты, нижние направляющие двери, верхние ролики, замки т.п.) должны выдерживать нагрузки, обеспечивать нормируемую деформацию и предотвращать падение створки двери в шахту в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.1.3, 5.4.8.5).
5.7.3. Применение стекла в конструкции дверей кабины и шахты
Двери шахты и кабины, в которых применено стекло, должны быть проверены на соответствие стекла требованиям [ 1 ](пункты 5.1.8 и 5.4.8.6).
Если данные требования не выполняются, то необходимо:
— заменить имеющееся стекло на стекло, удовлетворяющее требованиям [ 1 ] (пункты 5.1.8 и 5.4.8.6)]
— обеспечить соответствие размеров стеклянной смотровой панели требованиям [ 1 ] (пункт 5.1.10);
— заменить створку стеклянной смотровой панели на сплошную непрозрачную створку с введением на каждом этаже индикатора, информирующего пользователей о наличии кабины на данном этаже.
5.7.4. Горизонтально-раздвижные двери кабины и шахты со стеклянными створками
Горизонтально-раздвижные двери кабины и шахты со стеклянными створками должны обеспечивать соответствие требованиям по защите от затягивания детских рук движущимися стеклянными створками.
В этом случае для минимизации данного риска применяют следующие меры:
— уменьшение коэффициента трения между руками и стеклом;
— обеспечение непрозрачности стекла дверной створки с высотой 1,1м;
— распознавание наличия пальцев детских рук на стеклянной створке;
— другие эквивалентные методы.
5.7.5. Освещение дверей шахты на этажах
Освещенность в зоне дверей шахты на этажах должна быть не ниже предусмотренной [ 1 ] (пункт 6.6.7).
5.7.6. Защита пользователей от удара створками дверей кабины и шахты с механическим приводом
Конструкция дверей кабины и шахты с механическим приводом должна обеспечивать защиту пользователей от удара створками в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.1.9.1).
Если находящиеся в эксплуатации лифты используются также инвалидами, то должны выполняться следующие требования:
— устройство контроля дверного проема должно предотвращать физический контакт пользователя и закрывающейся створки двери;
— время закрывания дверей должно быть регулируемым от 2 до 20 с.
5.7.7. Замок двери шахты
Все двери шахты должны быть оборудованы автоматическими замками, соответствующими требованиям [ 1 ] (пункт 5.1.13).
5.7.8. Отпирание замков дверей шахты
5.7.9. Автоматическое закрывание горизонтально-раздвижных дверей шахты
Горизонтально-раздвижные двери шахты, которые приводятся в движение дверями кабины, должны быть оборудованы устройством их автоматического закрывания, если дверь шахты по какой-либо причине открывается во время нахождения кабины вне зоны отпирания дверей (например, применение в качестве такого устройства пружины или груза) в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.1.13.6, второй абзац).
5.7.10. Раздвижные многостворчатые двери
В раздвижных многостворчатых дверях, состоящих из нескольких механически связанных между собой створок, допускается запирать только одну створку в соответствии с требованиями [ 1 ] (пункт 5.1.14, последний абзац).
5.7.11. Огнестойкие двери шахты
Если шахтные двери выполняют роль заполнений проемов в противопожарных преградах, то они должны соответствовать по огнестойкости требованиям ГОСТ Р 52382 ( пункт 5.1.1) и ГОСТ Р 52383 (пункт 5.6.1).
5.7.12. Распашные двери шахты в сочетании с горизонтально-раздвижными дверями кабины с механическим приводом
Привод должен закрывать двери кабины только при закрытых дверях шахты.
5.8. Кабина, противовес и уравновешивающее устройство
5.8.1. Максимальная полезная площадь кабины и номинальная грузоподъемность лифта
Максимальная полезная площадь кабины должна соответствовать [ 1 ] (пункт 7.1). При несоответствии должны быть приняты следующие меры:
— уменьшить полезную площадь кабины;
— обеспечить управление лифтом только обученным персоналом;
— для пассажирских лифтов самостоятельного пользования должны быть выполнены требования [ 2 ] (пункт 3.5), а также пункт 5.14.5 настоящего стандарта.
5.8.2. Предотвращение риска падения людей в шахту (щит под порогом кабины)
Под порогом кабины на всю ширину дверного проема должен быть установлен вертикальный щит в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.4.5). Если это невозможно, то должны быть предприняты другие меры, обеспечивающие эквивалентный уровень безопасности (например, установлен вертикальный щит телескопической конструкции).
5.8.3. Кабина без дверей
При отсутствии в кабине дверей в ней должны быть установлены автоматические двери с механическим приводом или двери, открываемые (закрываемые) вручную, конструкция которых должна соответствовать [ 1 ] (пункт 5.4.8).
5.8.4. Запирание люка в крыше кабины
При оборудовании кабины аварийным люком его запирание следует осуществлять в соответствии с [ 1 ](пункт 5.4.9 (последний абзац) и 5.4.11).
5.8.5. Прочность крыши кабины и люка в крыше кабины
Крыша кабины в любом месте должна выдерживать нагрузку в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.4.3.1).
5.8.6. Меры обеспечения безопасности для персонала на крыше кабины
— крыша кабины должна быть увеличена, чтобы зазор не превышал 0,30 м ;
5.8.7. Вентиляция кабины
Кабина лифта со сплошными дверями должна быть оборудована вентиляционными отверстиями в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.4.12).
5.8.8. Освещение кабины в режиме «Нормальная работа» и в чрезвычайных (аварийных) ситуациях
Энергоснабжение системы аварийного освещения кабины лифта для пожарных следует проводить в соответствии с ГОСТ Р 52382 (пункты 5.9.1 и 5.9.3).
5.9. Подвеска, защита от превышения скорости
5.9.1. Ограждение канатоведущих шкивов, блоков и звездочек
Канатоведущие шкивы, блоки и звездочки и другие доступные вращающиеся элементы лебедок, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть ограждены от случайного прикосновения, оборудованы устройствами, предотвращающими спадание канатов/цепей и попадание посторонних предметов по [ 1 ] (пункты 5.3.8 и 5.3.9).
5.9.2. Ловители и ограничитель скорости для электрических лифтов
Все электрические лифты должны быть оборудованы ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости, в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.6.1).
Система, включающая ловители и ограничитель скорости, должна быть проверена на взаимодействие и испытана на правильное функционирование. Должно быть обеспечено оборудование лифтов ловителями и ограничителями скорости в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.6 и 5.7).
5.9.3. Натяжное устройство каната ограничителя скорости
Натяжное устройство каната ограничителя скорости должно быть оборудовано электрическим устройством безопасности в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.7.6.4 и 6.4.25).
5.9.4. Превышение скорости движения кабины вверх
Противовес и уравновешивающее устройство кабины должны быть оборудованы ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.5.4, 5.7.2, 5.7.3).
5.9.5. Защита гидравлических лифтов от свободного падения, движения вниз на повышенной скорости и самопроизвольного опускания кабины
5.9.5.1. Гидравлический лифт должен быть проверен и испытан с целью установления наличия защиты от свободного падения кабины, движения ее вниз на повышенной скорости и самопроизвольного опускания.
Лифт должен быть оборудован такой защитой в соответствии с [ 2 ] (пункты 7.2.10, 7.2.11, 7.2.13, 7.2.16).
5.10. Направляющие, буфера и концевые выключатели
5.10.1. Противовес или уравновешивающее устройство кабины, имеющие канатные направляющие
Если противовес или уравновешивающее устройство кабины оборудованы канатными направляющими, то они должны быть заменены на жесткие стальные направляющие в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.2).
5.10.2. Буфера
Лифты должны быть оборудованы обеспечивающими безопасность буферами или альтернативными устройствами.
Буфера должны соответствовать требованиям [ 1 ] (пункт 5.8).
5.10.3. Концевые выключатели
Лифты должны быть оборудованы концевыми выключателями в соответствии с [ 1 ] (пункты 6.4.8-6.4.11).
5.11. Расстояние между элементами кабины и шахты
5.12. Лебедка
5.12.1. Электрический тормоз
Электрический тормоз должен соответствовать [ 1 ] (пункт 5.3.12).
5.12.2. Аварийный режим движения
Перемещение кабины при отключении энергоснабжения лифта должно осуществляться в соответствии с [ 1 ] (пункт 5.3.10). Усилие для ручного перемещения кабины при помощи штурвала не должно превышать 400 Н.
При срабатывании концевых выключателей, электрических устройств безопасности движение кабины может осуществляться из машинного помещения, а для лифтов без машинного помещения с устройства управления в соответствии с [ 1 ](пункты 6.3.11,4.4.6).
5.12.3. Обратный гидроклапан (для гидравлических лифтов)
В гидросистеме должен быть предусмотрен обратный гидроклапан в соответствии с [ 2 ] (пункт 7.3.4).
5.12.4. Отключение электродвигателя лебедки и остановка лифта
Отключение электродвигателя лебедки и остановка лифта должны осуществляться в соответствии с [ 1 ](пункты 6.2-6.2.4).
5.12.5. Электрическое устройство безопасности, контролирующее ослабление натяжения канатов/цепей
Лифты должны быть оборудованы электрическим устройством безопасности, срабатывающим при ослаблении натяжения тяговых канатов/цепей в соответствии с [ 1 ] (пункты 5.9.8.3, 6.4.24).
5.12.6. Ограничитель времени работы лебедки
Лифты, оборудованные лебедкой с канатоведущим шкивом или барабаном трения, должны быть оборудованы устройством для отключения электродвигателя в случае, если:
— кабина не приходит в движение после подачи команды на пуск;
— кабина или противовес были остановлены в результате возникновения на их пути препятствия, что вызвало проскальзывание тяговых элементов на канатоведущем шкиве или барабане трения в течение 45 с или времени, необходимом для прохождения всего пути перемещения кабины плюс 10 с, но не более 20 с [см. [ 1 ] (пункт 6.3.18)].
5.12.7. Устройство для ручного опускания кабины гидравлического лифта
В гидроагрегате гидравлического лифта должно быть предусмотрено устройство, позволяющее опустить кабину на ближайший этаж в случае отсутствия энергоснабжения аппаратов управления гидропривода в соответствии с [ 2 ] (пункт 7.3.6).
5.13. Электрическое оборудование
В этом разделе приведены опасные ситуации, связанные с электрооборудованием. Однако могут быть и другие опасные ситуации, связанные, например, с существующей электропроводкой и ее соединениями. Для каждого конкретного случая необходима проверка с использованием методологии анализа риска на существующих лифтовых установках (см. приложение Б ).
5.13.1. Защита от поражения электрическим током
Должно быть обеспечено следующее:
— токоведущие части должны быть защищены от случайного прикосновения, если напряжение в них более 42 В переменного тока или более 60 Б постоянного тока в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.1.15);
— если после размыкания одного или нескольких главных выключателей некоторые клеммы остаются под напряжением, то должны быть выполнены требования [ 1 ] (пункт 6.5.2);
— для лифтов с групповым управлением при отключении одного или нескольких лифтов должна быть предусмотрена защита обслуживающего персонала от прикосновения к остающимся под напряжением открытым токоведущим частям в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.3.86).
5.13.2. Защита электродвигателей от перегрузки
Электродвигатель лебедки должен быть проверен на наличие необходимой защиты. Для обеспечения защиты должны быть выполнены требования [ 1 ] (пункты 6.3.9, 6.3.10).
5.13.3. Главные выключатели
Вводное устройство, автоматический выключатель и аналогичные устройства с ручным приводом должны быть обеспечены возможностью блокировки в отключенном положении посредством запираемого замка или аналогичного устройства в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.1.2).
5.14. Защита от неисправностей электрооборудования
5.14.1. Опасность при чередовании фаз
Лифтовая установка должна быть проверена с целью установления того, что при ошибочном чередовании фаз не возникают опасные нарушения работы лифта.
5.14.2. Пост управления на крыше кабины
На крыше кабины должно быть предусмотрено устройство для остановки лифта. Данные требования должны соответствовать [ 1 ] (пункт 6.3.13).
5.14.3. Двусторонняя переговорная связь
Должна быть обеспечена двусторонняя переговорная связь между кабиной и местом нахождения обслуживающего персонала в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.3.16), ГОСТ Р 52382, ГОСТ Р 52383.
5.14.4. Ремонтная связь
Ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь между кабиной, машинным помещением, приямком, блочным помещением должна быть предусмотрена в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.3.17).
5.14.5. Устройство контроля перегрузки кабины
Для исключения риска начала движения в случае перегрузки кабина должна быть оборудована устройством, контролирующим перегрузку кабины в соответствии с [ 1 ] (пункт 6.3.15).
5.15. Предупреждающие знаки, маркировка и руководство по эксплуатации
6. Подтверждение выполнения требований безопасности и/или защитных мер
7. Руководство по эксплуатации модернизированного лифта
В комплект технической документации лифта должны быть внесены дополнения, отражающие изменения конструкции лифта в соответствии с требованиями раздела 5 настоящего стандарта.
Приложение А
(справочное)
Метод внедрения стандарта
Требования по повышению безопасности эксплуатируемых лифтов до современного уровня приведены в разделе 5 настоящего стандарта.
Немедленное повышение безопасности всех эксплуатируемых лифтов до современного уровня невозможно по экономическим причинам.
Какой лифт и в какой период времени должен быть приведен в соответствие с современными требованиями безопасности должно быть установлено на основании соответствующих законодательных актов РФ.
А.1. Идентификация опасных ситуаций
Перечень опасных ситуаций был установлен на основе обобщения данных о зарегистрированных инцидентах и специально выполненных анализов риска. За основу был принят современный уровень безопасности, принятый в последние годы в лифтостроении.
Возможно, что для очень старых лифтов или некоторых специальных лифтов, могут быть выявлены дополнительные опасные ситуации, не рассмотренные настоящим стандартом. Для таких лифтов требуется проведение дополнительного анализа риска.
Идентификация опасных ситуаций может быть осуществлена во время регламентированных периодических освидетельствований или при специальной внеочередной экспертизе конкретного лифта. Идентификация может быть выполнена только технически компетентным и соответствующим образом обученным персоналом.
А.2. Оценка опасных ситуаций
Этот анализ основан на допущении, что оборудование эксплуатируемого лифта либо не может предотвратить опасные ситуации, либо может их предотвратить в недостаточной степени.
В таблице А.1 приведен исходный профиль риска, который характеризует эксплуатируемый лифт, не приведенный в соответствие с современными требованиями безопасности, содержащимися в [ 1 ] и других нормативных документах.
Поэтому переоценка рисков и сравнение их с действовавшими ранее нормами безопасности приводит к «фильтрации» профиля риска: часть опасных ситуаций, предотвращенных почти эквивалентными требованиями, могут быть исключены из профиля риска; в других случаях остаточный риск должен быть подвергнут новой оценке и по ее результатам включен в соответствующее место профиля риска.
Другая ситуация возникает, когда предшествующие нормы безопасности предусматривали размещение в шахте источников света, однако уровень освещенности не был установлен. В этом случае предшествующее требование не может считаться соответствующим современному требованию. Однако лифт, шахта которого имеет освещенность, по предшествующим требованиям характеризуется все же меньшим остаточным риском, чем лифт, шахта которого не освещена. Поэтому остаточный риск для такого случая может быть оценен по категориям I D-E или II D.