на каком языке был написан апокалипсис

Апокалипсис сегодня

Чем актуально для нас Откровение Иоанна Богослова?

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис Святой апостол Иоанн Богослов на острове Патмос диктует своему ученику Прохору Божественное Откровение о конце времён. Греческая икона XVII века

Апокалипсис — последняя и самая таинственная книга Библии. Святые Отцы её почти не толковали. Текст книги не читается на богослужении в православных храмах. И в то же время многие её символы широко известны. Но насколько мы понимаем их смысл?

Сойдёт с небес святой Иерусалим и примет верных Богу. Не будет в нём ни смерти, ни плача, ни болезней. Только Божественный свет, чистая река жизни и блаженство спасённых народов…

Этим видением завершается Апокалипсис. Радостным — вопреки расхожему представлению о мрачном пророчестве Иоанна Богослова. Его Откровение — последняя книга Библии. Книга, при чтении которой, по словам Василия Розанова, обжигается язык и прерывается дыхание. Она всегда поражала воображение и вызывала много вопросов. Почему текст о спасении христиан стал синонимом жутких бедствий? По какой причине Апокалипсис не читают в православных храмах? Как понимать его образы?

Трудности толкования

Откровение не вошло в круг православного церковного чтения. Русь приняла христианство от Византии, а там к Апокалипсису относились осторожно. Да, в нём много впечатляющих пророческих видений, но так ли важны они для верующих? И вправду ли их автор — Иоанн Богослов?

Этими сомнениями объясняется необычный факт: у православных есть всего одно святоотеческое толкование книги. Его составил в VI веке святитель Андрей Кесарийский. Оно лаконично и оставляет немало вопросов. В конце XIX века в России возникло научное богословие, и Откровение стали изучать русские библеисты. Но их работу прервала революция.

В итоге почти все труды по Апокалипсису написаны католиками или протестантами. У нас исследования возобновились не так давно. Авторитетным специалистом был профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (1943-2017). Его книгу «И увидел я новое небо и новую землю» можно найти на сайте predanie.ru. В Москве Откровение изучает группа преподавателей Православного Свято-Тихоновского университета под руководством профессора Антона Небольсина. Их статьи и монографии доступны на сайте apocalypse-st.ru.

«Кого Я люблю, тех обличаю»

В конце жизни апостол Иоанн жил в ссылке на острове Патмос. Римским императором тогда был Домициан — ревностный почитатель Юпитера и Минервы. До этого Нерон зверски уничтожал христиан в Риме. Домициан начал гонения уже по всей империи. Верующие ощутили себя на грани гибели.

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис Видение св. Иоанна Богослова. Икона XVI века, хранящаяся в монастыре Иоанна Богослова на Патмосе В этот тяжёлый период на Патмосе произошло чудо: святой Иоанн услышал голос свыше. Он обернулся и увидел Господа. Очи Его были, как пламень, голос, как гром, лицо сияло, как солнце. Иоанн пал ниц и услышал: «Не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти». Владение ключами от ада означает, что Творец мира господствует над всем, а значит, зло обречено на поражение.

Бог стал диктовать апостолу послания христианским церквям Малой Азии. Это не только похвалы, но и обличения в «любодействе», в утрате духовного горения. Особенно жёсткие слова обращены к Лаодикийской церкви, внешне благополучной, богатой: «Ты тёпл, а не горяч и не холоден… извергну тебя из уст Моих».

Семь печатей и четыре всадника

Далее Иоанн видит таинственную книгу с семью печатями. Снять их дано только Агнцу, то есть Христу. «Иди и смотри!» — слышит апостол. Возникают грозные всадники на конях — белом, рыжем, вороном и бледном. «И вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными».

Но это не означает победы над злом. После снятия пятой печати христианам предстоят тяжкие испытания: их будут гнать и убивать. Снята шестая печать: «И солнце стало мрачно, как власяница, и луна сделалась, как кровь. И звёзды небесные пали на землю… И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Эти образы вошли в культуру, но, став массовым достоянием, утратили глубину. Богословием интересуются немногие, а вот картина тотального крушения Вселенной завораживает. Хотя главный смысл библейского текста не в этом. Только люди, далёкие от религии, воспринимают Апокалипсис как безжалостный приговор человечеству.

— В Откровении много света и святости, — говорит доктор богословия Антон Небольсин. — Да, верующих ожидают скорби, но в своём терпении они уподобляются Иисусу Христу. Им не страшны испытания и даже гибель. Их ждёт великая награда.

Кто они, избранные?

Перед снятием седьмой печати Иоанну открывается дивная картина: «Великое множество людей из всех племён и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!»

Кто они, избранные? «Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Поразительный образ: кровь Христа очищает верующих от греха. Стойко перенесённые жизненные испытания приобщают к святости. При этом неважно, какой национальности человек, на каком языке говорит. Главное — его вера, верность Богу, терпение.

— Откровение не содержит образа комфортной, спокойной христианской жизни, — отмечает Антон Небольсин. — Тот, кто искренне следует за Христом, должен быть готов к скорбям до мученичества. Но именно через земные испытания человек приближается к Господу.

Чернобыль и звезда Полынь

Снята седьмая печать — и в небе появляются семь ангелов с трубами. На землю обрушивается новая череда бедствий. На этот раз гибнут не только люди, но и растения, животные, рыбы. «И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки».

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис Воины Апокалипсиса. Картина Виктора Васнецова (1887 год)

Этот фрагмент стал особенно актуальным в 1986 году. Народное название полыни — чернобыльник, чернобыль. В аварии на Чернобыльской АЭС увидели сбывшееся пророчество, начало конца света, за которым последуют более страшные катаклизмы. Но богословы предостерегают от упрощённых трактовок.

— Атомная электростанция не похожа на звезду, упавшую с неба, — объяснял архимандрит Ианнуарий. — Катастрофы в Апокалипсисе означают не конкретные события, а то, что всегда сопровождало и будет сопровождать нашу греховную жизнь на земле: войны, эпидемии, бури, падения звёзд, землетрясения.

Видеть в Откровении точный сценарий будущих событий, толковать его образы буквально — ошибочный подход. «Основная и единственная тема Апокалипсиса, как и его пророческая проповедь, состоит в том, чтобы мужественно и до конца претерпеть историю, — писал известный русский философ протоиерей Сергий Булгаков, — ибо она есть путь к Царству Христову».

Что означает «число зверя»

На печати изображено число имени зверя: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть».

— Наши предки не знали арабских цифр, поэтому никаких шестёрок в Откровении нет, — объясняет известный миссионер священник Георгий Максимов. — В древности цифры обозначались буквами. Любое имя можно было читать по буквам, а можно было рассматривать как ряд цифр. Их сумма давала числовой эквивалент имени. В Откровении число зверя обозначено тремя греческими буквами: хи — 600, кси — 60 и сигма — 6. В греческом языке есть разные имена с такой суммой. Но гадать на эту тему Святые Отцы запрещали. Священномученик Ириней Лионский говорил, что вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать ­какие-либо имена.

Самая загадочная глава

Каждый образ Откровения многократно истолкован. Что значит, например, книга с семью печатями? Современный исследователь Вероника Андросова в монографии «Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова» указывает несколько различных интерпретаций: это может быть книга жизни, книга судеб мира, правовой документ, символическое завещание и даже разводное письмо, которым Всевышний расторгает союз с неверным народом Израиля.

Но больше всего споров вызвала 20-я глава Апокалипсиса. В ней сказано, что Бог на время парализует сатану, заключит в бездну. Позже дьявол ещё выйдет и попытается взять реванш, но до тех пор, пока он в оковах, на земле восторжествуют праведники. Вот описание их триумфа: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет».

Многие поняли это так: святые станут реальной властью, наступит земной рай. Праведники будут молиться и радоваться, а Бог обеспечит им пищу райского сада — изобилие плодов и ягод.

Но как бы христианам ни хотелось верить в светлое будущее уже на земле, Церковь не приняла такой теории. Истинным считается толкование Блаженного Августина: земное царство Иисуса Христа возникло с момента создания Его Церкви. Благодаря искупительной жертве Спасителя сатана утратил абсолютную власть над людьми. Те, кто в Церкви, кто приобщается её Таинств, уже сегодня торжествуют с Господом.

Время близко

Судьба последней книги Библии парадоксальна. В церковной жизни к ней обращаются редко: её текст не звучит в храмах, нет проповедей на тему прочитанного. Многие пастыри полагают, что для спасения души мирянам достаточно Евангелия и апостольских посланий, а загадочные видения способны ввести в духовную прелесть.

И в то же время символы Откровения широко известны. Мы встречаем их в книгах и кинофильмах, у талантливых художников и в бульварной прессе. На Апокалипсис ссылаются авторы надуманных сенсаций и устрашающих теорий, которые на поверку оказываются результатом незнания и суеверия.

Однако есть и реальные признаки нарастающей угрозы. В 1947 году американские учёные-ядерщики создали проект «Часы Судного дня». Близость минутной стрелки к полуночи отражает вероятность начала ядерного конфликта, мировой катастрофы. Каждый год положение стрелки корректируют, в этом участвуют ведущие эксперты из разных стран. В 1947 году до полуночи оставалось 7 минут, в 1991-м — 17. Сегодня — 2 минуты.

— История завершится, когда зло подчинит себе жизнь человечества, — объяснял Патриарх Кирилл в телепрограмме «Слово пастыря». — Пока в мире есть добро, Господь даёт нам время для покаяния и изменения. Но мы не должны быть наивными. В любой момент могут начаться необратимые процессы.

«Время близко» — эти слова в Апокалипсисе сказаны дважды: в начале и в самом конце. Они призывают христиан к особому духовному вниманию, к борьбе со злом. Испытание на верность Богу происходит здесь и сейчас.

Источник

«Апокалипсис»: кто, зачем и когда написал эту книгу?

О чем книга? В ней действительно о «конце света»?

Да, и об этом тоже. Он описывается при помощи символов (снятие печатей, освобождение всадников Апокалипсиса, трубящие ангелы и т. д.). Затем следуют видения всеобщего воскресения и Последнего Суда. Книга завершается изображением вечного Царства Божьего. И здесь уже используются радостные образы Небесного Иерусалима, древа жизни и так далее.

Почему такое название? Что такое Апокалипсис?

Это греческое слово означает «откровение» — открытие того, что было известно только Богу. Обычно в древности книги специально не назывались, а заголовками служили первые строки. Данный текст начинается со слов «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог».
Сейчас эта книга часто вызывает страх, но в библейские времена апокалиптическая литература вселяла надежду. Она говорила о том, что в конце истории человечества наступит Царство Божье.

Почему же так непонятно написано?

Апокалипсис — популярный у иудеев жанр, наполненный символами, смысл которых нам трудно понять, но первым читателям он был ближе и яснее, хотя тоже во многом оставался таинственным. К примеру, для нас двуглавый орел — вполне понятный символ, часть государственного герба, а у далекого от нашей культуры человека его упоминание в тексте могло бы вызвать большое замешательство. Для чтения самой сложной книги Библии важно знакомство с историческим контекстом, образным языком Ветхого Завета и литературы того времени.

Не вредно ли читать Откровение «непосвященным»?

Нет, не вредно. Церковь в принципе призывает верующих активно изучать Писание — в христианстве категорически отрицается возможность «тайного знания» для непосвященных, Бог одинаково откровенен со всеми. Однако начинать знакомство с Библией именно с этой книги точно не стоит: для ее понимания нужен определенный культурный и духовный опыт. Любые символы очень легко начать понимать слишком буквально или очень примитивно, или в стиле «научной фантастики».

Когда и с какой целью был написан Апокалипсис?

В 70-90-е годы I века, в страшную эпоху жестоких гонений на христиан. Апокалипсис — это пророчество, изложенное в форме увещевательного послания к семи Церквям того времени, которое, впрочем, актуально во все времена. Книга Откровения напоминает о Втором Пришествии, судьбах праведников и грешников, но не пугая, а утешая. Она как бы говорит, что в конце истории обязательно восторжествует Правда Божья и весь мир будет жить по воле Божьей, как на Небе, так и на земле.

06

Кто автор? Согласна ли наука с Преданием, приписывающим авторство Иоанну Богослову?

Споры об этом и в Церкви ведутся давно. Из текста известно лишь имя автора — Иоанн и то, что он был сослан на остров Патмос. Считалось, что это был любимый ученик Христа — Иоанн Богослов. Ни один другой Иоанн не обладал таким авторитетом. В III веке Дионисий Александрийский высказал сомнение в том, что четвертое Евангелие и Апокалипсис мог написать один человек. Современная критика тоже основывается на несоответствии стилей текстов, чего все же недостаточно для доказательства или опровержения авторства.

07

Это последняя книга Священного Писания. Почему?

Апокалипсис поздно вошел в канон. И хотя он широко почитался во всей Церкви, на Востоке были сомнения в его апостольском происхождении. Только в IV веке Апокалипсис окончательно входит в известный нам список из 27 книг Нового Завета. Несмотря на свою оригинальность, Откровение не дополняет евангельское учение чем-то принципиально новым. Оно лишь завершает библейские тексты, как последняя книга Священного Писания и как книга о последних судьбах этого мира.

Источник

Иоанна Богослова Откровение (Текст, Язык, Датировка) // Православная энциклопедия-1

Последнее место в новозаветном каноне «Откровение» занимает в абсолютном большинстве рукописей. В двух сирийских рукописях XII-XIII веков, а также в комментарии на Новый Завет Дионисия бар Салиби († 1171) «Откровение» стоит после Евангелий. Таково же, видимо, было положение «Откровения» в Безы кодексе (D), в котором этот текст не сохранился (Мецгер. 1996. С. 288).

Последнее место «Откровения» в новозаветном корпусе обусловлено жанровым своеобразием и эсхатологической тематикой книги. Вместе с тем такое расположение имеет и определенное символическое значение, ибо в «Откровении», особенно в последней главе, содержится ряд явных аллюзий на первые главы книги Бытие, благодаря чему создается своего рода обрамление всего Священного Писания.

Оригинальный греческий текст «Откровения» засвидетельствован меньшим числом рукописей, нежели текст других книг Нового Завета, к тому же во многих рукописях «Откровение» не часть общего новозаветного корпуса, а входит в состав сборников разнородных текстов. Кроме того, рукописи, признаваемые текстологами важнейшими свидетелями текста для других книг Нового Завета, оказываются не столь значительными с точки зрения реконструкции текста «Откровения», и наоборот, первостепенное значение здесь приобретают манускрипты, не относимые к числу важнейших для других книг Нового Завета.

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис
Видение небесного престола. Миниатюра из Апокалипсиса с толкованиями Андрея Кесарийского. 1799 г. (РГБ. Ф. 247. № 802. Л. 4 об.)

Текст «Откровения» засвидетельствован в ранних греческих рукописях (в папирусах 6, в унциалах 11, в минускулах 293 — см.: Aune. 1997. P. CXL-CXLVIII), патристических цитатах и древних переводах.

Важнейшими рукописями для реконструкции истории текста «Откровения» признаются унциалы A, C и минускулы 2053, 2062 и 2344 (Aland K., Aland B. 1989. S. 251). Свидетельство более ранних папируса Ƥ 47 и унциала имеет второстепенное значение.

Значительная часть цитат из «Откровения» в церковной письменности является более древней, чем текст большинства рукописей. Сохранилось большое количество цитат в трудах доникейского периода. Однако патристические цитаты, будучи важными для реконструкции текста «Откровения», в процессе копирования рукописей зачастую корректировались по более поздним типам текста.

Текст «Откровения» засвидетельствован в ряде древних переводов (о древних переводах см. в статье Библия). Латинский перевод «Откровения», вошедший в состав Вульгаты, очень близок к старолатинской версии, возникшей ко 2-й половине II — начале III века. Второй по древности является коптская версия: на саидский диалект «Откровение» было переведено в III-IV веках, на бохайрский — в IV веке. Армянский перевод был сделан в V веке; относительно языка его исходного текста в науке были разные точки зрения: Ф. Конибир (Conybeare. 1907) высказывался в пользу латинского оригинала с последующей ревизией на основании греческих рукописей, Дж. Молитор (Molitor. 1971, 1972) — в пользу греческого. Эфиопский перевод выполнен в период между 550 и 650 годами с греческого языка, впоследствие претерпел влияние саидской и арабских версий (Hofmann J. 1963; Idem. 1969).

Переводы «Откровения» на сирийский и грузинский языки выполнены значительно позже переводов на эти языки других книг Нового Завета, что, очевидно, связано со сложностями церковной рецепции «Откровения» на христианском Востоке. На сирийском языке «Откровение» впервые появляется только в Филоксеновой версии 508 года, а впоследствие входит и в основанную на ней версию Фомы Гаркельского 616 года. Грузинский перевод выполнен не позднее 978 года настоятелем афонского Иверского монастыря преподобным Евфимием Святогорцем. Языком исходного текста, вероятно, был греческий, хотя в переводе есть и следы влияния Филоксеновой сирийских и армянских версий «Откровения» (Мецгер. 2002. С. 213; Birdsall. 1978).

«Откровение» отличается заметным своеобразием. Помимо ряда конструкций, которые можно отнести к стилистическим шероховатостям или нехарактерным для греческого языка оборотам, встречается большое количество прямых отступлений от норм классической греческой грамматики, на что еще в III веке обратил внимание александрийский епископ святитель Дионисий Великий. По его словам, автор «Откровения» «пишет по-гречески неправильно… и делает ошибки в языке» (Euseb. Hist. eccl. VII 25. 26; о языке «Откровения» см.: Charles. 1920. Vol. 1. P. CXVII-CXLIX; Mussies. 1971; Idem. 1980; Aune. 1997).

Несоответствия правилам очевидны в использовании падежей, согласовании в числе, лице и роде, использовании грамматического времени и наклонений, сочетании причастия и личной формы глагола в простом предложении. Наглядный пример особенностей языка «Откровения» дает текст Откр 1. 4b-6 (букв. перевод: «Благодать вам и мир от Сущий и Был и Грядущий и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровью Своею, и соделал нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь»).

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис
Заставка в кн. Откровение Иоанна Богослова из Библии Сан-Бениньо. XII в. (Публичная б-ка в Дижоне. Ms. 2. Fol. 470v)

На вопрос о природе этих особенностей языка исследователи отвечают по-разному. Некоторые указывают на обстоятельства написания книги: автор находится в изгнании, откровения даются в видениях и обстоятельства не позволяют ему спокойно и тщательно все записать и обработать текст (Кассиан (Безобразов). 2001; Ladd. 1972. P. 7-8).

Более распространено, однако, объяснение чисто филологического характера. По мнению английского библеиста Р. Чарлза (Charles. 1920. Vol. 1. P. CXLIII), текст «Откровения» несет печать семитского происхождения автора, который, будучи евреем, писал по-гречески, но думал на родном (еврейском или арамейском) языке. С. Томпсон квалифицирует язык «Откровения» как «иудейский греческий» (Thompson S. 1985).

Гипотезы о существовании арамейского (Torrey. 1958) или древнееврейского (Scott. 1928) оригинала «Откровения» признания не получили. Некоторые авторы указывают на то, что многие особенности стиля и словоупотребления «Откровения» соответствуют таковым в переводе LXX, и поэтому их уместнее было бы квалифицировать не как семитизмы, а как «септуагинтализмы» (Schmidt. 1991). По мнению С. Портера (Porter. 1989), язык «Откровения» с его семитскими особенностями следует рассматривать в широком контексте греческого языка эллинистического периода как один из его пластов.

Для языка «Откровения» характерно, однако, не просто наличие солецизмов (синтаксически неправильных оборотов речи, не искажающих смысла высказывания), но сочетание правильных и неправильных оборотов. Большинство ученых предполагает, что автор книги употребляет последние сознательно, создавая свой особый стиль. Многие считают, что Иоанн стремился таким образом придать тексту библейско-пророческий колорит (Lohmeyer. 1926; Ozanne. 1965). Г. Бил (Beale. 1999) рассматривает солецизмы «Откровения» как указания на ветхозаветные аллюзии в этих местах текста. А. Каллахан (Callahan. 1995) на основании примеров из литературы стран третьего мира постколониальной эпохи квалифицирует язык «Откровения» как средство протеста против господствующей имперской системы власти и культуры, сознательно избранное автором.

«Откровение» было написано не позднее начала II века, так как его знал уже Папий Иерапольский (умерший в 130-140 годах), а мученик Иустин Философ ссылался на «Откровение» в «Диалоге с Трифоном Иудеем», который имел место вскоре после иудейского восстания Бар-Кохбы в 132-135 годах после Рождества Христова (Iust. Martyr. Dial. 1. 3; 9. 3).

Самое раннее относящееся к датировке «Откровения» прямое свидетельство содержится у священномученика Иринея Лионского, который говорит о получении апостолом Иоанном откровения в конце правления императора Домициана (81-96 годы н.э.) (Iren. Adv. haer. V 30. 3; Euseb. Hist. eccl. III. 18. 3). Эта датировка была принята и другими древними авторами (Vict. Petav. Comm. in Apoc. 10. 11; 17. 10; Euseb. Chron. // PG. 19. Col. 551-552; Hieron. De vir. illustr. 9). Иные ее варианты не получили широкого распространения. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 13. 33) относил ссылку апостола Иоанна на Патмос ко времени императора Клавдия (41-54 годы н.э.), а блаженный Феофилакт Болгарский (Theoph. Bulg. In Ioan. Prooem.) писал, что апостола Иоанна сослали «спустя тридцать два года по вознесении Христовом», то есть при императоре Нероне (54-68 годы н.э.; указание блаженного Феофилакта может относиться к 61-65 годам).

Представленную священномучеником Иринеем датировку «Откровения» концом правления Домициана, то есть серединой 90-х годов I века н.э., принимало большинство авторов до XIX века, когда широкое распространение получила датировка концом 60-х годов.

В XX веке большая часть исследователей вернулась к традиционному взгляду на время возникновения «Откровения», однако сторонников имеет и преобладавшая в XIX веке точка зрения (Robinson. 1976; Bell. 1978; Wilson. 1993; Gentry. 1997; Slater. 2003; Smalley. 2005; Kooten. 2007). Другие варианты поддерживаются немногими авторами, и поэтому проблему датировки можно свести к выбору между поздней (середина 90-х годов, или, шире, конец I века) и ранней (конец 60-х годов, во всяком случае до разрушения Иерусалима в 70 году).

Свидетельство самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности какой-либо из двух датировок. Те места, которые можно было бы рассматривать как указания на время создания «Откровения», допускают различное толкование. В Откр 11. 1-2 говорится о том, что Тайнозритель должен измерить храм и «поклоняющихся в нем». Сторонники ранней датировки видят здесь указание на еще стоявший Иерусалимский храм, разрушенный римлянами только в 70 году. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически.

В Откр 17. 7-11 описывается «зверь», на котором сидит «великая блудница» (17. 2), а его головы отождествляются с 7 царями, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (17. 10). При отнесении образа зверя к Римской империи — этот взгляд разделяется большинством современных экзегетов — в его головах естественно видеть именно римского императоров, и тогда вопрос датировки сводится к определению того, кто этот 6-й царь, который «есть» и при котором соответственно написана книга. Однако дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно.

Во-первых, отсутствуют четкие критерии для определения того, кто должен считаться 1-м царем, и следует ли включать в подсчет императоров Гальбу, Отона и Вителлия, правивших после смерти Нерона в общей сложности менее полутора лет. Во-вторых, неясно, является ли число царей (7) историческим или символическим. Если первым царем считать Октавиана Августа или Юлия Цезаря при условии, что учитываются и 3 императора, правившие после Нерона, то 6-м получаются Гальба (правил с июня 68 по январь 69 года) или Нерон (54-68 годы). Если считать Августа 1-м царем и не учитывать Гальбу, Отона и Вителлия, тогда 6-м оказывается Веспасиан (69-79 годы).

на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть фото на каком языке был написан апокалипсис. Смотреть картинку на каком языке был написан апокалипсис. Картинка про на каком языке был написан апокалипсис. Фото на каком языке был написан апокалипсис
Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 3-я четв. XV в. (ВГИАХМЗ)

Наконец, выдвигалась гипотеза, согласно которой первым императором должен считаться гонитель христиан Нерон (Garrow. 1997). При таком подходе шестым царем оказывается Тит (79-81 года), а в случае пропуска трех императоров — Траян (98-117 годы).

В целом эти подсчеты больше благоприятствуют ранней датировке. Однако многочисленность вариантов и гипотетический характер любого из них не позволяют использовать свидетельство Откр 17. 10 для окончательного решения вопроса о времени написания «Откровения».

Небесспорным является также лежащее в основании этих подсчетов убеждение, согласно которому 7 царей «Откровения» точно соответствуют 7 римским императорам. Даже если исходить из того, что книга написана при шестом царе, контекст фразы 17.10 ясно указывает на то, что в центре внимания Иоанна находится отождествляемый со зверем восьмой царь, который «и из числа семи, и пойдет в погибель» (17. 11). Прочие цари представляют собой лишь среду, из которой он выходит. Седмеричное число царей может иметь характерное для «Откровения» символическое значение полноты и завершенности (Caird. 1966; Sweet. 1979; Biguzzi. 2004). Наконец, под царями вообще можно понимать не римских императоров, а сменяющие друг друга царства (точка зрения, представленная у Андрея Кесарийского).

В датировке «Откровения» важную роль играет оценка приведенных в книге сведений о мире, в котором живет Тайнозритель, прежде всего о жизни христиан. На вопрос, какому периоду истории христианской Церкви и Римской империи соответствует описание современной автору действительности, однозначного ответа нет ввиду сложности соотнесения образов «Откровения» с историческими реалиями.

Тем не менее, по мнению большинства исследователей, послания 7 церквам свидетельствуют о том, что христианские общины к моменту написания книги существуют уже достаточно долго, так что их современное состояние может противопоставляться первоначальному (Откр 2. 4, 19). В отдельных церквах отмечается серьезный упадок духовной жизни (3. 1-2, 15-17). Внутри некоторых общин существуют разделения как следствие проповеди лжеучителей, именуемых «николаитами» и «женой Иезавелью» (2. 6, 15, 20). Вероучительные аспекты этой деятельности не затрагиваются, она лишь названа введением в соблазн «любодействовать и есть идоложертвенное» (2. 14-15, 20). Данная характеристика, по мнению большинства ученых, указывает на компромисс с окружающим языческим миром, в частности на допущение участия христиан в различных проявлениях языческой религиозности. Церкви живут в обстановке конфликта с иудейством (испытывая со стороны последнего «злословие» — 2.9; 3.9), притеснения (христианам угрожает ввержение в темницу — 2.10), в одном случае упомянуто мученичество (2.13).

В будущем прозреваются скорби в масштабе «всей вселенной» (3.10). Тайнозритель называет себя соучастником читателей «в скорби» и сообщает о своем пребывании на Патмосе «за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» (1. 9), обычно понимаемом как изгнание.

Однако во время написания «Откровения» не все Церкви находятся в стесненном положении; во всяком случае текст 3. 17 может свидетельствовать о высоком материальном благосостоянии лаодикийских христиан. Некоторые образы видений Тайнозрителя могут рассматриваться как свидетельство многочисленности христианских мучеников (6. 9-11; 17. 6) и массового характера гонений (13. 7, 15). Их причина — отказ поклониться «зверю», в образе которого опознается Римская империя и ее обожествляемые правители (13. 1-18). Именование «Вавилон» (14. 8; 16. 19; 17. 5; 18. 2, 10, 21), отнесенное к «великому городу, царствующему над земными царями» (17. 18) и «сидящему на семи горах» (17. 9), также, очевидно, указывает на Рим, а не на Иерусалим, не принявший Христа, как считают некоторые толкователи (Ford Massyngberde. 1975; Corsini. 1980; Beagley. 1987; Lupieri. 1999; Water. 2000). В главах 13 и 17 большинство исследователей видит аллюзии на легенду о том, что император Нерон не умер, а лишь исчез и вернется к власти (Nero redivivus; Nero redux) (Tac. Hist. 1. 4; 2. 8; Dio Chrysost. Or. 21. 10; ср.: 3, 4, и 5 Сивиллины книги, «Вознесение Исаии»; Откр 13. 3, 12, 14; 17. 8, 11). С Нероном чаще всего связывают и «число зверя» 666 (13. 18), так как ему равняется сумма числового значения букв, составляющих словосочетание «Нерон кесарь» при написании его еврейскими буквами.

Анализ свидетельств о современной автору книги исторической обстановке не позволяет с уверенностью принять ту или иную датировку «Откровения». Массовые гонения на христиан, повлекшие за собой многочисленные случаи мученичества, безусловно имели место при Нероне, и их отражение в «Откровении» могло бы свидетельствовать в пользу ранней датировки. Однако ничто не заставляет видеть в «Откровении» мгновенный отклик на только что произошедшие гонения Нерона. Эти гонения, несомненно, оставили глубокий след в памяти христиан и даже через несколько десятилетий могли восприниматься как прообраз любых гонений, а сам Нерон рассматривался как классический тип богоборца и гонителя Церкви.

При этом, однако, важно учитывать, что исторические источники ограничивают нероновские гонения только пределами Рима. В какой мере они могли распространиться на Малую Азию, с достоверностью утверждать невозможно. Императорский культ оформляется с самого начала римского принципата и прочно укореняется в Малой Азии (Price. 1984; Hemer. 1986; Friesen. 1993; Idem. 2001). Отказ от участия в нем мог стать причиной гонений на христиан как при Нероне и его ближайших преемниках, так и при Домициане. Вопрос об усилении императорского культа при Домициане остается предметом дискуссии (Thompson L. 1990; Jones. 1992; Parker. 2001). В любом случае, хотя наличие массовых гонений при Домициане историческими источниками не подтверждается, христиане и при этом императоре могли подвергаться бытовым притеснениям и самосуду со стороны языческого населения, а также гонениям со стороны местных властей (Biguzzi. 1998; Idem. 2004).

Легенда о возвращающемся Нероне могла появиться очень скоро после смерти этого императора — по крайней мере первый в ряду трех известных самозванцев, выдававших себя за Нерона, появился уже в 69 году (Tac. Hist. 2. 8). В «Откровении», однако, эта легенда уже получила заметную богословскую разработку, и это скорее соответствует поздней датировке (Bauckham. The Climax of Prophecy. 1993. P. 384-452). В пользу возникновения «Откровения» в конце I века может говорить и употребление применительно к Риму именования «Вавилон», так как оно представляется более уместным после взятия римлянами Иерусалима в 70 году — события, прообразом которого может считаться захват Иерусалима вавилонянами в 586 году до Рождества Христова. Характеристика малоазийских Церквей, предполагающая длительную историю их существования, также больше соответствует концу I века. В пользу этой датировки может свидетельствовать и указание на благосостояние лаодикийской общины, так как Лаодикия в 60 году по Рождеству Христову была разрушена сильным землетрясением и в ближайшие годы после него была далека от отмеченного в «Откровении» внешнего благополучия. То есть, при равенстве аргументов в пользу каждой из двух точек, преимущество поздней датировке обеспечивает свидетельство священномученика Иринея о получении Иоанном откровения в конце правления императора Домициана.

Помимо описанных позиций в современной науке выдвигались также не получившие широкого признания датировки «Откровения» первыми годами правления Нерона (Rojas-Flores. 2004), временем Тита (Garrow. 1997), Траяна (Frey. 1993), Адриана (Witulski. 2007).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *