на каком языке говорили аланы
Аланский язык
XIII в., потомками являются осетинский и ясский языки
Индоиранская ветвь Иранская группа Северо-восточная подгруппа
Содержание
Зеленчукская надпись
Из всего имеющегося языкового материала собственно аланской считается Зеленчукская надгробная надпись, выполненная греческим письмом. На её основании полагается, что в X—XIII в. у алан бытовала письменность.
Аланские фразы в «Теогонии» Иоанна Цеца
Другое известное свидетельство аланского языка — аланские фразы в «Теогонии» византийского автора Иоанна Цеца (XII в.).
В 1927 г. венгерский византинист И. Моравчик обнаружил в рукописи Barberinus (XV в.), находящейся в Библиотеке Ватикана, полный текст эпилога «Теогонии», и в 1930 г. он впервые опубликовал ту часть сочинения, где содержатся написанные на основе греческого алфавита формулы приветствия на различных языках, с которыми соприкасалась в XII веке Византийская империя: «скифском» (на самом деле, на языке команов-половцев), «персидском» (в действительности, турко-сельджукском), латинском, арабском, русском, еврейском и аланском. Таким образом, это единственный письменный памятник аланского языка, этноязыковая принадлежность которого засвидетельствована самим записавшим его лицом.
Перевод с греческого и латинскую транслитерацую фраз-приветствий на «варварских» языках опубликовал С. М. Перевалов в 1998 году:
τοις Άλανοις προσφθέγγομαι κατά’ την τούτων γλώσσαν
[К аланам обращаюсь на их языке:]
καλή’ ήμερα σου, αυ’θέτα μου, αρχόντισσα, πόθεν είσαι;
[«Добрый день, господин мой, архонтисса, откуда ты?]
ταπαγχας μέσφιλι χσινά κορθι καντά, και ταλλα.
[Tapankhas mesfili khsina korthi kanda и так далее]
αν δ’εχη Άλάνισσα παπαν φίλον, α’κουσαις ταύτα.
[Если же аланка имеет любовником (святого) отца, услышишь такое:]
Ουκ αίσχύνεσαι, αυθέντριά μου, να’ γαμη το μουνίν σου παπάς
[«Не стыдно тебе, госпожа моя? Ведь с тобой имеет связь твой отец»]
То φάρνετζ κίντζι μέσφιλι καιτζ φουα σαουγγε.
[Το ‘farnetz kintzi mesfili kaitzfua saunge.’]
Язык этих фраз представляет собой архаичный вариант осетинского языка. Так, «Tapankhas» (‘добрый день’) соответствует иронскому «dæ bon xorz», дигоркому «dæ bon xwarz» — ‘пусть будет твой день хорошим’. Примечательно, что аналогичная фраза — «daban horz», обнаружена в ясском глоссарии 1422 года.
Обе фразы целиком можно сопоставить с современными осетинскими аналогами:
Первой [Tapankhas mesfili khsina korthi kanda] соответствует современное осетинское (дигорское):
Dæ bon xwarz, me ’fsijni ’xsijnæ. Kurdigæj dæ?
Дæ бон хуарз, ме ’фсийни ’хсийнæ. Курдигæй дæ? «Добрый день, хозяйка (супруга) моего господина. Откуда ты?»
Второй фразе — [Farnetz kintzi mesfili kaitzfua saunge.] соответствует осетинское
’F(s)arm neci (’j) kindzi ’fsijni, kæci fæwwa sawgini.
Подробным лингвистическим исследованием аланского текста в «Теогонии» занимались Р. Бильмайер, Б. Мункачи, Д. Герхардт и В. И. Абаев, Т. Т. Камболов.
Фонетика
Наиболее близка к аланскому фонетика архаичного дигорского диалекта осетинского языка. Основные отличия:
История происхождения аланов и их современники
Из невообразимых глубин истории дошло до нас название древнего народа – аланы. Первые упоминания о них встречаются в китайских хрониках, написанных две тысячи лет назад. Интересовались этим воинственным этносом, жившим на границах империи, и римляне. И если сегодня в атласе ныне живущих народов мира нет страницы «Аланы» с фото, то это не значит, что этот этнос исчез с лица земли бесследно.
Их гены и язык, традиции и мироощущение унаследовали прямые потомки – осетины. Кроме них, потомками этого народа некоторые ученые считают и ингушей. Приоткроем же завесу над событиями давно минувших эпох, чтобы расставить все точки над «i».
Тысячелетняя история и география расселения
Византийцы и арабы, франки и армяне, грузины и русичи – с кем только не воевали, не торговали и не заключали союзы аланы за свою более чем тысячелетнюю историю! И почти все, кто сталкивался с ними, так или иначе фиксировали на пергаменте или папирусе эти встречи. Благодаря свидетельствам очевидцев и записям хронистов мы можем сегодня восстановить основные этапы истории этноса. Начнем с происхождения.
В IV-V ст. до н.э. по обширной территории от Южного Приуралья до Кавказских гор кочевали племена сарматов. Восточное Предкавказье принадлежало сарматскому союзу аорсов, о которых античные авторы отзывались как об искусных и отважных воинах. Но даже среди аорсов было племя, которое выделялось особой воинственностью – аланы.
Историки считают, что, хотя родство между этим воинственным народом со скифами и сарматами очевидно, нельзя утверждать, что только они являются их предками: в их генезе в более поздний период – примерно с IV ст. н.э.– принимали участие и другие кочевые племена.
Как видно из этнонима, это был ираноязычный народ: слово «алан» восходит корнями к общему для древних ариев и иранцев слову «arya». Внешне они были типичными европеоидами, о чем свидетельствуют не только описания летописцев, но и данные ДНК-археологии.
Около трех веков – с I до III н.э. – они слыли грозой как соседей, так и отдаленных государств. Поражение, нанесенное им гуннами в 372 г., не подорвало их сил, а, наоборот, дало новый толчок к развитию этноса. Одни из них во времена Великого переселения народов ушли далеко на запад, где вместе с гуннами разгромили царство остготов, а позднее сражались с галлами и вестготами; другие – расселились на территории центрального Кавказа.
Излюбленным маневром войск было ложное отступление. После якобы неудачной атаки конница отступала, заманивая врага в ловушку, после чего переходила в наступление. Не ожидавшие новой атаки враги терялись и проигрывали сражение.
Доспехи аланов были относительно легкими, сделанными из кожаных ремней и металлических пластин. По некоторым данным, такие же защищали не только воинов, но и их боевых лошадей.
Если посмотреть на территорию расселения на карте в эпоху раннего Средневековья, то в глаза бросятся, прежде всего, огромные расстояния – от Прикаспия до Северной Африки. В последней появилось их первое государственное образование – недолго просуществовавшее в V-VI вв. Королевство вандалов и аланов.
Однако та часть этноса, которая оказалась в окружении далеких по культуре и традициям племен, довольно быстро утратила свое национальное своеобразие и ассимилировалась. А вот те племена, которые остались на Кавказе, не только сохранили свою идентичность, но и создали мощное государство – Аланию.
Государство сформировалась в VI-VII вв. Примерно в то же время на ее землях начинает распространяться христианство. Первым весть о Христе, согласно византийским источникам, сюда принес Максим Исповедник (580-662), а первым христианским правителем страны византийские источники называют Григория.
Окончательное принятие аланами христианства имело место в начале X ст., хотя иностранные путешественники отмечали, что христианские традиции в этих землях нередко причудливо переплетались с языческими.
Столицей страны был Магас (Ма’ас) – ныне не существующий город, предположительно располагавшийся на территории Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкессии. Однако, ингуши считают, что их одноименная столица расположена именно на той же территории. Это утверждение основано на археологических раскопках.
В раскинувшемся на 95 га Ма’асе, в период расцвета, проживало 15 тыс. человек. Город поражал иноземных гостей не только населенностью, но и богатством: даже простые люди одевались в шелковые одежды, а наряды великих аланов были расшиты золотом. Школы и рынки, дворцы и постоялые дворы, мастерские ремесленников и храмы создавали величественный образ богатого и сильного города.
Своим благосостоянием Ма’ас был обязан как выгодному месторасположению (через него проходил Великий Шелковый путь), так и военной мощи государства. В распоряжении царя была тридцатитысячная армия конников. В Х веке их царство приняло участие в разгроме Хазарского каганата, что позволило расширить свою территорию до земель адыгов на западе и реки Кумы на севере.
В Х-XII ст. это государство было одним из самых сильных в регионе. Его благорасположения искали, с ним стремились заключить союзы и династические браки. Кстати, мать легендарной грузинской царицы Тамары – Бурдухан – была аланкой, дочерью могущественного царя Худдана.
Как и многие другие государства и этносы, Аланию и аланов погубило татаро-монгольское нашествие. После взятия Ма’аса в 1239 г. царство фактически прекратило свое существование. Выжившие после нашествия жители равнин ушли в горы. Однако, напасти не переставали их преследовать: сильные лавины, характерные для XIII–XIV вв., погубили немало высокогорных селений. Последнее упоминание о народе относится к битве Тохтамыша с Тамерланом, имевшей место в 1395 г.
Однако они не были «унесены ветром» истории. Та часть народа, которая сумела закрепиться в горах, выжить в горных ущельях, дала начало новому этносу — осетинам, и, возможно, не только им.
Аланы: легенды, факты и современность
Если не только человек, но и этнос жив, покуда о нем помнят, то этот народ и сегодня живее живых. Журналисты пишут о нем статьи, исследователи изучают традиции осетинов – потомков великих воинов тех времен, режиссеры (в частности, Темина Туаева) снимают фильмы про аланов. Подобный интерес обусловлен не только участием этноса в этногенезе других наций, но и своеобразием их культуры.
Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.
«У ясов есть обычай, по которому перед выдачей девицы замуж родители жениха условливаются с матерью невесты о том, что последняя должна быть чистая дева, чтобы в противном случае брак считался несостоявшимся. Итак, в назначенный для свадьбы день невесту приводят с песнями к постели и кладут её на неё. Затем приближается жених с молодыми людьми, держа в руках обнаженный меч, которым он ударяет по постели. Затем он вместе с товарищами садится перед постелью и пирует, поет и пляшет.
По окончании пира они раздевают жениха до рубахи и удаляются, оставляя новобрачных в комнате наедине, а за дверями появляется брат или кто-нибудь из ближайших родственников жениха, чтобы сторожить с обнаженным мечом. Если окажется, что невеста уже не была девицей, то жених извещает об этом свою мать, которая приближается к постели с несколькими подругами для осмотра простыни. Если на простыни они не встречают искомых ими знаков, то печалятся.
А когда утром являются родственники невесты для праздника, мать жениха уже держит в руке сосуд, полный вина, но с отверстием на дне, который она заткнула пальцем. Она подносит сосуд матери невесты и убирает палец, когда последняя захочет выпить и вино выливается. „Такой точно была твоя дочь!“ – говорит она. Для родителей невесты это большой срам и они должны взять свою дочь обратно, так как условливались выдать чистую деву, но дочь их таковой не оказалась.
Тогда священники и другие почетные лица заступаются и убеждают родителей жениха спросить своего сына – хочет ли он, чтобы она осталась его женой. Если он соглашается, то уже священники и другие лица приводят её к нему снова. В противном случае их разводят, и он возвращает жене приданое, подобно тому, как и она должна возвратить платья и другие подаренные ей вещи, после чего стороны могут вступить в новый брак»
Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем диалекта является современный осетинский.
Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.
Споры вокруг наследия
Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с ингушами, или шире – вайнахами.
Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии народов позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.
Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в истории этого народа рано ставить точку.
Кто такие аланы? Знаменитые и могущественные родичи сарматов?
Нам известны кавказская Северная Алания, турецкая Аланья, имена Алан, Алана и Ален, германоязычное по происхождению слово alien («чужак»), римский термин ala (конница) и этноним «роксоланы». Все лексемы родственны. Происходят они от имени народа, чье могущество, постепенно расцветая с 1 в, было поставлено под сомнение лишь с приходом в Европу и на Кавказ отрядов Чингизидов. В начале 13 в. Получается, аланы были известны Евразии 1 200 лет! Возраст их предков, как минимум, на 200 лет больше. Так кто такие аланы? «Чужаки», «конница». «кровь».
Семиречье и Синьцзян-Уйгурия
Все сарматы родились на просторах нынешнего западного Казахстана и казахского Предуралья. Не ранее 6 века до н.э. И со временем начали теснить скифов. Последние все дальше углублялись в Европу. С другими племенными союзами ираноязычных степняков сарматы были в мире. А с массагетами даже часто входили в альянс. Для того чтобы противостоять экспансии империи Ахеменидов. И ее единственного степного вассала (Хорезма). С саками же отношения у сарматов были всякими. Каждое сакское кочевье вело свою внешнюю политику, часто довольно переменчивую, вероломную…
Однако у сарматской экспансии был и южный вектор. В свое время пара сарматских кочевий атаковала Хорезм и все, что юго-восточнее его. Что было юго-восточнее? Земли, которые персы называли «дальним Хорасаном». То бишь пограничье нынешних Узбекистана, Таджикистана и Афганистана. В ответ на южных рубежах другие дикари сами вдруг потеснили сарматов.
Одними из таковых были агрессивные «хьяона». Имеется в виду продвигающееся на север (из непроходимых гор) население южного Балха («среднего Афганистана»). И все же вместо того, чтобы воевать друг с другом, южные ветви сарматов и северные ветви хьяона начали брататься. В результате возникла огромная кочевая коалиция, двинувшаяся к сегодняшнему казахскому Семиречью. И далее – к пределам Китая (то есть в Синьцзян). Именно там, по версиям некоторых историков, проживали когда-то давно более ранние индоевропейцы («тохары»). Но гипотеза эта довольно шаткая. Выяснилось, что мумии, найденные в долине реки Тарим, не имеют никакой генетической связи с сарматами или скифами и киммерийцами…
Куда логичней поверить хроникам Поднебесной, четко «регистрирующим» этих самых «тохаров» намного позже. Не ранее 2 в. до н.э. А это как раз и была огромная группа потомков альянса. Правнуки от браков представителей южных ветвей сарматов с более диким народом «хьяона». Новое этническое объединение у разных этносов получило разные прозвища. «АСии» (у персов), «ОСсуни» или «УСсуни» (у народа хунну), АЛАНь (у китайцев, у них же «юэчжи» и «яньцай» в ранних хрониках). В указанный временной промежуток основана страна Кангюй. Не ясно как называли ее сами обитатели. Возможно, как раз «Тохаристан»(оставшиеся на юге «чистые» хьяона часто именовали юго-восточных сарматов «тохари»). А еще «дахари», «даха» или «таха». ТОХАРИ созвучен весьма популярному у скифо-сарматов слову ТАРХАР («старейшина»). В буквальном смысле «руководитель чистокровных», «отец рода, арья». Это в очередной раз доказывает семантику автоэтнонима алан – ОС/ЙАС/АС/АЗ («мы первородные!»).
Люди хань (так до сих пор называют себя сами китайцы) указывали в своих «грамотах» высокий рост, русо-рыжеватые волосы, голубые или зеленые глаза у населения Кангюя. Они же уверяли, что те происходят от юэчжей (этим словом в Поднебесной называли всех приграничных к Китаю арья).
Иная концепция происхождения
Есть версия, что древний ираноязычный народ юэчжи и есть будущие аланы. Это значит, что с сарматами они никак связаны не были. Скорее, с предками хьяона, саков и массагетов, занявшими когда-то, в том числе, и все течение Сырдарьи. Границу Южного Казахстана с Узбекистаном. Такого мнения, к примеру, придерживается осетинский археолог Тамерлан Габуев. Юэчжи хоронили покойников в скальных катакомбах (как позже и на Центральном Кавказе!). Китайцы сообщают, что они были вассалами хунну и имели изначально немного войска. Однако уже в 1 веке до н.э. юэчжи даже грозят Поднебесной, войдя в Семиречье и к Синьцзяну. Но вот понятие «АЛАНЬ», по его мнению, изначально применялось лишь к уссуням (они же «яньцай»).
По Габуеву, за Волгой мигрирующие на Запад потомки юэчжей («алань») разделились на 2 потока. Один занял степи вокруг нижнего течения Дона. Второй – равнины и поднимающиеся вверх предгорные пустоши Северного Кавказа. Рим познакомился с представителями обоих течений, их воины рьяно включились во внешнеполитические процессы на рубежах воевавших друг с другом Roma и Парфии. Одновременно обе аланские ветви покоряли все, что севернее (остальную Сарматию). Независимость от аланов удалось сохранить лишь поволжским, «северским» и приуральским сарматам. А еще могущественному клану, занявшему южную часть Центральной России (на границе с так называемым Западным Поволжьем). Это арса (рязано-окцы)…
1-е столетие нашей эры
Уже в середине первого столетия христианской эры в римских анналах имеется понятие «империум аланае». Поэтому первую аланскую державу (быстро заменяющую собой Сарматию) можно считать ровесницей древнейших (апостольских) церквей христиан. Могущество алан и набирающее силу могущество христианства – параллельные в хронологическом плане процессы. Оба важны для Европы и Закавказья.
По сведениям римских хронистов, в 72 году часть аланов проникла в Закавказье (через Дарьяльское ущелье). Ныне там Военно-Грузинская дорога, а когда-то (до прихода монгольских военных экспедиций) тракт смело именовали «Аланскими Воротами». В Предкавказье (по пути) как раз покорялись южные сарматские племена – на территориях ныней Ростовской области, степного Крыма, Ставропольского и Краснодарского краев, равнинной Кабарды. В Румынии до сих пор град Яссы… Ближе ко 2 в. аланы прошли по всему Северному Черноморью. Причем, в Крыму изолировался некий аланский массив. Позже он не стал смешиваться ни с обладателями средиземноморских антропотипов, ни с туранцами-гуннами. Их назовут «роксоланами». Со временем, они растворятся в среде понтийских греков, тавроскифов, а также в населении римских форпостов Романской Дакии.
Тайна этнонима «аланы»
Сами себя аланы называли «ос» (но это могло слышаться как «йас», «яз», «аз» или «яс»). Вот откуда город ЯСсы, славянское обозначение аланов ЯЗыги и грузинское ОСети. Отсюда же Северная ОСетия и Южная ОСетия. А также АСия (Азия). Мое предположение о семантике этого понятия заключается в том, что на всех индоевропейских языках корень ЯЗ (АЗ, ЙАС, ЯСС, рАЗ) всегда обозначал первородность. Аланы гордо звались. «первыми».
Иное, европейское обозначение того огромного народа (АЛАНЫ), как ни странно, пришло из Китая. АСии представлялись узкоглазым соседям вполне ожидаемым словом «арьяна». Китайцы не могли (да и сейчас не могут) произносить «р». И никогда не продолжают согласную буквой «а». Пытаясь повторить термин «арьяна», жители Поднебесной говорили. «алань».
Великий Шелковый путь приводил китайских купцов к «ромеям». Что китайцы рассказывали тем еще до вторжения аланов в Европу? «Мол, к западу от нас живет народ алань и скоро он будет тут». Так и родилось римское «АЛАНус». Аланы, не успевшие смешаться с гуннами, в античном мире первых веков нашей эры получили прозвище РОКСОЛАНЫ («светлые аланы»). Тут все понятно. Сарматы – изначально светлый народ. Но с 4 века он стал смешиваться с гуннами – туранцами по антропологическому типу (туранцы наполовину монголоиды, а наполовину европеоиды-понтиды).
Аланы (осы, асы, язы, йассы) в Европе 2-3 веков
Момент полной остановки роста римских границ совпал с «взрывным» расширением границ аланских. Процесс характерен и для следующего столетия. Единственными варварами, которые могли тогда сравниться с аланами, были готы. Это – кочующие германцы, создавшие совместно с гето-даками, карпами, праславянами и роксоланами большое, но очень рыхлое государство. Его окрестили Ойум. Страну подробно описывает готский историк Йордан. Она первой в Европе встретит гуннов. Но это другая история.
Потомки аланов
В 4 веке древняя аланская общность начинает понемногу исчезать. Сначала из-за гуннов, а через 200 лет – из-за аваров. Некие кланы «впитались» в готов или вандалов (сгинули или в Европе, или в Африке). Уже в 5-м столетии «Алания» – скорее исторический топоним, чем термин, связанный с определенным этническим составом. Разные аланы уходят или с тюрками, или от тюрков. Многие племена, находившиеся ранее в Аланской империи, продолжат называть себя ОС/ЯСС (как на Кавказе или на Нижнем Дону). Или АЛАНы (как на Северо-Западном Кавказе или в Малой Азии). Осетины кликали себя «аланами» уже в средних веках. Тогда была возрождена Новая Алания (средневековая). Она касалась больше не степей, а гор. До этого был популярней «ИРон» (кавказская калька с азиатского термина «арьяна», «ариан»). И как раз кавказские жители Персидской империи «родили» топоним ИРан, касающийся имперских границ. В Средней Азии все ираноязычные народы называют бывшую Персию «ЭРони». Это обозначает, что потомки аланов никогда не отделяли себя от АРЬЯНА. Помнили генезис.
Глупо думать, что нынешнюю Осетию потомки аланов начали заселять, спасаясь от монголов в XIII в. Осетинские историки Абаев и Габуев считают, что колонизация Предкавказья, Северо-Западного и Центрального Кавказа внуками юэчжей началась еще в 1 столетии новой эры. Об этом говорят ни на что не похожие захоронения. С амуницией характерного декора. Повсюду тут следы городищ, многие из которых уже в названные годы достигали в размере. квадратного километра! Аланами по крови может считать себя и часть адыгейских народностей. Например, кабардинцы и шапсуги.
2000-летний след в разной лексике
В виду всего сказанного не удивительно, что южная сторона Хазарии всегда именовала себя «аланами». А вот первые русские звали эту половину населения ЯЗыгами или АЛАНью… Влахи и молдаване величали потомков аланов «ЙАСсы». Грузины звали северных и восточных соседей ОСети (отсюда и слово ОСЕТИны). Про АСию-АЗию вы уже знаете. Термин «АЛый» произошел от древнейшего русского АЛать («разбойничать», «совершать набеги»). АЛый – цвет крови, то есть войны. Лишь позже его переименовали в КРАСный («красивый»). Было ведь и племя аллобардов («кровавобородых»). У римлян конница из «эквус» с аланских времен эволюционировала уже в «АЛА» (тяжеловооруженная конница). И это логично. Первые тяжеловооруженные конники в Западной Европе были аланами. В то время как в Восточной Европе и на границах Ирана это были САВРОматы-САВАРи («савры», будущие «севери» или еще более поздние «северяне»). У германоязычных, романских, северокавказских и восточных народов до сих пор в ходу имена Алан, Элан, Алана, Ален и Аланья. Также у древнегерманских племен появилось АЛИен – «чужаки», «иные», «прочие».
К примеру, франки, отделившись в границах собственной империи, обзывали прочих варваров АЛИЕН МАНН («чужие люди»). Так появился квазиэтноним «алеманны», которым французы и сейчас называют немцев. У славян предлог ИЛИ произносился «АЛИ» (эта частица речи до сих пор присутствует в старом народном, в «сказочном» языке). У саксов было мужское имя ЭЛЛа. Обычно им обозначали черноволосых из остатков римлян (потомки аланов участвовали и в завоевании Британии, в составе римских АЛ — эскадронов).
АЛИ обозначал альтернативу чему-либо («иное», «чужое по отношению к указанному»). Армяне называли аланов «АЛаннери». Но их предков именовали куда интереснее: «те, что повсюду», «прочие», «иные», «чужие».