на каком языке говорят индонезийцы
На каком языке говорят в Индонезии?
На каком языке говорят в Индонезии? Вряд ли задумываетесь над этим вопросом, когда в очередной раз летите на остров Бали. Но давайте разбираться.
В Индонезии распространяется большое количество разных этнических групп и племен, каждая из которых говорит на собственном языке и соблюдает свои обычаи. Самое многочисленной группой называют яванцы (проживают на острове Ява). Это порядка 46% всего населения страны. Далее, по мере снижения популярности, идут сунданцы, мадурцы, гайо и аласы.
Кроме того, в Индонезии проживают также не коренные народности, которые способны образовать небольшие группировки. Ими являются жители Китая, Индии, Пакистана, Англии, Голландии и Австралии.
В качестве государственного языка на территории современной Индонезии выступает с 1945 года индонезийский язык. При этом, побывав в этой стране, вы можете услышать больше сотни разных диалектов, которые входят в малайско-полинезийскую группу языков. Кроме того, пользуется большой популярностью английский язык, португальский язык, китайский язык.
На каких языках общается большая часть населения
Хочется отметить, что большая часть населения страны общается на двух – трез языках. Это необходимо для того, чтобы быть более подготовленным к жизни в Индонезии.
В начале 1923 года, малайский язык становится государственным, в ходе проводимого конгресса индонезийских националистов. На нем говорят народности, которые проживают на Суматре (рядом с проливом Малакка). При этом истинно государственным языком его признать не получится.
Он давно стал коммерческим и на нем можно разрешать юридические вопросы. Также с его помощью общаются приезжие жители и местное население.
Националисты, которые проживают в разных частях архипелага, считают государственным языком именно индонезийский. Он используется для ведения государственных переговоров, во время обучения в образовательных учреждениях, во время плавания судов и прочее. Это язык культуры и искусства, а также язык межнационального общения в Индонезии.
Кстати, старшее поколение, а также те, кто имеют хорошее образование, отлично общаются на голландском языке. Английский считается в качестве официального второго языка. На нем ведут занятия в школах и Вузах.
Если вы хотите прочитать о том, на каком языке говорят большинство людей, переходите по ссылке.
Индонезийский язык
Малайско-полинезийская надветвь Западный ареал Западнозондская зона Малайско-чамская ветвь Малайская группа
Индонезийский язык оформился в первой половине XX века на базе малайского языка, который традиционно использовался в этом регионе как лингва-франка. Название «индонезийский язык» было принято в 1928 г. на Конгрессе молодёжи и постепенно вытеснило название «малайский язык». Письменность на основе латинского алфавита.
В России индонезийский язык изучается в Москве в Институте стран Азии и Африки при МГУ, МГИМО, Восточном университете при Институте востоковедения РАН и Институте практического востоковедения, а также в Петербурге — на Восточном факультете СПбГУ, РГГУ и в Восточном институте ДВФУ.
Содержание
Грамматика
Фонетика
В индонезийском языке 26 звуков. В индонезийском алфавите 23 буквы:
Aa Bb Cc Dd Ee Ff Gg Hh Ii Jj Kk Ll Mm Nn Oo Pp Qq Rr Ss Tt Uu Vv Ww Xx Yy Zz.
Словообразование
В словообразовании важнейшую роль играет аффиксация и редупликация. Аффиксы — префиксы, суффиксы, инфиксы (ставятся соответственно впереди, в конце и внутри слова). Часто слово имеет одновременно и префикс, и суффикс.
Наиболее продуктивные префиксы
per- образует переходные глаголы.
pe- (peng-, pem-, pen-, penj-) образует имена существительные со значением орудия и деятеля, имеет разные формы в зависимости от того, стоит он перед гласной или согласной.
se- образует союзы и наречия.
Примеры: besar (великий) — perbesar (увеличить), dua (два) — perdua (удвоить), lukis (рисовать) — pelukis (художник), lalu (прошлый) — selalu (всегда), lama (время) — selama (в течение).
Наиболее продуктивные суффиксы
-an показывает результат, объект действия, средство, орудие, подобие, собирательные понятия.
Примеры: larang (запрещать) — larangan (запрет), manis (сладкий) — manisan (сласти), mata (глаз) — matai (смотреть), satu (один) — satukan (объединить)
Префикс + суффикс
ke…an образует действие или состояние.
pe…an образует отглагольные существительные, обозначающие процесс.
per…an то же, процесс, действие, но от прилагательных.
Примеры: satu (один) — kesatuan (единство), pulau (остров) — kepulauan (архипелаг), membatas (ограничивать) — pembatasan (ограничение), dagang (торговать) — perdagangan (торговля), adab (цивилизация) — peradaban (цивилизованный)
Инфиксы
Примеры: guruh (гром) — gemuruh (громовой)
Редупликация
Редупликация — это повторение всего слова (простая) или первого слога. Есть редупликация с изменениями (например, меняется один гласный) и с добавлением аффиксов.
mata (глаз) — matamata (шпион)
laki (муж) — lelaki (мужчина)
rumah (дом) — rumahrumah (макет дома)
anak (ребенок) — anakanak (по-детски)
abu (пепел) — abuabu (серый)
barat (запад) — kebarat-baratan (по-западному)
gunung (гора) — gunung-gemunung (горная страна)
Сложные слова
В индонезийском есть сложные слова. Наиболее известные — mata-hari (букв. «глаз дня») — солнце, oranghutan (букв. «человек леса») — орангутан.
nenek-moyang (предки), где nenek — дед, бабушка, moyang — прадед, прабабушка
air-mata (слёзы), где air — вода, mata — глаз
tanah-air (родина), где tanah — земля, air — вода
hari-besar (праздник), где hari — день, besar — большой, великий
Состав предложения
Простые предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными. Нераспространённые состоят только из главных членов — подлежащего и сказуемого. Например: Toko tutup. — Магазин закрыт.
В состав простого распространенного предложения, кроме главных членов предложения, входят и второстепенные члены: определение, дополнение и обстоятельства.
Подлежащие, как правило, предшествует сказуемому и может быть выражено существительным или указательным местоимением: Anak makan. — Ребёнок ест. Ini pintu. — Это дверь.
Сказуемое может быть глагольным: Anak ini makan. — Этот ребёнок ест.
После глаголов makam и minum может следовать примыкающее дополнение. Kami minum kopi. — Мы пьем кофе. Anak itu makan ikan. — Тот ребёнок ест рыбу.
Сказуемое может быть именным: Ini kota. — Это город.
Порядок слов
Порядок слов в индонезийском предложении является одним из основных средств выражения отношения между словами.
Главным признаком выделения определения является позиция. Определение всегда следует непосредственно за определяемым словом и может быть выражено существительным, глаголом, прилагательным или местоимением. Например: paman anak — дядя ребёнка; kaki kanan — правая нога; anak ini — этот ребёнок.
Указательные местоимения ini и itu, употребляемые в качестве определения, всегда следуют за определяемым словом или заключают группу слов, к которым они относятся. Например: anak kakak itu — ребёнок старшего брата.
Подлежащее с относящимися к нему словами составляют группу подлежащего. Сказуемое с относящимися к нему словами составляют группу сказуемого. В предложении группа подлежащего обычно предшествует группе сказуемого и отделяется от него паузой, например:
Toko ini / tutup. — Этот магазин закрыт. Kakek ini / paman anak itu. — Этот дедушка дяди того ребёнка.
Указательные местоимения ini и itu часто ограничивают группу подлежащего от группы сказуемого и сами часто входят в группу подлежащего.
Части речи
Существительные по падежам не меняются. Падежные отношения показывает порядок слов.
Например: orang laut — человек моря, морской человек (см. Баджас), negeri orang — страна людей, orang Indonesia — индонезиец, букв. «человек Индонезии».
Простые (корневые) существительные имеют непроизводную структуру. Они выполняют функцию подлежащего в предложении без каких-либо вспомогательных средств.
Множественное число образуется редупликацией: orangorang — люди, tuantuan — господа (tuan — господин).
Простые корневые глаголы являются непроизводными словами. Они выполняют функцию сказуемого в предложении без каких либо вспомогательных средств. Некоторые непроизводные глаголы, например: minum — пить, makan — есть, могут присоединять беспредложное дополнение.
Aku minum kopi. — Я пью кофе. Dia makan ikan. — Он ест рыбу.
Глагол mau «хотеть, намереваться», как правило, предшествует смысловому глаголу в повествовательном предложении.
Например, Aku mau makan. — Я хочу есть.
Прилагательные могут быть самостоятельными (besar — большой, putih — белый) или образуются вышеописанными методами аффиксации. В роли прилагательного может использоваться существительное без всяких изменений (см. Конверсия), например:
Bahasa Indonesia — индонезийский язык.
я — hamba, saya (официально), aku (неформально)
ты — anda, saudara (официально), kamu (неформально)
мы — kami (не включая слушающего), kita (включая слушающего)
вы — saudara-saudara, saudara sekalian
Роль притяжательных местоимений играют энклитики (суффиксы): Мой (официально) — … saya;
Мой (неформально) — …ku/…aku;
Твой (официально) — …Anda/Saudara;
Твой (неформально) — …kamu/…mu;
моя еда — makanan saya, makananku твоя еда — makanan Anda, makananmu его/её еда — makanan dia их еда — makanan mereka
Rumahku — мой дом, rumahmu — твой дом, rumahnya — его, её дом.
Относительно-вопросительные: Кто — siapa, Что — apa, Который — yang mana
Возвратные: sendiri — сам, себя (для всех лиц), diriku — меня, я сам, dirimu — тебя, ты сам, dirinya — его, её, он сам, она сама.
itu — то, тот, ini — это, этот.
Указательное местоимение ini — «это, этот, эта» употребляется для указания на предметы, находящиеся в сфере говорящего, то есть вблизи говорящего. Указательное местоимение itu — «то, тот, та» — в сфере собеседника.
Неопределённые: semua — все, segala — все, всё, masing-masing — каждый, tiap — всякий, каждый, apa-apa — что-то, нечто, apapun — что бы то ни было.
Наречия времени: sekarang — сейчас, kini — теперь, dulu — прежде, сначала, kemudian — затем, sudah — уже, masih — ещё, belum — ещё не, kemarin — вчера, besok — завтра, bila(mana) — когда, pernah — когда-либо, tidak pernah — никогда.
Модальные наречия: seharusnya — нужно, semoga-moga — пусть, jangan — не нужно, tidak — не, нет (для сказуемого и определения), ya — да, bukan (нет для подлежащего), dilarang — запрещено.
Наречия степени: sangat — очень, banyak — много, sedikit — мало, kurang — менее, lebih — более, paling — наиболее.
Прочие: bagus — прекрасно, baik — хорошо, baik sekali — очень хорошо, tentu — конечно, mungkin — возможно, biasanya — обычно, tidak-baik, jelek — плохо, boleh — позвольте, bisa — можно, perlu — нужно, berapa — сколько, beberapa — несколько, cepat — быстро, pelan — медленно, jauh — далеко, dekat — близко, didalam — внутри, diluar — снаружи, diatas — вверху, dibawah — внизу, lurus — прямо, kemuka, terus — вперед, kebelakang — назад, kekanan — направо, kekiri — налево, lama — давно, tidak lama lagi — скоро, pernah — когда-то, belum pernah — ещё никогда.
Союзы: dan — и, tetapi — но, namun — однако, melainkan — а, karena — так как, потому что, karena itu — поэтому, jika, ayo — давай-ка, kalau — если, meskipun — хотя, atau — или, bahwa, bahasa, yang — что, supaja — чтобы.
Основные предлоги: atas — на, над, за (+ Вин. пад.), dari, daripada — от, из, di — в, на, к, dengan — с, вместе с
От 1 до 10: satu, dua, tiga, empat, lima, enam, tujuh, delapan, sembilan, sepuluh (puluh).
От 11 до 19 образуются прибавлением суффикса -belas, 11 — sebelas, 12 — duabelas, 13 — tigabelas и т. д.
Десятки образуются прибавлением суффикса -puluh, 20 — duapuluh, 30 — tigapuluh, 40 — empatpuluh, и т. д. 100 — seratus, 500 — limaratus и т. д. 1000 — seribu, 5000 — limaribu.
Порядковые числительные имеют префикс ke-: pertama (первый, искл.), kedua (второй), kelima (пятый) и т. д.
Глагол обладает категориями вида и залога. По виду глаголы делятся на переходные и непереходные. Залоги: действительный, страдательный, средний, взаимно-совместный. Спряжение неразвито. Время показывается наречиями типа «сейчас», «вчера», «завтра».
Литература и устное народное творчество
Традиционные жанры малайской поэзии сложились в средние века, популярны они и сегодня. К ним относятся пантуны, шаиры, гуриндамы и различные их вариации. Всё большее влияние на современную индонезийскую литературу оказывают каноны ислама, принятого малайцами в XIII—XV веках, при этом заметны и западные влияния.
Особенности индонезийского языка, фразы для повседневного использования: Обзор +Видео
Приезжая на остров Бали, к примеру, для зимовки, было бы полезно знать некоторые особенности индонезийской разговорной речи.
Иногда достаточно выучить некоторые слова и фразы на индонезийском языке для изъяснения в большинстве необходимых ситуаций.
Базовое знание поможет получить скидку у торговцев, что очень кстати во время шоппинга.
О языке в Индонезии
Приехав в Индонезию, для общения будет не лишним знать некоторые слова и фразы. Эта страна является многонациональной, но жители различают друг друга больше по основным признакам. Они делятся на яванцев, ломбокцев, балийцев. При этом на каждом острове есть свой язык, и другие жители могут его не понимать.
Интересно! Такое явление присутствует не на всех островах, а на крупных, но их всё-таки не мало. Объединяет всех жителей страны официальный язык в Индонезии, который известен всем из них. Он не обременен присутствием окончаний форм глаголов и временами.
Для начинающих этот язык будет несложен, здесь главное – знать слова. Конечно же, в языке есть и грамматическая основа, но она, как бы, на втором месте. Основное требование – это хороший словарный запас, благодаря которому можно достаточно четко объясняться с жителями, выстраивая предложения.
Некоторые особенности
Индонезийский язык состоит из 23 букв и 26 звуков. Чаще всего ударение ставится на последний слог, но иногда есть исключения. Большая часть слов читается точно так, как и пишется, но можно встретить звуки, которые произносить не нужно, их придётся просто запомнить.
Очень интересно то, что у индонезийцев нет временной формы глаголов. Чтобы объяснить время происхождения, в разговоре достаточно добавить такие слова как: «позавчера», «сегодня», «в прошлом месяце» или «на прошлой неделе». Сами глаголы в этом случае не меняются.
Очень хорошим преимуществом в индонезийском языке является то, что он состоит из латинских букв.
Учить язык очень легко, в нём простая грамматика, слова не склоняются, глаголы не изменяются. Если говорить: я хожу, ты ходишь, мы ходим, они ходят, глаголы остаются неизменным. Местоимения тоже остаются одинаковые, здесь нет падежей, они не склоняются и произносятся одинаково во всех значениях.
Очень интересно образовывается множественное число, в этом случае просто повторяется слово дважды. То же самое относится и к усиливающему эффекту, к примеру, если нужно сказать «очень медленно» или «абсолютно тоже», слова просто повторяются.
Некоторые слова образуются очень просто, к примеру, ресторан, кафе дословно можно перевести как «дом еды», а «глазная вода» подразумевает – слёзы.
Интересно! Язык в Индонезии оформлен официально в начале XX века и начал он развиваться от малайского языка. Такие изменения вступили в силу в 1928 году.
Язык на Бали
Бали считается провинцией Индонезии, но немного обособленной. Вся страна относится к мусульманской религии, но остров с ней не имеет связи. Здесь люди полностью отличаются, имеют свою религию, и даже язык.
Безусловно, местные жители знает Индонезийский, они его хорошо понимают, но индонезийцы абсолютно не знакомы с балийской речью.
На Бали традиционно разговаривают на языке bahasa Индонезия. Также есть несколько диалектов, которые различаются по сословию. Есть разговорный язык для рабочего класса, для предпринимателей, священников.
Интересно! Для туристов, конечно, не обязательно знать такие разделения. Более того, балийцы могут изъясняться на английском языке, не много на немецком и французском. Зная один из них, в туристических районах не возникнет проблем с общением. Если таких знаний нет, не лишним будет выучить основные фразы для повседневного разговора на индонезийском языке.
Особенности балийского языка
Есть некоторые слова на балийском, которые по незнанию могут исказить смысл фразы и даже обидеть местного жителя. Безусловно, иностранцам такие ошибки чаще прощаются, ведь для балийцев очень приятно слышать попытки туристов изучить их речь. Во время длительного пребывания на острове всё-таки хорошо знать основные фразы, которые используются в Индонезии, они помогут расположить к себе местных, а также упростят общение в общественных местах.
Не лишним будет знать формы приветствия, а также слова, которые дадут возможность дать ответ на вопрос о своём имени, возрасте и роде деятельности.
Избавиться от языковых проблем может помочь русскоговорящий гид, взяв на себя все разговорные проблемы. Но такой выбор не всем по карману, тем более с выбором гидов тоже нужно не ошибиться.
Интересно! На Бали помимо индонезийского языка, есть балийский, который в свою очередь делится на высокую речь, применяемую в религии и на повседневную. Такое разделение со временем образовало несколько уровней разговорной речи, один из которых выбирают в зависимости от ситуации и статуса собеседника. Такая особенность очень сложна для не знающих людей, поэтому углубляться в неё без надобности не стоит.
Необходимые слова и фразы
В первую очередь, неплохо знать слова помогающие выразить вежливость.
Вопросы и ответы при знакомстве:
Слова, касающиеся еды, счета, они понадобятся в кафе или в магазинах:
Числа от 1 до 11: сату, дуа, тига, эмпат, лима, энам, туджух, лапан, сембилан, сепулух, себалас.
Английская речь на Бали
На острове этот язык большая часть людей понимает, или знает минимально. Исключением является глубина острова, где редко встречаются туристы.
По-своему опыту могу сказать, что людям, которые только начали учить английский, намного проще на Бали изъяснятся, чем опытному языковеду. Это то место, где не стоит стесняться своего низкого уровня английского.
В магазинах и на рынках иногда достаточно указать пальцем на необходимый товар и цены могут показать на калькуляторе. Но здесь возникает другой вопрос, а точнее формирование необходимой цены, если продавец узнаёт в покупателе туриста.
В общем, балийский и индонезийский язык не сложные, местные жители не требовательны в грамматике. Главное, чтобы не менялся смысл сказанного, но даже такая оплошность, в большинстве случаев, простительная.
Население, религия и язык Индонезии
Численность населения 237,5 млн чел., в том числе мужчин — 119,5 млн, женщин — 118,1 млн (2018, перепись) — четвертое место в мире после Китая, Индии, США. Плотность — 124 человека на 1 кв. км. Разброс по регионам достаточно велик: от 946 на Яве до 8 на Западном Папуа. 58% населения проживает на Яве, 21% — на Суматре, 7% — на Сулавеси, 6% — на Калимантане.
В возрастной структуре населения доля лиц до 14 лет составляет 30%, 15—64 лет — 65%, старше 65 — 5%. Доля женщин 50,04%. Ежегодный прирост населения — 1,49% (в 1980-е гг. — 1,97%). Снижение темпов прироста — во многом результат успешной политики по планированию семьи. Преобладает моногамная форма брака. Средний возраст вступающих в брак у женщин 22,3 года, у мужчин — 25,7 лет. Городское население составляет 44% (в 1980 г. — 22%). Процесс урбанизации проходит особенно интенсивно в Джакарте и других городах (Сурабая, Бандунг, Медан, Палембанг, Макасар и др.), население которых превысило миллионную отметку.
Для снижения демографической напряженности в густонаселенных районах Явы, а также Мадуры и Бали с 1969 г. осуществляется программа трансмиграции (transmigrasi), т.е. перемещение части безземельных и малоземельных крестьян на другие острова: Суматру, Сулавеси, Калимантан, Молуккские острова, Папуа. Пик реализации программы приходится на 1979—1984 гг., когда было перемещено более 500 тыс. семей. Переселение и освоение новых земель, решая проблему демографического взрыва на центральных островах, в то же время приводит к расширению масштабов вырубки лесов (до 12 тыс. кв. км в год), а также к столкновениям между трансмигрантами и местными жителями.
В независимый период проведено шесть переписей населения: в 1961, 1971, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг. Вопросы гражданства регулируются Актом № 62 от 1958 г.
В стране свыше 350 этносов, наиболее крупным из которых являются яванцы (45%), проживающие на Воcточной и Центральной Яве. Вторая по численности национальная группа — сунды (14%), населяющие Западную Яву. Другие ведущие этносы — мадурцы с о-ва Мадура (7,5%) и малайцы (7,5%), разбросанные по разным районам (Суматра, Калимантан). Среди этнических групп Суматры — батаки, группирующиеся вокруг о. Тоба; минангкабоу — на западных высокогорьях; ачесцы — на крайнем севере и лампонги — на юге. Основные этносы Сулавеси — минахасы (на севере), буги и макасары (на южных побережьях), тораджа (в центральных районах). На Калимантане более 200 народов, главным образом относящихся к этнической группе даяков. Население провинций Папуа, как и близлежащих островов, — меланезийского происхождения.
В Индонезии проживает около четырех миллионов этнических китайцев, которые в силу непризнания Индонезией двойного гражданства давно уже стали гражданами Индонезии и, как правило, имеют индонезийские имена. Составляя около двух процентов населения страны, китайцы тем не менее являются весьма влиятельной прослойкой индонезийского общества: контролируют значительную часть экономики и финансов страны. Среди представителей некоренных народностей имеются также арабы (около 80 тыс. человек), индийцы (50 тыс. человек), японцы, европейцы и др.
Народы Индонезии находятся на разных стадиях развития. Крупные этносы (яванцы, сунды, минангкабау и др.) имеют древнюю самобытную культуру, обладают высоко развитым чувством этнического самосознания. Вместе с тем в изолированных районах встречаются племена, живущие на уровне каменного века. Они ведут натуральное хозяйство, занимаются охотой, рыболовством, сбором съедобных трав и кореньев. До сих пор время от времени появляются сообщения о том, что обнаружены новые, неизвестные доселе племена «туземцев».
Официальной одеждой мужчин является батиковая рубашка без галстука, надеваемая поверх брюк, и черная бархатная шапочка «копиах» (сонгкок, пичи). В неофициальной обстановке и дома мужчины носят саронг (одежда в виде длинной юбки из куска ткани со сшитыми концами). В то же время для женщин саронг или каин (прямоугольный кусок ткани примерно 2×1 м, несшитый или сшитый своими широкими краями) являются элементом официального костюма вместе с кофточкой кебая (короткая, распашная с длинными рукавами) и шарфом сленданг, переброшенным через плечо. Нередко женщины собирают волосы в пучок и носят накладку. Женщины на Южной Суматре носят бодо (длинная блузка в форме вытянутого прямоугольника с вырезом для головы и рук), а яванки — кембен (лиф с низким вырезом) и тапих (несшитый кусок материи, который обертывается вокруг бедер в виде длинной юбки), у батаков популярны шарфы улос (перебрасывается через плечо и свисает спереди, почти касаясь ног).
Сохраняется традиционная культура: теневой театр ваянг, оркестр гонгов и металлофонов гамелан, танцевальные мистерии (в том числе баронган — борьба добра в лице дракона с головой льва или тигра Баронга и зла в лице ведьмы Рангды), различные виды театральных представлений типа оперетты (кетопрак, лудрук, ленонг, арджа), изготовление ювелирных изделий, батика, деревянной скульптуры. Практикуются национальные виды спорта: боевое единоборство (пенчак силат), малайский волейбол (сепактакрау), гонки на быках (карапан сапи) на Мадуре, поединок всадников пасола (Сумбава), запуск воздушных змеев. Среди известных деятелей культуры — просветительница Картини (1879—1904), поэт Хаирил Анвар, писатель Прамудья Ананта Тур (1925—2006, лауреат премии Магсасайя), художник Аффанди (1910— 1990), актер и театральный режиссер Рендра (1935-2009), композитор Исмаил Марзуки (1914-1958), модельер Иван Тирта (1935—2010).
Индонезийский язык (bahasa Indonesia), относящийся к австронезийской группе. Развит на основе малайского языка. Объявлен языком национального единства 28 октября 1928 г. на Конгрессе молодежи, стал официальным языком Индонезии после провозглашения независимости в 1945 г. Принят во всех видах официальной коммуникации, в радио- и телепередачах. На языке существует обширная литература. Письменность на латинской основе. В семейно-бытовой сфере и для внутриэтнического общения используются местные этнические языки (всего 583 языка и диалекта).
Религия
Большая часть населения исповедует ислам (88%): Индонезия — самое крупное мусульманское государство в мире. Около 8% являются приверженцами христианства (5% — протестанты и 3% — католики), 2% — индуизма (в основном на о. Бали под названием «агама тирта»), 1% — буддизма и 1% — других религий. Распространен яванский мистицизм (кебатинан). Особенностью религиозной ситуации является синкретичный характер основных религиозных конфессий, включающих в себя элементы друг друга, а также атрибутику местных традиционных верований.
Ислам в Индонезии появился на рубеже IX—X вв., широкое распространение получил в XIII—XIV вв., когда его приняла значительная часть населения Суматры, Мадуры, Сулавеси, Молуккских островов. Первые достоверные свидетельства об исламе в этом регионе приводит венецианский путешественник Марко Поло: высадившись на Суматре в 1292 г., он обнаружил здесь город Перлак с мусульманским населением. Утверждение ислама на Яве (сначала на северо-восточном побережье острова) связано с деятельностью легендарных «девяти святых» (вали санга) в начале XVI в.
В Индонезии функционируют тысячи начальных (мактаб), средних (Мадраса) и высших мусульманских учебных заведений, из последних наиболее известны Исламский университет Индонезии и Религиозная академия (Джакарта), Высшая мусульманская школа (Палембанг). В политической и общественной жизни Индонезии большую роль играют мусульманские организации (Нахдатул Улама, Мухамадия и др.). Отношения между мусульманскими организациями и светскими властями регулирует министерство по делам религии. Индонезия — член организации «Исламская конференция» и Региональной исламской организации стран ЮВА и Тихого океана. Ежегодно около 200 тыс. индонезийцев совершают паломничество в Мекку.
Христианство в Индонезии известно с XVI в., когда португальские миссионеры создали несколько католических общин на Молуккских островах. В XVII в. с появлением голландцев стал распространяться протестантизм. Значительных результатов протестантские миссионеры добились в районах распространения традиционных верований, в т.ч. среди батаков Суматры, а также на Северном Сулавеси, где к 1945 г. протестанты (вместе с католиками) составляли подавляющее большинство населения. Католическая церковь сосредоточивала свои усилия главным образом на Малых Зондских островах. Особенно много католиков проживает на о-ве Флорес. Успешной была деятельность миссионеров среди даяков Калимантана, папуасов и меланезийцев Папуа. Христианство у этих народов уживается с сохранением веры в духов.
Насчитывается более 30 тыс. протестантских церковных организаций, во главе которых стоит Союз церквей Индонезии (создан в 1950 г.). В стране — 7 тыс. католических церквей, разделенных на 7 архиепископств, во главе которых стоит Высший церковный попечительский совет Индонезии. Действуют также Христианский и Миссионерский альянс, Южная баптистская церковь, Всемирный Евангелический крестовый поход, адвентисты седьмого дня, пятидесятники, Армия спасения и другие организации. В 1980-е гг. появилась православная община.
Проникновение буддизма в Индонезию относится к началу нашей эры. В государстве Шривиджая буддизм был объектом покровительства со стороны монархов. Самым крупным архитектурным памятником средневековья является буддийский комплекс Боробудур на Яве.
Первоначально преобладал буддизм махаяны, а с конца VIII в. из Восточной Индии стал распространяться и тантризм, некоторые формы которого, особенно связанные с системой йоги, сохранились до наших дней. Буддизм был вытеснен с Суматры в конце XIV — начале XV в., а с Явы — в XVI—XVII вв. В настоящее время буддизм исповедуют в основном китайцы, но в некоторых районах имеются приверженцы буддизма и среди коренных народов. У части индонезийцев, проживающих на Яве и Суматре, влияние буддизма ощущается в традиционных обрядах, элементах быта и т.п.
Индуизм в Индонезии начал распространяться с первой половины I тыс. н.э. в результате деятельности выходцев из Индии — брахманов, а также развития индийско-индонезийской торговли. В эпоху древности (на рубеже н.э. — VI—VII вв.) был представлен преимущественно шиваизмом и вишнуизмом. В XIII—XV вв. в государствах Сингагари и Маджапахит распространились синкретические формы индуистского культа и индуистско-буддийской религиозно-философской концепции. С XV—XVII вв. в результате кризиса старых политических и идеологических систем, начала массового распространения ислама и европейской экспансии сфера индуизма сузилась. Однако элементы индуистского происхождения продолжают сохраняться в культуре многих народов вплоть до настоящего времени. На отдельных территориях, мало подвергнувшихся наступлению ислама, сформировались относительно устойчивые очаги самобытной религии на почве синкретизма местных анимистических традиций, культа предков и адаптированного индуизма.
Такой, в частности, является агама тирта на Бали, название которой отражает роль священной воды (тирта) в религиозных обрядах. Характеризуется развитым пантеоном богов. Верховное божество Тинтья («тот, которого нельзя представить») или Сангхьянг Види Васа, персонификация высшей объективной реальности творческого начала Брахмана. Все другие боги — манифестация Тинтьи. Среди них выделяется заимствованная из индуизма священная триада (тримурти или трисакти): Брама (Брахма), Сива (Шива), Висну (Вишну), каждый из которых имеет свои манифестации, свое ездовое животное (вахана) и супругу. В пантеоне присутствует большое число анимистических богов (дева, батара) и богинь (деви), олицетворяющих силы природы: богиня риса и благосостояния Деви Сри, ее супруг — бог благополучия и процветания Дева Седана, богиня торговли Деви Мелантинг, богиня луны Деви Ратих, бог моря Батара Баруна, бог-судья в царстве мертвых Батара Ява. При этом индуистские божества, трансформировавшись под воздействием анимизма и культа предков, часто выступают в образах местных архаичных культов (Шива как бог солнца Сурья, Батара Кала или Батара Махадева, Брахма как бог огня, Вишну как бог воды, Дурга как Рангда и т.п.). В пантеон включены также обожествленные духи предков и безымянные злые духи (бута, кала).
Каждодневное поклонение богам и предкам осуществляется у домашних алтарей, крупные религиозные церемонии — в храмах (пура). Цель таких церемоний — ублажить богов, незримо присутствующих на специально отведенных для нихложах, с помощью ритуальных танцев, театрализованных мистерий и жертвоприношений из фруктов, лепестков цветов (бали или вали), мяса (чару), узорных табло из цветного рисового теста (сарад), пирамидальных сооружений из фруктов (бантен). По большим праздникам допускается приношение в жертву животных (для умиротворения злых духов).
В иерархии священников высшее место занимают жрецы педанда из касты брамана (брахманов), главной обязанностью которых наряду с участием в религиозных церемониях является приготовление священной воды посредством заклинания (мантра) и предписанных жестов (мудра). Основное звено священнослужителей — деревенские священники. Религиозную роль на Бали играют и кукловоды-даланги, представляющие ваянгдля богов, и дукуны, которые лечат не только физические, но и духовные болезни, изгоняя злых духов и разрушая их чары.
Сейчас индуисты составляют около 2% населения Индонезии. Кроме балийцев это тенггеры, часть сасаков и выходцы из Южной Азии.
Индуистские элементы присутствуют в современных мистических учениях, например в яванском мистицизме кебатинан (kebatinan от ар. батин — внутренний, скрытый). Основная цель учения — метафизический поиск гармонии в самом себе, с природой, Вселенной, Богом. В центре концепция «воды жизни», представление о космической энергии «секта», благодаря которой поддерживается единство мироздания и его жизнеспособность.
Концентрация секти достигается главным образом через йогическую медитацию (самадхи), которая помогает также постичь смысл жизни, пробудить скрытые в душе человека силы, обрести состояние конечной просветленности и освободиться от бренного бытия. Секти можно усилить и с помощью аскетизма (тапа), посещения священных мест (горы, пещеры, могилы), собирания предметов с магическими свойствами (например, кинжалов крисов), общения с людьми, отмеченными печатью необычного (альбиносы, карлики, горбуны) или занимающимися сакральными видами деятельности (изготовители крисов эмпу, кукловоды-даланги).
Важное значение придается идее предначертанности судьбы (такдир), которая на социальном уровне выступает как учение о дхарме — извечно установленном порядке отношений общества с индивидом. Особенно наглядно это учение проявляется в теневом театре ваянг, герои которого действуют по раз и навсегда установленным канонам и в котором любые их шаги влекут за собой заранее известный результат.
Заметное место занимает культ горы и поклонение богине Южного (Индийского) океана Лоро Кидул, пятичленная классификация элементов мироздания (пять дней недели, пять стран света и др.), различного рода гадания. Кебатинан оказывает существенное влияние на жизнь яванцев до настоящего времени. На Яве существуют сотни школ и религиозных групп кебатинан, действующих под эгидой созданного в 1970 г. «объединенного секретариата».
Образование
В колониальный период в стране существовало два типа школ: для европейцев (начальные, средние, высшие с преподаванием на голландском языке) и для местного населения (трехлетние начальные на родном языке). К концу колониального периода около 95% местного населения было неграмотным.
Начальные школы шестилетние для детей от 7 лет. Их посещает более 95,1% детей соответствующего возраста. В первых двух классах обучение ведется на родных языках (при наличии достаточного числа учащихся и желания родителей), а с третьего — на индонезийском. Кроме того, в начальной школе преподают арифметику, биологию, физику, географию, историю, рисование, пение, физическую культуру, ручной труд, домоводство (для девочек), гигиену, граждановедение (правила поведения), религию.
Средние общеобразовательные школы шестилетние, состоят из двух ступеней (три + три). В 2009 г. среднюю школу первой ступени посещало более 92,5%, среднюю школу второй ступени — 71,6% детей соответствующего возраста. Школы первой ступени подразделяются натехнические, экономические, сельскохозяйственные, педагогические (готовят учителей начальных школ) и др. Наряду с этим имеются т.н. «открытые» школы, позволяющие получать образование через систему экстерната. Школы второй ступени имеют три направления: гуманитарные науки, точные науки, физика. Их окончание дает право поступления в высшие учебные заведения. Частные школы, включая религиозные (мусульманские мадраса, католические и протестантские школы), а также школы «таман сисва» (созд. в 1922 г. и играли роль кузницы национальных кадров), приравниваются по уровню образования к государственным средним школам.
В январе 2001 г. в связи с автономизацией началась реализация программы децентрализации школьного образования, в соответствии с которой контроль над ним передается в кабупатены и муниципалитеты городов.
В системе высшего образования 1359 университетов и институтов, из них 50 — государственные. Крупнейшие из них: Университет Индонезия (осн. в 1950 г., Джакарта), Бандунгский технологический институт (осн. в 1920 г.), Богорский сельскохозяйственный университет (осн. в 1963 г.), университет Гаджа Мада (осн. в 1949 г., Джокьякарта), университет Аирлангга (осн. в 1954 г., Сурабая). В 2010 г. в высших учебных заведениях обучалось около 4,8 млн студентов. Охват населения в возрасте от 19 до 23 лет высшим образованием составляет 18,4%.
Профтехобразование существует на базе средней школы, училищ и техникумов. Учителей начальной школы готовят в средних школах и педагогических колледжах, для средних школ — в вузах. Вопросами просвещения ведает министерство национального образования. Расходы на образование составляют 2,8% ВВП (139-е место в мире).
Крупнейшие библиотеки и архивы: Национальная библиотека (осн. в 1980 г., 1,1 млн томов), ЯссинаХ.Б. центр документации (осн. в 1976 г., Джакарта, 100 тыс. ед. хранения), Национальная библиотека сельскохозяйственных наук (осн. в 1842 г., Богор, 400 тыс. томов), Библиотека политической и социальной истории (осн. в 1952 г., Джакарта, 65 тыс. томов), парламентская библиотека (Джакарта, 200 тыс. томов), библиотека ЛИПИ (осн. в 1965 г., Джакарта, 100 тыс. томов), Национальный архив Республики Индонезии (осн. в 1892 г., Джакарта). Посещаемость библиотек низкая — только один процент населения пользуется услугами библиотек. В стране издается около 8000 названий книг в год.
Музеи: Национальный музей (осн. в 1778 г., Джакарта), музей яванской культуры «Сана Будая» (осн. в 1935 г., Джокьякарта), Балийский музей (осн. в 1932 г., Денпасар), Нека музей (осн. в 1982 г., Бали), Музей моря (осн. в 1977 г., Джакарта), Музей истории Джакарты (осн. в 1974 г.), Музей ваянга (осн. в 1975 г., Джакарта), Музей изобразительного искусства (осн. в 1976 г., Джакарта), Текстильный музей (осн. в 1976 г., Джакарта), музей вооруженных сил «Сатрия Мандала» (осн. в 1972 г., Джакарта), Музей национальной истории (осн. в 1975 г., Джакарта), музей «Индонезия» (осн. в 1980 г., комплекс «Прекрасная Индонезия в миниатюре»), археологический музей «Травулан» (Травулан, Ява), музей изобразительных искусств «Пури Лукисан» (осн. в 1956 г., Убуд), Музей живописи университета «Пелита Харапан» (осн. в 2000 г., Тангеранг).
Здравоохранение
В 2010 г. рождаемость на 1000 жителей составила 18,45 человека, смертность — 6,25. Детская смертность составляет 26,21 промилле (72-е место). Средняя продолжительность жизни 71,3 года (137-е место), при этом для мужчин — 68,8 лет и для женщин — 74 года. Наибольшая смертность от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также туберкулеза. Имеют место лихорадка дэнге, коклюш, малярия, холера, дизентерия, гель-минтозы, гепатит, тиф, дерматоз, элефантиаз. По числу страдающих диабетом Индонезия занимает 6-е место в Азии (около 5 млн чел.). В последние годы отмечены случаи заболевания СПИДом: общее число инфицированных, включая детей и лиц пожилого возраста, составляет около 310 000.
Политика в области здравоохранения осуществляется в соответствии с программой «Здоровая Индонезия — 2010». Проводится вакцинация населения против дифтерии, кори, коклюша, полиомиелита, столбняка и др. Профилактическими прививками охвачены более 80% детей. В 1972 г. полностью ликвидирована оспа. Действует система медицинского страхования. Осуществляется программа планирования семьи, признанная ООН одной из самых эффективных в мире. Беременным женщинам и детям в возрасте до двух лет из бедных семей предоставляются субсидии для дополнительного питания, бесплатно выдаются витамины. Ведется работа по реабилитации наркоманов, по сохранению окружающей среды.
В целом один врач приходится на 3472 человека населения, одна больничная койка — на 1667 человек. Доступ к качественной питьевой воде имеет 80% населения (в том числе 89% городского и 71% сельского), к современным санитарным удобствам — 52% населения (67% городского и 36% сельского).
Широко применяются традиционные методы лечения: массаж, иглоукалывание, фитотерапия (лекарства «джаму») и пр. Вопросами здравоохранения ведает министерство здравоохранения. Высокую активность проявляет Общество Красного Креста — Palang Merah Indonesia (осн. в 1945 г.), особенно по предупреждению заболеваний, оказанию помощи пострадавшим от стихийных бедствий, развитию донорского движения.
Врачей готовят в медицинских колледжах и на медицинских факультетах более 70 высших учебных заведений. Профессиональной организацией врачей является Союз врачей Индонезии (Ikatan Dokter Indonesia).
12 ноября отмечается как День национального здравоохранения.
Спорт
Развиты такие виды спорта, как бокс, бадминтон, теннис, велосипедный и парусный спорт, стрельба из лука, фехтование, футбол, плавание, хоккей на траве, шахматы, различные виды легкой и тяжелой атлетики. Весьма популярны местные традиционные виды спорта: сепактакрау, гасинг, фахомбе, настольные игры (чонгкак), спортивные и боевые единоборства (уджунган, катеда, пенчак силат), а также гонки на быках (карапан сапи).
С 1952 г. Индонезия — участник Олимпийских игр (кроме 1964 г.), один из инициаторов проведения Азиатских игр и Игр Юго-Восточной Азии.
Координируют развитие спорта Национальный спортивный комитет Индонезии (КОНИ) и Национальный олимпийский комитет, признанный Международным олимпийским комитетом в 1952 г.
Крупнейшее спортивное сооружение — Спортивный комплекс имени Сукарно (Gelanggang Olahraga Bung Karno) в Джакарте в районе Сенаян (до 1998 г. назывался «Спортивный комплекс Сенаян»). Построен в 1958—1962 гг. с советской помощью по случаю проведения IV Азиатских игр. Площадь 58 га. В составе: стадион на 100 тыс. мест с защитными козырьками длиной 52 м (Stadion Gelora Bung Karno), крытый дворец спорта на 10 тыс. зрителей, бассейн на 7 тыс. человек, тренировочное футбольное поле с трибунами на 15 тыс. человек, открытые площадки для тенниса, бадминтона, волейбола, баскетбола и др. Один из фубольных матчей, состоявшихся на стадионе, занесен в Книгу рекордов Гиннесса из-за самого большого числа зрителей, пришедших на матч любительских команд (120 тыс. человек). Им стала финальная встреча команд КНДР и Индонезии 26 февраля 1976 г. во второй отборочной группе на Олимпиаду.