на каком языке говорят в бриллиантовой руке контрабандисты
11 интересных фактов о фильме «Бриллиантовая рука»
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и
бриллианты решили тайно ввозить…
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.
Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…
В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете роли Ирины Розановой?
ТЕСТ: Хорошо ли вы помните роли Леонида Ярмольника?
Актёрские байки: Анатолий Папанов
ТЕСТ: Угадайте, из какого мультфильма богатыри!
Журнал
11 интересных фактов о фильме «Бриллиантовая рука»
Драматурги Яков Костюковский и Морис Слободский придумали сценарий фильма после прочтения серии статей о контрабандистах. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза — швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семёне Семёновиче, который в заграничном туре случайно попал в центр контрабандистской махинации. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над «Операцией Ы» и «Кавказской пленницей», поэтому сценарную заявку писали сразу «под Гайдая», который стал не только режиссёром, но и соавтором сценария. Роль Горбункова была написана специально для Юрия Никулина, которого, кстати, история с тайным ввозом тоже поначалу сильно удивила. В фильме снялась вся семья актёра — жена Татьяна сыграла экскурсовода в Стамбуле, а сын Максим появился в эпизоде с мальчиком, который ходил по воде.
Руководство «Мосфильма» сценарий одобрило, но потребовало внести принципиальные правки — сделать более выпуклой и активной роль милиции, вырезать сцену с поздравляющими Шефа пионерами, сократить бытовые сцены, вычеркнуть политически окрашенные фразы, убрать некоторые сцены с управдомом, а также порекомендовало взять на роль контрабандиста Геши Георгия Вицина. Гайдай к рекомендации не прислушался, так как зрители начали бы ждать появления и Евгения Моргунова…
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую актёр недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой. Их сцены редко пересекались, но актёры и так старались лишний раз не общаться — Мордюкова презрительно называла Миронова «маменькиным сынком», а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промашки на съемочной площадке.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Слово «мордюк» было посвящено Нонне Мордюковой, «березина команит» — супруге Каневского Анне Березиной.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Девушку легкого поведения, чьё «цигель-цигель ай-лю-лю» помнят до сих пор, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссёра и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Журналист «Огонька» Леонид Плешаков приехал на съемочную площадку, чтобы взять интервью у Юрия Никулина. Его увидел Гайдай и решил, что такой типаж должен быть в кадре. В образе мрачного типа с медальоном в виде черепа журналист спрашивал у Семён Семёныча не найдется ли «огоньку». После выхода фильма Леонид Плешаков стал совмещать основную работу со съёмками в кино.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
Сцену с рыбалкой снимали очень долго, и Анатолию Папанову пришлось сидеть в воде температурой не выше +8 градусов. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и экспрессивно крикнул: «Идиот!». Это сняли случайно, но Гайдаю очень понравилась реакция актёра и он решил вставить эпизод в картину.
«Бриллиантовая рука», к/с «Мосфильм», 1968, реж. Л. Гайдай
В сцене «дитЯм — мороженое, бабе — цветы!» герой Андрея Миронова подходит к столику с двумя эскимо на палочке и двумя (!) цветочками для жены Горбункова, а в следующем кадре довольные дети едят шарики мороженого из вазочек… А там, где сын Горбункова кидался мороженым в Гешу, на самом деле ассистент режиссёра 8 дублей кидал в Миронова творог. Творог прилипал гораздо красивее.
У фильма был задуман лиричный финал. Вся семья Горбункова выходит из подъезда, у Семёна Семёновича загипсованы обе руки. Надежда берет мужа под руку и тихо говорит: «Сеня, я хотела тебе сказать… У нас будет ребёнок!». Но так как Гайдая ругали за бытовые зарисовки — финал он изменил. Кстати, крюк подъемного крана в финальной сцене ударил актёра по-настоящему — Никулин не ожидал, что его опустят до конца. Этого не было в сценарии, но эпизод оставили.
Успех, который был у «Бриллиантовой руки», можно назвать триумфальным. В восторге были все — и зрители, и пресса, и критики, и прокатчики… Фильм посмотрело больше 76 миллионов человек! Он завоевал первое место не только в прокате, но и в сердцах многих зрителей. «Бриллиантовая рука» вошла в тройку лидеров за всю историю советского проката — комедию обошли только « века» и «Москва слезам не верит».
На каком языке говорят в бриллиантовой руке контрабандисты
Уникальный тенор-альтино Григория Шпигеля пересекается с полубасом Леонида Каневского, а понять часть его мы можем благодаря «закадровому переводу» как в хороших иностранных фильмах :-)))
Первый диалог:
Тут у нас есть полный перевод
Инкес? Ки оро пер? (Ну, где же он?!)
— Нуор буррито, ес офкос. (Спокойно, должен прийти!)
— Пурген ласте, шёрт побэри? (Пароль старый, чёрт побери?)
— Шёрт побэри. (Чёрт побери.)
— Шёрт побэри… Пере нен ранто чусы Мыхаил Светлофф? (А он точно с теплохода «Михаил Светлов»?)
— Анкате тасибо то фанче фа. (Нам сообщили так.)
— Деле диос прек момент трези! (Теплоход через час уйдёт!)
— …Айте купадон! Мизен так-нот пинто! Бастуджо нек-нем труляля. Нет чачача, трукаделло вит. (Заткнись!)
— Порко мадонна, диум песто пер бако кастелло. Дене брано хемаре, инчес арвестих, цхам дураля. (Простите, погорячился.)
Вот полный словарь:
Кабата — уважительное обращение, господин
Бангера — товарищ
Зизо — местная валюта, деньги
Фусар — убивать, стрелять
Хо, кыз, кыз-нус, ру — один, два, два с половиной, три
Нуга — отрицание, не/нет, не надо!
Шумрило — много
Доу — где
Юм — ты, вы
Жи — это
Вуд — что
Яса — кто
Рум — все, всё, вся
Керун — говорить
Вуд керун? — что говорите?
Хероц музир — приятного аппетита
Гудай — подать, принести, взять
Доу юм жи гудай? — Где ты это взял?
Гудай цайлот! — Снять (забрать) наручники!
Бардум — иди
Шомген! — за мной!
Дэра, дэро — признавайся
Герум — а не то (что-либо сделаю)
Бурзаган — имя бриллианта
Гайцы-газазат — местная бандитская группировка
Ажар! — либо «жаль» либо «зря» либо «отпираетесь» (от вины) — применяется разочарованным следователем
Свилога, балюна, люзгар, шарам — ругательства
Пангата — полиция
Сай жабон — руки вверх!
Лаплат — давай
Чарамба юмар! — чёрт тебя побери!
Рум тугудай — Всё (всех) взял(и) (в некоторых источниках ошибочно переводится как «всё в порядке», что вряд ли возможно. так как «гудай» — явно глагол)
Мучечанту! — Угощайтесь!
Рузай — пожалуйста
Вот как то примерно так.
Приятного времени суток.
Особенности создания фильма «Бриллиантовая рука»
Фильм «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая считается классикой советского кинематографа. Дело не только в том, что он полностью разошелся на цитаты и слился с народом. В основе картины лежит классический комедийный конфликт, а герои изящно справляются со свалившимися трудностями. «Бриллиантовая рука» – это классика юмора.
Съемки фильма проходили в легкой атмосфере, однако были и свои казусы.
Идея фильма
Изначально «Бриллиантовая рука» должна была называться «Контрабандисты». Именно такое название было у сценария, написанного Яковом Костюковским и Морисом Слободским за два года до выхода фильма. Сценаристам приходилось работать вместе с Гайдаем над фильмами о приключениях Шурика.
В основу фильма легла реальная история, заметка о которой была опубликована в одной из популярных советских новостных газет. Именно там авторы сценария вычитали идею о том, что драгоценности можно перевозить в гипсе. Именно так появилась история о простом советском человеке, который волею случая оказывается ввязанным в криминальные съемы, сам того не зная.
Ну что вы, Семен Семеныч!
Кажется, что главный герой – человек без всякой авантюрной и предпринимательской жилки, самый простой, немного зависимый от алкоголя. Представить в роли Семена Семеновича Горбункова кого-нибудь, кроме Юрия Никулина, практически невозможно. И неудивительно, ведь роль писалась специально для него.
Кажется, что может быть интересного в том, чтобы смотреть на неудачи и нелепости главного героя на протяжении 52 лет? Однако в этом фильме, как и во многих фильмах Гайдая и других классиков советской комедии, видно, что за нелепой комичностью, парадоксами и экспрессивными характерами спрятаны глубокие и добрые мысли о том, как в трудную минуту проявить свои лучшие качества. О том, что даже самый простой и скромный человек на самом деле прячет в себе добро и искреннее стремление к справедливости.
Контрабандисты
Из первых версий сценария мы узнаем, что, оказывается, контрабандистов должно было быть не двое, а трое – классическая тройка «Трус, Балбес и Бывалый». Однако было решено сократить количество контрабандистов на одного, как и уменьшить роль гражданки Плющ, которую сыграла Нонна Мордюкова.
Вероятно, дело было в том, что на роль Козодоева в свое время пробовался Георгий Вицин – Трус из трех знаменитых Бандитов. Однако выбор пал все-таки на Андрея Миронова, благодаря его харизме и лукавости в образе. Именно таким и виделся Козодоев Леониду Гайдаю.
Цензура
Комедия «Бриллиантовая рука» благодаря смелости идей и образов сразу обратила на себя внимание цензоров, которые тоже внесли свою лепту в построение сценария.
Исходно у довольно провокационного персонажа – гражданки Плющ, были реплики «с политической оценкой общественных явлений», которые требовалось убрать. Например, она предполагает, что Горбунков тайно посещает синагогу. Однако вскоре слово «синагога» изменили на «любовницу», но по губам Нонны Мордюковой мы легко прочитаем настоящий вариант.
Авторы сценария исправляли все придирки цензоров с долей иронии. Возможно, это и придало фильму некоторый авантюрный и хулиганский мотив.
Нельзя не сказать и о первой эротической сцене в советском кино – сцена раздевания Светланы Светличной. Кстати, кастинг на эту роль был на голливудском уровне: актриса должна была быть не только молодой и миловидной, но и обладать красивой сексуальной фигурой, для чего Гайдай смотрел на претенденток в купальниках с разных ракурсов.
Светличную утвердили не сразу – уж слишком вызывающими показались ее пробы. Однако Гайдай все-таки добился своего, и сцена «стриптиза» стала одной из самых смелых в советском кино.
Семья
Съемки фильма проходили в Баку и в Сочи. А в фильме снялась семья Никулина. Дело в том, что Юрий Никулин со своей женой и сыном приехал в курортный город на съемки. Жена сыграла экскурсовода, а десятилетний сын актера Максим попал в фильм случайно – его просто увидел Гайдай и предложил ему роль мальчика с ведерком и удочкой на пляже, которого Граф встречает на острове. Кстати, режиссер был не совсем доволен актерской игрой мальчика: дело в том, что когда его по сценарию ногой пинал герой Миронова, мальчик наигранно падал еще до того, как артист замахивался. Проблему решили просто: в очередной раз Гайдай с Мироновым просто обхитрили его, и мальчик естественно упал в воду.
Актеры
До наших дней дожили всего несколько актеров из «Бриллиантовой руки»: Нина Гребешкова, жена Леонида Гайдая, сыгравшая в фильме супругу Горбункова, Светлана Светличная, сыгравшая обольстительницу Анну Сергеевну, и Леонид Каневский, игравший контрабандиста и несколько других второстепенных актеров.
До сих пор все они принимают активное участие в съемках современных фильмов. Так, Гребешкова сыграла в современных фильмах «Легенда №17» и «Экипаж». Актрисе, к слову, 90 лет. Светлана Светличная сыграла в фильмах «Девушка и смерть», «Беловодье. Тайна затерянной страны». Леонид Каневский ведет авторские передачи и даже снялся в фильме «О чем говорят мужчины. Продолжение». Все они с удовольствием вспоминают моменты со съемок «Бриллиантовой руки».
Бриллиантовая рука. Интересные факты о фильме
В моей семье все очень любят комедии Леонида Гайдая, особенно «Бриллиантовую руку». Словечки и фразочки из этого фильма сопровождают меня от «младых ногтей» и по сей день. Я сама охотно пользуюсь ими. В детстве мобилизовать меня на какое-либо действие могло только мамино «Цигель, цигель, ай-лю-лю!». «Кто купил билетов пачку, тот получит водокачку», — разочарованно приговаривала моя бабушка, проверив очередной подаренный ей на день рождения лотерейный билет.
«Береги руку, Сеня! » — напутствую я мужа, провожая его на выполнение ответственного домашнего задания. «Семён Семёныч!» — укоряет он меня, когда я всё делаю шиворот-навыворот или не понимаю очевидных, с его точки зрения, вещей.
Если я жалуюсь папе, что у меня там или сям вдруг что-то заболело, он всегда меня успокаивает: «Не волнуйся, щас сымем гипс, выпотрошим его и будет полный порядок».
Самое интересное о фильме «Бриллиантовая рука»
О «Бриллиантовой руке» много пишут, хотя фильм был снят в 1969 году. Счастливая судьба у него! Вот солянка из разных фактов о том, как снимался фильм.
1. Первоначально фильм должен был называться «Контрабандисты».
В одной из заметок в газете «Правда», посвящённой борьбе с контрабандистами, рассказывалось об оригинальном способе провоза ценностей через границу — в гипсе. Этот случай и лёг в основу фильма.
Уже после выхода картины её создателям стало известно, что, согласно действующему тогда законодательству, то количество драгоценностей, которое перевозил на своей руке Семён Семёнович Горбунков, можно было провезти через границу и легально. А дела о контрабанде находились в то время в ведении не милиции, а КГБ.
2. Гайдаю не нравилась Мордюкова.
Из всех актрис, которые пробовались на роль управдомши Варвары Плющ, Нонна Викторвна менее всего устраивала режиссёра. К тому же она была не дружна с Андреем Мироновым, считая его «маменькиным сынком». Миронов платил актрисе той же монетой.
3. Гайдай перенёс в картину привычные «домашние» фразы.
В фильме супруга Семёна Семёновича Горбункова часто говорит мужу: «Ты такой доверчивый!». В сценарии этих слов не было. Зато в реальной жизни режиссёр частенько слышал их от своей жены — Нины Гребешковой, которая сыграла роль Нади Горбунковой. Поэтому они и попали в фильм. «По блату».
4. Ключевую сцену фильма — падение главного героя возле аптеки — снимали полдня.
Никулин никак не мог поскользнуться и упасть «как надо»: он не попадал ногой в арбузную корку (изначально предполагалась банановая кожура), и его падение выглядело неестественно.
В результате вместо Никулина падал Леонид Каневский, сыгравший контрабандиста.
Актёр торопился, опаздывая на самолёт, но сумел выполнить всё, что требовалось, с первого дубля. Однако возникла проблема «совмещения», поскольку сцена была снята крупным планом. Подмена так и осталась видна: когда показывают арбузную корку, видны коричневые туфли, а Никулин был обут в туфли чёрного цвета.
5. Словесный полёт фантазии героя Каневского — это «тайное» послание актёра своей возлюбленной.
Абракадабра, которой разразился герой Каневского, есть не что иное, как зашифрованное послание актёра женщине, которая впоследствии стала его женой.
Если вслушаться, то можно разобрать, как он несколько раз повторяет «Березина куманит». Березина — это её фамилия. А слово «мордюк» было привнесено в монолог Гайдаем после очередной ссоры с Мордюковой.
6. Мнимая «смерть» Никулина чуть не сорвала съёмочный процесс.
Во время съёмок прошёл слух, что Никулин скончался. Началась паника. Оказалось, горничная обнаружила в подвале тело актёра, накрытое простынёй.
На самом деле это был муляж, сделанный для съёмок эпизода, когда Горбунков выпадает из вертолёта.
7. Эпизод с покупкой Пегаса стал первым появлением знаменитой скульптуры на экране.
Семён Семёнович, осматривая в комиссионном магазине бронзового коня, спрашивает: «А у вас есть такой же, но без крыльев?» После этого конь снимался в фильме «Служебный роман», а потом засветился в комедии Владимира Меньшова «Ширли-мырли», которая, кстати, тоже об алмазах.
8. Анатолий Папанов ругался в фильме не по сценарию.
А по вдохновению. Когда во время рыбалки Лёлик в сердцах произносит: «Идиот!», то эта фраза на самом деле адресовалась не Геше Козодоеву.
После очередного неудачного (по вине оператора) дубля замёрзший Анатолий Папанов (температура воды была около 8°C), высунувшись из воды, рявкнул на оператора то, что рявкнул. Сцена была снята случайно, но Гайдай вставил её в картину.
9. Клара Лучко отказалась от роли, которую сыграла Светлана Светличная.
Роль соблазнительницы Анны Сергеевны сначала была предложена актрисе Кларе Лучко, но та посчитала её несерьёзной и категорически отказалась сниматься в купальнике.
С трудом утвердили кандидатуру Светланы Светличной. Правда, в фильме она говорит и поёт не своим голосом. Говорит голосом Зои Толбузиной, песню исполняет голосом Аиды Ведищевой. Единственная фраза, которую Светличная произнесла сама: «Не виноватая я!»
Многие зрители-мужчины ходили на фильм по нескольку раз только ради сцены «стриптиза», устроенного Светланой Светличной.
10. Вместо мороженого — творог.
В эпизоде, где сын Горбункова запускает мороженым в Гешу Козодоева, на самом деле использовался творог (он лучше «ляпался»). И делал это не мальчик, а ассистент режиссёра.
Воспитанному советскому ребёнку не хватало смелости натурально «запулить» творогом в знаменитого актёра.
11. Показал грудь — получил роль.
Один из самых смешных эпизодов, когда здоровенный детина просит у испуганного Горбункова: «Папаша, закурить не найдётся?», снимался в подземном переходе на Ленинском проспекте в Москве. В роли детины выступил корреспондент журнала «Смена», согласившийся временно сменить профессию ради интервью с Никулиным. Этот эпизод снимался четыре часа. Гайдай утвердил журналиста на роль после того, как тот показал ему свою волосатую грудь.
12. Сын Никулина обиделся на Андрея Миронова.
В фильме есть эпизод, где Миронов даёт пинка идущему по воде мальчику. Роль мальчика исполнил сын Никулина — Максим. Сцена долго не получалась — Максим падал в воду раньше, чем Миронов успевал замахнуться ногой.
Тогда Гайдай уверил мальчика, что Миронов ничего не будет делать, просто пройдёт мимо.
Успокоенный Максим наклонился за удочкой, а коварный режиссер шепнул Миронову: «Приложись как следует! » Дубль получился, но сын Никулина очень обиделся на «дядю Андрея».
13. Картину заменили будильником.
В сценарии фильма пьяного Горбункова будит не жена с будильником, а падающая картина, которая должна была повиснуть у того на шее. Идея с будильником возникла после серии неудачных дублей — картина не вешалась на шею Никулина «красиво».
14. «Пьяного» Гайдая забрала милиция.
Пьяного, которого забирает милицейский патруль, сыграл сам Леонид Гайдай. И он же напевает в этой сцене «Песню про медведей» из другого своего кинофильма — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». В сцене кошмарного сна Козодоева появляется рука Гайдая.
15. Никулину натурально «заехал» по голове крюк подъёмного крана.
В финале фильма эпизод, где подъёмный кран опускает Никулина в автомобиль ЗИС-110, после чего он ударяется головой о крюк, запланирован не был. Артист пострадал случайно и не понарошку, но, вытерпев боль, доиграл сцену до конца. Гайдай решил оставить неожиданные кадры в окончательном варианте фильма.
Вообще-то, финал фильма предполагался иным. Из подъезда должна была выйти вся семья Горбунковых в обновках. В центре — счастливый, хотя и с двумя загипсованными руками, — Семён Семёнович. Надежда, взяв мужа под руку и краснея, должна была тихо шепнуть ему: «Сеня, я хотела тебе сказать … У нас будет ребёнок!»
16. Был переименован теплоход.
Круизный лайнер, на котором закручивается интрига, был назван режиссёром «Михаил Светлов» из-за его любви к творчеству поэта. Гайдай уговорил капитана переименовать судно буквально на один день. Когда фильм вышел на экраны, начальник порта, узнав, что «Михаил Светлов» в его ведомстве не числится, распорядился исправить упущение, и первый же спущенный на воду новый теплоход был назван в честь поэта.
17. В номерном знаке такси «на Дубровку» увековечили … водку.
Автомобильный номер «28 70 ОГО» был бутафорским: в то время серия ОГ принадлежала Оренбургской области и дошла только до букв ОГЕ, а цифры «28 70» — это цена бутылки водки до денежной реформы 1961 года — 28 рублей 70 копеек.
18. За съёмками следил сотрудник КГБ.
Всё время, пока длились съёмки, на площадке присутствовал сотрудник КГБ, в задачу которого входило пристально следить за тем, чтобы в фильм не проникли запрещённые цензурой эпизоды и особо крамольные шутки.
19. Цензоры потрудились на славу.
В монологе управдомши Плющ: «Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу!» изначально вместо «любовницы» предполагалось слово «синагога», но цензоры посчитали, что это будет перебор.
Убрали и несколько сцен с проститутками и сократили эпизод с чествованием пионерами шефа контрабандистов, вырезав реплики: «Как говорит шеф, главное в нашем деле — социалистический реализм» и «партию и правительство оставили на второй год».
Основным требованием цензуры было такое: показать советскую милицию с самой лучшей стороны.
20. Критики разнесли фильм в пух и прах.
Несколько выдержек для примера: «Миронову и так не везёт в кино, а он ещё и кривляется», «Мордюкова — это безумная, одержимая пошлость», «Светличная чересчур соблазнительна», а «Никулин мог бы играть острее».
21. Песню «Остров невезения» чуть не «зарубили».
«Остров невезения» настолько не понравился худсовету, что его даже хотели «выбросить в корзину».
Но на пробах Андрей Миронов так блестяще исполнил эту песню, что Гайдай настоял, чтобы её обязательно включили в фильм.
22. Главную роль писали под Никулина.
Гайдай никого не желал видеть в роли Сени Горбункова, кроме Юрия Никулина. А сам актёр ради съёмок получил полугодичный отпуск по месту своей основной работы — в «Союз-цирке», чего раньше никогда и ни для кого не делалось.
На роль Лёлика пробовался актёр Михаил Пуговкин, но режиссёр предпочёл более «брутального» Анатолия Папанова.
23. Гонорары актёров.
Самый большой гонорар получил режиссёр Леонид Гайдай. Его сумма составила 4949 рублей за режиссуру и 2000 рублей — за сценарий. Юрий Никулин получил 5188 рублей, Анатолий Папанов — 2288 рублей, Андрей Миронов — 1920 рублей, Нонна Мордюкова — 1531 рубль. Самый маленький гонорар был выписан Светлане Светличной — всего 346 рублей.