на каком языке написан rust

Зачем нам нужен Rust?

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rustRust — системный язык программирования, который исполняется чертовски быстро, предотвращает почти все падения, а также устраняет неопределённости совместного доступа к данным. Он разрабатывается Mozilla как инструмент для создания обозревателя нового поколения — Servo.

Пункты соприкосновения

Данное определение языка кажется сказкой, ибо доступные нам прежде инструменты всегда балансировали между скоростью и надёжностью. С одной стороны — С++, в котором огромные возможности и скорость компенсируются постоянными ошибками доступа вне выделенной памяти, к удалённой памяти, либо неожиданные результаты чтения данных, которые в это время пишет другой поток. С другой стороны есть Haskell, этакий язык-крепость (по принципу «раз оно компилируется, значит работает»), хоть и не могущий похвастаться скоростью. Где-то посередине балансируют Java, Python, C# и другие популярные (в силу своей практичности) языки. Rust же для меня выступает удачным скрещением лучших свойств С++ и Haskell, при этом сохраняя практичность на уровне конкурентов.

Через тернии к звёздам

Вся магия Rust становится возможной благодаря знанию компилятором о том, кто владеет определённой сущностью (owner), кто лишь временно одалживает её (mutable borrow), а кто просто пришёл посмотреть (immutable borrow). Программируя на С++ или Java, Вы всё равно держите в голове эту информацию, пусть и в несколько ином виде. В Rust это выражается языковыми конструкциями, что позволяет компилятору проверить правильность Вашей модели, а также гарантировать её беспроблемное выполнение. Для такого программирования требуется немного иной подход, чем мы привыкли. Попытаюсь пройтись по основным моментам, которые могут занести Вас в ступор при начальном изучении:

1. Нет наследования, зато есть структуры и способности (traits).
2. Указатели есть только в незащищённом коде (unsafe <>). Вместо них в безопасном коде есть ссылки, которые гарантированно указывают на существующие объекты.
3. Если у Вас неизменяемая ссылка на что-то (immutable borrow = &Object), то никто не может изменить значение, пока ссылка жива.
4. Если у Вас изменяемая ссылка (mutable borrow = &mut Object), то никто другой не может читать содержимое объекта, пока ссылка жива.
5. Разработчики языка предпочитают Mac и *nix, так что для работы под Windows нужна GNU среда.

У Rust очень весёлое и активное сообщество, Вам всегда будут рады на канале IRC и в Reddit. Уже написано приличное количество всякого добра, многие из проектов активно развиваются на GitHub. Особой популярностью язык пользуется у разработчиков игр и графики. Есть зачатки операционных систем. В перспективе также маячит возможность исполнения на веб-серверах и клиентах. Rust подходит для любых задач!

Единственная на сегодня, пожалуй, серьёзная проблема языка — это его бурное развитие. От версии к версии может меняться синтаксис, порой приходится переосмысливать логику, подстраиваясь под новые возможности языка. Такая ситуация продлится ещё какое-то время в этом году, пока не появится Rust-1.0. А тем временем журнал Rust ‘n Stuffs в еженедельной рубрике This Week in Rust оповещает нас обо всех прошедших и готовящихся изменениях, о новых статьях и перспективных проектах.

Немного обо мне

Скоро будет уже 2 года, как я перешёл на Rust, оставив позади Boo, Dart, Haskell и, конечно, С++. Первым проектом была игра, которую решил отложить до выхода стабильной версии языка. Сейчас активно работаю над rust-compress и своим компрессором данных. Верю в светлое будущее Rust и приглашаю всех принять участие!

Источник

Как я влюбился в Rust и чего мне это стоило

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Языков программирования на текущий момент существует превеликое множество. Одни безусловно хороши для определенных целей, другие признаются универсальными и используются многими для решения повседневных задач.

В этой статье я хочу рассказать, как и почему Rust стал для меня основным и любимым языком для решения персональных задач самого разнообразного профиля, и что именно доставляет мне особенное удовольствие при его использовании.

Хочу сразу заметить, что эта статья целиком и полностью — субъективное мнение автора, единственная цель которой — заинтересовать читателей, ценящих в программировании как хобби те же самые вещи, что и он сам, и речь в ней не пойдёт ни о быстродействии, ни о востребованности языка в сфере IT, ни о каких-либо других технических составляющих этой области, вокруг которой часто возникают разного рода споры. Я остановлюсь на том, что Rust — быстрый и безопасный компилируемый ЯП общего назначения. Об остальном — далее.

Какой язык я искал

Лично я в первую очередь делю все ЯП на две большие группы: интерпретируемые и компилируемые. Для личных проектов (разумеется, крупнее скриптов автоматизации) я искал именно второй, так как ключевой для меня была возможность переносить исполняемые файлы на внешних и облачных дисках и запускать их на офисных ПК без каких-либо проблем.
Важным условием при выборе также была возможность без трудностей скомпилировать исполняемые файлы под Windows, Mac OS и дистрибутивы Linux, так как рабочих машин у меня несколько, а запускаться и работать код должен на каждой. Некоторые из проектов шли даже под Raspberry Pi, где мне вдобавок требовалось бережное отношение к памяти. Ну и напоследок я искал простоту в использовании (не в написании кода): чтобы библиотеки ставились (и писались) самым очевидным и удобным образом, чтобы структура проектной директории была простой и понятной, а общение с компилятором – приятным и безболезненным. За ковидный карантин я успел перепробовать множество разных языков, остановившись в итоге на Расте. Давайте узнаем, почему.

Путь к «Hello World»

Так как, пожалуй, большинство читателей ранее с этим языком не взаимодействовали, я начну с самого начала: процесса первого знакомства. В процессе поиска своего идеального ЯП, очень часто я сталкивался с трудностями уже на этом этапе. Где-то были определенные сложности в выборе и настройке IDE, где-то установка или использование компилятора требовало множества разных манипуляций, которые сходу отпугивали и отбивали желание работать. Давайте взглянем, что предстоит пройти человеку, решившему с нуля написать на Расте простейший «Hello World».
Для начала загрузим rustup – программу, которая установит и будет поддерживать в актуальном состоянии все необходимое для написания программ. На Unix-подобных ОС сделать это можно одной командой:

Дополнительные инструкции по установке, а также версия для Windows доступны на официальном сайте.

Вот и все. Для меня впервые путь к «Hello World» оказался невероятно дружелюбным и простым.
Но, разумеется, выводом текста в консоль никто ограничиваться не будет. Следующий шаг – учиться, учиться, и еще раз учиться.

Взглянуть целиком на официальный Quick Start Guide можно здесь

Приключения на пути к познанию

Ключевым моментом для любого, решившего выучить новый ЯП, будет, разумеется, сам процесс изучения. Вопрос доступности и качества документации и справочных материалов здесь встаёт особенно остро. Давайте узнаем, как с этим обстоят дела у Раста.

Спойлер: обстоят они просто замечательно. Одна лишь официальная документация включает в себя множество самых разнообразных изданий, каждое из которых проработано самым детальным образом.

Вот лишь малая часть информации, доступная на официальном сайте:

Вместе с самим языком документация постоянно обновляется и дополняется, а вкупе с множеством форумов и вовсе даёт абсолютно исчерпывающую информацию об использовании. Лично у меня путь от первого знакомства до свободного написания сложных программ и библиотек занял месяц. Много это или мало – судите сами.

Когда знаний и опыта наконец достаточно, самое время написать что-нибудь интересное. Следующее, за что я собираюсь хвалить Раст —

Синтаксис и возможности

Нельзя отрицать, что код на Rust не самый читабельный и очевидный для непосвященного пользователя. Нельзя также не заметить, что вместе с пониманием устройства всех деталей синтаксиса приходит и любовь к нему.

Во первых – точки с запятой и фигурные скобки. Да, многие на дух такое не переносят, считая пережитком прошлого. Я немного другого мнения: при работе с большими объемами кода, который временами приходится кардинально менять, скобки – спасение, а точки с запятой позволяют мне при особо острой необходимости писать последовательности команд одной строкой.

Ставить их везде, кстати, вовсе не обязательно:

Во вторых – функции. Выглядят они в Расте так:

Лично я – ярый сторонник именно такого вида записи, встречающегося и в других языках. Решение, принятое, например, в C++ или C# (с указанием типа возвращаемого значения вместо ключевого слова fn ), на мой взгляд, куда менее очевидно, особенно если приходится иметь дело со сложными типами.

Далее вкратце перечислю мои самые любимые сахара:

Удобоваримый вид импорта модулей

Импорт библиотек реализован здесь максимально кратким и эффективным образом, без лишних ключевых слов и с удобным наследованием:

use std::io:: возьмет структуры Write и Read из предыдущего,

В крупных проектах с десятками зависимостей в одном файле такие возможности – просто спасение.

Атрибутные макросы

Написание кода, который должен выполниться до сборки программы (к примеру установка порядка условной компиляции), реализовано здесь крайне простым образом.

Match

Match в Расте – продвинутая версия знакомого многим switch/case. Давайте взглянем, на что он способен:

Мощная и удобная штука, которую я использую практически в каждом проекте.

Пара слов об обработке ошибок

Принципы обработки ошибок, конечно, имеют весьма посредственное отношение к синтаксису, но затронуть я хочу их максимально поверхностно, чтобы не нагружать читателя лишней информацией, а лишь продемонстрировать базовые принципы этого процесса.

Error handling – это очень важно. Когда я пишу проект, что должен как можно дольше оставаться в поднятом состоянии и восстанавливаться от любых возможных ошибок, я хочу быть уверенным, что обработал 100% их всех. В этом мне помогает, на мой взгляд, одна из самых важных особенностей языка, ведь я всегда знаю, в каком месте может возникнуть ошибка.

Result работает аналогично, но используется именно для обработки ошибок, возникших во время выполнения кода.

В случае, если в успешном выполнении кода или получении искомого результата мы уверены на все сто, Option и Result могут быть развернуты:

Панику можно вызвать самостоятельно:

Таким образом код получается крайне безопасным, что дает мне лишнюю толику спокойствия.

Последнее слово о cargo

Но как добавить в проект зависимость? Очень просто. В этом нам поможет Cargo.toml – упомянутый ранее файл манифеста, автоматически созданный cargo вместе с нашим проектом.
Ознакомимся с его содержанием:

Процесс поиска и добавления модулей реализован здесь необыкновенно просто:

Эта всемогущая утилита также обладает невероятно детальным выводом сообщений об ошибках и предупреждений, возникших во время сборки,

как при работе из командной строки:

так и с помощью множества официальных плагинов для разных редакторов кода:

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Подводим итоги

Вот этим и покорил меня Rust. Невероятным вниманием к деталям, очевидностью процесса сборки и работы с модулями, широкой экосистемой, любопытным синтаксисом и обилием справочных материалов. Он упорядочил работу над моими проектами, поставив ее на поток.

В качестве примера хочу поделиться одним из своих открытых проектов — программой, шифрующей файлы с помощью симметричного алгоритма AES по двум ключам. Я написал ее в попытке создать наиболее простое и легкое кроссплатформенное решение для скрытия своих данных от посторонних глаз. Она поддерживает фильтрацию файлов по размерам, типам, именам, индексам и интервалам и работает с вложенными папками.

Теперь мои планы на будущее – ещё больше погрузиться в изучение этого языка, познав самые тёмные его уголки.

Если у вас был похожий приятный опыт, но касательно другого ЯП, расскажите мне об этом в комментариях, мне будет жутко интересно почитать.
Спасибо за внимание, надеюсь, сегодня вы узнали для себя что-то новое.

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

P.S. Основой для этой статьи послужили рассказы и опыт одного моего друга.

Облачные серверы от Маклауд отлично подходят за разработки под Rust.

Зарегистрируйтесь по ссылке выше или кликнув на баннер и получите 10% скидку на первый месяц аренды сервера любой конфигурации!

Источник

Введение в язык Rust

Общий обзор языка программирования Rust. Установка

На сегодняшний день довольно много компаний применяют Rust в своих разработках. В частности, достаточно назвать такие, как Dropbox, Microsoft, Mozilla, Coursera, Facebook, Amazon, Discord, Deno.

Некоторые особенности языка Rust:

Rust является компилируемым языком со статической типизацией. А это значит, что типы всех используемых в программе данных определяются в момент компиляции, благодаря чему становится сложнее написать некоректные программы.

В плане синтаксиса Rust напоминает сиподобные языки, в частности, С/С++. Поэтому тем, кто знаком с каким-то сиподобным языком, особенно, если это C или C++ будет проще при знакомстве с синтаксисом Rust.

Имеющаяся в Rust система управления памятью в отличие от C/C++ позволяет более безопасно работать с памятью.

История развития

8 февраля 2021 года пятью компаниями (AWS, Huawei, Google, Microsoft и Mozilla) была образована независимая некоммерческая организация Rust Foundation, основной задаче которой является поддержание языка Rust и развитие его экосистемы.

Установка для Windows

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

После нажатия на кнопку на компьютер будет загружен файл установщика. После загрузки нажмем на этот файл:

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Установщик предложит нам на выбор три опции. Опция с номером 1 представляет установку. Поэтому введем единицу:

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

В конце программа установки радостно нам сообщит, что Rust успешно установлен, и предложит нам нажать на Enter для завершения работы мастера установки:

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Стоит отметить, что постоянно выходят новые подверсии Rust, и чтобы обновить необходимый инструментарий, необходимо в консоли набрать следующую команду:

Проверить номер текущей установленной версии можно с помощью следующей команды:

Источник

Rust или Си: кто Усэйн Болт в мире программирования?

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Си — это сэнсэй черепашек-ниндзя

Си — это императивный язык программирования общего назначения и один из старейших (создаваться он начал в 1969 году). Его отцом-основателем является Деннис Ритчи. В 1989 году Американский национальный институт стандартов и Международная организация по стандартизации разработали новые консенсусные стандарты для Си. Будучи простым, низкоуровневым языком программирования, который работает на различных платформах, он и сейчас остаётся универсальным и по-прежнему широко используется.

Бытовые приборы, такие как микроволновые печи, стиральные машины и цифровые фотокамеры, с каждым днём становятся всё более совершенными. Об этом свидетельствует наличие в них микропроцессора, операционной системы и программного обеспечения. Эти программы должны работать эффективно, задействуя при этом небольшой объём памяти. Неудивительно, что они пишутся на Си.

Основные части популярных операционных систем, таких как Windows, UNIX и Linux, написаны на Си. Ведь даже сегодня по производительности языку Си нет равных, хотя это не означает, что так будет всегда. Кроме того, если требуется расширить операционную систему для работы с новыми устройствами, нужны программы-драйверы устройств. И эти программы тоже пишутся исключительно на Си.

Язык Си оказывает огромное влияние на сферу информационных технологий и по-прежнему играет здесь жизненно важную роль.

Rust — потенциальный конкурент во всех областях

Rust — это мультипарадигмальный язык программирования с упором на производительность и безопасность, и особенно на безопасный параллелизм. С точки зрения синтаксиса Rust аналогичен языку C++. А что касается безопасности при работе с памятью, Rust обходится без сборки мусора: вместо неё здесь система проверки заимствования.

Разработка Rust была начата Грейдоном Хором в сообществе Mozilla Research.

В Rust основной акцент сделан на:

Безопасность при работе с памятью

Основное преимущество Rust: он гарантирует, что во время компиляции приложение будет избавлено от разыменования нулевых или висячих указателей. К тому же, Rust затрудняет возникновение утечки памяти.

Производительность

В языке Rust сборщик мусора не предусмотрен. Rust узнаёт о том, когда переменная выходит из области видимости или когда её время жизни заканчивается, во время компиляции. После чего вводит соответствующие команды ассемблера/LLVM для освобождения памяти. Это повышает производительность во время выполнения.

Многопоточность

Потоки в Rust автоматически «изолируются» друг от друга благодаря такому понятию, как владение. Запись происходит, только когда поток имеет изменяемый доступ — либо владея данными, либо имея изменяемое заимствование. В обоих случаях поток гарантированно будет единственным, имеющим доступ в любой момент времени.

Поддержка Web Assembly

Web Assembly помогает выполнять алгоритмы с большим объёмом вычислений в браузере, на встроенных устройствах или где-либо ещё. Он запускается со скоростью машинного кода. Rust компилируется в Web Assembly с целью быстрого и надежного выполнения.

Сравнение скорости Си и Rust

Методология

Для сравнения скорости этих двух языков применятся такой подход: пишутся самые популярные алгоритмы сортировки, которые запускаются для различных диапазонов элементов. При этом оценивается, у какого языка сортировка элементов заняла больше времени.

Используются следующие алгоритмы сортировки:

Колонки со сложностью в худшем случае (Worst Case) позволяют примерно определить, какой метод сортировки будет выполняться хуже всех.

Для сортировки пузырьком сложность в худшем случае составит O(N²). Это будет худшее выполнение по сравнению с другими методами сортировки. Будет сгенерирована итоговая матрица, которая поможет определить временную сложность в худшем случае. Для этого надо сравнить время, необходимое для сортировки элементов.

Таким образом пишутся все пять алгоритмов на Си и на Rust. Для цели ввода используется массив целых чисел, заполняемый случайными числами с помощью функции-генератора случайных чисел rand() на Си и rand::Rng на Rust. Этот массив задаётся в качестве входных данных для алгоритмов сортировки, а выходные данные записываются в матрицу. Дальше тестируется производительность алгоритмов для трёх диапазонов: 1000, 10 000 и 100 000 элементов.

Такой набор значений запускается в течение 100 итераций, а для генерации матрицы выходных данных выполняется усреднение.

Конфигурация для сравнения производительности

Конфигурация системы, в которой был запущен и выполнен подсчёт значений:

Машина: MacBook Pro (16 дюймов, 2019 года).

Процессор: 2,3 ГГц 8-ядерный Intel Core i9.

Память: 16 Гб 2667 МГц DDR4.

rustc 1.45.2 (флаг оптимизации — release).

Статистика производительности

Ниже приводятся сгенерированные матрицы выходных данных:

Матрица выходных данных показывает примерно равные результаты. Для каждого метода сортировки и каждого диапазона входных массивов в каких-то случаях Rust работает лучше, а в каких-то случаях лучше работает Си. В нижних диапазонах (1000 элементов), за исключением сортировки вставками, Rust работает лучше. В диапазоне 10 000 элементов Cи работает лучше во всех методах сортировки.

Гистограммы тоже показывают, что результаты почти одинаковы во всех случаях.

Можете попробовать, что получится на вашем компьютере.

Вот ссылка на Github проекта.

Заключение

Сложно сказать, какой язык быстрее, потому что это зависит от конкретного случая. Но Rust может составить конкуренцию в скорости языку Cи: он быстрее, чем многие другие популярные языки, такие как Java и Python. Помимо скорости, в Rust акцент сделан на таких функциональных возможностях, как безопасная работа с памятью и параллелизм. А кроме того, у него открытый исходный код, так что Rust используют для создания самых разнообразных программных продуктов, например игровых движков, операционных систем, файловых систем, браузерных компонентов, а также машин для моделирования виртуальной реальности. Так что в ближайшее время Rust наверняка будет уже везде.

Источник

Введение в программирование на Rust

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Apr 17 · 12 min read

на каком языке написан rust. Смотреть фото на каком языке написан rust. Смотреть картинку на каком языке написан rust. Картинка про на каком языке написан rust. Фото на каком языке написан rust

Rust — это перспективный язык программирования, набирающий рекордную популярность для низкоуровневых систем, таких как операционные системы и компиляторы.

В 2020 году по итогам опроса разработчиков Stack Overflow самым любимым языком программирования уже пятый год подряд был признан Rust. Многие разработчики уверены в том, что Rust скоро обгонит C и C++ благодаря своему средству проверки заимствований и решению давних проблем, таких как управление памятью, а также неявная и явная типизация.

Сегодня мы поможем вам начать р а боту с Rust независимо от вашего уровня опыта. Мы расскажем, что отличает Rust от других языков, изучим его основные компоненты и поможем написать вашу первую программу на Rust!

Вот что мы рассмотрим в статье.

Что такое Rust?

Rust — это мультипарадигмальный статически типизированный язык программирования с открытым исходным кодом, используемый для создания операционных систем, компиляторов и других программно-аппаратных средств. Он был разработан Грейдоном Хором в Mozilla Research в 2010 году.

Rust оптимален с точки зрения производительности и безопасности, причем акцент здесь сделан на безопасном параллелизме. Этот язык больше всего похож на C или C++, но использует средство проверки заимствований для подтверждения безопасности ссылок.

Rust — это идеальный язык системного программирования для разработки встроенного программного обеспечения для платформ без операционной системы. Наиболее распространено применение Rust в низкоуровневых системах, например ядрах операционных систем или в микроконтроллерах.

Rust отличается от других низкоуровневых языков отличной поддержкой параллельного программирования с предотвращением гонки данных.

Зачем изучать Rust?

Язык программирования Rust идеально подходит для низкоуровневого системного программирования из-за системы выделения памяти с уникальной концепцией владения и приверженности оптимальному и безопасному параллелизму. И хотя его все еще нечасто используют в крупных компаниях, Rust остается одним из языков, получающих самые высокие оценки.

Rust продолжает совершенствоваться в условиях непрекращающегося роста требований к низкоуровневым системам и вполне способен стать языком завтрашних операционных систем. Попробуйте себя в роли разработчика Rust уже сейчас, чтобы получить желаемую должность, надолго обеспечив себя работой с высокой оплатой.

«Hello World!» на Rust

Разберем все части этого кода.

fn — это сокращение от function («Функция»). В Rust (как и в большинстве других языков программирования) функция как бы говорит: «Сообщите мне информацию, а я сделаю то-то и то-то и затем дам ответ».

Функция main — это то место, где начинается программа.

Скобки содержат список параметров для этой функции. Сейчас он пуст, то есть параметров нет. Но скоро мы увидим много функций с параметрами.

Дальше идет строка. Строки состоят из нескольких собранных вместе букв или символов. Для обозначения строки эти символы помещаются в кавычки ( » ). Затем строки передаются для макросов типа println! и других функций, с которыми мы еще поиграем.

А это точка с запятой. Она обозначает конец одной инструкции, как точка в предложении. Инструкции — это указания компьютеру выполнить конкретное действие. Чаще всего инструкция состоит из всего одной строки кода. В нашем случае она вызывает макрос. Есть и другие виды инструкций, которые мы скоро увидим.

Основы синтаксиса Rust

Теперь рассмотрим основные части программы на Rust и способы их реализации.

Переменные и их изменяемость

Переменные — это точки данных, которые сохраняются и помечаются для последующего использования. Формат объявлений переменных таков:

Имя переменной должно быть информативным, т. е. описывать, чем является ее значение. Например:

Совет💡 Всегда давайте переменным названия, начинающиеся со строчной буквы, а новое слово начинайте с заглавной.

В Rust переменные неизменяемы по умолчанию, т. е. их значение нельзя изменить после того, как они заданы.

Например, вот этот код выдаст ошибку во время компиляции:

На первый взгляд такое свойство языка Rust кажется неудобным, но оно помогает применять лучшие практики минимизации изменяемых данных. Ведь наличие изменяемых данных часто приводит к появлению багов, если как минимум две функции ссылаются на одну и ту же переменную.

Чем больше у вас становится переменных и функций, тем легче случайно изменить их значения. Такого рода ошибки поддаются отладке с трудом, поэтому в Rust предпочитают избегать их в принципе.

Чтобы переопределить это значение по умолчанию и создать изменяемую переменную, объявим ее вот так:

Типы данных

Пока что мы видели, что значения переменных задаются либо с помощью фраз (называемых строками), либо целых чисел. Эти переменные представляют собой различные типы данных, которые обозначают, какой вид имеют содержащиеся в них значения и какие операции они выполняют.

В этом случае наш пример с объявлением my_name будет переписан следующим образом:

Явная типизация позволяет соответствующим образом определять тип переменной и избегать ошибок в тех случаях, когда тип переменной неочевиден. Rust сделает наиболее правильное с его точки зрения предположение, но это может привести к неожиданному поведению.

Во избежание недопонимания со стороны других разработчиков и для недопущения синтаксической ошибки поменяем объявление следующим образом:

Основные типы на Rust:

Функции

Функции — это наборы связанного кода на Rust, объединенные под кратким условным обозначением и вызываемые из других частей программы.

Вот формат для объявления функции:

Это уже знакомое нам сокращение от function («Функция»). За ним в коде Rust следует объявление функции.

Здесь находится идентификатор функции, который будет использоваться при ее вызове.

Эти скобки заполняются любыми параметрами, которые нужны функции. В данном случае никаких параметров не передается, поэтому скобки оставлены пустыми.

А здесь передаваемому значению присваивается имя. Это имя выступает в роли имени переменной, ссылающейся на параметр в любом месте тела функции.

После параметра необходимо явно указать тип. Во избежание путаницы неявная типизация параметров в Rust запрещена.

Фигурные скобки обозначают начало и конец блока кода. Код внутри скобок выполняется при каждом вызове идентификатора функции.

А это заполнитель для кода функции. Лучше не включать сюда никакого кода, не связанного прямо с выполнением задачи функции.

Добавим немного кода. Переделаем hello-world в функцию say_hello() :

Совет💡 Увидели () — значит, вы имеете дело с вызовом функции. Если параметров нет, получаем внутри скобок пустое поле параметров. Сами скобки все равно остаются, указывая на то, что это функция.

Вот как будет выглядеть полная программа:

Комментарии

Комментарии — это сообщения, которые содержат описание того, для чего нужен тот или иной сегмент кода. Они помогают автору кода быстро вспомнить логику дальнейших своих действий, а другим программистам — быстро понять, как устроена программа. Так что написание хороших комментариев полезно всем.

Совет💡 используйте комментарии для «закомментирования» разделов кода, выполнение которых не требуется, но которые позже понадобится добавить.

Условные инструкции

Условные инструкции — это способ создания поведения, которое имеет место только в случае истинности некоего набора условий. С помощью этих инструкций получаются адаптируемые функции, которые отлично справляются с различными программными ситуациями без использования второй функции.

Допустим, нужно сделать функцию для создания учетной записи для любого пользователя, у которого еще нет учетной записи для авторизации в системе.

Вот как выглядит формат оператора if :

Совет💡 необходимо, чтобы в циклах while проверяемая переменная была изменяемой. Если переменная никогда не меняется, такой цикл будет продолжаться бесконечно.

Промежуточный Rust: владение и структуры

Владение

Владение — это центральная особенность Rust и одна из причин такой его популярности.

Во всех языках программирования должна предусматриваться система освобождения неиспользуемой памяти. В некоторых языках, таких как Java, JavaScript или Python, есть сборщики мусора, которые автоматически удаляют неиспользуемые ссылки. В низкоуровневых языках типа C или C++ от разработчиков требуется всякий раз, когда это необходимо, выделять и освобождать память вручную.

Ручное выделение памяти сопряжено с многочисленными проблемами, поэтому практиковать его затруднительно. Когда память выделяется на очень продолжительное время, она расходуется впустую. А слишком раннее освобождение памяти, как и выделение одной и той же памяти дважды, приводит к ошибке.

Rust выгодно отличает от всех этих языков система владения, которая управляет памятью с помощью набора правил, применяемых компилятором во время компиляции.

Вот эти правила владения.

А теперь посмотрим, как владение уживается с функциями. Для объявленных переменных память выделяется, пока они используются. Если эти переменные передаются в качестве параметров в другую функцию, выделение перемещается или копируется к другому владельцу и используется у него.

Структуры

Аналогом этих структур в таких языках, как Java и Python, являются классы.

Вот синтаксис объявления структуры:

Каждый создаваемый экземпляр типа Car должен иметь значения для этих полей. Поэтому создадим экземпляр Car для конкретного автомобиля со значениями для brand (модели) и year (года выпуска).

Точно так же, как при определении переменных с примитивными типами, определяем переменную Car с идентификатором, на который будем ссылаться позже.

Вот как выглядит вся структура целиком:

В целом структуры отлично подходят для хранения вместе всей информации, относящейся к тому или иному типу объекта, для реализации и обращения к ней в программе.

Система сборки Rust: Cargo

Cargo — это система сборки и диспетчер пакетов Rust. Это важный инструмент для организации проектов на Rust. Здесь приводится перечень библиотек, необходимых проекту (они называются зависимостями). Он автоматически загружает любые отсутствующие зависимости и собирает программы на Rust из исходного кода.

Программы, с которыми мы имели дело до сих пор, достаточно просты, и поэтому зависимости для них не нужны. А вот при создании более сложных программ вам понадобится Cargo с возможностями инструментов, недоступных в рамках стандартной библиотеки. Cargo также используется для загрузки проектов в портфолио на GitHub, так как они хранят все части и зависимости вместе.

Если скачать Rust с официального сайта, Cargo автоматически устанавливается вместе с компилятором ( rustc ) и генератором документации ( rustdoc ) как часть набора инструментальных средств Rust. Убедиться, что Cargo установлен, помогает ввод в командной строке следующей команды:

Для создания проекта с Cargo запустите в интерфейсе командной строки операционной системы следующее:

Чтобы все это увидеть, наберите:

Продвинутые концепции для дальнейшего изучения

Несмотря на то, что многие из этих компонентов кажутся маленькими, с каждым из них можно шаг приблизиться к полному освоению Rust! Год от года Rust становится все более популярным, а это значит, что сейчас самое время обзавестись навыками для создания низкоуровневых систем будущего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *