на каком языке писал свои труды аль фараби

Биография Аль-Фараби

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби (872-951) – знаменитый восточный учёный и философ, теоретик музыковедения, математик. Он комментировал труды Аристотеля, откуда получил звание «Второй Учитель».

Рождение и образование

Ввиду того, что проживал великий мудрец слишком давно, достоверных сведений о его жизненном пути очень мало. Многие даты в его биографии приблизительны. Недостаточно также сведений, чтобы установить его точную этническую принадлежность.

В районе Фараба, в месте соединения реки Арысь с Сырдарьей, в 1-ом веке нашей эры располагался городок Васидж (сейчас эта территория принадлежит современному Казахстану). В этом месте в 872 году появился на свет Аль-Фараби. Он принадлежал к привилегированным слоям тюркской народности, об этом можно судить по тому, что в полном прочтении его имени присутствует слово «тархан».

Азы образования Аль-Фараби получил у себя на родине. В разное время он жил в таких среднеазиатских городах, как Ташкент (тогда он назывался Шаш), Самарканд и Бухара, в них юноша обучался и работал. Но ему хотелось видеть и познавать мир, и Аль-Фараби уехал из родных мест.

Жизнь в Багдаде

Он принял решение отправиться в Багдад, который на тот момент в Арабском халифате был столицей и считался культурным центром. Путь его был долгим, за время путешествия он посетил несколько иранских городов – Тегеран (тогда он именовался Рей), Исфахан и Хамадан. Аль-Фараби добрался в Багдад в 910 (912) году, поселился в этом городе и принялся изучать науки, языки и различные отрасли. Наибольшее предпочтение отдавал греческому языку, медицине и логике.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Основная часть его жизненного и творческого пути прошла в Арабском халифате, здесь он также много путешествовал, посетил Харран, Дамаск, Каир и Алеппо. В тот период в Багдаде у власти находился халиф ал-Муктадира, при нём все духовные течения зарождались в столице, а потом распространялись по Арабскому халифату.

Аль-Фараби в своих трудах называл Багдад счастливым и восхитительным городом, который внешне походил на яркие цветастые одежды. Его любил каждый, кто сюда стремился. Люди стекались в Багдад рекой и оседали в нём, тем самым безмерно увеличивая городские размеры. Здесь жили люди различного воспитания и происхождения, они вступали в различные браки и половые связи, в результате чего появлялись на свет различные дети. Если в город приходил иноземец, он быстро сливался с местной толпой и почти не отличался от неё. Также философ писал, что пройдёт время и Багдад станет колыбелью очень достойных людей – поэтов, мудрецов и ораторов. В то же время он называл Багдад невежественным, уж слишком сильно контрастировали в нём добро и зло.

Существуют неточные сведения, что до того, как заняться научной деятельностью, философ работал на должности судьи. Но как-то раз знакомый дал ему на временное сохранение очень много книг. Иногда Аль-Фараби проводил свой досуг за листанием и чтением этих книг, пока не наткнулся среди них на трактаты Аристотеля. Они настолько увлекли его, что он оставил работу. В его судьбе этот случай стал решающим моментом, благодаря которому из Аль-Фараби получился великий учёный.

Интересен факт, что приехав в Багдад, Аль-Фараби владел лишь тюркским языком. Но его тяга к изучению была настолько сильной, что арабский он выучил уже совсем скоро, а в конце жизненного пути знал более 70 языков.

Особенно стекались в Багдад интеллектуалы. В то время там работала школа переводчиков, где занимались переводами текстов Платона, Эвклида, Галена, Аристотеля. Один из знаменитых переводчиков Абу Бишр Матта переводил на арабский язык сочинения античных мыслителей, Аль-Фараби обучался у него и считал самым главным своим наставником.

Учитель комментировал трактаты Аристотеля, а ученик жадно и тщательно всё записывал за ним. У Абу Бишр Матты был прекрасный стиль преподавания, он давал очень тонкие комментарии к логическому наследию великого Аристотеля, умело сочетал простоту изложения с глубиной мысли. Все положительные качества и достоинства от своего наставника Аль-Фараби в точности усвоил и перенял, а спустя время намного превзошёл Абу Бишр Матту.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

В Харране в то время проживал христианский мыслитель Йуханна бен-Хаилан. Прослышав об этом, Аль-Фараби отправился в Харран, чтобы просить мыслителя обучить его некоторым особым логическим приёмам.

По возвращении в Багдад Аль-Фараби занялся доскональным изучением трактатов Аристотеля. Один лишь труд «О душе» он перечитывал около двухсот раз. Ему даже задавали вопрос: «У кого больше знаний: у тебя или у Аристотеля?» На что он отвечал: «Живи я в то время и обучайся у Аристотеля, был бы лучшим его учеником».

Аль-Фараби был очень эрудированным, в характере его присутствовало величие, он обладал недюжинной силой мысли. Всё это способствовало тому, что в Арабском халифате он в скором времени занял самое авторитетное место среди видных учёных.

Жизнь в Дамаске

В 941 году он принял решение перебраться в Дамаск, где прожил остаток жизни. Здесь он занялся научной работой и наконец-то закончил «Трактат о добродетельном городе». Сначала на новом месте ему было очень сложно, даже пришлось устроиться на работу садовым сторожем. На деньги, которые зарабатывал в дневное время, он покупал свечи, а ночью занимался наукой при этих свечах.

Но спустя пару лет ему повезло: для Аль-Фараби нашёлся покровитель. Им стал правитель Сайф ад-Даула Али Хамдани, он уважал передовых мыслителей своего времени, поощрял искусство с наукой, старался всячески помогать придворным учёным и поэтам. Но философ всё равно старался жить уединённо и закрыто, придворная жизнь его мало интересовала, редко он посещал светские мероприятия.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

В основном день его проходил в тенистом саду или на краю бассейна, где он писал либо вёл беседы со своими учениками. Человек он был вовсе не притязательный, ежедневно из казны Сайф ад-Даула Али Хамдани выделялось четыре дирхема для философа, этих денег ему было достаточно на жизненные потребности.

В 949 году Аль-Фараби совершил путешествие в Египет, которое продолжалось больше года. В 950 году он вернулся в Дамаск и до конца жизни уже не покидал это место.
Умер философ почти в восемьдесят лет. Точных сведений о том, как это произошло, нет. Есть две версии, по одной из которых уход из жизни был естественным. Вторая гласит о том, что во время поездки в Аскалан он был убит грабителями. Философ скончался в 951 году, его похоронили у Малых Ворот за стенами Дамаска. Сам правитель читал молитву по великому учёному, которая была написана на четырёх папирусах.

Память о мыслителе

В память о великом мыслителе Аль-Фараби названы несколько казахских улиц. Его имя присвоено Педагогическому институту культуры в Шымкенте и Казахскому национальному университету в Алма-Ате, имеются памятники философу в казахских городах Алма-Ата и Туркестан.

В 1972 году с международным размахом был отмечен 1100-летний юбилей со дня рождения учёного, центром мероприятий стали Москва, Багдад и Алма-Ата.

Наследие великого философа

Труд мыслителя продолжили два его самых лучших ученика – Ибрагим ибн Ади в Алеппо и Яхья ибн Ади в Багдаде. Они комментировали труды наставника, а также трактаты философов Древней Греции.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Разносторонние изыскания Аль-Фараби в научной области вылились в «Трактат о классификации наук». Существовавшие на тот период науки он перечислил в строгом порядке и к тому же определил предмет, который исследует каждая из них. Такой трактат был незаменим для тех, кто занимался научной деятельностью, до Аль-Фараби никто ничего подобного не писал.

Аль-Фараби – основоположник мусульманского философского направления, которое называется восточный перипатетизм и опирается на авторитет Аристотеля. В своём изучении бытия Аль-Фараби идейно был близок к системе мышления Аристотеля (аристотелизму) и идеалистическому направлению, которое опиралось на терминологию Платона (неоплатонизму).

Мыслитель сочинил и оставил потомкам множество трудов по философии:

Среди его работ имеются труды, которые составляют всего 2-3 страницы, но есть и многотомные трактаты.

Много трудился философ над изучением общества и его жизни. Он утверждал, что править добродетельными городами должны предводители религиозной общины и одновременно философы. Все проживающие в добродетельных городах люди должны иметь стремление постичь истинное счастье. Зло и несправедливость должны быть осуждены, а добру и справедливости надо дать господствовать. Мыслитель говорил о том, что у добродетельных городов есть противопоставление – города невежественные. Их народ и правители не имели ни малейшего понятия об истинном счастье, у них не было стремления к счастливой жизни, а интересовало лишь богатство, здоровье тела и наслаждение.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Добродетельный город философ сравнивал с совершенным здоровым телом, все органы которого работают слаженно и помогают друг другу. Руководить таким городом должен человек, обладающий всеми добродетелями – здоровье и знания, совесть и проницательный ум. Со своими подданными глава такого города должен обращаться ласково.

Также увлекался мыслитель астрономией, математикой, филологией и естественными науками, комментировал сочинения Птолемея и Евклида. Аль-Фараби принадлежат следующие сочинения в этих областях наук:

«Руководство по геометрическим построениям»

«Трактат о достоверном и недостоверном в приговорах звёзд»

«Об органах человека»

«Книга высоких рассуждений об элементах науки физики»

«Об органах животных»

«Слово о пустоте» (эта работа считается первой в истории о вакууме)

«О необходимости искусства химии»

«Книга о стихах и риторике»

«Книга об искусстве письма»

«Книга о каллиграфии»

«О буквах и произношении»

Значительным считается вклад Аль-Фараби в музыковедение. В этом направлении он создал «Большую книгу о музыке», в которой систематизировал сведения о восточной и древнегреческой музыке. В этом сочинении философ дал понятию музыки развёрнутое определение, раскрыл её категории, а также описал составляющие элементы музыкальных произведений. Также к музыковедению относятся его работы «Книга о классификации ритмов» и «Слово о музыке».

Источник

Аль-Фараби — краткая биография

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Полное имя:Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг Тархани аль-Фараби
Дата рождения:≈870 г.
Место рождения:Отрар, Казахстан
Деятельность:Ученый, философ, математик, астролог, теоретик музыки
Дата смерти:≈950 г. (≈80 лет)

Знакомство

Абу Наср Мухаммед ибн Мухаммед ибн Узлаг Тархани аль-Фараби – значимая, выдающаяся и почитаемая личность на территории Средней Азии. За свою жизнь он прославился как выдающийся мыслитель, философ, математик, астролог и теоретик музыки IX-X веков.

Факты об Аль-Фараби:

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Жизненный путь

Талант Аль-Фараби заключался в том, что он мог изучать сразу несколько научных сфер. Эта уникальная способность дала ученому возможность преуспеть во многих средневековых науках. Все труды философа условно можно разделить на две категории. К первой категории относят работы по математике, астрономии и геометрии, работы по изучению времени, пространства, материи. Именно эти науки помогали понять законы мироздания и человеческого миропознания, рассматривая человека как часть вселенского мира. Ко второй же категории относились работы по медицине, химии, биологии, физике и оптики, которые позволяли изучить именно человека с точки зрения живой природы и её законов.

Основной позицией Аль-Фараби была теория о 6-ти ступенях, на которых держится всё, что окружает человека, связанные между собой причинно-следственными связями. Первая ступень – первопричина зарождения всего, вторая – происхождение всего, третья ступень – разум, четвертая – душа, пятая ступень – форма и шестая ступень – материя.

Все труды Аль-Фараби можно разделить на:

К философским трактатам относятся «Трактат о войне и мирной жизни», «Трактат о достижении счастья», «Трактат об изучении общества», «Трактат о добродетельных нравах» — все они затрагивают темы справедливости, естественному стремлению людей к счастью и безнравственности войн. Это были достаточно смелые взгляды и мысли в период жестокого средневековья. Поэтому в самой известной своей работе — «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» Аль-Фараби представляет модель города, где основой является философия, а правитель – философ или мудрец, а общество — это полноценный организм, который помогает друг другу, чтобы сохранить жизнь и баланс.

Аль-Фараби активно изучал логику, считая данную науку умением различать истину от лжи при помощи доказательств. Самые популярные труды в этой сфере – «Введение в логику» и «Вводный трактат по логике». Изложенные мысли противоречили религиозным догмам того времени, поэтому порой мыслителя причисляли к инакомыслящим, но ученики мыслителя утверждали, что он был настоящим мусульманином, соблюдавшим традиции ислама.

В «Классификации наук» изложена система философских взглядов. Это энциклопедия, включившая в себя такие сферы как божественную науку, метафизику и гражданскую науку.

В «Основах мудрости» Аль-Фараби затрагивает такие темы как разум и форма познания. В трактате говорится о человеческой душе, об устройстве его психики, о том, как человек различает и воспринимает цвета и запахи, как ощущает разные эмоции.

Также внимания заслуживает «Трактат о разуме» — один из наиболее ярких философских трудов учёного.

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Биографический очерк

на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть фото на каком языке писал свои труды аль фараби. Смотреть картинку на каком языке писал свои труды аль фараби. Картинка про на каком языке писал свои труды аль фараби. Фото на каком языке писал свои труды аль фараби

Личная жизнь

Существует парадокс жизни мыслителя, который заключается в том, что труды философа стали предметом изучения еще при жизни, а вот о жизни Аль-Фараби никто ничего не знает. Отдавший свою жизнь науке и энциклопедическим знаниям, Аль-Фараби вёл скромный образ жизни, не гнушался никакой работы, но при этом никогда не бросал свою научную деятельность.

Благодаря покровителям Сайф ад-Даула Али Хамдани, Абу Фрас, Ибн Нубата и другим неравнодушным к знаниям людям, Аль-Фараби смог заниматься своим любимым делом, не отвлекаясь на заработок.

Создать семью Аль-Фараби также не удалось, всю свою жизнь он посвятил науке и знаниям, оставив яркий след в истории человечества.

Учитель Востока или второй учитель мира

За энциклопедические знания и колоссальный вклад в развитие наук и культур стран Востока и Запада – Абу Наср Аль-Фараби получает звание второго учителя мира после Аристотеля. В 2020 году отмечалось 1150-летие со дня рождения учёного, которому удалось установить уникальный диалог культур Запада и Востока, показавшего людям разных стран суть бесконфликтного миропонимания.

Источник

Аль-Фараби. Путь ученого

Аль-Фараби — один из великих философов арабского Востока. Он родился в конце IX века близ города Отрара, развалины которого находятся на территории современного Казахстана. И хотя любовь к наукам увела его далеко от родины, и в зрелые годы он жил в Багдаде и Дамаске, казахстанцы имеют основные гордиться, что человек, которого ученый Восток звал вторым Аристотелем, начал свой путь на нашей земле.

Мы мало знаем о жизни Абу Наср Мухаммад ибн Тархан ибн Узлаг аль-Фараби. Часть его длинного имени — Аль-Фараби указывает на то, что родился он в местности Фараб близ Отрара. Титул «тархан», который был принят у тюрков и монголов, дает возможность думать, что он принадлежал семье знатного тюркского военачальника.

Конечно, он начал постигать науки на родине, ведь Отрар славился своей библиотекой, а купцы привозили в город не только товары, но и древние книги. Но, чтобы стать настоящим ученым, надо было отправиться в трудное и небезопасное путешествие к крупным культурным центрам арабского мира. Скорее всего, юноша из Фараба не миновал Бухару с ее мудрецами и великой библиотекой, наверное, не проехал и мимо Самарканда. Но всем, кто хотел заниматься науками, хотелось попасть в Багдад, столицу Арабского халифата. В этом городе жили лучшие переводчики с разных, в том числе, древних языков, изучали и философов Греции, и мыслителей Индии. В столице рядом работали люди разных национальностей, религий. Здесь занимались медициной, алхимией, математикой. В Багдаде была первая обсерватория исламского мира.

Аль-Фараби приехал туда во время правления халифа ал-Муктадира (908-932). Историки полагают, что к тому времени он уже говорил на нескольких языках, кроме родного тюркского. Но без арабского в науках тогда продвинуться было невозможно, поэтому Аль Фараби начал с его изучения. Философу необходим был и древнегреческий. Утверждают, что к концу жизни он знал более 70 языков и наречий.

Надо сказать, в средние века именно в арабском мире трудились самые глубокие исследователи древнегреческой философии. Арабские переводы Аристотеля, Платона были так точны, что позднее европейцы будут переводить их труды именно с этого языка. Очень важным для Аль-Фараби оказалась знакомство с Юханном ибн Хайлан. Говорят, в то время еще не была утрачена традиция устной передачи учения Аристотеля от учителя к ученику. И Юхан ибн Хайлан был звеном в этой цепочке. Учился Аль-Фараби и у Абу-Бишр Матта бен-Йунис. Именно его все считали самым большим знатоком Аристотеля. Став его учеником, философ из Фараба не только усвоил объяснения учителя, но перенял его умение говорить просто о сложных вещах, не утрачивая при этом глубину изложения. Потом Фараби будут называть лучшим знатоком Аристотеля, многие ученые говорили, что поняли великого грека только прочитав его труды.

О том, как Аль-Фараби работал, мы можем судить по его надписи на книге Аристотеля «О душе»: «Я прочел этот трактат двести раз». Однажды его спросили: «Кто больше знает — ты или Аристотель?» Он ответил: «Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то я мог бы быть его лучшим учеником». Полное погружение в труды великого грека помогло ему создать трактат «О классификации наук». Аль-Фараби выделяет в этой классификации 5 разделов:

В каждом разделе он дает краткий обзор этих наук, чтобы любой человек мог знать, с чего начинать изучение того или иного предмета, как отделить важное от неважного. Скажем, говоря о языке, он пишет, что важно знать не только слова, но и законы, ими управляющие. А без них мы не составим даже простое словосочетание. И дальше дает обзор основных законов грамматики.

Логика изучает законы, которые способствуют совершенствованию разума. Эти законы ограждают его от ошибок в поисках достоверной истины. Ей философ уделяет особенно много места.

Любопытно, что музыку Фараби относит к математическим наукам. Он писал: «Музыка связана с математикой, поскольку целью её является изучение тонов и всего, что с ними связано, как величин и количеств». А еще он говорил, что гармония определяет существование мира, она же является основой музыки. Восхищение и наслаждение от слушания музыки, красота мелодии у философа связано с важной категорией «совершенство». Так что музыка у Аль-Фараби — не развлечение, а соприкосновение с совершенным миром. Кстати, Аль-Фараби был сам прекрасным музыкантом. Ходили предания о том, как своей игрой он заставлял слушателей то смеяться, то грустить.

Любопытны его мысли о роли религии, которая, по его классификации, относится к гражданским наукам. Философ говорит, что человек может или мыслить в понятиях, или воображать. Большинство людей не в состоянии понимать или мыслить, им проще представлять сущность вещей в воображении через образы. Так у разных народов складываются определенные подражательные образы, у каждого — свои. А религия — отображение этих образов в душах людей.

Современники считали, что книг, подобных труду «О классификации наук» еще не было. Но у Фараби появились и недоброжелатели, ведь он говорил о том, как познать мир, что такое счастье, а многие считали, что познание мира уводит от Бога. Да и о счастье в земном мире говорить в средние века было не принято.

Возможно, спасаясь от преследований, из Багдада он перебрался в Харран, город, о котором писали еще в Библии. А может, он искал новых учителей и знаний? В Харране Аль Фараби изучал астрономию и медицину у Йуханна бен-Хаилана, придворного врача и христианского богослова. Удивительно, насколько разносторонними были тогда люди. Астрономия, логика, медицина, теория музыки, математика, право, — у Аль-Фараби есть работы по всем этим предметам. По разным подсчетам он создал от 100 до 200 работ.

Из Харрана он отправился в Каир, потом в Дамаск, куда он приехал в 941 году. Поначалу уже известному философу там жилось нелегко. Пишут, что, ему пришлось работать садовым сторожем, а научной деятельностью занимался лишь в свободное время. Впрочем, в те времена было немало правителей, ценивших ученых. У Аль-Фараби появился покровитель: правитель Алеппо Сайф ад-Даула Али Хамдани (943 — 967). Рассказывают, что, когда философ появился в его дворце, там сидело немало ученых, но Аль-Фараби поразил их знанием языков, в частности, родного тюркского, а потом, когда началась ученая дискуссия, чужеземец оказался настолько выше всех собравшихся, что правитель догадался: «Судя по всему, ты и есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют «вторым» после Аристотеля?». Отныне он будет заниматься науками, не заботясь о хлебе. Правитель назначит ему небольшое жалование, впрочем, ученому нужно было совсем немного, земные блага его не интересовали.

Аль-Фараби и в своих трактатах говорил, что истинный ученый свободен от интересов пропитания. И еще: нельзя использовать науку для приобретения материальных благ. Тот, кто хочет стремление к знанию сделать средством для достижения богатства и чинов, тот не философ. Аль-Фараби считает, что такие люди предают науку. И это самый тяжкий порок, потому что тогда развращается не только сам человек, но и все общество.

Философ много говорит о счастье, считая его главным смыслом человеческой жизни, причем именно земной, а не после смерти в раю, как было принято думать. Естественно, для него это не мимолетное удовольствие, полученное от чисто материальных причин. Он считает, что «счастье достигается тогда, когда человек предпочитает прекрасные действия во всем, что он совершает на протяжении своей жизни». Чтоб человек мог решить, какие действия будут прекрасными, он должен обладать определенными свойствами. Среди них Аль-Фараби называет храбрость, щедрость, дружелюбие, скромность, остроумие, искренность. Правда, здесь надо отличать эти свойства от похожих, но которые не делают человека счастливым: расточительность похожа на щедрость, но у нее другая природа. А как сделать, чтобы остроумие не перешло в шутовство, а скромность в самоуничижение? Так что, чтоб стать счастливым, надо много и упорно работать над собой.

Аль-Фараби был уверен, что подлинное счастье возможно лишь там, где уважают ученых и царит добродетель, этим определялся его интерес к вопросам этики. В Дамаске он закончил начатый ранее «Трактат о добродетельном городе». Автор начинает свои рассуждения с размышлений о возможностях отдельного человека: «По природе своей каждый человек устроен так, что для собственного существования и достижения наивысшего совершенства он нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения, которых он нуждается в некоем сообществе людей». А, значит, люди должны объединяться. Но как создать такое единство людей, где все будут счастливы и добродетельны?

Как многие другие мыслители Востока он считал, что знания, и особенно, философия, должны формировать совершенного человека и справедливое общество. «Город станет тогда добродетельным, утверждал Фараби более тысячи лет тому назад, — когда в нем почетное место займут науки и искусства, когда мыслящие люди не только сохранят свою честь и достоинство, но своим примером и воздействием на души сограждан, как правителей, так и подданных, сделают общей нормой стремление к совершенству».

Так как ислам говорит, что все равны перед Аллахом, в идеальном городе Аль Фараби нет высших и низших сословий. Он, словно организм, где у каждого органа своя функция. В городе есть мудрецы, «люди религии», к которым он также относит писцов, поэтов и музыкантов; своя роль у счетоводов, геометров и врачей. Город не может обойтись также без воинов, земледельцев, скотоводов, торговцев.

Правителем является просвещенный имам, который заботится не только о материальном благосостоянии, но и о духовном совершенствовании горожан. Аль-Фараби перечисляет качества, которыми должен обладать совершенный правитель. Среди них он называет любовь к справедливости, познанию, гордую душу и честь, презрение к материальным благам, умеренность, умение брать на себя ответственность. Где же взять таких правителей? Впрочем, Аль-Фараби понимает, что таких людей мало. Может, можно найти тех, кто имеет хоть одну из этих черт, и тогда они договорятся между собой, если будут порядочными людьми.

В противоположность добродетельному городу невежественный и заблудший живет низкими ценностями и пребывает во лжи. Философ разделяет подобные объединения людей на несколько категорий. Если в «городе необходимости» люди ограничивается тем, без чего нельзя прожить, то в «городе низости» стремятся к низменным наслаждениям и забавам. А есть еще «город властолюбия», где все хотят, «чтобы другие покорялись им, а сами они не покорялись никому». Бывают, правда, невежественные города, где люди знают, как надо жить правильно, но эти знания никак не влияют на их поступки.

Аль- Фараби писал, что есть множество вещей, о которых человек полагает, что они являются главной целью жизни. Чаще всего это приятное, полезное, деньги, слава и тому подобное. Но понять, что такое подлинное счастье, могут лишь те, кто много работает над собой, и, в первую очередь, это философы.

Вот еще несколько цитат Аль-Фараби, касающиеся нравственности:

В декабре 950 г. в возрасте 80 лет аль-Фараби скончался в Дамаске. Существуют две версии смерти философа. Первая гласит, что умер естественной смертью вторая — что философ был убит грабителями по дороге в Аскалан. Говорят, молитву на его могиле читал сам правитель. Почему не мулла? Предполагают, что Аль-Фараби считали еретиком.

Впрочем, кто из великого ученого Востока не подвергался гонениям? Великий астроном Улугбек был убит. Скитался от одного правителя к другому великий математик, философ и поэт Омар Хайям, обвиненный в конце жизни в вольнодумстве. Исламский мир дал много великих имен, именно там в средние века развивалась наука. Но ее творцам приходилось сталкиваться с косностью, проявлением религиозного фанатизма, порой платить за это жизнью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *