на каком языке платов не мог говорить

Мир праздника

Цитаты платова из рассказа левша

«один косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны»

«я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – таМуже никакой мелкоскоп взять не может»

В современных реалиях Левшу и его сослуживцев назвали бы настоящими трудоголиками:

Одной из основных черт Левши и его коллег автор называет хитрость ума, в которой их не превзойти даже придворным:

«туляки ему в хитрости нимало не уступили, потому что имели они сразу же такой замысел, по которому не надеялись даже, чтобы и Платов им поверил»

«Так и Платов умом виляет, и туляки тоже. Платов вилял, вилял, да увидал, что туляка ему не перевилять»

Несмотря на свою искусность и знаменитость, Левша относится к бедным слоям населения:

«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши»

«тятенька мой уже старичок, а родительница – старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить»

«Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем»

Издержками религиозного воспитания объясняется его готовность к всепрощению, именно поэтому он так легко воспринимает несправедливые побои Платова:

«я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать»

Главный персонаж «Сказа» подвержен типичному русскому заболеванию – беспробудному пьянству:

«Таких мастеров, как баснословный Левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований»

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил»

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить.»

На момент повествования Платов сопровождает Александра I в европейских поездках:

«император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться при нем был донской казак Платов»

Нельзя, однако, считать казака неучем, так как нежелание изучать языки объясняется его убежденностью в том, что русским это не нужно:

Он вовсе не считает образование бесполезным, более того, полагает его необходимым для русских мастеров:

«Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет»

«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит»

Автор наделил персонажа многими чертами, характерными для русского человека. Он хитер:

Не любит, когда создают искусственные трудности, но может искренне посочувствовать:

Ездит он тоже всегда с максимальной скоростью, причем не жалеет ни людей, ни животных:

«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся»

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть»

«как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак»

«и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел»

«я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают»

Император Александр I, на момент повествования, путешествует по Европе и производит на иностранное окружение впечатление «ласкового» государя:

«везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми»

«Англичане выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали»

«Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо»

Государь очень щедр, отличаясь при этом не меньшей слабохарактерностью. За то, что англичане «дарят» ему стальную блоху, он выплачивает им огромную сумму:

«Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями»

«Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай»

Подавленный превосходством англичан, совершенно не желает верить в русское мастерство:

«Больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся»

Несмотря на смелость Платова, доказывающего ему, что все дело в образовании и правильной организации, Александр не принимает всерьез его возражений:

Мало того, государь (победитель Наполеона) в описании Лескова настолько бесхарактерен и чувствителен, что даже военные дела вводят его в депрессию, от которой он в итоге и умирает:

«У государя от военных дел сделалась меланхолия и он захотел духовную исповедь иметь в Таганроге у попа Федота»

«Император Николай Павлович поначалу тоже никакого внимания на блоху не обратил, потому что при восходе его было смятение»

«Это ты, мужественный старик, хорошо говоришь, и я тебе это дело поручаю поверить»

В основе противостояния Николая и иностранных мастеров, в первую очередь, лежит его собственное самолюбие:

Не в меньшей степени автор наделил государя и самоуверенностью. Он даже мысли не допускает, что его могут обманывать:

«Подавай сюда. Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что‑нибудь сверх понятия сделано»

«Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста: ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

Платов в повести «Левша» Лескова: образ, характеристика

«. император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться. при нем был донской казак Платов. «

«. особенно в больших собраниях, где Платов не мог по‑французски вполне говорить. «

«. и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения.»

«. сейчас с укушетки поднялся, трубку бросил и явился к государю во всех орденах.»

«. Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем‑нибудь отведет. «

«Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.»

«. а Платов взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».»

«А если какой казак задремлет, Платов его сам из коляски ногою ткнет, и еще злее понесутся.»

«Напрасно так нас обижаете, – мы от вас, как от государева посла, все обиды должны стерпеть. «

«Платов ничего государю не ответил, только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил. «

«Хотел Платов взять ключ, но пальцы у него были куцапые: ловил, ловил, – никак не мог ухватить. «

«. показал кулак – такой страшный, багровый и весь изрубленный, кое‑как сросся. «

«. как же, мол, вы его от нас так без тугамента увозите? ему нельзя будет назад следовать! А Платов им вместо ответа показал кулак. «

«Привезли в одну больницу – не принимают без тугамента, привезли в другую – и там не принимают. «

«. и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.»

«. по счастью, донской казак Платов был еще жив и даже все еще на своей досадной укушетке лежал и трубку курил.» (Платов при Николае I)

«. я уже совсем отслужился и полную пуплекцию получил – теперь меня больше не уважают. «

«. атаман Платов. ездил со «свистовыми казаками», которые садились обычно с нагайками по обе стороны от ямщика «и так его поливали без милосердия, чтобы скакал».

Все подобные «мелочи» — проявление общего духа. русской жизни, в которой на каждом шагу дает себя знать разнузданное самовластие одних и бесправие и униженность других.

Источник

Левша

Глава первая

Когда император Александр Павлович окончил венский совет, то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, – и чем-нибудь отведет.

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить: но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, – Платов сказал себе:

– Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

– Так и так, завтра мы с тобою едем на их оружейную кунсткамеру смотреть. Там, – говорит, – такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Думал: утро ночи мудренее.

Глава вторая

На другой день поехали государь с Платовым в кунсткамеры. Больше государь никого из русских с собою не взял, потому что карету им подали двухсестную.

Приезжают в пребольшое здание – подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну, и, наконец, в самом главном зале разные огромадные бюстры, и посредине под валдахином стоит Аболон полведерский.

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, – только из усов кольца вьет.

Англичане сразу стали показывать разные удивления и пояснять, что к чему у них приноровлено для военных обстоятельств: буреметры морские, мерблюзьи мантоны пеших полков, а для конницы смолевые непромокабли. Государь на все это радуется, все кажется ему очень хорошо, а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит.

– Как это возможно – отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

– Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык прогнали.

– Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

– Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства – ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

– Ах, ах, ах, – говорит, – как это так… как это даже можно так тонко сделать! – И к Платову по-русски оборачивается и говорит: – Вот если бы у меня был хотя один такой мастер в России, так я бы этим весьма счастливый был и гордился, а того мастера сейчас же благородным бы сделал.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два – замок и вынулся. Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

А государь Платову грустно говорит:

– Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще больший стакан кислярки выдушил и спал крепким казачьим сном.

Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил, но было и досадно: зачем государь под такой случай англичан сожалел!

«Через что это государь огорчился? – думал Платов, – совсем того не понимаю», – и в таком рассуждении он два раза вставал, крестился и водку пил, пока насильно на себя крепкий сон навел.

А англичане же в это самое время тоже не спали, потому что и им завертело. Пока государь на бале веселился, они ему такое новое удивление подстроили, что у Платова всю фантазию отняли.

Глава третья

На другой день, как Платов к государю с добрым утром явился, тот ему и говорит:

– Пусть сейчас заложат двухсестную карету, и поедем в новые кунсткамеры смотреть.

Платов даже осмелился доложить, что не довольно ли, мол, чужеземные продукты смотреть и не лучше ли к себе в Россию собираться, но государь говорит:

– Нет, я еще желаю другие новости видеть: мне хвалили, как у них первый сорт сахара делают.

Англичане всё государю показывают: какие у них разные первые сорта, а Платов смотрел, смотрел да вдруг говорит:

– А покажите-ка нам ваших заводов сахар молво?

А англичане и не знают, что это такое молво. Перешептываются, перемигиваются, твердят друг дружке: «Молво, молво», а понять не могут, что это у нас такой сахар делается, и должны сознаться, что у них все сахара есть, а «молва» нет.

– Ну, так и нечем хвастаться. Приезжайте к нам, мы вас напоим чаем с настоящим молво Бобринского завода.

А государь его за рукав дернул и тихо сказал:

– Пожалуйста, не порть мне политики.

Тогда англичане позвали государя в самую последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории, начиная с самой огромнейшей египетской керамиды до закожной блохи, которую глазам видеть невозможно, а угрызение ее между кожей и телом.

Осмотрели керамиды и всякие чучелы и выходят вон, а Платов думает себе:

«Вот, слава Богу, все благополучно: государь ничем не удивляется».

Но только пришли в самую последнюю комнату, а тут стоят их рабочие в тужурных жилетках и в фартуках и держат поднос, на котором ничего нет.

Государь вдруг и удивился, что ему подают пустой поднос.

– Что это такое значит? – спрашивает; а аглицкие мастера отвечают:

– Это вашему величеству наше покорное поднесение.

– А вот, – говорят, – изволите видеть сориночку?

Государь посмотрел и видит: точно, лежит на серебряном подносе самая крошечная соринка.

– Извольте пальчик послюнить и ее на ладошку взять.

– На что же мне эта соринка?

– Это, – отвечают, – не соринка, а нимфозория.

– Никак нет, – отвечают, – не живая, а из чистой из аглицкой стали в изображении блохи нами выкована, и в середине в ней завод и пружина. Извольте ключиком повернуть: она сейчас начнет дансе [2] танцевать.

Государь залюбопытствовал и спрашивает:

А англичане говорят:

– Здесь и ключ перед вашими очами.

– Отчего же, – государь говорит, – я его не вижу?

– Потому, – отвечают, – что это надо в мелкоскоп.

Подали мелкоскоп, и государь увидел, что возле блохи действительно на подносе ключик лежит.

– Извольте, – говорят, – взять ее на ладошечку – у нее в пузичке заводная дырка, а ключ семь поворотов имеет, и тогда она пойдет дансе…

Насилу государь этот ключик ухватил и насилу его в щепотке мог удержать, а в другую щепотку блошку взял и только ключик вставил, как почувствовал, что она начинает усиками водить, потом ножками стала перебирать, а наконец вдруг прыгнула и на одном лету прямое дансе и две верояции в сторону, потом в другую, и так в три верояции всю кавриль станцевала.

Государь сразу же велел англичанам миллион дать, какими сами захотят деньгами, – хотят серебряными пятачками, хотят мелкими ассигнациями.

Англичане попросили, чтобы им серебром отпустили, потому что в бумажках они толку не знают; а потом сейчас и другую свою хитрость показали: блоху в дар подали, а футляра на нее не принесли: без футляра же ни ее, ни ключика держать нельзя, потому что затеряются и в сору их так и выбросят. А футляр на нее у них сделан из цельного бриллиантового ореха – и ей местечко в середине выдавлено. Этого они не подали, потому что футляр, говорят, будто казенный, а у них насчет казенного строго, хоть и для государя – нельзя жертвовать.

Платов было очень рассердился, потому что говорит:

– Для чего такое мошенничество! Дар сделали и миллион за то получили, и все еще недостаточно! Футляр, – говорит, – всегда при всякой вещи принадлежит.

Но государь говорит:

– Оставь, пожалуйста, это не твое дело – не порть мне политики. У них свой обычай. – И спрашивает: – Сколько тот орех стоит, в котором блоха местится?

Англичане положили за это еще пять тысяч.

Государь Александр Павлович сказал: «Выплатить», а сам спустил блошку в этот орешек, а с нею вместе и ключик, а чтобы не потерять самый орех, опустил его в свою золотую табакерку, а табакерку велел положить в свою дорожную шкатулку, которая вся выстлана перламутом и рыбьей костью. Аглицких же мастеров государь с честью отпустил и сказал им: «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

Те остались этим очень довольны, а Платов ничего против слов государя произнести не мог. Только взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил, потому что «он сюда же, – говорит, – принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли».

Источник

На каком языке платов не мог говорить

— Кто принес? — спрашиваю.

А человек прямо показывает мне на фотографию Ивана Петровича, которую я берегу, память от Танюши, и говорит:

— Никак нет, — говорит, — я его с первого взгляда узнал.

По преподанной мне Иван Петровичем опытности в жизни духов, я понимал, что это Иван Петрович «по-французски жарит самоучкою», отлетая, и что он больше меня уже никогда не побеспокоит. Так и вышло: он мне отмстил и помиловал. Это понятно. А вот почему у них в мире духов все так спутано и смешано, что жизнь человеческая, которая всего дороже стоит, отомщевается пустым пуганьем да орденом, а прилет из высших сфер сопровождается глупейшим пением «до свиданс, же але о контраданс», этого я не понимаю.

Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)

Глава первая

Англичане это знали и к приезду государеву выдумали разные хитрости, чтобы его чужестранностью пленить и от русских отвлечь, и во многих случаях они этого достигали, особенно в больших собраниях, где Платов не мог по-французски вполне говорить; но он этим мало и интересовался, потому что был человек женатый и все французские разговоры считал за пустяки, которые не стоят воображения. А когда англичане стали звать государя во всякие свои цейгаузы, оружейные и мыльно-пильные заводы, чтобы показать свое над нами во всех вещах преимущество и тем славиться, — Платов сказал себе:

— Ну уж тут шабаш. До этих пор еще я терпел, а дальше нельзя. Сумею я или не сумею говорить, а своих людей не выдам.

И только он сказал себе такое слово, как государь ему говорит:

— Так и так, завтра мы с тобою едем их оружейную кунсткамеру * смотреть. Там, — говорит, — такие природы совершенства, что как посмотришь, то уже больше не будешь спорить, что мы, русские, со своим значением никуда не годимся.

Думал: утро ночи мудренее.

Глава вторая

Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит; а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит, — только из усов кольца вьет.

— Как это возможно — отчего в тебе такое бесчувствие? Неужто тебе здесь ничто не удивительно?

— Мне здесь то одно удивительно, что мои донцы-молодцы без всего этого воевали и дванадесять язык * прогнали.

— Не знаю, к чему отнести, но спорить не смею и должен молчать.

— Это пистоля неизвестного, неподражаемого мастерства — ее наш адмирал у разбойничьего атамана в Канделабрии * из-за пояса выдернул.

Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может.

А Платов на эти слова в ту же минуту опустил правую руку в свои большие шаровары и тащит оттуда ружейную отвертку. Англичане говорят: «Это не отворяется», а он, внимания не обращая, ну замок ковырять. Повернул раз, повернул два — замок и вынулся. Платой показывает государю собачку, а там на самом сугибе * сделана русская надпись: «Иван Москвин во граде Туле».

Англичане удивляются и друг дружку поталкивают:

А государь Платову грустно говорит:

— Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко. Поедем.

Сели опять в ту же двухсестную карету и поехали, и государь в этот день на бале был, а Платов еще больший стакан

Источник

Краткое содержание рассказа «Левша» Н. Лескова

Рассказ «Левша» Н. Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Рассказ «Левша» Лесков краткое содержание для читательского дневника. Талант тульского самородка не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице.

Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав рассказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.

Основные персонажи рассказа

Лесков «Левша» очень краткое содержание

Этот пересказ можно использовать для читательского дневника.

В 1814 году император Александр I и его помощник, казак Платов, путешествует по Европе. Они изучают достижения науки и искусства в разных странах. В Англии Александр I получает в подарок стальную блоху, которая танцует, если ее завести ключом. Эту чудо-блоху видно только в микроскоп.

После смерти Александра I новый император Николай I узнает о блохе и поручает Платову отвезти ее в Тулу к лучшим мастерам. Царь надеется, что тульские мастера найдут способ превзойти англичан. Платов привозит блоху в Тулу и передает ее трем лучшим мастерам-оружейникам. Среди них — талантливый косой мастер Левша.

Оружейники две недели без остановки работают над блохой. Наконец Платов привозит блоху вместе с Левшой в Петербург. Взглянув в самый сильный микроскоп, царь видит, что мастера подковали блоху: на ее пятках прибиты подковы. Николай I отправляет Левшу в Англию, чтобы тот вернул подкованную блоху англичанам.

Вскоре Левша умирает, его совет так и не передают царю.

Рассказ Лескова «Зверь» написан в 1861 году. Кого подразумевал автор, давая название произведению, – человека или животного, вы узнаете, когда прочитаете краткое содержание «Зверь» для читательского дневника.

Короткий пересказ «Левши» Лескова

После окончания венского совета император Александр Павлович решает «по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть». Состоящий при нем донской казак Платов «диковинам» не удивляется, потому что знает: в России «свое ничуть не хуже».

В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий», государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия», и он возвращается на родину, где умирает. Взошедший на престол Николай Павлович блоху ценит, но, так как не любит уступать иностранцам, отправляет Платова вместе с блохой к тульским мастерам.

Платова «и с ним всю Россию» вызываются поддержать трое туляков. Они отправляются поклониться иконе святого Николая, а затем запираются в домике у косого Левши, но, даже закончив работу, отказываются выдать Платову «секрет», и ему приходится везти Левшу в Петербург. Николай Павлович и его дочь Александра Тимофеевна обнаруживают, что «брюшная машинка» в блохе не действует.

Разгневанный Платов казнит и треплет Левшу, а тот в порче не признается и советует поглядеть на блоху в самый сильный «мелкоскоп». Но попытка оказывается неудачной, и Левша велит «всего одну ножку в подробности под микроскоп подвести». Сделав это, государь видит, что блоха «на подковы подкованная». А Левша добавляет, что при лучшем «мелкоскопе» можно было бы увидеть, что на всякой подкове «мастерово имя» выставлено. А сам он выковывал гвоздики, которые никак разглядеть невозможно. Платов просит у Левши прошения.

Левшу обмывают в «Туляновских банях», остригают и «обформировывают», будто на нем есть какой-нибудь «жалованный чин», и отправляют отвезти блоху в подарок англичанам. В дороге Левша ничего не ест, «поддерживая» себя одним вином, и поет на всю Европу русские песни. На расспросы англичан он признается: «Мы в науках не зашлись, и потому блоха больше не танцует, только своему отечеству верно преданные».

Остаться в Англии Левша отказывается, ссылаясь на родителей и русскую веру, которая «самая правильная». Ничем его англичане не могут прельстить, далее предложением жениться, которое Левша отклоняет и неодобрительно отзывается об одежде и худобе англичанок. На английских заводах Левша замечает, что работники в сытости, но больше всего его занимает, в каком виде содержатся старые ружья.

Вскоре Левша начинает тосковать и, несмотря на приближающуюся бурю, садится на корабль и не отрываясь смотрит в сторону России. Корабль выходит в «Твердиземное море», и Левша заключает пари со шкипером, кто кого перепьет. Пьют они до «рижского Динаминде», и, когда капитан запирает спорщиков, уже видят в море чертей. В Петербурге англичанина отправляют в посольский дом, а Левшу — в квартал, где у него требуют документ, отбирают подарки, а после отвозят в открытых санях в больницу, где «неведомого сословия всех умирать принимают».

На другой день «аглицкий» полшкипер «куттаперчевую» пилюлю проглатывает и после недолгих поисков находит своего русского «камрада». Левша хочет сказать два слова государю, и англичанин отправляется к «графу Клейнмихелю», но полшпикеру не нравятся его слова о Левше: «хоть шуба овечкина, так душа человечкина». Англичанина направляют к казаку Платову, который «простые чувства имеет».

Содержание «Левши» по главам

Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.

В конце турне царь приезжает в Англию.

Англичане стали показывать русскому царю свои технические достижения. Александр был в восторге от иностранной науки, и полностью убедился, что русским до иностранцев далеко. Платов же всячески старался английских мастеров принизить, доказывая, что русские их во всём обошли. Так, англичане показали царю «пистолю» тонкой работы «неизвестного, неподражаемого мастера».

Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.

Утром русский царь и Платов поехали смотреть сахарный завод, а затем их привели в «последнюю кунсткамеру, где у них со всего света собраны минеральные камни и нимфозории». Здесь Александру показали созданную английскими мастерами в натуральную величину заводную механическую блоху. Она могла прыгать и танцевать. Восхищённый император вручил англичанам миллион, а они ему за это подарили это чудо техники. Уложил государь блоху в футляр, сделанный из бриллианта, опустил его в табакерку и отбыл на Родину.

До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.

Никто не мог разгадать эту загадку, пока не прибыл во дворец старый донской атаман Платов. Он отдал Николаю «мелкоскоп», взятый когда-то у английских мастеров, и царь увидел, как прыгает стальная блоха. Но, в отличие от Александра, новый царь перед иностранцами не преклонялся. Поручил он Платову поехать к русским мастерам, чтобы они постарались создать что-нибудь более удивительное, чем английская блоха.

Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.

Когда Платов уехал, три самых искусных оружейника, среди которых был и «косой левша. На щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны», отправились прочь из города. Люди стали гадать, куда они пошли. Многие подумали, что мастера ничего не придумали, и, чтобы избежать наказания, решили скрыться, прихватив с собой царскую табакерку.

Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы попросить совета у иконы Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но, ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.

Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.

Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.

Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но, они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.

Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить в обман и решил сам убедиться в словах атамана.

Когда принесли блоху и завели её ключом, оказалось, что «нимфозория» перестала прыгать. Платов был в бешенстве. Он решил, что оружейники сломали механизм. Пошёл атаман к лестнице, где Левшу оставил, и стал его бить, называя обманщиком. Левша же утверждал, что работа сделана, но увидеть её можно только в «мелкоскоп».

Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.

Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.

Оставил курьер Левшу в гостинице. А сам унёс блоху мастерам. Узнали мастера, кто сумел блоху подковать, и пришли к мастеру в гостиницу. Три дня они его поили и кормили, а потом стали расспрашивать об образовании. Оказалось, что мастер учился «по Псалтирю и Полусоннику», а арифметики совсем не знает.

Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но, Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.

На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.

В России полшкипера привезли в английское посольство, где организовали ему прекрасные условия. А Левшу, ослабевшего, не способного даже разговаривать, доставили в квартал. Там его обобрали и решили отправить в какую-нибудь больницу на лечение. Поскольку у оружейника не было с собой «тугамента», ни в одной больнице его не приняли. К утру стало ясно, что Левша долго не проживёт, и его отвезли умирать в Обухвинскую больницу для простонародья.

Полшкипер очень беспокоился о своём друге. Чудом он отыскал Левшу в больнице и добился, чтобы к нему прислали доктора. Умирающий мастер просит Мартын-Сокольского сказать государю, что «у англичан ружья кирпичом не чистят». Доктор пытается донести слова Левши до Чернышёва, но его никто не слушает, и чистка продолжается вплоть до начала войны.

В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.

Заключение

В рассказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.

Сюжет рассказа «Левша» за 3 минуты

Глава 1 (Путешествие по Европе)

В 1814 году император Александр I путешествует по Европе, изучая достижения науки и искусства других стран. Царя сопровождает донской казак Платов. Александр I восхищается изобретениями и достижениями иностранцев. Но Платов не разделяет восторга царя и считает, что русские мастера не хуже иностранных.

Глава 2 (Визит в Англию)

Александр I и Платов приезжают в Англию, где им также показывают лучшие изобретения. Император снова восхищается увиденным. Платов по-прежнему повторяет, что русские мастера не хуже англичан.

Глава 3 (Англичане показывают блоху)

Чтобы впечатлить гостей, англичане показывают им свой шедевр – стальную блоху, которую видно только в микроскоп и которая танцует, если ее завести ключом. Александр I дает англичанам миллион за гениальное изобретение и получает от них блоху. Платов крадет у англичан микроскоп, чтобы блоху можно было разглядеть. Затем царь с Платовым возвращаются в Россию.

Глава 4 (Император Николай I узнает о блохе)

В 1825 году умирает Александр I. Шкатулка с блохой переходит к его брату – императору Николаю I. От Платова Николай узнает историю о блохе. Увидев чудо-блоху в микроскоп, император поручает Платову отвезти ее в Тулу. Царь надеется, что тульские мастера смогут превзойти англичан.

Глава 5 (Платов привозит блоху в Тулу)

Платов приезжает в Тулу и просит мастеров придумать, как превзойти английских мастеров. Платов дает мастерам 2 недели.

Глава 6 (Мастера уходят из дома)

Получив задание от Платова, три лучших тульских мастера-оружейника уходят из дома в неизвестном направлении. Среди оружейников – косой мастер Левша.

Глава 7 (Поход в Мценск и работа над блохой)

Мастера приходят в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Святого Николая, покровителя торгового и военного дела. Отслужив молебен, они уходят домой. Мастера запираются в доме и две недели сидят, не выходя на улицу.

Глава 8 (Платов возвращается за блохой)

Спустя примерно 2 недели Платов возвращается в Тулу за блохой. Он просит позвать к себе трех мастеров, которым доверил работу.

Глава 9 (Мастера идут к Платову)

Помощники Платова (“свистовые”) приходят к дому, где заперлись мастера. Три мастера никого к себе не пускают, поэтому помощники Платова срывают с дома крышу. Как раз в это время мастера завершают работу и идут к Платову.

Глава 10 (Платов увозит Левшу в Петербург)

Мастера вручают Платову стальную блоху. Платов не видит никаких изменений и ругается на мастеров. Обидевшись, оружейники отказываются объяснять Платову, в чем суть их изделия, и просят передать блоху прямо императору. Не доверяя мастерам, Платов везет с собой в Петербург одного из них, Левшу.

Глава 11 (Платов сообщает царю о “неудаче”)

Приехав в Петербург, Платов сообщает императору, что тульские мастера не смогли ничего сделать лучше англичан. Император решает сам это проверить.

Глава 12 (Император проверяет блоху)

Император просит свою дочь завести блоху ключом, но блоха больше не танцует, как раньше. Платов бьет и ругает Левшу за обман. В ответ Левша советует найти самый сильный микроскоп и посмотреть на блоху.

Глава 13 (Подкованная блоха)

Император смотрит в самый сильный микроскоп, но также ничего не видит. Тогда Левша объясняет царю, что нужно смотреть на пятки блохи. Император наконец видит, что блоха подкована: мастера прибили к ее пяткам подковы. Император благодарит Левшу за его работу.

Глава 14 (Левша с блохой едет в Англию)

Левша объясняет царю, что в самый мощный микроскоп также можно разглядеть имена мастеров, выбитые на подковах. Имя самого Левши можно увидеть на гвоздиках, которыми прибиты подковы. Правда, таких микроскопов еще нет. Император велит отправить блоху в Англию, чтобы похвастаться русскими мастерами. Блоху в Англию везет сам Левша.

Глава 15 (Левша в Англии)

Левша привозит блоху в Лондон. Англичане видят, что русские мастера подковали блоху. Об этом тут же сообщают в газетах. Англичане просят Левшу остаться в Англии, чтобы учиться и работать, но Левша против, потому что он любит свою родину. Однако он соглашается погостить, чтобы осмотреть их заводы.

Глава 16 (Левша возвращается в Россию)

Англичане показывают Левше свои заводы. Левше нравится порядок и забота о рабочих в Англии. Левша замечает, что ружья у англичан сохраняются лучше, чем у русских. Наконец он отплывает в Россию, и в дороге очень скучает по родине. На корабле он знакомится с английским моряком («полшкипером»).

Глава 17 (Левша и англичанин)

В пути Левша и англичанин выпивают так много, что у них начинается белая горячка: они видят чертов и морских чудовищ. Однажды Левша чуть не оказывается за бортом. Буйных приятелей запирают в каюте до конца пути. В Петербурге они расстаются.

Глава 18 (Левша в Петербурге)

С корабля Левшу отвозят в квартал (полицейский участок). От плавания и пьянства он так слабеет, что не может говорить. Полицейские везут его в больницу, но его не принимают без документов. Его помещают в больницу для нищих, где кладут на пол.

Глава 19 (Смерть Левши)

Приятель Левши, англичанин «полшкипер», находит Левшу в больнице, лежащим на полу. Англичанин через Платова находит Левше доктора, но уже слишком поздно: больной находится при смерти. Перед смертью Левша просит передать императору, что англичане не чистят ружья кирпичами и что русским тоже не стоит так делать. Левша умирает, но его совет так и не передают царю. Ружья продолжают чистить кирпичами и тем самым портить их.

Глава 20 (Память о Левше)

Проходит много лет. В Туле больше нет гениальных мастеров, потому что технический прогресс заменил людей машинами. Но такие гении, как Левша, навсегда останутся гордостью народа.

Видео краткое содержание Левша

Александр Павлович русский император представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений. Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, и не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *