на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Большой этнографический диктант 2020 года — Краснодарский край

Ответы на вопросы — Большой этнографический диктант 2020 года:

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Краснодарский край

Краснодарский край по праву называют опорой экономики страны: регион лидирует в строительстве, промышленности, транспортной сфере. Здесь расположены крупнейшие международные аэропорты и железнодорожные узлы, самые дальние уголки территории пронизывает развитая сеть автомобильных дорог. Южные морские ворота Новороссийска, Туапсе, Темрюка, Ейска – это прямой выход к международным морским путям. Благодаря этому Краснодарский край реализует интересы России в Черноморской и Средиземноморской зонах экономического сотрудничества.

Описание герба Краснодарского края включает в себя следующие сведения:

«Древки штандарта и знамен перевиты орденскими лентами, в память о двукратном награждении нашего края этой высокой государственной наградой». О каком ордене идет речь?

Правильный ответ — Орден Ленина (обсуждение ответа)

Что означает на «балачке», языковом кубанском диалекте, слово «горище»?

Правильный ответ — Чердак (обсуждение ответа)

К числу коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, относятся:

Правильный ответ — Шапсуги (обсуждение ответа)

Второй по численности народ, проживающий на территории Краснодарского края:

Правильный ответ — Армяне (обсуждение ответа)

Из какого зерна изготавливается «пастэ», традиционное блюдо кухни адыгов, «местный черкесский хлеб»?

Правильный ответ — Просо (обсуждение ответа)

Какая из рек, текущих на территории Краснодарского края, на языке адыгов (черкесов) называлась «князь рек», «княжеская река»?

Правильный ответ — Кубань (обсуждение ответа)

Согласно исследованиям ученых-этнографов, во время празднования Масленицы, этот старинный обычай отсутствовал у кубанских казаков:

Правильный ответ — Сожжение соломенного чучела (обсуждение ответа)

На каком языке разговаривали первопоселенцы основанного в 1839 году «Армянского аула» (будущий город Армавир)?

Правильный ответ — На черкесском языке (обсуждение ответа)

Представители какого из казачьих войск Российской империи, не входили в состав образованного в 1860 году Кубанского казачьего войска?

Правильный ответ — Уральского (обсуждение ответа)

Чего кубанские казаки, вопреки нынешним стереотипам, никогда не носили?

Правильный ответ — Чевяки (обсуждение ответа)

Источник

Первопоселенцы российского Армавира: кто такие черкесские армяне

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

В 1839 году на левом берегу реки Кубань берёт начало история российского Армавира. Своё название он получил в честь древнего армянского города, когда-то бывшего столицей Великой Армении.

Первопоселенцами Армавира стали армяне, проживавшие в долинах и горах Черкесии. О черкесских армянах (черкесогаях) рассказывает исследователь Левон Погосян в своей книге «Армянская колония Армавира» (Ереван, 1981). Армянский музей Москвы публикует из этой книги фрагмент первой главы, посвящённый предыстории черкесских армян. О переселении армян и основании Армавира рассказ пойдёт в следующих публикациях.

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Армянская Успенская церковь — одна из самых старых на Кубани. Её начали строить в 1840 году. Фото: humus.livejournal.com

Левон Погосян

АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ АРМАВИРА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН И ОСНОВАНИЕ АРМАВИРА

1. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН

Присоединение и экономическое освоение Северного Кавказа было актуальной задачей в политике царской России. Решение этой задачи открыло бы доступ к берегам Каспийского и Черного морей и далее к Закавказью.

Северный Кавказ, как огромная плотина, отделял Закавказье от центральных районов России. Русско-турецкая война 1787–1791 годов еще раз убедила царизм в необходимости укрепления кавказского тыла. С этой целью Г.А. Потемкин, А.В. Суворов и Якоби приступили к сооружению новых укреплений и Кавказской военной линии. Была сооружена Азово-Моздокская военная линия с десятью крепостями при казачьих станицах.

В период борьбы за присоединение Северного Кавказа (с конца XVIII века до середины XIX века) основное внимание обращалось на военную колонизацию казачества.

Екатерина II манифестом от 8 апреля 1783 года провозгласила Крымский полуостров, весь Кубанский край и полуостров Тамань собственностью Российской империи. Турция 10 июля 1783 года вынуждена была признать права России в упомянутых районах. Вскоре Екатерина II в «высочайшем повелении» от 30 июня 1792 года земли, лежащие вдоль реки Кубань до Усть-Лабинского редута, даровала Черноморскому казачьему войску. В 1792 году территорию, лежащую между рекой Малкой и Усть-Лабинскими укреплениями, заселили донскими казаками (примерно около 3 тысяч семей). Ко времени окончательной ликвидации Запорожской Сечи на Украине относится заселение таманских берегов Черного моря запорожскими казаками. Для укрепления власти на новопокоренных обширных и безлюдных землях еще 14 июля 1788 года был издан манифест Екатерины II о переселении на новую Кавказскую линию закончивших службу солдат, государственных чиновников, иностранцев и горского населения, которым государство обещало денежные пособия и некоторые льготы. В манифесте была особая статья для горских армян, поселившихся на русской территории, и для тех, кто еще проживал в горах, но мог беспрепятственно поселяться в городах и селах Кавказской области, занимаясь торговлей и промыслом.

Русско-турецкие и русско-иранские войны в первом тридцатилетии XIX века намного расширили русские границы на Кавказе. По Бухарестскому и Адрианопольскому мирным договором 1812-го и 1829 года, Россия отодвинула свои границы в северных районах Черноморья и в бассейне реки Кубань. Несмотря на это, горные районы Северного Кавказа все еще не находились под контролем России.

После поражения Ирана в русско-иранских войнах 1804–1813 и 1827–1828 годов осуществляется окончательное присоединение Закавказья к России. В новых условиях Северный Кавказ приобретает особое значение как важнейшая база на юге России для охраны новых присоединенных территорий.

В XVIII веке Закубанскую Черкесию населяли многочисленные племена черкесов. На территории между Черным морем и рекой Лабой проживали племена жаневов, бжедухов, хатукаев и темиргоев. На юге и на юго-западе, в горах, жили абадзехи и шапсуги. Несмотря на то, что в XVIII веке Закубанская Черкесия лишь формально находилась под турецким владычеством, основная масса населения не была в зависимости ни от Турции, ни от Крымского ханства.

По Адрианопольскому мирному договору 1829 года, к России перешли черноморские берега Кавказа и почти все турецкие владения на Северном Кавказе.

В долинах и горах Черкесии с давних времен проживало и армянское население. Исследователи еще не пришли к единому мнению о времени поселения армян среди черкесских племен. По мнению И. Иванова, армяне 200 лет назад (т.е. в XVII веке. — Л.П.) вышли из Крыма и поселились на Западном Кавказе. Мнения Хосровянца, Джалалянца и Ростом-бека Ерзынкяна о времени переселения армян в Черкесию несколько различаются. Ерзынкян фактически обобщил их точки зрения. Он писал: «Крымские ханы в 1552 году, помня и желая осуществить желание черкесов, отлично зная опытных в торговых делах армян, приказали армянским купцам с особыми привилегиями отправиться к горским черкесам для торговли разными товарами без уплаты пошлины».

С точки зрения Щербины, переселение армян из Армении началось в конце XIV века.

Ерванд Шахазиз — сторонник противоположной точки зрения. По его мнению, черкесские армяне не могли быть пришельцами из Армении. Первыми поселенцами, пишет Шахазиз, были торговцы из Крыма, которые, опасаясь насилий крымских татар, искали надежного приюта для занятия своим промыслом и выбрали Черкесию, где в то время торговой прослойки как таковой пока еще не было.

Другой автор, предполагая добровольное переселение армян в Черкесию, добавляет, что переселенцы были частью свободолюбивого народа Сюника, добровольно покинувшего родину, перебравшегося в горы и распространявшего там свои земледельческие промыслы.

История переселения армян в Черкесию подробно изучена X.А. Поркшеяном. Располагая некоторыми данными археологических раскопок, проведенными на территории Черкесии, и приписывая найденные памятники армянскому населению, X. Поркшеян пришел к заключению, что «черкесогаи являются осколками общей эмиграции, осевшей на Таманском полуострове в конце X – начале XI вв., засевшими в горных областях Северного Кавказа».

Вышеприведенные точки зрения в основном выдвинуты на почве народных преданий и устных сказаний. Памятники письменной и материальной культуры, могущие осветить те или иные стороны этого вопроса, не сохранились. Черкесы не имели ни письменности, ни литературы, все их сведения ограничивались преданиями, легендами, устными сказаниями, песнями и сказками. Нет сомнения, что эмигрировавшие армяне располагали рукописями, создали памятники литературной культуры, но все это, как отмечает X. Поркшеян, не дошло до нас, так как во время распространения магометанства в Черкесии проповедниками ислама и татарскими ордами были полностью уничтожены христианские храмы и церкви, безжалостно сожжены все рукописи.

Согласно докладной записке русского военного командующего, в первой половине XIX века в горах не было почти ни одного селения, в котором не проживало бы несколько армянских семей. По сохранившимся сведениям, армянские семьи разбросанно жили в черкесских аулах. На левом берегу р. Белой находился их центр — Гяурхабл, недалеко же от Гяурхабла — армянские поселения Егерухай и Хатукай, которые на протяжении многих лет играли важную роль в жизни черкесских армян. Армяне поселились также у шапсугов между реками Афипс и Абин, у натухайцев а районе Анапы, в селениях Хаджихабл, Эним, Шокон, Псехуп и т. п.

А что говорят о своем переселении сами черкесские армяне? В одном из прошений армавирских армян говорится: «Еще в конце XVI века наши предки вышли из Крыма и поселились среди разных горских племен». В другом официальном документе отмечается, что предки черкесских армян когда-то жили в персидских владениях, потом переселились на Крымский полуостров, а позже, покинув Крым, пробрались в горные районы Северного Кавказа для занятия торговлей.

Как утверждают коренные армавирцы-старожилы, «армяне поселились среди черкесских племен в XV веке. В 1475 году, когда османцы завоевали Крым и начали истребление мирного населения, армяне стали переселяться в Молдавию и в Польшу. Тогда же армяне потянулись из Крыма и начали постепенно поселяться среди черкесов, где ислам еще не был знаком местному населению». Черкесские армяне фактически считают себя переселенцами из Крыма или соплеменниками новонахичеванцев, с которыми в Крыму когда-то жили их предки. Эмиграция происходила постепенно, на протяжении большого промежутка времени. Отсюда и разница в упомянутых датах переселения армян. Вышеуказанное подтверждает, что переселение армян в Черкесию имело место в основном в XV веке из Крыма. По нашему мнению, это был основной поток переселенцев, число которых в дальнейшем возросло.

Разбросанные по всей территории Черкесии армяне не ассимилировались с разными черкесскими племенами и сохранили свою самобытность. Армяне не только сохранили свой аппарат общественной организации — родовое самоуправление, собственный распорядок во внутренней общественной и семейной жизни, но и приобрели некоторые права и привилегии, в частности, знатные семьи по правам были уравнены с черкесскими дворянами («узденами»). Такое привилегированное положение черкесских армян в какой-то мере привлекало армян, проживающих в Крыму, Закавказье. Они также в разное время переселялись в Черкесию, основывая там новые поселения.

Переселение черкесских армян на русские земли не было случайным явлением.

В начале XIX столетия царская Россия более активно приступила к расширению своих восточных границ и к прочному овладению Черноморско-Каспийским бассейном. Англия и Франция, в планы которых входил захват восточных рынков сбыта, были явно встревожены вступлением русских на Кавказ. Они, как и раньше, добивались выступления Турции и Ирана против России. В этот период Турция и Иран пытаются настроить народы Кавказа против России.

Турция широко использовала религию ислама и ее догматы для разжигания «священной войны» против «неверных», т. е. русских. Религиозные проповедники, переброшенные из Турции в начале XIX века, сеяли ненависть ко всему русскому.

В период активизации кавказской политики России у армян, проживающих в Черкесии, ясно проявляется русская ориентация. В обращении (конец 80-х годов XVIII века) одного армянского священника к Екатерине II читаем: «Осмеливаюсь предлагать о живущих между народами горскими и черкесскими армянской нации людей, коих будет около 500 семей, и весь народ бранный и привыкший ко оружию купно и пропитанию своему от земледельства. Оные в поездке моей вопрошаемы были мне, что не имеют другого пристанища, а хотя и усердно желают быть в российском христианском государстве, но средства не имеют приблизиться без особливого на это соизволения».

Весь ход исторических событий показывает, что народы Северного Кавказа, в том числе и закубанские армяне, в сложной политической обстановке на рубеже XVIII–XIX веков, вопреки феодальной верхушке тюркофилов и мусульманскому духовенству, ориентировались на Россию.

В одном из официальных документов XIX века говорится: «…в одной из экспедиций в горах правый фланг нашего отряда среди горских магометанских аулов встретил поселенных горцев — христиан армяно-григорианского вероисповедания». В другой докладной записке отмечается, что ввиду оказанных жителями этого поселения услуг русским было признано необходимым выделить их среди мусульманских племен и спустить с гор на равнины Северного Кавказа.

В докладной генерала Ермолова к графу Нессельроде от 5 августа 1819 года о горских армянах говорится, что меры, предлагаемые Скасси, не могут ни в какое время принести существенной для правительства пользы, поскольку горцы… без участия армян не приступят ни к каким торговым отношениям.

Генерал Ермолов упоминает одного из именитых закубанцев — Мисоста Айтекова, ярого приверженца России, который, несмотря на обширность своих владений и на частные сношения с российским правительством, все обороты по торговым делам производил не иначе, как через армян, находившихся в зависимости от него.

Из высказывания царского генерала о горских народах, четко вырисовывается торгово-посредническая роль горских армян, которые фактически способствовали более тесному общению русских и горцев.

Русская администрация Кавказа стремилась к решению вопроса переселения армян в Россию, преследуя определенные политические и экономические цели.

Долгое время русскому правительству не удавалось перевести горцев в долины и разместить их в новых, больших поселениях.

Спуская черкесских армян с гор, поселяя их на равнинах Кубани, даруя им некоторые привилегии, русская администрация Кавказа преследовала определенную цель — положительного воздействия на проживающих еще в горах армян, греков, евреев и особенно на черкесское население.

Начальник Кавказской области в донесении от 21 декабря 1840 года к управляющему Министерства внутренних дел просит ходатайствовать перед императором об освобождении армян и грузин Кавказской области от рекрутской повинности, отмечая, что эта повинность в настоящее время представляется им чрезвычайно стеснительной и нет сомнения, что они станут внушать своим единомышленникам, живущим в горах, которые рано или поздно подвергнутся тому же требованию и, следовательно, эти последние останутся в горах с неблагоприятным для нас расположением. «По внешним обстоятельствам здешнего края, — пишет начальник Кавказской области, — принимаются особенные меры к миролюбивым сношениям с этими народами. В успехе этих сношений и в достижении цели правительству много содействуют единомышленники их — армяне, жители Кавказской области».

И во-вторых, усиление христианского населения на Западном Кавказе могло бы противостоять антирусским замыслам Турции и ее мюридским ставленникам.

Обоснование армянского населения на плодородных черноземных землях Кубанской области во многом могло бы способствовать развитию экономики местных и соседних районов.

В рапорте генерала Головина к графу Чернышеву от 30 марта 1836 года так и говорится: «На предназначенном месте жительства Армяне найдут с избытком средства для земледелия и скотоводства, при предприимчивости своей в торговых оборотах и промышленности они скоро могут упрочить свое благосостояние и принести пользу в отношении распространения промышленности между закубанцами».

Источник: Л.А. Погосян. Армянская колония Армавира. — Ереван : Изд-во АН АрмССР, 1981.

Источник

БЭД 2020 — Краснодарский край — ответы с 21 по 30 вопрос

С 3 по 8 ноября в онлайн режиме проводится юбилейная, пятая по счету, международная просветительская акция «Большой этнографический диктант» (БЭД).

Для каждого региона создана уникальная часть диктанта, которая состоит из 10-ти вопросов (с 21 по 30). Представляем вашему вниманию ответы на вопросы для Краснодарского края.

Вопрос №21

Описание герба Краснодарского края включает в себя следующие сведения: «Древки штандарта и знамен перевиты орденскими лентами, в память о двукратном награждении нашего края этой высокой государственной наградой». О каком ордене идет речь?

Лента ордена Ленина используется в геральдике России широко широко. Представляет собой ленту красного цвета двумя узкими полосам жёлтого цвета ближе к краям.

Вопрос №22

Что означает на «балачке», языков кубанском диалекте, слово «горище»?

Одной из основ формирования «балачки» был разговорный язык восточных языков современной Украины, «горище» в переводе на русский язык — «чердак».

Вопрос №23

К рейтинге малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края.

Шапсуги — один из субэтносов (племен) западных адыгов (черкесов) проживает на территории Краснодарского края с глубокой древности, что неоднократно подтверждается данными археологии и этнографии.

Вопрос №24

Второй по численности народ, проживающий на территории Краснодарского края:

Информация взята из Всероссийской переписи населения 2010, а также данные этносоциального мониторинга муниципальных образований Краснодарского края.

Вопрос №25

Из какого зерна изготавливается «пастэ», традиционное блюдо кухни адыгов, «местный черкесский хлеб»?

Каша, сваренная из проса вкрутую — традиционная пища адыгов (черкесов) с глубокой древности. Печеный хлеб из пшеницы адыги не употребляли долгое время.

Вопрос №26

Какая из рек, текущей на территории Краснодарского края, на языке адыгов (черкесов) называлась «князь рек», «княжеская река»?

Согласно этнографическим данным, река Кубань по-адыгейски называется Пшиз (Пшыз), ученые осмысливают его значение как «Старый, князь», «Князь рек», «Старая, большая река».

Вопрос №27

Согласно исследованиям ученых-этнографов, во время празднования Масленицы, этот старинный обычай отсутствовал у кубанских казаков:

Сожжение чучела — древний языческий обряд, не бытовал в кубанских казачьих станицах. В нашем регионе он появился значительно позже, в связи с мощной переселенческой волной русских крестьян, начавшейся во второй половине XIX века.

Вопрос №28

На каком языке разговаривали первопоселенцы основанного в 1839 году «Армянского аула» (будущий город Армавир)?

Проживая в течение нескольких веков среди племен адыгов, местные «черкесские армяне» широко усвоили местные традиции и обычаи, в том числе и язык, совершенно переставить использовать армянский язык.

Вопрос №29

Представители какого из казачьих войск Российской империи, не входили в состав образованного в 1860 году Кубанского казачьего войск?

В процессе освоения и заселения земель современного Краснодарского края, особенно горно-предгорной зоны Закубанья, население станиц набиралось из числа казаков и их семей, служащих в нескольких казачьих войсках — Черноморском, Кавказском линейном, Азовском, а также Оренбургском.

Вопрос №30

Чегоанские кубанские казаки, вопреки нынешней стереотипам, никогда не носили?

На данный момент этнографами и историками не зафиксировано ни одного случая или факта ношения серьги (как это было принято на Дону) в среде кубанских казаков.

Источник

Переселение черкесских армян и основание Армавира

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Разобравшись в предыстории черкесских армян, переходим к рассказу об их переселении на Кубань и основании города Армавир. В каких условиях осуществлялось переселение, с какими трудностями приходилось сталкиваться в пути армянским семьям и что их ждало? Какое название изначально носило новое поселение на юге России? Находим ответы на эти вопросы в книге Левона Погосяна «Армянская колония Армавира».

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Левон Погосян

АРМЯНСКАЯ КОЛОНИЯ АРМАВИРА

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССКИХ АРМЯН И ОСНОВАНИЕ АРМАВИРА

2. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ АРМЯН И ОСНОВАНИЕ АРМАВИРА

В начальный период (конец XVIII – начало XIX вв.) переселение черкесских армян и поселение их на русской территории носили неорганизованный, частичный и стихийный характер. Переселялись отдельными семьями, иногда совместно с греками или с уже принявшими русское подданство черкесскими племенами.

Еще в тот период, когда в 1782 году на Кавказ прибыл генерал-поручик граф П.С. Потемкин, назначенный командующим Кавказского корпуса, на передний план были выдвинуты задачи оживления меновой торговли с горскими племенами и привлечения их на русскую сторону. Потемкин хлопочет о привлечении в новозаселенный край армян, которых он считал посредниками в торговле, уже начинавшей зарождаться кое-где в пограничных местах между русскими и горцами. В 1784 году армяне, находящиеся в районе Кабарды, области Кумыков и Закубанья, просили разрешить им пребывание в Кавказской губернии. Учитывая это прошение, Потемкин предписал назвать место для их поселения по имени св. Григория Армянского. «Однако, — отмечает Бутков, — это не состоялось, и армяне эти, кажется, поселились в Нахичеване, ибо в 1792 году не было кроме Кизляра и Моздока армян в приписке по прочим городам».

Факт о переселении этих армян в Нахичеван остается неподтвержденным. Надо полагать, что оно не состоялось. Иосиф Аргутинский, начиная еще с 1783 года (когда он был приглашен в Георгиевск для участия в переговорах с Грузией), при поддержке графа Г.А. Потемкина устанавливает связь с черкесскими армянами и входит с ними в тайные переговоры.

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

Иосиф Аргутинский-Долгорукий (1743–1801) был избран Католикосом всех армян, но не был интронизован, так как умер по дороге в Эчмиадзин ǁ wikimedia.org

По этому поводу у Лео читаем: «…Разве переговоры Иосифа с черкесскими армянами не касались поддержки русских в этих краях, или он просто хотел сблизить очеркесившихся армян с армянами?». Переговоры Аргутинского с черкесскими армянами могли иметь только одну цель: объединить, организовать армян и поселить их на русской земле.

Аргутинский разработал проект, по которому нахичеванские армяне получали южную часть Самбекской степи, а черкесские армяне — северную часть. Получив согласие графа Г.А. Потемкина, пишет X. Поркшеян, архиепископ начинает вести тайные переговоры с руководителями черкесских армян. Представители последних приглашаются в Нахичеван, где им устраивают теплую встречу. Город так понравился черкесским армянам, что они поставили на обсуждение вопрос о переселении армян в Нахичеван. Но нахичеванцы не согласились.

То, что закубанские армяне действительно намерены были поселиться в Нахичеване, подтверждается еще одним упоминанием. У Буткова читаем: «В октябре 1791 года во время сражения против черкесских племен армяне, обитавшие в трех селениях, лежащих у рек (одно — на Шаушеке, называемое Гаурхабл, другое — на Пшизе, называемое Адепсу-Хай, и третье — на Илье, называемое Хатукай), изъявили желание перейти в Нахичеван и отправились туда в числе 390 душ обоего пола». Как в первом случае, желание черкесских армян не осуществилось. Массовое переселение черкесских армян, дважды пытавшихся переселиться в Нахичеван (в 1784-м и 1791 году), не удалось. Точка зрения X. Поркшеяна, будто прибывших в Нахичеван представителей черкесских армян встретили радушно, но не дали согласия на их переселение в Нахичеван не подтверждается.

X. Поркшеян ссылается на архивный документ, который, однако, касается не 90-х годов XVIII века, а более позднего периода — 50–60-х годов XIX века. 200 армян и греков, проживающих среди враждебных черкесских племен, изъявили желание переселиться в Нахичеван, но магистрат Нахичевана отказал им, мотивируя тем, что приход иногороднего армянского населения в Нахичеван может иметь отрицательные последствия для коренных нахичеванцев, которые еще до этого пользовались и продолжают пользоваться привилегиями.

Следующую попытку переселиться в Нахичеван делают гаурхабльцы в 1825 году. Черкесские армяне выбирают делегатом уздена Бабасина Твелова. Приехав в Россию, в Таганрог, он обращается с просьбой о переселении к находившемуся там незадолго до своей смерти императору Александру I, от которого получает разрешение на землю у реки Самбек, близ Нахичевана. X. Поркшеян среди делегатов отмечает имя архимандрита Карапета Арцивяна, который после переговоров, опасаясь гнева темиргоевского князя Джамбулата Болотокова, переселяется в Екатеринодар. Е. Шахазиз имени Карапета Арцивяна не упоминает. По неизвестным причинам императорское послание попадает в руки князя Болотокова, который предотвращает организацию переселения. Известно, что Арцивян, который в 1817 году прибыл в Черкесию, остается у своих единоплеменников. В 1832 году он обосновывается в Екатеринодаре, а после переселения черкесских армян в Армавир он также переезжает туда (1840).

Таким образом, хотя и было царское повеление и покровительство, осуществить само переселение оказалось нелегким. Предполагалось продвигаться разновременно, не торопясь, незаметно приблизиться к левому берегу р. Кубани, потом с помощью русских перейти границу. Осуществлению этой операции могли способствовать и те черкесские племена, среди которых жило много армян и которые для расширения скотоводства намерены были спуститься с гор на левый берег Кубани, к русским границам.

До 30-х годов XIX века переселение армян к Черноморью и русским границам Кубани не было массовым и организованным. Начиная с 30-х годов XIX века военное начальство Кавказа приступает к осуществлению переселения закубанских армян на русскую сторону Кубани.

Первой из Черкесии вышла группа армян, проживавших среди хатукаевских племен. В 1828 году хатукаевцы принимают русское подданство. В 1830 году хатукаевцы под предводительством князя Джаангирея Киркана со своими аулами переводятся на левый берег Кубани, к северу от русской станицы Казанской. Армяне одновременно отдельным аулом поселяются южнее Кубани, напротив станицы Казанской, в местности, называемой Ушкондушко (Ушкундипс). Переселилось 33 двора. Сохранились сведения о том, что армяне оповестили черкесов, будто они поселяются на русских границах с целью развития меновой торговли. Вскоре черкесы, узнав об истинных намерениях армян, требуют возвращения. Армяне не соглашаются и остаются на прежнем месте.

Армянские новоселы неоднократно обращались к военным и духовным властям с просьбой о помощи, описывая трудное положение, в котором они находятся. 18 июля 1833 года они вручают прошение начальнику Астраханской армянской епархии епископу Серовбе, в котором пишут: «Три года тому назад, выходя из среды черкесов, перешли к русским и поселились у реки Кубани, напротив станицы Казанской». И далее: «…Намерены были перейти на правый берег Кубани, но до сих пор остаются там…». Как выясняется из отчетного доклада священника Мартироса Гюльбекянца моздокскому церковному начальству (август 1833 года), новопоселившиеся черкесские армяне вспоминают о прошении, посланном в 1825 году русскому правительству, и решают послать военному начальству еще одно прошение.

У Гюльбекянца читаем: «Следующее прошение посылают жители Ушкундипса близ станицы Казанской. Легко можно их переправить на другую сторону Кубани, если придет приказ. Достаточно 40 казаков для переселения и охранения их». Чтобы навсегда оградить армян от черкесских набегов, командующий Кубанской военной линией генерал Засс в 1839 году переселяет хатукаевских армян на место нынешнего Армавира. Следующей группой, которая переселилась к русской границе, была партия гаурхабльских армян. Гаурхабл, или, по произношению черкесских армян, Джяурхабл, был самым большим и многолюдным поселением в Черкесии. Он был расположен на берегу реки Белой, на территории, заселенной темиргоевцами и абадзехами. Основное население Гаурхабла составляли армяне (по сохранившимся документам 50 дворов). Если считать, что каждый двор состоял из пяти членов (хотя патриархальные семьи были более многолюдными), то число армянского населения Гаурхабла приблизительно составляло 250 душ, может, и больше. Гаурхабл являлся как бы столицей черкесских армян. Все армянские священники, прибывавшие в Черкесию, своим первым долгом считали посетить сначала гаурхабльцев и лишь потом другие армянские поселения.

на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Смотреть картинку на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Картинка про на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного. Фото на каком языке разговаривали первопоселенцы в 1839 году армянского аула основанного

«Чтобы навсегда оградить армян от черкесских набегов, командующий Кубанской военной линией генерал Засс в 1839 году переселяет хатукаевских армян на место нынешнего Армавира».

Григорий Христофорович фон Засс (1797–1883) — барон, генерал от кавалерии, основатель города Армавир ǁ wikimedia.org

Начиная с XIX века, в условиях религиозных гонений, положение армянского населения Гаурхабла постепенно ухудшается. Гаурхабльцы в своем прошении от 29 мая 1833 года пишут астраханскому и кавказскому епархиальному начальнику архиепископу Серовбе: «Сыновья наши часто остаются некрещенными, потому что нет у нас своего священника». Они упоминают имя Мартироса Гюльбекянца, который заботился об удовлетворении их духовных потребностей. Гаурхабльцы пишут и о прежней зажиточной и мирной жизни черкесских армян, описывают нынешние трудные условия, «живем, как пленники, среди инородцев». То, что армяне свою надежду на свободу, спасение и обеспечение связывали с Россией, явно видно из заявления гаурхабльцев М. Гюльбекянцу от 27 июня 1833 года: «Негде нам искать спасения, если не от милосердного и благочестивого государя императора Российского». Темиргоевский князь Джамбулат Болотоков, под покровительством которого жили гаурхабльцы, в 1833 году, решив со своими крестьянами переселиться на русские земли, продвинулся с берегов реки Белой к устью реки Лабы, где армяне с черкесами прожили совместно два года. В 1838 году, после гибели князя Болотокова, начинаются разбои и грабежи. Армяне отправляют своих делегатов к генералу Зассу с просьбой поселить их в надежном месте, на русской территории. Вскоре они переселяются в местность под названием Домбайтук, прямо против станицы Темишбекской.

Осенью 1838 года к гаурхабльцам присоединилась новая группа армян — егерухаевпев. Обе группы вместе с хатукаевцами в следующем, 1839 году перешли в Армавир и образовали здесь одновременно с Хатукаевским два самостоятельных квартала — Гаурхабльский и Егерухаевский.

Третьей группой поселенцев оказались вышеупомянутые егерухаевские армяне. Вскоре, после принятия русского подданства, в аулах егерухаевских племен, обитающих на левом берегу реки Лабы, по побуждению абадзехов, начинаются волнения. Дело дошло до угрозы сняться с мест и удалиться к непокорным горцам. Ф. Щербина и Е. Шахазиз эти возмущения объясняют недостатком соли и высокими ценами на нее. Во всяком случае, ни в одном официальном документе об этом ничего не говорится. Генерал Головин в рапорте от 30 марта 1838 года графу Чернышеву сообщает, что, прибыв в отряд, генерал Засс собирает узденей и егерухаевских старшин, успевает успокоить колеблющийся народ и вновь получает единодушные заверения в верноподданнических чувствах. Далее, говоря о егерухаевских армянах, Головин пишет: «Пользуясь изъявлениями безусловной покорности, генерал Засс приступил к переселению издавна живущих между егерухаевцами и темиргоевцами армян, которые, претерпев от владельцев своих разорение и будучи христианами, имели право на защиту нашего правительства. Однако же больших трудов стоило склонить хозяев аулов и выпустить из-под их власти армянские семейства, которые стали жертвой их корыстолюбия. Освобожденные армяне на этот раз числом превышают прежде переселенных на Кубань генералом Зассом, составляя до 250 семей. Он полагает поселить их за Кубанью близ р. Урупе, между Георгиевским и Прочно-Окопским укреплениями».

Летом 1838 года егерухаевские армяне с помощью генерала Засса переселяются на левый берег Кубани и временно поселяются у станицы Темишбекской. Прожив здесь с гаурхабльцами примерно год, они в 1839 году переселяются на территорию будущего Армавира, образовав здесь свои самостоятельный Егерухаевский квартал.

К этим трем группам присоединяется и четвертая, состоявшая из армянских семей, отдельно проживавших среди бжедухов и шапсугов. Эта группа называлась по имени своего предводителя — армянина уздена Джагупа (Акопа) Джантемиряна — группой Джагупа, а квартал поселения — Джагупхабл, то есть посад Акопа.

Итак, весной 1839 года, на левом берегу реки Кубань, напротив Прочно-Окопского укрепления, на участке, отделенном для черкесских армян, упомянутые выше четыре группы основывают свои самостоятельные кварталы: Гаурхабл, Хатукай, Егерухай и Акубхабл.

Переселение черкесских армян на русскую сторону осуществлялось в трудных для поселенцев условиях. Под защитой казачьих войск армяне удалялись от родных мест с надеждой на лучшее будущее. Караваны черкесских армян один за другим подходили к русским границам Кубани, преодолевая все трудности дороги. Насколько были трогательны встречи армян со своими единоплеменниками, видно из слов одного священника-очевидца: «Подъехал караван, о, боже мой, какая картина. Женщины и мужчины, жаждующие религии и креста, бежали вперемешку, падали на землю вокруг нас, плакали, кричали от радости, хватаясь за нас, они целовали нас и клали свои руки на глаза, опять целовали. Мы не видели такой потрясающей сцены, не видели таких верующих. Дрогнувшим голосом несколько часов говорил и утешал Тер-Петрос. Переводили Тер-Арутюн или архимандрит Карапет. Женщины обнимали и целовали своих детей, утешая их словами „эрмени, эрмени“, крепко прижимали к груди».

Об основании армянского поселения более подробно сообщает генерал Засс начальнику астраханской армянской епархиальной консистории архиепископу Серовбе. Генерал пишет: «Уже несколько лет, как используя все благоприятные моменты, успел переселить 300 семей армян из горных районов на равнины Кубани, которые поселились на левом берегу р. Кубани напротив Прочно-Окопского укрепления, и с военной и с гражданской стороны они всем обеспечены».

Новое поселение представляло собой местность, где ранее бродили многочисленные стада крупного и мелкого рогатого скота, принадлежащие кочевникам-ногайцам и черкесским племенам. Местность была подобрана почетными стариками — черкесскими армянами и военным начальством. В двух километрах от «Армянского аула» находилось Прочно-Окопское укрепление. С другой стороны, на юге, на берегу реки Уруп возвышалось Георгиевское укрепление, а с третьей, на западе, на границе черкесов у реки Лабы — новая военная оборонительная линия. Соседство с мирными горскими племенами обеспечивало мирную жизнь армянского населения. Выбор местности был правилен и в отношении перспектив экономического развития. Восточнее армянского поселения находилась Ставропольская губерния с достаточно развитой по тому времени экономикой. Ставропольская губерния на юго-западе примыкала к Терской области, а с северо-запада, востока и юга — к богатой Кубанской области. Наличие тучного чернозема открывало огромные возможности для занятия скотоводством и земледелием.

Своеобразный интерес представляет название нового поселения. Ростом-бек Ерзынкян об этом пишет так: «Благодетель армян генерал Засс предложил инспектору-священнику (П. Патканяну. — Л.П.) отыскать подходящее название для нового поселения. Инспектор-историк сперва предложил название Айкашен, но черкесские армяне не согласились, так как по-черкесски слово «айк» означает собака, потому и назвали поселение Армавир, по названию столицы армян-гайказунидов». Новое армянское поселение вначале не имело названия, но так как было заселено армянами, то называлось «Армянским аулом». Е. Шахазиз пишет, что лишь в 1843 году по ходатайству священника армянской церкви Тер-Петроса Патканяна поселение стало называться Новый Армавир, в честь старейшей армянской столицы. В. Григорян, после обстоятельного изучения сохранившихся документов, пришел к заключению, что крестным отцом Армавира был благотворитель армянских церквей Кубанской области, священник Ставропольской церкви Петрос Патканян, а не Габриел Патканян, как ошибочно считали Г. Никогосян и писатель Р. Патканян.

Дата присвоения названия поселению (1843 г.), упомянутая Е. Шахазизом, не соответствует истине. Название «Армавир» не упоминается ни в одном из сохранившихся документов до 1848 года. Во многих прошениях, заявлениях, многочисленных донесениях и официальной переписке черкесских армян встречается лишь название «Армянское село», «Армянский аул». И только в 1848 году, согласно прошению, написанному по указанию Петроса Патканяна, Нерсес Аштаракеци получил разрешение от Кавказского наместника переименовать Армянский аул в Армавир.

С историей черкесских армян тесно связано имя адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (Казар Маркосович Кюмушли-Арцатагорцян), который в течение двадцати лет (с 1837 года) играл видную роль в борьбе за упрочение России на восточном берегу Черного моря. Л. Серебряков всеми силами старался помочь также и своему народу. Он постоянно проявлял заботу о черкесских армянах, которые, по его же словам, уже стали терять свой национальный облик. (Многие из черкесских армян, как известно, и после основания Армавира продолжали жить в горах.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *