на каком языке разговаривают адыгейцы
Адыгейский язык. 01 Вместо предисловия.
Адыгейский язык. 01 Вместо предисловия.
Адыгейский язык. 02 Фонетика: алфавит и правила чтения.
Адыгейский язык. 03 Существительные
Адыгейский язык. 04 Глаголы.
Адыгейский язык. 05 Наречия.
Адыгейский язык. 06 Местоимения.
Адыгейский язык. 07 Прилагательные.
Адыгейский язык. 08 Числительные.
Адыгейский язык. 09 Служебные части речи.
Адыгейский язык. 10 Структура предложения.
Адыгейский язык. 11 Русско-адыгейский разговорник.
Адыгейский язык. 12 Адыгские пословицы и поговорки.
Вместо предисловия
Адыгский язык, язык адыгов (черкесов) относится к абхазско-адыгской группе кавказско-иберийской языковой семьи. Наиболее распространенными его разновидностями в наше время являются кабардинский, шапсугский, бжедугский, бесленеевский темиргоевский и абадзехский диалекты.
На территории РФ кабардинский диалект распрастранен в республиках КБР, КЧР и в восточной части республики Адыгея.
На бисленеевском диалекте разговаривают часть адыгов (черкесов) в Карачаево-Черкессии, а бжедугский, бесленеевский темиргоевский и абадзехский диалекты распространены на территории республики Адыгея.
Мы рады будем узнать мнения и пожелания всех пользователей данного самоучителя и непременно отразим их в данном электронном издании. Для связи с авторами воспользуйтесь ссылкой «контакты» портала aheku.net.
Как и в других языках в адыгском языке существуют определенные грамматические правила. Однако при изучении языка необходимо учитывать, что Адыгский язык в высшей степени богат исключениями из правил, поэтому изучение адыгского языка потребует зачастую простого запоминания.
Здесь и далее условно все слова классифицируются, как: существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глаголы, наречия, местоимения, служебные части речи. Условно, потому что в адыгском языке одно и то же слово зачастую может использоваться и как существительное и как прилагательное и как глагол. Например:
Примечание: знак апострофа ‘ здесь и далее в тексте означает ударение
Абхазско-адыгская группа языков
Абха́зо-ады́гские языки́ — одна из семей кавказских языков, предположительно входящая в северокавказскую надсемью. Включает адыгскую и абхазо-абазинскую ветви и убыхский язык. Последний, генетически более близкий к первой ветви, испытал значительное влияние второй, так что в целом занимает промежуточное положение между обеими.
Абхазо-адыгские языки иначе называются северозападнокавказскими по месту своего первоначального и основного распространения — Северо-Западному Кавказу.
Распространены в России (на Северном Кавказе), в Абхазии и среди ближневосточной диаспоры (преимущественно в Турции, Сирии, Иордании). Общее число говорящих на абхазо-адыгских языках — ок. 1,1 млн чел., в том числе в России — 764 660 чел. (перепись 2002 года).
Содержание
Внешнее родство
Наиболее популярна и доказуема точка зрения о родстве абхазо-адыгских языков с нахско-дагестанскими, с которыми они совместно образуют северокавказскую семью. Согласно альтернативной точке зрения, родство с нахско-дагестанскими языками является приобретённым ввиду тесного их соседства и ограничивается в основном лексикой, тогда как на уровне морфологии и фонетики имеются существенные расхождения.
Имеются также попытки сблизить абхазо-адыгские языки с давно вымершим хаттским языком северо-восточной Анатолии (III—II тыс. до н. э.) — малоуспешные, однако, из-за скудости материалов последнего.
Классификация
Адыгская ветвь
Адыгская (черкесская) группа включает два близкородственных языка, которые иногда считают наречиями единого адыгского языка. В частности, самоназвания обоих языков одинаковые — адыгэ(бзэ).
В диаспоре черкесами называют всех адыгов, причём нередко в это число включаются и родственные им убыхи, абхазы и абазины.
Абхазо-абазинская ветвь
Абхазо-абазинские языки также довольно близки между собой и включают следующие языки:
Генетически абхазо-абазинские языки достаточно близки между собой, чтобы считаться наречиями одного языка. При этом, ашхарский диалект абазинского ближе к абхазскому, чем к тапантскому диалекту. Условно это изображено на схеме выше.
Убыхская ветвь
Судьба последнего абхазо-адыгского языка — убыхского (a-t°axə) оказалась более печальной. Убыхи жили по берегу Чёрного моря между садзами и шапсугами — там, где сейчас располагается курортный город Сочи. Будучи активными участниками Кавказской войны, они полностью выселены после поражения горцев. В Османской империи они селились вместе с адыгами и впоследствии перешли на их язык: последний носитель убыхского языка Тевфик Эсенч умер в деревне Хаджиосман (на берегу Мраморного моря в Турции) 7 октября 1992 года. Однако сами убыхи ещё живы, и в Турции их насчитывается около 10 000 человек. Существует движение за восстановление языка и даже за разработку его литературной формы. Убыхский считается одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается до 80 согласных фонем.
История
Чересполосное распространение абхазо-адыгских языков на довольно обширной территории объясняется историческими фактами, в частности миграциями их носителей. Мало что известно об их жизни в древнее время. Наиболее вероятными предками абхазо-адыгов были меоты, распространённые в античное время на северо-западном Кавказе. После сокрушительных походов гуннов и готов-тетракситов меотские племена были оттеснены в горные районы Закубанья, а само имя меотов вовсе исчезло. На смену ему пришли имена зихов и касогов (кашак) — названия крупных местных племён. Возможно, к абхазско-адыгским народам относились также тавры — племя, проживавшее в Крыму в эпоху греческой колонизации.
Очередным ударом по всему Северному Кавказу стали опустошительные нашествия татаро-монголов в XIII и полчищ Тамерлана в XIV веках, после которых адыгские племена укрылись в недоступных горных долинах. Предки абхазов, абазин и убыхов жили по другую сторону Кавказского хребта вдоль берега Чёрного моря. Но места в горах было мало, и как только вокруг стало спокойнее, часть адыгов переселилась на восток (ок. XIII—XIV вв.), положив начало кабардинскому этносу. На освободившиеся земли с юга, из-за Кавказского хребта стали переселяться группы абазин — сначала тапанта (что значит в переводе «жители равнины»), а затем и ашкарауа (=»горцы»), занявшие территорию современной Карачаево-Черкесии. Позднее, уже в XVIII веке, часть кабардинцев вернулась обратно и осела на севере современной Карачаево-Черкесии, получив название «беглых» кабардинцев. Уже в советское время за ними закрепился этноним «черкесы», до того обозначавший всех адыгов вообще.
Во второй половине XIX века все абхазо-адыгские народы в той или иной мере пережили очередное великое бедствие — т. н. мухаджирство, или переселение значительной их части в пределы Османской империи. С немалым трудом закончив в 1864 году Кавказскую войну, российское правительство понимало: оставить горцев в горах — заложить мину замедленного действия. И оно выставило им ультиматум: или переселиться на равнину, или покинуть пределы России. Первое выбрали те, кто долгое время уже находился под российским влиянием: большинство кабардинцев, северная часть западных адыгов, часть абазин и абхазов. В изгнание ушли те, кто жил ближе к морю и был под влиянием Порты. В результате на Кавказе совсем или почти не осталось натухаевцев, хатукаевцев, егерукаевцев, мамхегов, махошевцев, абадзехов (остался 1 аул), шапсугов, садзов, убыхов, бесленеевцев (4 аула), горных (псху, дал, цебельда) и гумских абхазов. Горная полоса северо-западного Кавказа полностью обезлюдела и впоследствии заселялась выходцами из других районов России и Османской империи (армянами, греками), а опустевшие районы Абхазии — также мегрелами, сванами и грузинами.
Однако новая родина оказалась не очень приветливой: тысячи мухаджиров, часто размещённые в пустынных местах, гибли от голода и болезней. Судьба родного языка была ещё менее благополучной. Прямыми и косвенными методами турецкое правительство вытесняло любые языки меньшинств и только в самое недавнее время, стремясь соответствовать европейским стандартам, Турция пошла на некоторые послабления. Однако и сейчас ни один из абхазо-адыгских языков не имеет в Турции официального статуса, не преподаётся в школе, фактически не имеет письменности. Официальная статистика говорит о чуть более 100 тыс. носителей адыгского языка (там он рассматривается как один язык) и 12 тыс. говорящих по-абхазски, в то время как этнических адыгов и абхазов-абазин насчитывается более полумиллиона, а число людей, так или иначе являющихся потомками мухаджиров, достигает нескольких миллионов.
Грамматическая характеристика
В типологическом отношении абхазо-адыгские языки довольно близки между собой. Наиболее яркими чертами их грамматики являются следующие:
Письменность
До начала XIX столетия ни один из абхазо-адыгских языков не имел письменности. После присоединения к России делаются многочисленные, но довольно разрозненные попытки разработать и применить письменность для отдельных абхазо-адыгских языков на основе кириллицы и арабского письма. После установления советской власти для адыгских языков централизованно вводятся алфавиты на арабской основе. В 1923 кабардинский, а в 1926—1927 гг. — абхазский, адыгейский и абазинский переводятся на латиницу, использовавшуюся до 1936—1938 гг. После этого абхазский алфавит был переведён на грузинскую основу (до 1954 года), а остальные три — на кириллицу, которая существует и поныне. Подробнее см. в статье про графику абхазо-адыгских языков.
Фольклор
При отсутствии письменности на абхазо-адыгских языках существовал богатый устный фольклор, который занимал важнейшее место в жизни этих народов. В каждом из них существовали разные типы профессиональных певцов и исполнителей народного творчества, сочинителей. Так, у адыгов таких людей называли джегуако (джэгуакIуэ). Среди других жанров народного фольклора центральное место занимал эпос Нартов, который характерен также и для других народов Северного Кавказа. Например, вот отрывок из текста, посвящённого одному из Нартов — Сосруко.
Сосрукъуэ ди къан,
Сосрукъуэ ди нэху,
ЯмыIуэху дышъафэ,
Афэр зи гьанэ куэщI,
Дыгъэр зи пыIэ шыгу…
Сосруко наш любимец,
Сосруко наш свет.
Чей щит златоцветный,
Чья одежда — кольчуга,
Над чьей головой солнце…
История исследования
Исследование абхазо-адыгских языков начинается с первой пол. XIX в. (Л. Ю. Люлье, И.Грацилевский, Шора Ногмов, позже Л. Г. Лопатинский, Кази Атажукин); значительный вклад в изучение абхазо-адыгских языков внесли Н. С. Трубецкой, Д. А. Ашхамаф, Н. Ф. Яковлев, Г. В. Рогава, К. В. Ломтатидзе, З. И. Керашева и др.
Библиография
Ссылки
Абхазо-адыгские языки |
---|
абазинский | абхазский | адыгейский | кабардино-черкесский | убыхский |
Абхазско-адыгские языки — северо западная группа кавказских (иберийско кавказских) языков. К ней относятся абхазский, абазинский (абхазская подгруппа), адыгейский, кабардино черкесский (адыгская подгруппа) языки и убыхский язык, занимающий промежуточную между… … Большая советская энциклопедия
Абхазо-адыгская семья — Схема происхождения абхазо адыгских языков Абхазо адыгские языки одна из семей кавказских языков, предположительно входящая в северокавказскую надсемью. Включает адыгскую и абхазо абазинскую ветви и убыхский язык. Последний, генетически более… … Википедия
абазинский язык — относится к кавказским (иберийско кавказским) языкам (абхазско адыгская группа). Письменность на основе русского алфавита. * * * АБАЗИНСКИЙ ЯЗЫК АБАЗИНСКИЙ ЯЗЫК, язык абазин, относится к северо западной (абхазско адыгской (см. АБХАЗСКО АДЫГСКИЕ… … Энциклопедический словарь
Адыгейский язык — Самоназвание: Адыгабзэ[1] Страны … Википедия
Абхазо-адыгские языки — Абхазо адыгская Таксон: семья Статус: общепризнана Ареал: Северный Кавказ, Абхазия, Турция, Сирия, Иордания … Википедия
Абхазский язык — Самоназвание: Аҧсуа бызшәа, аҧсшәа Страны: Абхазия / Автономная … Википедия
Абазинский язык — Самоназвание: Абаза Бызшва Страны: Россия, Турция … Википедия
Адыгейский язык
Полисинтетизм и богатство согласных
— Любая бесконечность, которая доступна человеку, является потенциальной. Не бывает бесконечных слов, бесконечных текстов. Полисинтетизм состоит все-таки не в том, что можно строить слова до бесконечности, а, скорее, в том, что возможности сочетания разных лексических и морфологических единиц между собой в рамках одного слова гораздо более свободны, гораздо менее ограничены, чем в привычных нам языках.
Адыгейский язык (устаревшие названия: черкесский, нижнеадыгейский, кяхский) — Адыгабзэ
Этнический язык адыгейцев
Северокавказские > Абхазо-адыгские языки > Адыгские языки > Адыгейский язык
В России адыгейцы проживают в Республике Адыгея и ряде районов Краснодарского края. Согласно переписи 2010 года, на родном языке их них говорят 117 489 человек. Так как после Кавказской войны большая часть адыгейцев была насильственно выселена в Османскую империю, сейчас их диаспора в Турции, Сирии, Израиле и других странах значительно превосходит их численность в России.
Адыгейцы (западные адыги) вместе с кабардинцами (восточными адыгами) входят в состав одной народности — адыги; до революции всех адыгов традиционно называли экзонимом «черкесы». У адыгской языковой ветви до сих пор есть синоним «черкесская», а по-английски адыгейский называют Adyghe или West Circassian («западночеркесский»). Тем не менее самоназвание адыгейцев — адыгэ, то есть «адыги», и многие адыгейцы и кабардинцы считают себя одним этносом с единым, адыгским, языком. Но между адыгейским и кабардино-черкесским языками есть очевидные фонетические, грамматические и лексические различия и затруднено взаимопонимание, поэтому лингвисты не объединяют их в один язык.
Адыгейский наравне с русским является государственным языком Республики Адыгея. Чересполосное расселение адыгейцев после Кавказской войны препятствовало активному смешению с русскими, что способствовало сохранению языка в местах компактного проживания. В столице республики Майкопе и крупных райцентрах доминирует русский. Адыгейский является языком обучения в нескольких школах и Адыгейском ГУ, он также преподается как предмет и представлен в СМИ. Несмотря на это, ЮНЕСКО относит 1 адыгейский язык к «уязвимым»: хотя на нем и говорит подрастающее поколение, функциональная сфера ограничена бытовым общением, и даже в аулах адыгейский постепенно вытесняется русским языком.
Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
Языки, диалекты, история
Адыго-абхазская (ашуйская) группа языков.
Абхазская подгруппа: абхазы (апсуа), абазины.
Убыхская подгруппа: убыхи (апёх).
Касогская подгруппа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы.
Сафронов В.А. «Индоевропейские прародины».
Майкопская культура была сформирована в районах Средней и Верхней Месопотамии и принесена на Северный Кавказ выходцами из районов Харрана, которые находились в сфере влияния государства западных семитов – Эблы (23-20 гг. до н.э.). Импульсом к подвижности населения Тель-Хуэйры было разрушение ее Саргоном и устойчивая направленность интересов династий Аккада на запад. Миграция была единовременной и быстрой: имеются только слабые следы передвижения в Закавказье. По Северному Кавказу носители семитской (майкопской) культуры продвинулись от моря до массива гор Дагестана. Они вышли в степи Предкавказья и Причерноморья, достигнув Поднепровья (Михайловка, Соколовка-Шапошникова), вошли в контакт с индоевропейскими культурами – кеми-обинской, нижнемихайловской, древнеираноязычным населением Поволжья (древнеямная культура), индоариями Прикубанья (кубано-днепровская культура), протохеттскими племенами (культура дольменов Новосвободной) Восточного Причерноморья. Следы пребывания семитоязычных племен на Северном Кавказе подтверждаются 12 изоглоссами культурной лексики, выявленной Милитаревым, Старостиным между семитскими (в основном, западносемитскими) и восточно-кавказским языками. Археологическими эквивалентами общности, говорящей на этих (северно-кавказских) языках можно считать восточную группу куро-аракской культуры, распространенной как в Закавказье, так и в восточной части Северного Кавказа.
Время существования единого адыго-абхазского (ашуйского – названного так по имени ашуйской археологической культуры) праязыка относится к III тыс. до н.э. Древнейшими археологическими реалиями ашуйской цивилизации были майкопская и колхидская культуры. Имеется влияние дольменной культуры. Письменные памятники ашуйского языка охватывают период с середины III тысячелетия до н.э. до 4-5 вв. н.э. К ашуйским племенам, по многочисленным данным, относились тавры (Крым), меоты и таны (Дон), синды, дардарии, тореаты, арехи (Кубань). Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии – гениохи. “У моря лежит азиатская часть Боспорского царства и Синдика, а за ней живут ахеи, зиги, гениохи, керкеты и макропогоны (длиннобородые). Выше их лежат теснины фтейрофагов (вшеедов). За гениохами находится Колхида…” (Страбон).
Антропология(см. страницу «Антропологические типы Понтийской ветви»):
1 абхазы, абазины – колхидский тип понтийской ветви.
2 адыгейцы и черкесы – северо-западный тип понтийской ветви
3 западные адыги – юго-западный тип понтийской ветви.
4 кабардинцы – пятигорский микс понтийской ветви.
Характеристика языков:
Характерным для адыго-абхазских языков является огромное кол-во согласных звуков: в убыхском языке – 82, в бзыбском диалекте абхазского языка – 67, в адыгейском – 55, в кабардинском – 48. Гласных очень мало: в абхазском языке – две, в абазинском – две в ударном и одна в безударном слоге, в убыхском – три. А всего в северокавказских языках (ашуйских и нахско-дагестанских) суммарно насчитывается 299 различных звуков. Ашуйские языки имеют около 400 общих корней. Фонетические соответствия очень малочисленны. Грамматика и словоборазование различаются довольно сильно.
Ашуйские языки (вкл. хаттский), как и большинство сино-кавказских, являются эргативно-агглютинативными.
Убыхи (апёх, пэху, асадзуа, уббух, брухи):
Промежуточный этнос между адыгами и абхазами, которые считали убыхов своей этногруппой. Жили в районе Сочи. С 17 века известны как вайяпиха (от имени двух племён – гуайя и пэху). В 19 веке турецкие источники их называют суачалилер (жители Сочи). В верховьях рек Сочи и Хоста находилась область проживания локальной этногруппы убыхов – Садаша. Убыхские земли делились на Саше-и-Хамыш (Сочи), Убых-и-Ворданэ, которые распадались на Ворданэ, Псахо, Субешх (+ Берзеки), Хизе. В результате Русско-Кавказской войны они были в полном составе изгнаны в пределы Османской Империи в 1861-64 гг., где растворились в местном населении, а частью погибли – это являлось одним из итогов совершённого Царской Россией геноцида. В 1992 году в Турции умер последний носитель разговорного убыхского языка – Тефвик Есенч. Говорили на реликтовом адыго-абхазском языке, промежуточном между абхазской подгруппой и адыгской. Религия представляла собой микс христианства, ислама и язычества.
Абазины (абаза):
Произошли от этнической общности абазгов, впервые упоминавшихся во 2 в. Тогда абазги населяли северную часть современной Абхазии, от Сухума до реки Бзыбь; в 3-5 вв. абазги, вытесняемые мегрелами, продвинулись на север, до реки Псоу и дальше, оттесняя и ассимилируя другой адыго-абхазский этнос санигов. С 8 в. абазги политически господствуют в образовавшемся Абхазском царстве (8-10 вв.), отчего вся территория этого государства, включая современную Абхазию и Западную Грузию (Самегрело, т.е. Мегрелия, искаженно – Мингрелия), называется в письменных источниках разных стран того времени Абазгией (даже в 12 в. в русских источниках Грузия иногда называется Обезия, т.е. Абазгия). В период распада единой Грузии (1466 г.) начинается новое движение абазгов на север и северо-восток, на земли, опустошенные походом Тамерлана на Северный Кавказ (1395). Оседая на новых местах, абазги вступают в тесные контакты с адыгскими племенами, родственными абазгам по языку. В ходе этно-исторического развития часть абазгов стала одним из основных этнических компонентов в этногенезе абхазского народа (прямые потомки абазгов – абхазы Гудаутского района Абхазии, говорящие на бзыбском диалекте абхазского языка), другая часть вошла в состав некоторых адыгских этногрупп (группа т.н. «абадзе»: бжедуги, натухаевцы, шапсуги и особенно абадзехи (16-17 вв.), третья – образовала самостоятельный этнос абазинов.
В XIX веке часть абазин переселилась на равнину, а часть была изгнана царской властью на Ближний Восток.
Выделяются субэтнические группы (т.н. безшаги: абазакты, апсуа, кубинцы-эльбурганцы, кувинцы и псыж-красновостокцы), говорящие на диалектах: ашхаруа (кувинский и апсуйский говоры) и тапанта (кубино-эльбурганский и красновостокский говоры). Кубино-эльбурганский говор – основа литературного языка. Диалекты ашхаруа близки абхазскому языку.
Разделение абхазского и абазинского языков произошло в 8-9 вв. н.э.
В настоящее время насчитывается около 45 тыс. человек – в Карачаево-Черкессии и на Ближнем Востоке. Сунниты.
Адыгские народы.
Под этим термином подразумеваются носители т.н. языков касогской (адыгской) подгруппы ашуйской (адыго-абхазской) группы, а именно: адыги, черкесы и кабардинцы. Самоназвание этих народов («адыгэ») происходит от древнеадыгской формы «а-дыгъэ» – «народ солнца». По другой версии – от “адзэхэ” («войска» или «народ войск»). На рубеже н.э. древнеадыгские племена занимали территории по побережью Чёрного моря вплоть до Сочи, где жили убыхи. В 5 в. н.э. образовалось государство Синдика, в 6 в. н.э. – Зихский, Абазгский и Касогский союзы. С 13 в. применяется тюркское слово черкес. В XI в. часть адыгских племён стала продвигаться на восток. К XIII-XIV вв. можно отнести обособление кабардинских племён. Черкесская династия аль-Мамляка аз-Захира Баркука аль-Черкеси правила в Египте и Сирии с 1382 по 1517 гг.
В 17-18 веках состояли из нескольких кланов: Абадзех, Шапсуг, Надкуадж, Кабертей, Бесленей, Мохошь, Кемгуй-Темиргой, Хатукай, Бжедуг (Черченей, Хамыш), Жаней. Кланы Чёбсин и Хегайк слились с натухаевцами, Хетук (Адале) переселились на п-ов Тамань и смешались с ногайцами.
В формировании адыгских народов участвовали также киммерийцы (народ, живший в Причерноморье, имеющий, вероятно, смешанное ашуйско-индоевропейское происхождение) и ахейцы (арийские племена, пришедшие из Причерноморья).
По совокупности в мире насчитывается 5 млн. носителей адыгских языков: в Турции (130 тыс.), Иордании (44 тыс.), Сирии (25 тыс.), Ираке (19 тыс.), Израиле, США, Нидерландах (Голландии), Швеции. До недавнего времени проживали Косово-Метохии (Югославия).
> Адыги (киахи):
> Черкесы и кабардинцы:
Предки кабардинцев – часть касогских племён – в 14 в. переселились в местность Пятигорье (Беш-Тау), где они потеснили алан-осетин. Первоначально кабардинцы относились к понтийскому расовому типу, но впоследствие в результате многовекового смешения с вайнахами (мыстаками) и аланами, образовали смешанный кабардинский (пятигорский) антропотип. Названием этнос обязан князю Кербертею.
Различали Большую Кабарду (Кэбэрдэй), состоящую из нескольких родов – Джинбот, Месост, Хатошхок, Кайток; Малую Кабарду (Глехстан, Джылэхстэнэй) – род Гилосхан; Среднюю Кабарду – род Татлостан. В России их делили на кабартынских и пятигорских черкесов.
Чиленность – 400 тыс. чел. в Кабардино-Балкарии и Северной Осетии.
В большинстве своём – сунниты, моздокские кабардинцы – православные.
Черкесский этнос возник вследствие смешения касогов-бесленеевцев (родоначальник тейпа – Беслан) с родственными им кабардинцами в 18 в. н.э. «Черкес» – литературное наименование кавказских народов в 18 в. Это слово, по наиболее распространённым версиям, происходит от тюркского «чер-кесмек» (“перерезающий дорогу”) или от названия племени керкетов.
Значительная часть кабардинцев в XIX в. переселилась в Турцию.
Численность черкесов – 52 тыс. человек в Карачаево-Черкессии.
Говорят на диалектах кабардино-черкесского (или просто – черкесского/кабардинского) языка:
• Кабардинский диалект
— баксанский литературный говор Большой Кабарды (выполняющий функции государственного языка КБР)
— малкинский говор Большой Кабарды
— малокабардинский говор
• Моздокский диалект
• Черкесский диалект (выполняющий функции государственного языка КЧР)
• Бесленеевский диалект
• Кубанский диалект
Антропологические типы Понтийской ветви (обзор).
Развилась в Малой Азии или на северо-западном Кавказе в IV-III тыс. до н.э в результате смешения переднеазиатских брахикефальных и средиземноморских долихокефальных племен. Описан в 1932 году учёным Бунаком. Выделяют колхидский, северо-западный, юго-западный и пятигорский, нижнедунайский, византийский кластеры и типы. Юго-западный тип понтийской ветви схож с каспийским типом индо-иранской. Очень высок % распространения II группы крови, в частности редкого фенотипа А2 (5 % носителей II группы). Подобный высокий % группы А2 встречается у кавкасионцев и лаппоноидов.
• Северо-западный/кубанский («основной») тип :
— Высокий рост (> 170 см).
— Телосложение нормокостное, туловище длинное.
— Волосы жесткие, прямые. Цвет чёрный. Часто встречаются светло-каштановые волосы.
— Мезокефалия (черепной указатель – 80-81), часто встречаются суббрахикефалы.
— Оттенки глаз: черные (50 %), карие и серые (50 %).
— Глазная щель узкая. Расположение глаз горизонтальное или “переднеазиатское”. Брови прямые, часто сросшиеся.
— Волосяной покров развит нормально. Усы и борода негустые.
— Лицо узкое, длинное. Черты лица угловатые. Скулы заметны в профиль. Лоб высокий.
— Нос: длинный, узкий, прямой, невыступающий. Кончик расположен горизонтально, иногда приподнят. Часто нос и лоб образуют одну линию.
— Губы толстые.
— Подбородок высокий, невыступающий.
— Затылок выпуклый.
— Высокие уши с длинными мочками.
• Юго-западный тип (отличия от северо-западного):
— Рост средний (164-165 см).
— Волосы чаще чёрные.
— Глаза чаще чёрные (светлые оттенки почти не встречаются).
— Лицо широкое.
• Пятигорский микс (отличия от северо-западного):
— Лицо широкое.
— Нос иногда с горбинкой. Кончик расположен горизонтально.
• Колхидский тип (отличия от северо-западного):
— Рост: лазы (166-167 см), остальные (164-165 см).
— Широкий нос с плоской спинкой (иногда вогнутой).
— Широкое лицо.
— Встречаются светлые волосы и серые глаза, в основном у абхазов и абазинов.
— Развитый волосяной покров.
— Затылок плоский.
КАВКАСИОНСКИЙ ТИП
Тип сформировался в III тыс. до н.э. на основе прото-переднеазиатского в высокогорных условиях Кавказского хребта. Встречается только на Кавказе. Описан учёными Натишвили и Абдушелишвили в 1954 году. Некоторые учёные полагают, что кавкасионский тип сложился на основе древнейшего кроманьонского населения горного Кавказа и пришедших сюда хуррито-урартов переднеазиатского типа. По многим показателям кавкасионцы близки понтийцам. Параллельной формой являются представители ультра-динарского типа (балканские борреби), живущие в Черногории, Албании и на Крите. Они, правда, отличаются более низким черепом и более темной окраской. В российской антропологии (Алексеев, Алексеева) кавкасионский тип отождествляется с динарским, что в корне не верно.
Выделяют центральный, южный и дагестанский кластеры. Высок процент носителей II группы крови (А2).
• Южный кластер (отличия от центрального):
— Средний рост.
— Нос длинный, широкий. Профиль с горбинкой в верхней трети. Кончик расположен горизонтально.
КАСПИЙСКИЙ ТИП
Сформировался на основе памиро-ферганской (низкорослые брахикефалы), индо-иранской и балкано-кавказской ветви (переднеазиатский тип) европеоидной расы. Описан Бунаком в 1947 году. Наименее коррелируемый тип. К постоянным величинам относятся: рост, цвет глаз, цвет волос, строение черепа. Спинка носа чаще всего прямая, но при метисизации с арменоидами (ассирийцы, армяне, евреи) проявляется выпуклая форма. Для народов каспийского типа самой характерной является третья группа крови. Выделяют западный (см. ниже) и восточный (туркмены) кластеры.
— Рост низкий и средний (
— Рост низкий.
— Телосложение толстокостное.
— Волосы чёрные, жесткие, вьющиеся.
— Глазная щель широкая, расположение глаз “переднеазиатское” – внешний уголок глаз ниже внутреннего.
— Оттенки глаз: чаще всего чёрные, но встречаются и экзотические расцетки (тёмно-синие, матово-зелёные, черные с бирюзой).
— Брахикефалия (указатель – 86-88)
— Лицо овальное, широкое (до 143 мм), невысокое. Брови дугообразные. Скулы невыступают.
— Побородок маленький, невыступающий. Челюсть широкая.
— Нос длинный, выступающий, широкий. Профиль: выпуклый, горб – в средней трети спинки. Кончик загнут книзу. Видна носовая перегородка.
— Губы толстые. Верхняя выступает над нижней.
— Сильно развитый волосяной покров (захождение волос на лоб, сросшиеся брови, волосы на спине).
— Плоский затылок – отличительный элемент переднеазиатского типа.
— Уши маленькие, часто без мочек.
• Иберийско-кавказский кластер (отличия от центрального):
— Средний рост
— Прямой, длинный, широкий нос.
— Широкое лицо.
— Сетло-каштановые и чёрные волосы.
— Карие и серые глаза.
— Горизонтальное положение глаз.
Типология языков
Типология языка определяется его морфологией, т.е. системой склонения и спряжения слов, структурой слова, наличием суффиксов, префиксов и окончаний, и синтаксисом, т.е. системой построения предложения.
&覐 На основании морфологического аспекта выдеяют несколько типов.
• Корневые языки:
— изолирующие, для которых характерно полное отсутствие словоизменения и наличие грамматической значимости порядка слов, представленных только корнями. Непротивопоставление служебных слов и имён собственных, неразличение частей речи.
— основоизолирующие отличаются от изолирующих более развитой глагольной морфологией.
• Агглютинативные языки:
Характеризуются развитой системой употребления суффиксов, приставок, добавляемых к неизменяемой основе слова, которые используются для выражения числа, падежа, рода и др. Включение служебных частиц (до 12) в состав слова – т.н. явления полисинтетизма и инкорпорации. Чёткое разграничение частей речи. Неиспользование окончаний.
• Флективные языки:
Флективная морфология характерна, в основном, для большинства индоевропейских языков, а именно, для многих славянских, балтийских, албанского, греческого, санскрита, немецкого и исландского (английский и скандинавские относятся к смешанному типу, имеющему черты основоизолирующих и агглютинативных языков; романские, голландский, армянский, болгарский, македонский и индоиранские языки – профлективные). Характерно развитое употребление окончаний (флексий) для выражения рода, числа, падежа, сложная система склонения глаголов, чередование гласных в корне. Строгое различение частей речи. Порядок слов не всегда имеет значение.
• Профлективные (агглютинативно-флективные):
Промежуточное звено между агглютинативными и флективными языками. Для именного словоизменения характерна агглютинация, а для глагольного – флексия и чередование гласных (аблаут).
&覐 Синтаксически языки подразделяются на следующие типы.
• Нейтральный строй:
Харктеризуются бедностью морфологии и зависимостью значения слова от тона и высоты голоса (в языках мяо-яо 11 различных тонов). Одно и то же слово может иметь до двух десятков значений, в зависимости от контекста. Дупликация слова для выражения того или иного дополнительного смысла. Неразличение частей речи. Как правило, в морфологии преобладает корневая структура. Выделяют классный подтип, в котором существует согласование между словами в предложении, зависящее от того, к какому классу относится главный член предложения (мужчина, женщина, одушевлённый, неодушевлённый и т.д.).
• Эргативный строй:
На уровне лексики явно прослеживается различение агентивных (преобразующих, считающихся переходными – “есть”, “ломать”) и фактитивных (поверхностного действия, считающихся непереходными – “спать”, “целовать”) глаголов. Агентивные глаголы не требуют согласования через суффиксы или приставки, а фактитивные – требуют. Предлоги употребляются редко. Отсутствует пассивный (страдательный залог).
— для эргативного строя с лабильной структурой характерна второстепенная значимость подлежащего. Строгий порядок слов.
— для эргативного строя со стабильной структурой характерна первостепенная значимость подлежащего и свободный порядок слов.
• Номинативный (аккузативный) строй:
Характерен упор на явное обозначение ролей подлежащего и сказуемого. Различение частей речи. Развитая система склонений и падежей. Дополнение может быть главным членом предложения. Наличие и частое использование страдательного залога. Развитая временная структура у глагола.
— классный подтип номинативного строя имеет много показателей класса у всех частей речи, склонение отсутствует, которое компенсируется приставками и суффиксами притяжательного и определительного характера.
— восточно-азиатский (корейско-японский) подтип характеризуется бедной фонетикой, незначимостью тона, развитием смыслоразличительного ударения, отсутствием прилагательных, выражаемых как существительное. Отстутствие спряжений у глагола.
— выделяют т.ж. активный подтип – отсутствие падежей, зависимость активности/пассивности глагола от контекста.
• Прономинативный (эргативно-номинативный) строй:
Переходный тип, характеризующийся чертами, как номинативными, так и эргативными.
Многие языки совмещают в себе нескольких типов с превалированием того или иного.
изолирующие | основоизолирующие | гглютинативные | профлективные | флективные |
эргативные |
Баскский, шумерский, адыго-абхазские, хуррито-уартские, хаттский, некоторые папуасские и австралийские, языки майя и некоторых других индейских групп.