на какой частоте работает аварийный радиобуй
ликбез от дилетанта estimata
Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.
четверг, 5 июля 2018 г.
Аварийный радиобуй (радиомаяк) (АРБ, EPIRB, ELТ, PLT)
Морской аварийный радиобуй (EPIRB)
Морской аварийный радиобуй обычно хранится в двустворчатом контейнере, закрепленном на одной из верхних палуб судна так, чтобы над ним ничего не было мешающего всплытию.
Морской аварийный радиобуй (АРБ, EPIRB) ACR SATELLITE 406 / RLB-32 |
Половинки контейнера скреплены чекой с баростатом, который перерубает чеку на глубине 6-7 метров при затоплении гибнущего судна.
Под действием плоской выталкивающей пружины в контейнере радиобуй выталкивается наружу, а внешняя створка контейнера отбрасывается. Распрямляется сложенная вдвое гибкая антенна радиобуя, и буй, обладающий положительной плавучестью, всплывает на поверхность. Одновременно с этим вода (неважно — морская или пресная) замыкает 2 контакта в нижней части буя, в результате чего буй получает команду начала передачи сигналов бедствия.
Есть возможность и ручного приведения радиобуя в действие: для этого надо, выдернув чеку, достать буй из контейнера, и включить его с помощью влагозащищенного выключателя на верхней его части, после чего его можно оставить на судне, либо взять в спасательную шлюпку, либо бросить в воду.
Аварийный персональный радиобуй (PLT)
Аварийные радиобуи EPIRB, SART. Назначение, использование, эксплуатационные проверки
Существуют три типа аварийных радиобуев (EPIRB – Emergency Position Indicating Radio Beacon):
· АРБ Системы КОСПАС-SARSAT;
· АРБ Системы INMARSAT-E;
· АРБ УКВ ДИАПАЗОНА.
Радиобуи системы КОСПАС/SARSAT предназначены для передачи аварийных сигналов и сигналов о бедствии и представляют собой радиопередатчики, излучающие на частотах 406.025 и 121.5 МГц, которые применяют морские, авиационные и сухопутные пользователи.
АРБ-121.5МГц являются аварийными радиосредствами первого поколения, излучающими тонально модулированный сигнал мощностью 50-100 мВт, не несущий никакой информации, которая позволила бы распознать объект, на котором он установлен. Характеристики АРБ-121.5 не являются оптимальными, но, тем не менее, КОСПАС-SARSAT осуществляет обработку сигналов 121.5 МГц вследствие того, что такие радиомаяки широко используются во всех странах и в основном в авиации – общее их количество превышает 550 000 единиц.
Радиобуи 406 МГц были специально разработаны для спутникового доплеровского определения местоположения. АРБ этого типа излучают каждые 50 секунд посылку мощностью в 5 Вт с длительностью 0.460 м/с. Несущая модулирована по фазе, а посылка содержит информацию в цифровом виде. В сообщении АРБ-406 содержатся данные о стране регистрации, идентификационный номер радиобуя, по которому может быть опознан объект, где он установлен и другая информация.
В настоящее время в морском и рыболовном флоте России используются радиобуи системы КОСПАС-SARSAT АРБ-406, в которых передатчик с частотой 406 МГц излучает цифровую кодированную информацию на спутник, а тонально-модулированные сигналы передатчика, излучающего на частоте 121.5 МГц служат для целей привода самолетов, т.е. работающего как радиомаяк.
· не требуется ручной ввод координат;
· глобальный охват всего земного шара.
· в получении DISTRESS возможна задержка до 2 часов.
АРБ спутниковой системы Инмарсат-Е обеспечивает передачу оповещений о бедствии через систему геостационарных спутников INMARSAT, находящихся на высоте 37500 км над землей и работающих в диапазоне 1.6 ГГц (L-диапазон). Данный АРБ пригоден для судов, плавающих в районах А1-А3.
В состав системы входят свободноплавающие спутниковые АРБ (возможно совмещение с радиолокационным маяком-ответчиком), геостационарные спутники и БЗС системы INMARSAT, а также дополнительная аппаратура приема и обработки информации на БЗС.
После включения АРБ (ручного или автоматического) он передает сообщение о бедствии, включающее идентификационный номер (прошивается в память АРБ на заводе-изготовителе), координаты судна (вводятся вручную), время ввода и другая дополнительная информация, которая может облегчить поисково-спасательные операции.
Данная система обеспечивает быстрое оповещение о бедствии (в пределах 2 минут при непрерывной мощности излучения АРБ 1 Вт), одновременный прием и обработку сигналов от 20 АРБ в течение 10 минут, обслуживает зону между 70-ми параллелями северной и южной широты.
Ретранслируемый через спутник сигнал АРБ принимается на БЗС, обрабатывается и передается в СКЦ, который принимает соответствующие действия по организации поиска и спасания.
Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим АРБ INMARSAT-Е описаны в Резолюции IMO А.661(16).
· в получении DISTRESS временной задержки практически нет.
· требуется ручной ввод координат или подключение к GPS;
· не охвачены широты выше 70 градусов.
УКВ аварийный радиобуй обеспечивает передачу оповещений о бедствии в системе цифрового избирательного вызова на 70 канале УКВ (частота 156.525 МГц), используя класс излучения G2В. Данный АРБ пригоден только для судов, работающих в районе А1. Формат сообщения идентичен формату ЦИВ, кроме вида последующей связи – отсутствие информации. Эксплуатационные требования к этим АРБ изложены в Резолюции ИМО А.612(15).
НЕДОСТАТОК: малая зона действия (до 30 миль).
Общие требования к АРБ:
1. АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.
2. Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.
3. АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой светосилой 0.75 кд, автоматически включающейся в темное время суток.
4. АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
5. Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.
6. Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов (источник питания АРБ INMARSAT должен обеспечивать работу передатчика сигнала тревоги при бедствии в течение 4 часов, если не предусмотрено встроенное устройство для автоматического обновления данных о местоположении).
7. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.
8. АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.
9. АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.
10. АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.
11. АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
12. АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения.
Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.
При случайном включении АРБ необходимо выполнить следующую процедуру:
· связаться с береговой охраной и известить ее о ложном сигнале тревоги;
· вынуть АРБ из воды, примерно через 5 с АРБ выключится;
· поставить переключатель ВЫКЛ;
· поместить АРБ правильно в механизм отделения;
Рекомендуется проводить следующее обслуживание:
· выполнить внутреннее тестирование;
· проверить крепежную скобу на различного рода повреждения;
· проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания;
· выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);
· заменить гидростатический механизм освобождения буя.
· заменить источник питания (выполняет специалист).
Что такое EPIRB и как его обслуживать
Emergency Position Indicating Radio Beacon (EPIRB) – аварийный радиобуй морского назначения. Он предупреждает спасательные береговые службы, о бедствии и незамедлительной помощи.
Разновидности Аварийного радиобуя
Как он работает?
На примере самого популярного аварийного радиобуя COSPAS-SARSAT.
Трансляция закодированного сообщения происходит через КОСПАС/SARSAT связь. На частоте 406МГц сигнал бедствия посылается через спутниковую связь, оттуда на береговую станцию, а та уже направляет сигнал на ближайший центр по спасению морских судов и экипажа.
Автоматический и ручной режим EPIRB’а
Когда радиобуй оказывается под водой, на глубине 2-4 метра HRU освобождает его из крепления, тот всплывает и активируется автоматически в течение 1 минуты (зависит от модели устройства).
Его можно активировать вручную, вынув из крепления и соблюдая инструкцию на самом аварийном радиобуе, включить трансляцию сигнала о помощи.
Как провести тест аварийного радиобуя?
Проверка радиобуя проводится каждый месяц следующим образом:
Обслуживание EPIRB’а
Он относится к ГМССБ оборудованию, за которое ответственный 2ой помощник капитана. В любом случае, тесты ГМССБ должен знать каждый штурман на судне, эти знания может проверить PSC.
Месячная проверка Аварийного радиобуя
1. Состояние EPIRB:
2. Крепление EPIRB:
3. Гидростатическое разобщающее устройство (ГРУ, на англ. Hydrostatic release unit – HRU):
4. Срок действия EPIRB’a и ГРУ:
5. Тестирование EPIRB:
С 2020 года выйдет в свет новое поколение EPIRB’ов, на которых будет отображаться информация, что сигнал бедствия получен и помощь в пути.
Надеюсь, что никому не понадобиться использовать по назначению данное устройство, но с кем чёрт не шутит, изучайте на судне всё, что вас окружает и может вам помочь в нужную минуту.
Спасибо за полезную информацию K.V.
Средняя оценка 4.6 / 5. Количество оценок 22
Аварийный радио буй
Аварийный радио буй
2 Аварийных радиобуя *
* Один из спутниковых АРБ системы КОСПАС-САРСАТ должен быть свободновсплывающим.
* В районах А1, А2 или А3 может быть установлен один АРБ, если с места, откуда обычно осуществляется управление судном, обеспечивается подача оповещения при бедствии по крайней мере двумя отдельными и независимыми средствами, использующими различные виды связи, которые соответствуют району плавания судна (также см. сноску 1).
* На судах, совершающих рейсы исключительно в морских районах А1, по согласованию с Регистром, допускается установка УКВ АРБ вместо АРБ системы КОСПАС-САРСАТ.
Спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ и УКВ АРБ должны иметь встроенные источники питания. Емкость источника электрической энергии должна быть достаточной для обеспечения работы АРБ в течение по крайней мере 48 ч.
Правила РМРС по оборудованию морских судов, часть IV «Радиооборудование»
3.6 РАЗМЕЩЕНИЕ АВАРИЙНЫХ РАДИОБУЕВ.
3.6.1 Спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ, предназначенный для
использования в качестве второго независимого средства подачи оповещения при бедствии
(см. 2.2.1) и не приводящийся в действие дистанционно, должен быть установлен вблизи рабочего
поста радиосвязи на ходовом мостике так, чтобы к нему был обеспечен немедленный доступ для
подачи оповещения при бедствии, отделяться вручную и легко переноситься в любую
спасательную шлюпку или любой спасательный плот одним человеком.
3.6.2 Свободновсплывающий спутниковый аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ и
УКВ аварийный радиобуй, предназначенные для размещения на судне, должны быть установлены на
открытой палубе так, чтобы они не перемещались в экстремальных условиях и свободно всплывали
при затоплении судна (см. разд. 13). К ним должен быть обеспечен немедленный доступ для отделения
и подачи оповещений при бедствии вручную, а также возможность быстрого и удобного переноса в
любую спасательную шлюпку или любой спасательный плот одним человеком.
3.6.3 У каждого места установки аварийного радиобуя должен быть хорошо видимый символ в
соответствии с требованиями части II «Спасательные средства».
9.2.7 Спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ, кроме требований, изложенных в настоящей части Правил, должен отвечать требованиям КОСПАС-САРСАТ и быть типа, одобренного КОСПАС-САРСАТ.
1 На каждом судне в дополнение требуемому оборудованию должно быть предусмотрено второе независимое средство подачи оповещения при бедствии.
Если судно совершает рейсы в морском районе А1, то для этого района в качестве второго независимого средства подачи оповещения при бедствии может быть использована либо вторая УКВ-радиоустановка с ЦИВ без специального приемника, обеспечивающего ведение непрерывного наблюдения за ЦИВ на 70-м канале, либо УКВ АРБ, либо ПВ-радиоустановка с ЦИВ (если судно совершает рейсы в морском районе, охватываемом береговыми ПВ-станциями с ЦИВ), либо КВ-радиоустановка с ЦИВ, либо судовая земная станция ИНМАРСАТ или спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ.
Если судно совершает рейсы в морских районах А1 и А2 или А1, А2 и А3, то для этих морских районов в качестве второго независимого средства подачи оповещения при бедствии могут быть использованы либо дополнительная судовая земная станция ИНМАРСАТ или спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ, либо КВ-радиоустановка с ЦИВ (если она не установлена в качестве основной, требуемой 2.2.1 для морского района А1, А2 и А3).
Если судно совершает рейсы в морских районах А1, А2, А3 и А4, то для этих морских районов в качестве второго независимого средства подачи оповещения при бедствии может быть использован спутниковый АРБ системы КОСПАС-САРСАТ.
Если работоспособность оборудования обеспечивается его дублированием, то второе независимое средство подачи оповещения при бедствии может не предусматриваться при условии наличия второго независимого средства в дублирующем оборудовании.
Радиооборудование судовых спасательных средств
1.В расписании по тревогам должны быть указаны лица, ответственные за доставку оборудования в спасательные шлюпки или плоты (рекомендуется указать и дублеров).
2.Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств (провести техзанятия с принятием зачета).
3.На каждом приборе (АРБ, SART и УКВ носимые радиостанции) должны быть сделаны водонепроницаемые наклейки с указание названия судна и позывных (на английском языке).
4.В месте расположения оборудования на переборке должна быть размещена стандартная маркировка на светопоглащающей пленке.
В месте расположения оборудования должна быть размещена схема использования данного прибора (плакаты), выполненная на светопоглощающей пленке. Аварийные радиобуи.
Аварийные радиобуи
АРБ системы КОСПАС/SARSAT;
АРБ системы INMARSAT;
Аварийные радиобуи (EPIRB) системы MT401FF и MT401FG
Общие требования к АРБ:
1.АРБ должен автоматически включаться после свободного всплытия.
2.Установленный АРБ должен иметь ручное местное включение. При этом может быть предусмотрено дистанционное включение с ходового мостика, когда АРБ установлен в устройстве, обеспечивающем его свободное всплытие.
3.АРБ должен быть снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой светосилой 0,75 кд, автоматически включающейся в темное время суток.
4.АРБ должен выдерживать сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
5.Устройство отделения АРБ должно обеспечивать его автоматическое отделение от тонущего судна на глубине 4 м при любой ориентации судна.
6.Источник питания должен иметь достаточную емкость для обеспечения работы АРБ в течение, по крайней мере, 48 часов (источник питания АРБ INMARSAT должен обеспечивать работу передатчика сигнала тревоги при бедствии в течение 4 часов, если не предусмотрено встроенное устройство для автоматического обновления данных о местоположении).
7.На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. Ее следует контролировать для своевременной замены батареи.
8.АРБ должны иметь функции проверки работоспособности. Проверка осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации конкретного буя.
9.АРБ должен быть устойчивым к воздействию морской воды и нефти.
10.АРБ должен быть хорошо видимого желтого/оранжевого цвета и иметь полосы световозвращающего материала.
11.АРБ должен легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
12.АРБ должен быть оборудован соответствующими средствами защиты от несанкционированного включения. Работоспособность АРБ должна проверяться, по крайней мере, каждые три месяца, но не чаще одного раза в месяц.
При случайном включении АРБ выполнить следующую процедуру:
связаться с береговой охраной и известить ее о ложном сигнале тревоги;
вынуть АРБ из воды, примерно через 5 с АРБ выключится;
поставить переключатель АВТО/ВКЛ в положение АВТО;
поместить АРБ правильно в механизм отделения;
Рекомендуется проводить следующее обслуживание:
выполнить внутреннее тестирование;
проверить крепежную скобу на различного рода повреждения;
проверить срок годности на гидростатическом механизме и на источнике питания;
выполнить расширенное тестирование при помощи дешифратора (выполняется специалистом);
заменить гидростатический механизм освобождения буя.
заменить источник питания (выполняет специалист).
не требуется ручной ввод координат;
глобальный охват всего земного шара.
в получении DISTRESS возможна задержка до 2 часов. АРБ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ INMARSAT-Е
АРБ спутниковой системы INMARSAT-Е обеспечивает передачу оповещений о бедствии через систему геостационарных спутников INMARSAT, находящихся на высоте 37500 км над землей и работающих в диапазоне 1,6 ГГц (L-диапазон).
Данный АРБ пригоден для судов, плавающих в районах А1÷А3.
В состав системы входят свободноплавающие спутниковые АРБ (возможно совмещение с радиолокационным маяком-ответчиком), геостационарные спутники и БЗС системы INMARSAT, а также дополнительная аппаратура приема и обработки информации на БЗС.
После включения АРБ он передает сообщение о бедствии, включающее идентификационный номер, координаты судна (вводятся вручную), время ввода и другая дополнительная информация, которая может облегчить поисково-спасательные операции.
Данная система обеспечивает быстрое оповещение о бедствии (в пределах 2 минут при непрерывной мощности излучения АРБ 1 Вт), одновременный прием и обработку сигналов от 20 АРБ в течение 10 минут, обслуживает зону между 70-ми параллелями северной и южной широты.
Ретранслируемый через спутник сигнал АРБ принимается на БЗС, обрабатывается и передается в СКЦ, который принимает соответствующие действия по организации поиска и спасания.
Эксплуатационные требования к спутниковым свободно всплывающим АРБ INMARSAT-Е описаны в Резолюции IMO А.661(16).
в получении DISTRESS временной задержки практически нет.
требуется ручной ввод координат или подключение к GPS;
не охвачены широты выше 70 градусов. АРБ УКВ ДИАПАЗОНА
НЕДОСТАТОК: малая зона действия (до 30 миль).
Носимая УКВ радиостанция
Носимая УКВ радиостанция
Носимая УКВ радиостанция двусторонней связи является оборудованием спасательных средств и обеспечивает связь на месте бедствия между плавучими спасательными средствами и судами-спасателями. Она может быть использована и для работы на борту судна на соответствующих частотах.
Vertex Standard VX-820 ATEX серия носимых УКВ радиостанций с повышенным уровнем взрывозащиты
Радиостанция обеспечивает работу на частоте 156,8 МГц (16 канал) и, по крайней мере, на одном дополнительном симплексном канале, класс излучения G3Е. На корпусе радиостанции должна быть нанесена маркировка «GMDSS».
Эффективная излучаемая мощность передатчика должна быть не менее 0,25 Вт. Если излучаемая мощность превышает 1 Вт, предусматривается переключатель понижения мощности до 1 Вт и менее.
Источник энергии встраивается в аппаратуру. Он должен иметь достаточную мощность для обеспечения работы в течение 8 часов при повышенной номинальной мощности и 48 часов работы в режиме приема.
В качестве источника может использоваться: неперезаряжаемая батарея, имеющая срок хранения не менее двух лет, или аккумулятор. При использовании аккумулятора должна быть предусмотрена возможность обеспечения полностью заряженных элементов в случае аварийной ситуации с помощью зарядного устройства.
Радиолокационный маяк ответчик
Радиолокационный маяк ответчик
Радиолокационный маяк-ответчик (РЛМО) обеспечивает определение местоположения судов терпящих бедствие
Основные требования к радиолокационному ответчику:
1.Должен обеспечивать ручное включение и выключение, индикацию в режиме готовности, иметь плавучий линь.
2.Выдерживать сбрасывание в воду с высоты 20 метров.
3.Быть водонепроницаемым на глубине 10 м не менее 5 минут.
4.Должен быть оборудован визуальными или звуковыми средствами для определения нормальной работы и предупреждения терпящих бедствия о том, что он приведен в действие радаром.
6.Легко приводиться в действие неподготовленным персоналом.
7.РЛМО должен быть оборудован средствами защиты от непреднамеренного включения.
SART работает в диапазоне частот 9,2÷9,5 ГГц (трехсантиметровый диапазон работы РЛС). Ответчики могут быть плавающими, установленными на плавсредствах (возможно использование телескопической антенны для увеличения дальности обнаружения), совмещенными с АРБ.
Они обычно включаются (переходят в ждущий режим) после попадания в воду или вручную и начинают излучать ответный сигнал при облучении его приемного устройства импульсом судовой РЛС, работающей в данном диапазоне частот, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала. Сигнал РЛМО на экране радара индицируется серией точек (12 или 20 в зависимости от фирмы-изготовителя прибора), расположенных на равном расстоянии друг от друга в радиальном направлении от местоположения ответчика.
При проведении на судне испытаний РЛО с использованием радара его работа должна быть ограничена до нескольких секунд, чтобы не создавать помех другим судам.