на какой частоте работает гимс
Универсальная рация — Река-Море-LPD-PMR
В связи с покупкой лодки, пусть пока и ПВХ, задумался о том на воде тоже нужна какая-то связь.
У меня есть пара Midland CT400, которые используются для связи между машинами, когда едем в компании. Это диапазон LPD-PMR. На реке используется другой диапазон — 300-337 МГц. Питер это не только река, но еще и море, а там свой диапазон частот — 156-174 МГц.
Мой Midland не умеет ни тот, ни другой, поэтому решил купить новую рацию, где будут все эти диапазоны и где можно слушать одновременно два канала — общий вызывной речной/морской (в зависимости от нахождения) и свой в LPD-PMR для потрепаться между своими.
Для чего может пригодиться эта рация на ПВХ-лодке?
— Шлюзы. Сомнительно, что я на ПВХ лодке пойду покорять такие дали 🙂 До ближайшего шлюза не близко. Да, я знаю, что в шлюз на ПВХ не пустят, но люди умудряются. Для этого как раз рация и используется — договариваешься с ближайшим проходящим судном и оно берет на буксир. Так можно.
— Наплавные мосты, например на Новоладожском канале. Если нет рации, то можно долго ждать, пока нужный человек подойдет. Но рация у него всегда с собой и его можно попросить подойти. Это уже более реально, может и пригодиться.
— Связь со всякими службами вроде ГИМСа. Как говорят, они могут издалека вызвать по рации, если их все удовлетворит, то и не будут подходить с проверкой. Зачем лишние проверки? Вобщем, тоже может сгодиться.
— Связь с соседними суднами. На воде, как оказалось, довольно оживленно и такая связь вполне может понадобиться.
С удивлением обнаружил, что таких универсальных раций не бывает. Как только где заикнешься про универсальную рацию — все начинают доказывать, что это технически сложно, почти невозможно за разумные деньги. Да и вообще я просто жлоб какой-то и не хочу тратить деньги на вторую рацию.
А что вообще есть?
— Есть просто с речным диапазоном (Аргут A-36, Vega VG 304 и т.д.) по цене до 10000.
— Есть Река+Море (ГРАНИТ 1Р323Н, NAVCOM CPC-305 и т.д.) с несуразной стоимостью в 30000. Да навороченная Yaesu с кучей функций дешевле стоит. Чуть-чуть 🙂
— Есть 136-174 МГц / 400-480 МГц — сюда попадает морской диапазон и LPD-PMR (те же Yaesu 6-8, народный Baofeng UV-5R и масса других). Диапазон цен — чуть не от нуля 🙂
Но цена все же не главное. Так как лодку, мотор и всё прочее снаряжение я вожу в багажнике, а еще и 2 пассажира, то места катастрофически не хватает. Даже с учетом большого бокса на крыше. Покупать отдельную рацию для речного диапазона (а это рация, зарядка, стакан) — ну совсем не хочется. Ладно еще место, но это лишний гаджет, за которым нужно следить — заряжать, обслуживать и т.д. Поэтому что? Надо искать.
Сходу попалась Yaesu VX-8DR. Программно «раскрывается» на нужный речной диапазон. Уже собрался было брать, но в близлежащих магазинах не нашлось, а почитав форумы, пообщавшись, понял, что не так все просто. Да, раскрывается. Но мощи в ней на этом диапазоне нет. Да и с той, что есть — легко может сгореть при активной передаче. В общем, отбросил этот вариант. Хотя рация хорошая, конечно.
Перелопатил кучу форумов, подписался на всякие радиолюбительские каналы в телеграме. Выяснилось, что есть категория радиолюбителей, которые связываются через некие саткомовские спутники, работающие на похожей частоте. Китайцы не знают наш речной диапазон, но тоже, видимо, любят халяву и начали выпускать рации, которые могут работать на частоте этих спутников. Что подобрал в итоге:
Zastone M7 — требует доработки паяльником, сам не хочу, поэтому только стремные варианты с авито.
ABBREE AR-F8 — речной диапазон из коробки, с али, долгая доставка.
KSUN X-UV68D(MAX) — речной диапазон из коробки (вроде бы), с али, долгая доставка.
QYT KT-8R — речной диапазон раскрывается программно, доработок паяльником не требуется, с али, но есть доставка из РФ — быстро.
Стоимость совсем невысокая (по сравненинию с Yaesu и прочими гранитами), так что решил для себя, что если что-либо не устроит, то тогда уже с чистой совестью можно будет и аргут-гранит-навком выбирать.
Пройдясь по выбранным моделям еще раз, изучив отзывы, остановился на Zastone M7 с авито.
Две антенны: родная на 2м и 70см и плюс доработанная речная на 300 мгц.
Про доработки самой рации цитирую из переписки с продавцом:
» Добавлен конденсатор для поднятия чувствительности на саткоме и заменены катушки диапазона 70 см. Рация потеряла мощность на lpd-pmr с 4 до 1,2 — 2 Вт. Этого вполне достаточно для связи на 433 МГц в городе на расстоянии 5 км. Проверено. На речке и саткоме стало около 6 Вт. Добавилась мощность на двойке (морской диапазон). Была около 4, стала больше 6 Вт. «
Новая, конечно, просто сразу с необходимыми доработками и быстрее, чем с али. Ну и подороже, естественно. Было несколько странных продавцов, но нашелся вроде бы неплохой. Заказал-получил. Там была предоплата, отзывам в целом я не особо доверяю, но пообщавшись с продавцом, по некоторым косвенным признакам удалось пробить, что он радиолюбитель, имеет официальный зарегистрированный радио-позывной, присутствует на некоторых специализированных форумах и т.д. Поэтому заказал. Так бы наверное не стал, все-таки.
Удивила еще наша почта — в пятницу заказал, в понедельник уже получил. Прям вот реально в шоке был.
Что по итогам. На воде не тестил еще, буду ли в этом сезоне — не знаю.
Потестил об WebSDR (интересная, кстати, штука, надо будет заказать себе на али) во Всеволожске на передачу — свой старый Midland CT400 и модифицированный под речку Zastone M7.
На скрине сигналы от раций слева, чуть заметными черточками 🙂 Это попеременно. По этим черточкам можно судить о мощности сигнала. Кстати, на правой части скриншота видно что-то весьма мощное.
Расстояние 12 километров. Обе рации на своих штатных антеннах. То есть модифицированный Zastone M7 не хуже, чем Midland, который меня в целом устраивал на этих частотах.
Это с 15-го этажа. Но так же протестировал на даче в режиме «первый этаж дома — машина» — порядка двух, двух с половиной километров в зависимости от рельефа.
Что интересно, «народный» баофенг ведет себя хуже — я его на своем Midland обычно переставал слышать раньше, чем он меня, здесь же примерно одинаково.
К чему тесты на этой частоте? Эта частота мне тоже нужна, как раз для универсальности рации. Но при модификации «под речку» на этой частоте выдается меньше мощности, чем до модификации и я опасался, что даже если «речка» будет работать, то UHF будет никакой. Собственно, тесты показывают, что всё в норме.
Zastone M7 в режиме «речки» на передачу (со специально модифицированной антенной) не тестил — рядом не с кем и не выезжал никуда.
Но на прием на 300.200 (это общий вызывной канал) — что-то бухтят периодически. Иногда очень четко и ясно, иногда в помехах. До Невы тоже порядка 12-ти километров. То есть прием вполне нормальный. При этом на штатной антенне этих переговоров не слышу.
Рацией пока доволен, кажется, что ожидания будут соответствовать действительности, но тесты на воде, конечно, покажут реальную картину.
Морские и речные радиоканалы
Международные морские радиоканалы
Для морской радиосвязи выделен определенный диапазон радиочастот. Для удобства он разбит на 59 фиксированных частот. Каждому частотному каналу присвоен свой номер. Так, например, частоте 156.8 МГц соответствует 16 канал. Сделано это потому, что номер канала проще запомнить и набрать, чем четырехзначное значение частоты. Все радиостанции VHF оперируют именно номерами каналов. Когда мы выбираем 16-ый канал, умная электроника настраивает приемник и передатчик вашей радиостанции на частоту 156.8 МГц без вашего участия.
Каждый канал имеет определенное предназначение. Так для вызова судов и подачи сигналов бедствия служит 16-ый канал. Каждое судно обязано нести вахту на этом канале, т.е. внимательно слушать все передачи. Так же этот канал слушает и береговая охрана, которая приходит на помощь в случае бедствия.
Список морских каналов VHF-диапазона
Первой указана частота передачи, второй – приема. Далее идет назначения канала:
Дополнительная информация:
Каналы имеют строго определенное назначение. Это назначение канала указано в специальной таблице. Так, например, 72 канал может использоваться для переговоров между судами, а канал 70 не может использоваться для радиосвязи ни при каких обстоятельствах. Он используется для передачи Цифрового Селективного Вызова (DSC) – морского аналога СМС сообщений мобильных телефонов. Передача речевого сигнала на этом канале категорически запрещена!
Все время, когда не ведутся переговоры на другом канале, радиостанция должна быть включена на 16-ом канале! Ведь кто-то может пытаться вызвать именно вас или просить о помощи.
Любой вызов начинается с передачи позывного или названия станции (судна) к которому вы обращаетесь. При этом считается хорошей практикой при первоначальном вызове повторить свой позывной (название яхты): 3 раза – перед передачей важных сообщений или высоком риске, что вас не услышат или не поймут. А именно передачи сообщений в случае: бедствия, крайней необходимости, обеспечения безопасности, сложных радио или метеоусловиях, плавании в иностранных или международных водах, если предыдущий вызов остался без ответа. 2 раза – в случае, если другая станция (судно) не ожидает вызова; 1 раз – во всех других случаях.
Разрешается делать не более 3-х вызовов с интервалом в 2 минуты. После этого следует сделать паузу в 3 минуты. Считается, что если вам не ответили после 3-х вызовов, на ответ можно уже не надеяться и дальнейшие вызовы вряд ли будут услышаны.
После установления связи на 16 канале, нужно немедленно переключиться на другой канал. Поэтому еще до вызова найдите свободный канал, на котором не ведутся переговоры.
Выбирать следует из каналов: 06, 08, 09, 10, 13, 15, 17, 67, 69, 72, 73, 77. Именно они предназначены для коммуникаций между судами. Хорошей практикой будет уточнить во время брифинга в чартерной компании, какие каналы лучше использовать для переговоров между судами. Так как возможны местные нюансы.
Речные радиоканалы РФ
Присвоение радиочастот осуществлять с учетом требований решения ГКРЧ от 27.04.98 (протокол 6/3) по согласованию со штабом военного округа, а в пределах Московского военного округа с войсковой частью 52686.
И наконец главное правило: помните, вы в эфире не одни. Занятый вами канал могут использовать для переговоров другие суда, находящиеся вдалеке от вас. Вы можете их не слышать, но можете им помешать. Чтобы этого не случилось, используйте минимально необходимую мощность передатчика и передавайте предельно краткие сообщения!
Нужно ли регистрировать радиостанцию речного диапазона?
Рулевой 2-го класса
Если нужно, то в каких случаях? Я планирую использовать на яхте микро для связи со шлюзами/большими железными пароходами, получения прогноза погоды.
И еще. Актуально ли это для Беларуси? Можно ли использовать две такие станции для сухопутной связи (к примеру на грибной охоте)?
Рулевой 2-го класса
Ответ от непрофессинала.
Рацию речного диапазона для маломера регистрировать не надо. Я свои не регистрировал.
Морской дипазон рацию тоже можно не регистрировать для маломера, если MMSI не получать.
Насколько я знаю, использовать рацию речного или морского диапазона с земли нельзя, только с судна.
Однако на практике, когда далеко от воды, я использовал. Никто, конечно, ничего не сказал. Но думаю за это скорее всего назначена административная ответственность какая-нибудь.
Как-то по дурости, двигаясь на машинах с лодками на прицепах вдоль Белого моря, мы использовали 16 морской канал для общения между машинами. Забыли переключить. Так нас помехами базовые морские станции выдавали с 16-го канала. И правильно сделали, так поступать было нельзя.
Зато на водохранилище в Карелии между лождками связь держали на 16-м канале. Никому не мешали, естественно. Там далеко до моря.
В России если склероз не изменяет носимки до 5 Вт регистрировать не надо.
За болтовню не по делу на 16-м (морском) даже вне моря и далеко от него могут взгреть не по детски.
Рулевой 2-го класса
О, а как могут взгреть за болтовню на 16-м.
Предполагаю, что также, как и за болтовню на 5-м.
Однако же на 5-м я периодически болтовню слушаю на ВВП между маломерами.
Интересно всё-таки, это какая статья КоАП?
Использую речную радиостанцию речного диапазона, только при прохождении шлюзов, потом выключаю.
Зачем отвлекать людей, которые на работе лишней информацией.
Чтобы поиграть в большой пароход и капЕтана?
На Ладоге, раз в несколько дней слушал прогноз. 3-4 мин и всё.
Больше ни для чего речная рация для маломера не нужна.
Если надо общатся есть гражданские диапазоны, рации стоят 3 рубля кучка.
О, а как могут взгреть за болтовню на 16-м.
Предполагаю, что также, как и за болтовню на 5-м.
Однако же на 5-м я периодически болтовню слушаю на ВВП между маломерами.
Интересно всё-таки, это какая статья КоАП?
Использую речную радиостанцию речного диапазона, только при прохождении шлюзов, потом выключаю.
Зачем отвлекать людей, которые на работе лишней информацией.
Чтобы поиграть в большой пароход и капЕтана?
На Ладоге, раз в несколько дней слушал прогноз. 3-4 мин и всё.
Больше ни для чего речная рация для маломера не нужна.
Если надо общатся есть гражданские диапазоны, рации стоят 3 рубля кучка.
А так да, в основном слушаю. У меня 2 рации. Одна постоянно включена на приём на 5-м, по другой говорю на нужном.
А почитать? В России можно использовать без регистрации только радиостанции диапазона CB мощностью не более. эээ. 3? 5? Ватт.
Причём средства цифровой связи тоже попадают под определение радиостанции, там можно в других диапазонах, но на гораздо меньшей мощности. Что-то 0.1Ватт, или около того.
В России если склероз не изменяет носимки до 5 Вт регистрировать не надо.
.
В море то же самое.
Рулевой 2-го класса
А так да, в основном слушаю. У меня 2 рации. Одна постоянно включена на приём на 5-м, по другой говорю на нужном.
ЭЭ, а что может быть непонятного в манёвре большого парохода?
Просто надо вовремя сдристнуть с его пути.
Прогноз ужк давно смотрю в инете на винди или других сайтах. Гораздо полнее чем по радио.
Эскодренное плавание? это что? Это зачем?
В гонке понятно, надо.
ЭЭ, а что может быть непонятного в манёвре большого парохода?
Просто надо вовремя сдристнуть с его пути.
Прогноз ужк давно смотрю в инете на винди или других сайтах. Гораздо полнее чем по радио.
Эскодренное плавание? это что? Это зачем?
В гонке понятно, надо.
Кроме прогноза по радио дают судоходную обстановку, изменения судового хода (например дноуглубительные или другие работы на судовом ходу) и пути обхода, уровень воды, негорящие или сорванные знаки, и т.п. Так что слушать полезно. Хотя можно и не слушать.
Однако повторюсь, Каждому своё.
Кроме прогноза по радио дают судоходную обстановку, изменения судового хода (например дноуглубительные или другие работы на судовом ходу) и пути обхода, уровень воды, негорящие или сорванные знаки, и т.п. Так что слушать полезно. Хотя можно и не слушать.
Однако повторюсь, Каждому своё.
То есть вы не знаете обстановки на акватории?
Не в курсе как проходит фарватер?
В Упор не видете огней буёв, створов?
Появсление пассажира для вас форс мажор?
Договорится о маршруте и стоянках можно заранее, а не в процессе орать в рацию..
Оно конечно каждому своё.
Рулевой 2-го класса
Если на лодке присутствуют женщины и дети, а ты поперся в недельный/двух/трех маршрут, то связь в избытке на судне должна присутствовать. Это бесспорно и отвечает требованиям безопасности. Я как ответственный за жизни и здоровье своих попутчиков обязан озаботиться основными и резервными средствами связи.
Если на лодке присутствуют женщины и дети, а ты поперся в недельный/двух/трех маршрут, то связь в избытке на судне должна присутствовать. Это бесспорно и отвечает требованиям безопасности. Я как ответственный за жизни и здоровье своих попутчиков обязан озаботиться основными и резервными средствами связи.
Я не спорю, что связь должна присутствовать, но зачем её держать постоянно включёной на ВВП и зачем назойливо общатся с пароходами? Люди там, в отличии от нас, работают.
В нашей «ГБшной» стране строгость законов компенсируется пофигизмом граждан. Зачем рацию регистрировать? Использовали по делу и выключили или поставили на приём, а если вы будете активно общатся, то тогда вами и заинтересуются страшное KGB со всеми вытекающими. Вас будет ждать TROIKA и GULAG-архипелагг.
Я использую речную рацию только по делу и считаю что так и должно и быть.
Заниматся болтовнёй на рабочих каналах, даже вне ВВП считаю неприемлемым, ибо прохождение сигналов, может быть хорошим и можно помешать тому кому действительно надо общатся.
Если хочется поболтать, есть 25 канал и радиостанции гражданского диапазона.
Я не спорю, что связь должна присутствовать, но зачем её держать постоянно включёной на ВВП
Теперь я в ах. е! А если ТВОЮ лодку вызовут? А если не дай Бог кто бедствие терпит? » А мне пох, я в отключке!»
Если хочется поболтать, есть 25 канал и радиостанции гражданского диапазона.
А как пригласить на 25-й, если все дежурят на 5-м?
Рулевой 2-го класса
Ну вот. Человек подсказал про ст.13.4 КоАП РФ. Спасибо. Теперь понятно, что за бла-бла на 16-м светит штраф до 500 руб и, возможно, отём радиостанции.
В Крыму, когда я получал разрешение на плавание в погранзоне, погранцы мне сказали, чтобы я непременно использовал свою портативную морскую рацию. Они предпочитают, когда докладываются на 16-м, а не по телефону.
Там же я задал вопрос про то, что моя рация никак не зарегистрирована. Погранцы мне ответили, что для маломера это не обязательно, но очень хорошо, что рация у меня есть.
Хочу напомнить, что с сентября 2018 вступили в действие новые правила плавания по ВВП, согласно которым маломеры обязаны согласовывать свои манёвры по рации. Не могут, а обязаны! Так что рация должна быть, и теперь должна быть включена всегда согласно правилам.
Слышал я истории про то, что на той же Ладоге звали по рации на помощь. Сам не присутствовал, подтвердить не могу.
Думаю, что если один раз за 15 лет вдруг получится кому-то помочь, узнав о бедствии по рации, это уже оправдывает её наличие и использование.
На Ладоге оно оправдвно. Практически море, а на реке с фарватеров, это игры в капЕтанов.
Рулевой 2-го класса
Как-то шёл я ночью по каналу за баржей с толкачом. Не быстро, конечно. Ночь лунная, канал видно было, воду тоже, судно у меня глиссирующее, захотелось обогнать. Вышел слева от баржи. Хорошо, что я вперёд смотрел внимательно, будто бы какие-то огни мелькнули. Встал опять сзади толкача. Шёл так шёл, никто не показывался. Думал уже вылезти на обгон, но тут увидел, что навстречу ещё одна баржа идёт и её нос уже поравнялся с носом той баржи, что передо мной была. Я назад быстренько. Разошлись.
После прохода встречной баржи я уже, как и положено, запросил на 5-м обгон по левому борту. Получил добро, информацию, что впереди никого нет, и совершил обгон.
Надо было с самого начала не стесняться, а вызвать на 5-ми запросить разрешение на обгон. Это безопасность.
Вообще ложное какое-то чувство стеснения или «отвлекаю больших капитанов». Они вообще-то на работе и должны реагировать на запросы по рации. Кроме того, они точно также заинтересованы в безопасности плавания. А может ещё и больше маломеров заинтересованы, так как своей работой семьи кормят, и им происшествия на воде точно не нужны. Если какой-то идиот под баржу залезет, то, хоть только он и пострадает, по судам и следователям потом годами капитану бегать. Оно ему надо? Да и вежливые они, готовы подсказать и научить, если надо. Очень даже хорошо и приятно с ними общаться.
Считаю, что правильно введён обязательный радиообмен на ВВП при совершении манёвров.
Рулевой 2-го класса
Радиосвязь на внутренних водных путях
Уважаемый читатель!
Настоящая статья открывает серию публикаций с целью дать представление судоводителям и владельцам малых судов о современной судовой радиоэлектронной аппаратуре, обеспечивающей безопасность плавания в самых разнообразных условиях и удобство в управлении судном.
Современный рынок судовой радиоэлектроники предлагает множество приборов различного назначения, изготовленных как ведущими мировыми производителями, так и малоизвестными фирмами, имеющих зачастую одинаковые назначение и характеристики, что существенно затрудняет для неискушенного судовладельца выбор оптимального для него оборудования. В меру своих знаний и способностей мы постараемся познакомить Вас с наиболее интересной и полезной аппаратурой и помочь определиться в море предложений.
Радиосвязь на внутренних водных путях существенно отличается от радиосвязи на море по условиям распространения радиоволн и способам осуществления связи.
К сожалению, на внутренних водных путях такие благоприятные условия встречаются только на больших водоемах. В большинстве случаев судно находится между берегов, порою достаточно высоких, препятствующих распространению радиоволн и тем самым затрудняющих, а то и полностью исключающих саму возможность радиосвязи.
Имеются отличия в интенсивности и характере использования морских и речных радиостанций. Если в море суда расходятся и маневрируют, как правило, на достаточно больших расстояниях, то движение судов на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия с помощью радиосвязи. Поэтому радиостанция для судоводителя речного судна является важнейшим средством судовождения.
Судоводители малых судов, находящихся в плавании по внутренним водным путям, могут использовать радиосвязь:
для обеспечения безопасности и эффективности плавания;
для передачи и приема сигналов бедствия и согласования взаимных действий при проведении спасательных операций;
для приема гидрометеорологических и навигационных извещений;
для связи судов с яхт-клубами (стоянками) и между собой;
при проведении соревнований.
Для быстрого и безопасного прохождения шлюзов судоводители малых судов должны на 3-м частотном канале осуществлять связь с диспетчером, который может назначить очередность и порядок прохождения, указать место швартовки, предупредить о возможных перемещениях больших судов. Переход на 3-й канал должен производится после прохождения первого светофора и используется для радиообмена с диспетчером и с судами в шлюзе.
Для обеспечения безопасности, особенно на больших открытых водоемах, важное значение имеет знание условий плавания. Для своевременного оповещения судоводителей об изменениях в гидрометеорологической и путевой обстановке на определенных каналах осуществляется передача соответствующей информация в установленное для этих сообщений время. При этом передаются прогнозы погоды на сутки от времени начала передачи, срочные предупреждения и оповещения (например, штормовые предупреждения), сведения о плавающих предметах и мелях, об изменениях в навигационной обстановке и расстановке навигационных знаков и т.д. Передача сообщений обычно осуществляется на 2-м канале, а а также на дуплексных каналах (6, 7, 8, и т.д.). Перечень радиостанций, передающих гидрометеорологическую и путевую информацию, и номера каналов приведены в приложении.
Порядок и правила ведения радиосвязи определяются «Указаниями по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям Российской Федерации». Положения и требования настоящих Указаний должны строго соблюдаться всеми лицами, использующими радиосвязь на внутренних водных путях России, независимо от ведомственной принадлежности судна. Ниже приведены выдержки из действующих правил, которые могут быть использованы судоводителями малых судов при плавании по внутренним бассейнам РФ.
1. Сигналы бедствия, срочности и безопасности
1.1. Сигналы бедствия, срочности и сообщение о бедствии передаются по указанию капитана судна.
1.2. В случае, когда судно терпит бедствие и требует помощи, сигналы бедствия и срочности передаются и принимаются с использованием всех имеющихся на борту судна радиосредств.
1.3. В случае возникновения аварийной ситуации капитан (вахтенный начальник) судна обязан вызывать ближайшие суда на 5-м канале, а при невозможности установления связи вызывать ближайшую береговую станцию на присвоенном ей канале.
1.4. Ни одно из положений настоящих Указаний не может служить препятствием к использованию радиостанцией терпящего бедствие судна всех имеющихся возможностей для установления связи с ближайшими судами или береговыми пунктами для передачи сообщений о бедствии и запроса помощи.
2. Передача прогнозов погоды, путевой информации и циркулярных сообщений
Передача прогнозов погоды, предупреждений и путевой информации осуществляется по установленному расписанию на выделенных для этого каналах и в соответствии с таблицей (см. Приложение 2).
3. Служебная радиосвязь
3.1. В период плавания главная УКВ радиостанция должна быть постоянно включена на 5-м канале (300,2 МГц). Частота 300,2 МГц является частотой бедствия, безопасности и вызова для радиотелефонии на внутренних водных путях страны. Ведение переговоров на 5-м канале, не связанных с вопросами обеспечения безопасности, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
3.2. Переговоры с диспетчерским персоналом портов, пристаней, гидроузлов и других береговых объектов должны осуществляться на закрепленных за ними частотах.
3.3. Перед вызовом радиостанции предварительным прослушиванием на канале вызываемой радиостанции необходимо убедиться в том, что она не ведет радиообмен с другой радиостанцией, и лишь после этого сделать вызов.
3.4. Радиосвязь должна осуществляться с соблюдением Правил ведения радиотелефонных переговоров по каналам радиосвязи на внутренних водных путях России, а переговоры носить четкий и лаконичный характер.
Например, вызов диспетчера шлюза №1 звучит так: «Шлюз №1″я яхта «Вега», прием».
Если диспетчер принял вызов, то он отвечает: «Вега», я «Шлюз №1″, вас слышу хорошо, прием». После этого могут быть проведены переговоры о порядке прохождения шлюза. Аналогичный порядок установлен и для связи и с судами на 5-м канале.
Сигнал бедствия и сообщение о бедствии следует передавать до тех пор, пока оно не будет получено подтверждение о приеме.
Сигнал бедствия по очередности пользуется абсолютным приоритетом перед другими сигналами. Все другие радиостанции, принявшие сигнал бедствия, должны немедленно прекратить любые передачи, которые могут создать помехи радиообмену по оказанию помощи терпящему бедствие.
За сигналом бедствия передается сообщение о бедствии, состоящее из сведений о характере бедствия, местонахождении судна, требуемой помощи и любых других сведений, способствующих уяснению положения судна для оказания ему помощи.
Помимо сигналов бедствия, к приоритетным относятся сигналы срочности и безопасности, передаваемые также на 3-м канале.
Сигнал срочности указывает, что вызывающая радиостанция имеет для передачи срочное сообщение, касающееся безопасности судна или какого-либо человека, находящегося на нем или видимого с него.
Сигнал безопасности говорит о том, что данная радиостанция будет передавать сообщения, касающиеся безопасности плавания, важные гидрометеорологические сведения или изменения в судоходной обстановке.
На внутренних водных путях всем радиостанциям запрещается:
работать на неразрешенных каналах;
использовать не присвоенные позывные сигналы;
устанавливать связь и производить обмен с неразрешенными береговыми корреспондентами, за исключением радиостанций судов, терпящих бедствие;
увеличивать мощность радиопередатчиков выше указанной в разрешении на эксплуатации;
применять произвольные коды и сокращения.
Все радиостанции, устанавливаемые на судах, плавающих на внутренних водных путях, должны обязательно иметь Допуск Речного Регистра России и Сертификат Министерства связи независимо от их принадлежности и от того, являются ли эти радиостанции главным либо дополнительным оборудованием.
«Гранит Р-24»
Стационарная судовая УКВ радиостанция. Как и «Гранит Р-44», имеет все частотные каналы. В состав штатной комплектации входят приемопередатчик, преобразователь напряжения 220/24/12 В, пульт управления, выносной громкоговоритель и внешняя антенна. Приемопередатчик изготовлен в виде т.н. «черного ящика» что позволяет размещать его в любых местах, оставляя на приборной панели поста рулевого только пульт управления и громкоговоритель.
Motorola GP-340
Автору этих строк довелось испытать некоторые из перечисленных радиостанций в ходе семи Онежских регат и плаваний на различных акваториях. Накопленный многолетний опыт эксплуатации речных УКВ радиостанций, в первую очередь, наиболее распространенных «Гранит Р-44», позволяет сделать некоторые выводы и рекомендации.
Наиболее целесообразна установка антенн на мачту при плаваниях по рекам и каналам и, особенно, при прохождении шлюзов. Как отмечалось ранее, при нахождении малого судна в камере шлюза при работе носимой радиостанции на штатную антенну связь с диспетчером может быть неустойчивой из-за многократных отражений радиоволн. Подъем антенны выше камеры (обычно высоты мачты даже небольшой яхты вполне хватает для этого) сразу снимает проблему провалов в приеме сигналов диспетчерской станции.
Следует иметь в виду, что для приобретения радиостанций необходимо получить разрешение в Федеральном государственном унитарном предприятии «Радиочастотный центр» Вашего федерального округа (бывший Госсвязьнадзор).