на какой частоте разговаривают железнодорожники
Тема: Подскажите про жел.дорогу
Обратные ссылки
Опции темы
Там применяются радиостанции 71РТС, мощность порядка 10 вт, модуляция ЧМ. Через антенное согласующее устройство сигнал поступает на длинный провод (примерно четверть волны), подвешенный между электроопорами контактной сети. Растояние между станциями, это называется перегон, поделено на два участка. По всему участку протянут по электроопорам контактной сети провод (волновод), защищенный от наведенного высокого напряжения фильтрами (контурами настроенными на частоту передачи). Таким образом ВЧ энергия вызывает в волноводе колебания, которые и принимает антена установленая на локомотивах. Вот и все! А услышать их можно довольно далеко! Только работают в эфире они по необходимости. Прошу прощения за ошибки.
Если кто знает, так это или нет, проясните, интересно.
На ж.д. используется несколько видов р/связи.
1. Поездная КВ р/св. (ПРС) 2130 кГц. Частота 2150 кГц практически не используется. Вид модуляции узкополосная ЧМ, номинальная девиация частоты 3 кГц. Применяется система тональных вызовов. Все радиостанции находятся в дежурном приеме. Частоты тональных вызовов 700, 1000, 1400, 2100 Гц.
2 Поездная УКВ р/св. (ПРС) 151825 кГц
5. Магистральная КВ р/св.
8. И много всякоq другоq мелочи.
Сергей. До недавнего времени начальник отдела р/св. одной из ж.д.
ua1osm
Выпускник ЛИИЖТа 1974 года,
ex ст. инженер радиосвязи ШЧ-9 Сев. ж.д.,
ex пом. машиниста электровоза ТЧ-1 Ярославль-Гл. Сев. ж.д.,
потомственный железнодорожник.
Еще бы Вы термины расшифорвали, что такое
Станционная р/св
и Ремонтно-оперативная,
на пальцах, если можно.
Еще раз спасибо,
я просто рад, что есть еще люди, которые могут
просто, бескорыстно, удовлетворить жажду знаний.
electronick
Николай
Поездная радиосвязь.
Связь с подвижными объектами на железной дороге осуществляется в следующих диапазонах радиоволн:
20-130 кГц — индуктивная связь
2130-2150 кГц — поездная радиосвязь. 2130кГц «I канал», 2150 кГц «II канал» (на метрополитене – 2.444 МГц (I-канал) и 2.464 МГц (II-канал))
9404 кГц — радиолокационные измерители скорости
37500 кГц — радиолокационные измерители скорости
151-156 МГц — поездная, станционная и ремонтная радиосвязь
Преимущество столь низкого частотного диапазона в том, что волны гектометровго диапазона распространяются преимущественно вдоль земной поверхности и их можно канализировать с помощью линий электропередач, расположенных рядом с путями или специальными биметаллическими волноводами, которые подвешиваются к контактной сети.
Частотно-модулированный сигнал поездной радиосвязи можно принять на обычный бытовой КВ AM приемник, если отстроиться от частоты 2130 кГц на 2-3 кГц вверх или вниз. «Малыш» Tecsun PL-210, лежа в кармане, отлично принимает диспетчеров и машинистов на железнодорожных станциях, а если забраться на пешеходный мостик, то и подходящие поезда иногда слышно на сложенной телескоп. На внешнюю антенну можно принимать железнодорожников на удалении 10-15км от станций, а используя доработки приемников можно получить и более дальний прием.
Вид и блок-схема поездной радиостанции 42 РТМ-А2-ЧМ. Ведомственное обозначение ЖР-УК-ЛП (для УКВ : ЖР-У-ЛП, для КВ : ЖР-К-ДП)
Блок-схема устаревшей радиостанции ЖР-3М
Для поездной и станционной радиосвязи в симплексном режиме в диапазоне 151 – 156 МГц, а также в дуплексном в диапазоне 307-344 МГц используется двухдиапазонная железнодорожная антенна (ее можно увидеть на всех подмосковных электричках).
На какой частоте разговаривают железнодорожники
ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 февраля 2013 г. N 340р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБОБЩЕННОГО ЧАСТОТНОГО ПЛАНА ОАО «РЖД» В ДИАПАЗОНЕ 160 МГц
В целях установления в ОАО «РЖД» единого порядка использования радиочастотного ресурса при проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации систем технологической радиосвязи, включая беспроводные системы передачи данных, а также радиоэлектронных средств ОАО «РЖД» в радиочастотном диапазоне 160 МГц:
1. Ввести в действие с 1 июня 2013 г. прилагаемый Обобщенный частотный план ОАО «РЖД» в диапазоне 160 МГц.
2. Начальникам департаментов, управлений, дирекций, других филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД» принять к руководству и исполнению Обобщенный частотный план ОАО «РЖД» в диапазоне 160 МГц при подготовке заданий и технических условий на проектирование, при проектировании, строительстве, модернизации и эксплуатации систем технологической радиосвязи, включая беспроводные системы передачи данных, а также радиоэлектронных средств ОАО «РЖД» в радиочастотном диапазоне 160 МГц.
3. Частотный план технологической радиосвязи железнодорожного транспорта, утвержденный МПС России 18 апреля 1989 г., при проектировании, строительстве, модернизации сетей и систем радиосвязи, радиоэлектронных средств ОАО «РЖД» в радиочастотном диапазоне 160 MГц не применять.
Старший вице-президент ОАО «РЖД»
В.А.Гапанович
Приложение
к распоряжению ОАО «РЖД»
от 11.02.2013 г. N 340р
ОБОБЩЕННЫЙ ЧАСТОТНЫЙ ПЛАН
ОАО «РЖД» В ДИАПАЗОНЕ 160 МГЦ
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
2.1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286.
2.2. Таблица распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2006 г. N 439-23.
2.3. Решение ГКРЧ от 28 апреля 2009 г. N 05-05-05-17 «О выделении полос радиочастот для радиоэлектронных средств системы технологической железнодорожной радиосвязи».
2.4. Решение ГКРЧ от 04 апреля 2005 г. N 09-03-01-1 «О выделении полосы радиочастот 146-174 МГц для использования радиоэлектронными средствами подвижной и фиксированной служб гражданского назначения».
2.5. Правила применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть III. Правила применения оборудования подсистем базовых станций, использующих аналоговую угловую модуляцию. Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 11 января 2010 г. N 3.
2.6. Правила применения абонентских радиостанций с аналоговой модуляцией сетей подвижной радиосвязи. Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 12 апреля 2007 г. N 46.
2.7. Правила применения базовых станций и ретрансляторов сетей подвижной радиосвязи. Часть IV. Правила применения оборудования подсистем базовых станций сетей подвижной радиосвязи стандарта DMR. Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 05 февраля 2010 г. N 26.
2.8. Правила применения абонентских радиостанций с цифровой модуляцией сетей подвижной радиосвязи стандарта DMR. Приказ Мининформсвязи Российской Федерации от 28 октября 2008 г. 86.
2.9. ГОСТ Р 53953-2010 Электросвязь железнодорожная. Термины и определения.
2.10. ГОСТ 12252-86 Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений.
3. Термины и определения
3.19. Система ремонтно-оперативной (железнодорожной) радиосвязи:
система РОРС: Система железнодорожной радиосвязи для оперативного управления проведением ремонтных и восстановительных работ на железных дорогах, обеспечивающая обмен информацией между работниками в пределах фронта работ и с диспетчерским персоналом ремонтных подразделений.
[ГОСТ Р 53953-2010, статья 51]
3.20. Сеть горочной (железнодорожной) радиосвязи: сеть железнодорожной радиосвязи для управления технологическими операциями по формированию/расформированию поездов на горках сортировочных станций, обеспечивающая обмен информацией между операторами сортировочной горки, машинистами горочных локомотивов, работниками, участвующими в расформировании составов при их роспуске.
[ГОСТ Р 53953-2010, статья 52]
3.21. Сеть маневровой (железнодорожной) радиосвязи: сеть железнодорожной радиосвязи для оперативного управления технологическими процессами на станциях, обеспечивающая обмен информацией между маневровыми диспетчерами, машинистами маневровых локомотивов, составителями поездов, дежурными по паркам приема, формирования и отправления.
[ГОСТ Р 53953-2010, статья 53]
3.22. Система передачи данных но радиоканалу (железнодорожной радиосвязи): система железнодорожной радиосвязи для обмена данными между устройствами различных информационных и управляющих систем железнодорожного транспорта.
[ГОСТ Р 53953-2010, статья 54]
3.23. Система передачи данных для управления маневровыми локомотивами: система железнодорожной радиосвязи, предназначенная для передачи управляющих сигналов между устройствами маневровой автоматической локомотивной сигнализации и маневровыми локомотивами в пределах железнодорожной станции.
3.24.Частотоприсвоение: разрешение, выданное радиочастотным органом юридическому (физическому) лицу на использование радиочастоты (радиоканала) конкретным радиоэлектронным средством, на конкретной территории и при соблюдении определенных условий.
3.25.Цифровая сеть радиосвязи: сеть радиосвязи, характеризующаяся использованием только цифровых стандартов и сигналов для представления, передачи и распределения всех сообщений.
3.26.Эксплуатация РЭС: целевое использование радиоэлектронных средств в соответствии с предназначением, включающее предоставление услуг, техническое обслуживание и ремонт.
4. Обозначения и сокращения
5. Основные положения
Частотный ресурс ОАО «РЖД» в диапазоне 160 МГц может использоваться следующими радиоэлектронными средствами:
1) РЭС железнодорожной радиотелефонной связи;
2) РЭС железнодорожной системы передачи данных.
Железнодорожная радиотелефонная связь включает в себя:
1) поездную радиосвязь (линейные и зонные сети);
2) станционную радиосвязь;
3) ремонтно-оперативную радиосвязь.
Железнодорожная система передачи данных включает в себя:
1) линейные сети передачи данных;
2) станционные сети передачи данных;
3) внутрипоездные сети передачи данных.
5.1. Поездная радиосвязь
Система поездной радиосвязи реализуется с использованием аналоговых, цифровых и сочетания аналоговых и цифровых видов радиосвязи и включает в себя линейные и зонные радиосети.
В линейных сетях поездной радиосвязи стационарные радиостанции (базовые станции, ретрансляторы), распределенные вдоль диспетчерского участка железной дороги, соединяются с распорядительной станцией (коммутационным оборудованием) с помощью линейного канала.
Зонные сети поездной радиосвязи организуются на ограниченной территории железнодорожной линии (на железнодорожной станции) без подключения стационарных радиостанций к распорядительной станции (коммутационному оборудованию).
5.2. Станционная радиосвязь
Станционная радиосвязь должна обеспечивать двустороннюю связь в границах станции для ведения служебных переговоров между дежурными по железнодорожным станциям, операторами сортировочных горок, диспетчерами маневровых районов железнодорожных станций, машинистами маневровых локомотивов и другими работниками, участвующими в приеме, отправлении, формировании и расформировании поездов и во всех маневровых передвижениях на станциях.
5.3. Ремонтно-оперативная радиосвязь
Ремонтно-оперативная радиосвязь должна обеспечивать двустороннюю связь внутри ремонтных подразделений с руководителем работ, руководителей работ с машинистами локомотивов хозяйственных поездов, с машинистами специального самоходного подвижного состава, участвующими в ремонтных работах, и с дежурным аппаратом соответствующих подразделений (служб).
5.4. Система передачи данных
Система передачи данных может строиться с использованием общего комплекса инфраструктуры с цифровыми системами железнодорожной радиосвязи (поездной, станционной или ремонтно-оперативной) или с использованием отдельных специализированных РЭС.
Линейные сети передачи данных обеспечивают передачу информации между стационарным(-ми) пунктом(-ами) и подвижными объектами, находящимся на перегонах и станциях участка железной дороги.
Станционные сети передачи данных обеспечивают передачу информации между стационарным пунктом и подвижными объектами на территории станции.
Внутрипоездные сети передачи данных обеспечивают передачу информации между объектами, находящимися в составе одного поезда.
5.5. Требования к радиоэлектронным средствам, используемым для организации железнодорожной радиосвязи
5.5.1. Для организации железнодорожной радиосвязи и передачи данных могут использоваться аналоговые и цифровые радиоэлектронные средства, технические характеристики которых соответствуют принятым в Российской Федерации для РЭС подвижной и фиксированной служб гражданского назначения диапазона 160 МГц, а также техническим характеристикам, определенным в решениях государственных радиочастотных органов применительно к РЭС ОАО «РЖД».
5.5.2. Радиоэлектронные средства, применяемые для построения аналоговых систем и сетей, должны соответствовать техническим требованиям, изложенным в Правилах применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть III. Правила применения оборудования подсистем базовых станций, использующих аналоговую угловую модуляцию [2.5] и Правилах применения абонентских радиостанций с аналоговой модуляцией сетей подвижной радиосвязи [2.6]. Все РЭС должны иметь соответствующие сертификационные документы. Основные характеристики радиоэлектронных средств аналоговых сетей радиосвязи приведены в Приложении А.
5.5.3. Радиоэлектронные средства, применяемые для построения систем и сетей цифровой железнодорожной радиосвязи, должны соответствовать техническим требованиям, изложенным в Правилах применения базовых станций и ретрансляторов систем подвижной радиотелефонной связи. Часть IV. Правила применения оборудования подсистем базовых станций сетей подвижной радиосвязи стандарта DMR и Правилах применения абонентских радиостанций с цифровой модуляцией сетей подвижной радиосвязи стандарта DMR. Все РЭС должны иметь соответствующие сертификационные документы. Основные характеристики радиоэлектронных средств цифровых сетей радиосвязи стандарта DMR приведены в Приложении Б.
5.5.4. Радиоэлектронные средства, применяемые в эксплуатируемых системах и сетях аналоговой поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12252 «Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений».
5.5.5. Радиоэлектронные средства, применяемые в эксплуатируемых системах и сетях аналоговой поездной, станционной и ремонтно-оперативной радиосвязи, должны соответствовать требованиям ГОСТ 12252 «Радиостанции с угловой модуляцией сухопутной подвижной службы. Типы, основные параметры, технические требования и методы измерений».
6. Условия распределения радиочастот
7. Частотно-территориальный план
7.1. Частотно-территориальный план составлен для применения на всей сети железных дорог ОАО «РЖД» и представляет собой распределение полос радиочастот между сетями радиосвязи и передачи данных, определенными в п. 5.1.
Распределение полос радиочастот для сетей радиосвязи и передачи данных при использовании систем радиосвязи, работающих с использованием частотного разноса между каналами приема и передачи, приведено в таблице 7.1 и Приложении В.
РЖД получит новые частоты для развития мобильной связи
На ближайшем заседании Госкомиссия по радиочастотам (ГКРЧ; основной орган, отвечающий в стране за распределение частотного диапазона) рассмотрит вопрос об использовании полосы частот 1785–1805 МГц для создания сетей мобильной связи на железнодорожном транспорте. Об этом РБК рассказали два источника в отрасли, знакомых с материалами к заседанию ГКРЧ, назначенному на 30 июня.
Эту полосу частот предлагается выделить неопределенному кругу лиц для создания технологических сетей на железнодорожном транспорте, то есть связи между машинистом и диспетчером, обеспечения безопасности движения и пр. По словам одного из собеседников РБК, в проекте решения оговаривается, что при необходимости использовать радиоэлектронные средства с другими техническими характеристиками, нежели те, что указаны в решении ГКРЧ, необходимо будет «организовать совместно с РЖД работы по определению возможности такого использования».
До сих пор участок спектра 1785–1805 МГц служил защитным интервалом между полосами частот, которые использовались средствами стандартов GSM и LTE для приема и передачи данных. В проекте решения ГКРЧ оговаривается, что радиоэлектронные средства, используемые для создания технологической сети на железнодорожном транспорте, не должны создавать помех для военных средств и гражданских базовых станций в стандартах GSM и LTE.
Главой ГКРЧ является министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров. Представитель Минкомсвязи подтвердил РБК, что следующее заседание комиссии назначено на 30 июня, но отказался комментировать его повестку.
Долгосрочный план РЖД
О том, что на оговоренные частоты претендуют РЖД, ранее РБК рассказывали несколько собеседников на телекоммуникационном рынке. По информации одного из них, госкомпанию интересуют частоты 1785–1805 МГц для развития технологии LTE-R — специального стандарта для организации связи на железной дороге. С этой целью РЖД вместе с сотовыми операторами МТС и «ВымпелКомом» проводили работы по определению защитного интервала (необходим, чтобы сети не создавали помехи друг другу, если используются соседние полосы частот). Эту информацию РБК подтверждал представитель МТС. По его словам, в 2016 году ФГУП «Научно-исследовательский институт радио» по заказу РЖД проводило в Москве испытания функционирования защитного интервала на базовых станциях МТС, установленных на улицах.
По словам одного из участников рынка, РЖД несколько лет присматривались к этому диапазону частот. «Изначально компания хотела делать на нем не технологическую сеть, а организовать связь внутри вагонов на тех участках железной дороги, где сигнал действующих мобильных операторов слабый. РЖД сможет выполнить этот план, если через два-три года обратится в ГКРЧ с просьбой перевести сеть из разряда технологической», — прогнозирует один из собеседников РБК, знакомый с процедурой принятия решений в ГКРЧ.
Представитель пресс-службы РЖД отказался комментировать предстоящее заседание ГКРЧ. В то же время он отметил, что «РЖД продолжает работу над внедрением технологической радиосвязи специальных стандартов DMR, GSM-R, LTE-R на сети железных дорог». «Речь идет не о предоставлении услуг сотовой связи сторонним абонентам, а о развитии технологической связи для управления железнодорожной инфраструктурой и подвижным составом, обеспечения безопасности перевозок», — подчеркнул представитель РЖД.
Другие претенденты
По данным трех источников РБК на телекоммуникационном рынке, несколько лет назад полоса 1785–1805 МГц была выделена частным решением ГКРЧ предпринимателю Евгению Ройтману. Получить комментарий самого бизнесмена не удалось. Однако ранее компании его группы «Антарес» получили аналогичные частные решения еще на несколько полос частот, подходящих для развития мобильной связи 4G, и даже собирались создать пятого федерального мобильного оператора LTE. Однако группе так и не удалось получить все необходимые для строительства сети разрешения, а в начале 2017 года к ней был подан иск о банкротстве.
По словам собеседника РБК, знакомого с материалами к заседанию ГКРЧ 30 июня, комиссия также готовится внести протокольную запись, в которой рекомендует юрлицам, заинтересованным в развитии радиоэлектронных средств беспроводного доступа в диапазоне 1785–1805 МГц за пределами объектов железнодорожного транспорта, провести работы по определению такой возможности и условий использования и впоследствии представить результаты в ГКРЧ.
Представитель «МегаФона» отметил, что компания использует специальные технические решения для обеспечения качественных услуг абонентам на железнодорожном транспорте в других диапазонах. «Вместе с тем предлагаемые исследования потенциально могут вызвать интерес «МегаФона», если откроют реальные перспективы использования рассматриваемых 20 МГц спектра», — сказал он.
Представители МТС и «ВымпелКома» отказались отвечать на вопрос РБК, интересен ли компаниям указанный диапазон. Представитель «Т2 РТК Холдинга» (бренд Tele2) не ответил на вопросы РБК.
linur2
linur2
139.174 – 139.242 МГц
148.000 – 149.000 МГц
149.000 – 149,900 МГц
157.875 МГц
162,7625 – 163,200 МГц
168,500 – 171,150 МГц
169.455 МГц
169.462 МГц
171.150 – 173.000 МГц
173.000 – 174.000 МГц
406.000 – 406.100 МГц
Кроме этого, полоса «Космос – Земля» (136.000 – 137.000 МГц) и полоса «Земля – Космос» (406,000 – 406.100 МГц, она исключительно для спутниковых аварийных радиомаяков – указателей места бедствия).
Далее – каналы морского диапазона:
– 156.325 МГц (собственно каналом морского диапазона не является, но попадает в него; что там на нём происходит – я ХЗ);
– 156.300 МГц – служебный канал 06 для управления судами. Может использоваться для связи между кораблями и летательными аппаратами при проведении поисково-спасательных работ, поэтому не фиг туда соваться со своей кнопкой PTT;
– 156.525 МГц – специальный канал 70 – в нём запрещена работа в радиотелефонном режиме (используется для передачи цифрового селктивного вызова, морского аналога SMS-сообщений DSC);
– 156.800 МГц – 16-й канал, международная УКВ-частота бедствия, безопасности и вызова в морской подвижной службе для радиотелефонии. Она же для поиска и спасания пилотируемых космических кораблей. Ограничена с обеих сторон двумя запретными защитными полосами (канал 75 – защитная полоса 156.762 – 156.7875 МГц и канал 76 – защитная полоса 156.8125 – 156.8375 МГц).
Кроме того, следут помнить, что часть каналов морского диапазона предназначена не для симплексной связи, а для дуплексной (1–7, 18–28, 39, 60–66, 78–88), и вообще: работа на передачу в морском диапазоне с берега кому попало запрещена. Выйдешь в море – хоть на чём (надувнушка или доска для сёрфинга) – тогда можно. Правда, всё равно можешь нарваться – отловят, раздвинут, вдуют а потом ещё раз вдуют.
На всякий случай вот ещё запрещённые частоты (моей рации недоступные, но всё же пусть тут полежат, вдруг кому надо):
243.000 МГц
300.200 МГц
254.000; 254.685; 380.000; 393.100 МГц – это МО РФ
273.000 – 300.000; 300.000 – 390.000 МГц – полосы ФАПСИ, правительственной связи, безопасности и обороны РФ. В них входят ещё различные, более узкие подполосы с разным шагом дискретности; нечего туда соваться вообще.
Теперь о полезном (на Камчатке).
145.500 МГц – общая вызывная частота для радиолюбителей. Однако работать на передачу там можно только при наличии официального РЛ-позывного и с зарегистрированной рации.
144.700 МГц – радиолюбительский ретранслятор волны 2 м.
435.225 МГц – радиолюбительский ретранслятор волны 70 см.
145.450 Мгц и 433.450 МГц (16-й канал LPD) – вызывные частоты при ЧС.
164.425 МГц – рабочая частота ПСО МЧС.
148.050 МГц – ППС (вроде как, не проверял пока).
148.775 МГц – пожарные (тоже вроде как).
153.650 и 154.125 МГц – дальнобойщики по трассам.
164.600 МГц – водители на Мутновской трассе, перевал, кальдера Горелого etc.
434.600 МГц (62-й канал LPD, тон 77) – автоканал «Камчатка» (общая).
434.500 МГц (58-й канал LPD, тон 77) – автоканал «Камчатка» (Ленинский р-н, ретранслятор).
434.550 Мгц (60-й канал LPD, тон 77) – автоканал «Камчатка», малые группы на выездах, в т.ч. во время спасательных операций.
434.300 МГц (50-й канал LPD) – Эскудо-клуб.
434.700 МГц (66-й канал LPD) – Клуб Land Cruiser 80.
434.800 МГц – Делика-клуб (вне LPD-диапазона).
405.555 МГц – GT-клуб (тоже вне LPD-диапазона, что весьма странно, да и эфир там, говорят, сомнительного содержания).
433.300 МГц (10-й канал LPD) – Джимни-клуб.
434.450 МГц – (56-й канал LPD) – Камфишинг.ру; частота рыболовов-любителей на реках.
Понятно, что список далеко не полный (да он и не может быть полным). Кроме того, не ручаюсь за его текущую достоверность – ибо, как говорил один литературный персонаж, «время текёт, и мы вместе с нею». Проверять надо, искать. В дальнейшем буду его корректировать, конечно.
Отдельный список аварийных частот в диапазонах 2 м и 70 см для выживальщиков и предвкушателей БП:
145.450 МГц (это МЧС, ага)
145.945 МГц (. ХЗ)
433.450 МГц (16-й канал LPD)
433.945 МГц (21-й канал LPD)
купить рацию