на какой философской основе базировались классическая социология xix века

SociologyDeep

Информация по социологии для студентов

Классическая социология 19 века

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных направления развития научной мысли: позитивистская социология(классическая социология), марксистская социология

Позитивистская (классическая) социология. Наиболее яркие представители: О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре принципа классической методологии:

— социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

— социология должна строится по образу естественных «позитивных» наук;

— методы социального исследования должны быть столь же точными, как и методы изучения природных явлений;

Огюст Конт (1792–1857) считал, что социология является конкретной, актуальной наукой, основанной на фактах, доступных эмпирическому наблюдению, т. о., социология является позитивным знанием. Конт считал, что социология должна исследовать взаимосвязь фактов, и специфику их функционирования в рамках больших систем (общество, человечество). Конт ввел иерархию наук– поступательное развитие наук от простых к более сложным: математика – астрономия – физика – химия – биология – социология. Конт сформулировал предмет социологии, и закон трех стадий социального и интеллектуального развития. В своем развитии общество проходит через «теологическую

» стадию. «Теологическая» стадия характеризуется господством в обществе религии и религиозного (некритического) типа мышления. «Метафизическая» стадия характеризуется господством в обществе философии как умозрительного и бездоказательного типа мышления. «Позитивная» стадия характеризуется господством науки, рационального типа мышления, используемого для практического преобразования общества.

Конт ввел в социологию понятие социальной статики и динамики. Социальная статика

изучает социальный порядок и структурные элементы социальной системы. Социальная динамика

. Сущностью социальной динамики является прогресс

, как развитие в обществе социального порядка. Основными методами социологии являются наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Не все идеи Конта были адекватными (гигиена ума), а некоторые были утопичны (социократия

Г. Спенсер (1820–1903) был родоначальником эволюционно-органистского направления, характеризующегося применением аналогии общества с биологическим организмом. Общество, как и живое существо, развивается от простых форм к сложным по определенной схеме. 1. Общество как организм наращивает свою массу в ходе развития, т.е. растет численность населения, увеличиваются материальные ресурсы. 2. Рост массы приводит к усложнению структуры, что проявляется в росте числа социальных групп, социальных институтов и других компонентов общества. 3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией (разделением) функций, которые выполняются отдельными составными частями общества. 4. Дифференциация функций ведет к постепенному усилению взаимозависимости и взаимодействий частей общества. 5. Если этот порядок нарушается, то начинается регресс.

По Спенсеру существует три вида эволюционных процессов: 1) неорганический

Э. Дюркгейм (1858–1917) является основателем современной социологии. Он первым выделил предмет социологии — социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты

Источник

Социология 19 века

Вы будете перенаправлены на Автор24

Зарождение социологии 19 века

Непосредственным предшественником социологии является Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Он исследовал различные типы политических устройств, рассматривал проблемы гражданского общества. Монтескье отказался от уравнивания государства и общества, однако политические характеристики общества представлял, как основные и заслуживающие особого внимания.

В труде «О духе закона» Монтескье доказал, что за многообразием различных обычаев, явлений, событий, привычек и нравов лежат объективные законы, глубокие причины, обусловленные самой природой вещей. Он показал, что все социальные явления можно разделить на типовые группы. Монтескье выделил основные виды законов: законы политического строя, гражданские и уголовные.

Монтескье начал разработку теории общественного договора, которую завершил Жан-Жак Руссо (1712-1778). В своих трудах «Об общественном договоре», «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо критиковал современное общество. Ж-Ж. Руссо предложил идеальную модель общественного устройства, основанную на «естественном состоянии» дообщественного человека.

Социологические исследования капиталистического общества стимулировал Адам Смит (1723-1790). Главная идея Смита – осмысление общества не столько как государства, сколько как экономической системы. Он настаивал на первостепенной важности исследования экономических взаимосвязей между людьми.

Рождение социологии связывают с именем Огюста Конта (1798-1857). Конт первым поднял вопрос о создании науки об обществе, которую назвал «социальной физикой». Главные идеи Конта заключались в использовании научных методов при изучении общества, практическое применение науки в области социальных реформ.

В 30-х гг. 19 века Конт в своем труде «Курс позитивной философии» впервые упомянул название науки об обществе – социология.

Основные положения трудов О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса

19 век называют «золотым веком» классической социологии:

Готовые работы на аналогичную тему

Условно 40-80-е гг. 19 века принято считать первым этапом развития социологии.

У истоков социологии стояли представители политэкономии, социальной философии, математики, эмпирических социальных исследований. Постепенно выделяется понимание общества как системы взаимодействия людей, которые образуют структуры, предопределяющие общественную жизнь, взаимообуславливают друг друга, развиваются и функционируют по объективным законам.

Первые попытки познания объективных законов социологии показали необходимость в особых теориях, новых методах мышления, способах получения социологической информации.

Основные положения теории О. Конта:

Герберт Спенсер (1820-1903) расширил обоснование нужности социологии. Он подчеркивал теоретическую, практическую значимость социологии для правителей, законодателей, общества, руководителей локальных социумов.

В «Основании социологии» Спенсер изложил принципы органической теории, которая основывается на уподоблении общества живым биологическим организмам, а также на теории социал-дарвинизма, перемещающей принцип естественного отбора на общество. Спенсер ввел в социологию идеи эволюционизма и изменчивости; признавал полюсами эволюции промышленный и военный тип устройства общества, считал, что эволюция идет по промышленному типу развития; указывал на то, что социальные революции – это болезнь.

Карл Маркс (1818-1883) объяснял общественное развитие как следствие смены формаций, которая происходит в результате воздействия различных социально-политических и экономических факторов (наличие классов, классовая борьба, способ производства). Для Маркса общество – это «продукт взаимодействия людей». При этом взаимодействия могут носить различный характер: быть непосредственными и опосредованными, очными и заочными; отличаться по поводам, причинам, постоянству, мере длительности, зависимости от воли и сознания людей, важности для общества и индивидов.

Общественными отношениями Маркс называл взаимодействия, определяющие содержание общества, его характер, развивающиеся и функционирующие по объективным законам. Он выделял три типа общественных отношений: политические, экономические и духовные. Надстройка общества определяется господствующими в обществе материальными силами (политические, экономические, духовные, нравственные или иные социальные институты). Маркс считал, что общественное развитие является результатом развития классовых сил и экономического процесса, переходит с одного этапа на другой вследствие социальных революций – тотального общественного кризиса, выступающего двигателем истории.

Основные положения трудов М. Вебера и Э. Дюркгейма

Исследования М. Вебера (1864-1920) направлены на поиск основных, исходных элементов, способствующих пониманию закономерностей развития общества.

Центральное положение теории Вебера – выделение социального действия как элементарной частицы поведения личности в обществе. Согласно Веберу, общество – совокупность функционирующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению собственных целей. На основе кооперации действий отдельных индивидов образуются отдельные ассоциации.

Осмысленное поведение отдельных индивидов позволяет достичь индивидуальных целей. Человек действует в ассоциации с другими индивидами как социальное существо, благодаря чему достигает во взаимодействиях с окружающей средой значительного прогресса. Вебер изучал отношения власти как необходимое условие социального управления и контроля, пронизывающего все социальные структуры. Идеальный механизм поддержания власти по Веберу, бюрократия – предельно рациональный, искусственно созданный, координирующий и контролирующий аппарат управления.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской школы социологии. Он стремился к объяснению феноменов общественной жизни с социологических позиций. Дюркгейм считал, что общество – это надиндивидуальное бытие, закономерности развития которого, существование не зависит от действий отдельных индивидов. Люди, объединяясь в группы, подчиняются определенным правилам и нормам, являющихся «общественным сознанием». Общество состоит из отдельных социальных единиц. Деятельность отдельных частей может быть нарушено, и тогда, эти части предстают в виде плохо функционирующей социальной организацией.

Учение Дюркгейма легло в основу структурно-функционального анализа.

Источник

Классическая социология XIX в.

В истории социологии XIX в. можно выделить три основных типа научности.

Первый — самый ранний — можно назвать классической социологией. Самые яркие ее представители — О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Можно выделить четыре основных принципа классической методологии:

— социальные явления подчиняются законам, общим, как для общества, так и для природы;

— поэтому социология должна строится по образу естественных «позитивных» наук;

— методы социального исследования должны быть такими же точными, как и методы изучения природных явлений;

При жизни О.Конта его идеи не оказали заметного влияния. Признание его теории получили в Англии со стороны Дж.Стюарта Милля. Милль, перенеся идеи Конта на английскую почву, изменил некоторые положения его теории. Так, если Конт исследовал общество как систему, то Милль видел общество прежде всего как совокупность индивидов и стремился свести социальное к индивидуальному. Социальные законы для него – это законы «индивидуальной человеческой природы». По Миллю, соединяясь в общество, люди не превращаются в нечто другое, обладающее иными свойствами. Труды классиков оказали большое влияние на работы следующего поколения социологов, наиболее яркими представителями которого считаются Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

Г. Спенсер (1820-1903 гг.) рассматривал общество по аналогии с единым биологическим организмом. Как и живые существа, общество развивается от простых форм к сложным. Совершенно правильно Спенсер считал, что наиболее устойчивыми являются простые примитивные общества, составные части которых однородны и могут легко взаимозаменяться. Например, первобытные охотники, ощутив недостаток дичи, могли перекочевать на другую территорию, переключиться на рыбную ловлю или собирательство. Но в развитом обществе экономический кризис может привести к краху и политическую, и социальную, и духовную сферы. Уязвимость современного общества — в его сложности, во взаимозависимости всех его частей, поэтому по мере развития общества все большую роль играет регулирующая и контролирующая взаимодействия между людьми политическая система, аналогичная мозгу и нервной системе живого организма. Однако активное вмешательство государства в жизнь общества ведет к деградации последнего, так как возрастание интеллектуального потенциала его членов может происходить только в результате «естественного отбора», эволюционно.

Э. Дюркгейм был одним из самых талантливых и влиятельных социологов Франции конца XIX в. Он одним из первых выделил предмет социологии — социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Общество есть совокупность социальных фактов, являющихся элементами социальной реальности. Социальные факты существуют вне сознания конкретного человека и оказывают на него внешнее давление. К социальным фактам Э. Дюркгейм относит законы, обычаи, языки, денежную систему, религию и др. — все, что индивид получает готовым при рождении. Дюркгейм развил идею солидарности, как высшего морального принципа, обосновывающего необходимость разделения труда. Но разделение труда при ненормальных условиях может привести к узкой специализации работающих, к превращению рабочего в придаток машины, создать социальную основу разрушительных конфликтов. Дюркгейм предложил выход — укрепить солидарность членов общества правильным разделением труда, основанным на индивидуальных способностях индивидов. В конечном итоге сформируется общество, основанное на справедливости, равенстве и свободе.

В XIX в. развивалась и марксистская социология. К. Маркс вместе с Ф. Энгельсом разработал теорию общественно-экономической формации на основе материалистического понимания истории. Материалистическое понимание истории исходит из положения, что способ производства и обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя. Общество рассматривается как социальный организм, источник развития которого заключается в нем самом. Это конфликт между производительными силами и производственными отношениями, на ход которого влияют, помимо базисных, и надстроечные факторы — государство, право, религия и т. п. С развитием производительных сил меняются производственные отношения, способ производства, а вместе с ним и вся надстройка общества. Общественно-экономическая формация — это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Каждая формация — особый социальный организм, функционирующий и развивающийся на основе двух типов социальных законов — генетических и структурных. К. Марксу удалось создать теорию общества, легшую в основу развития теоретической социологии XIX — начала XX в. Он также считается основателем важнейшего научного направления — конфликтологии.

Марксистская социология в своей основе является позитивистской, она нацелена на признание объективности научных знаний об обществе. Однако в ней присутствует и противоположная тенденция — согласование эмпирических данных и теоретических выводов с историческим интересом эпохи, под которым понимаются исключительно интересы пролетариата, как самого передового и прогрессивного класса. Поскольку рабочий класс прогрессивен, постольку его интересы совпадают с общечеловеческими, следовательно, пролетариат заинтересован в объективном анализе общественных процессов. С развитием марксистского социалистического и коммунистического политических движений появились представления о том, что только обществоведы-марксисты могут дать объективную картину общества и его развития. В конечном итоге произошла идеологизация социологии, результаты исследований которой ставились в зависимость от интересов политической верхушки коммунистических партий социалистических стран.

Основные разновидности марксизма ХХ в.:

— советский марксизм, развивавший жесткое «научное» и материалистическое представление о социальной реальности, видя в естественных науках основной метод познания;

— троцкизм – критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма ХХ в.;

— западный марксизм – главное и наиболее влиятельное в академических сферах течение. Ведущие его представители – А.Грамши, Д.Лукач, Г.Маркузе, Франкфуртская школа критической теории, Л.Альтюссер, использовавшие не только марксову, но и немарксистскую мысль (политическая социология Грамши, структуралистский марксизм Л.Альтюссера);

— марксизм «третьего мира», исследующий капитализм в метрополиях, колониях и неоколониальных странах и возможности создания социализма с ведущей ролью крестьянства и т.д.

§ В настоящее время марксизм является важным измерением социального научного и социологического мышления, изучающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

1.1.3. «Понимающая» неклассическая социология Германии

Неклассическая социология была разработана немецкими мыслителями В.Дильтеем (1833-1911 гг.), Г. Зиммелем (1858-1918 гг.) и М. Вебером(1864-1920 гг.). Они полагали, что законы общества и законы природы принципиально противоположны, поэтому единой науки не может быть, и надо выделять науки естественные (о природе) и науки гуманитарные. Социология расположена на границе естествознания и гуманитарных наук, поэтому она и заимствует у них все лучшее. У наук о природе социология заимствует приверженность к точным фактам, методы — наблюдение и эксперимент, причинно-следственное объяснение действительности. У гуманитарных наук — метод понимания и отнесения к ценностям.

Если О. Конт, Э. Дюркгейм и их последователи считали, что предметом социологии является общество, народ, человечество и т. д., то немецкие социологи полагали, что исследовать нужно только индивида, потому что именно он обладает сознанием, мотивацией своих действий и рациональным поведением. Социолог должен объяснять реальные действия людей на основе понимания внутренних мотивов этих действий.

Г. Зиммель и М. Вебер сформулировали основные принципы классической социологии.

1. Устранить из научного мировоззрения представления об объективности наших знаний. Социальное знание не должно выдавать свои теории за отражение самой действительности и ее законов.

2. Социология должна заниматься выяснением причин тех или иных свершившихся событий, воздерживаясь от так называемых «научных прогнозов».

3. Социологические теории должны строиться по правилам формальной логики и согласно общечеловеческим ценностям. Это избавит науку от субъективного произвола.

4. Отнесение к ценностям, задающим общее направление всему человеческому мышлению должно лежать в основе интеллектуальной деятельности ученого.

5. Изменение ценностных предпочтений социологов определяется социально-историческими обстоятельствами, в которых они действуют.

Г. Зиммель стал основателем формальной социологии, проведя различие между формой и содержанием в серийном анализе. Он определял «понимание» как «вчувствование» исследователя в действия индивидов с тем, чтобы в конце концов выявить в совокупном предмете социальных наук чистые формы «социации» или общения. Затем их необходимо систематизировать, обосновать психологически, описать в историческом развитии.

Понятие «идеальный тип» был очень важным вкладом М. Вебера в социологию. Идеальный тип не просто извлекается из эмпирической реальности, а конструируется как теоретическая схема, и только потом соотносится с эмпирической реальностью. По его мнению, такие понятия, как «христианство», «ремесло» и т.д. – лишь идеально-типические конструкции. Социология, считал Вебер, создает понятие типов и ищет общие правила в отличие от истории, которая стремится к каузальному анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, личностей, локализованных во времени и пространстве. В этом смысле идеальные типы, с которыми работает социолог, должны быть общими. Так, например, социолог конструирует идеальные модели господства – харизматическое, рациональное, патриархальное, которые имеют силу во все исторические эпохи и в любой точке земного шара.

Как же «работает» понятие «идеальный тип» у Вебера? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть веберовскую теорию социального действия. Социология рассматривает поведение личности лишь постольку, поскольку личность связывает со своим действием определенный смысл. Таким образом, социологическое понятие действия вводится им через понятие смысла, следовательно, социология должна быть «понимающей» постольку, поскольку действие индивида осмысленно, то есть направлено к достижению ясно осознаваемых самим действующим индивидом целей. Описанный тип действия Вебер называет целерациональным. Оно и является идеальным типом. Целерациональное действие стало методологической основой социологии Вебера. С помощью данной модели социолог исследовал как индивида, так и государство, власть, демократию, бюрократию и т.д.

«Понимающая» социология Германии оказала огромное влияние на развитие мировой науки. На ее базе развились множество направлений, самой развитой формой которых является интерпретирующая социология, делающая акцент на необходимости осознания (то есть «понимания» или интерпретации) цели акторов социологами. К ней относятся символический интеракционизм, социологическая феноменология, некоторые теории постмодерна и т.п.

Источник

Классическая социология, ее представители

Содержание:

Введение

В социальной сфере это было время крайней нестабильности. Восстания во Франции, Германии (1844), чартистское движение в Англии, а затем революция 1848 года во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса в общественных отношениях. В период решительных и быстрых перемен люди нуждаются в обобщающей теории, которая могла бы предсказать, куда движется человечество. На какие ориентиры можно опереться, чтобы найти свое место и роль в этом процессе.

В то время быстро росли города и промышленные предприятия. Происходило расслоение общества: появились сверхбогатые, одновременно появилось значительное количество бедных и нищих, росли преступность и нестабильность. В то же время формировался средний класс, выступавший за порядок и стабильность, развивалась демократия, институт общественного мнения, укреплялись демократические права и свободы. Таким образом, в Европе 1940-х годов существовали не только «социальные болезни», но и те силы, которые были заинтересованы в их мирном излечении. Именно средний класс выступал в качестве своеобразного «заказчика» социологических исследований. В это время формировались два основных направления в социологии: эволюционное, реформистское (О. Конт) и революционное, конфликтологическое (К. Маркс), которые предлагали конкретные решения проблем развития общества.

Позитивизм О. Конта

Место позитивного мышления в системе Комта можно понять из его знаменитого закона трех последовательных стадий. Закон трех стадий» По мнению Комта, прежде всего он определяет стадии, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий нас мир.

Третья стадия, по мнению Комта, является позитивной. Поднявшись на эту ступень, человечество отказывается от безнадежных и тщетных попыток познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, то есть отказывается от теологических и метафизических вопросов и претензий, и устремляется к накоплению позитивных знаний, полученных частными науками. Постепенное зарождение «индустриальной» («позитивной») стадии в начале XIX века привело к распространению идей альтруизма, социальности и «позитивной» философии. На третьем этапе, по мнению Комта, в полной мере вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, поскольку именно наблюдение рассматривается Комтом как универсальный метод получения знаний.

Как позитивная наука, Комт противопоставил социологию теологическим и метафизическим теориям об обществе и человеке. Он критиковал предшествующих философов-метафизиков, создававших утопии, обвиняя их в том, что они понимали общество как творение человеческого разума (французские философы эпохи Просвещения). То есть Комт выступал против взгляда на общество как на простую совокупность индивидов. Он подчеркивал решающую роль общества в формировании личности, роль социальной среды в формировании индивидов. Не только навыки в той или иной сфере деятельности, но и характер людей формируется обстоятельствами их общественной жизни. Из этого следует, что общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, необходимо изменить само общество, его социальные и политические институты, а также системы образования и воспитания.

Натурализм Г. Спенсера

Наиболее ярким представителем натурализма в социологии был английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903), который в своей системе синтетической философии пытался объединить все теоретические науки того времени. Его взгляды основывались на аналогии между биологическими и социальными организмами.

Исследуя происхождение всех живых организмов, Спенсер поставил перед собой задачу сделать как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы. Особое внимание анализу надорганической эволюции Г. Спенсер уделил в своих «Основаниях социологии». Чем менее развиты физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем больше его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание индивид и группа выполняют ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Эти функции, выполняемые членами определенных групп и самими группами, определяют групповые организации и структуры и соответствующие институты контроля над поведением членов группы.

Социология Э. Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917), основатель французской социологической школы, практически первым попытался теоретически обосновать и выделить такой специфический предмет научного изучения социологии, как «социальная сфера». Он разработал методологию и методы социологического исследования, что позволило обеспечить социологическую науку эмпирической исследовательской базой и подчеркнуть ее прикладной характер.

Дюркгейм не считал, что социология как наука уже сформировалась. Самостоятельную науку об обществе, со своим предметом и специфическим методом, по его мнению, еще предстояло создать. Для описания фундаментальных принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин «социологизм». При описании основных принципов его социологии необходимо различать два аспекта: онтологический и методологический. Онтологический аспект социологизма, т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих основных постулатов:

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок; она так же устойчива, обоснована и «реальна», как и другие виды реальности, и поэтому, подобно последним, развивается по определенным законам.

Онтологическая сторона социологии, однако, не ограничивается признанием обоснованности и автономности социальной реальности. Она утверждает примат социальной реальности над индивидуальной и ее исключительное значение в определении человеческого сознания и поведения; значение индивидуальной реальности вторично. Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов, но, возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.

E. Дюркгейм уделял большое внимание изучению форм и типов поведения людей в моменты социальной дезорганизации. Он вывел понятие нормального типа общества, понятие нормы и патологии, используя их для описания кризисов и преступлений. Задачей социологии Дюркгейм считал создание теории общества оптимального типа, по отношению к которому необходимо оценивать случаи отклоняющегося поведения. Состояние общества, характеризующееся отсутствием социальной сплоченности или ее резким ослаблением, он обозначил термином «аномия» (ненормативность). Наступление аномии свидетельствует о том, что общество перестает быть регулирующей силой по отношению к своим членам, которые теряют значимость социальных норм и ценностей; у людей отсутствуют стандарты сравнения оценки своего поведения, что приводит к потере групповой солидарности; социальные цели не соответствуют социально одобряемым средствам их достижения. Его исследования позволяют объяснить причины девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения, дефекты социальных норм и подробно классифицировать виды такого поведения.

Дюркгейм был сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях. В то же время он был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения являются результатом длительной социальной и моральной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму. Практической целью его профессиональной и общественной деятельности было вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX века после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны.

Основными трудами Э. Дюркгейма являются его книги «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода» («Метод социологии»), «Элементарные формы религиозной жизни». Вклад Дюркгейма в формирование и развитие социологического знания общепризнан, его идеи остаются актуальными и по сей день.

Номинализм М. Вебера

Согласно Веберу, все социальные факты объясняются социальными типами. Он предложил типологию социального действия, типов государства и рациональности, используя такие идеальные типы, как «капитализм», «бюрократия», «религия», «государство» и др. На основе применения к политике такого понятия, как «социальное действие», Вебер вывел три чистых типа легитимного (признанного) господства (лидерства, управления):

Социология, по Веберу, должна основываться на беспристрастных научных суждениях, максимально свободных как от разного рода личных пристрастий ученого, так и от политических, экономических, идеологических ценностей, влияющих на исследование.

В основе «понимающей» социологии Вебера лежит идея анализа социальных реалий в целом и социальных действий в частности через призму степени их рациональности. Вебер исходит из того, что природа общества, демократичность или авторитарность его институтов, их функциональность производны от специфики социальных действий индивидов, их рациональной или иррациональной составляющей. Воплощением рациональности Вебер считает правовое государство, функционирование которого полностью основано на рациональном взаимодействии интересов граждан, их подчинении закону и общепризнанным политическим и моральным ценностям. Создавая идеальную модель бюрократии, социолог представлял ее как совокупность индивидов, совершающих рациональные действия, направленные на достижение успешных результатов, имеющих социальную значимость и полезность.

Социологическая концепция Вебера тесно связана с другими социологическими системами, характерными для прошлого века. Среди основных работ Вебера можно назвать: «Протестантская этика и дух капитализма», «О некоторых категориях понимания социологии», «Политика как призвание и профессия», «Наука как профессия», «Экономическая этика мировых религий», «Аграрная история древнего мира», «Хозяйство и общество», «О буржуазной демократии в России», «К истории торговых обществ в средние века».

Заключение

Влияние идей Дюркгейма присутствует в различных отраслях социологического знания: от общей социологической теории до чисто эмпирических и прикладных исследований. Дюркгейм дал одно из самых подробных и убедительных онтологических обоснований необходимости социологии как науки. Он ратовал за бережное и уважительное отношение к обществу в социальной практике, за важность опоры на реальные спонтанные тенденции в воздействии на социальные процессы.

M. Вебера «понимающая» социология оказала огромное влияние на развитие мировой науки. На ее основе развилось множество направлений, наиболее развитой формой которых является интерпретативная социология, подчеркивающая необходимость осознания (т.е. «понимания» или интерпретации) социологами поставленной цели. Сюда относятся символический интеракционизм, социологическая феноменология, некоторые постмодернистские теории и т.д.

Список литературы

на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть картинку на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Картинка про на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть картинку на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Картинка про на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть картинку на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Картинка про на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Смотреть картинку на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Картинка про на какой философской основе базировались классическая социология xix века. Фото на какой философской основе базировались классическая социология xix века

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *