на какой счет списать транспортные расходы при усн
Какими проводками отражаются транспортные расходы?
Понятие и виды транспортных расходов
Большинство компаний, занятых производственной или торговой деятельностью, пользуются услугами транспортных компаний или имеют собственный автопарк. При покупке активов организация также несет другие сопутствующие издержки, которые вместе с затратами на доставку образуют транспортно-заготовительные расходы (ТЗР).
Согласно новому ФСБУ 5/2019 (применяется с 2021 года) затраты на заготовку и доставку запасов до места их потребления (продажи, использования) должны включаться в фактическую себестоимость запасов.
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» существенно скорректировал некоторые учетные правила. Посмотреть, что изменилось, вы можете в аналитическом Обзоре от КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в материал.
Какие именно расходы включать в ТЗР, ФСБУ 5/2019 не раскрывает. Поэтому каждая компания должна разработать свой собственный перечень таких затрат и утвердить его в учетной политике. А поскольку новый стандарт по этому поводу немногословен, ориентироваться при разработке перечня можно на действовавшие до 2021 года ПБУ 5/01 (утв. приказом Минфина от 09.06.2001 № 44н) и Методички по учету МПЗ (утв. приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н). В частности, к затратам, связанным с заготовкой и доставкой МПЗ до места их использования, эти НПА относили:
Также при составлении перечня можно использовать Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст). В классификаторе есть раздел «Транспортировка и хранение», в нем приводится список транспортных услуг, на который можно ориентироваться.
Следует учесть, что для бухучета большое значение имеет вид ТЗР. А именно:
Отметим особенности бухучета для каждого вида.
ТЗР при покупке материалов
Выше мы уже сказали, что ТЗР включаются в фактическую стоимость материалов.
Важно! Разъяснения от КонсультантПлюс
Расходы на доставку материалов и других запасов в организацию включают в состав ТЗР, если они оплачиваются отдельно от договорной цены приобретаемых запасов. Их учитывают одним из способов: непосредственно в фактической себестоимости запасов, в составе отклонений или, если организация торговая, в расходах на продажу.
Расходы на доставку запасов покупателям в состав ТЗР не включают. Их учитывают как расходы на продажу на счете 44 «Расходы на продажу».
Подробнее о том, какими способами можно учитывать заготовительно-складские расходы, читайте в К+. Пробный доступ бесплатен.
Для целей бухучета компания должна выбрать один из указанных ниже способов и внести его в учетную политику предприятия.
Кроме упомянутого 15-го счета при данном способе и при применении учетных цен используется и 16-й счет «Отклонение в стоимости материальных ценностей». Учетные цены могут быть взяты из следующих категорий:
Для того чтобы показать, какие записи делаются при приходе и списании материалов, составим следующую таблицу:
Записываем стоимость полученных материалов на основании поступивших первичных документов от партнера (по ценам приобретения)
Записываем ТЗР на основании полученных от поставщика первичных документов (п. 85 методических указаний)
Приходуем материалы, используя учетные цены
Списываем сумму, образовавшуюся в виде положительной разницы между фактической ценой и учетной
Если образовалась отрицательная разница, то запись будет обратная
Делаем запись по списанию материалов в производство, используя учетную цену
Записываем разницу между фактической и учетной стоимостью переданных покупателю МПЗ, если эта разница положительна. В противном случае аналогичная проводка сторнируется.
При формировании приведенной таблицы были использованы, кроме уже описываемых, следующие счета:
Формулы, по которым ведется расчет процента списания ценовых отклонений, таковы:
К = (Откл0 + Откл1) / (М0 + М1) × 100,
К — размер отклонения в процентах;
Откл0 — размер отклонения в начале месяца (остаток);
Откл1 — размер отклонения, накопленного в течение месяца;
М0 — объем материалов в начале месяца в учетных ценах;
М1 — объем поступивших материалов в течение месяца в учетных ценах.
Откл2 — размер отклонений, которые можно списать на расходы;
М2 — объем материалов в учетных ценах, который списан на расходы.
Для таких обстоятельств приведем следующую табличную форму по записям:
Отражаем стоимость материалов по ценам приобретения на основании первичных документов от партнера
Отражаем ТЗР на основании первичных документов от партнера (п. 85 методических указаний)
Списываем материалы в производство
Списываем ТЗР пропорционально стоимости материалов, образовавшееся в конце месяца
Указанные выше формулы могут применяться и в этом случае. При этом выбранный расчетный метод следует утвердить в учетной политике.
Данный способ доступен лишь тем компаниям, у которых перечень используемых материалов невелик и есть группы материалов, которые занимают превалирующий объем в общем их количестве. Иначе говоря, если ТЗР приходятся на такие запасы, то такие расходы войдут в стоимость единицы материала.
Также информацию по учету материалов ищите в статье «Бухгалтерские проводки по учету материалов».
Как учитывать транспортные расходы в налоговом учете, смотрите в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.
ТЗР при покупке товаров
Когда ведется закупка товаров, соответствующие случаю транспортные расходы могут учитываться тоже разными способами, которые зависят от того, какой деятельностью занимается компания.
Так, торговым компаниям, разрешается выбрать способ учета из следующего перечня:
Если для учета товаров используют 15-й счет «Заготовление и приобретение материальных ценностей», то запись будет такова: Дт 15 Кт 60.
По окончании месяца обусловленные продажей расходы можно списать на себестоимость. Запись при этом будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт 44.
Выбранный способ учета следует обязательно внести в учетную политику предприятия.
В приведенных выше записях в дополнение к уже упоминавшимся приведены следующие счета:
Если используется частичное списание, то в учетную политику надо будет внести метод, который будет применять компания при разделении ТЗР между реализованными товарами и теми, которые остались храниться на складе. Нормативные акты не содержат рекомендаций, какой метод выбирать в разных обстоятельствах. То есть компании вольны его выбирать сами.
Однако можно сориентироваться с помощью формулы, приведенной в ст. 320 НК РФ:
К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) × 100,
К — средний процент ТЗР, которые пришлись на товарные остатки на конец месяца;
ТР0 — затраты на транспорт, которые соответствуют нереализованным товарным остаткам на начало месяца;
ТР1 — затраты на транспорт, понесенные в текущем месяце;
Т1 — стоимость товаров, которые уже куплены и проданы в текущем месяце;
Т2 — стоимость товаров, которые куплены, но не проданы на конец месяца.
ТР2 — затраты на транспорт, которые пришлись на нереализованные товарные остатки на конец месяца;
Т2 — стоимость товаров, которые уже приобретены, но не проданы на конец месяца.
Неторговые организации вправе учесть транспортные расходы в качестве расходов на реализацию. Неторговыми организациями следует считать те компании, которые кроме торговых операций осуществляют другие виды экономической деятельности.
Транспортные расходы при продаже товаров или готовой продукции
Возможны следующие варианты учета расходов на доставку:
Такой вариант чаще всего имеет место, когда товар по договору доставляется поставщиком до склада покупателя и в первичных документах цена доставки не выделяется отдельно.
Транспортные затраты в приведенных обстоятельствах — это расходы на продажу. Запись соответствующей транзакции в бухучете будет такова: Дт 44 Кт 60, 76.
Такие расходы в конце месяца следует списать на себестоимость в полной мере. Запись будет такова: Дт 90, субсчет «Расходы на продажу» Кт44.
Если в договоре на приобретение товара цена доставки выделена, это означает, что поставщик намерен получить оплату за доставку отдельно. В таком случае имеет место выручка за транспортные услуги. Затраты, связанные с доставкой, надо отразить следующей записью: Дт 23 Кт 02, 10, 70, 69.
Последующее списание расходов: Дт 90, субсчет «Себестоимость транспортных услуг» Кт 23.
Итоги
Организация для учета транспортных расходов должна использовать тот способ, который оптимально соответствует ее виду деятельности. Он закрепляется в учетной политике, и продуманный выбор поможет до минимума сократить время, затрачиваемое на расчеты разниц между бухгалтерским и налоговым учетом.
Учет транспортных расходов организацией на УСН (доходы минус расходы)
материалов, участвующих в производстве продукции;
инвентаря и сопутствующих материалов.
Как в бухгалтерском и налоговом учете должны учитываться транспортные расходы в этих двух случаях?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В налоговом учете при УСН затраты организации, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов учитываются в составе материальных расходов после фактического оказания указанных услуг и их оплаты.
О порядке отражения данных расходов в бухгалтерском учете организации смотрите ниже.
Обоснование позиции:
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы вправе учитывать расходы, предусмотренные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных материальных расходов. Исходя из п. 2 ст. 346.16 НК РФ материальные расходы принимаются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
На основании п.п. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями.
К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации, в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок, других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, из приведенных норм следует, что организация, применяющая УСН и выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с оплатой транспортных услуг по доставке материалов, участвующих в производстве продукции, а также доставке инвентаря и других сопутствующих материалов в составе материальных расходов. Учитывая положения пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, указанные транспортные расходы принимаются к учету после их фактического оказания и оплаты.
Бухгалтерский учет
Расходы, связанные с приобретением МПЗ, признаются расходами по обычным видам деятельности и учитываются в составе материальных затрат (п. 5, п. 7, п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).
В соответствии с п. 83 Методических указаний организация самостоятельно устанавливает в учетной политике, каким способом учитывать ТЗР, а именно путем:
отнесения ТЗР на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» согласно расчетным документам поставщика;
отнесения ТЗР на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
непосредственного (прямого) включения ТЗР в фактическую себестоимость материала*(2).
ТЗР, относящиеся к материалам, отпущенным в производство, на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета производства, обслуживающих производств и хозяйств и др.) (п. 86 Методических указаний).
В общем случае учет ТЗР ведется по отдельным видам и (или) группам материалов. Однако если нет значительного различия в удельном весе ТЗР, а также когда нельзя достоверно определить, к какой именно группе материалов относят те или иные ТЗР, их отражают суммарно, без разбивки по видам или группам материалов (п. 84 Методических указаний).
В этом случае списание транспортных расходов следует осуществлять согласно п. 87 Методических указаний. А именно, списание на расходы ТЗР по отдельным видам или группам материалов будет производиться пропорционально учетной стоимости материалов, исходя из отношения суммы остатка ТЗР на начало месяца (отчетного периода) и текущих ТЗР за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода) по учетной стоимости.
Полученное в результате значение, умноженное на 100, дает процент, который следует использовать при списании ТЗР на увеличение учетной стоимости, израсходованных материалов.
При этом п. 88 Методических указаний допускается применение упрощенных вариантов для распределения величины ТЗР, в частности:
при небольшом удельном весе ТЗР (не более 10% к учетной стоимости материалов) их сумма может полностью списываться на счет «Основное производство», «Вспомогательное производство»;
если удельный вес ТЗР не превышает 5% к договорной (учетной) стоимости материалов, то ТЗР могут ежемесячно (в отчетном периоде) полностью списываться на увеличение стоимости израсходованных (отпущенных) материалов.
Таким образом, организация самостоятельно определяет, какой вариант принятия к учету затрат на доставку материалов она будет использовать. Выбранный вариант учета необходимо зафиксировать в приказе об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета.
Что касается расходов по доставке инвентаря, то данные расходы, как указывалось ранее, включаются в фактическую себестоимость данного имущества (п. 5 и п. 6 ПБУ 5/01).
Вместе с тем в соответствии с п. 13.1 ПБУ 5/01 организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета*(3), может оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;
— Энциклопедия решений. Расходы на услуги сторонних организаций при УСН;
— Энциклопедия решений. Материальные расходы при УСН;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов;
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет приобретения материалов за плату.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
*(1) К материалам относятся сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части, строительные и прочие материалы (п. 42 Методических указаний).
*(2) Данный способ целесообразно использовать в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.
Транспортные расходы при УСН «доходы минус расходы»
Виды транспортных расходов
К транспортным расходам упрощенца так же, как и к другим компаниям, применяются следующие критерии: они должны быть обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Еще одно условие для фирм на УСН: расходы учитываются по кассовому методу, то есть имеют значение только оплаченные расходы (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Транспортные расходы, которые несет компания, условно можно разделить на две большие группы:
Рассмотрим подробнее каждый тип расходов.
Учет расходов на доставку ценностей
В бухгалтерском учете расходы на доставку материалов можно учитывать тремя способами:
Любой из этих трех вариантов допустим не только при учете транспортных расходов при приобретении материалов, но и при приобретении товаров (пп. 3, 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»). При покупке товаров возможен также учет расходов на доставку в стоимости расходов на продажу, учитываемых на счете 44 «Издержки обращения».
Выбранный вариант учета расходов на доставку нужно зафиксировать в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Что еще должно быть в учетной политике упрощенца, читайте в статье «Учетная политика при УСН «доходы минус расходы» (2021)».
С образцом учетной политики для ООО на УСН «доходы минус расходы» ознакомьтесь в статье «Готовая учетная политика — образец для организации».
При выборе одного из первых 2 вариантов учета ТЗР нужно принимать во внимание, что затраты на доставку списываются на тот счет, на который списаны сами материалы. Сумма списания определяется путем умножения стоимости списанных материалов на средний процент транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) за месяц. Этот показатель равен сумме ТЗР на начало месяца и ТЗР за отчетный месяц, деленной на сумму стоимости материалов на начало месяца и стоимости материалов, поступивших в течение месяца, и умноженной на 100%.
Допускаются и облегченные варианты по распределению стоимости ТЗР:
С особенностями учета ТЗР при ведении упрощенного бухгалтерского учета и списания ТЗР по товарам можно ознакомиться в статье «Как учитывать ТЗР в бухучете (нюансы)».
Налоговый учет расходов на доставку сырья предусматривает списание транспортных расходов по мере их возникновения и оплаты – в случае, если вы платите поставщику или транспортной компании. Об учете транспортных расходов при доставке своими силами мы поговорим ниже.
При доставке покупных товаров до склада торговой компании при применении УСН «доходы минус расходы» транспортные расходы (если они не включены в стоимость товаров) распределяются между проданными товарами и остатками (ст. 320 НК РФ). Для этого используются следующие формулы:
ТРНП = ОСТтов × средний процент ТР,
Средний процент ТР = (ТРост + ТРтек) / (С / Стек + ОСТтов) × 100%,
ТР к списанию в текущем периоде = ТРост + ТРтек – ТРНП,
ТР — транспортные расходы;
ТРНП — транспортные расходы по непроданным товарам;
ТРост — транспортные расходы на остаток товаров на начало месяца;
ТРтек — транспортные расходы в текущем месяце;
С/Стек — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;
ОСТтов — остаток непроданных товаров на конец месяца.
Компания-упрощенец («доходы минус расходы») затраты на доставку продукции покупателям для целей налогообложения учитывает в расходах, независимо от того, занимается ли она доставкой самостоятельно или это делает транспортная компания (подп. 5 п. 1 ст. 346.16, подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). А вот если поставщик доставляет товары от своего имени, но за счет покупателя по посредническому договору, то у поставщика образуется только доход, который он зафиксирует в КУДИР на основании отчета посредника.
Если у вас остались вопросы, воспользуйтесь практическим пособием по УСН системы КонсультантПлюс. Чтобы изучить материал, пройдите быструю регистрацию и получите бесплатный пробный доступ.
Учет расходов на собственный автопарк
Для доставки товаров компания может использовать собственные автомобили. В таком случае возникают расходы, которые нужно иметь в виду как в бухгалтерском, так и в налоговом учетах.
Расходы на ГСМ упрощенец учитывает на основании путевых листов и первичных документов (чеков с АЗС, накладных) как материальные расходы (подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). В бухгалтерском учете ГСМ приходуются на сч. 10 субсчет «Топливо», а затем списываются в счета затрат (20, 25, 26).
Ремонт автомобиля можно проводить собственными силами, а можно поручить специальной компании — в последнем случае расходы принять к учету следует на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ.
Проведение ремонта собственными силами оформляется накладными на внутреннее перемещение объектов, накладными на приобретение материалов для ремонта, накладными на отпуск материала для ремонта, требованиями-накладными, лимитно-заборными картами, табелями учета рабочего времени, справками и др.
На расходы для целей исчисления УСН затраты на ремонт можно будет списать после полной оплаты.
Покупку комплектующих упрощенец может списать на расходы единовременно. Однако не забывайте, что любые расходы должны быть подтверждены документально и обоснованы экономически. То есть к покупке дорогостоящей стереосистемы в салон грузового автомобиля налоговики могут придраться, поскольку на извлечение прибыли качество звука в машине не влияет.
Страхование автомобиля на УСН имеет свои нюансы. Для целей налогообложения можно учесть расходы только на обязательное страхование (полис ОСАГО) после полной оплаты (подп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А вот КАСКО является добровольным страхованием и не входит в перечень расходов, принимаемых к уменьшению упрощенного налога (п. 1 ст. 346.46 НК РФ и письмо Минфина от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).
Итоги
Транспортные расходы для фирмы-упрощенца имеют свою специфику: поскольку упрощенцы используют кассовый метод признания доходов и расходов, то транспортные расходы признаются в расходах сразу же после оплаты. Однако это правило действует не для всех транспортных расходов — КАСКО учесть в расходах нельзя, а другие расходы должны быть экономически обоснованы и подтверждены документально.
Учет транспортных расходов при УСНО
Автор: Тарасова Е. А., эксперт журнала
Под транспортными расходами понимаются затраты, которые «упрощенец» несет по доставке материальных ценностей (от поставщика или покупателям). Если у «упрощенца» имеется собственный транспорт, такими расходами будут затраты на оплату ГСМ, содержание и ремонт авто, оплату страховых полисов. Если же «упрощенец» для транспортировки ценностей пользуется услугами перевозчиков – это затраты на оплату услуг транспортных компаний.
Учет транспортных расходов в рамках УСНО имеет некоторые особенности. О них и поговорим в данной статье.
Транспортные расходы не упомянуты в п. 1 ст. 346.16 НК РФ в качестве самостоятельных разрешенных к учету при УСНО расходов. Однако это не означает, что их нельзя учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу. У «упрощенцев» есть несколько вариантов их учета при налогообложении, все зависит от конкретного вида понесенных затрат. Но в любом случае при учете транспортных расходов применяются общие правила: эти расходы должны быть обоснованы, документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ) и оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Учет расходов на содержание собственного транспорта
Если для доставки материальных ценностей на собственный склад или на склад покупателя «упрощенец» (организация или ИП) использует собственные транспортные средства, то он неизбежно несет следующие затраты:
на содержание и ремонт автомобилей;
на их обязательное страхование.
Расходы на покупку ГСМ
Расходы на содержание служебного транспорта поименованы в пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Значит, «упрощенцы» вправе учесть расходы, связанные с покупкой ГСМ для автотранспорта, используемого в предпринимательской деятельности. Для признания в налоговой базе расходов на ГСМ необходимо выполнить два условия – оплатить их покупку и иметь в наличии надлежаще оформленные документы.
Подчеркнем: для учета расходов нужны не только подтверждающие покупку ГСМ документы, но и документы, подтверждающие списание топлива для использования служебного транспорта.
Одним из первичных документов, который подтверждает расходы на ГСМ, является путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ. Это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Закона № 259-ФЗ[1]), а также для подтверждения, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не в иных целях (ведь в нем указываются маршрут следования автомобиля, остаток и расход топлива, километраж). На основании путевых листов составляется акт списания топлива, согласно которому делается запись в регистрах бухгалтерского и налогового учета.
Таким образом, эксплуатирующие транспортные средства «упрощенцы» (включая специализированные автотранспортные предприятия) должны применять путевые листы с обязательными реквизитами, предусмотренными как Законом № 402-ФЗ[2], так и Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368. Причем они вправе разработать свой вариант этого документа. Путевой лист нужно оформлять на каждое транспортное средство, используемое «упрощенцем» для осуществления предпринимательской деятельности.
Касательно нормирования расходов на топливо для служебного транспорта поясним следующее.
Поскольку в гл. 26.2 НК РФ не содержится такого требования, Минфин в Письме от 27.09.2018 № 03-11-11/69335 указал: при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик, применяющий УСНО, вправе (но не обязан!) руководствоваться нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте[3] (см. также письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097).
Итак, в рамках УСНО стоимость ГСМ можно учитывать либо в полном объеме, либо в пределах норм (в том числе разработанных самостоятельно на основании технической документации завода-изготовителя на автомобиль). Выбранный вариант «упрощенцу» необходимо утвердить в учетной политике для целей налогообложения.
Расходы на содержание и ремонт
Ремонт автомобиля «упрощенец» может проводить собственными силами, однако чаще всего ремонт производится в специализированных автосервисах. В последнем случае расходы принимаются к учету на основании договора, калькуляции затрат и акта выполненных работ согласно пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (в качестве оплаты услуг сторонних лиц). Напомним: материальные расходы при УСНО учитываются в порядке, предусмотренном ст. 254 НК РФ.
Также допустимы варианты признания обозначенных затрат в налоговом учете в силу либо пп. 12 п. 1 ст. 346.12 НК РФ – как расходы на содержание служебного транспорта (поскольку в норме не уточнено, что конкретно понимается под его содержанием), либо пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ – как расходы на ремонт основных средств.
Исходя из вышеназванных норм, «упрощенцы» вправе признать и затраты на ремонт служебного транспорта, произведенного собственными силами. В этом случае для подтверждения расходов необходимо оформить накладные на приобретение материалов (запчастей) для ремонта, на их отпуск для ремонта, требования-накладные, табели учета рабочего времени, справки и др.
В расходы для целей исчисления «упрощенного» налога затраты на ремонт можно будет списать после их оплаты.
Расходы на страхование
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в налоговой базе по УСНО могут быть учтены расходы на все виды обязательного страхования работников (в том числе имущества и ответственности), производимые по законодательству РФ. Данные затраты принимаются с учетом положений ст. 263 НК РФ, по которой расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством РФ) включаются в состав расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ и требованиями международных конвенций. Если эти тарифы не утверждены, затраты на обязательное страхование включаются в состав прочих расходов в фактическом размере.
Особенность учета расходов по данному основанию в том, что страхование работников, имущества и ответственности должно быть обязательным – предусмотренным каким-либо законом. Только тогда страховые выплаты можно учесть в расходах при УСНО.
Таким образом, при УСНО можно учесть расходы только на обязательное страхование транспортных средств (то есть полис ОСАГО) после полной его оплаты.
КАСКО же, в отличие от ОСАГО, – это добровольное страхование автомобиля. Соответственно, платежи по такому виду страхования нельзя включить в налоговую базу по «упрощенному» налогу (см. также Письмо Минфина России от 10.05.2007 № 03-11-04/2/119).
Расходы, связанные с доставкой товаров сторонними лицами
Экспедирование и доставку «упрощенцу» или его покупателям материальных ценностей (например, товаров, предназначенных для продажи) могут осуществлять специализированные транспортные компании. Затраты, связанные с оплатой услуг этих компаний, при УСНО учитываются как материальные расходы на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ и определяются в порядке, установленном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 6 п. 1 данной статьи к материальным расходам относятся в том числе затраты на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или ИП. К работам (услугам) производственного характера относятся и транспортные услуги сторонних организаций (включая ИП).
Соответственно при определении налоговой базы в целях применения УСНО транспортно-экспедиционные затраты (связанные с доставкой ценностей самому «упрощенцу» или его покупателям) учитываются в составе материальных расходов.
Расходы на доставку ценностей «упрощенцу»
В учете при УСНО стоимость доставки приобретенных ценностей (товаров и материалов) списывается как отдельный вид расходов по мере несения таких затрат. Дожидаться списания приобретенных ценностей не нужно. На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы принимаются к учету при УСНО после их фактической оплаты. Поэтому материальные расходы учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета «упрощенца», выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения.
Сказанное в полной мере относится и к транспортным расходам на доставку товаров для продажи. Ведь затраты, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, в том числе стоимость их хранения, обслуживания и транспортировки, – это самостоятельный вид расходов (пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). И для их учета не важен факт реализации товаров покупателям, что следует из пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ.
Однако вышеназванный порядок признания транспортных расходов не применяется, если речь идет о расходах на доставку приобретенных основных средств. Дело в том, что основные средства принимаются к налоговому учету по той стоимости, которая формируется по правилам бухучета (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). А в бухучете расходы на доставку надо включать в первоначальную стоимость основных средств. Это предусмотрено как п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», так и п. 12 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (применяется в обязательном порядке с 1 января 2022 года).
При признании в бухгалтерском учете основные средства оцениваются по первоначальной стоимости, которой считается общая сумма капитальных вложений, связанных с их приобретением (п. 12 ФСБУ 6/2020, п. 18 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).
Сумму капитальных вложений формируют на базе фактических затрат, необходимых для приобретения, создания и использования основного средства (п. 9 ФСБУ 26/2020, п. 6 Информационного сообщения Минфина России от 03.11.2020 № ИС-учет-28). Согласно п. 5 ФСБУ 26/2020 к капитальным вложениям относятся в том числе затраты на доставку основных средств к месту использования (пп. «з»).
Таким образом, в налоговом учете доставка дорогостоящего имущества списывается не как самостоятельный расход, а как составная часть его стоимости – поквартально, равными долями в течение календарного года, после ввода объекта основных средств в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
И еще. Несмотря на то, что ИП не ведут бухучет, списывать транспортные расходы на доставку приобретенных основных средств они должны по точно таким же правилам (то есть включать в стоимость объекта).
Расходы на доставку товаров покупателям
Если условиями сделки предусмотрено, что продавец на УСНО сам осуществляет доставку товаров до места нахождения покупателя, то затраты, понесенные им в таком случае (если они, конечно, не включаются в стоимость товара), он тоже вправе учесть в налоговой базе по «упрощенному» налогу.
Как упоминалось ранее, в пп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ помимо стоимости покупных товаров названы расходы, связанные с приобретением и реализацией этих товаров, в том числе их транспортировкой. Условия транспортировки (кто и куда) в норме не уточнены. Можно сделать вывод, что любые расходы на транспортировку товаров (от поставщика на свой склад или на склад покупателя) «упрощенец» вправе включить в налоговую базу при УСНО.
[1] Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
[2] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
[3] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р.