на какой территории жили славянские племена полян
Поляне – народ “создавший” Русь
Поляне представляли собой восточнославянское объединение племён, что проживало в VI-IX веках. Как предполагают исследователи, их название могло указывать на противоположность другим славянам – древлянам. Известно, что на землях полян появилось поселение, превратившееся позднее в город Киев, ставший столицей Киевской Руси.
В наши дни учёные могут строить догадки относительно невыясненных особенностей менталитета и мировоззрения полян, однако археологами было найдено немало предметов, что могут указать на некоторые особенности жизни и исторические события, через которые пришлось пройти этому народу. Как же жили поляне? Что интересного могут рассказать о них находки?
Поляне – люди полей
Земли полян занимали территории вокруг Киева, Вышгорода, Переяславля, Родни, распространялись и на западный берег Днепра. На западных окраинах земли полян упирались во владения древлян, северо-западными соседями были дреговичи, южными – уличи, а восточная граница отделяла полянские территории от обители северян.
В летописных источниках указывается о появлении полян наряду с другими славянскими народами. Кроме того, отмечается. что основным занятием народа было земледелие. Вероятно, именно поэтому этноним “поляне” связывают со словом “поле”. В «Повести временных лет» эта версия находит подтверждение:
Занятия полян
О могуществе полянских племён можно сделать вывод, исходя из фактов в письменных источниках. Летописцы рассказывали, что этот народ платил дань хазарам в начале VIII веке, но через несколько десятилетий сумели не только избавиться от этой зависимости, но и покорить несколько соседних народностей. Немалую роль в развитии поселений играла торговля.
Поляне издавна занимались различными ремёслами, умели ковать металлы, ткать, прясть, славились как хорошие охотники и рыболовы. Как замечает академик Пётр Толочко, среди археологических находок периода расцвета полянского народа есть несколько монетных кладов. Нельзя исключать, что поляне могли вести торговлю даже с восточными странами, хотя утверждение это является спорным.
Реконструкция в парке древний Киев / parkkyivrus.com
Что интересно, происхождение полян так и остаётся главной загадкой истории. Причиной тому является территория их проживания. Племена появились на стыке земель нескольких народностей, создавших особые культуры.
Повлиять на формирующийся народ и даже стать его основой могли представители корчакской, пеньковской, колочинской культуры. Не исключено, что поляне могли появиться после распада племён дулебов и антов.
Одна из самых интересных версий историков рассказывает о том, что слово “русь” зародилось именно у полян. В летописях XII века говорится, что к этому моменту поляне решили переименовать себя в русов, а территорию свою называли Русью. Почему же произошла эта перемена?
Есть гипотезы, что эти изменения были обусловлены укреплением власти полян над соседями и хазарами, которым они прежде подчинялись, а после перестали считаться с хазарскими требованиями.
Поляни реконструкция сражения / © Александр Онищенко / livejournal.com
Уклад жизни народа полян
Как я уже заметила, основные сведения о жизни полян нам может предоставить археология. Раскопки показали, что изначально у этих племён существовали небольшие поселения, однако с переходом к феодальному обществу они превращались в городища.
Девушка в одеждах полян / © Александр Онищенко / livejournal.com
Общественный уклад у полян соединял в себе особенности общинного и княжеско-дружинного общества. Поскольку второй вариант приобретал господствующее положение, можно говорить о некой социальной иерархии, появлении классовости в обществе.
Для укрепления своих земель поляне строили крупные городища. По сравнению с городами северян или древлян поселения полян были значительно больше, занимали обширную площадь. Возможно, именно это и дало возможность Киеву, полянскому городу, в дальнейшем стать столицей Киевской Руси.
В “Повести временных лет” поляне, в отличие от некоторых других народностей описываются в положительном контексте. Отмечается, что племена с уважением относились к предкам, всячески почитали их, имели собственную культуру.
Во многом такое отношение летописца Нестора к полянам обусловлено тем, что христианство на их землях распространилось крайне быстро, став едва ли не центром новой веры Руси. Те же народы, что в большинстве своём оставались приверженцами языческой веры, Нестор нещадно ругал, приписывая даже несуществующие “грехи”.
Вячеслав Назарук «Проводы Перуна»
Местонахождение: Санкт-Петербург, Музей Религии и атеизма
Последнее упоминание о полянах встречается в летописях 944 года. При этом историки обращают внимание на то, что существовало и иное племя полян, которых не следует путать с восточными славянами. Эти, западные поляне, располагались вдоль течения Вислы, а со временем стали предками современных поляков.
Полян называют древним или исчезнувшим народом, но я не соглашусь со вторым определением. Эти племена не канули в лету, хотя сегодня мы говорим о них лишь в прошедшем времени. Не стоит забывать, что каждое из древнеславянских племён, растворяясь в процессе истории среди прочих народностей, становилось основой для формирования новых этносов. Нельзя исключать, что и во многих из нас по-прежнему жива частичка древлян, дреговичей, кривичей или тех самых трудолюбивых земледельцев – полян.
Русская История 4. Восточнославянские племена
ПОПОВ Флегонт Петрович
г. Кишинев, 1986 г.
ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА ПЕРЕД
ОБРАЗОВАНИЕМ КИЕВСКОГО ГОСУДАРСТВА.
СЛОВЕНЕ НОВГОРОДСКИЕ — одна из северных групп восточных славян. Славянская колонизация Приильменья относится к 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры. Славянские племена, придя с юга, ассимилировали местное финско-угрское население, о чём свидетельствует топонимика этого края.По летописи, Словене жили около озера Ильмень и прилегающих к нему рек. В 6-8 веках у словен, видимо, сложился крупный племенной союз. В 9 веке территория словен составила основу Новгородской земли.
КРИВИЧИ — восточно-славянское племя; населяло территорию в верховьях Днепра, Западной Двины и Волги. Кривичи занимались земледелием и промыслами. В 9 веке в земле кривичей возник Смоленск, по-видимому. В 11 веке — Торопец. Вместе с вятичами и новгородскими словенами составили основу великорусского (русского) народа. Во 2-й половине 9 века были подчинены власти Киевских князей. Последнее упоминание о кривичах в летописи относится к 1162 году.
ПОЛОЧАНЕ — восточно-славянское племя. Полочане — летописное название славян-кривичей, живших по реке Полоть (приток Западной Двины) и входивших в состав населения Полоцкого княжества.
РАДИМИЧИ — восточно-славянское племя, жившее в междуречье рек Днепра и Десны, по течению рек Сожа и Ипути. По культуре родимичи были близки к вятичам и северянам. Основное занятие — земледелие; были также развиты скотоводство, охота и бортничество. Племенные центры родимичей неизвестны. В 9 веке вошли в состав Древнерусского государства. Последний раз упоминаются в летописи под 1069 годом.
ВЯТИЧИ — восточно-славянское племя, жившее по верхней Оке и её притокам — рекам Угре, Москве и другим, а также, по-видимому, в верховьях Дона. Вятичи занимались земледелием, охотой и рыболовством. В 11-12 веках на земле вятичей возникли города Москва, Дедослав и другие. В 9-10 веках вятичи платили дань хазарам. Около 981 года были подчинены Киевским князем Владимиром Святославичем. В 12-13 веках земля вятичей входила в состав Ростовско-Суздальского, в дальнейшем — Владимиро-Суздальского княжества, позже в состав Московского княжества. Вятичи явились важным составным элементом великорусской народности. Название «вятичи» исчезло в 14 веке.
ПОЛЯНЕ — одно из крупнейших восточнославянских племён, живших в среднем Поднепровье. Поляне занимались пашенным земледелием и скотоводством. Главным городом полян был Киев. Более высокий уровень социально-экономического развития полян по сравнению с другими восточнославянскими племенами был одним из факторов, определявшим выдвижение Среднего Поднепровья в качестве центра Древнерусского государства. Последнее упоминание о полянах в летописи относится к 944 году.
ДУЛЕБЫ — славянское племя, жившее в 6-9 веках по реке Западный Буг; впоследствии стали называться волынянами.
БУЖАНЕ (ВОЛЫНЯНЕ) — племя восточных славян, обитавших в бассейне верхнего течения Западного Буга (от которого и получили название). С конца 11 века бужане именуются волынянами.
ХОРВАТЫ — восточно-славянское племя, жившее в Карпатах.
УЛИЧИ (УГЛИЧИ) — восточно-славянское племя, жившее первоначально в низовьях Днепра, а затем поселившихся между Бугом и Днестром. Поселения уличей доходили до Чёрного моря. С середины 10 века уличи упоминаются в составе Киевской Руси.
ТИВЕРЦЫ — славянское племя, жившее в 9-11 веках между Днестром и Дунаем.
Повествуя о расселении славян, летописец рассказывает о том, как одни славяне «седоша по Днепру и нарекошася Поляне», другие назывались «древлянами» («зане седоша в лесех»), третьи, жившие между Припятью и Двиной, именовались дреговичами, четвертые обитали по течению реки Полоты и назывались полочане. У Ильменского озера жили словене, а по Десне, Сейму и Суле — северяне.
Постепенно в рассказе летописца появляются названия других восточно-славянских племён.
Летописи ещё помнят о тех временах, когда славяне Восточной Европы делились на племена, когда племена русские «имеху бо обычаи свои и закон отець своих и преданья, кождо свой нрав» и жили «особе», «кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо родом своим».
От Карпатских гор и Западной Двины до верховьев Оки и Волги, от Ильменя и Ладоги до Чёрного моря и Дуная жили русские племена накануне образования Киевского государства: карпатские хорваты, придунайские уличи и тиверцы, побужские дулебы или волыняне, обитатели болотистых лесов Припяти — дреговичи, ильменские словене. Жители дремучих окских лесов — вятичи. Многочисленные кривичи верховьев Днепра, Западной Двины и Волги, днепровские северяне и другие восточнославянские племена составляли некое этническое единство «Словенск язык в Руси». Это была восточная, русская ветвь славянских племён. Этническая близость их способствовала образованию единого государства, а единое государство консолидировало. Сплачивало в этнический массив славянские племена.
Но русские племена не возникли сами собой в готовом виде со всеми присущими им особенностями языка, быта, культуры, а явились результатом сложного этно- и глоттогонического процесса. Рассказ летописца о расселении славянских племён на Руси — это последний акт сложного процесса формирования русских племён. В «Повести временных лет» нашли отражение лишь последние часы существования племенного быта. Новые производственные отношения, зарождение государства ломали старые — племенные границы, сплачивали народные массы внутри новых политических границ, объединяли по новому территориальному признаку. Когда летописец повествовал о восточно-славянских племенах, они уже переставали существовать, а многие из них, если даже не все, уже давно, по существу, были не племенами, а союзами племён.
Сарматский субстрат славянского племени полян
На основании материалов могильников и некоторых других данных учёными была определена обширная полянская территория, включающая Киев, Любеч, Чернигов, Переяславль. Наиболее широко на Киевщине исследованы поселения Монастырек, Каневское, Сахновское. На поселениях сооружались полуземлянки со столбовой или срубной конструкцией стен и отопительными устройствами – печами, сложенными из камня, глины или каменно-глиняными. Но кроме обычных для сельских поселений жилищ, частично углубленных в землю, в древнем Киеве, особенно в районе Подола, сооружались наземные срубные дома. В центральной части древнего Киева уже в X в. возводились каменные и кирпичные дворцы феодальной знати, христианские храмы, сменившие язы¬ческие капища.
Все святилища, будучи изолированы от поселений, приблизительно одина-ковой архитектуры: их образовывали небольшие круглые или овальные площадки с плоской поверхностью, окруженные рвом или валом либо же тем и другим. Костры являлись обязательным атрибутом святилищ. Б. А. Рыбаков увидел в форме этого святилища антропоморфные очертания. Он пишет: «Обозначены голова, раскинутые в стороны женские груди, обрисованы бедра и внизу ступни ног. Самый массивный столб приходится на место сердца этой гигантской статуи, распростертой на вы¬ соком берегу реки. В кострище найдены кости птицы и быка. Возможно, что перед нами своеобразная форма жертвоприношения какому-то значительному женскому божеству – Мокошь, а может быть, богине смерти Бабе-Яге (рядом расположен могильник, а сама фигура помещена головой к северу, к царству мрака и смерти). О женской сущности божества говорят и пряслица для веретен, найденные в этом своеоб-разном святилище» [Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории.. – 1974. – № 1. – С. 14-15].
Для полян характерен обряд кремации на стороне и месте погребения (Чер¬ная Могила в Чернигове и др.). Безурновые и реже урновые погребения совершались на горизонте и в насыпи на глиняных площадках [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309, 433].
Как указывает российский археолог В. Седов, группа среднеднепровских славян в ІХ-ХІІ вв., погребавшая мертвых в грунтовых могилах под курганами, сформировалась вследствии славянизации местных ираноязычных скифо-сарматских племен, конкретизируя их как носителей пеньковской культуры, наследницы северного варианта черняховской культуры [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. – 1972. – № 4. – С. 118]. «… Предшественниками Полянских подкурганных погребений в глубоких ямах B. В. Седов считает трупоположения VI-VII вв. Среднего Поднепровья (ти¬па Балаклеи и Поставмук), в свою оче¬редь, восходящие к черняховскому и скифскому обрядам, что отражает иранский этнический компонент в со¬ ставе среднеднепровских полян. Преемственность обряда ямных трупоположе¬ ний в Среднем Поднепровье подтвер¬ждается преемственностью антрополо-гических типов — скифского, черняхов¬ ского и Полянского» [Славяне Юго-Восточной Европы в предгосударственный период / В. Д. Баран, Е. В. Максимов, Б. В. Магомедов и др. АН УССР. Ин-т археологии; Редкол.: В. Д. Баран (отв. ред.) и др.– Киев : Наук. думка. 1990. – C. 309]. Выдающийся советский и российский антрополог Т.И.Алексеева пишет, что поляне представляют собой непосредственных потомков черняховцев, которые, в свою очередь, обнаруживают антропологическую преемственность со скифами лесной полосы [Алексеева Т.И. Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения // Этногенез финно-угорских народов по данным антропологии. – М.: Наука, 1974. – С. 69-76]. Иными словами, славяне, оставившие среднеднепровские курганные трупоположения в грунтовых ямах, в значительной мере были наследниками скифо-сарматских племен.
Определенная часть среднеднепровских племен мигрировала на запад и колонизировала земли Верхнего и Среднего Приднестровья, о чем свидетельствуют курганы (например, курган «Настасина могила», возле с. Крилос, которое на месте древнего Галича) и одиночные находки, связанные с данной культурой.
Известный русский историк и исследователь древнерусских летописей В.Н.Татищев считал, что название Киева происходит от сарматского слова kivi «камень»: «… Киев, главный город в Малой Руси, на правом берегу Днепра, ниже устья реки Десны, на горе довольно высокой, весьма древней, от славян называн Горы, а от сармат Киви, то же значит, от чего имя Киев осталось. Нестор или кто по нем, не зная произвождения имяни сарматского, басню сложил о Кие князе с братиею, но древние римские географы имя Горы довольно знали, яко же и сам Нестор Горы имянует» [Татищев В.Н. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской // http://nauka.bg/forum/index.php?showtopic=10351]. Правда, В.Н. Татищев не указал источника, откуда он узнал об этом сарматском слове, но поскольку оно есть в карельском языке, а во времена Татищева угро-финнские племена отождествлялись с сарматами, то, видимо, к реальным ираноязычным сарматам версия Татищева не имеет отношения…
Миграции сармато-аланских и славяно-полянских племен объясняют тот факт, почему название «Киев» встречается более 60-ти раз на обширной восточноевропейской территории. Например, село Киево имеется в земле Хелмской, в Средском уезде их два. В Иновроцлавском уезде, кроме Киево, имеется также населенный пункт Киевица и село Киевская Воля. На территории Пенчковского уезда имеются сёла Кияны и Кии. Сёла с названием Киев есть в Ново-Радомском уезде и в Силезии. В Мазовше есть село Киевицы. Сёла Кияны имеются в Западной Волыни и в южных районах Литвы. Сёла с названием Киевец – в уездах Слуцком и Бяльском. Город Киев есть в Моравии, село Киев – в Венгрии. Село Кий есть в сербской Лужице, посёлок Киево – в крае Косово.
Следы иранского влияния на восточнославянские языки оказываются не только в материалах лексики, но обнаруживаются и в фонетике и грамматике. В.И. Абаев показал, что смена взрывного g, характерного общеславянскому праязыку, в задненёбный фрикативный h произошло в некоторых славянских языках (в том числе в южной части восточнославянского ареала) в условиях скифо-сарматского влияния. Поскольку фонетика, как правило, не перенимается от соседей, это дает основание В.И. Абаеву утверждать, что в формировании южной части восточного славянства (будущие украинские и южнорусские наречия) принимал участие скифо-сарматский субстрат. Также следствием скифо-сарматского влияния были также образование в восточнославянском языке генетива-аккузатива и близость восточнославянской и осетинской в перфектирующей функции превербов.
В числе языческих богов, которым поклонялись восточные славяне, летописи называют Хорса и Симаргла, иранское (скифо-сарматское) происхождение которых является безспорным. В.И. Абаев обнаруживает также семантическую и этимологическую параллель между восточнославянским божеством Родом и осетинским Naf (Род) [Седов В.В. Формирование славянского населения Среднего Поднепровья // Сов. археология. — 1972. — № 4. — С. 126-127] (с этим интересно сопоставить слав. Навь «дух предка»). В языческом пантеоне западных и южных славян божества иранского происхождения неизвестны.
Сарматы, подвергшись влиянию пришедших с севера славян, вероятнее всего, в языковом плане, однако, в сравнении с трупосожжением собственно славян, сохранили свой черняховский обряд (религиозное мировоззрение), следствием чего погребения наследников черняховских племен на этой территории оказываются идентичны – трупоположение в курганах с грунтовыми ямами.
Также со славянизацией скифо-сармат Среднего Поднепровья антропологический состав черняховцев – мезодолихокранный узколицый тип – не был прерван. Вследствие того, что произошли смена вида питания [Пархоменко В.А. Русь в IX веке // Известия Отделения русского языка и словесности Русской Академии наук. – Пг., 1918. – Т. ХII. – С. 133] и места обитания (на горных породах – «киевских холмах») [Vassal P. Brachycephalie doitre et terrain granitique // Revue pathol., gen. et phisiol. clinique. — 1957. — V.57, N 688], кочевые аланы-долихокефалы трансформировались в оседлых земледельцев полян-брахикефалов.
Осетины, как вероятные наследники сармат на Кавказе, являются четкими представителями широколицего кавкасионского антропологического типа, в то время как аланы, рассматриваемые как одно из центральных сарматских племен Кавказа и Европы, оказываются представителями совсем иного типа – узколицего варианта европеоидной расы. Отличия между осетинами и аланами по скуловой широте максимальны в границах европеоидной расы, то есть генетического родства между ними нет. Пришлое аланское население только передало местному кавказскому населению свой язык, обусловило влияние на культуру [Цветкова Н.Н. Антропологический материал как исторический источник // Славяне: Этногенез и этническая история (Междисциплинарные исследования): Межвузовский сборник. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. – С. 21]. Из-за этого влияния ираноязычных сарматов значительная часть кавказских народов стала идентифицироватся для Европы как сарматы (т.е. принадлежащие к Сарматской цивилизации), а принявшие даже язык сарматов – как аланы
Это же подверждают данные ДНК-генеалогии, согласно которой гаплогруппа G2a1a1 – это, в основном, грузины и осетины (как дигорцы, так и иронцы): «… У дигорцев этого субклада 55% среди всего населения, у иронцев – 72%. У грузин гаплогруппы G2a 36% от всего мужского населения, из них две трети приходится на G2a1a1. А G2a3b1 – это, в основном, абхазы (24%), черкесы (38%), шапсуги (86%), немного грузин (12%). У всех этих народностей есть пересечения по обоим субкладам – 1% пересечения у шапсугов, 2% у иронцев, 5% у дигорцев, 14% у черкесов, половина у абхазов, треть у грузин. Но род все равно один – это род G2a, древностью 20 тысяч лет… Поэтому легенды, что именно осетины происходят от аланов, не имеют под собой никаких серьезных оснований. На самом деле об этом говорят данные и антропологии, и лингвистики, согласно которым несмотря на индоевропейский (в целом) язык осетин, который мог принадлежать и аланам, и скифам, и ариям, у них отчетливо проявляется (и в языке, и в краниологии) «местный субстрат», позволяющий относить осетин к автохтонному (то есть сугубо местному, исконному, коренному) типу, а не к пришельцам типа алан. Видимо, эти характеристики доарийского (доиранского) местного населения присущи гаплогруппе G2a со времен около 5000 лет назад на Кавказе, а до того – из Европы, и возможно, из Передней Азии, например, с Иранского плато. Из Европы – потому что местные, центрально-европейские носители гаплогруппы G2a из Европы исчезли в середине III тыс. до н.э. и реконструируются только по ископаемым гаплотипам» [Клёсов А.А. Что говорит ДНК-генеалогия о кавказцах – 2 // http://pereformat.ru/2013/09/west-kavkaz-dna/].
Письменные источники всегда четко различают алан и сармат, никогда не отождествляя их [Габуев Т.А. Происхождения алан по данным письменных источников // Вестник древней истории. – 2000. — № 3. – С.50-51]. Вероятно, что Птолемею аланы известны как «аланорсы» (alanorsoi), где компонент «алан» происходит из тюркских языков (alan, alang, jalan) и объясняется как «равнина, поле, долина», «холм, горка» и также попал в угро-финнские языки (фин. alanko «низина», эст. alango «низина, долина») [Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М.: Наука, 1984. – С.44-45]. Историк Аммиан Марцелин утверждал, что аланы «получили свое название от гор» и что «… они, аналогично с персами, распространили своё имя как благородное на всех остальных» (Res.Gest.libri, XXXI) [Габуев Т.А. Происхождение алан по данным письменных источников (одно из сарматских племен) // Вестник древней истории. — М., 2000. — № 3. — С. 50-52].
Собственно поляне жили на Киевских горах и Нестор-летописец определил, что они – «Русь» (лат. rus, кельт. reuth «поле»). Понятие «поле» вмещает в себе категорию ограниченного пространства, представляющегося в виде холма, кургана. Также, как указывает М. Покровский, в осетинском языке «поле» означает как место охоты, так и саму охоту (ассоциация смежности). Во времена судебных поединков в древней Руси «поле» обозначает место поединка и сам поединок [Покровский М.М. Избранные работы по языкознанию. — М.: Изд-во АН СССР, 1959].
В этой связи становится понятной причина, по которой летописец несколько раз акцентирует на том, что поляне – славянского происхождения, т.е. славянизированы, хотя в его время еще помнили об аланском (сарматском) происхожднии и о родственных связях с ираноязычными осетинами, которые на Руси были известны как «ясы» (ср. санскр. yasas «слава»), а в Византии и Грузии — «озы», «осы» (отсюда название «осетины» при самоназвании «ирон», Азов и Азовское море). Также непосредственные наследники алан (ясов) до сих пор компактно проживают в области Ясшаг на востоке Венгрии.
Не должно удивлять, что на сарматском происхождении поляков настаявают польские генеалогические источники. Собственно поляки были западной группой полян (Птолемеевы Boulanes, в немецких источниках — Pulani, Pulanes, Poleni, Poleni, Poloni, Bolana, Bolanen, Bolani, Boloni), возглавляемой Popielem (Jaskotel, Jasczold
Аскольд, сканд. «пепельноголовый»), которая мигрировала на запад в лехитские земли, где в районе озера Гопло основало государство Куявию со столицей в г. Крушвица. Киевские поляне сохранили предание о каком-то противостоянии, связанным с данным персонажем, перенеся его события в более позднее время.