на какой цвет летят пчелы
Дикие пчелы повелись на синий цвет
Американские биологи обнаружили, что дикие пчелы при выборе цветка для опыления пользуются в первую очередь теми фоторецепторами, которые чувствительны к синему цвету, поэтому синие цветки их привлекают больше остальных. При этом рецепторы, работающие в зеленой и ультрафиолетовой частях спектра никак не влияют на выбор. Особенно сильно этот эффект проявляется, если цветок не только синий, но еще и флуоресцирует в той же области спектра, пишут ученые в Journal of Comparative Physiology A.
Цвет — один из основных стимулов, которые используют насекомые-опылители для выбора подходящего им цветка при сборе нектара. Например, в органах зрения пчел для этого есть сразу три типа светочувствительных рецепторов, которые работают в разных областях спектра: ультрафиолетовой, зеленой и синей. При этом известно, что эти рецепторы могут работать отдельно друг от друга: например, при выборе цветка пчела может ориентироваться только на возбуждение синих рецепторов. Однако аналогичных данных о двух других типах фоторецепторов известно не было.
Чтобы определить, используют ли дикие пчелы и шмели при выборе цветка данные, полученные от других типов фоторецепторов, американские биологи из Университета штата Орегон под руководством Суджайи Рао (Sujaya Rao) провели полевое исследование, в котором оценили, как насекомые реагируют на цветовые стимулы в разных областях видимого спектра. Для этого ученые использовали 11 флуоресцентных ловушек с привлекающими насекомых одноцветными пластинками, напоминающими лепестки цветков.
Эти пластинки были покрашены с помощью специальных красителей и не только сами по себе имели окраску (белую, синюю, зеленую и фиолетовую), но также могли излучать свет определенной длины волны за счет флуоресценции после поглощения ультрафиолета. Максимум флуоресценции при этом приходился или на синюю область спектра (400–480 нанометров), или на зеленую (510–540 нанометров). Использование флуоресцентных красителей в подобном эксперименте выгодно, потому что излучение происходит в очень узкой области спектра и при этом возбуждается только один тип фоторецепторов, а на остальные рецепторы никакого воздействия не оказывается.
Пластинки, покрашенные в разные цвета. Буква F использована для обозначения флуоресцирующих ловушек, буква N — для нефлуоресцирующих
O. Ostroverkhova et al./ Journal of Comparative Physiology A, 2018
Выбор цвета краски для пчелиного улья
Ремонтные работы или сооружение нового улья подразумевает выбор краски определенного оттенка. И это очень серьезный момент, так как от того, в какие именно цвета покрашены ульи для пчел зависит правильная ориентация этих насекомых в пространстве. Проще говоря, пчелы не будут путать домики и перестанут попадать в чужие гнезда.
Немного о пчелином зрении
Чтобы подойти к окраске ульев с научной точки зрения, мы сделаем небольшое отступление – вкратце расскажем об особенностях цветного зрения медоносных пчел.
У насекомых имеется пара больших боковых сложных глаз, дополненных тремя небольшими простыми глазками – их можно рассмотреть в верхней части «лба».
Светочувствительность этих органов обусловлена пигментами – особыми химическими соединениями, выборочно вбирающими световые лучи. Это и есть физиологическая основа зрения, о которой нельзя забывать при выборе оттенка любой, даже самодельной, краски для пчелиных домиков.
Медоносные пчелы хорошо различают любые цвета, но воспринимают их совсем не так, как человек. Они реагируют на ультрафиолетовое излучение недоступное человеческим глазам.
Цветовые предпочтения
Чтобы не ошибиться с цветами ульев, которые любят пчелы, запомните следующее:
Насекомые не воспринимают красный цвет и его оттенки! Здесь последует возражение, что медоносные пчелы в природе охотно посещают красные цветки. Да, все верно. Но происходит это исключительно из-за восприимчивости их глазных пигментов к ультрафиолету, который отражается от красных соцветий.
Белый цвет краски будет восприниматься пчелиным зрением неоднозначно. Все зависит от тех же ультрафиолетовых лучей. Если краска их отражает, например, так делают свинцовые белила, пчелы увидят чистый белый. Если же поглощает подобно цинковым белилам, цвет с точки зрения пчел исказится – станет сине-зеленым.
Простые глазки наделены способностью воспринимать как сине-зеленые лучи, так и ультрафиолет. Зеленый пигмент различает чистый желтый, оранжевый и голубой. При этом оттенки перечисленных цветов будут рассмотрены пчелами только в том случае, если они воспринимаются одновременно двумя глазными пигментами. Если же оттенок попадает в поле зрения только одного пигмента, может произойти его ложное смешивание с другим цветом. Например, зеленый и оранжевый легко сольется с желтым.
Какой именно цвет выбрать
Регионы с очень жарким летом требуют окрашивания пчелиных домиков в белый цвет, который хорошо защищает гнездо от повышенных температур. Крышки покрываются серебрянкой.
Во всех остальных случаях выбранные краски должны быть яркими. Блуждание и налеты насекомых станут редкостью, если использовать:
Сделать пчелиные домики индивидуальными – то есть, легко запоминающимися и помогающими медоносным пчелам быстрее находить свои гнезда, можно при помощи различных узоров на передней стенке. Пчеловоды часто рисуют орнаменты и простые картинки (изображения пчел, цветов) с помощью трафаретов. Точно так же поступают при выпуске заводских ульев из пластика.
Что делать при переселении пчелосемей
Часто в процессе работы, особенно в начале лета, пчеловодам приходится переселять гнезда из одного домика в другой. Это происходит при объединении пчелосемей или их делении.
Выполнить такую работу без запаса ульев нужной окраски крайне сложно, ведь насекомые, привыкшие к цвету своего улья, неохотно идут в другие домики.
Здесь поможет небольшая хитрость. Необходимо вырезать несколько листов фанеры точно по размеру передней стенки домика. В листах внизу прорезаются летковые щели. Заготовки делаются двухцветными: одна сторона у них желтая, а вторая голубая. Соответственно, все пчелиные домики на пасеке окрашены только желтой и голубой краской.
При переселении пчелосемей из голубого улья в желтый, фанерка поворачивается наружу голубой стороной, устанавливается на прилетную доску и крепится к передней стенке любым удобным для пчеловода способом. Точно так же необходимо поступить и при перемещении пчел из желтого домика в голубой, с той лишь разницей, что фанера будет смотреть наружу желтой стороной.
Насекомые легко поддаются обману и охотно слетаются в новый домик, имеющий теперь привычную для них окраску.
Метод отлично работает при делении гнезд на пол-лета или объединении пчелосемей. А пришел он к нам от В.Ф. Степурина из города Ульяновска. За что ему отдельное спасибо.
Щитки из пластика
Кочевые пасеки напрямую зависят от маневренности в работе. Чем меньше инструментов и необходимых приспособлений приходится возить с собой, тем проще пасечникам. А большие размеры пасек делают ограниченным выбор оттенка краски.
Решить проблему можно используя небольшие куски разноцветного пластика размером 15 на 25 сантиметров. При этом все пчелиные домики имеют один цвет, например, светло-голубой, что упрощает и сокращает номенклатуру красок в пчеловодческом хозяйстве. В результате будет проще подкрасить выцветшие со временем ульи.
Щитки развешиваются возле летковых щелей. При замене корпусов или ульев их снимают и перевешивают на прежние места. То есть, от пчеловода требуется минимум усилий для облегчения ориентации пчелок в пространстве.
Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:
Любимый цвет пчел – синий
Пчелы – не только уникальные медоносные насекомые, за мирным гудением и суетой которых можно наблюдать часами, но и невероятно важный для экологического баланса вид. Вы когда-нибудь задумывались над тем, по какому принципу пчелы выбирают цветок для опыления и сбора нектара? И есть ли вообще какая-то закономерность, или же эти высокоорганизованные насекомые садятся на все бутоны подряд?
Оказывается, пчелами движет не только аромат. Их зрительные рецепторы также помогают расставить приоритеты в зависимости от оттенка бутона. На основе исследований американские ученые смогли выяснить, какой же цвет больше всего привлекает диких пчел.
Как устроено зрение у пчел?
У этих мохнатых тружениц нетипичное мозаичное зрение. Их глаз не глаз вовсе, а совокупность крошечных глазков (до 4 тыс. у пчелиной матки, около 5 тыс. у рабочих пчелок и от 7 до 10 тыс. у трутней!), которые воспринимают по крохотной частичке поле зрения каждый, вместе формируя цельную картину того, что находится перед пчелой.
Но пчелиное зрение похоже на человеческое тем, что является трихроматическим – воспринимающим три участка спектра. Правда, пчелы видят другую цветовую гамму, нежели мы. Они абсолютно не воспринимают красный цвет (так что, если в детстве вас ужалила одна из пчел, это точно случилось не из-за алой панамки), но прекрасно различают зеленые оттенки и ультрафиолетовый спектральный участок. Получается, что у насекомых нет другого выбора, как полюбить холодные зеленовато-сине-сиреневые тона, ведь другие им попросту недоступны!
Как устроено зрение у пчел
Какой оттенок пчелы любят больше всего?
Исследователи из университета в Орегоне задались целью выяснить, какой именно цветовой тон из синей палитры пчелы считают приоритетным для опыления цветущих растений: нравятся им оттенки зеленого или же те, что с уклоном в пурпур.
Биологи изготовили 11 ловушек, похожих на флуоресцентные лепесточки. Суть приманок была в том, что они не только отражали цвета нужной палитры, но также поглощали ультрафиолет и излучали накопленный свет. Ловушки-цветки разместили на цветущих лугах, где обычно опылители осуществляют медосбор.
По итогам эксперимента было выявлено несколько интересных закономерностей. Только представьте, синий цвет в области волн длиной 430-490 нанометров невероятно привлекает пчел: они опускались на ловушку интенсивнее, чем на лепестки других оттенков. Оказалось также, что приманивает насекомых и флуоресцентное свечение обманки. Это объясняется тем, что данный сигнал помогает пчеле различить бутон на фоне зеленой травы и листвы, ведь, на взгляд пчелы, эти два цвета весьма схожи. Гораздо хуже насекомые летели на бутоны с оттенками в диапазоне волн от 400 до 430 нанометров, а приманки, рассчитанные на зеленую часть спектра, оставили пчел абсолютно равнодушными.
Любимый цвет пчел – синий
Зачем нужно знать, как пчелы воспринимают цвет?
В последние годы научное сообщество планеты и всевозможные фонды охраны экологии и пчел бьют тревогу: в Штатах и в некоторых регионах Европы количество популяций пчел тотально снижается, все чаще наблюдается синдром разрушения пчелиных колоний, когда целый рой вынужден покинуть место жительства из-за неблагоприятных условий среды и пойти на риск не пережить зиму. Изучение повадок пчел невероятно важно для реализации масштабных программ по сохранению численности этих удивительных насекомых. Их исчезновение грозит человечеству серьезными последствиями, которые мы, увы, пока не осознаем.
Какие цвета различают медоносные пчелы?
Ученые-апиологи изучают жизнь медоносных пчел и влияние их органов зрения на поиск цветущих садов и полей. Доказано, что у каждого насекомого в рое, состоящем из матки, рабочих особей и трутней, строение глаз сильно отличается. Пчелы видят по-разному в зависимости от своего предназначения.
Особенности строения глаз пчелы
Пчелы имеют сложную систему зрения, каждый элемент которой осуществляет свою функцию. Главными особенностями способности видеть можно считать:
Пчела через органы зрения получает визуальную информацию, которая передается в мозг через нервные импульсы. В центральном отделе поступившая информация анализируется и обрабатывается. Ответ передается периферийным органам и служит сигналом к действию. Насекомыми лучше воспринимаются движущиеся объекты.
Интересный факт. Пчелы разного класса имеют разное количество органов зрения и их расположение.
Количество
Зрительный аппарат медоносной пчелы состоит из 5 органов:
Пчелы видят окружающую среду в виде картинки, состоящей из отдельных мельчайших элементов, за формирование которых отвечают все органы зрения. Они же берут на себя и многие дополнительные функции.
Это позволяет насекомым не только правильно ориентироваться в пространстве, но и чувствовать аромат цветов на расстоянии до 1000 м. Пчелы хорошо выделяют предметы, имеющие овальную форму.
Количество фасеточных глаз у разных типов пчел различается:
Наибольшие размеры сложных глаз наблюдаются у трутней.
Расположение
На макушке рабочих особей при детальном рассмотрении можно обнаружить черный треугольник, представляющий собой простые глаза. У трутней и пчеломатки они располагаются на лбу.
Фасетки, состоящие из большого числа структурных единиц – омматидиев, напоминают прозрачные линзы, обособленно преломляющих и воспринимающих действительность. У всех насекомых они сосредоточены по бокам головы.
Цветовое восприятие мира глазами пчел
Доказано, что пчелы различают цвета и оттенки, видят поляризованный свет и ультрафиолетовые лучи. Данные особенности применяются насекомыми для пространственного ориентирования.
Мозаичное зрение взрослых особей хорошо различает оттенки желтого, белого, синего.
Пчелы не реагируют на красный цвет, часто путают его с черным. Не замечают разницы между зелеными, салатовыми, оранжевыми оттенками.
Как пчелы находят цветы по их расцветке?
Видят ли пчелы в темноте?
Если пчела не успела вернуться в свой улей до захода солнца, то сумерки не будут ей помехой. Для получения ориентиров она использует электромагнитное поле земли, небольшой источник излучения (сияние звезд, свет луны), умение распознавать поляризованный и ультрафиолетовый свет. При полной темноте насекомое теряется в пространстве и не способно продолжить движение.
Направленная и интенсивная вспышка света, ослепившая насекомое, способна причинить большой вред. Дезориентированная пчела может упасть. Для продолжения пути ей понадобится некоторое время.
Что пчелы знают о цветах
Сочетание анатомических, физиологических и поведенческих исследований указало на тесную связь между характерными признаками цветов и чувственным восприятием у пчел. Пчелы и цветы связаны между собой посредством двух модальностей чувственного восприятия – зрения и обоняния. Впрочем и для человека восприятие цветов определяется цветом и запахом.
Точечное восприятие мира
Зрение пчелы значительно отличается от человеческого. Их фасетчатые глаза состоят примерно из шести тысяч одиночных глазков. Для них картина внешнего мира складывается из множества довольно больших «точек». Свет, длина волны которого лежит в длинноволновой области видимого спектра – там, где для нас находится «красное» – лишь очень слабо возбуждает фоторецепторные клетки пчелы. Предмет, отражающий свет с длиной волны, которая не возбуждает зрительные рецепторы, видится как черный. Покрытое красными маками поле предстает перед глазами пчелы как поле, усеянное черными пятнами. Дефицит светочувствительности в красной области спектра у пчел компенсируется выигрышем в восприятии коротковолновой области видимого спектра: пчелы различают ультрафиолетовый свет, для нас, в отсутствие специальных технических приспособлений, невидимый.
Лепестки цветка многих растений имеют поверхности, особенно сильно отражающие ультрафиолетовый свет и, таким образом, предстающие перед глазами пчелы в виде невидимых нам узоров. Эти узоры могут служить пчелам-сборщицам посадочными сигналами, но могут также и упрощать для них зрительное распознавание различных видов растений.
Значение, которое имеют частные детали сенсорных систем у разных животных нередко обретают смысл в связи с биологическим контекстом, в котором они реализуются. Пчелы используют коротковолновый диапазон для ориентирования в полете. Цветы же используют диапазон светочувствительности пчелы, размещая на лепестках участки, отражающие короткие волны, и поэтому служат как сигналы-аттрактанты, привлекающие пчел-опылителей.
Вообще дела обстоят еще более сложно: цвета, которые видит пчела, по существу, определяются длинами волн, но также (хотя нам и сложно это представить) скоростью полета пчелы. Таким образом, даже сама поведенческая задача, стоящая перед пчелой, может влиять на ее цветовое восприятие.
Когда пчела перемещается в пространстве со скоростью 30 км/ч, ее цветовое зрение отключено, в этот момент она не способна различать цвета (Chittka, 2002; Spaethe et al., 2001). Цветы обретают окраску для пчелы только при приближении к ним и медленном облете. С биологической точки зрения, этот феномен вполне понятен: при быстром полете окраска цветов для пчелы излишняя информация, в то время как ее небольшой мозг должен быть сосредоточен на более важных деталях полета – распознавании ориентиров на местности, препятствий и посадочных знаков.
Пчелы, как и многие другие насекомые, видят мир будто в замедленной съемке. Быстрые движения, которые мы воспринимаем расплывчатыми, пчелы в любой момент воспринимают совершенно четко. Например, резкие движения, совершаемые в испуге людьми, отгоняющими пчел и ос, служат им легко распознаваемыми ориентирами при атаке. Они часто жалят нас в области вокруг рта и это объясняется, в первую очередь, движениями наших губ при разговоре.Цветы неподвижны, поэтому странно, что пчелы обладают высокой зрительной чувствительностью к движениям. Некоторые цветы используют это свойство в своих интересах. Разные виды растений ведут конкуренцию за пчел так же, как пчелиные семьи конкурируют за цветы. Более крупные и ярко окрашенные цветы привлекают больше посетителей, чем их конкуренты. Каким образом растения с более мелкими цветками могут привлечь пчел? Мелкие цветы часто расположены на тонкой и гибкой цветоножке – даже слабое дуновение ветерка шевелит их, привлекая внимание пчел.
Танцующие пчелы
Исключительно сложная коммуникация, имеющая место между «владеющими информацией» пчелами и пчелами «малосведущими» до сих пор недостаточно осмысленна. Она представляет собой последовательность форм поведения, исполняемых пчелами в улье и на местности. Так называемый «язык танца», открытый Карлом фон Фришем и сейчас стал одной из наиболее изучаемых форм коммуникативного поведения животных – лишь одно из звеньев этой цепи.
Например, пчела, нашедшая цветущее вишневое дерево, возвращается в улей с некоторым количеством нектара. Она передает нектар пчеле-хранительнице и снова покидает улей, чтобы вернуться к той же вишне. Так повторяется несколько раз, причем каждый последующий полет занимает все меньше времени, вероятно в связи с тем, что маршрут полета становится с каждым разом все более прямым. Как только самый короткий маршрут будет проложен, на что обычно требуется до десяти полетов, пчела начинает свой танец.
Как выяснил Карл фон Фриш, когда источник пищи находятся в радиусе не более 50—70 м, пчела исполняет круговой танец. В этом танце содержится лишь некоторое количество информации о хорошем источнике. Он дает лишь указание на то, что именно надо искать, и информацию о том, что место это находится недалеко от улья. От пчелы, прилетевшей после посещения вишневого дерева, пахнет вишнями, и такую вишню будет несложно найти за несколько облетов вокруг улья.
Если источник пищи расположен на большем расстоянии от улья, то подсказка, указывающая на его местоположение была бы не лишней и позволила бы обойтись без долгих разведывательных полетов. Пчела, стремящаяся привлечь на помощь других, передает эту информацию в виляющем танце. Детали передвижений пчелы в этом танце, как обнаружилось, указывают на местоположение источника пищи относительно улья.
Поразительная последовательность движений виляющего танца исполняется с такой интенсивной регулярностью, что привлек немало внимания со стороны исследователей. Современные методы, такие как съемка крупным планом и съемка высокоскоростной камерой, позволили зафиксировать поразительные детали. Виляющий танец получил название по характерному движению в ходе танца, когда пчела, сидящая на сотах, трясет телом из стороны в сторону, с частотой 15 раз в секунду. Затем она делает круг, возвращаясь в точку, где начала «виляние», повторяет виляющую фазу и опять делает круг, но в этот раз в обратном направлении: таким образом, две половины танца, вместе взятые, образуют траекторию, похожую на лежащую на боку восьмерку.
Полный раунд танца длится лишь несколько секунд и исполняется на участке диаметром 2—4 см. Детали мелких и быстрых движений впервые обнаружены при замедленном воспроизведении высокоскоростной киносъемки. Стало ясно, что первоначальное впечатление, что пчела бегает по сотам в виляющей фазе танца — это оптическая иллюзия, вызванная тем, что пчела вытягивается вперед во время быстрых движений телом из стороны в сторону. На самом деле, пчелы, скорее, исполняют «виляющую стойку», чем «виляющий бег», и в этой позиции она остается стоять на сотах всеми шестью лапками настолько долго, насколько это ей под силу, при этом вытягиваясь вперед. Некоторые пчелы на момент отрываются от поверхности сот в поиске более устойчивой стойки и, вытягиваясь вперед, бывают вынуждены передвинуть одну из лапок, но не более чем на пару шагов (Tautz et al., 1996).
Пчела-танцовщица и ее последователи, до десяти из которых тесно сбиваются вокруг нее, исполняют балет, в котором движения участников строгим образом скоординированы.
Движения как пчелы-танцовщицы, так и ее партнерш, строго срежиссированы. Последовательные перемещения ножек и повороты туловища следуют единому рисунку. Сложный рисунок движений партнерш, куда менее явный, чем у пчелы-танцовщицы, обнаруживается только при замедленном воспроизведении видеосъемки. Проанализировав ее видно, что только те партнерши, которые точно исполняют всю детальную последовательность движений, попадают «в такт» в ходе нескольких последовательных раундов.
Отдельные элементы виляющего танца содержат информацию о расстоянии между ульем и источником пищи, о направлении и других деталях. Направление всегда задается в отношении к некоторой контрольной точке. Положение солнца или угол поляризации небосклона задают такую точку снаружи улья. Однако танец происходит на поверхности вертикально висящих сот внутри темного улья. Здесь единственной контрольной точкой является направленная вниз сила притяжения. Вне улья в полете пчелы видят положение солнца и переводят угол, заданный им в виляющем танце относительно силы гравитации, в соответствующий угол между солнцем и ульем, таким образом определяя направление к источнику пищи.
Скорость полета «на глазок»
Виляющий танец содержит информацию о расстоянии от улья до источника пищи. Чем длительнее виляющая фаза танца, тем дальше находится источник. Однако, в отличие от информации о направлении, передача информации о расстоянии в танце связана с рядом проблем. В частности, длительность виляющей фазы растет пропорционально увеличению расстояния только до нескольких сотен метров. Затем она увеличивается понемногу, однако информация о расстоянии до более дальних целей всегда менее точна. Еще одна сложность заключается в том, что пчелы используют визуальный одометр (счетчик пройденного расстояния), чтобы определить расстояние полета, указанное им в танце. Данные, получаемые от этого счетчика, соотносятся со структурными особенностями местности, по которой летит пчела.
При полете по структурированной местности изображения объектов движутся от фасетки к фасетке по поверхности сложного глаза пчелы. Результатом этого является возникающее в зрительном поле пчелы «оптическое течение», позволяющее ей определить скорость полета (Srinivasan et al., 2000; Esch et al., 2001; Tautz et al., 2004). Эта способность есть и у нас, например, когда мы наблюдаем проплывающие за окном поезда пейзажи. Однако на основании «оптического потока» пчелы способны определять пройденное ими расстояние — свойство, нам слабо подвластное, если вообще данное.
Некоторые простые эксперименты с пчелиным одометром дали понимание ряда особенностей восприятия пчелы. Пчелы, летящие к источнику пищи по узкому туннелю с узорчатыми стенами, ощущают искусственное увеличение оптического течения на коротком расстоянии, которое они пролетели. Это обманывает пчел, которые переводят искусственно увеличенное оптическое течение в более дальнее расстояние, что соответствующим образом отражается в удлиненной виляющей фазе танца. Такой несложный «обман» в отношении оцениваемого пчелой расстояния открывает окошко в мир субъективного восприятия пчелы, в котором длительность виляющей фазы – отражение субъективного ощущения пчелой дальности дистанции полета.
Танцы пчел происходят практически всегда на небольшом участке рядом с летком. На этом «танцполе», явно химически помеченном пчелами, пчелы-танцовщицы встречаются с пчелами-сборщицами, которым интересны их сообщения. Если этот участок сот вырезать и переместить в другое место улья, пчелы будут искать его, пока не найдут на новом месте, прежде чем снова исполнить свой танец (Tautz, 1997)
Использование «обманного туннеля» позволило подтвердить некоторые старые идеи, опровергнуть иные, прояснить спорные вопросы, а также дало понимание некоторых новых моментов:
• опровергнуто мнение, что пчелы используют расход энергии как меру расстояния полета;
• подтверждено использование визуального одометра и предположение, что определение расстояния происходит в полете до источника пищи, а не в обратном полете;
• разрешен длящийся десятилетиями спор о том, используют ли пчелы информацию, полученную в виляющем танце. «Обманный туннель» позволил получить «неправильных пчел», которые собирали корм на расстоянии 6 м от улья, но в танце передававших информацию о расстоянии в 30 раз большем. Именно на таком расстоянии от улья затем можно было обнаружить пчел-рекрутов в поиске источника пищи, которого там не было. Разумеется, те использовали информацию, полученную в танце;
• с помощью разноцветного узорчатого туннеля получен новый вывод о том, что из трех цветочувствительных клеток-фоторецепторов в фасетчатом глазе пчелы, каждая из которых лучше реагирует на ультрафиолетовый, синий или зеленый цвет, соответственно, только зеленый фоторецептор используется для измерения расстояния.
Простая манипуляция танцем пчелы с помощью туннельных полетов показала, что расстояния, «показываемые» пчеле визуальным одометром, зависят от структуры местности по направлению полета. При проверке этой идеи оказалось, что полет через ландшафт с ровным рельефом приводил к танцу с короткой виляющей фазой, а полет на то же расстояние через сложный структурированный ландшафт – к танцу с длинной фазой. У пчел, летящих к источникам корма, которые находятся на одинаковом расстоянии, но в разных направлениях от улья, виляющие фазы танца и, соответственно, показатели расстояния, могут различаться в два раза. Виляющая фаза в 500 мс может, например, при полете на юг означать расстояние в 250 м, а при полете на запад от того же улья – 500 м.
Из этого мы можем сделать два вывода:
• одометр пчелы не дает информации об абсолютном расстоянии и может быть полезен только тем рекрутам, которые покидают улей в том же направлении (и на той же высоте), что и танцующая пчела;
• следует пересмотреть представление о том, что перевод расстояния полета одинакового расстояния у пчел разных рас будет транслироваться в различную продолжительность виляющей фазы, поскольку «язык танца» у них имеет различные «диалекты».
Продолжительность виляющей фазы лишь слегка отличается у пчел разных рас при полете по одному и тому же маршруту. Сравнение танца пчел одной и той же расы на одно и то же расстояние, но над различными ландшафтами, показывает, что отличия, связанные с рельефом ландшафта значимо больше, чем вариация между расами. Таким образом, при оценке кодирования дальности полета в пчелином танце у различных рас и в разных местностях, исследователь, скорее, сравнивает визуальные свойства ландшафта, а не свойства пчелиных рас.
Целевая вербовка новичков
Помимо информации о его расположении, пчела-танцовщица передает и другие важные детали об источнике пищи и маршруте полета. Более привлекательные источники отображаются в более оживленных танцах, в которых пчела-танцовщица завершает фазу возврата к исходной точке виляющей фазы очень быстро, в то время как менее оживленный танец характеризуется более медленным возвратом. На длительность виляющей фазы, в которой содержится информация о расстоянии, привлекательности источника пищи, не влияет.
Однако что же считается привлекательным источником пищи?
У пчел множество различных впечатлений интегрируется в общую картину. Сюда входят не только качество пищи, но и детали полета к ее источнику: высокая концентрация сахара в нектаре усиливает оживленность танца, сложности на пути, такие как сильный ветер, явные угрозы со стороны врагов или узкие подходы к источнику снижают ее. Более оживленные танцы привлекают большее количество рекрутов, чем менее оживленные, что и привлекает большинство рекрутов к конкретным источникам пищи.
Как же рекруты понимают сообщение танцовщицы? Об этом дает представление ультрамедленное воспроизведение скоростной видеосъемки. Рекруты используют свои антенны для оценки амплитуды движений, кодирующих направление и расстояние в повторяющейся последовательности движений танца. Во время танца правильно расположенные рекруты стоят неподвижно, а их антенны вытянуты жестко вперед под углом в 90—120° друг к другу. При этом они находятся так близко от танцовщицы, что движения ее брюшка из стороны в сторону ритмично отклоняют их. Во время виляющей фазы обе антенны отклоняются одновременно, если она находится под прямым углом к танцовщице и поочередно, если рекрут находится сзади (Rohrseitz, 1999).
Еще не все вопросы этих интерактивных танцев решены. Как находят друг друга рекруты и танцовщицы в темноте и тесноте танцевальной площадки? Их направляют друг к другу вибрации ячеек. Такие вибрации лучше всего передаются по утолщенным краям ячеек. Их верхний край состоит из валиков, таким образом создается сеть шестиугольных ячеек (Sandeman et al., 1996; Tautz, 1996, 1998, 1999), передающих вибрации исходящие от танцовщицы (Nieh, 2000; Tautz et al., 2001).
Генератор этих вибраций – грудная летная мускулатура, наиболее мощная из мускулов пчелы. Пчела использует их на полную мощность, но крылья ее при этом не связаны и лишь слегка движутся. Летный мотор сокращается и расслабляется не постоянно, а пульсами, которые в большинстве случаев синхронны с максимальными отклонениями брюшка вправо-влево в виляющей фазе. Базовая частота этих вибраций находится между 230 и 270 колебаниями в секунду.
Порой можно наблюдать «немые» танцы, для человека ничем не отличимые от обычных, хотя вибрации летного мотора в них отсутствуют, и такие танцы не привлекают рекрутов, несмотря на то что танцовщица заметно старается. Поразительные виляющие движения, скорее всего, используются как механическая стратегия для передачи вибраций стенкам ячеек через лапки. Легкая танцовщица, стоящая или даже бегающая по краям сот, не смогла бы передать через свои тонкие лапки достаточно энергии ячейкам. Однако во время виляющего движения она цепляется лапками за края ячеек, попеременно раскачивая их вправо и влево. Именно в этот момент, когда края ячейки находятся под максимальным напряжением, пчела передает вибрации сотам.
Многие элементы коммуникации, используемые в образовании мини-роев рекрутов, привлекаемых к источникам пищи, наблюдаются также и при образовании «настоящих» роев. Мини-роение рекрутов не находится под тем же давлением отбора, что и настоящее роение, поскольку здесь не ставится на карту вся судьба колонии. Истинно роящаяся колония должна быть немедленно направлена к новому дому, или она погибнет. По-видимому, поведение, используемое для привлечения рекрутов к источникам пищи развилось на основе «истинно роящегося» поведения (Tautz, 2002, 2004).
Вербовка новичков к новым источникам корма – это исключительно сложное поведение, при котором пчелы внутри улья и снаружи вступают в коммуникацию. Цветы предоставляют вспомогательные средства, такие как запахи, впитывающиеся в тело танцующей пчелы, которые, вдобавок к тем, которые приносятся ветром, служат обонятельными сигналами. Если естественных ресурсов достаточно, пчелиная семья будет нормально развиваться даже при условии полного дезориентирования танцев, например в перевернутом улье когда, таким образом, мы устраним силу гравитации в качестве контрольной точки, а следовательно, и способность танцующих пчел передавать информацию о направлении. Колония, находящаяся в окружении достаточного количества равномерно пространственно распределенных ресурсов, не пострадает от такого вмешательства и сможет найти достаточно цветов для удовлетворения своих нужд, находя их с помощью запахов или просто наудачу. Коммуникация посредством танца становится критически важной, когда ресурсы пространственно ограничены и скудны – именно тогда целевая вербовка может существенно увеличить сбор.
Chittka L., Tautz J. The spectral input to the honeybee visual odometry // J. of Experimеntal Biology. 2002. N. 206. Р. 2393—2397.
Esch H., Zhang S., Srinivasan M., Tautz J. Honeybee dances communicate distance by optic flow // Nature. 2001. N. 411. Р. 581—583.
Nieh J. C., Tautz J. Behaviour-locked signal analysis reveals weak 200—300 Hz comb vibrations during the honeybee waggle dance // J. of Experimental Biology. 2000. N. 203. Р. 1573—1579.
Rohrseitz K., Tautz J. Honey bee dance communication: waggle run direction coded in antennal contacts? // J. of Comparat. Physiology. 1999. Т. A, N. 184. Р. 463—470.
Sandeman D. C., Tautz J., Lindauer M. Transmission of vibration across honeycombs and its detection by bee leg receptors // J. of Experimental Biology. 1996. N. 199. Р. 2585—2594.
Sen Sarma M., Esch H., Tautz J. A comparison of the dance language in Apis mellifera carnica and Apis florea reveals striking similarities // J. of Comparat. Physiology. 2003. Т. A, N. 190. Р. 49—53.
Spaethe J., Tautz J., Chittka L. Visual constraints in foraging bumble bees: flower size and color affect search time and flight behaviour // Proceedings of the Nation. Acad. of Sci. USA. 2001. N. 98. Р. 3898—3903.
Srinivasan M. V., Zhang S. W., Altwein M., Tautz J. Honeybee navigation: nature and calibration of the «odometer» // Science. 2001. N. 287. Р. 851—853.
Tautz J. Honeybee waggle dance: recruitment success depends on the dance floor // J. of Experimental Biology. 1996. N. 199. Р. 1375—1381.
Tautz J. A comb-wide web // Science. 1999. N. 286. Р. 2272—2273.
Tautz J., Bujok B. Bee dance. Encyclop. of Language and Linguistics. Elsevier, 2004.
Tautz J., Lindauer M. Honeybees establish specific sites on the comb for their waggle dances // J. of Comparat. Physiology. 1997. Т. A, N. 180. Р. 537—539.
Tautz J., Rohrseitz K. What attracts honeybees to a waggle dancer? // J. of Comparat. Physiology. 1998. Т. A, N. 183. Р. 661—667.
Tautz J., Sandeman D. C. Recruitment of honeybees to non-scented food sources // J. of Comparat. Physiology. 2002. Т. A, N. 189. Р. 293—300.
Tautz J., Casas J., Sandeman D. C. Phase reversal of vibratory signals in honeycomb may assist dancing honeybees to attract their audience // J. of Experimental Biology. 2001. N. 204. Р. 3737—3746.
Tautz J., Rohrseitz K., Sandeman D. C. One-strided waggle dance in bees // Nature. 1996. N. 382. 32 р.
Tautz J., Zhang S., Spaethe J. et al. Honeybee odometry: performance in varying natural terrain // PLOS. 2004. N. 2. Р. 0915—0923.
Аспекты биологии медоносных пчел, отображенные в этой статье, во многом основываются на результатах исследований и наблюдениях студентов и приглашенных исследователей, работавших в составе исследовательской группы по поведению пчел. Я хочу выразить им свою глубокую благодарность. Иллюстрации взяты из книги «Феномен медоносной пчелы» (Автор: Ю. Таутц; иллюстрации: Хельга Р. Хейльманн. Издательство: Spektrum, 2007), за что я хочу также поблагодарить издательство Spektrum-Springer.