на какой улице находится большой театр в москве
Большой театр
Государственный академический Большой театр — объект культурного наследия страны, один из самых значимых театров в России и мире.
Дата основания Большого театра — 28 марта 1776 года. Здание на Театральной площади построено в 1856 году.
Афиша Большого театра
Каждую неделю на сценах Большого театра можно увидеть шедевры оперы и балета, концерты и камерные постановки. Как правило, на несколько месяцев вперед известна афиша гастролей — расписание спектаклей от лучших театров России и зарубежья.
Помимо премьер и спектаклей в афише — фестивальные и торжественные мероприятия.
Билеты
Покупать билеты в Большой театр нужно заранее и только на официальных площадках: Большой театр предупреждает, что в других местах и особенно при сделках с частными лицами велика вероятность заплатить за подделку.
Стоимость билетов в Большой театр — от 100 до 15000 рублей.
Столь широкий ценовой диапазон объясняется просто: самые дешевые билеты продаются по специальной программе «Большой — молодым» (для зрителей 16 — 25 лет). Инструкция, как купить билет в Большой театр за 100 рублей, — на официальном сайте.
Где купить
Официальные места продажи:
Кассы: режим работы
История и архитектура
Начало Большому театру было положено губернским прокурором князем Петром Урусовым, получившим от императрицы Екатерины II привилегию содержать «театральные всякого рода представления». Дата высочайшего соизволения — 28 марта 1776 года — и считается датой основания Большого театра.
Первое театральное здание открылось на берегу реки Неглинной 30 декабря 1780 года, располагалось на улице Петровка и получило название «Петровский театр». Трехэтажное кирпичное здание с белокаменными элементами было возведено в рекордные по тем временам сроки — всего за 5 месяцев — и при этом стало крупнейшим в Москве публичным театром. В зале размещались партер, три яруса лож, а также галерея. Число зрительских мест предположительно составляло от 800 до 1000. По большей части театром руководил компаньон Урусова — Майкл Меддокс: при нем за 14 лет в театре было поставлено 425 оперных и балетных спектаклей.
По истечении личной привилегии театр с накопившимися по нему долгами в 1796 году был передал Опекунскому совету. В 1805 году здание Петровского театра сгорело, труппа была вынуждена выступать на временных сценах. В 1808 году по проекту К. И. Росси построен новый театр — Арбатский, который простоял совсем недолго — сгорел в пожаре войны 1812 года.
Следующее здание Петровского театра — по переработанному О. И. Бове проекту А. А. Михайлова — торжественно открылось 6 января 1825 года. По размерам монументальное здание значительно превосходило предшественников, и потому новый театр, высота которого составила 37 метров, назвали Большим Петровским. Однако премьерный показ все же пришлось повторить: открывшийся театр не смог вместить всех желающих. Здание было главной театральной площадкой столицы на протяжении почти 30 лет: сгорело в марте 1853 года вместе с уникальными театральными машинами, инструментами и всем реквизитом.
Для восстановления Большого театра был выбран проект А. К. Кавоса. Здание вновь построили за три года с сохранением объема и планировки. При этом архитектор изменил пропорции, увеличив высоту здания, а также авторски переработал архитектурный декор, оформив фасады в духе ранней эклектики. Колонны портика были сохранены. Над портиком установлена бронзовая квадрига работы П. К. Клодта. Театр открыл свои двери 20 августа 1856 года.
Тыльную сторону здания перестроили в 1886–1893 годы по проекту Э. К. Гернета, и колонны оказались спрятаны в складских помещениях.
В 1894–1898 года под зданием заменили фундамент, так как к тому времени по стенам пошли трещины. Вынужденная мера не остановила усадку здания.
В 1920-е годы была укреплена полукольцевая стена зрительного зала, заменен занавес и перепланированы внутренние помещения. Последняя мера была направлена на ликвидацию ранговой иерархии зрителей.
Знаменитый роскошный занавес из парчи украсил Большой театр в 1955 году и оставался главным оформлением сцены на протяжении 50 лет. Возвращен в отреставрированном виде после масштабной реконструкции исторической сцены 2005–2011 годов.
Репертуар Большого театра
За годы работы Большого театра на его сцене было поставлено свыше 800 произведений.
Премьера Большого театра состоялась в 1777 году: ею стала опера Д. Зорина «Перерождение». Молодой театр активно ставил оперы российских и итальянских композиторов, балетные номера, танцевальные сценки на тему народного быта, а также музыкальные спектакли на мифологические сюжеты.
Оперы большой формы утвердились в театре лишь к 1840-м годам. Знаковыми событиями для театральной жизни Москвы стали представленные зрителю оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». Во второй половине XIX века репертуар расширился и выдающимися балетными постановками: по произведениям П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова. Несмотря на столь явный акцент на русский музыкальный эпос, в этот же плодотворный период на сцене ставятся классические произведения зарубежных композиторов — Дж. Верди, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Р. Вагнера и других.
Расцвета Большой театр достиг на рубеже XIX — XX веков: в создании спектаклей все чаще принимали участие выдающиеся деятели культуры того времени: Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, а также С. В. Рахманинов — не только как композитор, но и выдающийся оперный дирижер. К художественному оформлению сцены привлекаются мастера «Мира искусства», чьи работы в наши дни экспонируются в Третьяковской галерее.
В советский период Большой театр был сохранен, на его сцене продолжали развиваться как опера, так и балет. Преобладала классика, но не обошлось и без новых «идейных» постановок, которые пользовались популярностью у зрителей. В послевоенные годы театральный репертуар активно пополняется спектаклями на музыку композиторов братских стран — Чехословакии, Польши и Венгрии.
Громкими событиями в культурной жизни столицы стали балетные постановки «Кармен-сюита» (создавался специально для примы Большого театра Майи Плисецкой, 1967 год, в дальнейшем балерина не раз выступала в роли хореографа Большого) и «Спартак» (премьера — 1968 год, получил Ленинскую премию в 1970 году).
В репертуаре Большого театра в наши дни сохраняются лучшие спектакли по зарубежной и русской классике — опера, балетные постановки. Параллельно театр держит курс на возврат к оригинальным оперным партитурам — это можно наблюдать в обновленных операх, над текстом которых была проведена кропотливая работа по «вычищению» пометок разных лет.
Выход на новый уровень — трансляции спектаклей Большого театра с 2010 года проходят в кинотеатрах мира.
Опера
Оперная классика в актуальном репертуаре Большого театра: «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Царская невеста», «Идиот», «Травиата», «Кармен», «Богема», «Дон Карлос» и другие произведения.
Музыкальные представления для детей в оперном репертуаре — «История Кая и Герды», «Байки о Лисе, Утенке и Балде» и «Путеводитель по оркестру. Карнавал животных» (6+). Большинство классических постановок доступны школьникам с 12–16 лет.
Современная опера: «Билли Бадд».
Информация на официальном сайте:
Балет
Превосходный классический балет в Большом театре — это «Жизель», «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта» (варианты — в редакции Григоровича либо Ратманского), «Спящая красавица», «Сильфида», «Щелкунчик», «Баядерка», «Корсар», «Кармен-сюита» и другие.
Балетные постановки по произведениям современных авторов: «Легенда о любви», «Нуреев», «Пламя Парижа», «Ундина», «Русские сезоны» (на музыку Леонида Десятникова).
Информация для зрителей на официальном сайте:
Концерты
В афише Большого театра камерные концерты есть каждую неделю. Гости театра cмогут услышать великолепное исполнение сочинений Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, И. С. Баха и Л. Бетховена, Ж. М. Равеля; побывать на выступлениях контрабасистов, квартета виолончелей, арфы, духовых инструментов, вокальных вечерах. В камерном формате проходят и выступления детей-артистов Большого театра.
Большой театр
Большой театр — один из старейших и самых знаменитых театров России. Здание, построенное в классическом стиле, с бронзовой квадригой Аполлона на портике, находится в ряду главных символов Москвы. За время истории своего существования Большой театр не раз горел, но возрождался вновь, чтобы радовать своими спектаклями верных поклонников.
Театр начинается с вешалки.
. А Большой театр начинался со скромных частных подмостков на правом берегу реки Неглинка. Одной из своих сторон здание выходило на улицу Петровка, откуда и пошло его первоначальное название — Петровский.
Исторической датой основания Большого театра Москвы считается весна 1776 года, когда князь Пётр Урусов получил от властвующей в те времена Екатерины II десятилетнюю привилегию на содержание увеселительных мероприятий. В первые годы труппа была единой, а состав — весьма разношёрстным: от крепостных талантов до известных иностранных артистов. В эти времена для проведения спектаклей безвозмездно использовался частный особняк в центральной части Москвы.
Когда компанию Урусову составил англичанин Медокс, хорошо знавший техническую сторону обустройства театральных зданий, было возведено деревянное сооружение на Неглинке. Театр подняли всего за несколько месяцев, и он стал первым в Москве культурным заведением такого масштаба. Открытие состоялось в канун 1781 года балетной постановкой «Волшебная лавка».
В течение пятнадцати лет на сцене нового театра ставились оперные, балетные и драматические спектакли. В начале XIX века в здании случился пожар, и труппе вновь пришлось скитаться по частным сценам. К этому времени театр уже получил звание Императорского. Через несколько лет на Арбате было построено новое здание, но оно также сгорело, уже во время пожара Отечественной войны 1812 года.
От Большого Петровского к Большому Императорскому
Строительство следующего театрального здания началось в 1820 году. Проект стал одним из самых грандиозных среди столичных архитектурных замыслов XIX века. Очевидцы с упоением рассказывали, насколько красив был новый театр с величественными колоннами, строгим портиком и Аполлоновой колесницей, впоследствии ставшей символом Большого театра.
Площадь перед новым сооружением так и назвали — Театральной. Новый театр стал Большим Петровским, а впоследствии — просто Большим. Пышное открытие состоялось в самом начале 1825 года и сопровождалось оперными и балетными представлениями. Здание отвечало последним технологиям, необходимым современному храму Мельпомены:
К середине века в театре стали отдавать предпочтение не драматическим спектаклям, а оперным и балетным постановкам. Зрители смогли увидеть произведения известных композиторов. На сцене Большого Петровского состоялась столичная премьера «Руслана и Людмилы». Но «сказка» длилась недолго, всего три десятилетия: очередной пожар уничтожил не только реквизит, но и здание. Восстановили его всего за три года, приурочив открытие к коронации царя Александра II.
Новый театр отличался великолепной акустикой, обновлёнными интерьерами и более масштабными площадями. Здесь появились царские ложи, а зрительный зал предстал в роскошном малиново-золотом исполнении. На вертикальном парадном занавесе были изображены сюжеты, связанные с жизнью Москвы. Дополнительно поставили и занавес для антрактов.
Но внутреннее великолепие не заменило самое главное — надёжный фундамент. Как и большинство зданий округи, Большой театр строился на сваях. Они прогнивали и давали усадку. В конце XIX века было проведено несколько ремонтных работ, которые лишь на время остановили процесс разрушения.
Государственный академический Большой театр СССР
После февральской революции 1917 года Большой театр из Императорского стал Государственным, а после Октябрьского восстания его и вовсе хотели снести. В здании проходили революционные съезды и партийные конференции, здесь была принята первая Конституция страны. Благодаря этому, закрытие театра удалось отсрочить на неопределённый срок. Затем советское правительство и вовсе отказалось от этой идеи. Через несколько лет Большой театр получил звание академического, а в начале 20-х гг. началась его противоаварийная реконструкция:
Императорские занавесы были отправлены в расход, а на их место повесили новые, с советской символикой. В первые годы войны, чтобы сохранить здание, его замаскировали под жилое. Большой театр был в строю уже с 1943 года, когда труппа вернулась из эвакуации.
В послевоенные годы Большой театр СССР стал одним из главных культурных символов страны. Здесь работали лучшие танцовщики, оперные певцы, балетмейстеры, композиторы, режиссёры-постановщики. На сцене театра шли самые выдающиеся музыкальные творения, вошедшие в копилку мирового искусства. Репертуар включал несколько десятков опер и балетов русских, советских и зарубежных авторов.
Реконструкция XXI века
В советский период Большой достиг своего наивысшего расцвета, но зданию по-прежнему не хватало репетиционных помещений внутри и устойчивого фундамента — снаружи. В конце 80-х гг. было принято решение о реконструкции и возведении дублирующего здания, в которое должна была переехать труппа на время проведения работ. Прошло долгих 15 лет, пока открылись двери Новой сцены Большого театра, а старое здание наконец-то закрыли для ремонта.
Главной задачей реконструкции было не только укрепление здания, но и восстановление исторических интерьеров. За годы косметических ремонтов, проводимых в советские времена, Большой театр существенно утратил свой первоначальный облик, а реставрационные работы позволили ему обрести свою былую красоту. Внутренние интерьеры вновь заиграли малиновыми драпировками и золотой отделкой, расписной штукатуркой и живописными плафонами.
Во время работ тщательно изучались десятки архивных документов, карт и схем, на которых сохранились старинные параметры здания. К примеру, императорское фойе было полностью восстановлено по чертежам конца XIX века.
Создавая утраченные раритетные интерьеры, строители не забыли и о современной технологичной начинке здания. Новые механизмы сцены позволяют легко менять её положение, форму и глубину. В спектаклях используются инновационные световые и звуковые эффекты. Во время реконструкции:
Обновлённый Большой театр РФ приглашает всех желающих на свои спектакли. Здание находится по адресу: Театральная площадь, д. 1.
Добраться до главного театра российской столицы можно на метро, доехав до станции Театральная, расположенной на «зелёной» ветке (выход в сторону Большого театра), или же станции «Охотный ряд» — «красная ветка» (выход к Театральной площади).
Купить билеты на спектакли можно в кассах театра, на сайте или у официальных распространителей. Цена билетов варьируется по стоимости и зависит от вида постановки и расположения места в зрительном зале.
Если вас интересуют и другие достопримечательности столицы России, рекомендуем обратить внимание на наш раздел экскурсий по Москве – тут вы найдете путешествия на любой вкус.
Большой театр: где находится, адрес, время работы
Где находится Большой театр, интересует многих любителей искусства. Ведь это один из крупнейших театров России, один из самых значительных театров оперы и балета в мире. Сразу стоит отметить, что комплекс зданий, которые относятся к Большому театру, находится в самом центре Москвы на Театральной площади.
Значение Большого театра
Узнать, где находится Большой театр, стремятся все, кто желает попасть на постановку. Ведь за время его существования с 1776 года, когда он был основан, тут было поставлено более 800 спектаклей. В разные периоды репертуар был максимально пестрым – ставились и оперы отечественных и итальянских композиторов, и танцевальные картины народного быта, и классические спектакли на мифологические сюжеты.
В наши дни в репертуаре по-прежнему остается большое количество классических постановок – это балетные и оперные премьеры, которые ежегодно устраивают в Большом театре. Но коллектив не прочь и экспериментировать. Например, ставятся принципиально новые балетные произведения. Так, в 2003 году вышел «Светлый ручей», а в 2005 году «Болт» по мотивам произведений Шостаковича.
Репертуар театра
К работе привлекают всемирно известных режиссеров, причем не только театральных, но и снимающих кино. Это Александр Сокуров, Темур Чхеидзе, Эймунтас Някрошюс.
Ведется тщательная и скрупулезная работа по возвращению к оригинальным партитурам, авторским редакциям произведений. Современные постановщики освобождают их от пометок и напластований, появившихся в более поздние годы. Например, так готовилась постановка «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского, а также «Руслана и Людмилы» Михаила Глинки.
При это некоторые постановки вызывают явное неодобрение публики и критиков, не все опыты и эксперименты проходят на ура. Так, скандал сопутствовал появлению на сцене оперы Леонида Десятникова под названием «Дети Розенталя». Во многом это произошло из-за неоднозначного отношения к фигуре автора либретто – известного русского писателя Владимира Сорокина.
Резко критиковала Большой театра легендарная певица Галина Вишневская после выхода обновленного спектакля «Евгений Онегин» по одноименному произведению Александра Пушкина. Она даже отказалась отмечать свой юбилей на сцене театра, где идут такие постановки.
Но все же большинство работ вызывает неизменный восторг, поэтому многим важно узнать, где находится Большой театр.
Как добраться до театра на метро
Есть несколько вариантов, чтобы прибыть на премьеру. В этой статье подробно описано, где находится Большой театр в Москве. Он находится по адресу: Театральная площадь, дом 1.
Чтобы попасть в него, вы можете воспользоваться столичным метрополитеном. Для этого нужно доехать до станции «Театральная» и направиться по указателям «Выход к Большому театру».
Зная, где находится Большой театра, на метро вы без труда до него доберетесь. Тем более, что есть еще один вариант маршрута. Можно выйти на станции «Охотный ряд». В этом случае вам потребуется направиться в сторону выхода к Театральной площади.
Теперь, когда вы знаете, где находится Большой театр в Москве, адрес этого учреждения культуры, вы без труда его найдете, как только выйдете на поверхность из метро.
Как доехать на машине
Если личный транспорт вы предпочитаете общественному, то вам важно внимательно изучить, где находится Большой театр.
Ехать на собственном автомобиле можно тремя разными способами. Например, по улице Моховой. Добравшись до этой улицы, езжайте прямо, никуда не сворачивая. Так вы окажетесь, в конце концов, на Театральной площади, где и располагается цель вашей поездки – московский Большой театр.
Второй вариант – выбрать направление по улице Тверской. Ехать предстоит в сторону центра города. В этом случае с Тверской вы попадете на улицу Театральный проезд, она вас и приведет непосредственно к Большому театру.
И, наконец, последний вариант. Ехать по улице Петровка. Только не стоит забывать, что на ней организовано одностороннее движение. В конце улицы вы попадете прямо к Большому театру.
Режим работы Большого театра
Режим работы Большого театра строго соотносится со временем, в которое выходят постановки. Поэтому для зрителей, в первую очередь, имеет значение время работы касс. Важно знать, в какое время имеет смысл отправляться за билетами.
Работает несколько касс, в которых всегда можно приобрести билеты на премьерные и текущие постановки. Во-первых, это кассы в административном здании. Она находится слева от выхода из метро со станции «Охотный ряд» или «Театральная». Время работы этой кассы с 11 часов утра до 20.00. Выходных нет, но ежедневно с 15 до 16 часов в кассах перерыв.
Также постоянно работает касса, расположенная в здании Новой сцены, о нем мы еще расскажем подробнее. Она также работает без выходных с 11 утра до 20.00. Вот только перерыв здесь в другой время – с 14 до 15 часов.
Касса в здании Исторической сцены Большого театра открывается ежедневно в 11 часов утра, а закрывается только в 20.00. Касса работает без выходных, перерыв с 16 до 18 часов.
Есть также постоянно работающая касса в здании ГУМа. Она расположена на первом этаже первой линии. Работает ежедневно без выходных с 11 утра до 20.00.
Особенности работы касс
Важно никогда не забывать, что в первый день, когда объявляется предварительная продажа билетов, как правило, это случается по субботам, кассы, расположенные в здании дирекции открываются в 10 часов утра.
Внимание! В дни, когда в Большом театре организованы утренние спектакли, кассы в зданиях Новой и Исторической сцен открываются для посетителей в 10 часов утра. Есть еще одно правило, о котором важно помнить. За один час до начала спектакля кассы начинают продавать билеты только на предстоящее представление. Купить билет на другой спектакль придется в другое время.
Здание Новой сцены
Новая сцена Большого театра была торжественно открыта в 2002 году. Здесь также проходят оперные и балетные постановки. Где находится Новая сцена Большого театра? Адрес этого учреждения культуры вы найдете в этой статье.
Чтобы попасть на представление на этой площадке, вам предстоит отправиться на улицу Большую Дмитровку, дом 4, строение 2. Принципиальной разницы, как добираться до Новой сцены нет. Можно воспользоваться теми же автомобильными маршрутами и советами по передвижению на метро. Все дело в том, что Новая сцена находится в непосредственной близости от основного здания. Она расположена через Щепкинский проезд, тоже выходит на Театральную площадь. Прямо перед ней находится здание Российского академического молодежного театра, которое, как и сам БТ, непосредственно выходит на Театральную площадь.
Теперь вы знаете, где находится Новая сцена Большого театра.
История Новой сцены
Узнать, где находится Новая сцена Большого театра, стало важно относительно недавно. Ведь она открылась только в 2002 году.
Строительство здания началось в 1995-м. Здание появилось на месте исторических многоквартирных домов. С большой скрупулезностью проектировщики подошли к оформлению зрительного зала. Он строился по эскизам, созданным известным сценографом и дизайнером Леоном Бакстом в редакции советского и российского художника-монументалиста Зураба Церетели.
Первой постановкой на Новой сцене Большого театра стала опера «Снегурочка» Римского-Корсакова. Примечательно, что на время реконструкции основной сцены Большого театра, которая продолжалась с 2005 по 2011 гг., на Новой сцене исполнялся весь репертуар театра.
На какой улице находится большой театр в москве
Театральная площадь, 1
Историческое здание Большого театра обрело свой нынешний облик после масштабной реконструкции, осуществленной в 2005-11 годах.
Она преследовала несколько целей. Необходимо было отреставрировать здание, износ которого к моменту ее начала составлял по разным оценкам от пятидесяти до семидесяти процентов; расширить закулисное пространство, обеспечив труппу, численность которой очень выросла с годами, необходимыми репетиционными помещениями и гримуборными; установить самое современное технологическое оборудование в сценической части и новых пространствах театра, при этом не только сохранив исторический облик здания как памятника архитектуры, но и восстановив по возможности те его черты, что были утрачены в советское время.
Непременным условием предусмотренной проектом научной реставрации была полная аутентичность использовавшихся материалов: тканей, красок, позолоты и т.д. Все они изготавливались по старинным технологиям. Рисунки на стенах и плафонах, скульптуры и лепнина воссозданы в мельчайших деталях. Для этого были тщательно изучены все документы, касающиеся облика здания, использовавшихся в XIX веке строительных и отделочных материалов.
Фото Дамира Юсупова
Общая площадь здания в результате реконструкции увеличилась практически вдвое – от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров за счет появления подземных пространств, в том числе нового концертного зала и служебных помещений.
В ходе реставрации фасад Большого был выкрашен краской золотисто-песочного оттенка. Правильность выбора тона подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен. За двести лет сильно пострадали от попадания грунтовых вод сделанные из известняка колонны, утратившие свой первоначальный оттенок слоновой кости, который был им возвращен благодаря специальной методике обессоливания камня.
В ниши главного фасада вернулись фигуры муз, разрушенные при бомбежке в 1941 году. Уже на следующий год статуи были воссозданы из гипса, однако внешне они сильно отличались от оригинальных. Чтобы воссоздать облик муз, наиболее приближенный к статуям эпохи Кавоса, была проведена скрупулезная исследовательская работа. Завершающим штрихом, без которого было бы нарушено впечатление целостности общей картины обновленного фасада, стала замена герба на фронтоне. Устаревший советский герб был наконец демонтирован и заменен в соответствии с решением геральдического совета при президенте РФ на имперский, с двуглавым орлом.
Реставрация скульптуры работы Петра Клодта, украшающей фронтон, была сопряжена с особенными трудностями. Из-за риска повредить покрывающий всю поверхность тонкий слой меди, было решено ее не снимать и проводить реставрационные работы прямо наверху на специально выстроенных помостах. Скульптура была покрыта специальным составом для защиты от воздействия внешней среды, поверх которого была нанесена оливково-зеленая краска, имитирующая тон подернутой патиной бронзы. Статуе Аполлона были возвращены пряжка на поясе, фиговый листок и венок, который бог-покровитель искусств ранее держал в своей руке.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Павла Рычкова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Главное фойе, в советские времена известное как «Белое», стало предметом особой гордости работавших на проекте реставраторов и практически вернуло себе тот облик, что был хорошо известен фланировавшим здесь зрителям XIX столетия.
Перед началом восстановительных работ состояние его было самым плачевным: стены были покрыты трещинами, местами даже отслаивалась штукатурка. Украшавшая фойе настенная живопись имела массу повреждений. Многие элементы подлинного декора XIX века сохранились, но многие – весьма существенные, например, алебастровые вазы на балюстраде – отсутствовали. Силами реставраторов все красоты Главного фойе были восстановлены, в том числе и детали отделки с императорской символикой.
В ходе работ изменилось общее цветовое решение: преобладающим цветом стал пастельно-розовый, как это и было в середине XIX века. Возвращенные на место встроенные зеркала создают в зале ощущение дополнительного пространства и света, как задумывал в свое время еще сам Альберт Кавос. Ранее бывшее Белое фойе освещалось одной люстрой и настенными бра, теперь его освещают три большие хрустальные люстры.
Фото Дамира Юсупова
Круглый зал, или Малое императорское фойе, в далекие имперские времена использовался для балов и приемов, часто проводившихся в здании театра. Зал, или ротонда, был украшен зеркалами и освещался сорока двумя люстрами. И в этом зале также воссоздан первоначальный декор. Гербы, которые его украшают, пришлось восстанавливать по архивным документам, хранящимся в музее Большого театра. Зал назван Круглым благодаря его потолку, представляющему собой самый настоящий потолок ротонды. Особенность этого зала – акустика. Самый тихий звук, раздавшийся здесь, будет многократно усилен резонансом от стен и пола. Такая «акустическая раковина», вероятно, была устроена для размещения оркестра, игравшего на придворных балах, проходивших в театре.
В Большом императорском фойе, в 1920 году получившем название «Бетховенский зал» в честь 150-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена, в советскую эпоху проводились концерты. В конце XIX века, к коронации Николая II, стены фойе были обтянуты атласной тканью «фирменного» для Большого театра цвета «раскаленного чугуна» и дополнительно украшены шелковыми панно с вышивкой цветной шерстью в стиле Людовика XV. С годами ткань ветшала – ее небрежно реставрировали и подвергали вредной для красок химической чистке. А та вышивка, что представляла собой имперскую символику, была просто-напросто вырезана ножницами, и на ее место были нашиты цветные заплаты.
К началу работ приблизительно сорок процентов оригинальных тканей было утрачено. Уцелевшая часть обивки стен была вручную очищена специальными инструментами, а остальные фрагменты сотканы заново в единственной мастерской в России, где по музейным образцам VIII–XIX веков изготавливаются уникальные узорные шелковые ткани. Стенам зала был также возвращен их изначальный позолоченный лепной декор, в том числе вензеля Николая II и кессоны с розетками.
Как выяснилось в ходе исследования, рисунки на стенах были выполнены еще в конце 50-х годов XX века. Изначальную роспись искали под более поздними слоями краски, сопоставляя с описанием ее в архивных документах. В результате, она была полностью восстановлена. Как и роспись тимпана на стене между Экспозиционным и Хоровым залами. В этих залах теперь проводятся выставки экспонатов из фондов музея Большого театра.
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Фото Дамира Юсупова
Реставраторы приложили все силы к тому, чтобы зал выглядел максимально впечатляюще, не став при этом перегруженным богатым убранством. Театральные залы, построенные Альбертом Кавосом, отличались превосходной акустикой. Не стал исключением и зрительный зал Большого театра. По замыслу архитектора, зал представлял собой своего рода «скрипку», в которой полы, стенные панели и потолок работают, как деревянные деки инструмента, для проведения звука. Поэтому для отделки использовалась только резонансная ель – специальный материал, улучшающий качество и проведение звука. Даже потолок вместо обычного для того времени железа был сделан из дерева, чтобы избежать излишнего резонанса от металла.
Но в 2005 году остались только воспоминания об этом былом благополучии. Во время ремонтных работ, проводившихся в 1960-70-х годах, пол был покрыт бетоном, а деревянные панели стен – заменены фанерой. Зал был заново отделан акустическими панелями из резонансной ели. Ткани, использованные для обивки мебели и стен, также имеют специальный состав и пропитку, не нарушающую акустические свойства зала. Так была восстановлена легендарная акустика Большого театра.
Раздвижной занавес (так называемый «золотой») с надписью «Россия» создан по эскизам Федора Федоровского, переработанным Сергеем Бархиным. Перед мастерами была поставлена задача соткать гобелен с золотой нитью на подкладке из штофа с несколькими слоями для лучшего звукопоглощения. Ткань имитирует натуральный шелк, но при этом является современным негорючим материалом. Каждая нить соединяется с металлической фольгой, имеющей золотое покрытие. Это создает эффект объема изображения и придает ткани торжественный вид. Арлекин – неопускаемый занавес над сценой – изготовлен по эскизу Федора Федоровского начала 1950-х, переработанному в соответствии с требованиями времени. Место герба СССР заняла лира – символ чистого искусства и старинная эмблема императорских театров. На смену древкам флагов пришли трубы, которые, подразумевается, исполняют триумфальную мелодию «Славься!» Михаила Глинки, нотный текст которой также воспроизведен на арлекине.
Для того чтобы обновить золоченое убранство зрительного зала, потребовалось 4,5 килограммов золота: 2812 книжек сусального золота 960-й пробы.
Фото Дамира Юсупова
Знаменитая люстра зрительного зала состоит из 24 тысяч элементов, больше половины которых пришлось изготовить заново в соответствии с оригинальными эскизами.
Ткани, которыми декорированы интерьеры зрительской части, воссозданы по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века в научно-производственной мастерской «Старинные ткани» Новоспасского монастыря. В день из ткацкого станка выходило не более шести сантиметров ткани, так что от начало до окончания ткацких работ прошло целых пять лет. Центральная ложа (бывшая Царская), как и остальной зал, отделана в красно-золотых тонах. Красные бархатные портьеры дополнены золотистой бахромой с крупными кистями оригинальной формы, каждая из кистей была собрана вручную из более чем ста точеных деталей, обтянутых шелком, сутажом и тесьмой.
Как и на фасаде театра, в зрительном зале, вся советская символика уступила место гербам разных исторических эпох. Над Центральной ложей расположен государственный герб Российской империи образца 1856 года. Над ложей Спецзоны (бывшей «зоны» царской семьи) восстановлен герб Романовых. Над директорской ложей (бывшей ложей министра Императорского двора) теперь размещается герб Москвы
Многих усилий потребовало восстановление позолоты, которой щедро украшен зрительный зал. Лепные элементы из папье-маше золотили вручную, для чего были собраны мастера-позолотчики буквально со всей страны. Ручная технология золочения была почти совсем утрачена в советское время, и ее пришлось восстанавливать. Но вначале было необходимо расчистить все многолетние наслоения и установить истинный состав позолоты. Толщина каждого золотого листа, использованного позолотчиками, составляла 0,12 микрометров. А общая площадь позолоченного убранства в зале насчитывает 893 квадратных метра. Каждый ярус имеет свой индивидуальный рисунок. Чем ниже ярус, тем гуще его декор, и каждый рисунок декора на ярусах и ложах – неповторимо индивидуален. На полное восстановление одного элемента декора уходило около месяца работы: от проклеивания папье-маше до наведения блеска позолоты.
Согласно историческим данным, вместимость зала ранее составляла 1 740 мест. Однако, поскольку в советские годы театр часто использовали для политических мероприятий, количество мест увеличили до 2 185 за счет установки более узких кресел. Было решено вернуть историческое количество мест.
Фото Дамира Юсупова
Трехъярусная люстра зрительного зала – высотой восемь с половиной, а диаметром – шесть с половиной метров, была сначала свечной, затем масляной, газовой и, наконец, в 1890-х годах стала электрической. За свое долгое существование она утеряла многие мелкие хрустальные детали, другие были надколоты или сломаны. В неудовлетворительном состоянии была позолота. Утраченные детали из хрусталя, стекла и латуни воссоздавались по сохранившимся аналогам. Хрустальные старые подвески, имеющие сколы, не заменялись, но осторожно отшлифовывались и полировались, чтобы не нарушались их подлинные грани. Благодаря кропотливому труду реставраторов были полностью восстановлены ажурные подвески и хрустальные «дубовые листья» корзин. В целом пришлось изготовить заново около половины хрустальных элементов (приблизительно тринадцать тысяч из двадцати четырех).
Серьезной реставрации подвергся и плафон «Аполлон и музы», выполненный в середине XIX века в стиле итальянских мастеров под руководством академика Алексея Титова. Из-за копоти множества свечей, затем масляных и газовых светильников и собиравшейся на потолке влаги плафон быстро портился и подвергался постоянным реставрациям. В 1950-х была установлена система кондиционирования, но это изменило микроклимат зала, от чего живопись также пострадала. Со стороны холста была проведена полная очистка от старых слоев клея и шпаклевки, отшлифованы и заделаны швы между щитами, на которые потом было наклеено живописное полотно. Одновременно мастера укрепили красочный слой плафона и устранили провисания и прорывы холста. Восстановленная живопись плафона была покрыта несколькими слоями защитного лака с добавлением воска для влагостойкости.
Сценическая зона подверглась глобальной модернизации. Ведь современные постановки невозможны без использования сложных конструкций и техники. Устаревшее техническое оборудование, большая часть которого была изготовлена еще в начале прошлого века, было обновлено. Были заменены верхние и нижние механизмы сцены, световое оборудование. Установлены двухъярусные сценические механизмы, благодаря которым сцена Большого театра теперь может быть и горизонтальной, и наклонной, и ступенчатой.
Семь многофункциональных платформ позволяют устанавливать декорации на двух уровнях: на уровне сцены и на уровне трюма. Все это вкупе с различными световыми, звуковыми и визуальными эффектами элементов верхней механизации позволяет придавать поверхности сцены любой рельеф. Была также осуществлена установка крупнейшей в Европе гидравлической станции на глубине двадцати метров под сценой. Гидравлический привод двигает подъемно-опускные элементы театральной механики с точным контролем плавности и скорости передвижения декораций. Благодаря современной механике оркестровая яма стала многофункциональным комплексом, состоящим из трех составных подъемно-опускных площадок. Оркестр теперь может располагаться на разных уровнях по отношению к сцене. А во время проведения концертов, когда оркестр находится на сцене, оркестровую яму можно поднимать на уровень пола, чтобы получить дополнительные зрительские места.
В рамках общей модернизации в театре были улучшены звонница и орган. Уникальная, единственная в мире звонница Большого театра появилась в 1920-е годы. Она собрана из тридцати пяти колоколов ряда московских храмов, спасенных от переплавки. Звонница не является для театра излишеством: многие русские оперы немыслимы без звучания колоколов, звон которых вплетен в партитуру. Колокола старинные, а орган – совсем новый. (Этот инструмент нередко и с большим эффектом звучит в операх).
Орган был изготовлен в Бельгии с учетом архитектурных и акустических особенностей здания. Подобного музыкального инструмента в Большом ранее не было. Орган оснащен 1 819 металлическими трубами, сотней деревянных труб, тридцать одним регистром и двумя клавиатурами. Его общий вес, включая меха и компрессы, составляет восемь тонн. Самое пристальное внимание, разумеется, было уделено звучанию инструмента. Техническое задание для бельгийских мастеров разрабатывалось при участии кафедры акустики МГУ им. М.В. Ломоносова и приглашенных международных экспертов. Акустики и проектировщики вместе решили довольно сложную задачу. Орган, расположенный в верхнем сценическом пространстве, и оркестр должны звучать для зрителей как единое целое. Для этого специально проектировалась мощность звучания органа. Главный механический пульт (шпильтиш) органа встроен в сам музыкальный инструмент. Второй, электронный, пульт, с помощью которого музыкант сможет играть на огромном инструменте дистанционно, установлен в оркестровой яме
28 октября 2011 года реконструированное историческое здание Большого театра открылось торжественным гала-концертом с участием ведущих артистов оперной и балетной труппы и звезд мировой оперной сцены.
14 мая состоялася концерт-презентация с открытием нового духового органа фирмы «Глаттер-Гёц»