на какой улице находится спас на крови в питере
Спас на Крови
Ежедневно с 10:00 до 18:00, ср – выходной.
Вечерние программы музея: с 18:00 до 21:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда).
Спас на крови (Храм Воскресения Христова) в Санкт-Петербурге — православный мемориальный храм-музей, воздвигнутый на месте покушения на российского императора Александра II Освободителя. Этот действующий девятиглавый собор, вмещающий 1600 человек, является символом города и одной из главных его достопримечательностей.
История храма Воскресения Христова
1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен при взрыве бомбы, брошенной народовольцем Игнатием Гриневицким. После смерти императора депутаты Городской думы обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего, в результате чего началось строительство церкви Спас на Крови.
Авторами проекта выступили архитектор Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Иван Малышев). Они создали собор в «истинно русском стиле», сохранив место трагедии внутри храма. Фрагмент решетки канала, несколько плит и булыжников, обагренных кровью Александра II, составляют композицию, скрытую сенью, которую можно увидеть при посещении храма.
Торжественная закладка церкви состоялась 6 октября 1883 года. Строительство с применением передовых для своего времени инженерно-строительных технологий продолжалось 24 года. Освящение собора состоялось 19 августа 1907 года.
Архитектура собора
Спас на Крови в Санкт-Петербурге — это уникальный памятник русской церковной архитектуры, сочетающий в себе стили московского и ярославского зодчества XVI — XVII веков. Его высота достигает 81 метра.
Основу композиции собора составляет компактный пятиглавый объем, завершенный с восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной — массивной столпообразной колокольней. Восьмигранный шатер является местом центральной главы. Пять центральных глав покрыты цветной эмалью по медным листам, а небольшие луковичные главки и центральная глава Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие. Благодаря этим деталям храм Воскресения Христова, часто сравнивают с московским храмом Василия Блаженного.
Для строительства был использован красно-коричневый кирпич, а стены украшены ярким сложным декором. В цокольной части стен храма размещены 20 гранитных досок, рассказывающих о деяниях Александра II как царя-реформатора и царя-освободителя. На нижнем ярусе колокольни располагаются 134 герба российских областей и губерний, жители которых пожертвовали средства на строительство храма.
Спас на Крови на панорамах Google: внешнее убранство
Интерьер и мозаика Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
Собор Воскресения Христова является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Его коллекция считается крупнейшей в Европе. Площадь поверхностей, украшенных мозаикой, превышает 7000 кв. м. Для ее создания использованы уральские и алтайские поделочные камни, цветной итальянский мрамор и тысячи самоцветов.
Мозаикой украшены не только стены и колонны храма, пол собора, выполненный из мрамора, представляет собой 45 мозаичных ковров, узоры на которых не повторяются.
Иконостас Спаса на Крови славится уникальным цветовым подбором мрамора: градация коричневых оттенков напоминает резьбу по дереву. Мозаика для украшения храма производилась в мастерской В. А. Фролова, а эскизы для нее создавали более 30 художников, среди которых В. М. Васнецов, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Убранство храма сильно пострадало после его закрытия в 1930 году, в течение 50 лет памятник не отапливали и использовали в качестве склада для театральных декораций. Реконструкция началась лишь в 1977 году и продолжалась до 1995 года.
Спас на Крови на панорамах Google: интерьер
Режим работы Спаса на Крови
Расписание богослужений в храме Воскресения Христова (Спас на крови)
Цены на билеты в храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге в 2021 году
Экскурсионное обслуживание на русском языке:
Экскурсионное обслуживание на иностранном языке:
Билеты и аудиоэкскурсии
Тематические экскурсии
Лица, имеющие право на бесплатное посещение музея:
Правила посещения Спаса на Крови в Санкт-Петербурге
В храме запрещено:
Как добраться
Спас на Крови находится в историческом центре города по адресу: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, д. 2б, литер А.
До храма очень легко добраться на общественном транспорте. Самым удобным вариантом является поездка на метро (линия 2). От станции «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова) необходимо пройти всего около 7 минут.
Маршрут от ст. «Невский проспект» до собора на карте — Google Maps
Также можно добраться до Спаса на Крови на автобусах: № 3, 7, 22, 24, 27, 191 (ост. «Невский проспект») и троллейбусах: № 1, 5, 7, 10, 11, 22 (ост «Невский проспект»).
Чтобы заказать такси воспользуйтесь мобильными приложениями: Яндекс.Такси, Maxim, Uber или Gett.
Если арендовать автомобиль, то дорога от аэропорта Пулково займет около 40 минут.
Маршрут от аэропорта до собора Спас на Крови на карте — Google Maps
Спас на Крови внутри: видео
Спас на Крови с высоты: видео
Спас на крови
Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.
Спас на Крови или Собор Воскресения Христова на Крови – действующий храм и одновременно мемориальный памятник. Его сразу же видно среди классических зданий, ведь он выполнен в непривычном для города «русском стиле» позднего времени. Более того, считается противоположностью петербургской архитектуры 18-19 веков. Что ещё больше привлекает туристов и делает достопримечательность уникальной.
Исторические моменты
Внешний вид
Собор – эталонный образец «русского стиля». Это направление основано на зодчестве 16-17 веков. Представляет собирательный образ архитектуры православных храмов того времени. Имеет 9 глав, часть из которых позолоченная, а вторая – эмалированная. В основе построен четверик, так называли четырёхгранное помещение для храма в допетровское время. В западной части находится колокольня. Одно из главных достоинств Спаса на Крови – внешняя отделка. В ней использовался: красный кирпич, позолоченная медь, эмаль разных цветов, разнообразная мозаика, гранит, мрамор и другие материалы. Над входами расположены мозаичные панно с евангельскими сюжетами.
Вы сразу заметите сходство Спаса на Крови с собором Василия Блаженного в Москве. Этот памятник архитектуры стал главным вдохновением для строительства петербургской достопримечательности.
Что посмотреть внутри
Собор в советские годы и наше время
В первые годы правления большевики не выделяли деньги на содержание храма. Служители долго отстаивали свою позицию, но в 1930 году Спас был закрыт. Затем вынесен приговор: разобрать здание до основания. Но война помешала осуществлению задуманного. В непростое время для страны в помещениях собора был морг для военных жертв. После 1945 года Собор Воскресения Христова на Крови принадлежал Малому театру, который хранил в нём декорации для спектаклей. И только в 60-хх государство забрало его назад. Позже сделало филиалом музея «Исаакиевский собор». Аварийное состояние помещений требовало реставрации, начавшейся в 80-хх гг. В 1997 г. он открылся для посещения, а в 2004 г. возобновились богослужения.
Интересные факты
Адрес: Набережная канала Грибоедова, 2. Ближайшая станция метро «Невский проспект».
Стоимость билета: для граждан РФ и Белоруссии – 250 рублей для взрослых; 50 рублей для пенсионеров, студентов и учащихся; до 7 лет вход бесплатный. Аудиогид на разных языках – 100 рублей.
Часы работы: каждый день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. В высокий туристический сезон с 27 апреля по 30 сентября в соборе проводятся экскурсии «Спас на Крови в белые ночи» с 18:00 до 22:30. Стоимость 400 рублей. Кассы закрываются в 22:00.
График богослужений: по субботам и воскресеньям в 7:30 – божественная литургия; по субботам в 18:00 – всенощное бдение.
Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Описание
Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или Храм Спа́са-на-Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 [13] марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 19 августа 1907 года собор был освящён.
История
Временная часовня
1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста-народовольца И. И. Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.
Уже 2 марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.
Разработать проект поручили архитектору Л. Н. Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 апреля 1881 года часовня была освящена и в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил её купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до момента начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё 9 лет и была окончательно разобрана.
Архитектурный конкурс
Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. И. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.
Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля 1882 члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гедике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и др.
Строительство храма
Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.
Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.
27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.
При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.
История прихода храма
Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нём совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.
6 сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор П. И. Лепорский, который был вскоре рукоположен во пресвитера (протоиерей с 14 октября 1907 года).
С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем, храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активных сторонников иосифлянского движения в Ленинграде.
В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Петр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооруженного на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».
В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступает распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей П. И. Лепорский пишет заявление, в котором возражает против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года Коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года в 12:00.
С июля 1922 года до 5 июля 1923 года принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.
С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.
С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриашего Местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).
30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.
История после закрытия прихода
В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.
19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.
23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Архитектура и внутреннее убранство
Купола
В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.
В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.
Внешний вид собора
Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.
В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Внутреннее убранство собора
Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.
Спас на Крови : режим работы 2021 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Спас на Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Он построен в память об Александре II, погибшем 1 марта 1881 года на набережной канала Грибоедова (ранее Екатерининский канал).
По указанию Александра III и решению Синода на месте гибели императора набережная была перекрыта массивом здания собора (храм построен на месте гибели), более того — пришлось засыпать часть набережной и сузить канал, что хорошо видно, если смотреть с Невского проспекта.
Над участком мостовой, где был смертельно ранен император Александр II, была сделана сень — резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы. Здесь хранится звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, а также плиты тротуара и часть булыжной мостовой, где пролилась его кровь.
В народе Александра II называли Царем-Освободителем. Среди многих его реформ и достижений — отмена крепостного права в России и победа в русско-турецкой войне 1877–1878 годах, которая принесла освобождение балканским народам от турецкого ига.
Особенность храма Спаса на Крови — для оформления, кроме богатого мозаичного убранства, использовались полудрагоценные камни. Так, мраморный иконостас украшает изумительная резьба, имитирующая деревянную.
Мраморный пол итальянской работы, как драгоценный мозаичный ковер, покрывает всю площадь храма.
Тёмный цоколь из ревневской яшмы внизу и ярко красный орлец из Сидельниковского месторождения
Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота составляет 81 метр, вместимость собора — 1600 человек.
Режим работы в 2021 году
Стоимость билетов в 2021 году
Адрес
Как добраться
Ближайшее метро — «Невский проспект», выход на канал Грибоедова. При выходе из метро подойти к каналу, справа вы увидите купола «Спаса на крови».
Внешний вид
Спас на Крови имеет асимметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три полукруглые алтарные апсиды с медными позолоченными куполами — центральная и две малые боковые. С западной части, словно своеобразный монумент, выдвинутый в русло канала, — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом.
Значительная часть фасадов собора оформлена элементами каменного храмового зодчества: аркады (ряд одинаковых по форме и размеру арок) и кокошники, пояски и ширинки (квадратные углубления в стене, внутри которых помещаются изразцы или резные украшения).
Белокаменный декор на фоне красно-коричневого облицовочного кирпича выглядит сказочным затейливым кружевом.
Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из тёмно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).
Одна из самых знаменательных досок — восьмая, об освобождении в 1861 году крестьян от крепостной зависимости.
Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. Впечатление нарядности усиливают синяя, желтая, белая и зеленая черепица, а также золоченые и эмалевые кружева. При всей вычурности и пестроте наружного убранства декор Спаса на Крови отличается самым высоким мастерством исполнения.
На фоне строгой архитектуры Северной столицы храм кажется игрушкой. В этом и прослеживается сходство с собором Василия Блаженного в Москве.
Купола
Устремленность храма вверх создают его девять куполов с высокими ажурными крестами. В живописной композиции особенно выделяется центральный шатер, завершенный небольшой главкой. Именно он, за счет своей высоты (81 метр), усиливает впечатление ориентированности Спаса на Крови ввысь.
Число 81 соответствует году гибели Александра II — 1881. Второй по величине купол Спаса на Крови возвышается над мостовой на 63 метра. Эта цифра — возраст императора на момент гибели. Историки считают это простым совпадением, поскольку цифра 81 получилась случайно. Высота храма в то время измерялась аршинами, и она составляла 38 аршин, как и высота колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
Купол колокольни и малые главы апсид покрыты золоченной медью.
Во внешнем оформлении автор проекта, архитектор Парланд использовал мотивы убранства русских церквей XVII века. Одно из его смелых и необычных решений — использовать ювелирную эмаль для оформления куполов Спаса на Крови. Ей были покрыты пять глав площадью около 1000 кв. метров.
Шатры, скаты крылец и алтарные апсиды выложены глазурованной черепицей четырех цветов. Барабан центрального шатра украшают 120 изразцов.
Кресты на главах созданы из золоченной бронзы, а крест над колокольней увенчан царской короной.
Колокола
На звоннице храма Спаса на Крови было установлено 14 колоколов разных размеров. 13 из них, весом 593 пуда, были отлиты на Колокольно-литейном заводе П.Н. Финляндского в Москве. Самый большой колокол весом 1100 пудов приобретен в 1896 году на Нижегородской выставке.
Колокола были сняты в январе 1931 года, затем их переплавили. Согласно легенде, жители Ленинграда беспокоились, что кресты, как и колокола, тоже отправят на переплавку и спрятали их на дне канала Грибоедова. Когда храму уже ничего не угрожало, кресты долго не могли найти. Об их местонахождении реставраторам, по преданию, рассказал случайный прохожий. Кресты подняли со дна канала и вернули на свое место.
Мозаика
Мозаика Спаса на Крови — одна из крупнейших в Европе. Площадь мозаичного покрытия на стенах храма более 7 тысяч квадратных метров.
Интересно, что в конкурсе на выполнение мозаичного убранства приняли участие многие известные компании, в том числе европейские, но победила Первая частная мозаичная мастерская Александра и Владимира Фроловых. Образцы мозаик, набранные в мастерской братьев Фроловых, выдержали испытание в зимних условиях Санкт-Петербурга. А кроме того, Александр Фролов предложил быструю, удешевленную технологию мозаичного набора и обеспечивающую высокое качество работ.
Над созданием роскошного убранства Спаса на Крови трудились лучшие художники — Нестеров, Васнецов, Рябушкин и другие, более 30 человек.
Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А.Ф. Афанасьева на кокошнике
«Святые Иаков, Евфимий и Евстафий» мозаика по оригиналу А.Ф. Афанасьева на кокошнике
Западный фасад
Западный фасад храма обращен к каналу Грибоедова (ранее Екатерининскому). С этой стороны к основному массиву собора примыкает колокольня. Особый акцент при оформлении сделан на иконе «Распятие», выполненной по рисунку Парланда.
«Распятие» мозаика по оригиналу А.А. Парланда
Образ спасителя стал аллегорией жертвенного подвига царя-мученика. Фигура Христа беспомощна, его глаза опущены, на лице — страдание. Драматизм мозаики усугубляет минорная гамма цветов — тёмно-серого, оливкового и жёлтого.
По рисункам художника Михаила Нестерова выложены мозаики, обрамляющие западное окно колокольни. Над окном в полуовале мы видим несомый ангелами платок со Спасом Нерукотворным.
Мозаика «Нерукотворный лик, несомый ангелами» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова
Слева от окна изображена молящаяся Богоматерь, справа — Святой Иоанн.
«Богоматерь» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде
«Святой Иоанн» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на западном фасаде
Над крыльцами колокольни в треугольных фронтонах мозаичные панно, созданные Василием Васнецовым, посвященные евангельским сюжетам, а именно — самым страшным моментам земной жизни Христа. На тимпанах представлены сцены «Несение креста» (северное крыльцо), «Распятие» (северо-западное), «Снятие с креста» (южное) и «Сошествие во ад» (юго-западное крыльцо).
«Несение креста» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова
«Распятие» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова на фронтоне северо-западного крыльца
«Сошествие во ад» мозаика по оригиналу В.М. Васнецова
В квадратных углублениях колокольни с трёх сторон основания 134 мозаичных герба всех губерний и областей Российской империи и некоторых уездов, что подтверждало скорбь всего народа и то, что здание строила вся Россия. Мозаичные гербы создавались по эскизам художника Петра Черкасова.
Гербы городов России
Гербы городов России
Южный фасад
Со стороны Невского проспекта расположен южный фасад Спаса на Крови. В его кокошнике хорошо видна мозаичная композиция «Христос во славе», созданная художником Николаем Кошелевым. Эта мозаика — одна из лучших в храме.
«Христос во славе» мозаика по оригиналу Н.А. Кошелева
Фигура Христа занимает центральное место в композиции. В левой руке Спаситель держит Евангелие, правая поднята для благословения. Справа от Господа — святой Николай Мирликийский (небесный покровитель императоров Николая I и Николая II), слева — святой Александр Невский (небесный покровитель императора Александра II) с моделью Спаса на Крови в руке.
Центральную часть южного и северного фасада колокольни занимают сцены прославления Богочеловека. С южной стороны в окружении гербов — мозаика «Богоматерь с Предвечным младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной», созданная по оригиналу художника Н. А. Бруни.
Мозаика «Богоматерь с Предвечным Младенцем и предстоящими святыми Иоакимом и Анной» по оригиналам Н.А. Бруни
Северный фасад
Со стороны северного фасада расположен современный вход в храм. Первоначально вход, как и полагается в православной церкви, осуществлялся через двери с западной стороны.
В кокошнике северного фасада можно увидеть мозаичную композицию, выполненную Михаилом Нестеровым «Воскресение Христово». В белых погребальных пеленах с высоко поднятым крестом идет Господь от виднеющейся вдали открытой гробницы. Слева — фигура ангела с развернутыми крыльями.
«Воскресение Христово» мозаика по оригиналу М.В. Нестерова на северном фасаде
Центральную часть колокольни занимает мозаичная икона «Деисус» («Спаситель с Богоматерью и Иоанном Предтечей») по эскизу Василия Беляева. Христос здесь представлен на троне, в величии славы, в архиерейском облачении.
«Деисус» мозаика по оригиналу В.В. Беляева
Восточный фасад
Глядя на восточный фасад Спаса на Крови от Михайловского сада наиболее сильно ощущается его устремленность ввысь. Восточный фасад образуют три полукруглые алтарные апсиды с небольшими главками, покрытыми золоченной медью.
Вид на собор из Михайловского сада
В центральной апсиде расположена мозаика, созданная по эскизу Парланда «Благословляющий Спаситель». В тимпанах кокошников — иконы русских святых, мучеников и иерархов Церкви.
Частью архитектурного ансамбля является и причудливая кованая ограда, отделяющая территорию храма от Михайловского сада. Полукруглая ограда длиной 250 метров — одна из самых красивых в Санкт-Петербурге. Её создали на заводе Карла Винклера.
С одной стороны, ограда Михайловского сада соответствовала стилю начала XX века, а с другой стороны, она напоминает древне-русские «травные» росписи. Кажется, что чугунное кружево решетки парит в воздухе, не опираясь на гранитный постамент.
Внутренне убранство
Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это повлияло на его убранство, поражающее своей красотой. В Спасе на Крови впервые в истории русской архитектуры мозаика стала доминантой внутреннего оформления. Внутри она почти полностью покрывает стены, пилоны, своды и купола.
Мозаики центрального нефа
В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов (керамической плитки), выполненных лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.
Мозаичные композиции и орнаменты чередуются в определенном ритме, заполняя пилоны и стены храма, плавно переходят на изогнутые поверхности его арок, сводов и плафонов куполов.
Узоры ни разу не повторяются
Особенность мозаичного убранства храма — неповторимость узоров. Декоративная композиция состоит из геометрических фигур, восточных арабесок, но более всего здесь растительных мотивов — фантастических деревьев и букетов из экзотических растений. Изобразительным началом этих рисунков является стебель — символ жизни.
Орнамент на стенах притвора
Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова и В.В. Беляева.
В придании храму торжественного и нарядного облика исключительную роль сыграло и каменное убранство. Для декоративного оформления интерьера использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Талант и мастерство камнерезов позволили показать всю красоту и особенность природного камня и сделать постройку настоящим музеем камнерезного искусства.
В храме Спаса на Крови два композиционных центра. В восточной части — алтарь, где сосредоточены мозаики с изображением деяний Спасителя после Воскресения, в западной части — мемориал с тематикой Голгофской драмы.
Алтарь
Центральное место в оформлении алтаря занимает величественный образ Иисуса Христа, представленный в мозаиках «Евхаристия» и «Христос во славе», выполненные по эскизам Николая Харламова.
Мозаика «Евхаристия» заполняет всю алтарную стену центральной апсиды. В центре — Спаситель, ангелы, склонили над ним опахала и серафимы — орудия страстей (серафимы — самые сильные и могущественные ангелы). Две группы апостолов идут навстречу Господу. Совершается таинство Евхаристии, символизирующее жертву Спасителя. Оно связано с основным обрядом литургии — причастием, когда хлеб и вино чудесным образом превращаются в плоть и кровь Господа.
Эту мозаику посетители могут увидеть, когда приоткрыты алтарные ворота.
Мозаика «Христос во славе» заполняет поверхность алтарного свода. Спаситель предстает во всей полноте своей Славы, как Властитель, олицетворяющий единство мира Божественного и земного.
Мозаика «Христос во славе» по оригиналу Н.Н. Харламова в центральной апсиде
Иконостас
Иконостас своей формой напоминает древнерусские невысокие алтарные преграды. От него и солеи (солея — возвышение пола перед алтарем) широкий центральный неф ведет к мемориальной зоне — месту смертельного ранения императора Александра II и возвышающейся над ним шатровой сенью.
Изящная резьба по камню в иконостасе выполнена так мастерски, что создается полное впечатление резьбы по дереву.
Центральное место в иконостасе занимают две иконы, выполненные Васнецовым, это «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель», расположенные по обе стороны от Царских ворот. В глазах Богоматери печаль, предчувствие утраты, тревога коснулась и лика Младенца. Спаситель величаво сдержан и сосредоточен, в левой руке Господа — раскрытое Евангелие со словами обращения к людям — возлюбить других, как себя. Правая рука застыла в благословляющем жесте.
Царские врата, мозаики Богоматерь и Спаситель по оригиналам В.М. Васнецова
Эти иконы, а также иконы клиросных киотов «Святой Александр Невский» и «Воскресение Христово» набраны особой смальтой, краски которой отличались глубиной цвета и богатством оттенков.
Рядом с иконами Васнецова в иконостасе расположены мозаики, созданные по эскизам Нестерова «Вознесение Христа» и «Воскресение Христово».
Иконостас: «Спаситель» — мозаика по оригиналу М.В. Васнецова и «Воскресение Христово» — мозаика по оригиналу М.В. Нестерова
Цоколь иконостаса сделан из красно-коричневого с белыми прожилками мрамора, выше — более светлый камень и затем использованы оранжевый и жёлтые тона. Завершает иконостас ажурный орнамент из белого мрамора.
Это место особенно значительно в храме после алтаря. Над фрагментом булыжной мостовой по проекту Парланда была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II
Своды сени выполнены в византийском стиле: на тёмно-синем фоне звёзды, напоминающие цветы, снежинки, полумесяцы, которые набраны кантарелью (золотой смальтой).
Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо
Тёмно-синяя мозаика сводов сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева, увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками.
Тёмно-синяя мозаика сводов притворов у сеней изображает траурное небо, два экзотичных дерева увитых лианами и экзотичными цветами, склоняются над кокошниками
Под сенью хранятся реликвии собора — часть решётки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
В нижней части сени воспроизведён фрагмент ограды Екатерининского канала, колонны из серо-фиолетовой яшмы и балюстрады из орлеца
В тематике мозаичных икон у сени проведена параллель между Христом, искупающим своими страданиями грехи человека, и погибшим во имя спасения России Александром II. В северной арке над сенью находится мозаика «Распятие», созданная по оригиналу Беляева. Ключевым в мозаичном оформлении мемориальной части храма является образ «Положение во гроб», автором которого является также Беляев.
Своды и купола
На всех сводах Спаса на Крови присутствует голубой цвет. Он акцентирован и в плафоне центрального купола с изображением Пантократора.
Плафон центрального купола с изображением Пантократора — благословляющий жест рук Господа и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме
Благословляющий жест рук Пантократора и раскрытое Евангелие со словами «Мир вам» обращены к каждому находящемуся в храме. Вседержатель окружен восемью серафимами (ангелами высшего чина). Кажется, что господь, подхваченный их крыльями, парит над посетителями.
Живописный оригинал этой мозаики создал Николай Харламов. В центре юго-западного купола — «Иоанн Креститель», мозаика, созданная также по его оригиналу.
Пол площадью 600 кв. метров покрыт 45-ю мозаичными коврами из итальянского мрамора. Причем, декоративные мотивы ни разу не повторяются. Общим фоном, объединяющим каменные орнаменты, служит темно-зелёный серпантин. Узоры и арабески набраны мозаичным способом из разноцветных мраморов ярких и сочных тонов в Генуе фирмой «Нови».
Полы из разноцветных мраморов созданы в 1903-1905 годах фирмой «Нови» в Генуе, воссозданы в последние годы
История
1 марта на Екатерининском канале (ныне канал Грибоедова) было совершено очередное покушение на Александра II. Раненого императора привезли в Зимний дворец, где он скончался.
Эта трагедия так потрясла все слои населения, что уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Александр III высказал пожелание воздвигнуть на набережной Екатерининского канала храм-памятник, напоминающий о мученической смерти императора и вызывающий чувство скорби.
Звено чугунной решетки Екатерининского канала, на которую опирался император, плиты тротуара и часть булыжной мостовой были сохранены в часовне на Конюшенной площади.
Строительство
Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев). Именно архимандрит Игнатий и предложил назвать собор «Во имя светлого Воскресения Христова».
Спас на Крови возводился 24 года с 1883 по 1907 год. При строительстве применялись новейшие технологии того времени:
Впервые в строительной практике Санкт-Петербурга не использовался свайный фундамент. Чтобы вода из канала не проходила под храм, по контуру будущего здания были устроены деревянные шпунтовые перемычки, ограждающие фундамент и находящиеся на расстоянии 6,5 метров от котлована. Пространство между рядами шпунта заполнили гидроизолятором (сухой кембрийской глиной). Образовавшийся глиняный замо́к надежно защищал котлован от потопления грунтовыми водами со стороны Михайловского замка и фильтрационными со стороны канала.
После проведения земляных работ было построено сплошное бетонное основание толщиной 1,2 метра. Выше этой «подушки» выполнили сплошную бутовую кладку на цементном растворе. Фундаменты под стенами выкладывались из особого известняка, добывавшегося в Путилове неподалеку от Петербурга. Стены возводились из кирпича завода «Пирогранит», удостоенного за свою продукцию серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, сверху их облицевали зигерсдорфским кирпичом, привезенным из Германии. Для облицовки цоколя использовался гранит.
В июле 1897 года на центральную главу подняли крест.
Чтобы построить колокольню, на набережной был устроен выступ шириной 8 метров. В 1899 году на звоннице установили четырнадцать колоколов различной величины.
19 августа 1907 года состоялось торжественная церемония освещения храма, на которой присутствовал Николай II и его супруга Мария Федоровна.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди. Вход осуществлялся по пропускам.
Во время блокады в соборе размещался морг. После прорыва блокады строение приспособили под картофелехранилище, поэтому в народе его стали называть «Спасом на Картошке». В этом не было никакой иронии: картофель спас тысячи ленинградцев от голодной смерти.
После войны в здании хранились декорации Малого оперного театра (в настоящее время Михайловский театр).
В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении.
В 1971 году храм Спас на Крови передается на баланс музея «Исаакиевский собор», и через год начинается его масштабная реставрация, продлившаяся 25 лет. Леса очень долго стояли вокруг собора, и в народе говорили, что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение, но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.
После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.