на какой улице находится в казани церковь казанской божьей матери
Казанский Богородицкий монастырь
Каждому православному человеку при упоминании удивительного города Казань в первую очередь на ум приходит место обретения чудотворного образа Богородицы и монастырь, отстроенный в ее честь. Христиане очень чтят Казанский Богородицкий монастырь, расположенный на Большой Красной улице в самом сердце города.
На протяжении многих веков святыня оставалась крупнейшей и известнейшей в Поволжье. В невероятно красивый архитектурный комплекс, раскинувшийся на нескольких гектарах в центре Казани, входили несколько церквей, соборов и часовен, также здесь были размещены жилые корпуса, колокольня и здание церковно-приходской школы. Сейчас основная часть архитектурного ансамбля разрушена, но сама обитель по-прежнему действует, а работа по восстановлению прочих строений ведется беспрерывно.
До 1917 года монастырь был женским, с 2005 года он является мужским. В настоящее время в здании проживает 9 братьев.
История
Обитель была основана в 1579 году, этот же год является годом явления иконы. В те времена восточная часть города была разрушена из-за сильного пожара, в одном из пострадавших дворов нашли образ. Существует легенда, что про место, где нужно искать святыню, рассказала людям сама Матерь Божья, являвшаяся трижды во сне маленькой дочери новгородского дворянина Матроне, жившей в Казани. После того, как было получено благословение Казанского архиерея Иеремии, икону начали искать; вскоре девочка отыскала ее в точности там, где и сказала во сне Богоматерь. Позже царь Иван IV издал указ о возведении в городе Богородицкого монастыря. Предание сообщает, что в качестве первой монахини святыни выбрали Матрону, которая приняла постриг и стала называться Маврой.
Святыня находилась под покровительством царя Ивана IV, который не жалел на нее средств: о роскоши и богатом убранстве монастыря знали все, равных этому месту в те времена не было. По некоторым достоверным сведениям, пожертвования известных лиц, крестные ходы и множество паломников, приходивших в монастырь для молитвы над святой иконой, приносили городской казне 70% всех доходов.
В 1590 году был построен собор из камня, туда затем была перенесена икона. По прошествии двух веков там, где находилось временное сооружение, был воздвигнут новый храм во славу иконы Богоматери. Созданием проекта архитектурной конструкции, воплощенной в классицистическом стиле, занимался именитый архитектор И. Старов. Общая высота святыни составила 44 метра. Украшен собор был пятью полусферическими куполами и тремя огромными фронтонами, имевшими колонны с каждой из сторон, кроме алтаря.
Весной 1722 года в святыне гостил Петр I, а 45-ю годами позже в монастырь наведалась Екатерина II, которая преподнесла Казанской иконе и иконе Спасителя, находившейся здесь же, две короны с бриллиантами.
Монастырские сооружения также включали в себя Никольский храм, отстроенный в начале XIX века, и Крестовоздвиженский храм, который должен был заменить Софийский. Обе постройки находились на севере и юге от собора. В результате Софийский храм не был разрушен, а новый был просто пристроен к нему. В качестве завершения общего ансамбля выступали возведенные полукругом Никольский и Настоятельский соборы. Каждый из них имел один большой полусферический купол, здания были построены в стиле классицизма. К одним из наиболее древних сооружений этого ансамбля, помимо Софийского храма, относят 55-метровую колокольню.
Летом 1904 года первозданная икона была украдена из Богородицкой святыни, сейчас ее местонахождение и судьба неизвестны. Спустя какое-то время в качестве дара от патриарха Константинопольского на ее место была помещена другая икона Богородицы, названная «Всеблаженной».
В начале XX века в подземелье святыни был выстроен подземный храм на средства великой княгини Елисаветы Федоровны. К началу революции место было наиболее состоятельным и обустроенным во всей Казанской епархии. Здесь производились свечи, функционировал цех по украшению вещей золотом и аккуратная мастерская. Обширная территория включала в себя пасеку и невероятной красоты фруктовый сад.
Монастырь продолжал расширяться, во время революции в стране он уже мог похвастаться 500 проживающими в нем насельницами. В годы же перед революцией для многих августейших особ было честью посетить это место.
После революции стали массово закрываться святые места. Власти постановили закрыть Казанский Кремль и все его храмы, в то время Богородицкий монастырь собрал под своей крышей все основные святыни города, среди которых были и мощи святых. Для сохранения здания в нем зарегистрировали православную общину, но позже она была перенесена в Петропавловский собор. С этого момента храм начали разорять.
Жилые помещения отдали студенческому общежитию, что привело к ухудшению состояния строений: была сломана часть дверей и окон, лестничные ступени и перила были использованы в качестве дров, большинство памятников и скульптур были уничтожены. С колокольни были сняты колокола, а основной собор по решению властей взорвали в 1931 году.
В течение какого-то времени в монастырском дворе строилась киностудия, но дело не было доведено до конца. В зданиях, которые пустовали, оборудовали табачную фабрику, а на месте монастырского кладбища стали строить новые жилые дома. Во время Великой Отечественной войны полностью переоборудовали Крестовоздвиженский храм, заселив его людьми, это привело к его окончательному разорению.
Икона Казанского Богородицкого монастыря
В 1612 году, когда страна была оккупирована польскими войсками, ополчение под предводительством Минина и Пожарского взяло с собой в освободительный поход икону Божьей Матери. После успешного завершения дела образ Богородицы был признан великой общерусской святыней.
После ее похищения вся православная община была потрясена этой новостью, а похитившие, по одной из версий, сообщили, что сожгли икону, желая завладеть лишь драгоценной ризой.
Несмотря на пропажу иконы, на место ее явления до сих пор съезжаются паломники со всех уголков земли. Православные почитают образ Богородицы и желают познакомиться с памятным местом его обнаружения.
Сейчас множество копий (или списков) Чудотворного образа Божьей Матери распространено по всему миру. Изображение размещено в каждой православной святыне, помогая молящимся за здоровье, во время семейных разногласий, также образ защищает детей и благословляет на крепкие супружеские узы. Во время венчания благословение происходит также при помощи Казанской иконы Богоматери.
Реконструкция
До нашего времени сохранилась лишь часть зданий всего архитектурного комплекса, самым древним из которых стала Софийская святыня. Несколько корпусов ни разу не ремонтировались, полностью обветшал теплый храм Николы Тульского и своеобразные башни ограды.
Единственным относительно сохранившимся строением является Крестовоздвиженская церковь, куда в 2005 году перенесли Ватиканский список Казанской иконы Божьей Матери.
Несколько последних лет на территории бывшего монастыря в части зданий идут восстановительные работы. За это время вернули к жизни надвратную церковь святой Софии, которую повторно освящали в 1994 году. Она не может похвастаться богатым внутренним убранством, здесь есть лишь несколько икон, которые пожертвовали другие церкви, и иконостас современного типа. В будущем будут воссозданы красивые фрески на стенах, которые в свое время были уничтожены. У прихожан церкви и ее членов есть надежда на то, что будет найдено то, что осталось от пещерного храма, а сам Казанский собор будет восстановлен. Также в результате реставрационных работ планируют восстановить Богородицкий собор.
После восстановления Крестовоздвиженского корпуса в 2005 году он вновь начал свою работу. Богослужения здесь проходят каждый день, место открыто и в другие часы для всех верующих и туристов. Зимой 2007 года святой обители присвоили статус мужского монастыря, сейчас его главой является иеромонах Питирим.
Богослужения в Казанском Богородицком монастыре
Святая обитель чрезвычайно ценится православными людьми. Ежегодно сюда съезжаются тысячи христиан, желающих приобщиться к великому. Восстановленная Крестовоздвиженская церковь принимает всех желающих на своей территории, каждый здесь может поклониться Святыне.
Список иконы можно обнаружить на втором этаже собора в правой части церкви, если встать лицом к иконостасу. Помимо нее место является хранителем и другой святыни — здесь размещены ковчег с частицами ризы Пресвятой Богоматери и частицы мощей прочих святых.
Территория храма включает в себя часовню, звонницу, временно расположенную на земле недалеко от входа, и гостиницу для туристов и паломников.
Как добраться
Добраться до места можно на метро, выйдя на станции «Кремлевская». Необходимо воспользоваться выходом направо, затем двигаться вниз по улице Батурина.
До святыни ходят автобусы, выходят на остановках «КАИ» (№ 22, № 28, № 89) и «Улица Батурина» (№ 22, № 28а, № 89).
Также можно добраться до церкви на собственном транспорте, направляясь от площади Свободы по улице Большой Красной по направлению к Казанскому Кремлю. Храм будет расположен справа после пересечения с улицей Япеева. Удобно воспользоваться услугами местных служб такси или вызвать машину через приложение Яндекс.Такси, Максим, Gett или Uber.
Богородицкий мужской монастырь в Казани, где находится Казанская икона
Казанский Богородицкий монастырь в Казани — так называлась женская обитель, построенная по приказу русского царя Ивана Грозного. Она была возведена на том самом месте, там, где чудесным образом была обретена ставшая знаменитой на весь православный мир Казанская икона Божьей Матери.
Многовековая история этой обители знала многое: от богатства и роскоши возведенных храмов и украшений святых икон до полного разорения и запустения монастыря. Предлагаю вспомнить прошедшие столетия и по-новому взглянуть на современный Казанско-Богородицкий мужской монастырь, расположенный в Казани, совсем недалеко от Кремля.
С чего все начиналось
Чудо произошло 1579 году через маленькую 10-летнюю девочку по имени Матрона. Именно ей во сне явилась Богородица и указала место, где находится ее чудотворный Образ.
После обретения иконы Божьей Матери, она сразу же прославилась чудесными исцелениями и с почестями была перенесена в местную церковь. А на месте находки по приказу царя Ивана Грозного начали строительство православного монастыря.
А девочка Матрона, нашедшая Казанскую икону, стала первой монахиней этой женской обители с именем Марфа (Мавра).
С этой иконы в последующие годы было сделано огромное множество списков. Но оригинал, находящийся долгое время в соборе Казани, превратил Богородицкий монастырь в широко известную святыню всего Среднего Поволжья.
Так как монастырь пользовался благосклонностью русского царя Ивана-4 Грозного, то по роскоши и богатому убранству его архитектурный ансамбль был просто восхитителен, он не имел себе равных.
Есть достоверные сведения о том, что пожертвования знаменитых особ, крестные ходы и многочисленные паломники, приходившие помолиться чудотворной иконе, приносили в городскую казну, ни много ни мало, 70% от всех доходов.
Весной 1722 года, совершая свой Персидский поход, гостем обители был Пётр 1. А в 1767 году монастырь встречал очередную именитую гостью. То была Екатерина-2, подарившая Казанской иконе и находящейся здесь иконе Спасителя по короне с бриллиантами.
Благодатное место
Но время идёт, и даже каменный собор начал потихоньку разрушаться. В самом начале 19 века на месте первоначального храма был построен новый, высотой 44 метра. На торжественной закладке его первого камня присутствовал русский император Павел. К северу от него находился приходской Никольский храм. При строительстве территория обители намного расширилась, и Никольский храм стал монастырским.
Ещё с середины 17 века на монастырской земле существовали колокольня высотой 55 метров и небольшая Софийская церковь, она была надвратной. Позже был построен Крестовоздвиженский храм. Сначала планировалось, что этот новый храм заменит старый — Софийский. Но спустя некоторое время Софийский всё-таки решили не разрушать, а новый Крестовоздвиженский просто пристроили к нему вплотную.
Кроме самого храма в этом здании размещалась обширная трапезная, просторная ризница, школа для занятий рисованием, оборудована мастерская по пошиву необходимых монастырю изделий, а также пекарня и квасоварня.
Весь архитектурный комплекс знаменитой обители представлял из себя полукруг колоссальных размеров. Так это выглядит уже в 21 веке. На монастырских землях были возведены жилые дома.
Число послушниц в обители постоянно росло, и ко времени, когда в России произошла революция, там проживало почти 500 насельниц. Монастырь расширялся, и в те предреволюционные годы его посещали многие августейшие особы.
В конце июня 1904-го первозданную икону из Богородицкого монастыря украли, и до сегодняшнего времени её точная судьба неизвестна.
На пустующем месте через некоторое время поместили другую икону Богородицы, называемую «Всеблаженная». Её в дар монастырю преподнёс патриарх Константинопольский.
А в 1910 году внизу, в подземелье собора там, где, по преданию, и был обретён Образ, выстроили подземный храм. Деньги на это строительство дала Елисавета Феодоровна — великая княгиня. Это был памятный храм, посвящённый 300-летию царствования фамилии Романовых.
Так и получалось, что к 1917 году обитель была, можно сказать, одной из самых состоятельных и обустроенных во всей Казанской епархии. В монастыре имелось производство свечей, цех по украшению вещей золотом и живописная мастерская. На её обширной территории находилась пасека, роскошный фруктовый сад.
Время, разбрасывающее камни
Но грянула революция, и уже осенью 1918 года по приказу властей закрылся Казанский Кремль со всеми его храмами. Величайшие святыни православия — мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских — передали в близлежащий Богородицкий монастырь.
Таким образом, в нём были собраны все главные святыни города. Но позже упразднили и его.
Чтобы хоть как-то сохранить здание, в нём официально зарегистрировалась православная община. Немного позже и её переселили в Петропавловский собор. Теперь уже никто и ничто не могло помешать разорению и разграблению храмов.
В жилых помещениях разместилось студенческое общежитие, что, конечно, способствовало ухудшению их состояний: некоторые двери и также окна были полностью выломлены, как будто их и не было вовсе. Множественные лестничные ступени вместе с перилами были истоплены на дрова, многие памятники и скульптуры во дворе были варварски разбиты.
Одно время во дворе монастыря строили киностудию, но дело до конца не довели. И в пустующих зданиях была оборудована табачная фабрика. А там, где совсем недавно находилось монастырское кладбище, появились новые жилые дома.
В годы войны с гитлеровцами Храм Крестовоздвижения был переоборудован, и там жили люди, что, в конце-концов, привело к его окончательному разорению.
Возрождение старинной святыни
И только с 1994 года Казанско-Богородицкий монастырь, стоящий на том месте, где несколько веков назад была обретена Казанская икона Богородицы стал постепенно возвращаться людям. Сначала верующим вернули Софийскую церковь.
В настоящее время там хранятся несколько святынь: частицы мощей некоторых святых, частицы ризы преподобного Серафима Саровского и частицы мантии святого Игнатия Брянчанинова, а также почитаемый список с иконы Богородицы под названием «Целительница».
И ещё одна не совсем обычная святыня находится в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — это частица Мамврийского дуба. По-другому, его ещё называют Дуб Авраама. Именно под его раскидистой кроной, по существующему несколько тысяч лет преданию, Аврааму явился Господь.
Сам же дуб находится в Палестинском городе Хевроне. Он растёт на территории русского монастыря Святой Троицы. И ему примерно 5000 лет.
Через 10 лет после Софийского открылся для верующих сильно перестроенный Крестовоздвиженский храм.
Когда в июле 2005 года Патриарх Всея Руси вернул Казани список здесь обретённой иконы, которая долгие годы до этого находилась за границей — в Португалии, а затем в Ватикане, его поместили именно в обновлённый великолепный Крестовоздвиженский собор.
Сейчас икона находится на его втором этаже, в правой части храма, если стоять лицом к иконостасу.
Кроме неё в Крестовоздвиженской церкви находятся ещё и другая святыня. Это ковчег с частицами ризы Пресвятой Божией Матери и частицы мощей других святых (подробнее информация будет на фото в конце статьи).
С 2005 года Казанско-Богородицкий монастырь возрождается уже как мужской, хотя первоначально был женским. Насельников здесь немного, всего несколько человек. На территории находится звонница, она пока расположена на земле, рядом со входом
и есть гостиница для туристов и паломников.
А за современным зданием церкви в честь Воздвижения Креста Господня, на самом месте обретения чудотворной Казанской иконы, возводится Собор Казанской иконы Божией Матери по чертежам прошлого века.
Решение о его строительстве было принято 4 ноября 2015 года. И уже летом следующего года Патриарх Московский Кирилл освятил место под строительство будущего Казанского собора.
Посетите место истории русской
Если будете в Казани, по возможности, конечно, посетите православный Казанской Божьей Матери мужской монастырь. Здесь очень красиво, и у вас появится возможность поклониться находящимся здесь реликвиям православия.
Он расположен всего в нескольких минутах ходьбы от знаменитого Казанского Кремля по адресу: улица Большая Красная, дом № 5. Координаты входа: 55.79841, 49.11372.
Добраться до него можно на автобусах под номерами 22, 28, 52 и 89.
Богослужения совершаются каждый день: в 7:45 начинается исповедь, в 8:00 — Божественная Литургия. После нее служится Водосвятный молебен перед Чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.
Расписание вечернего богослужения: в 17:00.
В будние дни все службы совершаются в Крестовоздвиженском соборе. А в воскресные — служится ранняя литургия в Софийском храме, ее начало в 7:00.
Посмотрите расположение Богородицкого монастыря в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).
В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.
Мой поход в мужской монастырь Казанской Божьей Матери состоялся 24 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.
Поделитесь в комментариях, а какие казанские монастыри вы уже посещали и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.
Казань. Казанско-Богородицкий монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери (новый).
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Воссоздавать храм начали в 2016 году. Памятный камень в основание объекта заложили 21 июля 2016 года с участием патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Собор воссоздан практически в первоначальном виде. Восстановлен и «пещерный храм», который 25 февраля 2020 года был освящен митрополитом Феофаном. Сейчас в соборе продолжаются работы по устройству чугунных полов, по внутреннему декору и храмовой росписи. Создаются иконы для иконостасов, изготавливается церковная утварь и мебель.
Основную часть работ финансирует благотворительный Республиканский фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, который возглавляет Минтимер Шаймиев. Сюда перечисляют пожертвования физические и юридические лица. Ранее, помимо возведения Бóлгарской исламской академии, эта организация провела масштабные работы на острове-граде Свияжск. Ныне свияжский Успенский собор и монастырь входят в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В 2016 году в день празднования обретения чудотворного образа Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Рустама Минниханова, Минтимера Шаймиева и спикера Госдумы Сергея Нарышкина совершил чин освящения закладного камня на месте воссоздания Казанского собора. Строительно-монтажные работы заняли два года и завершились пару лет назад. Уже сейчас, несмотря на продолжающиеся отделку и благоукрашение интерьеров, воссозданный из небытия Казанский собор стал одним из важных символов древней столицы Татарстана.
Предлагаем паломникам и туристам обратить особое внимание на пять элементов этого храма.
Над окнами, венчая первый ярус фасадов, стены опоясывает галерея из 28 квадратных двухметровых икон академического стиля. Способ их исполнения немного отличается от исторического аналога. Если в позапрошлом столетии их писали красками на металлических листах и затем лакировали, теперь компания «Домострой» выложила их мозаикой из смальты. В основном здесь представлен цикл из событий земной жизни Богородицы. Кстати, иконография этого пояса дошла до нас не полностью. Большинство икон воссоздано по сохранившимся описаниям, недостающие же места заполнили образами в соответствии с комиссионным решением специалистов-искусствоведов (так, здесь изображены святители Герман и Гурий Казанские и Варсонофий Тверской).
Кровля. Ещё один важный элемент, создающий эффект воздушности и устремленности массивной постройки вверх, — купола, венчающие центральный и четыре малых барабана. Снаружи они покрыты финской анодированной медью с эффектом искусственной патины. Все остальные кровельные профили, в том числе венчание алтарной апсиды, окрашены под «аглицкое железо» в соответствии с историческим проектом. По дошедшим до нас словесным описаниям, это глубоко насыщенный серебристый цвет с глухим металлическим отблеском.
Иконостасы. До революции в Казанском соборе было три иконостаса: центральный и два боковых — в приделе во имя святого благоверного князя Александра Невского и в помещении ризницы. Это композиционное решение претворяют в жизнь и сейчас, а вот конкретное исполнение элементов будет отличаться от исторического аналога.
Росписи. По благословению митрополита Феофана над иконами для иконостасов работают живописцы мастерской Вячеслава Пахомова. Тот же авторский коллектив создает и стенопись собора. Этот элемент, пожалуй, оставляет более всего простора для творчества — просто в силу того, что сведений о первозданной росписи стен почти не сохранилось.
Сейчас формирование стенописных композиций в самом разгаре, и уже можно заметить, что роспись будет неяркой, приглушенной, с преобладанием теплых тонов.
Пещерный храм. В нижней церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы снова совершается Евхаристия. В праздник Иверской иконы Божией Матери 26 февраля 2020 года так называемые «казанские пещеры» великим чином освятили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Берлинский и Германский Марк, заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий и викарий Казанской епархии епископ Елабужский Иннокентий. В тот же день митрополит Марк доставил в монастырь ковчег с частицами святых мощей преподобномученицы Елисаветы, основательницы пещерного храма, и ее келейницы инокини Варвары.
Проект поручили зодчему Алексею Щусеву, сама же Елизавета Федоровна полностью финансировала все работы. Высоту подвала увеличили на метр, расширили коридоры, оштукатурили стены и кирпичные своды. Освящение подземной церкви вошло в программу празднования 300-летия Дома Романовых и состоялось в 1913 году.
Планировка Богородице-Рождественской церкви непривычна: алтарь располагается в центре, а за ним к востоку, в точности над местом обретения явленного образа и под центральным престолом верхнего храма, устроена часовня с иконостасом. От широкого продольного коридора вбок уходят две пары «рукавов», в которых сейчас размещена экспозиция, посвященная истории Казанского образа, монастыря и его главного собора. Более того, во время устройства полов в пещерном храме на площади свыше 250 кв. м археологи провели дополнительные работы, в ходе которых удалось обнаружить, законсервировать и музеефицировать остатки скрепленных известковым раствором белокаменных фундаментов Казанского собора 1595 года. Теперь их можно наблюдать в прозрачных археологических окнах прямо в интерьере пещерного храма.
По сохранившимся фрагментам стен с оригинальной цементной штукатуркой удалось восстановить и первозданную стенопись. Мастера Межобластного научно-реставрационного художественного управления тщательно промыли стены и сохранившиеся своды, после чего оригинальные участки затонировали без нанесения нового рисунка, а новодельные расписали в соответствии с историческим аналогом. Неровная и хорошо заметная белая полоса теперь разделяет участки этих поверхностей — словно граница и одновременно связующая нить между прошлым и будущим.
Автор: Дмитрий Анохин, Журнал Московской Патриархии, 02.11.2020, http://www.tatmitropolia.ru
О тонком искусстве и технических нюансах работы по росписи стен Казанского собора
С каждым днём обретает свой подобающий величественный облик уникальное здание собора, воссоздаваемого на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Трудами сотен высокопрофессиональных специалистов со всей России достигается мечта православных верующих увидеть завершение работ.
Одним из активных участников процесса, привлечённых к работам внутри храма, стал художник Вячеслав Пахомов. Он руководит столярно-художественной «Мастерской Пахомова» в Ставрополе. Коллектив единомышленников на протяжении уже двадцати лет создаёт предметы церковного искусства для храмов и монастырей и просто верующих людей. Специалисты расписывают стены храмов и соборов, строго придерживаясь православных канонов. Иконостасы и киоты, изготовленные в мастерской, украшают храмы во многих российских городах, радуют верующих в самых отдалённых уголках страны. Особенность команды Вячеслава Пахомова в том, что для каждого храма разрабатываются собственные проекты, направленные на сохранение особенностей архитектуры, исторической и культурной стилистики и уникальности здания. Недавно Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, во внимание к помощи в благоукрашении храмов Ставропольской епархии Вячеслав Валентинович Пахомов был удостоен патриаршего ордена Русской Православной Церкви преподобного Андрея Иконописца III степени.
О тонкостях работы по воссозданию живописного убранства собора Казанской иконы Божией Матери рассказал Вячеслав Пахомов.
— Вячеслав Валентинович, с чего всё начиналось?
— Как обычно, с проекта, в первую очередь создавались наброски, которые утверждала комиссия. Вначале в мастерских делались небольшие работы, дорабатывались все нюансы, расстановка фигур, ткани, одежда, цвета, и после того, как комиссия утверждала готовый вариант, только тогда мои ребята «переходили» на стену. Если говорить о нюансах этого процесса, на стену наносился рисунок, потом он делался в графическом и в монохромном изображении, для того, чтобы найти правильные тона, собрать композицию в единое целое. И только потом вводился цвет, делалась живопись. Но чтобы композиция окончательно зажила, всегда требуются специфические доработки.
К сожалению, полностью изображение всех внутренних убранств Казанского собора на фотографиях не сохранилось. Остались снимки отдельных фрагментов храма, по ним можно было что-то восстановить один в один: орнаменты, живописные работы, и мы это делаем. К счастью, до нашего времени дошло историческое описание, изображение каких святых и на какой стене располагались. В этом случае нами создаются уже авторские композиции с учетом стилистики начала девятнадцатого века. Соблюдаем техники старых мастеров, стараемся максимально создать атмосферу первой четверти девятнадцатого века.
— Действительно, для этого пришлось изучать работы старых мастеров?
— Обязательно! Поскольку нас касалась живописная часть, мы свои силы направляли на изучение художественных образцов того времени и работы художников. Из материалов, которые нам предоставляла комиссия и музейные сотрудники, мы узнали, что здесь работал художник по фамилии Турин. Изучили его работы, в том числе эскизные, манеру его письма, и эту технику мы также соблюдаем.
— Но используете современные краски?
— О чём сюжет композиции, перед которой мы стоим?
— Какие самые трудные моменты в процессе работы?
Большие сюжеты («Несение Ковчега Завета», «Царство Славы», «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная вечеря») располагаются по четырём сторонам собора, малых будет восемь («Моление о Чаше», «Явление Христа Марии Магдалине», «Преображение Господне», «Достойно есть», «Успение Пресвятой Богородицы», «Явление Богоматери преподобному Сергию», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Воскресение Христово»). Общая площадь работ, в которых мы задействованы, составляет 780 квадратных метров.
— А технически как делается роспись композиции на стене?
А вот эту композицию (показывает на сюжет «Царство Славы») делает один мастер, он сам полностью за неё взялся. На работу у него времени, соответственно, уйдёт больше. У каждого свой подход, своя скорость. Кто-то работает быстрее, кто-то медленнее. Всего живописными работами здесь занимаются восемь наших мастеров. Каждый художник делает свой эскиз, работает в своей манере, но в ключе общей команды.
— А эти труженики находятся в штате мастерской?
— Вячеслав Валентинович, у Вашей команды за плечами работы по росписи порядка двадцати храмов? Можно подробнее, где, и в каком стиле вы их расписывали?
— Работа в Казани чем-то отличается?
— Ощущается помощь Божия в работе?
— Конечно. Иногда удивительно ощущается, иногда Он помогает настолько, что думаешь, не должно было этого произойти, но Господь чудесным образом помогает. Я постоянно это чувствую, у меня в жизни было очень много таких удивительных моментов, как Господь мне открывал пути, давал людей, которые мне нужны, давал возможности.
— Кто оценивает вашу работу?
— Правящий архиерей говорит своё утверждающее слово, но в целом решения принимает комиссия, поскольку здесь настолько тонкая специфика, что нужны мощные знания определённого периода истории, особенностей архитектуры, стиля. Суждение выносят люди, которые посвятили всю свою жизнь этой теме. Такие как председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви протоиерей Леонид Калинин; заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Андрей Баталов; искусствовед, член Академии художеств Российской Федерации Наталья Бартельс; директор Музея изобразительных искусств Татарстана Розалия Нургалеева и другие именитые эксперты в области искусствоведения и архитектуры.
— Да, и авторы очень высокого уровня, но и у нас в своё время были сложности с подбором специалистов, умеющих работать в достаточно сложной технике старых мастеров. Есть очень хорошие выходцы из академии художеств, из высших учебных заведений, есть художники со стажем, с регалиями, но у них уже сложился свой стиль, и они признавались сами, что «не потянут», хотя был и интерес, и желание попробовать себя в этой технике. И такую возможность мы им предоставляли. В итоге поисков и собеседований сложился коллектив, работой которого можно гордиться.
— Вячеслав Валентинович, в одном из своих интервью вы сказали, что свою дорогу в храм вымостили краской и палитрой, лесами и резьбой?
— Да, и путь оказался неблизким…
Автор: Ирина Богданова, 26.12.2020, http://www.tatmitropolia.ru
Продолжаются работы по изготовлению иконостаса для воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери. Осенью 2019 года в возрождаемом соборе Казанской иконы Божией Матери на территории Казанско-Богородицкого мужского монастыря началось воссоздание интерьеров.
Проект разработан на основе архивных чертежей архитектора Ивана Старова и архитектора Федора Емельянова. При проектировании иконостасов также использовались архивные фотоматериалы начала ХХ века из фондов Национального музея РТ, сохранившиеся обмерочные чертежи, план-чертеж историка Павла Тихомирова и книга протоиерея Евфимия Малова «Богородицкий Девич Монастырь (история и современное его состояние)». Воссоздавая утраченные детали, элементы резьбы и сень над Царскими вратами, авторы проекта ориентировались на храмовую архитектуру начала XIX века, в том числе на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.
При воссоздании иконописных досок ориентиром являлась храмовая живопись первой половины XIX века и сохранившаяся икона Царских врат известного казанского живописца и литографа Василия Турина. Воссоздать иконопись реставраторам помог цикл графических работ художника, обнаруженный в Национальном музее Республики Татарстан.
При изготовлении иконостасов реставраторы ориентировались на пропорции коринфского ордера.
Иконостасы воссоздаваемого собора представляют собой металлические каркасы, обшитые плитами «Аквапанель» и облицованные белым и темно-фиолетовым мрамором. Колонны также изготовят из белого мрамора. Капители, базы колонны, архитравов, фризов и карнизов всех иконостасов, консоли центрального иконостаса, Царские врата центрального и северного приделов украсят резными позолоченными элементами.
Пресс-служба Казанской епархии, 31.07.2020
24 февраля 2021 г. в Казанско-Богородицком мужском монастыре состоялось заседание комиссии по воссозданию росписи собора Казанской иконы Божией Матери. В рабочей встрече приняли участие председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин; директор Государственного музея изобразительных искусств РТ Розалия Нургалеева; заместитель председателя Комитета РТ по охране объектов культурного наследия Светлана Персова; руководитель ООО «Мастерская Пахомова» Вячеслав Пахомов; наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский); главный инженер Казанской епархии Михаил Федотов и другие.
В настоящее время строители занимаются внутренней отделкой здания. В начале февраля завершена облицовка мрамором иконостаса и установка цельных мраморных колонн. Также был начат монтаж бронзового декора центрального иконостаса.
После завершения укладки мраморного пола солеи и амвона продолжится монтаж резного золоченного и бронзового декора всех трех иконостасов. Завершить этот этап работ планируется в начале апреля. На конец апреля намечена установка царских врат и диаконских дверей центрального и северного иконостасов.
Воссоздание собора Казанской иконы Божией Матери ведется Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан, возглавляемым Минтимером Шаймиевым, по Указу Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова.