на какой улице находится зимний дворец
Зимний дворец
Зимний дворец – потрясающее по размерам и красоте здание. Его богатый внешний облик очаровывает, и, кажется, дворец скрывает множество тайн. В сочетании с Дворцовой площадью образуется уникальный архитектурный ансамбль, имеющий огромное значение для ценителей объектов мирового туризма.
Исторические этапы строительства Зимнего дворца
Архитектура Зимнего дворца
Зимний дворец – сооружение, являющееся ярким представителем традиционного русского барокко. Нарядное внешне, оно воспринимается со всей присущей к подобного рода зданиям торжественностью – и на расстоянии, и вблизи. Перед зодчими стояла важная задача – выполнить строительство уникального сооружения, которое будет доминировать в ансамбле центральной части северной столицы. Растрелли предложил проект здания, имеющего форму прямоугольника с открытым внутренним пространством – двором.
Каждый из четырех фасадов играл свою роль. Со стороны набережной Невы стена создает впечатление бесконечной, продольной колоннады благодаря выделению крайних частей от середины. Вход, расположенный в центре стены, особенно не выделяется, таким образом делается акцент на масштабность сооружения. Противоположный, южный фасад, выглядит по-иному. Здесь зодчий главным образом выделяет вход – арку, являющуюся основным въездом во дворец. Колонны, расположенные между тремя арками, зрительно увеличивают их высоту и придают некое величие, подчеркивают торжественность. Фасад со стороны адмиралтейства слегка углублен, что делает его связующим звеном между двумя главными фасадами. С востока, по Миллионной улице, фасадом образован большой двор.
Внешне фасады искусно украшены всевозможными фронтонами, вазами, статуями. Окна обрамлены наличниками разнообразной формы, каждый из которых – уникален. Вся лепнина выполнялась вручную, прямо на месте. Расстояние между колоннами везде различно. Сделано это для того, чтобы придать «жизненности» фасадам, то зрительно удлиняя их, то укорачивая.
По всему периметру дворца расставлены изящные скульптуры и вазы. Первоначально они были изготовлены из камня, а на рубеже XIX-XX веков заменены на металлические копии.
Внутренние работы не были завершены на момент завершения строительства. Растрелли запланировал настолько изящное оформление помещений, что мастеров, способных выполнить его, не нашлось. Например, 27 узоров набивных полов, которые, по плану зодчего, должны были украсить 95 комнат, предполагали использование многих сортов ценной древесины, а найти их не представлялось возможным. С приходом к власти Екатерины Великой, Растрелли был освобожден от оформления внутренних помещений дворца.
Планировка претерпела некоторые изменения с момента постройки, но основная идея Ф.Б. Растрелли сохранена. Во дворце наряду с основными тремя этажами существует полуподвальный и антресольные. Первоначально перекрытия были деревянными, однако, в период реконструкции после пожара, их заменили на металлические. Для того времени было нонсенсом использование металла в таких огромных количествах в строительной отрасли. Кровля – луженая.
Цвет фасадов много раз изменялся, но всегда был ярким, привлекающим внимание. В 1934 году первый раз фасады окрасили масляной краской, но это вызвало порчу камня, пришлось удалять весь слой. Изумрудный оттенок с белой отделкой фасады приобрели в послевоенные годы. О внутреннем убранстве дворца стоит рассказать отдельно – оно роскошное, кричащее, рассказывающее о мощи российского государства.
Помещения и залы
К сожалению, большинство оригинальных интерьеров утрачены в 1837 году в результате пожара. Среди сохранившихся – лишь Растреллиевская и Иорданская полуколонны на первом этаже, несущие стены из кирпича.
Иорданская галерея
Первоначально она называлась главной, т.к. именно через нее все гости шли в Парадную. входили во дворец. Знаменита она тем, что через нее в Крещение верующие шли крестным ходом к купальне – иордани. Путь лежал по Иорданской лестнице к Неве. Сейчас ее не существует – творение Растрелли полностью выгорело при пожаре. Сегодня на ее месте находится совсем другая, в стиле классицизма. Изменен цвет, скульптуры и статуи, украшающие ее.
Фельдмаршальский зал
Это результат творческого труда Огюста Монферрана. В 1834 году, после завершения работ над интерьерной композицией, которая состояла из портретных ниш, они были заполнены. С портретов, словно живые, смотрят на экскурсантов российские фельдмаршалы разных эпох. Однако, одна из ниш осталась пустой. Пустует она и сейчас, после реставрации 2012 года.
Гербовый зал
Основное предназначение – проведение торжественных церемоний. Доминирующий декор – бронзовые люстры с изображениями гербов губерний. При входе расположены скульптуры древних воинов. В руках они держат знамена со щитками, на которых можно разглядеть гербы российских губерний.
Военная галерея 1812 года
Создавалась в память о победе русского народа над Наполеоном. Торжественное открытие произошло через год после знакового события. На приеме присутствовали не только первые лица государства, но и вся военная элита, начиная от генералов до простых солдат, ставших героями войны. Галерея уникальна – на ее стенах размещены 332 портрета русских военачальников, героически проявивших себя в битвах и походах 1812-1814 годов.
Большой тронный (Георгиевский) зал
Здесь с 1795 года проходили все торжественные мероприятия, церемонии, приемы. Автор проекта – Джакомо Кварнеги. По приказу Николая I во время реставрационных работ, зал был украшен итальянским белым мрамором. Над троном установили барельеф из мрамора, изображающий Георгия Победоносца, расправившегося с драконом. В годы советской власти трон убрали, а на его месте появилась уникальная карта из драгоценных камней (45 тыс. единиц) с изображением республик Советского Союза. Сейчас она находится в горном музее, а в зале снова установили тронное место.
Придворный собор Спаса Нерукотворного
Пикетный зал
На месте этого зала первоначально размещались 2 маленьких комнаты и лестничная площадка. Здесь проходил развод пикета (так называли внутренний караул). После пожара комнаты объединили и получился зал, рассказывающий историю армии России. Оформление его пронизывает военная тематика. На рельефах стен расположены контуры всевозможной воинской символики – медальоны, доспехи, орудия. В конце XX века зал закрыли и использовали как склад для экспонатов, а в 2004 году здесь вновь приняли посетителей.
Александровский зал
Золотая гостиная
Проектировалась для Марии Александровны, когда еще та была княгиней. Автор проекта – А.П. Брюллов. Завершена отделка была не сразу, а лишь через 20 лет А. Штакеншнейдером. Здесь до наших дней сохранена мебель, специально выполненная для гостиной. Настенные панели утратили тот лоск, которым они были отделаны первоначально. Сейчас барельефы имеют сплошное золочение, а раньше оформление их было более сложным, расположенном на беломраморном фоне. Именно в этом помещении решалась судьба реформ в стране императором Александром II.
Будуар
Очень оригинальное помещение, похожее на изящную табакерку. Архитекторы, выполняющие оформление комнаты (в разные годы это были А.П. Брюллов и Гаральда Боссе), старались стилизовать ее в стиле рококо, добавив роскошности зеркалами, барельефами, узорами, текстильными элементами и оригинальной мебелью.
Николаевский зал
Очень внушительный по размерам, появился в конце XVII века вместо трех залов Растрелли. Его площадь более 1100 квадратных метров. После кончины Николая I здесь установили его портрет, украшенный большой рамой с двуглавым орлом. Куда делся портрет в 1930 году, неизвестно. К сожалению, сейчас насладиться великолепием интерьера получается редко: с советской эпохи его стали использовать для проведения временных и передвижных выставок, чем вызывают порчу внешнего облика. К тому же, зал часто закрывается для посетителей, его отделку порой разглядеть невозможно за фанерными стеллажами и перегородками с экспонатами.
Концертный зал
Сооружен по проекту зодчего В. П. Стасова в период реставрации после пожара. Оформлен в тематике искусства: стены украшены множеством статуэток муз и богинь античного периода. Сегодня здесь находятся ценнейшие экспонаты традиционного русского серебра, включая знаменитую серебряную раку Александра Невского.
Малахитовая гостиная
Была любимой комнатой супруги Николая I. Название говорит само за себя – интерьер оформлен натуральным малахитом. После пожара проведена реконструкция, в результате которой колонны были сдвинуты из центра помещения ближе к стенам, что послужило зрительному увеличению пространства. Во время проведения пышных церемоний и балов в Николаевском зале, отсюда к гостям выходил император с приближенными. В 1917 году здесь заседало Временное Правительство.
Зимний дворец Елизаветы Петровны
Зимний дворец Елизаветы Петровны — шедевр барочной архитектуры и главный дворец России, располагается на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.
Дома, как люди, имеют свою судьбу. Эти судьбы могут быть самыми разнообразными, известными и не очень, яркими и едва заметными. Зато императорские дворцы по определению имеют всеобщую известность.
Обычай делить дворцы на летние и зимние уходит своими корнями во времена Московского царства — из Теремного дворца Московского кремля царские семьи весной уезжали в Измайловское или Коломенское. Так же и мы сейчас с радостью стараемся переехать в теплое время года на свои дачи.
История
1 января 1752 года императрица Елизавета Петровна решила расширять Зимний дворец и сделать свою главную парадную резиденцию. Для этого были нужны окружающие участки, ими оказались дома Рагузинского и Ягужинского на Дворцовой набережной — их выкупили. Проект утверждался до июня 1752 года, после этого началось грандиозное строительство, которое продлилось 8 лет.
Работа продвигалась невероятными темпами, так как стареющая императрица горячо желала занять свою новую резиденцию и поселилась в ней задолго до окончания строительства, но принимал готовый дворец уже император Петр III в. апреле 1762 года.
В 1754 году на строительстве работали 1000 каменщиков, в 1756 году их было уже 1900 душ, в 1757 году — 2323, а в 1758 году — 2250. Стоит отметить, что большинство каменщиков, трудившихся на строительстве, были профессионалами из разных губерний. Еще для большей скорости использовался труд арестантов, так как условия работы и существования были крайне тяжелы. Таким образом, к 1759 году этап кладки каменных стен был завешен, дворец подвели под крышу, до 1762 года велись фасадные и отделочные работы.
Завершенный Зимний дворец Елизаветы Петровны стал представлять собой прямоугольник длиной 152 метра, шириной 117 метров и высотой 23,5 метра, внутри которого расположен большой двор. Примечательно то, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строили сооружений выше Зимнего дворца.
Важно разобраться — сейчас здание Зимнего дворца Елизаветы Петровны воспринимается как Государственный Эрмитаж (в его залах расположена коллекция одного из крупнейших музеев России и мира. Эрмитаж от французского l’Ermitage, то есть «уединенный»), но это не так. Эрмитаж — это архитектурный комплекс, который формировался на протяжении почти ста лет, он включает здания:
У каждой из этих архитектурных жемчужин своя история. Тем не менее, Зимний дворец до сегодняшнего дня является сердцем этого комплекса.
Главные помещения дворца
Дворец имеет 4 угловых корпуса (ризалита) — парадная лестница, тронный зал, театр, собор, их соединяют остальные залы, галереи, жилые помещения, кладовые — более 460 комнат.
Когда попадаем в здание в северо-восточном ризалите, первое, что видим — парадную Иорданскую лестницу, сохранившую барочный декор (в Крещение крестный ход спускался к Неве, чтобы окунуться в иордань от этого лестница получила свое имя). Лестница обладает исключительным множеством декоративных элементов: колонны, лепнина, зеркала, статуи, огромный плафон, созданный живописцами из Италии.
Большой тронный или Георгиевский Зал
Расположен в северо-западном ризалите. В этом зале находится главный трон Российской империи. Строгая и величественная архитектура, отделка белым каррарским мрамором, колонны коринфского ордера, пилястры, кессонированный потолок, подвешенный к железным конструкция, золоченая бронза и цветной мрамор.
Дворцовый театр
Театр размещается в юго-западном ризалите. Он претерпел больше всего изменений и перестроек. Зрительный зал в виде амфитеатра, полуколонны, лепная гирлянда. Сейчас здесь проходят выступления знаменитых музыкантов, спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе — выставки.
Большая церковь Зимнего дворца
В юго-восточном ризалите находится собор. Большая церковь — самое торжественное и пышное помещение в Зимнем дворце.
Стены декорированы орнаментами и порхающими «путти» (декоративные изображения маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса).
Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен, позолоченный купол виден над крышей дворца, поражает каждого смотрящего изяществом барокко.
Во время экскурсии в Зимнем дворце нужно постоянно поднимать голову и смотреть наверх: все своды покрыты великолепными, поразительными орнаментами. Оконные рамы и многие стекла царских времен, интерьеры в разных стилях — пышное барокко, строгая классика, имперский стиль, готика, рококо, русский интерьер и даже будуар с восточным колоритом.
Все это великолепие сложно описать словами, лучше увидеть собственными глазами.
Как добраться
До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.
Наземным транспортом
От аэропорта и вокзалов
Из аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь.
От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская». Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».
На машине
На автомобиле парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).
Еще в Санкт-Петербурге удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.
Вид на Зимний дворец Елизаветы Петровны со стороны Дворцовой набережной от Google-maps:
Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Будем честны: несмотря на то, что Зимний дворец — обязательное место к посещению (это известно абсолютно всем), мало кто бывает в Эрмитаже больше двух-трёх раз за жизнь. При этом большинство визитов проходит с горящими глазами и желанием осмотреть сразу всё, поэтому многие красоты остаются за кадром. Исправим это недоразумение и расскажем, на что смотреть, чтобы увидеть и запомнить не только коллекции Эрмитажа, но и сам дворец.
Как попасть внутрь Зимнего дворца
Искать Зимний дворец долго не придётся: он находится в сердце города, на Дворцовой площади. Чтобы попасть внутрь, нужно купить билеты в Эрмитаж, коллекция которого выставляется во дворце уже больше ста лет.
Если всё-таки боишься пройти мимо, рассмотри Зимний дворец на фото.
Пока что билеты можно купить только онлайн, но на ближайший месяц всё уже распродано.
Сейчас в связи с эпидемиологической обстановкой билеты в Эрмитаж можно купить только онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. При этом все билеты на ближайший месяц уже раскуплены, а новые надо караулить. Тем не менее, надеемся, что такой режим долго не продлится и скоро мы снова сможем посещать любимый музей когда захочется, а в первый четверг месяца ещё и бесплатно.
Краткая история Зимнего дворца
XVIII-XIX века
Знакомый нам Зимний дворец — пятый по счёту. До него зимние резиденции строили уже четыре раза и Петр I, и Анна Иоанновна, и даже заказчица действующего здания Елизавета Петровна.
Дворец зимний пятой версии начали строить в 1754 году, когда Елизавета Петровна решила увеличить площадь и высоту действующего на тот момент дворца. За проект взялся великий Растрелли и занимался им вплоть до отстранения в 1762 году Екатериной II, как раз вступившей на престол. За восемь лет работы знаменитый архитектор успел построить здание, но вот интерьерами уже занимались другие мастера.
Начинаем заново!
В 1837 году пожар уничтожил интерьеры Зимнего дворца и всё пришлось отделывать заново. Возможно, поэтому в Дворце переплетаются два стиля: пышное елизаветинское барокко в экстерьере и французское рококо в интерьере.
Пятая версия Зимнего дворца наконец пришлась всем по вкусу. Дворец стал официальной зимней резиденции императоров аж до 1904 года, пока Николай II не перенёс её в Царское Село.
XX век
После нескольких лет затишья (примерно до 1915 года) во дворце закипела жизнь: сначала в здании работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича, потом размещалось Временное правительство, а с 1920 по 1941 года в здании располагалось сразу два культурных заведения: музей Революции и Эрмитаж.
Изначально дворец был цвета охры, даже нежно-жёлтым — прямо как закат на этой фотографии.
В годы войны в здании устроили бомбоубежища, здесь же укрывали коллекции Эрмитажа и других музеев Ленинграда. Здание выкрасили в серый цвет, но это не спасло его от бомбардировок: многие залы были повреждены и после войны долго реставрировались. Кстати, о цвете: мы привыкли видеть Зимний дворец бирюзовым, но изначально он был цвета охры и даже нежно-жёлтым — есть несколько фото (фотошоп) и рисунков, где можно посмотреть на дворец в другом цвете, но сила привычки берёт своё, и старый цвет кажется неуместным.
На что обратить внимание при посещении — топ-5 интерьеров Зимнего дворца
Иорданская лестница
Вообще-то она называлась Посольской — именно по ней во дворец поднимались международные послы, но теперь она больше известна под вторым названием. Иорданской лестницу прозвали за то, что по ней императорская семья спускалась к проруби («Иордани») на праздник Крещения Господня. Прорубь была в Неве, конечно же.
Раньше лестница называлась Посольской, так как по ней поднимались послы иностранных государств. Фото: Marco Rubino / Shutterstock.com
Лестница сильно пострадала при пожаре 1837 года, но архитектор Стасов приложил немало усилий, чтобы не только восстановить её, но и сохранить замысел Растрелли. Первое, на что ты обратишь внимание, — как много света в зале. Этого эффекта архитекторы смогли добиться благодаря двум рядам больших окон, выходящих на Неву и Малый эрмитаж, а также ряду ложных окон из зеркал. Из-за освещения это одно из популряных мест у желающих запечатлеть дворец на фото.
Будь готов к тому, что глаза начнут разбегаться при виде всей этой красоты: вокруг множество алебастровых статуй (Мудрости и Правосудия, Величия и Изобилия, Верности и Справедливости, Меркурия и Музы); cтены украшены позолоченной лепниной, балюстрада выполнена из белого мрамора, сдвоенные колонны — из серого сердобольского гранита, а потолок украшает плафон «Олимп» кисти Гаспаро Дициани, который, между прочим, был одним из основателей Венецианской школы искусств.
Наверняка послы поднимались по лестнице очень медленно — глаза слепило от всей этой роскоши.
Петровский зал
Его же называют Малым тронным. Изначально на этом месте был Казачий зал, но Николай I задумал превратить Зимний дворец в памятник истории имперского периода развития России и отвёл это помещение для почестей Петра I.
Зал появился в 1833 году, но пробыл в первоначальном виде недолго. После пожара Стасов заменил обивку стен с розового на пунцовый бархат, к которому прибил 900 (!) бронзовых орлов.
Внимание к деталям
В 2018 году во время реставрации лазером в зале почистили серебряную вышивку, а ткань заменили на точно такую же: её создали по сохранившимся образцам на той же мануфактуре («Дом Prelle»), где и изготовляли больше 150 лет назад.
Внимание в зале приковывает ниша, в которой стоит трон — она оформлена как триумфальная арка и украшена картинами, изображающими великого императора во время Северной войны. Трон из серебра с позолоченными элементами был выполнен петербургскими мастерами.
Информация под кодовым названием «Дворец. Фото. Must-have»: в зале есть обворожительные серебряные бра, которые пережили пожар и были перенесены сюда из тронного зала Марии Фёдоровны.
Петровский зал. Фото: vserg48 / Shutterstock.com
Лоджии Рафаэля
О появлении этой достопримечательности в интерьерах дворца есть целая легенда: осенью 1778 года императрица Екатерина II почувствовала недомогание и решила развеять хандру изучением альбома с гравюрами, до которого раньше не доходили руки. В этом альбоме она увидела, как ученики Рафаэля по рисункам великого мастера расписали Ватикан.
Галерея с лоджиями состоит из 13 частей, в каждой из которой по четыре эпизода Ветхого и Нового заветов. Императрица была настолько впечатлена этими работами, что тут же поклялась повторить их в своём любимом дворце. Добро Папы Римского было получено, итальянский мастер выписан в российскую столицу, работа закипела. Точной копии всё-таки не получилось — размеры не соответствуют оригиналу, но в остальном всё вышло прекрасно. Даже пожар и две мировые войны не смогли уничтожить красоту.
Весь Зимний дворец фото- и видеогеничен, но эти лоджии — что-то невероятное, обязательно сделай пару кадров!
Военная галерея 1812 года
За эту галерею нужно благодарить Александра I и один из залов Виндзорского дворца, который вдохновил императора увековечить генералов Отечественной войны 1812 года.
Всего в галерее больше трёхсот портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. При этом все портреты военных лидеров рисовались с натуры, если это было невозможно — использовались портреты, выполненные при жизни генерала. Интересно, что когда не нашли изображения 13 умерших героев, отведенные под их портреты места подписали и затянули зеленым шелком.
В галерее больше 300 портретов генералов плюс несколько изображений императора и его союзников. Фото: Popova Valeriya / Shutterstock.com
Ещё один удивительный факт: во время пожара убранство Военной галереи было уничтожено полностью, но ни один из портретов не пострадал.
Малахитовая гостиная
Парадная гостиная Александры Фёдоровны, супруги императора Николая I, создана Брюлловым после пожара на месте Яшмовой гостиной. В интерьере, по желанию императрицы, использовался малахит — самый модный на тот момент полудрагоценный камень.
Писатель Башуцкий, когда рассказывал о восстановлении дворца после пожара, выразил свой восторг такими словами: «Войдя в этот храм богатства и вкуса, недоумеваешь, чему удивляться: роскоши материалов или роскоши мысли художника Брюллова».
Малахитовая гостиная. Фото: volkova natalia / Shutterstock.com
Выглядит гостина действительно потрясающе. Колонны, пилястры и камины выполнены в технике «русская мозаика»: тонкие пластины камня наклеивали на основу, стыки заполняли малахитовым порошком, затем выравнивали шлифовкой. Добавь к этому позолоченные элементы вокруг и поймешь, почему именно эта гостиная стала любимой у императорской семьи.
В Зимнем дворце больше 1000 комнат — про все не расскажешь, и уж точно не успеешь все рассмотреть даже за пять посещений. Тем приятнее будет возвращаться и каждый раз открывать для себя что-то новое в любимом музее, которому повезло находиться в таком важном здании. И не останавливай себя в желании запечатлеть дворец на фото — эти снимки действительно потом хочется пересматривать.