на какой урок вошел батюшка

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Глава I

СЕРЖАНТ ГВАРДИИ

Отец мой Андрей Петрович Гринев в молодости своей служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17.. году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах

борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, — ворчал он про себя, — кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта.

1) чтобы стать учителем (франц.).

Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик. Он у меня в роте был сержантом. Обоих российских орденов кавалер. А давно ли мы. » Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

— Да вот пошел семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Гарасимовна, и когда еще.

«Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

— Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

— Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.?

— Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши?

— Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

— Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастием. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу. Я остановился в трактире. Савельич с утра отправился по лавкам. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок, я пошел бродить по всем комнатам. Вошед в биллиардную, увидел я высокого барина лет тридцати пяти, с длинными черными усами, в халате, с кием в руке и с трубкой в зубах. Он играл с маркером, который при выигрыше выпивал рюмку водки, а при проигрыше должен был лезть под биллиард на четверинках. Я стал смотреть на их игру. Чем долее она продолжалась, тем прогулки на четверинках становились чаще, пока наконец маркер остался под биллиардом. Барин произнес над ним несколько сильных выражений в виде надгробного слова и предложил мне сыграть партию. Я отказался по неумению. Это показалось ему, по-видимому, странным. Он поглядел на меня как бы с сожалением; однако мы разговорились. Я узнал, что его зовут Иваном

Ивановичем Зуриным, что он ротмистр ** гусарского полку и находится в Симбирске при приеме рекрут, а стоит в трактире. Зурин пригласил меня отобедать с ним вместе чем бог послал, по-солдатски. Я с охотою согласился. Мы сели за стол. Зурин пил много и потчевал и меня, говоря, что надобно привыкать ко службе; он рассказывал мне армейские анекдоты, от которых я со смеху чуть не валялся, и мы встали из-за стола совершенными приятелями. Тут вызвался он выучить меня играть на биллиарде. «Это, — говорил он, — необходимо для нашего брата служивого. В походе, например, придешь в местечко — чем прикажешь заняться? Ведь не все же бить жидов. Поневоле пойдешь в трактир и станешь играть на биллиарде; а для того надобно уметь играть!» Я совершенно был убежден и с большим прилежанием принялся за учение. Зурин громко ободрял меня, дивился моим быстрым успехам и, после нескольких уроков, предложил мне играть в деньги, по одному грошу, не для выигрыша, а так, чтоб только не играть даром, что, по его словам, самая скверная привычка. Я согласился и на то, а Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать, повторяя, что к службе надобно мне привыкать; а без пуншу что и служба! Я послушался его. Между тем игра наша продолжалась. Чем чаще прихлебывал я от моего стакана, тем становился отважнее. Шары поминутно летали у меня через борт; я горячился, бранил маркера, который считал бог ведает как, час от часу умножал игру, словом — вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю. Между тем время прошло незаметно. Зурин взглянул на часы, положил кий и объявил мне, что я проиграл сто рублей. Это меня немножко смутило. Деньги мои были у Савельича. Я стал извиняться. Зурин меня прервал: «Помилуй! Не изволь и беспокоиться. Я могу и подождать, а покамест поедем к Аринушке».

Савельич встретил нас на крыльце. Он ахнул, увидя несомненные признаки моего усердия к службе. «Что это, сударь, с тобою сделалось? — сказал он жалким голосом, — где ты это нагрузился? Ахти господи! отроду такого греха не бывало!» — «Молчи, хрыч! — отвечал я ему, запинаясь, — ты, верно, пьян, пошел спать. и уложи меня».

На другой день я проснулся с головною болью, смутно припоминая себе вчерашние происшествия. Размышления мои прерваны были Савельичем, вошедшим ко мне с чашкою чая. «Рано, Петр Андреич, — сказал он мне, качая головою, — рано начинаешь гулять. И в кого ты пошел? Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволили брать. А кто всему виноват? проклятый мусье. То и дело, бывало, к Антипьевне забежит: «Мадам, же ву при, водкю». Вот тебе и же ву при! Нечего сказать: добру наставил, собачий сын. И нужно было нанимать в дядьки басурмана, как будто у барина не стало и своих людей!»

Мне было стыдно. Я отвернулся и сказал ему: «Поди вон, Савельич; я чаю не хочу». Но Савельича мудрено было унять, когда, бывало, примется за проповедь. «Вот видишь ли, Петр Андреич, каково подгуливать. И головке-то тяжело, и кушать-то не хочется. Человек пьющий ни на что не годен. Выпей-ка огуречного рассолу с медом, а всего бы лучше опохмелиться полстаканчиком настойки. Не прикажешь ли?»

В это время мальчик вошел и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул ее и прочел следующие строки:

«Любезный Петр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Делать было нечего. Я взял на себя вид равнодушный и, обратись к Савельичу, который был и денег, и белья, и дел моих рачитель, приказал отдать мальчику

сто рублей. «Как! зачем?» — спросил изумленный Савельич. «Я их ему должен», — отвечал я со всевозможной холодностию. «Должен! — возразил Савельич, час от часу приведенный в большее изумление, — да когда же, сударь, успел ты ему задолжать? Дело что-то не ладно. Воля твоя, сударь, а денег я не выдам».

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и, взглянув на него гордо, сказал: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что так мне вздумалось. А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают».

Савельич так был поражен моими словами, что сплеснул руками и остолбенел. «Что же ты стоишь!» — закричал я сердито. Савельич заплакал. «Батюшка Петр Андреич, — произнес он дрожащим голосом, — не умори меня с печали. Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится. Сто рублей! Боже ты милостивый! Скажи, что тебе родители крепко-накрепко заказали не играть, окроме как в орехи. » — «Полно врать, — прервал я строго, — подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню».

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

Источник

Урок по литературе «Капитанская дочка»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературе, 8 класс.

Произведение А. С. Пушкина “Капитанская дочка”».

русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 п. Фряново

Учебник: Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / авт-сост. В. Я. Коровина [ и др.]. — 8-е изд. — М. : Просвещение, 2009. — 399 с.

Тема: «Интеллектуальная игра по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»».

Тип занятия : заключительное занятие по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель занятия: осмыслить, повторить и создать целостное впечатление от произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Обучающая : углубление, расширение, обобщение и закрепление знаний учащихся по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Развивающая: развитие умения перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского замысла; развитие интегративных качеств мышления и художественного восприятия, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие творческих способностей учащихся.

Воспитательная: воспитание организованности, умения работать в группах, умения сосредоточиваться на выполнении заданий.

Технологии: обучение в сотрудничестве, игровая технология, технология РКМЧП , приёмы теории решения изобретательских задач, развивающее, проблемное обучение, создание ситуации успеха на уроке, личностно-ориентированные технологии, здоровьесберегающая технология.

Социализация: развитие процессуальных (интеллектуальных, мыслительных, коммуникативных) качеств личности учащихся, активизация творческой самостоятельности.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, портреты А.С. Пушкина (О.А. Кипренский), Екатерины Второй (Боровиковский,Б Эриксен), Пугачёва (гравюра, сделанная для книги «История Пугачёвского бунта»), карточки с заданиями, баллы для подсчёта верных ответов, магниты.

1) Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно- этическая ориентация.

2) Регулятивные: целеполагание, саморегуляция, оценка, коррекция, прогнозирование.

3) Познавательные: самостоятельная формулировка познавательной цели, формулирование проблемы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего заключительного занятия — «Интеллектуальная игра по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка»». Вам предстоит выполнить различные виды заданий. За верное решение каждого задания команда получает баллы в виде звёздочек, побеждает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов. А сейчас я попрошу вас разделиться на две команды, а также выбрать капитана.

Учащиеся активны, они делятся на команды, выбирают капитана.

Сегодня мы с вами, кроме осмысления самого произведения, будем отрабатывать навыки групповой и индивидуальной работы. А теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Учащиеся слушают слова учителя, после предполагают, что цель занятия— осмыслить, повторить и создать целостное впечатление от произведения.

Но прежде, чем перейти к интеллектуальной игре, нам необходимо вспомнить и поразмышлять над следующими вопросами:

1. Почему работу над повестью А.С.Пушкина «Капитанская дочка» мы начинали с разговора о чести? Как вы думаете, зачем А. С. Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное?

2. Какие события легли в основу «Капитанской дочки»? Какова история замысла романа?

3. Определите жанр «Капитанской дочки». Обоснуйте свое мнение.

4. От чьего лица ведется повествование в “Капитанской дочке”? Почему?

5. Т. А. Алпатова (доктор филологических наук): «Роман о чуде, совершаемой любовью». Кто подразумевается под этими словами?

Ребята, всё верно! Молодцы! Прежде чем приступить к игре, нам необходимо провести физкультминутку.

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Учащиеся активны: размышляют и отвечают на вопросы: 1. Потому что автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду», а эпиграф содержит основную мысль произведения. Автор хотел тем самым призвать каждого из нас беречь свою честь.

2. А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг. Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. Позже Пушкин изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения у живых свидетелей. Результатом явился труд «История Пугачевского бунта», который разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева, но Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге, гуманный человек Гринёв .

3. Верным ответом скорее будет исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом: в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).

4. От лица Петра Гринёва, себя поэт называет только издателем повести. Все события несут на себе печать его убеждений, он был и участвовал в тех событиях, там же происходит история взросления его души, кто лучше самого героя расскажет об этом.

5.Пётр Гринёв и Маша Миронова.

А теперь пора приступить к игре: я буду задавать вам вопросы, за верные ответы которых команда получает балл. Знаете ответ- поднимайте руку. Готовы?!

Готовясь к написанию «Капитанской дочки», Пушкин ездил

Действие повести «Капитанская дочка» разворачивается на фоне?

Какие слова вынесены в качестве эпиграфа ко всему произведению?

В какой губернии проходило детство Петра Гринёва?

Кто был пожалован в дядьки Петру?

В какой полк был записан Пётр сержантом?

Когда Петр Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом?

Как звали француза, которого «батюшка выписал из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла»?

Кто по профессии мосье Бопре в отечестве своём?

На какой урок вошёл батюшка к Бопре и Петру?

Как называется приём, используемый в приведённом ниже отрывке?

«Дорога шла по крутому берегу Яика. Река ещё не замерзала, и её свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом. За ними простирались киргизские степи».

Швабрин сказал Гриневу: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей…»

Про кого писал генерал Р.: «Извещаю вас, что убежавший из-под караула донской казак..»?

Узнайте о ком идёт речь: «Тщедушный и сгорбленный старичок с седой бородкой и голубой лентой через плечо»

Какие реальные исторические лица действуют в произведении?

О ком была сказка Емельяна Пугачёва, рассказанная Гриневу?

С какой целью Пугачёв рассказал калмыцкую сказку Гринёву?

Учащиеся активны, сконцентрированы на вопросах.

Источник

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

Просмотр содержимого документа
«А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).»

Тема: А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Истоки формирования личности Гринева (анализ I – II глав).

Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка».

А.С. Пушкин «История Пугачева».

Иллюстрации к произведению.

Компьютерные презентации: «Образ Пугачева», «Екатерина II», «История создания повести».

Сообщение темы урока.

Проверка домашнего задания (сообщения, презентации учащихся).

Памятники А.С. Пушкину в разных городах.

История создания произведения.

Исторические личности в произведении.

Изучение нового материала.

В критической литературе неоднократно высказывались разные мнения о произведении Пушкина. До сих пор нет единства и в определении жанра произведения. Что это – повесть? роман? «Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью.

Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.

Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.

1. Исторические герои.

1. Вымышленные лица.

2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым.

3. Казнь Пугачева и его сподвижников

3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II.

Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Маша Миронова – дочь капитана.

Что изменилось бы, если бы она называлась «Капитанская дочь»? Слово дочь более официальное, чем дочка.

Автор в качестве эпиграфа взял русскую пословицу «Береги честь смолоду». Эпиграф содержит основную мысль произведения.

Так что же такое честь? Почему издавна на Руси принято было честь почитать, уважать? Честь – достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы, доброе имя, почет, уважение.

Изменилось ли за века представление русских людей о чести?

А почему Пушкин выбрал в качестве эпиграфа предложение по цели высказывания побудительное? Хочет заставить каждого из нас беречь свою честь.

Честь можно снискать добрыми делами, бескорыстием, человечностью.

Из письма А.С. Пушкина своему младшему брату Льву. 1822г. (Пушкину 23 года) ПСС.

«Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу, которое, я уверен, благородно и отзывчиво. Никогда не принимай одолжений. Одолжение – чаще всего предательство. Избегай покровительства, потому что это порабощает и унижает. Никогда не делай долгов, лучше терпи нужду. Никогда не забывай умышленной обиды, будь немногословен или вовсе смолчи и никогда не отвечай оскорблением на оскорбление».

Расскажите о родителях Петруши. В какой семье он рос?

Какое значение имеет имя главного героя? Назван в честь деда. Уважение к семейным традициям.

Кто знает, что обозначает имя Петр? Петр – по-гречески значит «камень», твердость характера, сила духа.

В каких условиях воспитывался Петруша? В каком окружении он рос?

Можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге? Нельзя сказать. Но он перенял от отца прямоту и честность.

Какие заветы дал отец Петру при отправлении на службу?

С момента отъезда начинается второй этап формирования личности Петра Гринева. В чем изменился герой?

Рассказ о встрече с Зуриным.

Почему законы в этом мире отличаются от законов в доме Гриневых?

На кого похож Зурин? На Бопре

Зачем столь подробно описывается ритуал одевания Петруши? Шуба, тулупчик являются как бы двойным поясом тепла, защищающим героя от холодного, враждебного мира.

Почему II глава называется «Вожатый»?

Объясните смысл эпиграфа.

Каково отношение Савельича к вожатому? Боится его, видит в нем разбойника, пьяницу.

Как реагирует бродяга на барский подарок?

Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий ему тулуп?

Что такое милосердие?

Почему Гринева застал буран в степи?

Каково символическое значение бурана? Буран предвещает бурные события в судьбе героя.

Какое значение имеет сон Гринева?

Блуждание по снежной пустыне блуждание по мукам.

Мужик с черной бородой  Пугачев, позже благословит Петра и Машу.

Топор, мертвые тела  вскоре ему это предстоит увидеть.

Имя отца Гринева? Андрей Петрович

Служил при графе? Минихе

Сколько было деревень и в какой губернии? 1, в Симбирской

Сыну был пожалован в дядьки? Стремянный Савельич

Выучился грамоте Петруша на каком году? На 12

И мог очень здраво судить о чем? О свойствах борзого кобеля

Был нанят француз мосье Бопре.

Который в отечестве своем был парикмахером.

В Пруссии солдатом.

А потом приехал в Россию, чтобы… стать учителем, не очень понимая значения этого слова.

Батюшка вошел на урок географии.

В это время Гринев прилаживая мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды.

А Бопре? Спал на кровати сном невинности

Отгадайте, с какими героями вы сейчас встретитесь?

Отставной майор, вышел в отставку, попал в опалу после ссылки графа Миниха. Андрей Петрович Гринев.

Из семьи бедного дворянина. У нее был добрый, мягкий характер, знала «наизусть все его свычаи и обычаи». Мать Гринева.

Честный, преданный, но недалекий. Савельич.

Ветреный, беспутный. Бопре.

Капитан от кавалерии, пьет, играет в азартные игры, делает долги. Ротмистр. Зурин.

Черная борода. Человек или волк? Лицо плутовское. Пугачев.

Аукцион знаний. Купить «Бесценные вещи» за оценку.

Камешек. В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камешком, да мимо.

О чем говорят цифры?

6 июня 1799 – родился Пушкин.

19 октября 1836 – завершил «Капитанскую дочку».

9 – в семье было 9 детей, все умерли во младенчестве, кроме Петруши.

17-ый год – отец отправляет Петрушу на службу, когда ему идет 17-ый год.

100 – Гринев проигрывает Зурину сто рублей.

40 – вожатый был лет 40-а.

40 – Белогорская крепость в 40 верстах от города.

В какой полк записали Гринева еще до появления его на свет? Семеновский полк.

Как звали старого товарища отца, который направляет Гринева в Белогорскую крепость? Андрей Карлович Р.

Чем мир в усадьбе Гриневых отличается от мира в котором оказывается Гринев после отъезда?4,Каковы истоки формирования личности Гринева,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *