на какую букву начинается ошибка
Проверочное слово к слову «ошибка»
Написание буквы «б» в слове «ошибка» проверят форма существительного родительного падежа множественного числа «(нет) ошибок» и однокоренные слова «ошибочный», «ошибочка», «ошибаться».
В написании слова «ошибка» потребуется проверочное слово, так как из-за произношения возникает сомнение, что писать в его корне, букву «б» или «п». Перед глухим согласным «к» происходит типичный в русском языке фонетический процесс оглушения звонкого согласного и замена его парным глухим:
Проверяем букву «б» в слове «ошибка»
В написании этого слова полагаемся на принцип русской орфографии, что независимо от звучания морфемы сохраняют единое написание в формах слов и однокоренных словах, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Понаблюдаем:
Чтобы правильно написать анализируемое существительное, подберем к нему проверочное слово, а для этого следует изменить его форму или подобрать родственные лексемы, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснит его звучание:
Теперь ясно, что в корне этого слова, несмотря на произношение, следует писать букву «б».
«Ошибка» или «ашибка», как правильно?
Поставив ударение, убеждаемся, что в этом слове имеется еще одна орфограмма — это безударная гласная в корне:
Какую букву, «о» или «а», следует написать в начале этого существительного?
Во всех подобранных родственных словах и форме существительного ударным является второй гласный. В лексике русского языка не существует проверочного слова, в котором бы ударение перешло на нуждающийся в проверке гласный [о].
Сделаем вывод, что безударная гласная в корне слова является непроверяемой. Написание буквы «о» запомним или справимся о ней в орфографическом словаре.
Примеры предложений
Одна ошибка в диктанте огорчила Машу.
Ваша ошибка в этом важном деле создала массу затруднений.
Прочитай еще раз написанный текст и найди в нем допущенную ошибку.
ОШИБКА — проверочное слово к буквам «О» и «Б»
Написание буквы «б» в слове «ошибка» проверят форма существительного родительного падежа множественного числа «(нет) ошибок» и однокоренные слова «ошибочный», «ошибочка», «ошибаться».
В написании слова «ошибка» потребуется проверочное слово, так как из-за произношения возникает сомнение, что писать в его корне, букву «б» или «п». Перед глухим согласным «к» происходит типичный в русском языке фонетический процесс оглушения звонкого согласного и замена его парным глухим:
оши́бка [а ш ы п к а]
Проверяем букву «б» в слове «ошибка»
В написании этого слова полагаемся на принцип русской орфографии, что независимо от звучания морфемы сохраняют единое написание в формах слов и однокоренных словах, кроме случаев чередования гласных и согласных.
Понаблюдаем:
Чтобы правильно написать анализируемое существительное, подберем к нему проверочное слово, а для этого следует изменить его форму или подобрать родственные лексемы, чтобы после сомнительного согласного появился гласный звук, который прояснит его звучание:
Теперь ясно, что в корне этого слова, несмотря на произношение, следует писать букву «б».
ВыводПроверочное слово «ошибочка», а также «ошибочный», «ошибаться», форма родительного падежа множественного числа «(нет) ошибок» доказали написание буквы «б» в корне слова «ошибка».
«Ошибка» или «ашибка»?
Поставив ударение, убеждаемся, что в этом слове имеется еще одна орфограмма — это безударная гласная в корне:
о ши́б к а — корень/суффикс/окончание
Какую букву, «о» или «а», следует написать в начале этого существительного?
Во всех подобранных родственных словах и форме существительного ударным является второй гласный. В лексике русского языка не существует проверочного слова, в котором бы ударение перешло на нуждающийся в проверке гласный [о].
Сделаем вывод, что безударная гласная в корне слова является непроверяемой. Написание буквы «о» запомним или справимся о ней в орфографическом словаре.
ВыводВ словарном слово «ошибка» правильно пишется буква «о».
Примеры предложений
Одна оши́бка в диктанте огорчила Машу.
Ваша оши́бка в этом важном деле создала массу затруднений.
Прочитай еще раз написанный текст и найди в нем допущенную ошибку.
Методический материал по теме:»Классификация ошибок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Негрубые орфографические ошибки (две негрубые ошибки = одна)
1. Исключения из правил: ветреный, цыганский.
2. Прописная буква в собственных названиях: Тверской государственный университет, Великая Отечественная война.
3. Слитное и раздельное написание наречий: по одному, поодиночке, на ощупь, наобум, в разлив.
4. НЕ с прилагательными и причастиями в роли сказуемых: Эти трудности неустранимы. Диплом недействителен.
5. В случае трудного различения НЕ и НИ: Не кто иной, как… Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, нигде помочь ему не могли.
6. В собственных именах нерусского происхождения: Боккаччо, Мери, Бэла.
8. Отсутствие точки в конце предложения.
9. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой: Он знак подаст, и все хохочут.
Однотипные ошибки (первые три = одна, каждая следующая – отдельная ошибка)
Это ошибки на одно и то же правило, на один вариант орфограммы:
бачёк, смешён, парчёвый, общё = две ошибки;
чёпорный, никчомный, изжёга = одна ошибка;
ночовка, лишон, стережот, копчоности, поражон = три ошибки,
НО: раздроженный, очеровать = две отдельные ошибки.
Если написана неверная буква в одной и той же корневой морфеме, это одна ошибка: очеруй, очерован, очированный.
Если в одном слове с непроверяемыми написаниями допущены две и более ошибки, то все они считаются за одну: аппеляция = одна ошибка, НО: об апелляцие = две ошибки.
Понятие однотипных ошибок не распространяется на пунктуационные ошибки.
Ошибки отмечаются, но не влияют на отметку
1. Явные описки: рапотает, роман стоится.
2. В переносе слов: кла-ссный, по-ймать, о-глядел, пок-рыл.
3. Буквы Е/Э в заимствованных словах и собственных именах: рэкет, пленер, Мариетта.
4. Н/НН в кратких отглагольных причастиях и прилагательных: взволнова(Н,НН)ы.
5. Прописная/строчная буква в словах, связанных с религией: Б(б)ог, С(с)вященный С(с)синод, Р(р)ождество.
6. При переносном употреблении собственных имен: Все мы немного о(О)бломовы.
7. Написание фамилий с первыми частями дон: Дон Кихот, дон Педро.
8. Дефис и его отсутствие в сложных заимствованных словах: люля-кебаб, бефстроганов, гуляй-поле, перекати-поле.
9. Отсутствие тире в неполных предложениях.
10. Пропуск многоточия в цитатах при пропуске слов.
11. Замена одного знака препинания другим.
12. Наличие или отсутствие запятой между союзом А и вводным словом.
13. Замена знака препинания при выделении вводных предложений (вставных конструкций).
14. Лишний дефис при приложении: старик-извозчик
16. Лишняя запятая перед вводным словом, завершающим обособленную конструкцию: В этой семье представители самых разных профессий, врачей и юристов, в частности.
17. В передаче авторской пунктуации.
Этические ошибки – проявление речевой агрессии, грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме: оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов: «Этот текст меня бесит». «Судя по тому, что говорит автор, он маньяк», «Прочитав этот дурацкий текст, я продумал, какая в нем проблема», «Мне хочется поблагодарить автора: он довольно четко и грамотно описал сложную ситуацию». Ср.: не являются этическими ошибками: Автор раскрывает в тексте тему наглости. Гастелло врезался в эшелон вражеских самолетов.
Логические ошибки – ошибки, связанные с нарушением логической правильности речи при сопоставлении (противопоставлении) двух логически неоднородных (различных по объему и по содержанию) понятий в предложении: Княжна Марья Болконская очень суеверна: она постоянно учится, очень много читает и молится. Жизнь Есенина закончилась не начавшись. Давайте мы станем уникальными и будем побуждать к этому всех вокруг. На примере судьбы Василия Федотова автор показывает лицо нашего народа. Позиция автора неясна, и поэтому я с ней полностью согласна. Текст написан неграмотным литературным языком.
А. Неудачное начало: С особенной силой этот эпизод описан в романе…
Б. Ошибки в средней части.
а) Сближение относительно далеких мыслей в одном предложении – логическая ошибка: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании.
В. Неудачная концовка (дублирование вывода) – логическая ошибка:
Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.
Грамматические ошибки вызваны нарушением норм словообразования, формообразования, норм синтаксической связи между словами внутри предложения или словосочетания, частей сложных предложений.
Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство.
Ошибочное образование формы существительного
Многие чуда техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема.
Ошибочное образование формы прилагательного
Более интереснее, красивше выглядит.
Ошибочное образование формы числительного
С пятистами рублями. Обоим сестрам.
Ошибочное образование формы местоимения
Ихнего пафоса, ихние дети
Ошибочное образование формы глагола
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла?
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
Он написал книгу, которая эпопея.
Все были рады, счастливы и веселые.
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Страна любила и гордилась поэтом.
В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница.
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает такое чувство…
Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже.
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами.
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве.
Человеку показалось то, что это сон.
Смешение прямой и косвенной речи
Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришёл в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Неудачное употребление местоимений
Данный текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю.
У меня сразу же возникла картина в своём воображении
Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Выпускники нарушают требование коммуникативной точности высказываний, употребляя слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.
Употребление слова в несвойственном ему значении
Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны.
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов
Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам.
Неразличение синонимичных слов
В конечном предложении автор применяет градацию.
Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов
Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки.
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?»
Неоправданное употребление просторечных слов
Таким людям всегда удается объегоришь других. Чиновники подлизываются к ревизору.
Нарушение лексической сочетаемости
Автор увеличивает впечатление.
Автор использует художественные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера…
Неоправданное повторение слова
Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного
В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой.
Искажение состава фразеологизма
Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.
Памятка «Работа над орфографическими ошибками»
Из практики обучения в начальных классах известно, что работа по орфографии не всегда дает желаемые результаты. Одна из важнейших причин этого – неумение учащихся видеть орфограммы.
В общей системе формирования орфографических навыков и умений важная роль принадлежит начальным классам, так как здесь закладываются основы грамотности, здесь дети впервые сталкиваются с понятиями “правильность речи” и “литературная языковая норма”.
В работе над орфографическими ошибками в первую очередь необходимо знать причины появления этих ошибок. Такими причинами являются:
– недопонимание учащимися правила;
– неумение применять его на практике;
– незнание предшествующего материала, на котором основывается данное правило;
– недостаточное развитие орфографической зоркости;
– неумение распознавать орфограмму;
– контролировать себя в процессе письма;
– наличие дефектов произношения
Существует три вида исправления ошибок:
План – рассуждения при исправлении ошибок в окончаниях имен прилагательных.
(Разработано и предложено В.А. Шукейло.)
Памятка при работе над ошибками.
2. ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
(Напиши слово правильно, подбери еще три слова на это правило.)
3. Большая буква в именах собственных.
Москва– название города.
Иванов Сергей Петрович– фамилия, имя, отчество.
Жучка– кличка животного.
Нева– название реки.
4. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.
5. Парные согласные в корне слова.
6. Непроизносимые согласные в корне слова.
7. Правописание приставки, суффикса.
8. Разделительный Ъ и Ь.
9. Раздельное написание предлогов со словами.
10. Мягкий знак в конце существительных после шипящих.
11. Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
12. Безударные падежные окончания существительных.
Шел (по чему?) по площади – 3 скл, Д. п., по степи
Читали (о чем?) об улице– 1 скл, П.п., о зиме
Мечтали (о чем?) о космосе – 2 скл, П.п., о коне
13. Безударные личные окончания глаголов.
14. Глаголы 2 –го лица ед. числа.
Играешь – 2 л., ед. ч, что делаешь?
1. На выбор букв для обозначения звука:
2. На выбор заглавной или строчной буквы для выделения имен собственных и начала предложения:
3. На определение места знака переноса в слове:
Оре-хи или о-рехи
Лей-ка или ле-йка
Коль-цо или кол-ьцо
4. На слитно-раздельное написание слов:
В класс или вкласс
Взял или в зял
5. Прочитайте “Мирную считалочку” М. Карема:
Солнце, воздух и вода,
Горы, реки, города,
Труд, веселье, сладкий сон,
А война пусть выйдет вон!
– На какие изученные правила встречаются орфограммы в тексте? Назовите слова с этими орфограммами.
– Какие слова можно проверить словами горы, реки?
– На какие изученные правила орфограммы в тексте отсутствуют? Приведите свои примеры на эти правила.
Игра-диктант “Кто больше запомнит слов?”
Учитель читает каждое предложение один раз, а во время паузы между предложениями учащиеся записывают то, что запомнили. Можно проводить, таким образом, и словарный диктант. Учитель один раз произносит цепочку, например, из 3 слов (либо демонстрирует на доске или на экране) в течение 9–15 секунд и больше не повторяет. Затем делает паузу, во время которой дети записывают, что запомнили. Читает новую цепочку слов и так далее, пока дети не запишут нужное количество слов. Затем подсчитывается количество записанных слов и проверяется их написание. (Слова необходимо записывать в том порядке, в котором назывались учителем).
“Какие буквы спорят? Какие побеждают?”
1. Сугро…, сне…, заво…, шка…, рука….
Кру(г/к)
Стол(б/п)
су(б/п)
гла(з/с)
р(е/и)ка
тр(а/о)ва
з(о/а)вет
ст(о/а)ит
Стихотворные упражнения для развития орфографического навыка:
(Памятка для ученика.)
Типичные ошибки в русском языке: грамматические, речевые и орфографические
Самые распространенные ошибки в ЕГЭ по русскому языку:
Классификация ошибок по ФИПИ
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической.
В отличие от грамматических, речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм, например:
Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом ее отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Ниже приводятся общепринятые классификаторы грамматических и речевых ошибок.
Виды грамматических ошибок:
Речевые ошибки
Виды речевых ошибок:
Это ошибки, связанные с употреблением глагола, глагольных форм, наречий, частиц:
Эти ошибки связаны обычно с нарушением закономерностей и правил грамматики и возникают под влиянием просторечия и диалектов.
К типичным можно отнести и грамматико-синтаксические ошибки:
Типичные речевые ошибки (К10)
Это нарушения, связанные с неразвитостью речи: плеоназм, тавтология, речевые штампы; немотивированное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; неудачное использование экспрессивных средств, канцелярит, неразличение (смешение) паронимов; ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов; не устраненная контекстом многозначность.
К наиболее частотным речевым ошибкам относятся:
Логические ошибки
Логические ошибки связаны с нарушением логической правильности речи. Они возникают в результате нарушения законов логики, допущенного как в пределах одного предложения, суждения, так и на уровне целого текста.
Композиционно-текстовые ошибки
Фактические ошибки
Орфографические, пунктуационные, графические ошибки
При проверке грамотности (К7-К8) учитываются ошибки
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Графические ошибки – различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений. К ним относятся: различные описки и опечатки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания.
Распространенные графические ошибки: