на какую глубину может копать экскаватор
ДОМОСТРОЙСантехника и строительство
В принципе более дешевый способ, чем ручная копка, да и кольца опускаются толстостенные и высокие. Увеличиваются расходы на материал, но уменьшаются на работу. Итак, опишем все более подробно.
Плюсы, минусы копки колодца трактором (экскаватором-погрузчиком)
К плюсам можно отнести:
Технология копки колодца экскаватором
Экскаватор-погрузчик может выкопать только на глубину 5-5,5 метров, но зачастую нужно колодец 6-7 метров. Для этого погрузчик выкапывает съезд на 1,5 метра опуская себя, тем самым и достигается нужные метры глубины.
Трактор должен быть достаточно бодренький и опытный тракторист, который сможет выкопать такую яму. На терехе (марка трактора) говорят не получиться сделать, мол слабенький.
Территория конечно раскапывается не маленькая.
Внизу земля начинает осыпаться. И котлован со временем внизу становиться больше, чем вверху. Важно, чтобы кольца вовремя подвезли, а то вода может быстро подступать и обрушиться земля. Поэтому надо подгадывать и согласовать с трактористом когда заказывать доставку колец.
Опускать лучше тем же манипулятором, который и привез эти кольца. Потому как трактор с такого положения особо то не сможет забрать кольца, неудобно цеплять и опускаться с человеком. В основном за спуск берут 500 рублей за всю работу (спуск всех колец).
Установка первого кольца, очень важно. Надо чтобы кто-то регулировал установку колец сидя на самом кольце, в руки ему можно дать черенок, чтобы отталкиваясь от стенок ямы, мог тем самым регулировать местоположения кольца. Так как земля обрушатся, даже если вначале сделаете ровную площадку, то осыпавшись земля все вам испортит. Да и трактором, на такой глубине и под наклоном сложно ровнять горизонтальную площадку под кольцо.
Надо, чтобы кто-то сверху говорил как ставить кольцо, чтобы когда поднимаешь колодец, кольца не задевали за края выкопанной ямы, а то придется срезать часть земли и она будет осыпаться в колодец.
После того как кольцо было установлено и работяга был поднят, то трактор кольцо будущего колодца должен поправить, надавив на приподнятую часть. Жаль, что это не всегда получается хорошо.
В это время надо, чтобы им руководили, говорили, сколько еще надавить и где. Мы даже уровень вручали 2х метровый, тому кто опускался, чтобы понимал, на столько надо еще на кольцо надавить.
И дальше, кольцо за кольцом опускаются, работяга его устанавливает отталкиваясь черенком и направляя кольцо. Для простоты работы и для того, чтобы кольца не съезжали, надо брать кольца с пазами, они конечно значительно дороже, процентов на 20-30 (в моем случае). Зато оно того стоит и кольца не съедут не когда возводиться колодец, не со временем.
Кольца снизу может понадобиться очищать, если нижние пазы забились грязью (землей, глиной) во время хранения или перевозки. Если зимой происходит монтаж, может понадобиться отбивать лед.
Опускаться вниз на семь метров, тоже не самые приятные ощущения. Когда ставили первое кольцо, часть земли осыпалось, тот кто был внизу, постиг незабываемые ощущения испуга.
Важно, чтобы на манипуляторе были адекватные приспособления, для крепления колец. Как на этой фотке. Там труба, а в ней защелки, как шпингалеты внутри. На этой трубе удобно сидеть, не страшно и безопасно. А когда кольцо установлено, то просто выбиваешь защёлки и тебя поднимают вверх. Те кто производит кольца и если это их манипулятор, то такие манипуляторы оснащены всеми приспособлениями.
Вод вода уже начинает наполнять кольцо, достаточно быстро.
Последние кольца и быстро ставятся и не страшно. Но если вы установили их криво изначально, то мало что изменишь потом. Если только подкладывать что-то под край кольца, который надо приподнять и потом цементировать образовавшуюся щель, чтобы не съехало кольцо в будущем.
Осталось последнее верхнее кольцо и крышка. У некоторых производителей колец, бывают половинчатые кольца, это может помочь, если вы не хотите, чтобы кольца сильно выпирали из земли. В моем случае, половинчатые кольца стоили ровно 1/2 от стоимости обычного, так что я ничего не терял, но мог снизить высоту, убрав одну половинку.
Вот так выглядит этот столб, будущий ваш колодец
Можете заметить, что снизу не видно несколько колец. Мы засыпаем около 3-х ковшей ПГСа. Я считаю, это одно из главных преимуществ данной копки. Тем самым, мы увеличиваем водоизмещение вашего колодца. Ведь известно, что вода в глине не может храниться, она движется в маленьких жилах. А ПГС не уплотняется, точнее между частичками песка и камушков, остается много места, в котором и может храниться вода, тем самым увеличивая водоизмещение вашего колодца. Т.е. добавиться несколько кубов воды в колодце. Еще один плюс, это то что вода фильтроваться будет от глины и прочего, что тоже дополнительно приятно.
Далее засыпается все глиной до верха.
Вот так выглядит колодец выкопанный экскаватором-погрузчиком и та разруха, которую он разводит на участке. Потом конечно это закопается, но глина с черноземом уже перемешивается. Можно конечно попросить, чтобы он в разные стороны их раскидывал, если это удастся.
Нюансы копки колодца данным методом
Как я уже говорил, лучше кольца с позами, хоть они и дороже. Прозвоните всех поставщиков и найдите оптимальный вариант цена, доставка и прочее, в том числе возможно оперативно доставить вам по звонку. Начав копать трактором, позвоните и подтвердите, что через несколько часов нужны будут кольца.
Можно кольца взять со ступеньками и без. Ступень конечно хорошо, проще спускаться насос устанавливать или менять, можно чистить колодец если откачать воду. Да и много чего, но вот углублять его будет тяжеловато, потому как будет заужен внутренний диаметр и придется опускать может не на 800мм кольца, а на 600мм.
Сразу лучше засыпать дно колодца гравием или щебнем, чтобы глину не намывало.
Этим же трактором, прокопать траншею до колодца, в которую уложите трубу ПНД для ввода воды в дом или баню.
Грунт засыпанный по краям колодца в течении полугода осядет, его придется опять подсыпать или сразу насыпайте с горкой и трамбуйте задним ковшом.
Если нужен, к примеру колодец 9 метров, а не семь, то тогда можно выкопать 6,5-7 метров трактором, а оставшиеся 2-2,5 метра углубить вручную. Правда как это на практике будет и целесообразно ли, решать вам, я лично не пробовал. Может внешние кольца, установленные экскаватором просядут, так как вы выгребите из под него опору.
Автор Леся Иванова задал вопрос в разделе Строительство и Ремонт
Можно ли выкопать яму экскаватором глубиной 3 м, поставить туда 3 кольца, чтоб получился колодец? остатки ямы засыпать. и получил лучший ответ
Ответ от Павел Харламов[гуру]
Можно, но не каждый экскаватор копает на глубину 3 метра. Всякие там полторакубовые ЭО 6123 и ему подобные копают с места на 3 метра. «Бытовой» «петушок» на базе трактора «Белорус» вряд-ли может. Метра 1.5-2, я думаю. Для более глубокой разработки грунта такому экскаватору надо спуститься на дно котлована и копать дальше. И ещё вопрос, а сможет ли петушок опустить кольцо на глубину 3 метра или вы планируете кран нанимать? Или может просто скинуть кольца в яму? )П. С. Ан, нет. Щас посмотрел, глубин копания экскаватора на базе МТЗ 4.3 метра. Сильно я недооценил белорусский трактор.Ну и с другой стороны. Уж не знаю, какие вы кольца примените, но кольцо высотой 1 м и диаметром 1 м весит 600 кг, а грузоподъёмность ковша экскаватора МТЗ 425 кг (0.25 м3 грунта) Получается, такое кольцо экскаватор не сможет поднять и опустить.
Существует много мест в Ленинградской области, где строить колодцы в ручную очень затруднительно. Это связано прежде всего с большим количеством валунов в грунте. К таким местам можно с уверенностью отнести Карельский перешеек — участок суши между финским заливом и Ладожским озером, города Выборг и Приморск, а так же их окрестности. Такие места попадаются и в других районах Ленинградской области — правда значительно реже.
Плюсы и минусы строительства при помощи экскаватора.
В тех местах, где затруднительно копать вручную, целесообразно использовать экскаватор. При копке техникой есть некоторые недостатки. Это прежде всего грязь, которую экскаватор оставит на участке после своей работы.
Кроме этого есть существенные ограничения по глубине. Обычный экскаватор может выкопать яму ориентировочно на 4-5 колец. Если требуется выкопать колодец большей глубины, то необходимо докапывать вручную.
К достоинствам копки при помощи техники, можно отнести пожалуй тот факт, что довести работы до своего логического завершения намного больше шансов. Удалять большие камни из грунта трактором намного проще. Бывают такие грунты, где в придачу к камням попадается плывун. Построить вручную в таком грунте вообще не возможно. Для того, чтобы попытаться удалить камень из земли его нужно обкопать. А плывун не дает этого сделать.
Этапы выполнения работ.
Первым делом экскаватор выкапывает яму нужного размера. Повышенное внимание надо уделять стенкам котлована, так как они могут начать обваливаться. После того, как выкопана яма на нужную глубину, необходимо, что бы мастер-колодезник спустился и подровнял дно и стенки выкопанной ямы. При этом нужно соблюдать высочайшие меры предосторожности, так как стенки котлована могут обвалиться. В таком случае находиться человеку на дне котлована категорически запрещается. Далее необходимо произвести засыпку щебня и песка на дно, при необходимости так же уложить осиновый щит и только после этого начать монтаж бетонных колец при помощи экскаватора.
Осуществляя монтаж, кольца необходимо выровнять относительно друг друга, поставить скобы от вертикального смещения и сделать гидроизоляцию швов специальным цементным раствором. После всех проделанных работ рекомендуется подождать некоторое время, необходимое для затвердевания цементного раствора. И только после этого производить обратную засыпку грунтом.
Для этих целей нужно использовать заранее подготовленный строительный песок, который будет улучшать фильтрацию воды, заполняющей колодец. И в завершении необходимо засыпать донный фильтр из песка и щебня. При необходимости на дно можно так же уложить осиновый щит.
Стоимость работ.
Стоимость работ складывается в зависимости от нескольких факторов: стоимости аренды экскаватора, удаленности объекта от Санкт-Петербурга и от глубины строящегося колодца. Технику целесообразнее заказывать не далеко от места проведения работ, что позволит существенно сэкономить на доставке. Как правило, организационные моменты по поиску экскаватора берет на себя заказчик. Окончательную стоимость работ уточняйте у мастера.
Обращаем Ваше внимание на то, что в некоторых грунтах, если есть такая возможность лучше копку осуществлять вручную, так как при этом не нарушается целостность грунтов и это положительно сказывается на качестве колодца!
Технические характеристики экскаваторов. От меньшего — к большему
При выборе любого авто в первую очередь детально оцениваются не сколько стоимость и бренд, сколько технические характеристики. Именно «паспорт» той или иной модели даёт будущему владельцу точное представление об эксплуатационных возможностях.
Для людей, приобретающих большегрузную технику, в том числе экскаваторы, определяющим фактором становится производительность. Её можно «считать» по таким характеристикам, как эксплуатационная масса, объём ковша, максимальная скорость и мощность двигателя.
Чем отличаются экскаваторы?
Конструктивно любой экскаватор состоит из фундаментальных элементов: ходовой части, двигателя, кабины с панелью управления, поворотной платформы, стрелы и так далее. Конечно, описание стандарта весьма схематично — при чуть более детальном «осмотре» раскрывается всё многообразие существующих моделей.
Своего рода стартовой определяющей технической характеристикой экскаватора является его эксплуатационная масса. Исходя из своих габаритов, большегрузы классифицируются на лёгкие, средние и тяжёлые.
Мощностные показатели и сфера применения определяются, исходя из ходовой части — колёсной или гусеничной. Машины на колёсах чаще всего эксплуатируют в дорожно-строительной отрасли. Такие экскаваторы двигаются быстрее, имеют большую мобильность и манёвренность, что позволяет перемещать грузы на дальние расстояния и легко лавировать между различными преградами.
Предназначение гусеничных экскаваторов — работа на сложных, недоступных для колёсной техники участках. Например, они легко перемещаются по бездорожью, в болотистой местности и на прочих слабых грунтах. По сравнению с колёсными представителями семейства «гусеницы» отличаются повышенной проходимостью и устойчивостью, поэтому горнопромышленники отдают предпочтение таким моделям.
Главный рабочий орган экскаватора — двигатель — может быть дизельным или электрическим. Техника, работающая на дизельном двигателе, обладает усиленной мощностью, поэтому её задействуют для выполнения сложных землеройных работ, требующих высокой производительности.
Электрические экскаваторы долгое время характеризовались компактностью. К их помощи чаще обращались в случае, если нужно было произвести небольшие по объёму работы в ограниченном пространстве на мягкой почве. Однако сегодня техника с электродвигателями используется повсеместно во многих отраслях, включая горнодобывающую промышленность.
Технические характеристики экскаваторов разительно отличаются в зависимости от принципа работы. Так, сегодня в широком разнообразии представлены модели, работающие как в цикличном, так и непрерывном режиме.
«Кольцевая» техника оснащается одним ковшом, который используется по цикличной, последовательной схеме «набрал — перенёс — высыпал». Экскаваторы непрерывного цикла оборудованы постоянно приводимым в движение колесом сразу с несколькими ковшами, благодаря чему могут выполнять операции одновременно.
Одноковшовые машины — более универсальные помощники, их эксплуатируют при землеройных работах любого плана. Многоковшовые экскаваторы широко применяются на вскрышных и добычных работах в горнодобывающей промышленности, в строительстве и при выполнении различного рода специальных работ — для рытья траншей, прокладки трубопроводов и кабельных линий.
Производительность спецтехники определяется вместимостью ковша, ведь именно от этого показателя зависит «коэффициент полезного действия». Так, применительно к горной добыче принципиальное значение имеет скорость загрузки самосвалов, которая отражается на объёмах добычи.
Объём грунта в ковше зависит от объёмной массы грунта и коэффициента наполнения ковша, равного отношению объёма разрыхлённого грунта в ковше и непосредственно ёмкости ковша.
От ковша «произрастает» масса других важных аспектов: например, радиус копания, выгрузки, глубина резания, высота выгрузки, вырывное усилие и многое другое. И не будем забывать, что экскаваторы нередко модифицируют навесным оборудованием, которое также имеет свои технические характеристики.
В совокупности разнообразие технических нюансов рождает массу типов экскаваторов. Каждый из них при сочетании определённого набора характеристик находит свою нишу — в том или ином сегменте, на том или ином объекте.
Чтобы наглядно показать, насколько представители большого семейства могут отличаться друг от друга, возьмём по одному самому лёгкому, габаритному и нестандартному экземпляру от популярных производителей экскаваторов.
Модели Hitachi
Самым миниатюрным экскаватором в линейке японского производителя Hitachi, без сомнений, считается модель гусеничного типа ZX17U 5A. Эксплуатационная масса мини-грузовичка составляет 1,88 т. В суженном состоянии его ширина не превышает и одного метра.
Hitachi принадлежит разработка гиганта EX8000-6, признанного одним из крупнейших экскаваторов мира. Эксплуатационная масса машины составляет 837 т. Ковш ёмкостью 43 м 3 способен вгрызаться в землю на глубину 4100 мм. Мощность EX8000-6 достигает 2×1450 кВт/ л. с. при 1800 об/мин, «сердце» экскаватора выдаёт 770 лошадиных сил.
И напоследок рубрика «уникально». Весной 2020 года Hitachi изготовила для одного из клиентов нестандартный ZX470 с рукоятью-рыхлителем для скальных и мёрзлых грунтов. Точнее сказать, было поставлено оборудование на шасси экскаватора, которое заменило тяжёлые бульдозеры на работах по рыхлению грунтов. За один проход машина производит рыхление на глубину сразу до 2 м.
Техника Caterpillar
Линейка американской компании Caterpillar стартует с малогабаритного гусеничного экскаватора 300.9D. Габариты этой землеройной машины настолько незначительны, что о ней можно сказать: компактнее только лопата.
Наикрупнейшим образцом «гусеницы»-большегруза от бренда CAT долгое время считалась модель 390F. Одна единица техники весит 86,8 т, полезная мощность составляет 391 кВт. Максимальная глубина выемки достигает 7160 мм. Ковш вмещает в себе 6 м³ массы. Данный экскаватор может перемещаться со скоростью 4,51 км/ч.
В 2020 году на смену 390F пришёл землеройный гигант нового поколения Cat 395. Он весит уже около 94,8 т, что примерно на 8 тонн тяжелее массы предшественника. Мощность техники увеличилась с 524 л. с. до 543 л. с. Этот экскаватор также имеет увеличенную глубину копания до 9,7 м.
В копилке Caterpillar числится необычный экскаватор-разрушитель — совместная разработка с английской Kocurek Excavators для российской ГК «КрашМаш». «Демолюшен Caterpillar 390DLME» обладает действительно впечатляющими характеристиками.
Приспособление весит 92,5 т, а в полном снаряжении масса возрастает до 150 т. Максимальная длинна стрелы — 60 м, скорость поворота — 6,2 об/мин. В конце стрелы установлена комплексная орошающая система, которая при монтаже может параллельно производить пылеподавление. Экскаватор можно доукомплектовать различным навесным оборудованием — например, сверхмощными 10-тонными гидроножницами.
Экскаваторы JCB
Технические характеристики экскаватора от британского JCB 8008 CTS приблизительно схожи с предыдущими мини-моделями. Машина весом 950 кг перемещается со скоростью, не превышающей 1,8 км/ч. Глубина компания ковша объёмом 0,02-0,07 м 3 держится на отметке 1690 мм.
Венцом нестандартного подхода к разработке новых моделей среди экскаваторной техники JCB стал 11-тонный Hydradig 110W колёсного типа. Набор технических характеристик можно назвать обычным: предельная скорость — 40 км/ч, вместимость ковша — 0,15 м³, глубина погружения — 2 м.
«Спецназовец» выделился на фоне остальных моделей установленной шарнирно-сочленённой стрелой, состоящей из двух частей. Она обеспечивает круговую грузоподъёмность в одну тонну при оснащении машины сдвоенными шинами.
УЗТМ. Российские гиганты
Во времена СССР завод тяжёлого машиностроения УЗТМ был одним из флагманских производителей карьерных экскаваторов. «С конвейера» сходили промышленные великаны повышенной мощности. Один из них занял в советской истории особое место: речь про крупнейший экскаватор ЭШ 100\100 1976 года выпуска.
По своей крупности экскаватор встал в одну линию с самыми большими экскаваторами мира. В течение 15 лет ЭШ 100\100 эксплуатировали горняки Назаровского угольного разреза. Вследствие падения добычи потребность в использовании крупногабаритной техники исчезла, посему его отправили на консервацию. Со временем экскаватор пришёл в негодность, и его сдали на металлолом.
Сегодня «Уралмашзавод» всеми силами возвращает былую мощь. За последние несколько лет рынок пополнился рядом отечественных новинок, среди которых нельзя не отметить самый крупный российский экскаватор современности — ЭКГ-35.
Как происходит копка траншеи экскаватором под фундамент?
Копка траншей под фундамент экскаватором часто незаменимое решение для большой стройки. Чтобы грамотно выполнить эту задачу нужно учесть массу нюансов.
Какую землеройную машину выбрать для ленточного фундамента, сколько будет стоить копка траншей, какие проблемы и ошибки возникнут в процессе разработки грунта — все эти вопросы нужно уточнить еще на стадии проектирования.
Когда нужна копка техникой?
При обустройстве ленточных фундаментов загородных строений копка траншей обычно производится ручным и механическим способом. Первый вариант экономически выгоден, если будущий домик маленький, фундамент мелкозаглубленный, грунт легко копать, условия погоды позволяют растянуть сроки строительных работ. В иных случаях — потребуется помощь спецтехники.
Например, в зимнее время требуется предотвратить быстрое замерзание грунта в процессе копки и заливки фундамента. Если дно или стенки траншеи быстро схватятся морозом, то это повлияет на устойчивость здания, что нежелательно.
Нанять экскаваторщика также нужно, если:
Экономические расчеты показывают, что при большом объеме земляных работ гораздо дешевле оплатить за работу спецтехники, нежели одной бригаде рабочих.
При высоком уровне грунтовых вод обустраивают монолитный фундамент с возведением котлована. Этот вариант также актуален, если владелец будущего дома хочет сделать цокольный этаж или подвал. Здесь также потребуется применение спецтехники, но уже для рытья котлована. Разумеется, стоимость таких работ будет гораздо дороже обычного ленточного фундамента.
Виды машин для разработки траншей под основание и особенности выбора
Для работ по копке траншей используются несколько видов машин:
Выбор того или иного вида спецмашины зависит от типа грунта, объемов работ и гидрогеологических условий на участке.
При загородном строительстве применяют одноковшовые механизмы с вместимостью ковша от 0,15 до 4 кубометров. Чем больший объем грунта способен переместить экскаватор, тем большую площадь он занимает на участке и тем больше обойдется его аренда.
Принципы выбора машины в зависимости от типа почвы:
Также спецтехника выбирается в зависимости от поставленных задач:
Как правильно выбрать?
Выбор машины зависит от требуемой ширины, глубины траншеи и типа грунта. Если известны проектные параметры, то можно с легкостью подобрать вид экскаватора.
Наименьшая ширина траншеи должна равняться ширине режущей части ковша машины. На песчаных грунтах эта величина увеличивается на 0,15 м, в глинистых основаниях — на 0,1 м, на скальных породах (или мерзлых грунтах) — 0,4 м.
Рекомендации по выбору экскаватора-погрузчика
Прежде всего нужно решить, какого типа машину приобретать: погрузчик с бортовым поворотом, экскаватор-погрузчик или еще какую-либо технику? Ответ, конечно, зависит от того, какие работы и в каких условиях должна выполнять будущая машина. Если, например, машине придется часто копать траншеи и котлованы, а компания постоянно берет подряды на работу в определенном районе и строительные объекты расположены недалеко друг от друга, использовать экскаваторы-погрузчики будет удобно, потому что их можно просто перегонять по дорогам своим ходом со скоростями около 40 км/ч от одной стройки до другой. Не нужно платить за перевозку.
Если же строительные объекты находятся далеко друг от друга, а будущая машина должна будет выполнять в основном погрузочные работы, пожалуй, выгоднее приобрести погрузчик с бортовым поворотом, который проще, чем экскаватор-погрузчик, загружать на прицеп и перевозить на дальние расстояния со скоростью выше 40 км/ч.
Грузоподъемность экскаватора – 1297 кг.
Гидравлическая система с открытым центром укомплектована сдвоенным шестеренным насосом Casappa. Трансмиссия с подключаемым приводом передних колес (режим 4х4). Скорость движения – 40 км/ч.
Владельцы отмечают из преимуществ: нет электроники и связанных с ней проблем с надежностью, машина простая в обслуживании, цена машины и запчастей ниже, чем у техники премиум-класса, при удовлетворительных рабочих характеристиках, которые лучше, чем у отечественных экскаваторов-погрузчиков.
Рекомендуется приобретать машину с опцией – кондиционером, в противном случае летом работать будет тяжело. Кроме того, отмечается «требовательность» двигателя к качеству топлива.
Выбор экскаватора-погрузчика
Итак, тщательно взвесив все «за» и «против», вы решили, что вам нужен экскаватор-погрузчик. Не существует модели экскаватора-погрузчика на все случаи жизни и для любой строительной компании. Оптимальную машину нужно тщательно подбирать. Предложим возможную последовательность действий. Прежде всего необходимо точно представлять условия эксплуатации и режим работы.
Двигатель. Строительным компаниям, которые предполагают часто перегонять экскаваторы-погрузчики своим ходом по дорогам с одного объекта на другой, использовать для загрузки транспортных средств и работы с уплотненными и твердыми материалами, рекомендуется выбирать машины с двигателями, развивающими высокий крутящий момент. Необходимо выяснить, насколько топливная система двигателя данной машины приспособлена к качеству отечественного топлива. В частности, считается, что топливные системы типа Common Rail более требовательны к качеству топлива и менее «живучи» в условиях отечественной эксплуатации по сравнению с обычными системами впрыска с ТНВД.
Выбор типоразмера. Очень важно правильно подобрать типоразмер машины для данной работы, особенно если экскаватор-погрузчик встроен в технологическую цепочку и от его работы зависит, как будут выполняться другие работы в цепочке – перед ним и после него. Если машина будет чрезмерно большой, ей придется много времени простаивать без работы, а если будет слишком мала, она не сможет обеспечить необходимую производительность и будет тормозить всю технологическую цепочку.
Грузоподъемность и масса противовеса. Далее, вы должны проанализировать, какие грузы будет поднимать новый экскаватор-погрузчик, и выбирать модель с соответствующей грузоподъемностью и усилием подъема. Также важно правильно рассчитывать массу противовеса, чтобы машина не затрачивала излишней мощности и топлива на перевозку ненужной массы, а шины не изнашивались от лишней нагрузки.
Глубина копания. Определитесь, на какую глубину придется копать грунт машине. По этой характеристике также подбирается модель экскаватора-погрузчика. Если необходимая глубина копания достаточно большая, можно приобрести модель с удлиненной телескопируемой экскаваторной стрелой. Экскаваторная стрела может иметь возможность бокового смещения. Техника этого типа дороже из-за сложности механизма, но удобнее, если нужно копать возле стены.
Проходимость. Проанализируйте, в каких условиях будет работать экскаватор-погрузчик, возможно, на труднопроходимой местности, слабом скользком грунте – тогда нужно подбирать модель с полным приводом 4х4 (постоянным или подключаемым), с дифференциалом повышенного трения или со 100%-ной блокировкой, чтобы обеспечить более высокое тяговое усилие и уменьшить износ шин в результате пробуксовки.
Компания New Holland предлагает линейку экскаваторов-погрузчиков серии В, состоящую из пяти моделей массой от 8110 до 9100 кг с двигателями мощностью 97–110 л.с. Мод. В115В самая продвинутая, равноколесная, с тремя режимами рулевого управления. Мод. В80В относительно новая. А в середине линейки мод. В90В, В100В и В110В – самые распространенные среди пользователей.
Экскаватор управляется двумя джойстиками. Машины оснащаются обычной или телескопической рукоятью экскаваторного ковша, экскаваторная стрела с возможностью бокового смещения или неподвижная. В штатную комплектацию всех машин входят функции «возврата в положение копания» и «плавающего ковша». Ковш погрузчика – «4-в-1» или «6-в-1». Зубья на всех ковшах крепятся болтами. Управление оборудованием погрузчика осуществляется одним рычагом. В стандартной комплектации система «плавного хода».
Трансмиссии у всех моделей полноприводные с отключаемым передним мостом. Дифференциал заднего моста блокируемый, переднего – неблокируемый. КП механическая «полуавтомат» Powershuttle или автоматическая Powershift. Гидросистема на выбор оснащается сдвоенным шестеренным насосом или аксиально-поршневым насосом переменной производительности. Кабина с усиленной звукоизоляцией.
Экскаваторы-погрузчики New Holland занимают нижний ценовой диапазон премиум-сегмента, при этом по эксплуатационным характеристикам практически ни в чем не уступают остальным брендам этого сегмента. Считается также, что разница в цене возникает вследствие меньшей обеспеченности машин New Holland сервисом и запчастями.
Равноколесные и неравноколесные. Экскаватор-погрузчик может иметь на передней и задней осях колеса одинаковой или разной размерности. Что выбрать?
Равноколесные экскаваторы-погрузчики обеспечивают максимальное сцепление и меньшее давление на грунт за счет большей площади контактной поверхности колес, а также бóльшую, чем у разноколесных моделей, высоту подъема стрелы погрузчика, поэтому их выбирают, когда требуется высота погрузки, сопоставимая с фронтальными погрузчиками. Учтите: чем больше диаметр передних колес, тем больше высота подъема погрузчика. У передних колес «равноколесника» несущая способность выше, чем у «разноколесника», т. е. погрузчик может поднять больший груз. Немаловажный фактор – взаимозаменяемость всех колес в случае повреждений: можно иметь одно запасное колесо на несколько машин, работающих недалеко друг от друга.
Как правило, равноколесные модели имеют три режима рулевого управления, и в том числе «крабовый ход», за счет этого равноколесные модели более маневренны и лучше управляются при передвижении по дорогам. Следует проанализировать, нужен ли машине для работы «крабовый ход». Если не очень нужен, лучше выбирать машину без трех режимов рулевого управления: у нее устройство заднего моста проще, следовательно, надежнее, не требует такого объема обслуживания и дешевле. Равноколесные экскаваторы-погрузчики рекомендуется использовать как на твердых, так и на слабых и вязких грунтах, например, на рытье котлованов, а также если машина значительную часть времени работает ковшом погрузчика.
Неравноколесные модели на сегодняшний день составляют бóльшую часть парка экскаваторов-погрузчиков в России. Они отличаются более низкой ценой и отличной обзорностью с места оператора, а также меньшим радиусом разворота. Рекомендуется использовать в условиях города и на твердых грунтах, т. к. по слабому грунту маленькие передние колеса проходят с трудом.
Компания CASE Construction Equipment предлагает в России пять основных моделей экскаваторов-погрузчиков серии S (570ST, 580T, 580ST, 590ST, 695ST) массой от 8,1 до 9,1 т с двигателями мощностью 97 и 110 л.с. Все модели с колесами разного диаметра на передней и задней осях, только старшая мод. 695 ST равноколесная.
Модели комплектуются механическими трансмиссиями с гидротрансформатором Powershuttle или автоматическими Powershift. Многие модели имеют неполный привод 2WD и в качестве опции полный привод 4WD. Все ведущие мосты оснащаются блокируемыми дифференциалами. Режим рулевого управления один.
Гидросистема с закрытым центром и регулировкой производительности в зависимости от нагрузки, у «младших» моделей со сдвоенным шестеренным насосом, у «старших» – с аксиально-поршневым насосом. В моделях с индексом ST производительность гидросистемы выше, чем у моделей Т.
Оборудование погрузчика оснащается двухчелюстным ковшом типа «6-в-1», имеется автоматическая функция самовыравнивания ковша при подъеме, функции «возврат к положению копания» и «плавный ход». Экскаваторная стрела комплектуется телескопической рукоятью с внешним или внутренним механизмом выдвижения, есть две модификации стрелы: для легких работ и для всех видов работ DNA. Предлагаются быстродействующие соединители для установки навесного оборудования.
По отзывам пользователей, по цене экскаваторы-погрузчики Case находятся где-то в середине премиум-диапазона, это очень экономичный аналог брендов высшего ценового диапазона. Рекомендуется после покупки новой машины проверить уровень масла в мостах, КП, двигателе и т. д., так как с завода они могут поступить с минимальным уровнем. При морозе ниже –20 °С нужно прогревать КП (особенно автоматическую), также проверить состояние омывающей жидкости стеклоочистителей и охлаждающей жидкости, если они с завода (из Италии), то могут замерзнуть. Заблаговременно переходите на зимнее топливо. По эксплуатационным характеристикам машина полностью соответствует своей цене.
Комплектация. Если все необходимые работы на объектах сможет выполнить экскаватор-погрузчик в самой простой, базовой комплектации, очевидно, нет смысла выбирать модель со многими ненужными опциями. Заранее продумайте, будет машина эксплуатироваться преимущественно как экскаватор или больше как погрузчик, и в соответствии с этим подбирайте комплектацию. Какие органы управления вы предпочитаете – джойстики или рычаги? Не забудьте о климатических условиях в вашем регионе, возможно, нужно позаботиться о мощном отопителе или климат-контроле в кабине. Не экономьте на кондиционере, без него летом будет очень жарко в кабине, берегите свои силы и здоровье – они дороже.
Экскаваторы-погрузчики Komatsu представлены в России тремя моделями: WB93R-5, WB93S-5, WB97S-5. Более десяти лет назад эти модели пришли на российский рынок и нашли успешное применение в строительной отрасли.
Большой набор сменного оборудования (гидромолоты, буры, гидроножницы и др.) позволяет выполнять разнообразные погрузочно-разгрузочные и землеройные работы. Использовать технику можно в сложных климатических условиях России при температуре от +40C до –30 °C.
Эксплуатационная масса варьируется от 8070 кг у мод. WB93R-5 до 8700 кг у WB97S-5. При этом мощность двигателя одинаковая для всех моделей – 101 л.с.
Экскаваторы-погрузчики Komatsu оснащены сервоприводами и просты в управлении – ими могут управлять даже девушки-операторы.
Отличные рабочие характеристики обусловлены составляющими машины: это джойстик пропорционального управления (PPC), стандартный для фронтального погрузчика и «обратной лопаты»; коробка передач с возможностью автоматического переключения Full Power Shift; гидравлическая система с закрытым центром (CLSS); аксиально-поршневой насос регулируемой производительности; «мощностный» и «экономичный» режимы работы.
Сменное навесное оборудование. Тщательно продумайте, какое дополнительное сменное навесное оборудование может понадобиться вашему экскаватору-погрузчику при работе, т. к. эти орудия существенно расширяют универсальные возможности машины, могут приносить немалый дополнительный доход и ускорить окупаемость средств, вложенных в ее покупку.
Турецкая компания Sanko Makina предлагает 6 моделей экскаваторов-погрузчиков MST (из них две новинки). Все модели близки по типоразмеру: масса от 8800 до 9240 кг, оснащены одинаковыми двигателями Perkins мощностью 101,3 л.с., гидросистемой с шестеренными насосами производительностью 150 л/мин, автоматической трансмиссией Carraro POWERSHIFT, отключаемым полным приводом (мосты Carraro, задний с дифференциалом повышенного трения). Часть моделей (M544; M644 Plus) равноколесные, другие (M542 и M642 Plus) неравноколесные. Колеса большого радиуса 23” передние и 28” задние (для равноколесных машин) повышают проходимость и снижают вероятность повреждения моста при встрече с препятствием. Все равноколесные модели имеют три режима рулевого управления («крабовый ход», движение «колеса в колею», обычный режим, когда поворачиваются только передние колеса).
Кабина комфортная, сертифицирована в соответствии со стандартами безопасности ROPS и FOPS, с кондиционером (опция), звукоизоляцией, управление с помощью джойстиков (опция) и дисплея, сиденье и рулевая колонка регулируемые.
По отзывам пользователей, по эксплуатационным характеристикам машина не «премиум-класса», но лучше отечественной и белорусской техники, а также бюджетных моделей более именитых производителей, в частности, благодаря большей (в среднем на 20%) производительности, которая достигается применением ковшей большого объема и мощной гидравлики, т. е. где-то посередине. Также по цене: «машина за свои деньги хорошая», «рабочая лошадка» т. е. соотношение цена-качество приемлемое.
Гидросистема
Отдельно стоит остановиться на такой важной части дорожно-строительной техники, как гидросистема.
Гидросистемы с закрытым и открытым центром. Часто производители указывают тип гидросистемы своего экскаватора-погрузчика: с «открытым» или «закрытым» центром. Каждый производитель подчеркивает преимущества «своего» типа гидросистем. Давайте разберемся в особенностях гидросистем обоих типов.
Система с открытым центром эффективна для выполнения отдельных гидравлических функций и имеет ограничения с выполнением множества функций. Преимущества: низкая стоимость насоса и гидрораспределителя, малое время отклика. Отличительные особенности: одинаковый максимальный расход для всех рабочих гидролиний; зависимость расхода от частоты вращения приводного вала насоса.
Система с закрытым центром в большинстве случаев является наиболее эффективным типом гидросистемы мобильной машины. В этой системе насос может бездействовать (находиться в режиме ожидания), когда не требуется создавать поток гидрожидкости для работы оборудования. Соответственно в системах с закрытым центром при регулировке расхода потока образуется меньше тепла, чем в аналогичной гидросистеме с открытым центром. Поскольку современным машинам нужно больше гидравлической мощности, гидравлическая система с закрытым центром является более выгодной. Максимальный расход потока жидкости достигается при низких оборотах двигателя. Больше функций могут быть задействованы одновременно. Отличительные особенности: для каждой рабочей гидролинии величина расхода может устанавливаться индивидуально; при совмещении рабочих операций гидроконтуры на создают взаимных помех.
Шестеренный и аксиально-поршневой гидронасосы. Во-первых, заметим, что гидронасос не создает давления, он создает поток жидкости. Давление возникает в результате сопротивления потоку. В конструкции экскаваторов-погрузчиков в настоящее время используются гидронасосы двух типов: шестеренные (гидросистемы с открытым центром) и аксиально-поршневые (гидросистемы с закрытым центром).
Шестеренные насосы создают поток, захватывая жидкость между зубьями находящейся в зацеплении и вращающейся пары шестерен. Шестеренные насосы имеют постоянный рабочий объем и поэтому создают максимальный поток и к.п.д. вблизи точки своей максимальной допустимой частоты вращения. Они имеют сравнительно простую конструкцию (и следовательно, требуют меньше техобслуживания), стоят дешевле поршневых насосов и более выносливы к воздействию загрязнений. В гидросистемах современных мобильных дорожно-строительных машин часто используют сдвоенные шестеренные насосы. Операторы часто утверждают, что гидросистемы с шестеренными насосами быстрее прогреваются, более приемисты и лучше откликаются на управляющие воздействия, чем гидросистемы с открытым центром. Машины с гидросистемами такого типа рекомендуется применять для широкого круга работ общего характера с ограниченным объемом перемещений по дорогам.
Компания JCB – один из лидеров рынка экскаваторов-погрузчиков – предлагает очень широкий модельный ряд, начинающийся от самой маленькой модели 1СХ массой 3174 кг. Всего же в линейке экскаваторов-погрузчиков JCB в России семь базовых моделей. Флагманом в модельном ряду является мод. 5СХ эксплуатационной массой 9810 кг при мощности двигателя 87 кВт (118 л.с.).
Принципиальным отличием всех моделей экскаваторов-погрузчиков JCB является лучший на рынке показатель удельной мощности (отношение мощности двигателя к массе машины), а также то, что большинство компонентов на экскаваторах-погрузчиках JCB собственного производства (двигатель, мосты, коробка, трансмиссия, гидроцилиндры, кабина, рама, стрела, рукоять, передний и задний ковши).
Наиболее популярными являются модели 3СХ – на колесах переднего и заднего мостов разного диаметра, для того, чтобы обеспечить минимальный радиус поворота, и 4СХ – на равновеликих колесах с более мощным двигателем 100 л.с., полуавтоматической коробкой передач и «крабовым» ходом. Грузоподъемность фронтального погрузчика: у 3CX – 3450 кг, у 4СХ – 4638 кг. Экскаватор 4СХ тяжелее более чем на 700 кг, оснащен более производительной гидросистемой, имеет бóльшую грузоподъемность, глубину копания, мощность двигателя, и как следствие, его стоимость на 25% выше, чем у младшей модели 3CX.
Заказчики в отзывах об экскаваторах-погрузчиках отмечают: по цене машины и оригинальные запчасти к ним относятся к премиум-сегменту. По качеству и эксплуатационным характеристикам машины соответствуют этой цене. Сохраняется высокая стоимость на вторичном рынке. Также отмечают универсальность и высокую проходимость машин.
Устройство гидросистем с аксиально-поршневыми гидронасосами сложнее. Для создания потока жидкости в них используются гидронасосы с несколькими поршнями, совершающими возвратно-поступательные движения. Поршневые гидронасосы могут иметь постоянный либо переменный рабочий объем. В гидросистемах с аксиально-поршневыми насосами переменного объема для регулирования расхода потока жидкости (и уменьшения производительности при снижении нагрузки) могут использоваться компенсаторы давления или органы управления, регулирующие расход потока в зависимости от нагрузки на гидросистему. В результате уменьшается расход потока, и система меньше работает вхолостую, когда лишняя жидкость просто сбрасывается через перепускной клапан в сливную линию и в гидробак. Эта перекачка «лишней» жидкости только способствует перегреву системы и поглощает полезную мощность машины.
Использование аксиально-поршневого гидронасоса, изменяющего производительность в зависимости от нагрузки на гидросистему, повышает топливную экономичность машины. Усилие перемещения рычагов управления также уменьшается, чем облегчается и упрощается работа оператора. Применение аксиально-поршневых гидронасосов переменного рабочего объема эффективно при работе двигателя внутреннего сгорания с переменной частотой вращения. Гидросистемы с компенсаторами давления и регулированием производительности в зависимости от нагрузки (PCLS) обеспечивают намного более точную управляемость и многофункциональность гидравлического рабочего оборудования машины при различных оборотах двигателя.
Важнейшим преимуществом аксиально-поршневого насоса переменного рабочего объема является то, что он обеспечивает максимальную гидравлическую мощность при любых оборотах двигателя. Это очень важное преимущество в ситуациях, когда машина поднимает груз, а вокруг на земле или в траншее находятся рабочие. Экскаваторы-погрузчики с гидросистемой такого типа способны выполнять подъем грузов даже при низких оборотах двигателя, когда звук мотора не заглушает голоса людей, благодаря чему оператор может свободно общаться с находящимися вблизи рабочими, это увеличивает безопасность работ. Гидросистемы с аксиально-поршневыми насосами переменного объема идеально подходят для машин, которые интенсивно работают экскаваторным оборудованием и часто совершают переезды по дорогам.
Некоторые специалисты считают, что гидросистемы с аксиально-поршневыми насосами и регулированием производительности в зависимости от нагрузки – одна из самых важных разработок последнего времени: «Если вспомнить, что было создано в отрасли за последние 10–15 лет, то одним из важнейших событий было создание аксиально-поршневых гидронасосов». Еще лет десять назад практически все экскаваторы-погрузчики имели гидросистемы с шестеренными насосами постоянного рабочего объема. Появление аксиально-поршневых насосов стало мощным фактором повышения топливной экономичности и производительности машин.
Износ в процессе эксплуатации у машин с шестеренными гидронасосами отличается от того, что происходит у машин с аксиально-поршневыми насосами, потому что у последних производительность гидросистемы регулируется в зависимости от нагрузки. Когда машина развивает мощность в зависимости от потребности (а не от оборотов двигателя), ее детали и узлы меньше изнашиваются и служат дольше.
Hyundai предлагает всего три модели экскаваторов-погрузчиков. Самая распространенная – мод. H940S (масса 7800 кг, двигатель 95 л.с.), еще известна H930S (7750 кг, 87 л.с.). Довольно много отличий у модификации H940S-4WS: полноприводная, равноколесная, масса 8200 кг, двигатель 95 л.с., 5-ступенчатая автоматическая трансмиссия с переключением под нагрузкой, три режима рулевого управления.
Все модели оснащаются двигателями Perkins с турбонаддувом. Окна передние и задние оснащены стеклоочистителями, что создает отличную видимость во время плохой погоды. Базовая комплектация довольно-таки скудная, но много опций: телескопическая рукоять ковша экскаватора, полноприводная трансмиссия, автоматическая функция «возврат к положению копания», гидросистема с открытым центром с регулировкой производительности в зависимости от нагрузки, «увеличение усилия копания» – переключение всей мощности на экскаваторную стрелу, функция «плавный ход», система климат-контроля в кабине, «ползучая передача», фиксация передней или задней стрелы в поднятом состоянии.
Отзывы специалистов о машинах этого бренда положительные, отмечают надежность, особенно если своевременно и правильно выполнять техобслуживание. Если постоянно ведется работа передним ковшом погрузчика, советуют заполнять ковш экскаватора, чтобы создать противовес и разгрузить передний мост. Из отрицательных отзывов: для удешевления в конструкцию не включили гидрозамки, и поэтому за ночь поднятые ковши опускаются на землю. Две операции одновременно можно выполнять только если копаешь медленно, а на полной мощности приходится делать только что-то одно. Другие пользователи, однако, хвалят мощную гидравлику машины.
Дополнительные гидроконтуры для сменного навесного оборудования могут существенно расширить возможности экскаватора-погрузчика: они позволяют устанавливать многочисленные орудия на стрелы экскаватора и погрузчика. Существуют однопоточные и двухпоточные гидролинии.
Двухпоточные гидролинии обеспечивают наибольшие возможности для работы навесного оборудования, т. к. гидравлическая мощность передается в двух направлениях. Это идеальная схема для таких орудий, как гидробуры, захваты «большой палец» и поворачивающиеся вокруг продольной оси ковши. В однопоточных гидролиниях, как следует из названия, поток жидкости движется только в одну сторону. Такие гидролинии служат для подключения гидромолотов и уплотнителей грунта. Двухпоточные гидролинии не должны использоваться для питания однопоточного инструмента, поскольку изменение направления движения потока может повредить орудия. По этой причине, если вы используете множество сменных навесных орудий, необходимо иметь гидролинии обоих типов, к которым можно будет подключать соответствующее оборудование.