После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
2. Вычитывание деталей (единицы информации), впрямую не упомянутые в тексте, например:
Дорогой нам встречались взрослые, дети. Они (Кто это? __________________)бежали за слоном.
3. Нахождение конкретных сведений, приведённых в неявном виде. Пример:
Затрудняются объяснить значение слова другим словом из текста. Пример: «С помощью велосипеда братья Райт установили, что в воздухе легче повернуть, если наклонить машину в сторону поворота, как это делают велосипедисты на вираже».
Задание: Каким словом из текста можно заменить слово «вираж»? ______________
Ответы: велосипед, земля, воздух, дорога, тропинка, большая гора.
Иногда интерпретация требует привлечения вне текстовых знаний.
Уже с мая начинают появляться среди зелёной травы нежные белые шарики дождевиков, которые впоследствии деревенские ребятишки будут давить босыми пятками, забавляясь облаком то чёрного, то тёмно-зелёного, то шоколадного дыма.
Сопоставление текстовой и графической информации
На какой фотографии изображён самолёт «Илья Муромец»? Объясни, почему ты так думаешь.
формы и структуры текста
(есть ли эти сведения в тексте и гарантия точности ответа)
Задание 3. Рассмотри карту и отметь на ней путь чужеземного корабля. Дополни карту, если это необходимо, другими названиями.
Задание 4. Объясни, почему кораблю из Дании понадобился именно русский лоцман. Запиши ответ.
Задание 5. Выбери (поставь + напротив верного ответа) один верный ответ.
специалист по изготовлению карт для моряков
специалист по ремонту судов
специалист по проводке судов в пределах определенного участка
специалист по изучению подводного мира
Задание 6. Как ты думаешь, почему капитан называл подаренный царю рубль «несчастным»? Запиши ответ. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Представь, что капитан датского корабля вел дневник. Сочини записи в дневнике капитана о происшедших событиях. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Группы читательских умений, типы заданий по форме предъявления ответов
ФИО:__Дедова Ольга Николаевна
Вам предлагается проанализировать задания к тексту (Файл «Текст с заданиями») по двум основаниям:
на какую группу читательских умений «работает» задание?
к какому типу по форме предъявления ответа данное задание относится?
Результаты работы занесите в таблицу.
Группа читательских умений (классификация РАО)
Тип задания по форме предъявления ответов
Общее понимание текста и ориентация в тексте
Общее понимание текста и ориентация в тексте
На установление последовательности
Использование информации из текста для различных целей
С развернутым ответом
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
С развернутым ответом
Общее понимание текста и ориентация в тексте
С выбором одного верного ответа
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста
С развернутым ответом
Использование информации из текста для различных целей
Методическая копилка: задания по формированию и выявления уровня сформированности читательской грамотности
обучающихся 5-7 классов
(в разработке использованы теоретические материалы, взятые из различных источников о ФГОС)
— способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать;
— уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний.
— преобразовывать текст в другую форму (работа со «сплошными» и «несплошными» текстами);
— создавать собственные тексты разных типов и стилей;
— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, также компьютерной;
— информационная грамотность— умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
Примеры заданий, способствующие формированию
1.Задания должны представлять собой текст я вопросы к нему. Комплексные (интегративные) задания всегда предполагают проверку нескольких групп умений.
Задание 1(включает два комплексных задания).
Прочитайте текст и выполните задания :
Папа спросил Рому, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнешь». Рома ответил: «Это, очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай». Папа предложил Роме доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Рома посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Рома в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял. В конце августа с первой грядки Рома с папой собрали 10 кг огурцов со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.
1. Найди в тексте гипотезу эксперимента Ромы и способ ее проверки. Подтвердилась ли гипотеза Ромы в результате эксперимента? Запиши свои рассуждения, используя прилагательные в сравнительной степени сравнения.
2. Что на самом деле означает народная мудрость? Объясни смысл и приведи пример, иллюстрирующий его. Напиши ответ в форме рассуждения.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Задание 2(включает три комплексных задания).
Представьте, что вы, находясь на экскурсии в Санкт-Петербурге, отправляете своему другу (подруге) по электронной почте письмо с фотографией одного из мостов этого города, удивившего вас.
Напишите текст этого письма, кратко опишите свои впечатления, обратив внимания читающего на особенно поразившие вас элементы моста.
Используйте имена существительные со значением «размер», «материал»; качественные и относительные имена прилагательные, местоимения, имена числительные.
Задание для «продвинутых»: Отличается ли электронные письма от традиционных? Чем? Сформулируйте позиции, по которым следует проверить вашу работу.
Задание проверяет следующие группы читательских умений:
— нахождение и извлечение информации;
— сопоставление и сравнение информации;
— интеграция и интерпретация информации;
— осмысление и оценивание информации;
— преобразование «несплошного» текста в «сплошной» (при создании электронного письма)
— создание таблицы (при создании критериев оценивания задания);
— генерация информации с целью создания собственного текста.
Позиции для оценивания выполненного задания
(один из примеров, разработанных школьниками):
1. Формат письма – традиционный (1б.-0б.)
2. Отсылка к фотографии (1-0)
3. Описание элементов, поразивших пишущего (оценочная лексика+ детали, размеры моста) (2-1-0)
Однажды некий уважаемый горожанин пришел к Соломону, наслаждавшемуся зрелищем рыб, плескавшихся в пруду, и поведал:
— Царь, я в замешательстве! Каждый день моей жизни похож на предыдущий, я не отличаю рассвет от заката и больше не ведаю счастья.
Соломон задумался и сказал:
— Многие мечтали бы оказаться на твоем месте, обладать твоим домом, твоими садами и твоими богатствами.
И спросил еще мудрый царь:
— А о чем мечтаешь ты?
— Сначала я мечтал освободиться из рабства. Потом я мечтал, чтобы моя торговля приносила доход. А теперь я не знаю, о чем мечтать.
Тогда Соломон изрек:
— Человек, не имеющий мечты, подобен рыбам, что плавают в этом пруду. Каждый день их жизни похож на предыдущий, они не отличают рассвет от заката и не ведают счастья.
— Только в отличие от рыб ты сам запер себя в своем пруду. Если в твоей жизни нет благой цели, ты будешь бесцельно слоняться по своему дому и, умирая, поймёшь, что прожил зря. Если цель есть, всякий раз, делая шаг, ты будешь знать, приблизил он тебя к твоей цели или отдалил, и это будет наполнять тебя азартом и страстью к жизни.
Проситель наморщил лоб и произнес:
— Значит ли это, что всякий раз, достигая одной цели, я должен искать следующую, всякий раз, когда исполняется одна моя мечта, я должен загадывать другую, и только в поиске я обрету счастье?
1. Сформулируйте основную мысль этого текста, записав ответ одним предложением.
2. Найдите в тексте особые глагольные формы; сгруппируйте, опираясь на их морфологические свойства (признаки). Выберите самостоятельно форму записи ответа.
3. Преобразуйте предложения с причастными и деепричастными оборотами в синонимичные синтаксические конструкции. Составьте алгоритм действий для выполнения данного задания.
4. Определите морфемное строение четвертого по счёту причастия из данного текста. Какие орфографические особенности надо учесть при записи этого слова? Свой ответ оформите в виде связного высказывания.
5. Сократите этот текст до 10 предложений, запишите, заменив диалог прямой речью.
Комплекснаяработа по русскому языку составлена с целью выявления уровня сформированности некоторыхпредметных и метапредметных умений учащихся на основе работы с текстом и позволяет определить уровень сформированности читательской грамотности: умение находить информацию, интерпретировать, преобразовывать, осмыслять, оценивать, генерировать в собственный текст,
2.Небольшие тренировочные задания по формированию читательской грамотности:
Задания включает действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Происходит формирование логических действий анализа, синтеза, сравнения, установления связей, способностей к выделению существенных и несущественных признаков.
Задание 1(включает два задания для 5 класса).
1.Найдите и выпишите в каждой группе однокоренных слов лишнее:
Мама сварила варенье и поставила баночку на стол. В банку влетела оса. Она сердито жужжала, потому что не могла выбраться из варенья. Котенок сидел на столе и удивленно смотрел на банку. «Почему варенье сердится?» – думал кот.
Задание 2(включает три варианта задания).
Найдите соответствие между номерами слов и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
(подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование).
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
Автор: Макеева Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
МАОУ ПГО «СОШ-лицей №4 «Интеллект»
Тесты с заданиями по формированию читательской грамотности в работе с текстом.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Читательская грамотность определяется по уровню сформированности трех групп умений.
Группы читательских умений:
— Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла, нахождение информации;
— Рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Раньше основное ожидание по отношению к ученику сводилось к формуле: «Прочти и перескажи». Теперь надо учить поиску информации и её использованию. Следовательно, любые исследования, измеряющие читательскую грамотность учащихся, получивших обязательное школьное образование, должны быть сфокусированы на таких читательских умениях, как поиск, выбор, интерпретация и оценка информации из текстов, используемых во внешкольных ситуациях.
Эти читательские умения не только определённым образом оттачивают умы учащихся, не только служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, но и являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни.
Мной были составлены тесты для проверки сформированности умений читательской грамотности. При составлении я руководствовалась следующими критериями.
В работе использовала разные виды источников:
Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Абзацы и более крупные единицы текста организованы иерархически и обозначены заголовками и подзаголовками.
ПРИМЕР: художественные и научные тексты, статьи журналов (только текст), газет и интернет-страниц.
Несплошные тексты организованы иначе, содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи (например, названия осей графика). В таких текстах практически отсутствуют словесные пояснения, развернутые предложения.
Смешанные тексты – это не текст с набором иллюстраций, они соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Невербальные элементы — это не просто иллюстрации, это особые связи (оформление абзацев), это форма представления текста, это несущие смысловую нагрузку графические элементы (символы, диаграммы, блоки схем, карты и прочее). В смешанных источника текста больше, чем в несплошных.
ПРИМЕР: веб-страницы, инфографика, объявления и другие.
Одновременно каждый источник должен соответствовать определенной ситуации:
Примеры: письма (электронные и обычные), смс, блоги, дневниковые записи.
Общественная. В таких ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Они предполагают более или менее анонимные человеческие связи.
Примеры: официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости, форумы в Интернете.
Деловая. Текст обслуживает выполнение какого-либо безотлагательного дела. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оценить готовность успешно функционировать за порогом школы, применяя свои знания и умения в реальной жизни.
Примеры: поиск работы в соответствующем разделе газеты или в Интернете, инструкция о том, как приступить к работе, деловые письма.
Таким образом, пакет заданий состоит из трех разных источников, в каждом из которых описана одна ситуация.
Объем сплошного текста:
1 класс – примерно 60 слов
2 класс – примерно 80 слов
3 класс – примерно 90 слов
4 класс – примерно 110 слов
К каждому источнику составлено по 6 заданий разного вида:
Два задания на проверку умения находить информацию (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения интерпретировать текст (одно трудное и одно легкое)
Два задания на проверку умения осмыслять и оценивать информацию (одно трудное и одно легкое).
1) Нахождение информации (НИ):
Найти один или более отрывков информации, каждый из которых, отвечает одному или нескольким критериям.
Находить противоречивую информацию в тексте.
Найти и распознать связи между отрывками информации.
Установить возможную последовательность или комбинацию отрывков с неизвестным контекстом или формой.
Сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания.
2) Интерпретация текста (ИТ):
Определить главную мысль.
Истолковывать значения слов или фраз в пределах ограниченной части текста, когда информация малоизвестна и требуется сделать простые выводы.
Также проверяется умение применять информацию.
Объединять несколько частей текста для того, чтобы определить главную мысль, истолковывать разделы текста, беря в расчет понимание текста в целом.
Объяснять связи и истолковывать значения слов, смысл фраз и нюансов языка.
3) Рефлексия и оценка (РО):
Делать сравнения или устанавливать связи между текстом и внешними знаниями.
Объяснять особенности текста, основываясь на собственном жизненном опыте.
Давать объяснения или оценивать особенности текста.
Демонстрировать точное понимание текста в связи с известными, повседневными знаниями.
Объяснять и оценивать особенности формы представления текста.
Задания следующих типов:
Закрытый тип – выбор одного или нескольких ответов.
Открытый тип – в ответе необходимо вписать одно слово, последовательность букв или число.
Количество вариантов ответов в задании закрытого типа и на сопоставление:
Доклад по теме «Приемы формирования групп читательских умений»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВЕРХ-АЛЛАКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ФГОС начального общего образования:
Приемы формирования групп читательских умений
Смирнова Нина Николаевна
учитель начальных классов
учитель первой квалификационной категории
В данном докладе мной представлен небольшой теоретический и практический опыт по данной теме.
ФГОС НОО содержит следующую информацию, которая относится к читательской грамотности:
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий… для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;… соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Математика и информатика:
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение … решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, … работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
освоение доступных способов изучения природы и общества
( …, сравнение, классификация с получением информации …., в открытом информационном пространстве).
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций.
Что же такое читательская грамотность и в чем ее отличие от смыслового чтения?
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Читательская грамотность – один из планируемых результатов начального образования направленная на решение новой задачи обучения.
Это задача освоения способа формирования читательских умений в образовательной практике. В результате изучения всех учебных предметов в начальной школе выпускники приобретут первичные навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее.
Новыми требованиями к результатам образования оценивается два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы:
1. чтение с целью приобретения литературного читательского опыта;
2. чтение с целью освоения и использования информации.
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни.
Чтение – нахождение информации посредством поиска, производимого в письменных источниках, наблюдения, сбора и т.п.
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
• умения, целиком основанные на тексте: извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
• умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя
Читательская грамотность – возможность размышлять о прочитанном и использовать прочитанное инструментально, для достижения личных и общественных целей, в первую очередь для дальнейшего обучения.
Умение осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла включают определение главной темы, общей цели или назначения текста. Действия, направленные на выявление общего понимания текста, предполагают также умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом; частью текста и специфической сноской, данной к ней автором; умение выбрать из сформулированных идей текста наиболее общую, доминирующую.
Работа с умением находить информацию в тексте может быть построена на использовании заданий, при выполнении которых учащемуся требуется «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой единицы информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Для работы с умением интерпретировать текст, развивать его концептуальный смысл учащимся необходимо сравнить и противопоставить заключенную в тексте информацию разного характера, обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста.
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Для организации работы с умением осуществлять рефлексию на содержание текста необходимо, чтобы учащийся, выполняя задания, связал информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценил утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, нашел доводы в защиту своей точки зрения.
ФГОС: Основные группы умений
1. Общее понимание текста и ориентация в тексте (определение основной идеи текста, поиск и выявление в тексте информации, представленной в различном виде (ориентация в тексте), а также формулирование прямых выводов и заключений).
2. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста – включая анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений.
3. Использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний.
ГРУППЫ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Формирование групп читательских умений на примере текста «Дельфин»
Вы видели когда-нибудь дельфинов? Дельфин – животное-загадка на нашей планете. Интеллект этого морского жителя считают настолько высоким, что его называют «человеком моря”. Блестящие тела дельфинов своей формой напоминают капли. Морда вытянута в узкий клюв, ноздри слиты в одно «дыхло”, из которого животное может выпускать фонтан брызг высотой два метра. Хвост у дельфинов, в отличие от рыб, расположен горизонтально.
«Люди моря» прославились как неутомимые спутники кораблей. Часто видели, как они провожали суда в открытое море. Дельфины могут плавать со скоростью 50 километров в час, никто в море не плавает быстрее них. Самый быстрый дельфин – белобочка.
Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие. Они выкармливают детенышей молоком и дышат не жабрами, а легкими. Им часто нужно выныривать из воды, чтобы вдохнуть. Ныряют в воду обычно не дольше чем на 3 минуты. Дельфины встречаются во многих морях и океанах мира. В день дельфин съедает до 30 килограммов живой рыбы. Дельфины всегда охотятся стаями. Они нагоняют косяк рыб и окружают его. Потом выталкивают рыбу на самое мелководье и там поедают ее.
Живет дельфин около 50 лет. Средняя масса их – 500 килограммов. А белуха может весить до 940 килограммов. Дельфинята рождаются примерно один раз в два года. Дельфиниха в это время старается высоко выпрыгнуть, чтобы детеныш смог сделать первый вдох. Дельфины – очень трогательные родители, опекающие своих детенышей около 5 лет.
Дельфины могут издавать различные звуки – свист, щелканье, лай, стон, визг, похрюкивание, мяуканье, чириканье и другие. Унылый протяжный свист и следующий за ним высокий и мелодичный означает, что дельфин зовет на помощь. Когда дельфины сердятся, они начинают лаять!
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в явном виде:
На что похоже тело дельфина?
Какую скорость могут развивать дельфины?
Пронумеруй события в том порядке, как о них рассказывается в тексте:
Дельфины всегда охотятся стаями.
Они выталкивают рыбу на мелководье и поедают ее там.
В день дельфин съедает до 30кг живой рыбы.
Дельфины нагоняют косяк рыб и окружают его.
Какие звуки могут издавать дельфины?
Задания, направленные на формирование умения извлекать информацию, данную в тексте в неявном виде, формулировать выводы:
Кто в море плавает быстрее: акула или дельфин?
Почему дельфинов относят к млекопитающим? Обоснуй свой ответ.
Для чего дельфины часто выпрыгивают из воды?
Задания, направленные на формирование умения интерпретировать и обобщать информацию, полученную из текста:
За что дельфинов называют «люди моря»? (Обведи букву одного верного ответа):
А) Дельфины похожи на людей.
Б) Дельфины любят общаться с людьми.
В) Интеллект дельфина настолько высок, что его сравнивают с интеллектом человека.
О чем говорит тот факт, что у дельфинов есть особый призыв о помощи?
Задания, направленные на формирование умения анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста:
Как ты понимаешь выражение «дельфины очень трогательные родители»?
Попробуй объяснить, почему дельфины получили такие названия: белобочка, белуха?
Почему ученые называют дельфинов животные загадка? (Обведи буквы всех ответов, которые ты считаешь верными):
А) Дельфины провожают суда в открытом море.
Б) Дельфин – животное, которое до сих пор до конца не изучено.
В) Многое в поведении дельфинов не похоже на поведение других животных.
Г) Когда дельфины сердятся, они начинают лаять.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
В начальной школе, когда у обучающихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Реализация обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения
Ниже представлены приемы не только РКМЧП, но и другие, направленные на развитие младших школьников.
Приём «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
Приём «Составление вопросов к задаче». Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
Приём «Синквейн». Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Основной акцент делается на содержание и на принципы построения каждой из строк.
Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.
В данном случае речь идёт о творческой работе по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах.
Приём «Верите ли вы…»
Проводится в начале урока, после сообщения темы с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Например, класс делится на две команды. Одна высказывает фантазийные предположения, другая анализирует их.
Приём «Работа с вопросником» применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов, в том числе при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы. Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы. Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать »умные» вопросы.
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока всех учебных предметов. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Объясните почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…?
В чём различие…? Почему вы считаете….? Кто. Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…?»
Приём «Ключевые слова». Смысл данного приема заключается в том, что необходимо из текста выписать слова. Другой вариант – придумать слова, а затем по ним можно просить составить рассказ или определения некоторого понятия.
Приём «Мозговой штурм». Этот прием позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики должны найти собственное мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации и обязательно его аргументировать.
Приём «Создание викторины». Используется прием после изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, на основе учебных текстов, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).
Прием «Чтение – суммирование в парах»
Чаще используется для изучения нового материала. Лучше этот прием применять в 3 – 4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст разным парам учеников). Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание, затем пред всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивание делают коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что нового узнали по изучаемой теме.
Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
Прием «Кластер».Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Кластеры используются для структуризации и систематизации материала как способ графической организации учебного материала. Суть приема заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается в круг основное слово (идея, тема), а от него в разные стороны отходят смысловые записи, подтверждающие ключевое слово-идею (слова, рисунки). Обучающимся предлагается прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, использую текст и свой жизненный опыт, положительных качеств главного героя, другая – об отрицательных качествах, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написания творческих работ»
Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения раздела, или самому написать сказку, стихотворение. Эта работа выполняется детьми в зависимости от уровня их развития, все с удовольствием выполняют посильную работу.
Таким образом получается, что умение читать уже не может считаться способностью, приобретенной в раннем школьном возрасте, и сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Читательская грамотность четвероклассников – способность понимать и использовать письменную речь во всем разнообразии ее форм для целей, требуемых обществами (или) ценных для индивида.
На основе разнообразных текстов юные читатели конструируют собственные значения. Они читают, чтобы учиться, чтобы участвовать в школьных и внешкольных читательских сообществах и для удовольствия.