на какую нагрузку должны быть рассчитаны детали крепления стального каната а также
На какую нагрузку должны быть рассчитаны детали крепления стального каната а также
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СТРОИТЕЛЬСТВО
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты), расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту, применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защиты работающих при падении с высоты, и устанавливает общие технические требования к ним, а также условия их применения.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Канаты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения канатов при их установке и эксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.2. Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам зданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.
Принципиальная схема каната приведена на чертеже.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ СТРАХОВОЧНОГО КАНАТА
Выше плоскости опоры для ступеней ног
На уровне плоскости опоры для ступеней ног
1.3. Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работающего.
Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
1.4. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.
1.5. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступеней ног.
При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть закреплен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступеней ног, а при переходе по подкрановым балкам-не более 1,2 м.
1.6. Длину каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
1.7. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступеней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м,-менее 56000 Н (5600 кгс).
1.8. Для изготовления страховочного каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступеней ног работающего, следует применять стальные канаты диаметром 8,8 мм по ГОСТ 3077-80, диаметром 9,1 мм по ГОСТ 2688-80 или диаметром 9,7 мм по ГОСТ 3069-80, а для каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м,-стальные канаты диаметром 10,5 мм по ГОСТ 3077-80 или по ГОСТ 3069-80 и диаметром 11,0 мм по ГОСТ 2688-80; при этом следует применять стальные канаты маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/мм 2 ).
Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.9. При установке каната выше плоскости опоры для ступеней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.
Предварительное натяжение каната следует производить до установки его на промежуточные опоры.
Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).
Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей.
Расстояние между точками закрепления, м | Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) | Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм | |
8,8; 9,1; 9,7 | 10,5; 11,0 | ||
12 | 1000 (100) | 55 | 75 |
21 | 1000 (100) | 220 | 300 |
36 | 2000 (200) | 240 | 340 |
48 | 3000 (300) | 280 | 400 |
60 | 4000 (400) | 330 | 480 |
Соотношения между величинами и предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в этой таблице, должны быть установлены стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.10. При установке каната на уровне плоскости опоры для ступеней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
1.11. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку, равную 22000 Н (2200 кгс) и действующую в течение 0,5 с.
1.12. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.
1.13. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.
Сигнальная окраска-по ГОСТ 12.4.026-76.
1.14. На канаты должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации.
1.15. Канат перед эксплуатацией, а также через каждые 6 мес в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой по методике, изложенной в п. 3.4.
1.16. Термин, использованный в настоящем стандарте, и его пояснение приведены в справочном приложении.
2.1. Канат должен подвергаться приемо-сдаточным, периодическим и типовым испытаниям, которые проводятся предприятием-изготовителем и потребителем.
Приемка канатов производится партиями. Число канатов в партии должно быть не более 200 шт.
2.2. Приемо-сдаточным испытаниям на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.3, 1.13 и 4.1 должен быть подвергнут каждый канат.
2.3. Проверку соответствия каната требованиям п. 1.4 настоящего стандарта производят путем взвешивания на весах по ГОСТ 13882-68. Для этого от каждой партии отбирают 3 % канатов, но не менее 3 шт.
3.1. Высоту установки каждого каната от плоскости опоры для ступней ног (п. 1.5) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 127-75 в местах его закрепления на концах, а расстояние между точками закрепления при длине каната более 12 м (п. 1.16)-стальной рулеткой по ГОСТ 7502-80.
3.2. Величины статических разрывных усилий стального каната (п. 1.7), а также соответствующие им размеры сечения каната по стандартам, указанным в п. 1.8, устанавливают по данным результатов механических испытаний в актах-сертификатах.
3.3. Величину предварительного натяжения каждого каната (п. 1.9) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 величины провисания в середине пролета каната, установленного в рабочее положение.
Результаты замера должны соответствовать данным, приведенным в таблице настоящего стандарта; при этом предельное отклонение от контролируемой величины ± 15 мм.
При измерении величины провисания каната он должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
3.4. Соответствие установленного в рабочее положение каната требованиям п. 1.11 следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.
3.5. Испытание каната в процессе эксплуатации (п. 1.15) осуществляют по методике, изложенной в п. 3.4.
3.6. После испытания по пп. 3.4 и 3.5 канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом эксплуатацию каната разрешают в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.
3.7. Испытания каната по пп. 2.2, 2.3 и 3.2 осуществляет предприятие-изготовитель. Контроль соответствия каната требованиям, приведенным в пп. 1.2, 1.3, 1.13, 3.1, 3.3 и 4.1 а также их испытания по пп. 3.4 и 3.5 осуществляет предприятие, эксплуатирующее канат.
4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Каждый канат должен иметь маркировку. Маркировка должна включать:
товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);
значение статического разрывного усилия;
дату изготовления (месяц, год);
дату испытания (месяц, год);
обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.
4.2. Места маркировки, требования к упаковке, транспортированию и хранению канатов должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ЕГО ПОЯСНЕНИЕ
Страховочный канат-устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально с наклоном до 7°, концы которого неподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооружений непосредственно или через специальные элементы.
На какую нагрузку должны быть рассчитаны детали крепления стального каната а также
Система стандартов безопасности труда. Строительство
Общие технические требования
Occupational safety standards system. Building. Safety ropes. General safety requirements
Дата введения 1983-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 декабря 1981 г. N 234 дата введения установлена 01.01.83
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2003 г.
Настоящий стандарт распространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты), расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту, применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защиты работающих при падении с высоты, и устанавливает общие технические требования к ним, а также условия их применения.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Канаты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения канатов при их установке и эксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.2. Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам зданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.
Принципиальная схема каната приведена на чертеже.
1.3. Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работающего.
Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ СТРАХОВОЧНОГО КАНАТА
Выше плоскости опоры для ступней ног
На уровне плоскости опоры для ступней ног
1.4. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.
1.5. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.
1.6. Длину каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.9. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.
Предварительное натяжение каната следует производить до установки его на промежуточные опоры.
Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).
Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей.
Расстояние между точками закрепления, м
Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс)
Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм
На какую нагрузку должны быть рассчитаны детали крепления стального каната а также
Система стандартов безопасности труда. Строительство
Occupational safety standards system. Building. Safety ropes. Specifications
Дата введения 2013-07-01
Предисловие
Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Федеральный центр нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» (ФАУ «ФЦС») с участием ЗАО «Научно-производственная фирма «Веркам»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом ТК 465 «Строительство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и оценке соответствия в строительстве (протокол от 4 июня 2012 г. N 40)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 ноября 2012 г. N 943-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.107-2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2013 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Апрель 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 427 Линейки измерительные металлические. Технические условия
ГОСТ 2688 Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6х19 (1+6+6/6)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 3077 Канат двойной свивки типа ЛК-О конструкции 6х19 (1+9+9)+1 о.с. Сортамент
ГОСТ 7502 Рулетки измерительные металлические. Технические условия.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 страховочный канат: Устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте и состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или под углом до 10° к горизонту, концы которого неподвижно закреплены непосредственно к конструктивным элементам зданий и сооружений или через специальные устройства.
3.2 опора: Элемент конструкции здания или сооружения, специальное устройство, прикрепляемое к элементам зданий, монтажные петли сборных железобетонных конструкций, специальные анкерные устройства и т.п., к которым прикрепляют страховочные канаты.
3.3 амортизатор: Компонент предохранительного пояса, снижающий до безопасного значения динамическую нагрузку, действующую на тело человека при защитном действии предохранительного пояса, закрепленного к страховочному канату.
3.4 сборочная единица страховочного каната: Страховочный канат с натяжными и крепежными деталями, обеспечивающими неподвижное закрепление стального каната к опоре.
4 Технические требования
4.1 Страховочный канат должен изготавливаться и применяться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и других нормативных или технических документов, распространяющихся на страховочные канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения страховочного каната конкретной конструкции при его установке и эксплуатации, следует предусматривать в инструкциях по эксплуатации канатов, разработанных и утвержденных в установленном порядке.
4.2 Страховочный канат должен быть снабжен устройством для его крепления к опорам. Устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия и перестановки страховочного каната.
4.3 Для изготовления страховочного каната должен применяться гибкий стальной канат из оцинкованной проволоки маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву не менее 1800 Н/мм (180 кгс/мм ), соответствующий ГОСТ 2688 или ГОСТ 3077. Канат должен быть двойной свивки типа ЛК-Р или ЛК-О конструкции 6 19+1.
Не допускается применение случайно подобранных канатов, не имеющих сопроводительной документации (документа о качестве) предприятия-изготовителя, а также канатов и веревок из синтетических или натуральных волокон.
4.4 При использовании предохранительного пояса, снабженного амортизатором, диаметр каната должен назначаться в соответствии с действующими национальными требованиями*. Информация о необходимости применения пояса с амортизатором должна содержаться в сопроводительной документации (документе о качестве) страховочного каната конкретной конструкции и указываться в инструкции по его эксплуатации.
* В Российской Федерации при использовании пояса с амортизатором по ГОСТ Р 50849-96 диаметр страховочного каната должен быть не менее 6 мм с разрывным усилием каната не менее 22000 Н (2200 кгс).
4.5 В канатах не допускаются:
— наличие коррозии, трещин и разрывов на поверхностях деталей крепления каната;
— нарушение целостности (разрывы более двух проволок во всех прядях каната);
— деформации в виде волнистости; корзинообразные деформации; выдавливание сердечника; выдавливание или расслоение прядей; заломы, перегибы и перекручивания.
4.6 Детали крепления страховочного каната, а также опоры, к которым его закрепляют, должны выдерживать статическую нагрузку не менее 11000 Н (1100 кгс).
4.7 Детали крепления страховочного каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 40°С до плюс 50°С и относительной влажности воздуха до 100%.
4.9 Для обеспечения надежного закрепления страховочного каната к натяжным устройствам или опорам на его концах должны быть образованы петли путем заплетки концов или с помощью не менее трех грузовых винтовых зажимов.
4.10 Конструкция деталей крепления страховочного каната должна исключать травмирование рук работающего.
Детали крепления не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
Масса сборочной единицы страховочного каната не должна превышать 20 кг.
4.11 Конструктивное решение натяжных устройств и способы закрепления страховочных канатов к опорам должны быть детально разработаны в конструкторской документации на канаты конкретной конструкции.
4.12 На страховочный канат должна быть разработана в установленном порядке инструкция по его безопасной эксплуатации.
Инструкция должна быть написана простым и доходчивым языком и содержать методику испытания каната с указанием схемы испытаний, необходимые правила, разъяснения, обеспечивающие правильность его эксплуатации, правила браковки. В инструкции должно быть указано, для каких поясов (с амортизатором или без него) предназначена данная конструкция каната.
4.13 Страховочный канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног. Не допускается установка каната ниже уровня плоскости опоры для ступней ног.
При возведении монолитных зданий и сооружений для установки каната используют технологические отверстия, образующиеся в стенах или пилонах после снятия стяжных болтов щитов металлических опалубок, а в необходимых случаях просверливают отверстия диаметром от 10 до 15 мм, через которые пропускают канат.
4.14 Высота установки страховочного каната должна быть в пределах от 1200 до 2100 мм.
При переходе работающего по нижним поясам стропильных и подстропильных ферм и подкрановых балок страховочный канат должен быть закреплен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног.
4.15 Схемы установки страховочного каната приведены на рисунках 1, 2.
4.16 Длину страховочного каната между точками его закрепления (длину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
а) Схема установки страховочного каната по стенам в монолитном домостроении (канат проходит через технологические отверстия в монолитных стенах или пилонах)
б) Схема установки каната по колоннам, пилонам и т.п. в крупно-блочном и монолитном домостроении
На какую нагрузку должны быть рассчитаны детали крепления стального каната а также
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА СССР
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Канаты страховочные
Общие технические требования
Occupational safety standards system. Building.
General safety requirements.
Дата введения 1983-01-01
УТВЕРЖДЕН и ВВЕДЕН в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 декабря 1981 г. N 234
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 1987 г.
Настоящий стандарт распространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты), расположенные горизонтально или под углом до 7 град. к горизонту, применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защиты работающих при падении с высоты, и устанавливает общие технические требования к ним, а также условия их применения.
1. Технические требования
1.1. Канаты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения канатов при их установке и эксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.2. Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам зданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.
Принципиальная схема каната приведена на чертеже.
1.3. Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работающего.
Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
Принципиальная схема установки страховочного каната
Выше плоскости опоры для ступней ног
На уровне плоскости опоры для ступней ног
под острые углы в местах огибания стальным канатом конструктивных элементов;
конструкции или специальное устройство для закрепления каната
1.4. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.
1.5. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.
При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам – не более 1,2 м.
1.6. Длину каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
1.7. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, – менее 56000 Н (5600 кгс).
1.8. Для изготовления страховочного каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работающего, следует применять стальные канаты диаметром 8,8 мм по ГОСТ 3077-80, диаметром 9,1 мм по ГОСТ 2688-80 или диаметром 9,7 мм по ГОСТ 3069-80, а для каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, стальные канаты диаметром 10,5 мм по ГОСТ 3077-80 или по ГОСТ 3069-80 и диаметром 11,0 мм по ГОСТ 2688-80; при этом следует применять стальные канаты маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв.мм).
Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.9. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.
Предварительное натяжение каната следует производить до установки его на промежуточные опоры.
Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).
Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей.
Расстояние между точками закрепления, м | Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) | Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм | |
8,8; 9,1; 9,7 | 10,5; 11,0 | ||
12 | 1000 (100) | 55 | 75 |
24 | 1000 (100) | 220 | 300 |
36 | 2000 (200) | 240 | 340 |
48 | 3000 (300) | 280 | 400 |
60 | 4000 (400) | 330 | 480 |
Соотношения между величинами и предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в этой таблице, должны быть установлены стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.10. При установке каната на уровне плоскости опоры для ступней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
1.11. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку, равную 22000 Н (2200 кгс) и действующую в течение 0,5 с.
1.12. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50 град.С и относительной влажности до 100%.
1.13. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.
Сигнальная окраска – по ГОСТ 12.4.026-76.
1.14. На канаты должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации.
1.15. Канат перед эксплуатацией, а также через каждые 6 мес в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой по методике, изложенной в п.3.4.
1.16. Термин, использованный в настоящем стандарте, и его пояснение приведены в справочном приложении.
2.1. Канат должен подвергаться приемо-сдаточным, периодическим и типовым испытаниям, которые проводятся предприятием-изготовителем и потребителем.
Приемка канатов производится партиями. Число канатов в партии должно быть не более 200 шт.
2.2. Приемо-сдаточным испытаниям на соответствие требованиям пп.1.2, 1.3, 1.13 и 4.1 должен быть подвергнут каждый канат.
2.3. Проверку соответствия каната требованиям п.1.4 настоящего стандарта производят путем взвешивания на весах по ГОСТ 23711-79. Для этого от каждой партии отбирают 3% канатов, но не менее 3 шт.
3.1. Высоту установки каждого каната от плоскости опоры для ступней ног (п.1.5) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 в местах его закрепления на концах, а расстояние между точками закрепления при длине каната более 12 м (п.1.16) стальной рулеткой по ГОСТ 7502-80.
3.2. Величины статических разрывных усилий стального каната (п.1.7), а также соответствующие им размеры сечения каната по стандартам, указанным в п.1.8, устанавливают по данным результатов механических испытаний в актах-сертификатах.
3.3. Величину предварительного натяжения каждого каната (п.1.9) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 величины провисания в середине пролета каната, установленного в рабочее положение.
Результаты замера должны соответствовать данным, приведенным в таблице настоящего стандарта; при этом предельное отклонение от контролируемой величины +/-15 мм.
При измерении величины провисания каната он должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
3.4. Соответствие установленного в рабочее положение каната требованиям п.1.11 следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.
3.5. Испытание каната в процессе эксплуатации (п.1.15) осуществляют по методике, изложенной в п.3.4.
3.6. После испытания по пп.3.4 и 3.5 канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом эксплуатацию каната разрешают в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.
3.7. Испытания каната по пп.2.2, 2.3 и 3.2 осуществляет предприятие-изготовитель. Контроль соответствия каната требованиям, приведенным в пп.1.2, 1.3, 1.13, 3.1, 3.3 и 4.1, а также их испытания по пп.3.4 и 3.5 осуществляет предприятие, эксплуатирующее канат.
4. Маркировка, упаковка, транспортирование и
4.1. Каждый канат должен иметь маркировку. Маркировка должна включать:
товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);
значение статического разрывного усилия;
дату изготовления (месяц, год);
дату испытания (месяц, год);
обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.
4.2. Места маркировки, требования к упаковке, транспортированию и хранению канатов должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
Термин, использованный в настоящем стандарте,
Страховочный канат – устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально или с наклоном до 7 град, концы которого неподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооружений непосредственно или через специальные элементы.