на какую сферу воспитанника направлены методы организации жизнедеятельности
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Наталья Петровна Саломатова
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии и методы:
технология деятельностного подхода;
технология исследовательской деятельности;
организация ОД по центрам активности
Я в своей педагогической работе, стараюсь использовать и традиционные и новые технологии и методы обучения дошкольников.
— обучение организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности.
Использую следующие методы и приемы обучения:
— проблемно-поисковый метод на занятиях, стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «приняли» ли ее дети, сужу по активности детей на занятии, степени их заинтересованности;
— метод экспериментирования тоже использую в своей работе, ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно решать проблемные ситуации.
— интегрированный метод является для меня новым. Он помогает мне развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.
— побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
— исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, я учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, высказывать своё мнение, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «эксперимента»;
— проблемные и игровые обучающие ситуации;
— развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
— учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома, во время экскурсий, прогулок на своём участке и на улице;
— методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).
— проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
— задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
Результат: у детей повысилась творческая активность, повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, а также эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказы, опираясь на схематизированные образы.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
— методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные игры, ситуации, соревнования, состязания и др.);
— методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);
— эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)
— методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);
-Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельностьучастников образовательного процесса: воспитатель – ребенок, ребенок– родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель. Использую разнообразные технологии метода проектов: творческие проекты, информационные, развлечения. В технологии проектирования каждый ребенок должен чувствовать свою важность и значимость в общем деле коллектива. Я этому уделяю большое значение.
Методпроектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.
Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении. В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.
Личностно – ориентированные технологии.
Думаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.
Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Я думаю, что надо быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия провожу в разных формах: коллективные, по подгруппам, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, работа в парах. Свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д. Подгруппы объединяются с учетом общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок и сравнивая друг с другом. Также предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Провожу индивидуальную работу вне занятий с детьми неуверенными в себе.
С целью улучшения психологической атмосферы в группе стараюсь отказаться от воздействия на ребенка и перейти к взаимодействию. Даю возможность детям самим выбирать занятие по интересам в свободной деятельности. Не оставляю без внимания новые достижения детей в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха, обращаю внимание других детей на это, обязательно хвалю ребёнка в присутствии его родителей. Стараюсь создать условия для тихих, застенчивых детей, чтобы они были на равных со сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.В группе преобладают доверительные отношения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.
Результат: Таким образом, педагогический процесс в группе, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Некоторые дети даже вечером не торопятся уходить домой, и просят родителей прийти за ними позже.
Информационно-коммуникативные технологии
В своей работе я активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями. Мною используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. Кроме того неотъемлемой частью моей работы является использование ИКТ.
Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.
Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями, поэтому мы педагоги, находимся в поиске новых средств, методов и технологий образования.
Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельностия использую все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, строительно-конструктивные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.
Используя в педагогическом процессе русские и бурятские народные игры, я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и одновременно приобщаю воспитанников к народной самобытной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.
Используя игровую технологию в театральной деятельности, я стараюсь обогащать детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развиваю интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную выразительную речь, активизирую словарь, думаю, что способствую нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Думаю, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как происходит повышение эффективности воспитания и обучения детей и снятие отрицательных последствий образования.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые необходимы в жизни. И от того, как мы взрослые на своём примере, или на примере героев произведений и сказок, научим ребёнка передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения в своей жизни.
Технологии предметно – развивающей среды
Для того, чтобы достичь положительных результатов, в нашей группе создана развивающая среда, которая располагает к самой разнообразной деятельности ребенка: зона искусства, зона книги, зона строительства и конструирования, зона театра, зона различных игр.
Основные цели организации зон:
— ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;
— каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;
— для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.
Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.
— демонстрационные и раздаточные;
— визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
— естественные и искусственные;
— реальные и виртуальные;
— двигательные (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, и др.);
— игровой (игры, игрушки);
— коммуникативной (дидактический материал);
— чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
— познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
— трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Формы сотрудничества с семьями воспитанников (из опыта работы) Работа с родителями- важная составляющая часть нашего ежедневного педагогического труда. Для активизации работы с родителями мной используются.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Методы работы воспитателя ДОУ с семьями воспитанников Кононова Т. АСемья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение. Всем известно, что личность ребёнка формируется.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Юлия Павловна
Методы и приемы организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Метод – последовательность целенаправленных, взаимосвязанных совместных действий педагога и обучающихся, направленных на достижение поставленной цели.
Методы обучения должны удовлетворять требованиям:
• Воспроизводимости (другими педагогами);
Методы выбираются в зависимости от:
• поставленных целей и задач,
• индивидуальных особенностей детей.
Главный критерий оптимальности выбора метода – его результативность (качественное достижение конечного запланированного результата).
Приём – конкретный способ деятельности по достижению конкретной задачи.
В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное).
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.
Виды наблюдений: кратковременные и длительные;
повторные и сравнительные; распознающего характера;
за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.
Дидактические требования к наблюдению (Е. А. Флерина, Е. И. Радина, П. Г. Саморукова):
1-объект наблюдения должны быть интересны для детей;
2-объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
3-педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает их связь с опытом детей;
4-детям предлагается целевая установка для наблюдения;
5-стимулирование умственной активности и самостоятельности детей;
6-усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить свое развитие в деятельности детей;
7-последовательность и планомерность наблюдения;
8-сопровождение наблюдения точным и конкретным словом.
Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.
показ способов действий;
СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1- Рассказ педагога.
Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.
2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы).
По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).
По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.
4- Чтение художественной литературы.
вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности);
указание (целостное и дробное);
беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).
Дидактические правила проведения упражнений:
1-ставить перед детьми учебную задачу;
2-показывать способ выполнения действий с одновременным словесным пояснением;
3-многократное повторение упражнений с постепенно усложняющейся задачей, с введением новых приемов работы, предметного оборудования;
4-контроль со стороны педагога; переход от прямого контроля к косвенному, развитие у детей элементов самоконтроля.
2- Элементарные опыты, экспериментирование.
Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
3- Моделирование – это процесс создания моделей и их использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков).
В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.
ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
1. Дидактическая игра
2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.
внезапное появление объектов;
выполнение воспитателем игровых действий;
загадывание и отгадывание загадок;
введение элементов соревнования;
создание игровой ситуации.
Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:
— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения);
— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы);
— оснащенности педагогического процесса;
Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста Использование коврографа «Ларчик» в образовательной деятельности по математике с детьми среднего дошкольного возраста (из опыта работы).
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в музей Гигиены». Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные фонарики» Конспект организованной образовательной деятельности в младшей группе на тему «Разноцветные фонарики». Цель: Учить детей запоминать цвета.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Для повышения эффективности работы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить ее в течение всего дня. Предлагаю Вашему вниманию примерный.
Консультация для педагогов «Методы и приемы развития мелкой моторики в свободной деятельности» Педагогам известно, какую важную роль играет мелкая моторика пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста. Предлагаю Вашему вниманию.
Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.
Песочная терапия в организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Песочная терапия – это исследование поведения ребёнка, анализ его переживаний и способ наладить взаимоотношения с миром посредством игры.
«Потешники». Методическое пособие по организации театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя.
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.